ПРИНЯТОрешением методического объединенияучителей______________________________________________________________Протокол №_____от_________
|
СОГЛАСОВАНОЗам. директора по УВР /О.В.Жаворонок/ ____________________ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кыштовская средняя образовательная школа №2имени Героя РФ К.А. Тимермана
с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области
Адрес: 632270 НСО с. Кыштовка Кыштовский р-н ул. Волкова, 55 тел 8-383-71-21-240.
e-mail: s_2.kysht@edu.ru
Рабочая программа
спец. курса «Буду настоящим читателем»
для начального общего образования в 2б классе
Составил:
Кузменкова Надежда Васильевна
учитель
начальных классов
Срок реализации программы:
1
год
2017 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения», Беденко М. В. 2-е изд. – М.:ВАКО,- 2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Смысловое чтение – это такое чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку найти из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг у детей.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на учащихся 2 класса.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 1 года. Количество часов в неделю – 1 . За год - 34 часа.
Формы и режим занятий
Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 45минут во втором классе.
Форма проведения занятий – групповая. Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Ведущей формой организации образовательного процесса является занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечное занятие, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра - читательская конференция, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, видеофильмов.
Планируемые результаты освоения программы по курсу
Личностные и метапредметные результаты
Образовательный результат |
Количество лет на освоение |
Классы |
Личностные результаты: -Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. -Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение. -Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; -формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; -эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
|
1 |
2 |
Метапредметные результаты: |
|
|
Регулятивные -уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; -уметь самостоятельно работать с новым произведением; -уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; -уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. - возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, выбирать книги. |
1 |
2 |
Познавательные -осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему. |
1 |
2 |
Коммуникативные -участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; -высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; -соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. -ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
|
1 |
2 |
Предметные результаты
Предметный результат |
Количество лет на освоение |
Классы |
1) Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2) Освоение способов проблем творческого и поискового характера. 3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 5) Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 6) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
|
1 |
2 |
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
В основу образовательной программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Во 2-м классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый (входной), позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой. О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий (промежуточный):
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ. Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Содержание курса:
Раздел 1. «Все мы родом из детства...» - 4ч
Незаметные жирафы. Мороженщик (сказка).
Когда приобретают друзей.
Снег в Африке.
Девочка и попугай.
Слониха-художница.
Раздел 2. «Думают ли звери?..» -6ч
Зайчонок и улитка. Жук-бомбардир.
Думают ли звери?
Слониха-художница (сказка)
Мы хозяева нашей земли Четвероногий внедорожник.
Верхом на китовой акуле. Необычная охота.
Бражник. Ожившие цветы.
Раздел 3. Обыкновенное чудо- 6ч
Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии.
Дома на курьих ножках. Краски.
Птица лирохвост. Летающие костюмы.
Муравьи – врачи.
Три новогодних праздника (сказка)
Золотая деревенька (сказка)
Раздел 4. Книгочей — любитель чтения-10ч
Гномик Книгочей (сказка)
Мудрость гномика Книгочея (сказка)
Гномик Франт (сказка)
Гномик Сказочник (сказка)
Гномик хранитель воды (сказка)
В путь. Многорукий гномик (сказка)
Гномик Путешественник (сказка)
Хлебосольный гномик (сказка)
Гномик Огородник (сказка)
Гномик Ворчун (сказка)
Раздел 5 .Фразеологизмы и образные выражения-5ч
Локоть блинов и мешок пельменей.
Крашеные тюльпаны. «Вода камень точит»
«Кто кашу заварил, тому и расхлёбывать»
Глаз бури.
Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру»
Раздел 6. Как хорошо уметь читать-3ч
Б.Гримм «Бременские музыканты»
Как хорошо уметь читать.
Итоговое занятие
Календарно-тематическое планирование
№ пп |
Наименование раздела и тем занятия |
Количество часов |
Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий |
||||
|
теория |
практика |
|
||||
1 |
Вводное занятие. Какой ты читатель? |
|
1 |
|
Библиотечное занятие |
||
Раздел 1. «Все мы родом из детства...» - 4ч.
|
|||||||
2 |
Незаметные жирафы. Мороженщик (сказка).
|
|
|
1 |
|
||
3 |
Когда приобретают друзей. Снег в Африке. |
|
|
1 |
Экскурсия в школьную библиотеку |
||
4 |
Девочка и попугай. Слониха-художница. |
|
|
1 |
Занятие - импровизация
|
||
Раздел 2. «Думают ли звери?..» -6ч |
|||||||
5 |
Зайчонок и улитка. Жук-бомбардир. |
|
|
1 |
|
||
6 |
Думают ли звери? |
|
|
1 |
Занятие - викторина |
||
7 |
Слониха-художница (сказка) |
|
|
1 |
|
||
8 |
Мы хозяева нашей земли Четвероногий внедорожник. |
|
|
1 |
|
||
9 |
Верхом на китовой акуле. Необычная охота. |
|
|
1 |
Занятие - практикум |
||
10 |
Бражник. Ожившие цветы. |
|
|
1 |
|
||
Раздел 3. Обыкновенное чудо- 6ч
|
|||||||
11 |
Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии. |
|
|
1 |
|
||
12 |
Дома на курьих ножках. Краски. |
|
1 |
|
|
||
13 |
Птица лирохвост. Летающие костюмы. |
|
|
1 |
|
||
14 |
Муравьи – врачи. |
|
|
1 |
|
||
15 |
Три новогодних праздника (сказка) |
|
|
1 |
Занятие-праздник |
||
16 |
Андерсен «Снежная королева» |
|
|
1 |
Поездка в театр |
||
Раздел 4. Книгочей — любитель чтения-10ч |
|||||||
17 |
Гномик Книгочей (сказка) |
|
1 |
|
Экскурсия в сельскую библиотеку |
||
18 |
Мудрость гномика Книгочея (сказка) |
|
|
1 |
|
||
19 |
Гномик Франт (сказка) |
|
|
1 |
|
||
20 |
Гномик Сказочник (сказка) |
|
|
1 |
|
||
21 |
Гномик хранитель воды (сказка) |
|
|
1 |
Занятие - практикум |
||
22 |
В путь. Многорукий гномик (сказка) |
|
|
1 |
|
||
23 |
Гномик Путешественник (сказка) |
|
|
1 |
Просмотр мультфильма |
||
24 |
Хлебосольный гномик (сказка) |
|
|
1 |
|
||
25 |
Гномик Огородник (сказка) |
|
|
1 |
|
||
26 |
Гномик Ворчун (сказка) |
|
|
1 |
|
||
Раздел 5 .Фразеологизмы и образные выражения-5ч |
|||||||
27 |
«Несолоно хлебавши». Кто утром не бегает-начинает ржаветь! |
|
1 |
|
|
||
28 |
Локоть блинов и мешок пельменей. |
|
|
1 |
|
||
29 |
Крашеные тюльпаны. «Вода камень точит» |
|
1 |
|
|
||
30 |
«Кто кашу заварил, тому и расхлёбывать» Глаз бури. |
|
|
1 |
Занятие - практикум |
||
31 |
Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру» |
|
|
1 |
Проект |
||
Раздел 6. Как хорошо уметь читать-3ч |
|||||||
32 |
Б.Гримм. Бременские музыканты |
|
|
1 |
Поездка в театр |
||
33 |
Как хорошо уметь читать |
|
1 |
|
Тестирование |
||
34 |
Итоговое занятие |
|
|
1 |
Игра «Поле чудес» |
||
Итого часов: |
34 |
6 |
28 |
|
|||
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
№ |
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
1. |
Печатные пособия |
1.1 |
Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 2-й класс.-Москва,2016 г |
1.2 |
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // |
1.3 |
Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном |
1.4 |
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008. |
1.5 |
Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. |
1.6 |
Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. |
1.7 |
Детские книги |
2. |
Экранно – звуковые пособия |
2.1 |
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений |
2.2 |
Видеофильмы |
3 |
Технические средства обучения |
3.1 |
Классная магнитная доска |
3.2 |
Мультимедийный проектор |
3.3 |
Компьютер |
3.4 |
Экран |
4. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
4.1 |
http:/umk-garmoniya.ru/literat/ |
4.2 |
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru |
4.3 |
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ |
4.4 |
http://www.nachalka.com/ |
4.5 |
http://www.zavuch.info/ |
4.6 |
Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph |
4.7 |
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ |
4.8 |
-Методический центр: http://numi.ru/ |
Методическая литература для учителя
№ |
Автор, год издания |
Название пособия |
Вид пособия |
1. |
Беденко М.В., Москва: ВАКО, 2010 г |
«Обучение смысловому чтению» |
Методическое пособие для 2 класса |
2. |
Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011.
|
|
|
5. |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
|
6. |
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
|
7. |
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
Литература для учащихся
№ |
Автор, год издания |
Название пособия |
Вид пособия |
1. |
Беденко М.В. Москва: ВАКО , 2016 г |
«Смысловое чтение » 2 класс |
Тетрадь - тренажёр. |
6. Список литературы
1. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
4. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
5. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Приложение 1
Анкета «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
Приложение 2
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
3. Назови писателей - авторов сказок
4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
9. Чем отличаются стихи от прозы?
10. О чем вы любите читать?
11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Приложение 3
Диагностика сформированности навыка смыслового чтения в начальной школе.
Фамилия, имя |
Отвечать на сложные вопросы учителя |
Задавать свои вопросы |
Составлять простой план |
Определять круг своего незнания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.