Рабочая программа
«Скорочтение»
I.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скорочтение» (далее Примерная программа) направлена на овладение навыками техники скоростного смыслового чтения, развитие памяти, внимания, мышления, логики.
Примерная программа разработана:
1.На основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 г. № 373 ( с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);
2.Концепции развития дополнительного образования детей // Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008;
3.Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
4. В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ____________;
5. В соответствии с Положением о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога_______________;
Содержание Примерной программы представлено примерным учебным планом, календарным планом, планируемыми результатами освоения Примерной программы, условиями реализации Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Примерной программы.
II.Примерный учебный план
1-й год обучения
№ |
Тема |
Теор. |
Практ. |
Всего |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
2 |
Работа с текстами |
1 |
24 |
25 |
3 |
Работа с таблицами |
1 |
4 |
5 |
4 |
Отработка быстрого чтения по схемам |
1 |
6 |
7 |
5 |
Запоминание слов и рисунков |
1 |
7 |
8 |
6 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
Итого |
|
|
47 |
2-й год обучения
№ |
Тема |
Теор. |
Практ. |
Всего |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
2 |
Работа со слогами и словами |
1 |
40 |
41 |
3 |
Чтение текстов на время |
1 |
2 |
3 |
4 |
Отработка техники быстрого чтения |
1 |
12 |
13 |
5 |
Работа с таблицами средней сложности |
1 |
8 |
9 |
6 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
Итого |
|
|
68 |
III.Календарный учебный план
1-й год обучения
№ урока |
Планир.дата проведения |
Фактич..дата проведения |
Тема урока |
Примечания |
1 |
|
|
Вводное занятие |
|
2-3 |
|
|
Работа с движением глаз. Работа с артикуляцией губ, языка и других органов речи при чтении |
|
4-5 |
|
|
Работа с разными текстами. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения |
|
6-7 |
|
|
Знакомство с основными способами чтения. Углубленное чтение |
|
8-9 |
|
|
Панорамное чтение |
|
10-11 |
|
|
Выборочное чтение |
|
12-13 |
|
|
Чтение-просмотр и чтение-сканирование |
|
14-15 |
|
|
Знакомство со зрительным алгоритмом чтения - правильным шестиугольником |
|
16-17 |
|
|
Закрепление пройденного |
|
18-19 |
|
|
Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы |
|
20-21 |
|
|
Работа с алгоритмом и умение заполнять все блоки |
|
22-23 |
|
|
Работа с текстом. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами. |
|
24-25 |
|
|
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма |
|
26-27 |
|
|
Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки |
|
28-29 |
|
|
Знакомство с чтением и отбиванием одновременно |
|
30-31 |
|
|
Работа с карандашом и движением рук |
|
32-33 |
|
|
Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв. |
|
34-35 |
|
|
Работа с таблицами Шульте. Тренировка горизонтального движения глаз |
|
36-37 |
|
|
Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки |
|
38-39 |
|
|
Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием |
|
40-42 |
|
|
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма |
|
43-44 |
|
|
Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии |
|
45-46 |
|
|
Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии |
|
47 |
|
|
Игра «Кто читает?!» |
|
2-й год обучения
№ урока |
Планир.дата проведения |
Фактич..дата проведения |
Тема урока |
Примечания |
1 |
|
|
Вводное занятие |
|
2-5 |
|
|
Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку |
|
6-9 |
|
|
Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов |
|
10-13 |
|
|
Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью |
|
14-17 |
|
|
Работа с текстом, произвольное внимание, связь поставленной цели и интересами |
|
18-21 |
|
|
Анализ важных показателей |
|
22-25 |
|
|
Работа по отработке механизма памяти, используя специальные упражнения |
|
26-29 |
|
|
Работа с текстами научно-популярных журналов |
|
30-33 |
|
|
Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения |
|
34-37 |
|
|
Работа с разными текстами |
|
38-41 |
|
|
Текст. Метод сверхбыстрого чтения |
|
42-45 |
|
|
Работа над собой, используя аутогенную тренировку |
|
46-49 |
|
|
Работа по тренировке памяти, используя специальные упражнения |
|
50-53 |
|
|
Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения |
|
54-57 |
|
|
Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью |
|
58-59 |
|
|
Работа с разными текстами |
|
60 |
|
|
Анализ важных показателей |
|
60-61 |
|
|
Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов |
|
62 |
|
|
Работа с упражнением «Пальцы» |
|
63 |
|
|
Работа с упражнением «Муха» |
|
64 |
|
|
Работа с разными текстами |
|
65 |
|
|
Работа с упражнением «Стрелка» |
|
66 |
|
|
Работа с текстами, используя метод сверхбыстрого чтения |
|
67 |
|
|
Работа с текстами повышенной сложности, используя выученные упражнения |
|
68 |
|
|
Игра «Кто как читает?!» |
|
|
|
|
|
|
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности
-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей
умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом
-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: обучающийся научится:
-- управлять своим вниманием
- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности
- справляться с информационным «завалом»;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
-
Познавательные УУД: обучающийся научится:
-выделять в тексте самое важное и необходимое
-- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации
- обоснованно делать выводы, доказывать
-- извлекать и анализировать информацию из различных источников
Коммуникативные УУД: обучающийся научится:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи
Предметные результаты
обучающийся научится:
-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное
--свободно читать тексты больших объёмов
-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста
- владеть техникой скорочтения
--читать с применением эффективных стратегий запоминания
Условия набора в группу: принимаются учащиеся в возрасте 7-9 лет, мотивированные на освоение техники скорочтения, развития мышления и всех видов памяти.
Условия формирования групп:
Для успешной работы объединения каждую отдельную группу целесообразно комплектовать из учащихся с одинаковым уровнем образовательных возможностей.
Количество учащихся в группе: не более 8 человек.
Особенности организации образовательного процесса.
Особенностью организации образовательного процесса является применение интерактивных форм и высокий темп обучения.
Образовательный процесс строится с учётом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Учебный процесс носит интерактивный характер, обучающиеся участвуют как в групповых дискуссиях, практических занятиях, так и выполняют индивидуальные задания.
Лекции используются для акцентирования внимания учащихся на основном материале. Интерактивные практические занятия позволяют приобрести практические умения и навыки по каждой теме.
Индивидуальное выполнение заданий и упражнений используется для расширения возможностей каждого учащегося по применению на практике усвоенной теории. Практические занятия проводятся с целью синтезировать полученные знания и умения по теме и предоставить возможность преподавателю оценить эффективность изучения каждой темы.
Педагогом объединения используются следующие методы: словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение; наглядные: демонстрация; практические: упражнения, выполнение графических записей; аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ. Данная программа предполагает взаимосвязь теоретической и практической части. Важным психологическим аспектом эффективности программы является обеспечение благоприятного микроклимата на занятиях и создание ситуации успеха.
Материально-техническое оснащение Программы.
Для успешной реализации Программы необходимы:
- учебный кабинет, отвечающий требованиям СанПиНа;
- рабочее место педагога;
- столы, стулья (по количеству учащихся);
- интерактивная доска;
- учебное пособие (электронный вариант);
- рабочая тетрадь – по количеству учащихся;
- методическое пособие (педагог);
- персональный компьютер с подключением к Интернету (педагог).
Для отслеживания уровня усвоения программы «Скорочтение и развитие интеллекта» и результативности образовательной деятельности по Программе проводятся три вида диагностических исследований – входная, текущая и итоговая диагностика, позволяющие отслеживать степень усвоения умений и навыков быстрого чтения, корректировать содержание и продолжительность тех или иных тем, модулей программы. Также учитывается промежуточная аттестация учащихся.
Входная диагностика осуществляется при поступлении в объединение для формирования групп, исходя из уровня образовательных возможностей учащихся. Входная диагностика проводится в момент первого пробного индивидуального занятия в виде тестового задания, анкетирования и беседы.
Текущая диагностика - оценка уровня и качества освоения тем Программы и личностных качеств учащихся. Проводится по итогам изучения каждой темы. В конце каждого занятия в «Дневнике успеха» учащийся фиксирует свои результаты. Форма текущего контроля: самоконтроль.
Промежуточная аттестация осуществляется при прохождении отдельных учебных модулей через каждые четыре недели обучения по Программе. Форма текущего контроля: практическое задание, тестирование.
Итоговая диагностика –Форма контроля: итоговое тестирование
Формы фиксации результатов:
- диагностическая карта оценки уровня образовательных возможностей учащихся (входная диагностика);
- диагностическая карта уровня освоения образовательной программы (промежуточная аттестация, итоговый контроль).
1. http://открытаяшкола.онлайн/
2. Учебное пособие по скорочтению для общеобразовательных организаций в системе дополнительного образования «Скорочтение» под редакцией Р.Р Абзалимова Уфа – 2018г.
3.Тренажер чтения. Учимся быстро читать и запоминать: http://magicspeedreading.com/k/key_trenazer_dlia_chteniia.html;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.