Приложение №3 к основной программе по истории
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УР Директор МБОУ ООШ № 6
МБОУ ООШ 6 ____________/В.К.Гордеев/
__________ /А. А. Вандышева/ Приказ № ______ от
«____»_____________2021г. «____»_____________2021г.
Рабочая программа
по работе со слабоуспевающими детьми
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №_____ от
«___»________2021 уч.год
2021-2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Цель работы:
- принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний воспитанников,
- ликвидация пробелов у воспитанников,
- создание условий для успешного индивидуального развития школьника.
Задачи работы:
1. Изучение особенностей слабоуспевающих воспитанников, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.
2. Создание условий для успешного усвоения воспитанниками учебных программ.
3. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих воспитанников.
4. Формирование ответственного отношения воспитанников к учебному труду.
Основополагающие виды деятельности:
1.Организация работы со слабоуспевающими воспитанниками.
2. Методы и формы работы со слабоуспевающими воспитанниками во внеурочное время.
3. Воспитательная работа со слабоуспевающими воспитанниками, нацеленная на повышение успеваемости.
Основные направления работы:
1. Создание благоприятной атмосферы на уроке;
2. Своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях и консультациях;
3. Изменение форм и методов учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность воспитанников и превратить их в активный субъект деятельности.
4. Повышение учебной мотивации через создание ситуации свободного выбора и успеха, чтобы освободить воспитанников от страха перед ошибками.
5. Ориентирование детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
6. Культивирование физического развития и здорового образа жизни.
Виды помощи в учении:
1. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
2. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
3. Поддержание интереса слабоуспевающих воспитанников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
4. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным воспитанником.
Возможные причины отставания воспитанниками от программы
Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в странеухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье воспитанников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Социально-психологический фактор неуспеваемости. Ребенок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий воспитанник выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживают ситуацию неуспеха. Все это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.
1. 1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2. 2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. 3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
· Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» воспитанников с низкими учебными возможностями.
4. Для этого необходимо ответить как минимум на три вопроса:
Кого учить? Чему учить? Как учить?
5. Отставание воспитанника в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
- Частые заболевания.
- Пропуски и занятий.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Следствие: не умеет
1. Устанавливать причинно-следственные связи;
2. Учитывать все признаки предмета или явления;
3. Видеть общее ит.д.;
2. Несформированность учебных навыков
Ребенок не умеет учиться: с текстом; выделять главное, существенное; может организовать свое время и распределить усилия и т.д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется: отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т.д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено: с воспитанником никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книги, а предпочитает пустое времяпрепровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что воспитанник делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес.
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т.д.)
Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен других видах деятельности. Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны» при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно – логического мышления.
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность.
Проявляется в:
- утомляемости;
- истощаемости;
- медленном темпе работы;
Чему учить? - Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить?
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности?
Для того чтобы заинтересовать воспитанников, необходимо использовать все возможности учебного материала:
· Создавать проблемные ситуации;
· Активизировать самостоятельное мышление;
· Организовывать сотрудничество воспитанников на уроке;
· Выстраивать позитивные отношения с группой;
· Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения цели следует ориентировать воспитанника на самооценку деятельности (например, задавая ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?». Вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой».). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением воспитанника к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже освоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Воспитанникам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя воспитанников.
Желательно продумывать каждый урок согласно интересам воспитанников, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:
· Решение проблемных ситуаций;
· Использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
· Связь учебной информации с жизненным опытом воспитанников;
· Организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
· Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему воспитаннику на определенном этапе урока:
· Контроль подготовленности воспитанников;
· Создание атмосферы особой доброжелательной при опросе;
· Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
· Предложение учащимся примерного плана ответа;
· Разрешение пользоваться наглядным пособиями, помогающими излагать суть явления;
· Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
· Поддерживание интереса слабоуспевающих воспитанников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;
· Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным воспитанником
· Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;
· Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
· Напоминание приема и способа выполнения задания;
· Ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения задач, упражнений;
· Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
· Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
· Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления;
· Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
· Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
· Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий;
Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости(контроль подготовленности воспитанников);
· Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у воспитанников наибольшее затруднение;
· Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые воспитанниками в устных ответах, письменных работах;
· Контролировать усвоение материала воспитанниками, пропустившими предыдущие уроки;
· В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания;
· Обязательно проверять в ходе урока степень понимания воспитанниками основных элементов излагаемого материала;
· Стимулировать вопросы со стороны воспитанников при затруднениях в усвоении учебного материала;
· Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;
· Обеспечивать разнообразие методов обучения;
· Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала;
· Стремиться меньшим числом упражнений, но поданным в определенной системе достичь большего эффекта;
· Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;
· Инструктировать о порядке выполнения работы;
· Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе;
· Умело оказывать помощь воспитанникам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;
· Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе, и осуществлять контроль;
· Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного;
· Систематически давать домашние работы над типичными ошибками;
· Четко инструктировать воспитанников о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками;
· Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих воспитанников.
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически!
Можно сделать следующие выводы:
· Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках воспитанников и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
· Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых воспитанниками, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать воспитанников общеучебным умениям и навыкам.
· Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь воспитанников в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у воспитанников внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему воспитаннику:
· Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
· Учитель для себя и для воспитанника должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить воспитанник.
Как повысить работоспособность:
· Разнообразить виды деятельности.
· Проветривать кабинет.
· Проводить физминутки.
· Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими воспитанниками:
· Карточки для индивидуальной работы.
· Задания с выбором ответа.
· Деформированные задания.
· «Разрезные» теоремы.
· Перфокарты.
· Карточки – тренажеры.
· Творческие задания.
· «Карточки – информаторы».
· «Карточки с образцами решения».
· «Карточки – конспекты».
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка:
· Восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
· Внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
· Память (вербальная, невербальная)
Стремиться понять и принять каждого ребенка.
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
Проявлять:
· Разумную требовательность
· Неиссякаемое терпение
· Справедливую строгость
· Веру в возможность воспитанника
Уметь вставать на позиции воспитанника
НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринужденный диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
В обучении применять:
· Опережающее обучение
· Различные формы групповой работы
· Взаимоопрос, самоконтроль
· Конспекты – блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию непредметных способов деятельности, развитию психологических процессов)
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
В работе со слабыми воспитанниками учитель должен опираться на следующие правила:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать воспитаннику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких воспитанников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность воспитанникам позаниматься дома.
5. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценочной, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких воспитанников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет воспитаннику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи воспитанника, ведь он сам очень болезненно к ним относится
7. Во время подготовки воспитанником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать воспитанника, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.
Любому воспитаннику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины.
Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчен его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного похода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
· При закреплении.
· При проверке домашнего задания.
· При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
· Специальных обучающих таблиц;
· Плакатов и схем для самоконтроля;
· Карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания;
· Карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
· Карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
· Карточек – инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу воспитанников на уроках и при выполнении домашних заданий?
Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода:
1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегченный, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки воспитанников (вариант определяет учитель).
5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
План работы со слабоуспевающими учащимися
Мероприятия |
Срок |
1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию сдать завучу |
Август |
2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. |
Сентябрь |
3. Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, |
Сентябрь |
4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися |
В течение учебного года. |
5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО) |
В течение учебного года. |
6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. |
Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
7.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.
|
В течение учебного года. |
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.
|
В течение учебного года.
|
9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в журнале |
В течение учебного года. |
2.Содержание учебного предмета «Обществознание»
Тема 1. Что такое общество
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.
Тема 2. Человек, природа, общество. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»
Тема 3. Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.
Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.
Тема 5. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
Тема 6. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.
Тема 7. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.
Тема 8. Общение
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.
Тема 9. Что такое экономика
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 10. Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Тема 11. Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
Тема 13. Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.
Тема 14. Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.
Тема 16. Труд
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 18. Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.
Тема 19. Богатые
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».
Тема 20. Бедные
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.
Тема 21. Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.
Тема 22. Межнациональные отношения
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
Тема 23. Конфликты в обществе
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.
Тема 24. Семья.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.
3. Требования к уровню подготовки.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
4. Критерии оценивания.
Критерии |
5 (ОТЛ.) |
4 (ХОР.) |
3 (УД.) |
2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) |
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) |
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов |
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя |
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы |
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями |
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются |
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются |
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей |
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу |
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) |
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений |
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений |
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними |
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями |
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание |
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание |
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно |
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи |
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность |
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности |
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности |
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Критерии оценки устного ответа:
§ глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
§ твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
§ неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
§ наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
§ отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
§ активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
§ активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
§ неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
§ полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
§ 75-100% - отлично «5»;
§ 60-74% - хорошо «4»
§ 50-59% - удовлетворительно «3»;
§ менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
§ глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
§ привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
§ выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
§ полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
5. Перечень учебно – методического обеспечения:
УМК
Дополнительная литература для учащихся:
1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .
2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.
Электронные ресурсы
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
2. http://socio.rin.ru/
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
6.Список используемой литературы:
Дополнительная литература:
Вильчек В.М. Алгоритмы истории, АСТ., М., 2004 г.
Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века, Русское слово, М., 2005
Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984
Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010
Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Любое издание
Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е. Обществознание («Зачем изучать общество?»). 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Баласс, 2012.
Махоткин А.В. обществознание в схемах и таблицах /А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина. – М.: Эксмо, 2012
Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2012.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2011
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.