Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения"
Оценка 5

Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения"

Оценка 5
docx
10.04.2022
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения"
Азбука общения на 144 часа.docx

 

 

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей

612964, Кировская область, город Вятские Поляны,

ул. микрорайон, Центральный, д.4.

тел.: (883334) 6-15-09, 6-15-91

e-mail: vpcdod@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

"Азбука общения"

Возраст учащихся: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Хисамиева Раиля Раисовна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

г. Вятские Поляны

2016г.

 

 

Пояснительная записка

 

Возраст 7-9 лет - переломный момент в жизни ребенка. С поступлением в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.

Направленность программы "Азбука  общения"  по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению — досуговой, учебно-познавательной, по форме организации —групповой,  по времени реализации — годичной подготовки.

       Программа разработана в соответствии с требованиями и нормами СанПиН 2.4.4.3172-14, СанПиН 2.4.2.2821-10, на основе авторских программ М.А. Панфиловой «Психопрофилактические сказки для школьной адаптации», А.Л. Сиротюк «Коррекция интеллекта дошкольников»,  Д. А. Глазунова «Развивающие занятия для первого класса». на основе программы психологического кружка «Вместе учимся, играем, переживаем» (Здорова Ю.В.).

   Новизна программы состоит в том, что  основное содержание занятий дополнено играми и тренинговыми упражнениями, направленными на развитие познавательной, эмоциональной сферы ребенка. Через игру – любимую деятельность детей -  можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью.  Игры обеспечивают мотивацию познания себя, товарищей, окружающего мира; учат четко формулировать свои мысли. Структура каждого занятия включает ритуалы приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, ритуал прощания. Занятия поострены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных видов универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных и др.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время при поступлении в первый класс дети умеют считать, знают буквы алфавита, однако чаще они не готовы психологически, эмоционально. Возникают трудности в понимании самого себя, своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и педагогами. К числу наиболее актуальных проблем относится  противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности.

Актуальность программы обеспечивается следующими факторами:

– созданием условий для развития ребенка;

 – развитием мотивации к познанию и творчеству;

 – обеспечением эмоционального благополучия ребенка;

– взаимодействием  педагога дополнительного образования с семьей

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

– принципах обучения (индивидуальность, доступность, наглядность, преемственность, результативность);

 – формах и методах обучения (занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, праздники)

 – методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, диагностика, анализ результатов конкурсов, соревнований);

 – средствах обучения (технические средства обучения: видеофильмы, мультфильмы, видео- и фотопрезентации; наглядно-практические: костюмы, контрольные карты, раскраски, карты с заданиями).

      Цель программы: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий; развитие коммуникативных способностей детей посредством игры.

    Задачи программы:

обучающие

ü формировать умения и навыки практического владения выразительными речевыми и  неречевыми средствами общения;

ü познакомить с эмоциями человека, научить распознавать эмоциональные реакции других людей;

ü научить способам релаксации и саморегуляции;

ü формировать ценностное отношение  к здоровому образу жизни

развивающие

ü развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию);

ü развивать навыки общения в различных ситуациях;

ü развивать собственную активность обучающихся в ходе групповых занятий;

ü развивать эмоциональную сферу

воспитательные

ü воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Сроки реализации образовательной программы: 1 год.

Формы занятий: по количеству детей, участвующих на занятии, - групповая;  

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей- игровой практикум, экскурсия, мастерская, конкурс, праздник, тренинг.

по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

  Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза  в неделю по 2 часа – 144 часа в год.

Ожидаемые результаты освоения программы: создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками  в процессе общения. Повышение познавательной активности и интереса участников. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

По окончании программы  воспитанник  будет знать:

·         нормы и правила общения;

·         способы релаксации и саморегуляции;

·         правила культурного поведения;

·         основы здорового образа жизни;

Воспитанник будет уметь:

·         владеть выразительными речевыми и  неречевыми средствами общения;

  • устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  • применять при решении творческих задач ассоциативное и образное мышление;
  • изображать на рисунке своё внутреннее состояние

 

Способы проверки результатов освоения программы:

Занятия построены таким образом, что с воспитанниками  в течение года проводятся диагностики, такие как, например: "Диагностика адаптации", "Диагностика познавательных процессов", психологические тренинги в ходе изучения той или иной темы ("Мальчишки и девчонки", "Профилактика лени") ; ведётся  мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.

Уровни сформированности УУД

На момент поступления в объединение

          В конце 1 года обучения

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки

 Проявляет самостоятельность в разных   видах детской деятельности, оценивает   деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников.

Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах

 Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх.  В  игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции

 Взаимодействует со сверстниками и   взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции

В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему

 Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему

Положительно относиться к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека

 Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам

Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности

 Принимает и сохраняет учебную задачу

Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности

 Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную

Проявляет умения произвольности предметных действий

 Овладевает способами самооценки выполнения действий

Активно взаимодействует со сверстниками и

 

взрослыми на основе общей деятельности

 

 Имеет первоначальные навыки работы в

 

группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

Проявляет любопытство ко всему новому и необычному

 Умеет задавать вопросы, проявляет не    только любопытство, но и любознательность

Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности

 Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебно-тематический план 1 года обучения (144 часа)

             Название темы          

Часы

всего

Теория

Практика

Содержание

1.

Общение

1.1

Вводное занятие «Давайте познакомимся!».  Игры на знакомство. Инструктаж "Правила поведения на занятиях".

2

1

1

 

Цель:  создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти.

Игры на знакомство, сплочение и взаимодействие. Обсуждение плана работы на год.

1.2

"Вежливость". Обыгрывание ситуаций. Составление памятки "Правила поведения".

2

1

1

Цель:  воспитание социально-коммуникативных  качеств учащихся.

Обыгрывание ситуаций.  составление памятки

" Правила  поведения"

1.3

Доброта. Знакомство с понятием "доброта".

2

1

1

Цель:  знакомство с понятием "доброта";  формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).

Фронтальная беседа. Дискуссия: "Трудно ли быть добрым?".  Рисование доброты.

1.4

Учимся работать вместе.

2

-

2

Цель:  создание условий для знакомства первоклассников с навыками учебного сотрудничества.

1.5

Сказкотерапия. Сказка "Резервы чёрствого пряника".

2

1

1

·         Цель:  актуализация личностных ресурсов, способствующих самореализации; развитие коммуникативных навыков и эмпатии.

1.6

Обобщающий урок. "Сплочение и взаимодействие в коллективе"

2

-

2

Цель:  создание условий для сплочения и взаимодействия детей в коллективе.

1.7

Интеллектуальная игра "Хочу всё знать!"

2

-

2

Цель:  развитие интеллектуальных качеств; воспитание чувства команды.

Игра

1.8

Сказкотерапия. Сказка "Страус".

2

1

1

·         Цельобучение новым моделям поведения в кризисных ситуациях, повышение уверенности в себе; обучение способам релаксации.

1.9

Знакомство с понятиями "Родина " и "родина".

2

2

-

Цель:  расширение представлений о понятиях "родина" и "Родина";  воспитание чувства гордости и уважения к своей стране и малой родине.

1.10

Символика России.

2

1

1

Цель:  дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства.

1.11

Сказкотерапия. Сказка "История Осины".

2

1

1

Цель:  повышение самооценки через осознание собственной ценности и уникальности.

1.12

 

Здоровье. Способы сохранения и  укрепления здоровья. Режим дня.

2

1

1

Цель: показать детям возможности по укреплению своего здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

1.13

Опасности, которые нас подстерегают".

2

1

1

Цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Просмотр мультфильма "Уроки осторожности от тётушки Совы". Беседа. Составление правил безопасного поведения.

1.14

"Дружба". Беседа о понимании дружбы

2

1

1

Цель:  выявление знаний детей о понятии "дружба",  формирование социально-коммуникативных  качеств (сотрудничество, гибкость, терпимость).

  Составление пословиц и поговорок о дружбе. Пение песни "Дружба крепкая не сломается"

1.15

"Можно и не ссориться".

2

2

-

Цель:  дать представление о саморегуляции в критических ситуациях; воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием.

1.16

Сказкотерапия. "Сказка про обиду".

2

1

1

Цель:  развитие толерантности,  воспитание дружеских чувств, умения прощать.

1.17

"Новогодние игры и традиции". Письмо Деду Морозу.

2

1

1

Цель:  ознакомление детей с играми и традициями в старину и в наше время; формирование чувства связи между поколениями. Составление текста письма

1.18

"Игрушек новогоднее мерцание". Изготовление игрушек из бросового материала.

2

-

2

Цель:  ознакомление детей с игрушками на ёлку разных времён; развитие творческих способностей; воспитание эстетического вкуса.

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

1.19

Изготовление  новогодней открытки.

2

-

2

Цель: воспитание эстетического вкуса.

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Изготовление открытки.

1.20

"В мире дорожных знаков".

2

2

-

Цель: развитие внимания, памяти; воспитание внимательного отношения к правилам дорожного движения.

1.21

"Человек среди людей".

2

2

-

Цель:  ознакомление детей с понятием "культура мира" и раскрытие его составляющих; развитие коммуникативных качеств.

1.22

"Учимся общению". Эффективные способы общения".

2

2

-

Цель: ознакомление с вербальными и невербальными способами общения.

1.23

"Конфликты и пути их решения".

2

-

2

Цель:  изучение и закрепление на конкретных примерах стилей конструктивного поведения.

1.24

"Дружная семья".

2

1

1

Цель: формирование понятия "семья"; воспитание чувства любви и уважения к своим родителям.

Игра "Строим дом дружной семьи". Игры-ситуации.

1.25

"Толерантность".

2

2

-

Цель:  формирование навыков толерантного отношения; развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания.

1.26

"Жадность. Притчи о жадности".

2

1

1

Цель:  знакомство с различными притчами о жадности, воспитание взаимовыручки, умения делиться с другими.

1.27

Сказкотерапия. Сказка "Хамелеон".

2

1

1

Цель: развитие самосознания, коммуникативных и творческих навыков.

1.28

"В мире профессий".

2

1

1

Цель:  ознакомление детей с названиями и сущностью различных профессий.

1.29

"Твой труд дома".

2

2

-

Цель: воспитание трудолюбия, уважения чужого труда

1.30

"В гостях у Знайки"

2

-

2

Цель: развитие памяти, внимания; воспитание доброжелательного отношения внутри группы.

1.31

Урок мужества "Дети войны"

 

2

 

 

 

2

 

 

 

-

 

 

Цель:  формирование представлений воспитанников о Великой Отечественной войне, воспитание уважения к ветеранам войны, труженикам тыла; воспитание чувства эмпатии.

Урок Мужества с использованием презентации "Дети войны".

1.32

Сказкотерапия. Сказка "Талант".

2

1

1

Цель:  знакомство с понятием "талант"; ознакомление со сказкой "Талант", развитие рефлексии.

Итого по разделу:

64

33

31

2.

Диагностики, психологические тренинги

 

 

 

2.1.

Тренинг "Узнай меня поближе".

2

-

2

Цель:  создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника.

 

2.2

Диагностика адаптации.

2

-

2

Цель:  диагностика уровня познавательной мотивации и сформированности внутренней позиции учащихся.

Работа по методике "Школа зверей".

2.3

Тренинг "Будем добрее"

2

-

2

Цель:  изучение и закрепление на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

2.4

"Рука помощи". Игры на сплочение, снятие напряжения.

2

-

2

Цель:  формирование умения рассказывать о себе, развитие чувства  принадлежности к группе, снятие напряжения.

Упражнения: "Доброе утро", "Три лица", "Быстрые превращения", "Змейка", "Истории из мешка"

2.5

Тренинг "Мальчишки и девчонки"

2

-

2

Цель: формирование гендерных установок учащихся.

2.6

Тренинг "Доверие"

2

-

2

Цель: развитие навыков сотрудничества. Обучение  детей доверять друг другу.

Игры: "Паровозик", "Управляя пальцами"

2.7

Воображение. Тренинг "Развитие воображения".

2

-

2

Цель:  знакомство с понятием "воображение", развитие воображения.

2.8

"Страхи и фобии". Просмотр мультфильма.

2

1

1

Цель:  знакомство с чувством страха; изучение выражения эмоциональных состояний в мимике; поиск путей преодоления страха; учить детей выражать чувство страха в рисунке;  

2.9

Тренинг "Как справиться со страхом"

2

-

2

Цель:  выявить доминирующее психическое состояние, восприятие детьми различных учебных ситуаций; развивать умение справляться с чувством страха.

2.10

Память. Виды памяти.

2

1

1

Цель:  знакомство с понятием "Память", видами памяти.

2.11

Тренинг "Развитие зрительной памяти". Викторина "Знаток мультфильмов"

2

-

2

Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной памяти, развитие зрительной памяти.

Игры: "Что изменилось?", "Найди отличия".

2.12

Тренинг "Развитие слуховой памяти". Игра "Музыкальный калейдоскоп".

2

-

2

Цель: развитие слуховой памяти.

Прослушивание и пение песен: "В траве сидел кузнечик", "От  улыбки", "Песенка крокодила Гены",

"Песенка Мамонтёнка".

 "Развивающие игры: "Лишние слова в песне ", "Что изменилось?", "Угадай чей голосок".

2.13

Тренинг "Развитие тактильной памяти".

2

-

2

Цель:  развитие тактильной памяти.

Игры:  "Угадай на ощупь", " Волшебный мешочек".

2.14

Внимание, виды внимания.

2

1

1

Цель: знакомство с понятием "внимание", видами внимания.

2.15

Тренинг "Развитие внимания".

2

-

2

Цель: Развитие произвольного внимания; переключения внимания и умения действовать по правилу.

Упражнения: "Запомни и нарисуй", "Найди отличия",

 Игры: "Нос, пол, потолок", "Исправь ошибки художника"."Дождь, солнце"

2.16

 Игра "Красный, жёлтый, зелёный". Переключаемость внимания.

2

-

2

Цель:  развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу. расширить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте; повторение правил дорожного движения, правил безопасности на улицах и дорогах.

 

Работа со знаками-карточками. Упражнения по запоминанию и различению знаков.

2.17

Эмоции человека. Внешние проявления эмоций.

2

1

1

Цель: изучение эмоций человека и особенностей  их внешнего проявления, профилактика робости; обучение навыкам релаксации.

Упражнения: "Настроение",  "Раскрасить любовью"

"Я сильный", "Я всё смогу"

2.18

Тренинг "Маски настроения".

2

-

2

Цель:  развитие умений выражать и распознавать настроение других людей через мимику, жесты и речь.

2.19

Мышление. Виды мышления.

2

1

1

Цель: развитие мыслительных способностей, умения классифицировать, сравнивать.

2.20

Тренинг "Развитие мышления".

2

-

2

Цель: развитие логического мышления и сообразительности.

Решение задач на смекалку. Игры: "Геометрические фигурки", "Расколдуй слово", "Составь слово".

Игры на развитие мышления. Решение задач на смекалку.

2.21

Профилактика лени. Тренинг

2

-

2

Цель:  развитие трудовых навыков.

Тренинг по профилактике лени.

2.22

Тренинг "Профилактика жадности".

2

-

2

Цель: воспитание доброты.

2.23

Тренинг "Несуществующее животное".

2

-

2

Цель:  развитие саморефлексии, воображения.

2.24

"Оценка самому себе". Анкетирование "Самооценка".

2

-

2

Цель:  диагностика уровня самооценки воспитанников. Анкетирование.

2.25

Тренинг "Путешествие в будущее"

2

-

2

  Цель: предоставить детям возможность задуматься о   будущем, попытаться сконструировать его, обсудить возможные варианты будущего; помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем; ввести понятие "жизненный выбор".

2.26

Тренинг "Мы вместе"

2

-

2

Цель: формирование навыков доброжелательного отношения у детей,  благоприятного психологического микроклимата в группе.

Итого по разделу:

52

5

47

 

3.

Игры,  праздники,  конкурсы, экскурсии

 

 

 

 

3.1

Посещение выставки "Осенние фантазии".

2

-

2

Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе; эстетического вкуса.

3.2

Праздник "Осенины".

2

-

2

Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства дружбы.

Музыкальные конкурсы, игры. Чтение стихов об осени.

3.3

"Вместе весело играть".

2

-

2

Цель: воспитывать умение расслабляться.

Игры на сплочение и взаимодействие.

3.4

Викторина "В гостях у сказки".

2

-

2

Цель: повторить и систематизировать знания о сказках; воспитание любви к сказкам.

Конкурсы: "Измени букву", " "Волшебные предметы",  "Угадай название", "Где, кто?"

3.5

День  именинников. Конкурсы.

2

-

2

Цель: поздравить детей, родившихся зимой; воспитывать чувство дружбы.

Поздравление именинников. Развлекательные конкурсы.

3.6

Интеллектуальная игра "Четвёртый лишний"

2

-

2

Цель:  развитие мышления, памяти, внимания, аналитических способностей.

3.7

Игровой практикум "Радуга"

2

-

2

Цель:  сплочение детей, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощь.

3.8

Игра "Любовь с первого взгляда"

2

-

2

Цель:  формирование гендерных установок учащихся, воспитание чувства любви к окружающим.

3.9

Праздник к дню защитников Отечества "Нашей армии герои"

2

-

2

Цель: формирование  патриотического сознания учащихся, создание представлений о достойном общемировом значении и  самоценности России.

Игры на развитие выносливости и ловкости: "Солдатская сноровка",  "Поход";  Игра на воспитание взаимопомощи: "Санчасть"; Игры на развитие мышления, памяти: " Отгадай загадку", "Письмо солдата"

3.10

Праздник к Международному женскому дню "Хозяюшки".

2

-

2

Цель:  создать условия для формирования  дружеских отношений между девочками и мальчиками.

Конкурсная программа

3.11

Игра "Юморикон". Учимся расслабляться.

2

 

-

2

Цель:  воспитывать умение развлекаться;  создание условий для гармонизации межличностных отношений.

Весёлые конкурсы: " Назови имя", "Ведроходы", "Золотое яичко". Инсценировка.

3.12

Викторина "Космическое путешествие"

2

-

2

Цель:  создание условий для патриотического воспитания детей, популяризация достижений в области космонавтики.

Викторина. Презентация "Звёздное небо".

3.13

Игра "Третий лишний"(животные)

2

1

1

Цель: развитие умения классифицировать;  развитие аналитических качеств.

Работа в группах с карточками.

3.14

 Познавательная игра "Поле чудес"

2

-

2

Цель:  проверка знаний по теме "Цветы"; развитие внимания, памяти.

Итого по разделу:

28

1

27

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год.      

Образовательная программа «Азбука общения»

Название темы

Коли

чество

 часов

Дата

 

I полугодие

по плану

факт

1

Вводное занятие «Давайте познакомимся!». Игры на знакомство. Инструктаж "Правила поведения на занятиях".

2

1.09

 

2

"Вежливость". Обыгрывание ситуаций. Составление памятки "Правила поведения".

2

7.09

 

3

Тренинг Узнай меня поближе"

2

8.09

 

4

"Учимся работать вместе"

2

14.09

 

5

Диагностика адаптации "Школа зверей"

2

15.09

 

6

"Доброта". Знакомство с понятием "доброта".

2

21.09

 

7

Сказкотерапия. Сказка "Ресурсы чёрствого пряника".

2

22.09

 

8

Тренинг "Будем добрее"

2

28.09

 

9

Обобщающий урок. "Сплочение и взаимодействие".

2

29.09

 

10

Посещение выставки "Осенние фантазии". Беседа "Золотая волшебница- Осень"

2

5.10

 

11

Праздник "Осенины".

2

6.10

 

12

"Рука помощи". Игры на сплочение, снятие напряжения.

2

12.10

 

13

Интеллектуальная игра "Хочу всё знать!"

2

13.10

 

14

Сказкотерапия. Сказка "Страус". Обучение навыкам релаксации.

2

19.10

 

15

"Вместе весело играть". Игры на сплочение и взаимодействие.

2

20.10

 

16

Психологический тренинг "Мальчишки и девчонки"

2

26.10

 

17

Викторина "В гостях у сказки"

2

27.10

 

18

Знакомство с понятиями "Родина " и "родина".

2

2.11

 

19

Символика России.

2

3.11

 

20

Сказкотерапия. "История Осины"

2

9.11

 

21

Тренинг "Доверие"

2

10.11

 

22

Здоровье. Способы сохранения и  укрепления здоровья. Режим дня.

2

16.11

 

23

Опасности, которые нас подстерегают. Просмотр мультфильма "Уроки осторожности от тётушки Совы". Беседа.

2

17.11

 

24

"Дружба". Беседа о понимании дружбы.  Составление пословиц и поговорок о дружбе.

2

23.11

 

25

"Можно и не ссориться".

2

24.11

 

26

Сказкотерапия. "Сказка про обиду".

2

30.11

 

27

Воображение. Тренинг "Развитие воображения".

2

1.12

 

28

День  именинников. Конкурсы.

2

7.12

 

29

Интеллектуальная игра "Четвёртый лишний. Животные".

2

8.12

 

30

Игровой практикум "Радуга"

2

14.12

 

31

Страхи и фобии.

2

15.12

 

32

Тренинг "Как справиться со страхом"

2

21.12

 

33

Новогодние игры и традиции. Письмо Деду Морозу.

2

22.12

 

34

"Игрушек новогоднее мерцание".  Изготовление новогодних игрушек из бросового материала.

2

28.12

 

35

Изготовление новогодней открытки.

2

29.12

 

                               II полугодие

36

Память. Виды памяти.

2

11.01

 

37

Тренинг "Развитие зрительной памяти". Викторина  "Знаток мультфильмов".

2

 

12.01

 

38

Тренинг "Развитие слуховой памяти". Игра "Музыкальный калейдоскоп".

2

18.01

 

39

Тренинг " Развитие тактильной памяти".

2

19.01

 

40

Внимание. Виды внимания.

2

25.01

 

41

Тренинг "Развитие внимания".

2

26.01

 

42

Игра "Красный, жёлтый, зелёный". Переключаемость внимания.

2

1.02

 

43

"В мире дорожных знаков".

2

2.02

 

44

Эмоции человека. Внешние проявления эмоций.

2

8.02

 

45

Тренинг "Маски настроения". Порадовать

близких - как это просто!

2

9.02

 

46

Игра "Любовь с первого взгляда"

2

15.02

 

47

Мышление. Виды мышления.

2

16.02

 

48

Праздник к дню защитников Отечества "Нашей армии герои".

2

22.02

 

49

Тренинг "Развитие мышления". Игры на развитие мышления. Решение задач на смекалку.

2

1.03

 

50

Праздник к Международному женскому дню "Хозяюшки".

2

2.03

 

51

Человек среди людей.

2

9.03

 

52

Учимся общению. Эффективные способы общения.

2

15.03

 

53

Конфликты и пути их разрешения.

2

16.03

 

54

"Дружная семья". Учимся доверию и взаимопониманию.

2

22.03

 

55

Профилактика лени. Тренинг.

2

23.03

 

56

Воображение. Тренинг "Развитие воображения".

2

29.03

 

57

Игра  "Юморикон". Учимся расслабляться.

2

30.03

 

58

Жадность. Притчи о жадности.

2

5.04

 

59

Тренинг "Профилактика жадности"

2

6.04

 

60

Викторина "Космическое путешествие".

2

12.04

 

61

Беседа "Наши питомцы". Игра "Третий лишний"(животные).

2

13.04

 

62

Тренинг "Несуществующее животное".

2

19.04

 

63

Сказкотерапия. Сказка "Хамелеон".

2

20.04

 

64

"В мире профессий"

2

26.04

 

65

"Твой труд дома"

2

27.04

 

66

"В гостях у Знайки"

2

3.05

 

67

Урок мужества."Дети войны".

2

4.05

 

68

"Оценка самому себе". Анкетирование "Самооценка".

2

10.05

 

69

Сказкотерапия. "Талант".

2

11.05

 

70

Тренинг "Путешествие в будущее".

2

17.05

 

71

Тренинг "Мы вместе"

2

18.05

 

72

Итоговое занятие. Игры на взаимодействие.

 

2

19.05

 

 

                                                                Итого:

144 часа

 

 


Приложение

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им

дополнительной образовательной программы

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики

1. Организационно-волевые качества

1. Терпение

 

 

 

 

2. Воля

 

 

 

 

3. Самоконтроль

 

 

 

 

2. Ориентационные качества

1. Самооценка

 

 

 

 

2. Интерес к занятиям в детском объединении

 

 

 

 

2. Поведенческие качества

1. Конфликтность

 

 

 

 

2. Тип сотрудничества (отношение к общим делам детского объединения)

 

 

 

 

 

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возмож

ное

число

баллов

Методы

диагностики

I. Организационно-волевые качества

1. Терпение

Способность переносить

Терпения хватает менее

1

Наблюдение

 

(выдерживать) известные нагрузки в

чем на 1/2 занятия

 

 

 

течение определенного времени,

Более чем на 1/2 занятия

5

 

 

преодолевать трудности

На все занятие

10

 

2. Воля

Способность активно побуждать

Волевые усилия ребенка

1

Наблюдение

 

V-/

побуждаются извне

 

 

 

себя к практическим действиям

 

 

 

 

 

Иногда — самим ребенком

5

 

 

 

Всегда — самим ребенком

10

 

3. Самоконтроль

Умение контролировать свои

Ребенок постоянно

1

Наблюдение

 

поступки (приводить к должному

действует под воздействием

 

 

 

свои действия)

контроля извне

 

 

 

 

Периодически

5

 

 

 

контролирует себя сам

 

 

 

 

Постоянно контролирует

10

 

 

 

_ _ _ _ -

 

 

 

 

 

II. Ориентационные

качества

 

 

1 Самооценка

Способность оценивать себя

Завышенная

1

Анкетирование

 

адекватно реальным достижениям

Заниженная

5

 

 

 

Нормальная

10

 

2. Интерес к занятиям в

Осознанное участие ребенка в

Продиктован ребенку извне

1

Тестирование

детском объединении

освоении образовательной про­

 

 

 

 

граммы

Периодически

 

 

 

 

поддерживается самим

 

 

 

 

ребенком

 

 

 

 

Постоянно поддерживается

 

 

 

 

ребенком самостоятельно

10

 

III. Поведенческие качества

 

 

 


1.     Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

 

 

 

 

2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

 

 

 

 

 

 

 

 

Избегает участия в общих делах

Участвует при побуждении извне

Инициативен в общих делах

 

Периодически провоцирует конфликты

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

 

0

 

 

1

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

1

 

 

0

Тестирование, метод незакон­ченного пред­ложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

 


Диагностические материалы

Диагностика адаптации учащихся 1 класса

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

 При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

 Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

 Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция:

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А  теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

 Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.

 Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

1. Учебный кабинет с мебелью

2. Оборудование: доска, кегли, скакалки, мячи, костюмы, маски

3. Инструменты: карандаши, линейки, фломастеры, клей- по 15шт.

4. Оснащение: стеллажи для хранения инструментов, детских работ, схем, мед. аптечка

5. Материалы: Бумага "Снегурочка",  цветная бумага, картон

6. Расходные материалы: бумага для письма, бумага для черновиков

7. Иллюстративный материал: памятки на разные темы, плакаты по технике безопасности, картинки, фотографии, раздаточный материал, карточки

8. Технические средства: компьютер, экран, монитор, принтер, мультимедийный проектор.

9. Аудио-, Фото- и видеоматериалы: видео- и  фотопрезентации, мультфильмы, подборка музыкальных произведений для релаксации, диск с караоке

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1.     Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе.- М.: Сфера, 2005.

2.     Белопольская И.Л. «Азбука настроений», М., Когито-центр, 1994.

3.     Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск,  1997.

4.     Глазунов Д.А. «Развивающие занятия для первого класса» «Глобус», Москва, 2008.

5.     Ефимкина Р.П. Детская психология.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

6.     Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения», С.- П., 1998.

7.     Казанский О.А. «Игры в самих себя», М., 1994.

8.   Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, Академия развития, 1996.

9.     Клюева Н.В.,  Устиленцева  И.В. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. – ЯР.:1995.

10.  Князева Т.Н. Я учусь учиться. - М.: Аркти, 2004.

11.  Лаврентьев Л.И., Куликов Н.И, Ерина И.Э. «Школа и нравственное воспитание личности», М., 1998.

12.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.

13.  Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», М., Сфера, 1996.

14.  Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса», М., «Народное образование», 2000.

15.  Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», М., 2003.

16.  Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – ЯР.: Гринго, 1996.

17.  Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология.- М.: Издательский центр "академия", 2001.

18.  Слободяник Н.П. «Шаг навстречу», М., Айрис-пресс, 2004.

19.  Слободяник Н.П. «Я учусь владеть собой»,  М., 2003.

20.  Тихомирова Л.Ф., А.В. Басов. Развитие логического мышления учащихся.

21.  Хухлаева О.В. «Лесенка радости», М., Совершенство, 1998.

22.  Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я», М., Генезис», 2006.

23.  Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – ЯР.: Академия Развития, 1997.

24.  Чистякова Г.И. «Психогимнастика», М., Просвещение, Владос, 1990.


Для воспитанников и их родителей:

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. -М.: Просвещение, 1980.

2. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. -М.:Педагогика,1971.

3. Игротека для мальчиков. Составитель Е. Гудневич. – М.: Изд. «Олимп». - 2000.

4. Кадрон К., Чайлдс К. Раскрашиваем лицо. – Москва, Росмэн, 1999

5. Лободина С.В. Как развить способности ребенка. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

6. Плотниекс И.Э. Психология в семье. -М.: Педагогика,1991.

7. Праздники со всего света для девочек. Составитель Е. Гудневич. – М.: Изд.    «Олимп» 2000.

8. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: русский игровой фольклор / сост.: М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. – Москва: «Просвещение». – 1995.

9.  Сухин И.Г. Литературные викторины для маленьких читателей.- Москва: «Рольф». -2001.

10. Федин С. Игры для мальчиков. Кроссворды, головоломки, загадки. –Москва: АТС «Планета детства» - 2000

11. Шмаков С.А. Игры,- шутки, игры - минутки. М.: Новая школа.1993.

12. Шуман С.Г. Родительские тревоги..- М: Педагогика,1989.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Пояснительная записка Возраст 7-9 лет - переломный момент в жизни ребенка

Пояснительная записка Возраст 7-9 лет - переломный момент в жизни ребенка

К числу наиболее актуальных проблем относится противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и…

К числу наиболее актуальных проблем относится противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и…

Сроки реализации образовательной программы: 1 год

Сроки реализации образовательной программы: 1 год

Способы проверки результатов освоения программы:

Способы проверки результатов освоения программы:

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности

Учебно-тематический план 1 года обучения (144 часа) №

Учебно-тематический план 1 года обучения (144 часа) №

Учимся работать вместе. 2 - 2

Учимся работать вместе. 2 - 2

Сказкотерапия. Сказка "История

Сказкотерапия. Сказка "История

Письмо Деду Морозу. 2 1 1

Письмо Деду Морозу. 2 1 1

Дружная семья". 2 1 1

Дружная семья". 2 1 1

Сказкотерапия. Сказка "Талант"

Сказкотерапия. Сказка "Талант"

Тренинг "Доверие"2-2 Цель: развитие навыков сотрудничества

Тренинг "Доверие"2-2 Цель: развитие навыков сотрудничества

Угадай чей голосок". 2

Угадай чей голосок". 2

Я сильный", "Я всё смогу" 2

Я сильный", "Я всё смогу" 2

Тренинг "Мы вместе"2-2Цель: ф ормирование навыков доброжелательного отношения у детей , благоприятного психологического микроклимата в группе

Тренинг "Мы вместе"2-2Цель: ф ормирование навыков доброжелательного отношения у детей , благоприятного психологического микроклимата в группе

Цель: поздравить детей, родившихся зимой; воспитывать чувство дружбы

Цель: поздравить детей, родившихся зимой; воспитывать чувство дружбы

Игра "Юморикон". Учимся расслабляться

Игра "Юморикон". Учимся расслабляться

Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год

Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год

Вместе весело играть". Игры на сплочение и взаимодействие

Вместе весело играть". Игры на сплочение и взаимодействие

Изготовление новогодней открытки

Изготовление новогодней открытки

Профилактика лени. Тренинг. 2 23

Профилактика лени. Тренинг. 2 23

Приложение Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Приложение Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Показатели Критерии

Показатели Критерии

II. Ориентационные качества 1

II. Ориентационные качества 1

Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) 2

Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) 2

Диагностические материалы Диагностика адаптации учащихся 1 класса

Диагностические материалы Диагностика адаптации учащихся 1 класса

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей»

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей»

Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе

Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: 1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1

Для воспитанников и их родителей: 1

Для воспитанников и их родителей: 1

Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения"

Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2022