Рабочая программа со слабоуспевающимися детьми

  • docx
  • 06.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с «отстающими» и слабоуспевающими детьми.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чайкинская школа»

Джанкойского района

Республики Крым

 

 

СОГЛАСОВАНО

«____» _______ 2016г.

Зам.директора по УВР

_______ Д.П.Опрячина

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ Е. В. Кравец

«____» __________ 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

с «отстающими» и слабоуспевающими детьми

 

 

 

 

 

 

КЛАСС:  2

            СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2016/2017 

 

 

Фамилия____Аметова ______________

Имя________Абибе _________________

Отчество____Зиадиновна ____________

Категория____I______________________

Стаж работы___35 лет________________

 

 

 

 

 

 

с. Чайкино

2016 г.


 

Пояснительная записка

 

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. 

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины.

  Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:

-  с состоянием здоровья:

 - занятия спортом;

 - какими либо видами художественного творчества;

 - неблагоприятной обстановкой в семье.

 На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель и задачи программы:

- ликвидация пробелов у учащихся по предметам: русский язык и математика;

 - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

Краткая характеристика слабоуспевающих детей  (См. в приложении список неуспевающих)

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль  за правильностью выполнения.

Принципы построения:  Приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Принципы работы с неуспевающими учениками

Учитель начальных классов   ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

1.       Физиологические;

2.       Психологические;

3.       Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

1.       Недостатки познавательной деятельности

-    несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

2.       Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

I. Недостатки познавательной деятельности.

Несформированность приемов учебной деятельности

Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются. 

           Ключевые моменты в организации учебного процесса

            со   слабоуспевающими  детьми

1.                   Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

2.                   Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

3.                   На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  

4.                   При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.

5.                   Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

6.                   Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

7.                   В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

8.                   В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

9.                   В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

10.               При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

 Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими учащимися:

1.                   С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников  усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.

2.                   Взять под систематический контроль посещаемость  учениками уроков, дополнительных занятий, кружков и спортивных секций..

3.                   Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся  – родители – преподаватели.  

4.                   В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома,  проводить беседы, давать советы и рекомендации  по улучшению успеваемости.

5.                    Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

Программа деятельности учителя начальных классов                                                         со слабоуспевающими учащимися.

Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:  - выделение опорных пунктов;

 - составление плана тезисов;

                   - составление логической схемы прочитанного отрывка;

 - формулирование главной мысли;

Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.

      Недостатки развития психических процессов.

      Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя, которая заключается в недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на восприятие учебного материала школьником в сочетании с памятью и вниманием.

      НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты. 

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,  какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают  ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации:

 - когда учитель требует немедленного ответа; 

  - в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь);  

  - в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке  домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса больше времени;

- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах   в своих знаниях, в возможности учиться;

- следует осторожно оценивать неудачи ученика;

- желательно, чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

Ведущей причиной неуспеваемости может стать несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности.                                                       

 Что в этом случае делать учителю?

1.       Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2.        Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника, тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности.

3.        Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед          учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и, в тоже время, развивающие его возможности.

4.        Учителю необходимо вычислить те сферы деятельности неуспевающего ученика, в ходе выполнения которых он может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

5.        Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.

6.        Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, тем самым не дать закрепиться новым неудачам.

7.        Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

8.        Формирование учебных интересов: дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала.


 

 

План работы со слабоуспевающими учащимися

 

Мероприятия

Срок

 Взять на учет и составить список слабоуспевающих  учащихся  по итогам диагностики учащихся.

Сентябрь

 Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся.  Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса

Октябрь

 Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися.

Ноябрь

 Собеседования с родителями неуспевающих учеников  по результатам  диагностики.

По итогам четверти.

 Собеседования с родителями  учеников  о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам  индивидуальной работы с ребенком.

Согласно графику контрольных работ.

 Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.  

Выборочно, по ситуации.

 Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего  учебного года.

 Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете, ШМО)

В течение учебного года.

  Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Обновлять по мере необходимости.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

 Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса  при анализе тематического  учета знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

 Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

                 

                       


 

Календарно-тематическое планирование

                

№ п/п

             Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

 

Русский язык Звуки и буквы Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие

1

 

 

 

Математика Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

 

 

 

Русский язык. Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов.

1

 

 

 

Математика Решение задач на нахождение целого и части.

1

 

 

 

Русский язык. Написание заглавной буквы в начале предложения. Письмо под диктовку

1

 

 

 

Математика Сложение и вычитание столбиком без перехода через десяток.

1

 

 

 

Русский язык. Восстановление  слов с непроверяемой безударной гласной.

1

 

 

 

Русский язык. Восстановление  слов с непроверяемой безударной гласной.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

 

 

 

Русский язык. Написание заглавной буквы в именах и фамилиях, кличках животных. Вставить пропущенные орфограммы. Работа с текстом.

1

 

 

 

Математика Решение задач в два действия на нахождение целого.

1

 

 

 

Русский язык. Сочетания жи - ши. Письмо под диктовку.

1

 

 

 

Математика. Решение задач на разностное сравнение в одно действие.

1

 

 

 

Русский язык. Сочетания ча -  ща, чу - -щу. Работа с печатным текстом.

1

 

 

 

Математика Решение задач на разностное сравнение в два действия.

1

 

 

 

Русский язык Сочетание –чк-, -чн-.  Работа с текстом. Исправление ошибок в тексте.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 20.

1

 

 

 

Русский язык. Написание слов с  разделительным твердым и мягким знаками.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел  столбиком без перехода через десяток.

1

 

 

 

Русский язык . Написание заглавной буквы в разных случаях. Установление границ предложений.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел столбиком с переходом через десяток.

 

1

 

 

 

Русский язык. Работа с деформированным текстом.

1

 

 

 

Математика. Решение задач в два действия в пределах 20.

1

 

 

 

Русский язык  Письмо под диктовку. Деление слов на слоги.

1

 

 

 

Математика. Сложение и вычитание двухзначных чисел столбиком с переходом через десяток.

1

 

 

 

Русский язык.  Учимся писать слова с изученными орфограммами.

1

 

 

 

Математика Решение задач разных видов.

1

 

 

 

Русский язык Списывание с печатного текста с пропущенными орфограммами.

1

 

 

 

Математика Решение уравнений.

1

 

 

 

Русский язык.   Учимся различать предлоги и приставки.

1

 

 

 

Математика.  Решение задач разных видов.

1

 

 

 

Русский язык.  Повторяем словарные слова. Письмо под диктовку текста со словарными словами.

1

 

 

 

Математика Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц в два действия.

1

 

 

 

Русский язык Правописание слов с изученными орфограммами .. Письмо слов под диктовку.

1

 

 

 

Чему я научился за этот год. Урок тест 1

 

 

 

 

 Прогнозируемый результат

Учащиеся должны уметь:

       -  применять правила правописания на изученные орфограммы;

       -  различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и 

          глухие согласные звуки;           

       -  воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

        -  выполнять вычитание, используя таблицу сложения; 

        - решать задачи в одно, в два действия;                                                                                                                   .       - выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100;                                                                                                                                           

 

 


 

Отчет  по работе со слабоуспевающими учащимися

 

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Индивидуальная  карта   ученика

 

Фамилия  ученика ……………………….

Класс………………………………….

Предмет   ……………………… 

 

№  п\п

Планируемые мероприятия

Сроки их реализации

1.

Индивидуальные дополнительные  занятия

. (Тематика    занятий)

Дата

 

Сроки

 

 

 

 

2.

Дифференцированные задания.( Указать  методическое  пособие.)

 

 

 

 

 

 

3.

Дифференцированный контроль знаний.      Темы.

 

 

 

 

 

 

4.

Работа  с  тетрадью.

 

 

 

 

 

 

5.

Консультации для родителей. (Тема)

 

 

 

 

 

 

6.

Создание ситуации успеха на уроке.