Рабочая программа "Словари - наши друзья"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Словари - наши друзья"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл—10 кл
24.05.2022
Рабочая программа "Словари - наши друзья"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса разработана на основе авторской программы Л.А.Введенской «Лексика и фразеология русского языка» 1990 г., Л.А.Красиной «Словари – наши друзья» 2004 г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана.Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей данной возрастной категории и имеет не только познавательное, но и воспитательное значение.
внеурочка словари 4 класс.docx

Стрельникова Вера Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ «Хохольская СОШ»

                                                                                                                Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 4 класса разработана  на основе авторской программы  Л.А.Введенской «Лексика и фразеология русского языка» 1990 г., Л.А.Красиной «Словари – наши друзья» 2004 г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана.Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей данной возрастной категории и имеет не только познавательное, но и воспитательное значение.

Программа рассчитана на 34 часа. Режим занятий: 1 час в неделю.

Актуальность

Вопрос обогащения словарного запаса современных школьников, повышения коммуникативной компетенции, сохранения литературной нормы в настоящее время чрезвычайно актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят всё новые и новые слова, понимание которых нередко вызывает трудности. В связи с этим первостепенной задачей  учителя является работа по обогащению словарного запаса обучающихся. Ведь чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Французский лексикограф Алан Рей считал современную цивилизацию «цивилизацией словарей». Словари помогают изучить историю слова, определить его значение, установить, как последовательно развивались лексические значения слова. Словари – это история о жизни людей, их думах, бедах и радостях, традициях. Каждое слово, помещённое в словаре, связано с жизнью и деятельностью народа – творца языка, поэтому их называют «спутниками цивилизации».

 

 

 

Цели и задачи программы

Цели:

Способствовать эффективному внедрению лингвистических словарей как источника информации на метапредметном уровне;

формировать у учащихся культуру работы со словарями в целях реализации требований ФГОС.

Задачи:

1) Продолжить знакомство учащихся с основными видами лингвистических словарей, используемых в школьной практике.

2) Учить обучающихся пользоваться словарной статьёй различных словарей.

3) Помочь осознавать словарь как источник национально-культурной информации.

4) Пробуждать интерес к словарям.

5) Мотивировать учащихся к систематическому использованию лингвистических словарей в урочной, внеурочной, проектно-исследовательской деятельности.

 

Практическая значимость

рабочей программы заключается в том, что её результаты могут найти применение не только на уроках русского языка и литературы, где есть задания и упражнения, в основе которых лежит работа со словарями, но и на других уроках, где есть необходимость, например, в истолковании новых понятий, терминов и т.п.

Также чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения данного курса в 4 -ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Предметных результатов:

извлекать информацию из источников; свободно пользоваться словарями различных типов, в том числе и на электронных носителях;

вести самостоятельный поиск информации на определённую тему;

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом ситуации общения;

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать основные правила орфографии;

применять полученные знания, умения, навыки в повседневной жизни.

Метапредметных результатов:

Познавательные УУД

овладение нормами современного литературного языка;

использование добытой информации для исследовательской работы;

приобретение знаний о разнообразии лингвистических словарей.

Регулятивные УУД

умение искать и находить нужную информацию;

извлечение нужной информации и применение её в различных жизненных ситуациях.

Комуникативные УУД

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, участвовать в обсуждении актуальных тем;

повышение речевой культуры.

Личностных результатов:

осознание необходимости и важности умений пользоваться различными видами лингвистических словарей.

  Содержание программы

Тема 1. Виды словарей. Толковые словари. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Фразеологические словари. Орфоэпические словари. Орфографические словари. Посещение школьной библиотеки с обзором выставки «Словари – наши помощники и друзья». Роль словарей в жизни человека. Цели и задачи различных словарей.

Тема 2. Составление каталога имеющихся в школьной библиотеке словарей.

Тема 3.В.И.Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка». Презентация о В.И.Дале «Собирал человек слова…». Знакомство со структурой словаря: предисловие, условные сокращения, специальные пометы.

Тема 4.С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».

Тема 5. Работа с различными толковыми словарями: составление тематических кроссвордов по группам:

Темы 6, 7. Словари синонимов и антонимов. Знакомство со структурой словарей. Особенности словарной статьи словаря синонимов и антонимов. Синонимический ряд. Антонимическая пара.

Темы 8, 9. Фразеологические словари. Знакомство со структурой словарей фразеологизмов. Стилистические пометы. Словарная статья словаря фразеологизмов, её особенности.

Темы 10, 11. Подготовка и проведение Праздника фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

Тема 12. Орфоэпические словари. Знакомство со структурой орфоэпических словарей. Грамматические пометы. Создание памятки «Как работать с орфоэпическим словарём».

Темы 13, 14, 15. Орфографические словари. Знакомство со структурой орфографических словарей. Грамматические пометы. Создание памятки «Как работать с орфографическим словарём».

Тема 16, 17. Новинки лексикографии, изданные в рамках академической лексикографической программы «Словари 21 века». «Грамматический словарь русского языка» А.А.Зализняк. «Большой фразеологический словарь русского языка» В.Н.Телии. «Орфографический словарь русского языка» Б.З.Букчиной, И.К.Сазоновой, Л.К.Чельцовой .  «Словарь ударений русского языка» И.Л.Резниченко и др. Электронная форма словарей. Знакомство с электронными носителями.

Тема 18,19.Современныесловари иностранных слов.Знакомство со структурой словарей. Грамматические пометы. Практическая работа «Соотнеси слово с его значением»

Тема 20, 21, 22. Этимологические словари русского языка. Знакомство со структурой словарей. Грамматические пометы.

Практическая работа с этимологическими словарями.

Тема 23,24. Ономастические словари.Знакомство со структурой словарей. Грамматические пометы. Практическая работа «Объясни значение своего имени»

Тема 25,26.Современные толковые словари русского языка.Знакомство со структурой словарей. Грамматические пометы. Практическая работа «Соотнеси слово с его значением»

Тема 27,28. Морфемно-словообразовательный словарь.Знакомство со структурой словаря. Грамматические пометы.

Тема 29, 30. Энциклопедические словари и справочники.

Тема 31.Словарь диалектной лексики.Знакомство со структурой словаря. Грамматические пометы.

Тема 32. Словари устаревшей лексики.Знакомство со структурой словаря. Грамматические пометы.

Тема 33.Итоговое занятие. Лингвистический анализ текста с использованием различных словарей. Выполнение всех заданий предусматривает работу со словарями.

Тема 34.В гостях у словарей. Инсценировка заседания словарей. Учащиеся, исполняющие роли словарей, готовятся с помощью учителя, работая с соответствующими словарями: толковым, фразеологическим, орфографическим, орфоэпическим, словарём синонимов, словарём антонимов. Выступления учащихся от имени словарей, направляемые и координируемые учителем-ведущим, который предлагает проанализировать слово правда с разных сторон.

Перспективное задание: составление несуществующего словаря на одну из тем:

-словарь моих любимых слов,

-словарь самых важных (главных) слов

Календарно - тематическое планирование

п\п

Темы занятий

Количество часов

Дата

провед.

Дата

Факт.

 

Аудит.

Внеаудит.

1.

Словари – наши помощники и друзья.

 

+

7.09

 

2.

Школьная библиотека словарей русского языка.

 

+

14.09

 

3.

«Собирал человек слова…» В.И.Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка.

+

 

21.09

 

4.

Толковые словари.

+

 

28.09

 

5.

Творческая мастерская (создание кроссвордов)

+

 

5.10

 

6.

Словари синонимов

+

 

12.10

 

7.

Словари антонимов

+

 

19.10

 

8.

9.

Фразеологические словари

+

 

2.11

9.11

 

 

10,

11.

Подготовка и проведение праздника фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

+

 

16.11

23.11

 

 

12.

Орфоэпические словари.

+

 

30.11

 

13,

14. 15.

Орфографические словари.

+

 

7.12

14.12

21.12

 

 

16. 17.

Новинки лексикографии с использованием ИКТ.

+

 

28.12

11.01

 

 

18.19.

Современныесловари иностранных слов.

+

 

18.01

25.01

 

 

20.

21.

22.

Этимологические словари русского языка

+

 

1.02

8.02

15.02

 

 

23.

24.

Ономастические словари.

 

+

 

22.02

1.03

 

 

25.

26.

Современные толковые словари русского языка.

+

 

15.03

29.03

 

 

27.

28.

Морфемно-словообразовательный словарь

+

 

5.04

12.04

 

 

29.

30.

Энциклопедические словари и справочники.

+

 

19.04

26.04

 

 

31.

Словарь диалектной лексики.

+

 

3.05

 

32.

Словари устаревшей лексики.

+

 

10.05

 

33.

Итоговое занятие «Комплексный анализ текста» с использованием различных словарей.

+

 

17.05

 

34.

Обобщающее занятие «В гостях у словарей».

+

 

24.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список учащихся, посещающих занятие:

ФИО

1.

Болдырев Михаил Андреевич

2.

Ганзя Мария Юрьевна

3

Ганзя Матвей Юрьевич

4

Гревцева Екатерина Сергеевна

5

Долбилов Максим Олегович

6

Дровянникова Ирина Константиновна

7

Дьяченко Анна Александровна

8

Жеребцов Александр Алексеевич

9

 

 

Квасов Даниил Дмитриевич

10

Квасов Иван Дмитриевич

11

Кейзер Дмитрий Юрьевич

12

Лопина Ульяна Николаевна

13

Манжесова Кристина Владимировна

14

Маник Вера Владимировна

15

Нечаев Савелий Алексеевич

16

Прибытков Даниил Евгеньевич

17

Ткачёва Маргарита Сергеевна

18

Тройнин Денис Максимович

19

Турищева Дарья Александровна

20

Цицилин Константин Сергеевич

21

Чеботарев Виктор Владимирович

22

Тернавчук Евгений Иванович

23

Шилов АрсенийЕвгеньевич

 

 


 

Стрельникова Вера Ивановна Учитель начальных классов

Стрельникова Вера Ивановна Учитель начальных классов

Цели и задачи программы Цели:

Цели и задачи программы Цели:

В результате изучения данного курса в 4 -ом классе обучающиеся получат возможность формирования

В результате изучения данного курса в 4 -ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов: осознание необходимости и важности умений пользоваться различными видами лингвистических словарей

Личностных результатов: осознание необходимости и важности умений пользоваться различными видами лингвистических словарей

Темы 13, 14, 15. Орфографические словари

Темы 13, 14, 15. Орфографические словари

Тема 33. Итоговое занятие. Лингвистический анализ текста с использованием различных словарей

Тема 33. Итоговое занятие. Лингвистический анализ текста с использованием различных словарей

Словари синонимов + 12

Словари синонимов + 12

Морфемно-словообразовательный словарь + 5

Морфемно-словообразовательный словарь + 5

Список учащихся, посещающих занятие: №

Список учащихся, посещающих занятие: №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2022