Рабочая программа со слабоуспевающимися детьми
Оценка 4.7

Рабочая программа со слабоуспевающимися детьми

Оценка 4.7
docx
05.11.2022
Рабочая программа со слабоуспевающимися детьми
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с «отстающими» и слабоуспевающими детьми.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чайкинская школа»

Джанкойского района

Республики Крым

 

 

СОГЛАСОВАНО

«____» _______ 2016г.

Зам.директора по УВР

_______ Д.П.Опрячина

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ Е. В. Кравец

«____» __________ 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

с «отстающими» и слабоуспевающими детьми

 

 

 

 

 

 

КЛАСС:  2

            СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2016/2017 

 

 

Фамилия____Аметова ______________

Имя________Абибе _________________

Отчество____Зиадиновна ____________

Категория____I______________________

Стаж работы___35 лет________________

 

 

 

 

 

 

с. Чайкино

2016 г.


 

Пояснительная записка

 

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. 

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины.

  Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:

-  с состоянием здоровья:

 - занятия спортом;

 - какими либо видами художественного творчества;

 - неблагоприятной обстановкой в семье.

 На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель и задачи программы:

- ликвидация пробелов у учащихся по предметам: русский язык и математика;

 - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

Краткая характеристика слабоуспевающих детей  (См. в приложении список неуспевающих)

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль  за правильностью выполнения.

Принципы построения:  Приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Принципы работы с неуспевающими учениками

Учитель начальных классов   ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

1.       Физиологические;

2.       Психологические;

3.       Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

1.       Недостатки познавательной деятельности

-    несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

2.       Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

I. Недостатки познавательной деятельности.

Несформированность приемов учебной деятельности

Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются. 

           Ключевые моменты в организации учебного процесса

            со   слабоуспевающими  детьми

1.                   Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

2.                   Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

3.                   На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  

4.                   При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.

5.                   Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

6.                   Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

7.                   В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

8.                   В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

9.                   В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

10.               При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

 Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими учащимися:

1.                   С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников  усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.

2.                   Взять под систематический контроль посещаемость  учениками уроков, дополнительных занятий, кружков и спортивных секций..

3.                   Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся  – родители – преподаватели.  

4.                   В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома,  проводить беседы, давать советы и рекомендации  по улучшению успеваемости.

5.                    Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

Программа деятельности учителя начальных классов                                                         со слабоуспевающими учащимися.

Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:  - выделение опорных пунктов;

 - составление плана тезисов;

                   - составление логической схемы прочитанного отрывка;

 - формулирование главной мысли;

Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.

      Недостатки развития психических процессов.

      Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя, которая заключается в недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на восприятие учебного материала школьником в сочетании с памятью и вниманием.

      НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты. 

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,  какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают  ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации:

 - когда учитель требует немедленного ответа; 

  - в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь);  

  - в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке  домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса больше времени;

- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах   в своих знаниях, в возможности учиться;

- следует осторожно оценивать неудачи ученика;

- желательно, чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

Ведущей причиной неуспеваемости может стать несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности.                                                       

 Что в этом случае делать учителю?

1.       Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2.        Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника, тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности.

3.        Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед          учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и, в тоже время, развивающие его возможности.

4.        Учителю необходимо вычислить те сферы деятельности неуспевающего ученика, в ходе выполнения которых он может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

5.        Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.

6.        Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, тем самым не дать закрепиться новым неудачам.

7.        Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

8.        Формирование учебных интересов: дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала.


 

 

План работы со слабоуспевающими учащимися

 

Мероприятия

Срок

 Взять на учет и составить список слабоуспевающих  учащихся  по итогам диагностики учащихся.

Сентябрь

 Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся.  Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса

Октябрь

 Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися.

Ноябрь

 Собеседования с родителями неуспевающих учеников  по результатам  диагностики.

По итогам четверти.

 Собеседования с родителями  учеников  о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам  индивидуальной работы с ребенком.

Согласно графику контрольных работ.

 Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.  

Выборочно, по ситуации.

 Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего  учебного года.

 Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете, ШМО)

В течение учебного года.

  Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Обновлять по мере необходимости.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

 Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса  при анализе тематического  учета знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

 Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

                 

                       


 

Календарно-тематическое планирование

                

№ п/п

             Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

 

Русский язык Звуки и буквы Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие

1

 

 

 

Математика Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

 

 

 

Русский язык. Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов.

1

 

 

 

Математика Решение задач на нахождение целого и части.

1

 

 

 

Русский язык. Написание заглавной буквы в начале предложения. Письмо под диктовку

1

 

 

 

Математика Сложение и вычитание столбиком без перехода через десяток.

1

 

 

 

Русский язык. Восстановление  слов с непроверяемой безударной гласной.

1

 

 

 

Русский язык. Восстановление  слов с непроверяемой безударной гласной.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

 

 

 

Русский язык. Написание заглавной буквы в именах и фамилиях, кличках животных. Вставить пропущенные орфограммы. Работа с текстом.

1

 

 

 

Математика Решение задач в два действия на нахождение целого.

1

 

 

 

Русский язык. Сочетания жи - ши. Письмо под диктовку.

1

 

 

 

Математика. Решение задач на разностное сравнение в одно действие.

1

 

 

 

Русский язык. Сочетания ча -  ща, чу - -щу. Работа с печатным текстом.

1

 

 

 

Математика Решение задач на разностное сравнение в два действия.

1

 

 

 

Русский язык Сочетание –чк-, -чн-.  Работа с текстом. Исправление ошибок в тексте.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 20.

1

 

 

 

Русский язык. Написание слов с  разделительным твердым и мягким знаками.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел  столбиком без перехода через десяток.

1

 

 

 

Русский язык . Написание заглавной буквы в разных случаях. Установление границ предложений.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел столбиком с переходом через десяток.

 

1

 

 

 

Русский язык. Работа с деформированным текстом.

1

 

 

 

Математика. Решение задач в два действия в пределах 20.

1

 

 

 

Русский язык  Письмо под диктовку. Деление слов на слоги.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел столбиком с переходом через десяток.

1

 

 

 

Русский язык.  Учимся писать слова с изученными орфограммами.

1

 

 

 

Математика Решение задач разных видов.

1

 

 

 

Русский язык Списывание с печатного текста с пропущенными орфограммами.

1

 

 

 

Математика Решение уравнений.

1

 

 

 

Русский язык.   Учимся различать предлоги и приставки.

1

 

 

 

Математика.  Решение задач разных видов.

1

 

 

 

Русский язык.  Повторяем словарные слова. Письмо под диктовку текста со словарными словами.

1

 

 

 

Математика Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц в два действия.

1

 

 

 

Русский язык Правописание слов с изученными орфограммами .. Письмо слов под диктовку.

1

 

 

 

Чему я научился за этот год. Урок тест 1

 

 

 

 

 Прогнозируемый результат

Учащиеся должны уметь:

       -  применять правила правописания на изученные орфограммы;

       -  различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и 

          глухие согласные звуки;           

       -  воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

        -  выполнять вычитание, используя таблицу сложения; 

        - решать задачи в одно, в два действия;                                                                                                                   .       - выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100;                                                                                                                                           

 

 


 

Отчет  по работе со слабоуспевающими учащимися

 

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Индивидуальная  карта   ученика

 

Фамилия  ученика ……………………….

Класс………………………………….

Предмет   ……………………… 

 

№  п\п

Планируемые мероприятия

Сроки их реализации

1.

Индивидуальные дополнительные  занятия

. (Тематика    занятий)

Дата

 

Сроки

 

 

 

 

2.

Дифференцированные задания.( Указать  методическое  пособие.)

 

 

 

 

 

 

3.

Дифференцированный контроль знаний.      Темы.

 

 

 

 

 

 

4.

Работа  с  тетрадью.

 

 

 

 

 

 

5.

Консультации для родителей. (Тема)

 

 

 

 

 

 

6.

Создание ситуации успеха на уроке.

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чайкинская школа »

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чайкинская школа »

Пояснительная записка Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися

Пояснительная записка Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей

План работы со слабоуспевающими учащимися

План работы со слабоуспевающими учащимися

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Русский язык. Работа с деформированным текстом

Русский язык. Работа с деформированным текстом

Отчет по работе со слабоуспевающими учащимися

Отчет по работе со слабоуспевающими учащимися

Индивидуальная карта ученика

Индивидуальная карта ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2022