Рассмотрено на заседании МО Протокол №_____ «____»______________2021 г. Руководитель МО _____________________ |
|
Согласовано Заместитель директора _______Г.А. Ядрышникова
«____» мая 2021 г. |
Приложение 31
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Грачёва Олега Юрьевича,
учителя физической культуры
первой квалификационной категории.
Шахматы 1 класс
2021 - 2022 учебный год
Элементы рабочей программы.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами:
· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
· называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
· самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами:
Познавательные УУД:
· определять, различать и называть вертикали, горизонтали,
· конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме, проводить элементарные комбинации.
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
· уметь записывать шахматную комбинацию.
· умение матовать одинокого королями, анализировать ситуацию и решать элементарные шахматные задачи.
· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
· уметь работать в паре и в коллективе.
· уметь работать над решением шахматных задач в команде.
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Содержание учебного предмета «Шахматы»
Шахматная тактика (33 ч)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Шахматные фигуры: белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур: начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур: правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель шахматной партии: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Основным видом на занятии является деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая
деятельность). Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний, обучающихся используются дидактические задания
Тематическое планирование с указанием часов отводимых на освоение каждой темы
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 33
1 класс
РРаздел
|
№ |
Темы занятия |
Сроки изучения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
Шахматная тактика -33 часа |
1. |
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. |
|
|
|
2. |
Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали. |
|
|
|
|
3. |
Диагональ. Большие и короткие диагонали. |
|
|
|
|
4. |
Белые и черные фигуры. |
|
|
|
|
5. |
Виды шахматных фигур. |
|
|
|
|
6. |
Начальное положение. |
|
|
|
|
7. |
Ладья. Место ладьи в начальном положении. |
|
|
|
|
8. |
Ход ладьи. |
|
|
|
|
9. |
Слон. Место слона в начальном положении. |
|
|
|
|
10. |
Ход слона. |
|
|
|
|
11. |
Ладья против слона. |
|
|
|
|
12. |
Ферзь. Место ферзя в начальном положении. |
|
|
|
|
13. |
Ход ферзем. |
|
|
|
|
14. |
Ферзь против ладьи и слона. |
|
|
|
|
15. |
Конь. Место коня в начальном положении. |
|
|
|
|
16. |
Ход коня. |
|
|
|
|
17. |
Конь против ферзя, ладьи, слона. |
|
|
|
|
18. |
Пешка. Место пешки в начальном положении. |
|
|
|
|
19. |
Ход пешки. |
|
|
|
|
20. |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. |
|
|
|
|
21. |
Король. Место короля в начальном положении. |
|
|
|
|
22. |
Ход короля. |
|
|
|
|
23. |
Король против других фигур. |
|
|
|
|
24. |
Шах. Шах ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. |
|
|
|
|
25. |
Открытый шах. Двойной шах. |
|
|
|
|
26. |
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. |
|
|
|
|
27. |
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой (простые примеры). |
|
|
|
|
28. |
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. |
|
|
|
|
29. |
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты. |
|
|
|
|
30. |
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. |
|
|
|
|
31. |
Игра всеми фигурами из начального положения. |
|
|
|
|
32. |
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. |
|
|
|
|
33. |
Демонстрации коротких партий. Повторение программного материала. |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.