РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся 5,7,8 классов основного общего образования
Составитель:
Изюмова Светлана Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
Для реализации рабочей программы используются:
Материалы для учителя:
1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24.
2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32.
3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N 5/6. - С. 71-74.
4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53.
ЦОР и Интернет-ресурсы:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Сборники эталонных заданий
серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства
«Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.
Программа составлена на основе Программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни», одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 7/22 от 29.09.2022г)
Программа реализуется в работе с обучающимися 5,7,8 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»[1].
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
5 класс
|
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» |
|
|
1 |
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) |
|
2 |
Работаем над проектом (Школьная жизнь) |
|
3 |
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) |
|
4 |
По страницам биографий (Великие люди нашей страны) |
|
5 |
Мир моего города (Человек и технический прогресс) |
7 класс
|
Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести» |
|
|
1 |
Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
|
2 |
Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» |
|
3 |
Человек и книга |
|
4 |
Будущее (Человек и технический прогресс) |
|
5 |
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) |
8класс
|
№ п/п |
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
Человек и книга Работа с текстом: преобразование и интерпретация
|
|
|
3 |
Познание Работа с текстом: оценка информации
|
|
|
|
|
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения,
выделения главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Основные виды деятельности |
Формы проведения занятий |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 7 класса. |
||||||
|
1. |
Введение |
1 |
Знакомство участников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. |
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успеш- |
Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы. |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/) Материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
|
|
|
|
|
|
ной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах |
|
Материалы образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) |
|
Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч) |
||||||
|
2. |
Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
1 |
Авторский замысел и читательские установки (художественный текст) |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
Дискуссия |
«Чудо на своем месте»: демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) «Репетитор»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) |
|
3. |
Человек и книга |
1 |
Особенности чтения и понимания электронных текстов (учебно-справочный текст) |
Использовать информацию из текста для решения практической задачи |
Практикум в компьютерном классе |
«Справочное
бюро» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/) |
|
4. |
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) |
1 |
Чтение и понимание несплошных текстов (инструкция, этикетка) |
Использовать информацию из текста для решения практической задачи |
Ролевая игра |
«Сгущенка»
(http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/) |
|
5. |
Будущее (человек и технический прогресс) |
1 |
Особенности чтения и понимания смешанных текстов (соотнесение текста статьи и инфографики) |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
Пресс-конференция |
«Погружение»:
демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) |
|
6. |
Планета людей (взаимоотношения) Интегрированные занятия: Читательская грамотность+ Глобальные компетенции |
2 |
Особенности чтения и понимания множественных текстов (публицистический текст) |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
Дискуссия |
«Тихая дискотека» Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao.ru) |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
|
№ п/п |
|
Основные виды деятельности
|
Формы проведения занятий
|
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
|
1-5 |
|
Использовать информацию из текста для различных целей
|
Практикум в компьютерном классе
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
«Книга из интернета» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
|
|
|
6-11 |
Научная информация: анализ и оценка Работа с текстом: преобразование и интерпретация
|
Использовать информацию из текста для различных целей
|
Конференция
|
«Исчезающая пища» (Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. ‒ Москва, СанктПетербург: «Просвещение», 2021). «Новости» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
|
|
|
12-17 |
Художественный текст как средство осмысления действительности Работа с текстом: оценка информации
|
Интегрировать и интерпретировать информацию
|
Творческая лаборатория
|
«За тенью» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
|
|
|
|
ВСЕГО: 17ч. |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
|
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
|||||||
|
всего |
контрольные работы |
практические работы |
|
|||||||||
|
Раздел 1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Смысл жизни (Я и моя жизнь) - (раздел ФОП) |
|
|||||||||||
|
1.
|
Введение в предмет «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Что мы знаем о чтении? |
1 |
0 |
0 |
06.09. |
Банк заданий ФГБНУ Институт развития стратегии образования. http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
2 |
«В мире текстов: от этикетки до повести» Текст. Виды текста. |
1 |
0 |
1 |
13.09. |
Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
3 |
Назначение текста |
1 |
0 |
0 |
20.09. |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
4 |
Основная тема и микротемы. |
1 |
0 |
0,5 |
27.09. |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
5 |
Композиция текста. |
1 |
0 |
0,5 |
04.10. |
Банк заданий. https://media.prosv.ru/fghttp://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ https://fg.resh.edu.ru/. https://myshop.ru/shop/product/4539226.html. https://fioco.ru/ примеры-задач-pisa. |
|
|||||
|
6 |
Проблемы, их формулировка. |
1 |
0 |
0,5 |
11.10. |
Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
7 |
Поиск информации в тексте. |
1 |
0 |
0,5 |
18.10. |
https://media.prosv.ru/http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
8 |
Сюжет текста. Фабула. |
1 |
0 |
0,5 |
25.10. |
https://fg.resh.edu.ru/. https://myshop.ru/shop/product/4539226.html. https://fioco.ru/примеры-задач-pisa. |
|
|||||
|
9 |
Избыточная информация в тексте и ее интерпретация. |
1 |
0 |
0,5 |
08.11 |
https://fg.resh.edu.ru/. https://myshop.ru/shop/product/4539226.html. https://fioco.ru/примеры-задач-pisa |
|
|||||
|
10 |
Последовательность изложения в тексте авторских идей. Авторская мысль и точка зрения читателя. |
1 |
0 |
0,5 |
15.11 |
https://media.prosv.ru/fghttp://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
11 |
Работа с текстами по темам «Планета людей (Взаимоотношения)» «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенци- ям» - раздел ФОП |
1 |
0 |
0,5 |
22.11 |
Функциональная грамотность. Банк заданий. https://media.prosv.ru/fg/http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
12 |
Критические статьи. |
1 |
0 |
0,5 |
29.11 |
Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
13 |
Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм. |
1 |
0 |
0,5 |
06.12 |
Функциональная грамотность. Банк заданий. https://media.prosv.ru/fg/ http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
14 |
Разные источники информации по заданной теме. |
1 |
0 |
0,5 |
13.12 |
Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» «Человек и книга»- раздел ФОП |
|
|||||||||||
|
15 |
Оглавление. |
1 |
0 |
1 |
20.12 |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
16 |
Ссылки и сноски в тексте. |
1 |
0 |
0,5 |
27.12 |
Банк заданий. https://media.prosv.ru/fg/ http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
17 |
Нумерация страниц. Главы и параграфы. |
1 |
0 |
0,5 |
17.01 |
Функциональная грамотность. Банк заданий. https://media.prosv.ru/fg/ http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
18 |
Преобразование текста в таблицы и схемы. |
1 |
0 |
0,5 |
24.01 |
Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
19 |
Интерпретация текста. |
|
|
|
31.01 |
http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
20 |
Обобщение информации, данной в тексте. |
1 |
0 |
1 |
07.02 |
Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
21 |
Рецензия. Особенности жанра. Отзыв. Эссе. |
1 |
0 |
1 |
14.02 |
Банк заданий ФГБНУ Институт развития стратегии образования. http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
21 |
Буктрейлер. |
1 |
0 |
1 |
21.02 |
Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
22 |
Иллюстрирование текста |
1 |
0 |
1 |
28.02 |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
23 |
Работа с текстами по теме «Будущее (Человек и технический прогресс)» – раздел ФОП |
2 |
0 |
2 |
07.03 14.03 |
Банк заданий ФГБНУ Институт развития стратегии образования. http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||||
|
24 |
|
|||||||||||
|
Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации» Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) – раздел ФОП |
|
|
|
|
|
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
||||||
|
25 |
Форма и содержание текста. |
1 |
0 |
0,5 |
21.03 |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
26 |
Читатель и его жизненный опыт. |
1 |
0 |
0,5 |
04.04 |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
27 |
Мировоззрение автора и исторический экскурс в тексте. |
1 |
0 |
0,5 |
11.04 |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
28 |
Герои и персонажи в тексте. |
1 |
0 |
0,5 |
18.04 |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
29 |
Критерии оценки текста. |
1 |
0 |
0,5 |
25.04 |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
30 |
Логические связи в тексте. |
1 |
0 |
0,5 |
16.05 |
Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
31 |
Особенности авторской лексики. |
1 |
0 |
0,5 |
23.05 |
Электронный банк заданий по ФГhttps://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||
|
32
|
Авторские ремарки, их назначение. Комплексный анализ текста. Итоговая проверочная работа.
|
|
|
|
30.05 |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Электронный банк заданий по ФГhttps://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||||||
|
1 |
0 |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|
Итого |
32 |
|
|
|
|
|
|||||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№ п/п |
Тема урока
|
Количество часов |
Количество к/р |
Количество уроков р/р |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
|
1 |
|
5 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
|
|
|
2 |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация
|
6 |
|
1 |
|
|
|
3 |
Работа с текстом: оценка информации
|
6 |
1 |
|
|
|
|
|
ВСЕГО: 17ч. |
17 |
2 |
1 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
|
№ |
Тема урока |
|
Количество к/р |
Дата изучения |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
|||
|
|
Человек и книга Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. 5часов
|
|
|||||||
|
1 |
Особенности чтения и понимания электронных текстов
|
|
|
04.09. |
Библиотека ЦОК https://fg.resh.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f413034 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
«Книга из интернета» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
|
|
|||
|
2 |
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Ключевые слова и их назначение. |
|
|
11.09. |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
3 |
Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
|
|
|
18.09. |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
4 |
Как читать несплошной текст. Поиск информации и обработка информации в несплошных текстах. |
|
|
25.09. |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
5 |
Смысловые связи в тексте. Средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства
|
|
1 |
03.10. |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
|
Познание Работа с текстом: преобразование и интерпретация.6 часов
|
|
11.10. |
|
|||||
|
6 |
. Строение текстов разных типов. Текст-рассуждение. Выделение тезиса и аргументов в тексте учебно-научного стиля. Научная информация: анализ и оценка
|
|
|
09.10. |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
«Исчезающая пища» (Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. ‒ Москва, СанктПетербург: «Просвещение», 2021).
«Новости» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||
|
7 |
Смысловые части текста. Микротема. Виды и формы плана.
|
|
|
16.10. |
https://m.edsoo.ru/7f413034
https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
8 |
Перекодировка информации: пометки, выписки, цитаты.
|
|
|
23.10 |
https://m.edsoo.ru/7f413034
https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
9 |
Использование в тексте графических средств, их назначение. Преобразование текста в таблицы и схемы. |
|
|
06.11 |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
10 |
Составление вопросов по тексту. Аннотация. Отзыв. Рецензия
|
|
|
13.11 |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
11 |
Подробный и сжатый пересказ. Приемы сжатия текста
|
|
1 |
20.11 |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/
|
|
|||
|
Смысл жизни (я и моя жизнь) Работа с текстом: оценка информации. 6часов |
|
|
06.12 |
||||||
|
12 |
Художественный текст как средство осмысления действительности Вычленение из текста информации, заданной в явном и неявном видах. Выявление достоверной и противоречивой информации |
|
|
27.11 |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
13 |
Интерпретация текста. Построение оценочных суждений на основе прочитанного |
|
|
04.12 |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ «За тенью» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
|
|||
|
14 |
Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. |
|
|
11.12 |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
15 |
Создание плана на основе прочитанного текста, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования |
|
|
18.12 |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
16 |
Составление на основании исходного текста монологического высказывания в соответствии с заданным типом и стилем речи. |
|
|
25.12 |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/ |
|
|||
|
17 |
Комплексный анализ текста. Итоговое занятие |
1 |
|
15.01 |
https://m.edsoo.ru/7f413034 https://fg.resh.edu.ru/
|
|
|||
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности (ФГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь как по отдельным этапам программы (модулям по каждому направлению ФГ), так и в целом по проведению программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ФГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый или голодный?», учитывающая подходы, разработанные белорусскими коллегами. Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным», неуверенно себя чувствует при решении жизненных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так думает. Рекомендуется начинать с «сытых».
Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности).
В ходе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию. Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты решений поставленных проблем.
Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки». Основная цель данной методики - самооценка уровня сформированности читательской грамотности и обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.
Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут использовать и другие методики, а также изменять предложенные методики, дополнять или усложнять их в соответствии с интересами и особенностями группы учащихся и их возрастом.
Список литературы и электронных источников:
1. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий 5-8 классы / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой.
2. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019.
3. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019.
4. Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016. https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf .
5. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. – М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2010.
6. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – С. 123–150.
7. Открытые материалы по исследованию PISA на сайте Центра оценки качества образования (ЦОКО) Института стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО) http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html (эти задания ориентированы на 15-летних школьников, можно использовать для 8-10-классников). Подборка материалов по читательской грамотности http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html .
8. Раздел проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Подборка материалов по читательской грамотности http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php .
9. Карта ресурсов по формированию и оценке функциональной грамотности (размещена на сайте МАУ ИМЦ г. Тюмени - https://imc72.ru/literacy.php)
10. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.