Рабочая программа среднего общего образования "Основы начальной военной подготовки"
Оценка 4.9

Рабочая программа среднего общего образования "Основы начальной военной подготовки"

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Рабочая программа среднего общего образования "Основы начальной военной подготовки"
Рабочая программа курса НВП (1).docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

Судиславская  средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области

 

Рассмотрено

Руководитель ШМО

_____________/М.В.Пакина/

Протокол №1

от «30»августа 2018г.

Согласовано

Замдиректора по УВР

____________/Ю.В.Чичагова/

«____»_____________20__г.

Рекомендовано

Педагогическим советом

Протокол №______

от «___»__________2018г.

Утверждаю

Директор МОУ Судиславской СОШ

____________/Л.Г.Лебедева/

Приказ №107А

от «31»августа 2018г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования

«ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»

 

Срок реализации- 2 года

 

 

 

 

 

 

 

Судиславль, 2018

 

 

 

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», во исполнение поручения губернатора Костромской области от 25 января 2010 года № ИС-0-03пр, приказом директора департамента образования и науки Костромской области от 28.01.2010 года № 114 в общеобразовательных учреждениях Костромской области введено изучение курса «Основы начальной военной подготовки».

Учебная программа предмета «Основы начальной военной подготовки» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания первой медицинской помощи.

Задачами обучения учащихся в области начальной военной подготовки являются:

·        формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях;

·        воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил;

·        практико-ориентированное изучение основ военной службы, огневой, тактической, топографической, строевой и медицинской подготовки;

Учебная программа рассчитана на 35 часов (18 часов – 10 класс и 17 часов – 11 класс) и имеет модульную структуру:

·                    модуль «Основы обороны государства» - 6 часов (3 часа – 10 класс, 3 часа – 11 класс);

·                    модуль «Основы допризывной подготовки» - 15 часов (8 часов – 10 класс, 7 часов – 11 класс);

·                    модуль «Оказание первой медицинской помощи» - 10 часов (5 часов – 10 класс, 5 часов – 11 класс);

·                    интегрированный зачет – 4 часа (2 часа – 10 класс, 2 часа – 11 класс).

Преподавание курса «Основы начальной военной подготовки» осуществляется преподавателем – организатором ОБЖ или специалистом, прошедшим соответствующую подготовку в системе дополнительного образования. Изучение курса «Основы начальной военной подготовки» заканчивается итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета.

 

Учебно-тематический план   (10 класс)

п/п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теория

Практика

1.

 Модуль «Основы обороны государства»

3

-

1.1.

Вооруженные Силы Российской Федерации.

1

-

1.2.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

-

2.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

-

8

2.1.

Строевая подготовка.

-

2

2.2.

Тактическая подготовка.

-

2

2.3.

Топографическая подготовка.

-

2

2.4.

Огневая подготовка.

-

2

3.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

1

4

3.1.

Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

1

1

3.2.

Первая медицинская помощь при травмах.

-

1

3.3.

Первая медицинская помощь при ранениях.

-

1

3.4.

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

-

1

4.

Дифференцированный зачет

-

2

Всего:

18

 

Содержание программы

1. Основы обороны государства.

1.1. Вооруженные Силы Российской Федерации.

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск. Их история и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Руководство и управление Вооруженными Силами.

1.2. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения строевого устава и устава гарнизонной и караульной служб.

 

2. Основы допризывной подготовки.

2.1. Строевая подготовка.

Основные термины и понятия строевой подготовки. Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка приемов выхода и возвращения в строй. Основные перестроения в строю.

2.2. Тактическая подготовка.

Понятие о тактической подготовке. Действия и обязанности солдата в бою. Передвижение и выбор места для стрельбы. Преодоление препятствий, инженерных заграждений и зараженных участков. Отработка выполнения команд и основных действий, выполняемых солдатом в бою.

2.3. Топографическая подготовка.

Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.

2.4. Огневая подготовка.

Тактико-технические характеристики автомата Калашникова (АК). Основные части и механизмы, и порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Отработка неполной разборки автомата Калашникова. Сборка оружия после неполной разборки автомата Калашникова.

 

3. Оказание первой медицинской помощи.

3.1.  Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок и правила их наложения. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений, иммобилизации и транспортировки пострадавшего.

3.2. Первая медицинская помощь при травмах.

Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых). Отработка способов и приемов иммобилизации и переноски пострадавших.

3.2. Первая медицинская помощь при ранениях.

Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал и правила его использования. Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, живот, верхние и нижние конечности.

3.3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Капиллярные, венозные и артериальные кровотечения. Отработка наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки при венозных и артериальных кровотечениях. Отработка наложения стерильных повязок при капиллярных кровотечениях.

 

 

Учебно-тематический план

(11 класс)

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теория

Практика

1.

Модуль «Основы обороны государства»

3

-

1.1.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

-

1.2.

Современная военная доктрина России.

1

-

2.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

2

5

2.1.

Строевая подготовка.

-

2

2.2.

Огневая подготовка.

-

2

2.3.

Средства индивидуальной и коллективной защиты.

2

1

3.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

-

5

3.1.

Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

-

2

3.2.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.

-

2

3.3.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

-

1

4.

Дифференцированный зачет

-

2

Всего:

17

 

Содержание программы

1. Основы обороны государства.

1.1. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения дисциплинарного устава и устава внутренней службы.

1.2. Современная военная доктрина России.

Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России. Военная организация государства. Основные принципы и приоритеты военной организации государства. Основы применения Вооруженных сил Российской Федерации. Международное военное (военно-политическое, военно-техническое и др.) сотрудничество России.

 

2. Основы допризывной подготовки

2.1. Строевая подготовка.

Виды строя отделения, взвода (развернутый, походный). Отработка приемов перестроения отделения, взвода. Отработка выполнения воинского приветствия в строю и в движении. Отработка приемов построения отделения в колонну по одному (по два). Отработка построения отделения в одношереножный (двухшереножный) строй.

2.2. Огневая подготовка.

Подготовка и правила  стрельбы из автомата Калашникова или мелкокалиберной винтовки. Практическая стрельба.

2.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.). Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ). Приборы радиационной, химической и биологической разведки и контроля.

 

3. Оказание первой медицинской помощи.

3.1. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

Отработка порядка и способов оказания первой медицинской помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

3.2. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.

Понятие об острой сердечной недостаточности и инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания.

Отработка приемов проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца

3.3. Первая медицинская помощь при использовании оружия массового поражения.

Отработка способов оказания неотложной (экстренной) медицинской помощи при авариях на химических производствах, использовании оружия массового поражения или террористических атаках: применение средств индивидуальной защиты (фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, тканевых масок и ватно-марлевых повязок).

 

Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации учащихся

1.      История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением Российского государства.

2.      Дисциплинарная ответственность командира за правонарушения совершенные подчиненными.

3.      Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.

4.      Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

5.      Действия личного состава по команде «К бою».

6.      Применение оружия военнослужащими для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

7.      Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск.

8.      Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России.

9.      Основные термины и понятия строевой подготовки.

10.  Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего.

11.  Первая медицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и транспортировки пострадавшего.

12.  Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок.

13.  Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений.

14.  Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам.

15.  Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.

16.  Порядок и способы оказание первой медицинской помощи в случае ранения мягких тканей головы.

17.  Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

18.  Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ранении в живот.

19.  Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при отморожении.

20.  Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе.

21.  Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.

22.  Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при переломах.

23.  Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при капиллярных и венозных кровотечениях.

24.  Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при артериальных кровотечениях.

25.  Порядок оказания экстренной медицинской помощи при авариях на химических производствах или использовании оружия массового поражения.

26.  Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах.

27.  Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.)

28.  Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ).

 

 

 

 

 

 

Примерные контрольные тесты

по теме «Первая медицинская помощь»

 

ВАРИАНТ 1

 

1. Дополните фразу: «_____ - является местное повреждение целостности тканей организма в результате механических, физических или химических воздействий».

2. Закончите фразу: «Раны сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функций поврежденного организма и могут осложняться _____».

3. Дополните фразу: «_____ рана возникает под воздействием тупого ранящего орудия большой массы или обладающего большой скоростью».

4. Дополните фразу: «Транспортная _____ осуществляется посредством специальных шин или шин, изготовленных из подручных материалов».

5. Дополните фразу: «Перед рефлекторным вызыванием рвоты рекомендуется выпить несколько стаканов _____, или 0,25 – 0,5-процентного раствора питьевой соды, или 0,5-процентного раствора _____».

6. Дополните фразу: «Целью оказания первой медицинской помощи при отморожении является по возможности быстрое и полноценное восстановление _____ в пораженных тканях, для этого, прежде всего, необходимо их _____».

7. Дополните фразу: «Если одежда и обувь _____, а кожа _____, то электрическое сопротивление снижается, и опасность поражения током резко возрастает».

8. Дополните фразу: «Конец бинта разрывают продольно и завязывают узлом на стороне, _____ повреждению».

9. Установите соответствие между видами антисептики и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

 

1) Механическая антисептика.

А) Уничтожение микробов и повышение иммунологической защиты организма; применяются антибиотики, ферменты или сыворотки.

2) Химическая антисептика.

Б) Использование физических факторов для уничтожения микробов; применяется гипертонический раствор или бактерицидная лампа.

3) Физическая антисептика.

В) Первичная обработка раны, удаление инородных тел.

4) Биологическая антисептика.

Г) осуществляется с помощью дезинфицирующих средств и химиотерапевтических средств, синтетических сульфаниламидных препаратов.

 

10. Установите очередность действий по наложению жгута:

А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30 – 40 см ближе к середине;

Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и фиксируют крючок в цепочке;

В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной шины или подручных средств;

Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и времени (часы, минуты) его наложения;

Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;

Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или мягкой ткани;

Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20 – 30 см.

 

 

 

 

ВАРИАНТ 2

 

1. Дополните фразу: «_____ - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающегося нарушением целостности кожи и слизистых оболочек».

2. Закончите фразу: «Ушибленные раны обычно сильно _____».

3. Дополните фразу: «При _____ ранах наблюдается отслойка кожи и клетчатки с отделением их от подлежащих тканей».

4. Дополните фразу: «Недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в _____ и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход».

5. Дополните фразу: «Обезвреживание яда в организме осуществляется веществами, которые входят в химическое соединение с ядами, переводя их в _____ состояние».

6. Дополните фразу: «Тепловой удар – это болезненное состояние, вызванное _____ тела».

7. Дополните фразу: «Перевязку следует начинать с наиболее _____, места, постепенно переходя к более _____».

8. Дополните фразу: «Чрезмерное затягивание жгута может вызвать _____ мягких тканей (мышц, нервов, сосудов) и стать причиной развития параличей конечностей».

9. Установите соответствие между стадией отравления (интоксикации)  и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

 

1) Стадия 1.

А) Стадия характеризуется отсутствием всех рефлексов, наблюдаются признаки нарушения жизненно важных функций организма; на первый план выступают нарушения дыхания.

2) Стадия 2.

Б) Стадия характеризуется сонливостью, апатией, снижением реакции на внешние раздражители.

3) Стадия 3.

В) Стадия характеризуется потерей сознания, затрудненным глотанием, ослаблением кашлевого рефлекса, повышением температуры до 39 – 400С.

4) Стадия 4.

Г) Стадия характеризуется постепенным восстановлением сознания; в первые сутки после пробуждения могут наблюдаться плаксивость, умеренное психомоторное возбуждение, нарушение сна.

 

10. Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:

А) на втором циркулярном туре, дойдя до одной держалки, оборачивают бинт вокруг нее и поворачивают косо вверх на лобную кость;

Б) ленту широкого бинта (держалку) серединой укладывают на теменную область;

В) бинт направляется к другой держалке, закрывая при этом лоб и часть теменной области;

Г) конец бинта крепят к одной из держалок;

Д) начинают наложение повязки с циркулярного тура вокруг головы поверх держалок;

Е) концы бинта опускаются вертикально вниз, впереди ушных раковин;

Ж) держалки связывают под подбородком;

З) на противоположной стороне бинт также оборачивают вокруг держалки и направляют на затылочную область, закрывая часть затылка и темени.

 

ВАРИАНТ 3

 

1. Дополните фразу: «Колотая рана характеризуется небольшой зоной повреждения тканей и в очень редких случаях может стать источником _____ или _____».

2. Закончите фразу: «Обработку укушенных ран производят стерильным жидким мылом, которое убивает вирус _____».

3. Дополните фразу: «Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение _____ в ране или организме в целом».

4. Дополните фразу: «Отравление рассматривается как химическая _____, развивающаяся вследствие попадания в организм чужеродного вещества в токсической (отравляющей) дозе».

5. Дополните фразу: «Отравление медикаментами зачастую происходит при _____, когда человек принимает лекарственные препараты без назначения врача».

6. Дополните фразу: «Солнечный удар – состояние организма, которое наступает из-за сильного _____ головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые поверхностные сосуды расширяются, и происходит прилив _____».

7. Дополните фразу: «Особенность обширных ожогов состоит в том, что при них в патологический процесс почти всегда вовлекаются все органы и системы организма, возникают расстройства функций дыхания, кровообращения, выделения, появляются резкие _____, что зачастую обуславливает развитие ожогового _____».

8. Дополните фразу: «Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью _____ вследствие снижения _____ функции сердца».

9. Установите соответствие между степенью отморожения и ее основной характеристикой (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

 

1) 1-я степень.

А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пораженного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на стопе или запястье ослабевает или вовсе исчезает.

2) 2-я степень.

Б) Степень, когда поражается базальный слой эпидермиса с образованием пузырей.

3) 3-я степень.

В) Степень сопровождается омертвением не только мягких тканей, развивается также омертвение кости.

4) 4-я степень.

Г) Степень характеризуется поражением поверхностного слоя кожи.

 

10. Установите очередность действий при наложении повязки «перчатка»:

А) начинают наложение повязки с фиксирующих циркулярных туров вокруг лучезапястной области;

Б) сделав оборот вокруг запястья, переходят по тыльной поверхности на четвертый палец;

В) спиральными турами закрывают его и возвращаются по тылу кисти к запястью;

Г) бинт направляют по тыльной поверхности к ногтевой фаланге пятого пальца левой руки (на правой руке бинтование начинают со второго пальца);

Д) забинтовывают четвертый палец, а затем поочередно, в той же последовательности бинтуют третий и второй пальцы;

Е) заканчивают наложение повязки циркулярными турами вокруг лучезапястной области.

 

Ответы на тест

 

В-1

В-2

В-3

1

Травмой

Раны

Сепсиса, газовой гангрены

2

Инфекцией

Загрязнены

Бешенства

3

Ушибленная

Скальпированных

Микробов

4

Иммобилизация

Открытый

Травма

5

Воды, марганцовки

Нейтральное

Самолечении

6

Кровообращения, согревание

Перегреванием

Перегрева, крови

7

Мокрые, влажная

Узкого, широкому

Боли, шока

8

Противоположной

Размозжение

Кровообращения, насосной

9

1в, 2г, 3б, 4а

1б, 2в, 3а, 4г

1г, 2б, 3а, 4в

10

е, ж, а, д, б, г, в

б, е, д, а, в, з, г, ж

а, г, в, б, д, е

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

1.      Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.

2.      Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.

3.      Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.

4.      Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.

5.      Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.

6.      Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.

7.      Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.

8.      Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.

9.      Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.

10.  Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С. 25 – 29.

11.  Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980


12. 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка В соответствии с требованиями

Пояснительная записка В соответствии с требованиями

Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим

Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим

Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых)

Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых)

Основы обороны государства. 1

Основы обороны государства. 1

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю

Примерные контрольные тесты по теме «Первая медицинская помощь»

Примерные контрольные тесты по теме «Первая медицинская помощь»

Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;

Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;

Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:

Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:

А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пораженного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на стопе или запястье ослабевает или вовсе исчезает

А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пораженного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на стопе или запястье ослабевает или вовсе исчезает

Рекомендуемая литература 1

Рекомендуемая литература 1
Скачать файл