Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чайкинская школа»
Джанкойского района
Республики Крым
СОГЛАСОВАНО «____» _______ 2016г. Зам.директора по УВР _______ Д.П.Опрячина |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Е. В. Кравец «____» __________ 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
с «отстающими» и слабоуспевающими детьми
КЛАСС: 2
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2016/2017
Фамилия____Аметова ______________
Имя________Абибе _________________
Отчество____Зиадиновна ____________
Категория____I______________________
Стаж работы___35 лет________________
с. Чайкино
2016 г.
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:
- с состоянием здоровья:
- занятия спортом;
- какими либо видами художественного творчества;
- неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы:
- ликвидация пробелов у учащихся по предметам: русский язык и математика;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
Краткая характеристика слабоуспевающих детей (См. в приложении список неуспевающих)
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения: Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Принципы работы с неуспевающими учениками
Учитель начальных классов ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1. Физиологические;
2. Психологические;
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).
При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
I. Недостатки познавательной деятельности.
Несформированность приемов учебной деятельности
Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
1. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
2. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
3. На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
4. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
5. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
6. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
7. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
8. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
9. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
10. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими учащимися:
1. С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.
2. Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий, кружков и спортивных секций..
3. Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.
4. В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.
5. Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.
Программа деятельности учителя начальных классов со слабоуспевающими учащимися.
Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.
ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: - выделение опорных пунктов;
- составление плана тезисов;
- составление логической схемы прочитанного отрывка;
- формулирование главной мысли;
Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.
Недостатки развития психических процессов.
Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя, которая заключается в недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на восприятие учебного материала школьником в сочетании с памятью и вниманием.
НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.
Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей
Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.
Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации:
- когда учитель требует немедленного ответа;
- в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь);
- в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.
Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:
- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса больше времени;
- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
- следует осторожно оценивать неудачи ученика;
- желательно, чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
Ведущей причиной неуспеваемости может стать несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Что в этом случае делать учителю?
1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника, тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности.
3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и, в тоже время, развивающие его возможности.
4. Учителю необходимо вычислить те сферы деятельности неуспевающего ученика, в ходе выполнения которых он может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, тем самым не дать закрепиться новым неудачам.
7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
8. Формирование учебных интересов: дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала.
План работы со слабоуспевающими учащимися
Мероприятия |
Срок |
Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся по итогам диагностики учащихся. |
Сентябрь |
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса |
Октябрь |
Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися. |
Ноябрь |
Собеседования с родителями неуспевающих учеников по результатам диагностики. |
По итогам четверти. |
Собеседования с родителями учеников о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам индивидуальной работы с ребенком. |
Согласно графику контрольных работ. |
Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. |
Выборочно, по ситуации. |
Работа с родителями слабоуспевающих учащихся |
В течение всего учебного года. |
Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, ШМО) |
В течение учебного года. |
Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. |
Обновлять по мере необходимости. |
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. |
В течение учебного года. |
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса. |
В течение учебного года. |
Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету. |
В течение учебного года. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
Русский язык Звуки и буквы Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие |
1 |
|
|
|
Математика Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов. |
1 |
|
|
|
Математика Решение задач на нахождение целого и части. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Написание заглавной буквы в начале предложения. Письмо под диктовку |
1 |
|
|
|
Математика Сложение и вычитание столбиком без перехода через десяток. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Восстановление слов с непроверяемой безударной гласной. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Восстановление слов с непроверяемой безударной гласной. |
1 |
|
|
|
Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Написание заглавной буквы в именах и фамилиях, кличках животных. Вставить пропущенные орфограммы. Работа с текстом. |
1 |
|
|
|
Математика Решение задач в два действия на нахождение целого. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Сочетания жи - ши. Письмо под диктовку. |
1 |
|
|
|
Математика. Решение задач на разностное сравнение в одно действие. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Сочетания ча - ща, чу - -щу. Работа с печатным текстом. |
1 |
|
|
|
Математика Решение задач на разностное сравнение в два действия. |
1 |
|
|
|
Русский язык Сочетание –чк-, -чн-. Работа с текстом. Исправление ошибок в тексте. |
1 |
|
|
|
Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 20. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Написание слов с разделительным твердым и мягким знаками. |
1 |
|
|
|
Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел столбиком без перехода через десяток. |
1 |
|
|
|
Русский язык . Написание заглавной буквы в разных случаях. Установление границ предложений. |
1 |
|
|
|
Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел столбиком с переходом через десяток.
|
1 |
|
|
|
Русский язык. Работа с деформированным текстом. |
1 |
|
|
|
Математика. Решение задач в два действия в пределах 20. |
1 |
|
|
|
Русский язык Письмо под диктовку. Деление слов на слоги. |
1 |
|
|
|
Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел столбиком с переходом через десяток. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Учимся писать слова с изученными орфограммами. |
1 |
|
|
|
Математика Решение задач разных видов. |
1 |
|
|
|
Русский язык Списывание с печатного текста с пропущенными орфограммами. |
1 |
|
|
|
Математика Решение уравнений. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Учимся различать предлоги и приставки. |
1 |
|
|
|
Математика. Решение задач разных видов. |
1 |
|
|
|
Русский язык. Повторяем словарные слова. Письмо под диктовку текста со словарными словами. |
1 |
|
|
|
Математика Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц в два действия. |
1 |
|
|
|
Русский язык Правописание слов с изученными орфограммами .. Письмо слов под диктовку. |
1 |
|
|
|
Чему я научился за этот год. Урок тест 1 |
|
|
|
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны уметь:
- применять правила правописания на изученные орфограммы;
- различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и
глухие согласные звуки;
- воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
- выполнять вычитание, используя таблицу сложения;
- решать задачи в одно, в два действия; . - выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100;
Отчет по работе со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. ученика |
Причины неуспеваемости |
Использованы виды опроса |
Формы ликвидации пробелов |
Результат работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная карта ученика
Фамилия ученика ……………………….
Класс………………………………….
Предмет ………………………
№ п\п |
Планируемые мероприятия |
Сроки их реализации |
|
1. |
Индивидуальные дополнительные занятия . (Тематика занятий) |
Дата
|
Сроки |
|
|
|
|
2. |
Дифференцированные задания.( Указать методическое пособие.) |
|
|
|
|
|
|
3. |
Дифференцированный контроль знаний. Темы. |
|
|
|
|
|
|
4. |
Работа с тетрадью. |
|
|
|
|
|
|
5. |
Консультации для родителей. (Тема) |
|
|
|
|
|
|
6. |
Создание ситуации успеха на уроке. |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.