Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей, «Таганрогский центр помощи детям №3»
«Согласовано» «Утверждаю»
На заседании педагогического совета Директор ГКУСО РО
От «___»__________2019г. «Таганрогский центр
Протокол №__________ помощи детям №3»
|
Попова И.А. _______ «____»________2019г. |
Программа дополнительного образования
«Эстрадное пение»
художественно – эстетической направленности
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7-18 лет
Составитель:
Абрамова Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Таганрог
2019 г.
Введение
I. Пояснительная записка……………………………………………………..
1.1. Актуальность программы………………………………………………..
1.2 Педагогическая целесообразность……………………………………….
1.3. Цели и задачи……………………………………………………………..
1.4. Организация образовательного процесса ………………………………
1.5.Прогнозируемые результаты, виды контроля, итоги реализации программы, методики их оценки.
II. Учебно-тематический план. ………………………………….……………
2.1. Учебно-тематический план 1 года обучения……………………………
2.2. Учебно-тематический план 2 года обучения……………………………
2.3. Учебно-тематический план 3 года обучения…………………..………..
III. Содержание программы
3.1. Первый год обучения.……………………………………………………..
3.2.Второй год обучения………………………………………………………
3.3. Третий год обучения………………………………………………………
IV. Методическое обеспечение программы………………………………….
V.Материально-техническое обеспечение…………………………………...
VI.Дидактический материал…………………………………………………..
VII.Список рекомендуемой литературы……………………………………...
VIII. Приложения……………………………………………………………....
Приложение 1: Входная диагностика при поступлении.
Приложение 2: Диагностика музыкальных способностей и степени восприятия музыкальной культуры.
Приложение 3: Творческая книжка (И.П. Волков)
Приложение 4: Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова)
Приложение 5: Анкета (выявления уровня мотивации к знаниям)
Приложение 6: Анкета (исследования по вопросу организации разумного досуга).
Приложение 7: Таблица результативности и качества развития музыкальных способностей воспитанников.
Приложение 8: Таблица оценки результативности развития способностей.
Приложение 9: Анкета «Учитель глазами ученика».
Приложение 10: Таблица оценки уровня воспитанности обучающегося.
Приложение 11: Скороговорки.
Приложение 12: Упражнения для артикуляционного аппарата.
Приложение 13: Артикуляционная гимнастика .В.Емельянова.
Приложение 14: Упражнения на дикцию.
Приложение 15: Дыхательные упражнения.
Приложение 16: Элементы дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.
Приложение 17: Упражнения на дыхание (Е.Ю. Белоброва).
Приложение 18: Упражнения на концентрацию звука.
Приложение 19: Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра.
Приложение 20: План воспитательной работы
Пояснительная записка
Человек наделён от природы особым даром-голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с раннего детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании», Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (пр. к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г.), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанных ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г., Положением о государственном казенном учреждении социального обслуживания Ростовской области центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Таганрогский центр помощи детям № 7», Уставом ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям № 3, Положением по составлению программ дополнительного образования в ГКУСО РО Таганрогском центре помощи детям № 3.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет, в том числе и для детей с ОВЗ и инвалидов. Это связано с тем, что в учреждение поступают дети подросткового возраста с низким уровнем жизненных знаний, умений и навыков, а также увеличилось количество воспитанников с отклонениями в развитии. Данная комплексная программа, повышает степень готовности будущих выпускников к успешному жизнеустройству.
На сегодняшний день дети с раннего возраста оставшиеся без попечения родителей, когда у них только закладываются основы личности, часто находятся в депривированных условиях. У таких детей часто обнаруживаются одно или несколько заболеваний, задержано развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания), их интеллектуальное развитие находится на низком уровне, нарушения отмечаются и на эмоциональной, волевой, личностной сферах развития.
В учреждениях господдержки они растут в мире специфическом - полуизолированном, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами. В результате им, в той или иной степени, свойственны иждивенчество, инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, трудности в общении, неумение организовать свой досуг. Делаются очевидными проблемы детей во взаимодействии с внешним миром, нарушается связь с социумом, культурой как источником развития.
При создании благоприятных условиях воспитанник может проявить себя как творческая личность. Создать реальное поле деятельности и самовыражения, возможности творческого проявления - значит воспитать человека культуры, личность творческую.
Человек культуры – человек адаптивный, т.е. способный жить в конкретной социокультурной ситуации. Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир ребёнка, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром (Н.Е.Бондаревская)
Актуальность программы определяется запросом со стороны общества на создание оптимальных условий для подготовки воспитанника к жизни, развития его индивидуальности, способностей, реализации
творческого потенциала, на восстановление физического и духовного здоровья, формирование чувства психического комфорта, гармонии личности, стимулирование интереса к самому себе, желание сделать творческую деятельность потребностью, а искусство необходимой частью жизни. Программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир музыкального искусства, проявить и реализовать свои творческие способности в повседневной жизни.
Для воспитанника социального учреждения удовлетворение «потребности ребёнка в радости» (по В.П.Кащенко) приходит, в том числе и от творческой деятельности, от осознания своей самооценки, значимости для других.
Физическое здоровье человека во многом определяется его духовным состоянием. Дети, если они жизнерадостны, уверены в себе, удовлетворены своими успехами в творчестве, физически чувствуют себя лучше. Организация досуга восстанавливает психофизические силы и здоровье.
У детей и подростков такой вид искусства, как эстрадное пение, вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач обучения эстрадному пению является не только привитие вокальных навыков, но и развитие их творческих способностей. Развитие вокальных способностей формирует эмоциональную сферу, пробуждает воображение, фантазию, активизирует творческие порывы, повышает работоспособность и умственную активность, устраняет замкнутость, утомляемость.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье, что не мало важно для работы с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В семилетнем возрасте закладываются основы певческой культуры, а далее вокальные навыки развиваются и совершенствуются.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.
Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.
Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.
Привитие интереса к предмету « Эстрадное пение » может проходить не только через занятие, но и через мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, постановка спектакля, мюзикла.
Петь хочет практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
В процессе певческой деятельности успешно решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.
Занятия вокалом, как форма продуктивной деятельности - необходимое средство для построения целостной гармоничной личности.
Новизна: В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу воспитанников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Новизна программы в том, что в ней представлена структура разработанная с учетом:
· возрастной психологии детей (например, занятия с младшими школьниками построены на игре с учетом потребностей в движении и внешних впечатлениях, а занятия с подростками учитывают их потребность в общении со сверстниками и в самоутверждении);
· психических и физических особенностей детей (например, при работе с детьми с нарушением речи большая роль отводится артикуляционной гимнастике, правильному дыханию, а для детей с ослабленным здоровьем на занятиях предусмотренны арт-тераппевтические упражнения);
· индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
· программа дополнительного образования основана на постепенном развитии индивидуальных способностей учащихся от простого к сложному;
· программа подкреплена учебно-методическим комплексом (музыкальный и теоретический материал);
· имеет универсальный план занятий с вокалистами;
· разработана диагностика (процесс отслеживания вокального развития у детей).
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что в программе главными способами развития и социализации воспитанников является:
- включение их в совместную творческую деятельность;
- создание условия для реализации возрастных особенностей,
индивидуальных потребностей;
- развитие личной мотивации к познанию себя, своих потребностей;
- помощь в пробуждении внутренней активности, овладении способами удовлетворения мотивации, т.е. приобретение и развитие навыков, творческого потенциала;
- предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения воспитаннику;
- решение оздоровительно-коррекционных задач (соматическая стабилизация, коррекция психоэмоционального состояния).
При организации образовательного процесса эти способы действенны именно для детей, находящихся в учреждениях господдержки.
Цель программы – развитие вокальных способностей, творческой индивидуальности и личностных качеств воспитанника, приобщение к сокровищнице мирового вокально-песенного искусства, и создание условий для облегчения прохождения ребёнком процесса социальной адаптации средствами вокального искусства.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
- обучение певческим навыкам (певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);
- обучение технике вокального исполнительства (дыхание, дикция, артикуляция);
- обучение вокально-техническим приёмам;
- обучение навыкам художественной выразительности исполнения;
- обучение технике раскрытия художественного содержания произведения (фразировка, нюансы, агогика);
- обучение навыкам сценического движения;
- обучение работе с усилительной техникой, фонограммой и микрофоном.
Развивающие:
- развитие вокальных способностей обучающихся (музыкального слуха, памяти, чувства ритма);
- развитие творческой фантазии, воображения;
- развитие артистичности, пластичности, выразительности и свободы исполнения;
- развитие художественного вкуса, музыкального мышления;
- развитие интереса к вокальному исполнительству;
- развитие артистической смелости, умения держаться на сцене;
- развитие творческой активности;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- развитие потребности в укреплении психического и физического здоровья.
Воспитательные:
- воспитание художественного и эстетического вкуса;
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости;
- воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитание потребности творческого самовыражения;
- воспитание активной жизненной позиции;
- воспитание человека культуры – личности свободной, творческой, здоровой, нравственной.
Образовательная программа “Эстрадное пение” предназначена для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассчитана на один год обучения детей в возрасте от 7 до 18 лет.
Программа рассчитана на детей, не имеющих музыкальной подготовки. Условиями отбора детей являются:
- желание заниматься эстрадным пением;
- наличие удовлетворительных вокальных данных;
- наличие здорового голосового аппарата.
Форма организации работы - индивидуальная, а так же небольшими группами (дуэтами, трио).
Срок реализации программы - 1 год.
Количество учебных часов:
1год обучения – 9 часов в неделю, 324 часа в год
Основная форма организации учебного процесса - занятие.
В образовательном процессе применяются следующие типы занятий:
- вводное занятие;
- по формированию знаний, умений, навыков;
- занятие по контролю знаний, умений, навыков;
- комбинированные формы занятий;
- концерт.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую
и воспитательную работу.
План занятия:
- организационный момент;
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- теоретическая часть;
- работа над вокальным материалом;
- анализ;
- беседа.
Прогнозируемые результаты, виды контроля, итоги реализации программы, методики их оценки.
Ожидаемый результат освоения образовательной программы подводит итог тем знаниям, умениям, практическим и коммуникативным навыкам, которыми овладели обучающиеся.
Предполагается, что в конце обучения обучающиеся должны:
Знать:
- средства музыкальной выразительности и применять их на практике;
- нотную грамоту и уметь читать с листа;
- как правильно пользоваться певческим дыханием;
- правила пользования микрофоном;
- правила охраны голоса;
- расширить представления о здоровом образе жизни, способах самооздоровления и психорегуляции.
Уметь:
- правильно пользоваться певческим дыханием;
- петь в соответствии с характером произведения;
- владеть навыками правильного звукообразования;
- владеть чёткой дикцией;
- передавать в пении образное содержание произведения, его характер;
- владеть навыками двухголосного пения;
- обладать артистичностью;
- уметь держаться на сцене;
- уметь анализировать свое исполнение;
- овладеть навыком пения с сопровождением, без сопровождения, с микрофоном и фонограммой «минус»;
- иметь развитый вокальный слух;
- испытывать потребность к певческой деятельности;
- уметь правильно организовать свой досуг;
- иметь мотивацию к продолжению вокального обучения и применению знаний и умений в дальнейшей жизни;
- принимать участие в конкурсах, фестивалях, концертах и других мероприятиях в рамках учреждения и минимум на городском уровне.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (январь);
- итоговый контроль (май);
Конролируются :
- знания, умения, навыки по эстрадному вокалу;
- уровень и качество участия в мероприятиях, концертах, конкурсах;
- мастерство, культура и техника вокального исполнения;
- степень самостоятельности;
- уровень творческих способностей;
- уровень воспитанности обучающегося.
Показатели оценки достижений |
Уровень достижения |
Кол-во балов и словесная характеристика |
Отсутствие результата |
|
0 |
Комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных выполнений заданий, проявление ситуативного интереса к выполнению задания, плохой посещаемостью занятий. |
Низкий уровень (рецептивный) (1- 3 балла) |
1-2 (почти удовлетворительно) |
Исполнение с существенными недочётами, а именно недоученнай текст, не точная мелодическая линия, погрешности в ритмической основе произведения, слабая вокально-техническая подготовка. |
3 (удовлетворительно) |
|
Грамотное исполнение с небольшими недочётами (техническими, метроритмическими, интонационными, художественными). |
Средний уровень (репродуктивный, продуктивный достаточный) |
4 (хорошо) |
Технически качественное и художественно осмысленное, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. |
Высокий уровень (продуктивный творческий) Продуктивный творческий - самостоятельное получение новых знаний |
5 (отлично) |
При поступлении проводится входная диагностика способностей, таких как слух, ритм, тип дыхания, диапазон певческого голоса, интонирование, музыкальная отзывчивость, эмоциональность, интересы, мотивация к обучению, поведение, темперамент.
«Входная диагностика при поступлении в студию» (См. Приложение №1),
Начальный контроль проводится в форме «Аукциона знаний» - смотр знаний, умений и навыков. Проводится с целью определения фактического состояния образовательного уровня детей.
«Тест «Диагностика музыкальных способностей и степени восприятия музыкальной культуры». (См. Приложение №2)
Текущий контроль - в течение года текущий контроль осуществляется наблюдением педагога в ходе занятий, анализом выполнения заданий, оценкой успеваемости в журнале. «Творческая книжка», автор И.П. Волков, (См. Приложение 3)
«Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (Р.В. Овчаров)
(См. Приложение №4)
«Анкета выявления уровня мотивации к знаниям» (См. Приложение№5)
«Анкета исследования по вопросу организации разумного досуга»
(См. Приложение №6)
«Анкета «Учитель глазами ученика» (См. Приложение №9)
Промежуточный контроль - анализ выступления на академическом концерте-экзамене.
Диагностика отслеживания пробелов в базе знаний, умений и мотивации в обучении «Творческая книжка» И.П. Волков (См. Приложение №3)
Итоговый контроль – анализ выступления на годовом концерте, анализ результативности и качества способностей
«Таблица результативности и качества развития музыкальных способностей воспитанников» (См. Приложение №7)
«Таблица оценки результативности развития способностей»
(См. Приложение №8)
Воспитанность — это согласованность знаний, убеждений и поведения. Это способность воспитанника к лальнейшему личностному росту, восприимчивость к воспитанию.
Контроль уровня воспитанности «Таблица оценки уровня воспитанности обучающегося» (См. Приложение №10)
Подведение итогов реализации образовательной программы – отчетный концерт воспитанника.
Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план включает в себя такие разделы тем и видов деятельности, которые в определенной системе и последовательности формируют систему знаний и навыков.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
Примечание: количество теоретических и практических часов может варьироваться в зависимости от подготовленности обучающихся.
№ п/п |
Название темы /раздела/ |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Входная диагностика (прослушивание), инструктаж, введение в предмет. |
|
8 |
8 |
2. |
Певческая установка |
8 |
20 |
38 |
3. |
Работа над артикуляцией, дикцией |
10 |
22 |
32 |
4. |
Работа над дыханием |
10 |
20 |
30 |
5. |
Работа с микрофоном и фонограммой «-1» |
6 |
30 |
36 |
6. |
Формирование исполнительских навыков |
10 |
50 |
60 |
7. |
Работа над двухголосием. |
|
50 |
50 |
8. |
Сценическое мастерство |
10 |
30 |
40 |
9. |
Воспитательно-познавательные мероприятия |
|
20 |
20 |
10. |
Концертная деятельность |
|
10 |
10 |
11. |
Итоговые мероприятия |
|
10 |
10 |
Итого: 324 часа / в год |
54 |
270 |
324 |
Содержание программы.
При обучении пению необходима реализация основного принципа - принципа единства художественного и вокально-технического развития ребёнка. Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки. Больше внимания уделяется освоению практических навыков (постановка голоса, развитее слуха, ритма, формирование исполнительских навыков, сценическое искусство).
В работе с воспитанникам детского дома важными являются воспитательно – познавательные мероприятия. При их проведении решаются задачи содействия в овладении умениями и навыками организации социально значимой деятельности, развития творческих и иных способностей, ключевых умений, лучших человеческих качеств.
Особое место уделяется концертной деятельности. В учреждении регулярно проходят праздники и концерты, где задействованы обучающиеся.
Первый год обучения.
1. Входная диагностика (прослушивание), введение в предмет (8ч.).
Цель: Определение начальных музыкальных способностей детей. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Описать и показать возможности для разнообразных видов творческой деятельности с целью заинтересованности детей к вокальному творчеству.
Входная диагностика способностей, таких как слух, ритм, тип дыхания, диапазон певческого голоса, интонирование, музыкальная отзывчивость, эмоциональность, интересы, мотивация к обучению, поведение, темперамент.
Индивидуальная методика работы с воспитанниками с ОВЗ: Индивидуальный рассказ воспитанникам с ОВЗ о содержании и значении предмета. Диагностика вокальных и музыкальных способностей. Индивидуальная заинтересованность ребенка в вокальном творчестве.
2.Певческая установка (38ч.)
Цель: Формирование певческой установки, постановка певческого дыхания, формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне.
Для того чтобы начинающий исполнитель установил для себя наиболее естественное, удобное и результативное исходное положение всего голосового аппарата при исполнении требуется правильная певческая установка. Правильная певческая установка дает свободу мимике и жесту, активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс.
Работа над певческой установкой ведется в процессе всего курса обучения пению. Навыки сохранения певческой установки усваиваются детьми постепенно и требуют постоянного внимания.
Теория (8ч.). Темы
1.О певческой установке. Положение корпуса, головы. Певческая установка при положении стоя. Певческая установка при положении сидя. Певческая опора. Формирование звуков верхнего регистра. Настроенность на внутреннее состояние.
Практика (20ч.). Темы
1.Работа над репертуаром пользуясь правильной певческой установкой.
Индивидуальная методика работы с воспитанниками с ОВЗ: Определение наиболее удобного положения при пении, индивидуальная подборка упражнений, повышение самооценки воспитанника, работа с руководителем в паре.
3.Работа над артикуляцией и дикцией (22ч.).
Цель: развитие навыков артикуляции(активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных, формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата, дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых).
Обращенное к аудитории в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным. Работа органов речи при образовании звуков и степени произношения и есть артикуляция. Дикция, напрямую связана с артикуляцией. Ясность и разборчивость произнесения текста способствует раскрытию музыкального образа и является средством донесения текстового содержания произведения. В связи с тем, что в учреждение всё чаще поступают дети с нарушениями и расстройствами речи, работа над дикцией и артикуляцией становится очень актуальной.
Артикуляция (16ч.).
Теория (5ч.). Темы.
1.Артикуляция – работа органов речи для создания звука.
2.Знакомство с артикуляционным аппаратом.
3.Естественность и активность голосового аппарата.
Практика(11ч.). Темы.
1.Пение и произнесение скороговорок. (См.Приложение №11)
2.Упражнения для артикуляционного аппарата.(См. Приложение №12,13)
3.Прослушивание записей исполнителей.
Дикция (16ч.).
Теория (5ч.).Темы.
1.Важность развития дикции и грамотной речи.
2.Чистая дикция – успешное выступление.
3.Организация слов ритмически и звуковысотно.
Практика (11ч.). Темы.
4.Речевые упражнения. (См. Приложение №14)
5.Работа репертуаром.
Индивидуальная методика работы с воспитанниками с ОВЗ: индивидуальная подборка упражнений на дикцию и артикуляцию, на выполнение упражнений отводится больше времени, работа совместно с логопедом.
4.Работа над дыханием (30ч.).
Цель: развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения), развитие навыка пения на диафрагмальной «опоре».
Фундаментом, основой голосообразования является дыхание. От него зависит качество, сила, красота и продолжительность звука.
Теория (10ч.). Темы.
1.О роли дыхания.
2.Устройство голосового аппарата.
3.Соотношения работы органов дыхания и гортани.
4.Элементы правильного дыхания.
Практика (20ч.). Темы.
1.Дыхательная гимнастика (См.Приложение №15)
2.Вокально-дыхательные упражнения (См.Приложение №16,17)
3.Работа с репертуаром пользуясь правильным дыханием.
Индивидуальная методика работы с воспитанниками с ОВЗ: индивидуальная подборка упражнений на дыхание, повторный показ педагогом, дыхательная гимнастика.
5. Работа с микрофоном и фонограммой «-1» (36ч.).
Работа с микрофоном (18ч.).
Цель: ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и правила работы с ним, принципы звукоизвлечения.
Эстрадный вокал подразумевает пение в микрофон. И чтобы использовать все его возможности вокалист должен владеть техникой работы с микрофоном, знать все плюсы и минусы данного прибора. Неумение владения этой техникой способно свести на нет прекрасную вокальную подготовку.
Теория (3ч.). Темы.
1.Звуковое
оборудование и техника работы с микрофоном:
- включение;
- умение правильно держать;
- тембр звука;
- подача звука, звуковой баланс.
Практика (15ч.). Темы.
1.Репетиционные занятия по освоению техники работы с микрофоном.
2.Работа над репертуаром с использованием микрофона.
Работа с фонограммой «-1»(18ч.)
Цель: умение работать с фонограммой (-1) и звукозаписывающей аппаратурой.
Работа с фонограммой доступна учащимся самой различной подготовки, она вызывает у детей живой интерес к исполнению, снимает зажатость, страх публичных выступлений, повышает качество занятий и придает им более организованный и целенаправленный характер.
Фонограмма представляет собой запись на носитель специально отобранного и обработанного в соответствии с задачами учебного процесса музыкального материала.
Теория (3ч.). Темы.
1.Что такое
фонограмма, возможности фонограммы.
2.Основные особенности работы с фонограммой
«-1».
3.Слуховай анализ.
4.Понятие «аранжировка»
Практика (15ч.). Темы.
1.Отработка навыков пения под фонограмму «-1»
2.Работа над репертуаром (фонограмма « -1»)
Индивидуальная методика
работы с воспитанниками с ОВЗ: работа
в паре с педагогом, повторный показ.
6.Формирование исполнительских навыков (60ч.).
Цель: работа над средствами выразительности в пении, выявление тембральных особенностей голоса учащихся, развитие динамических возможностей голоса; работа над вокальными навыками, связанными с наиболее выразительными исполнительскими эстрадными приемами.
Исполнительская
деятельность служит познанию искусства,
а через него познанию действительности, жизни, культуры.
Это возможность для самовыражения, так как исполнительство
воздействует на мысли, совершенствует и развивает чувства, помогает
воспитаннику утверждать себя как личность. Это потребность в самообразовании и
совершенствовании своего мастерства. И важность в том, что передаёт он мысли и
чувства для других.
Исполнителя можно назвать соавтором произведения. Образы, созданные композитором в исполнительском воплощении, приобретают черты и краски, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его индивидуальностью.
Теория (10ч.). Темы.
1.Анализ текста и его содержания.
2.Творческий замысел произведения.
Практика (50ч.). Темы.
3.Работа над репертуаром (правильное прочтение текста, главная мысль песни, образы и замыслы авторов)
4.Репетиции перед выступлением.
Индивидуальная методика работы с воспитанниками с ОВЗ: подробный разбор произведений с педагогом, умение работать дуэтом совместно спедагогом и другими детьми.
7. Работа над двухголосием (50ч.)
Цель: уметь петь двухголосные произведения, развивать мелодический и гармонический слух, уметь держать свою партию.
Главной задачей в работе над двухголосием является воспитание в детях сознательного отношения к двухголосному пению, привития навыка слушать и слышать друг друга, различать и воспринимать две мелодические линии как части художественного целого.
Практика (50ч.). Темы.
1.Освоение двухголосных попевок.
2.Освоение приёма пения каноном.
3.Разучивание песенного материала.
Индивидуальная методика работы с воспитанниками с ОВЗ: работа в паре с педагогом, индивидуальные упражнения на развитие ладового и гармонического слуха, повторный показ педагогом.
8.Сценическое мастерство (40ч.).
Цель: передача эмоцианально-художественного содержания музыкального произведения, уметь импровизировать.
Основы сценического мастерства - создание подлинно правдивого музыкально-сценического образа, проявление себя через движение, голос, раскрытие собственной творческой индивидуальности.
Системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей способствует формированию у воспитанника чуткого, тонкого, эмоционально-художественного восприятия сценического действия учебного и концертного репертуара.
Теория (10ч.). Темы.
1.Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства
2.Сценическая культура исполнителя.
3.Сценическое пространство.
4.Преодоление зажима.
5.Сочетание жестов и движений музыке и тексту.
6.Мимика (выражение лица, улыбка).
Практика (30ч.). Темы.
1.Сюжетн-ролевые игры.
2.Игры на развитие внимания.
3.Игры на развитие сценической свободы.
4.Игры на координацию движений.
5.Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику.
Индивидуальная методика работы с воспитанниками с ОВЗ: индивидуальная подборка игр и упражнений, повторный показ педагогом, подробный анализ произведения.
9. Воспитательно-познавательные мероприятия (20ч.).
Цель: развитие эстетической культуры, развитие художественных, культурологических и нравственных качеств воспитанника.
Воспитательное мероприятие способствует организации досуга воспитанников, способствует формированию нравственной, правовой, эстетической и социальной культуры. Оно помогает в овладении умениями и навыками организации социально-значимой деятельности, развитию творческих и других способностей, ключевых умений, лучших человеческих качеств.
План концертных и воспитательных мероприятий (См.Приложение №20 )
10.Концертная деятельность (10ч.).
Цель: формирование исполнительских навыков, умение работать с публикой.
В концертной деятельности реализуются социальные аспекты воспитания. Общение с публикой воспитывает способность к эмоциональному сопереживанию, ощущение общности, духовной близости с окружающими людьми. Концертные выступления способствуют формированию у учащихся исполнительских навыков, возможность проявить артистические качества, эстрадную выдержку. Для педагога это возможность проследить за развитием ученика. Для воспитанников учреждений господдержки это признание себя как личности, как индивида, как полноценного члена общества.
План концертных и воспитательных мероприятий (См.Приложение №20 )
11. Итоговые мероприятия (10ч.).
Итоговые выступления. Итоговое тестирование. Отчетный концерт.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Образовательная деятельность направлена на формирование следующих предметных компетенций:
Параметры |
Виды деятельности. Формы работы |
Диагностика |
Техническая |
Слушание и обсуждение предлагаемых музыкальных произведений. Выполнение дыхательных, артикуляционных, ритмических упражнений. Творческие задания. Эмоциональное проговаривание текста. Сценические движения. Навыки работы с микрофоном, фонограммой- минус |
Педагогическое наблюдение. Текущий контроль.
|
Аналитическая |
Сравнительный анализ исполнения мелодии. Определение характера музыки. Обсуждение, разбор смыслового содержания текста. Опрос на определение степени понимания смыслового значения текста, характера, темпа. |
Педагогическое наблюдение.
|
Культорологическая |
Изучение музыкальных терминов. Знакомство с вокальными эстрадными жанрами. Формирование духовных потребностей.
|
Педагогическое наблюдение.
|
Ключевые компетенции, осваиваемые воспитанниками.
Параметры |
Виды деятельности. Формы работы. |
Диагностика |
Коммуникативная |
Беседы на различные темы. Совместная творческая деятельность. Выполнение заданий путем самостоятельной организации творческой деятельности. Применение активных методов обучения. Навыки взаимодействия, делового общения. |
Педагогическое наблюдение
|
Креативная |
Организация самостоятельной работы воспитанников с информационными ресурсами; Организация и проведение творческих отчётных концертов, праздников. Творческие импровизационные задания. |
Педагогическое наблюдение Текущий и индивидуальный контроль. |
Здоровьесберегающая |
Беседы о вредных привычках, о гигиене голоса. Ознакомление воспитанников с нормами и правилами по технике безопасности. Организация активного досуга воспитанников. Проведение бесед по профилактике негативных явлений в подростковой среде.
|
Педагогическое наблюдение
|
Социальная |
Участие в подготовке и проведении мероприятий. Выполнение правил внутреннего распорядка. Участие в концертах, конкурсах, различных мероприятиях. Максимальное приближение предмета деятельности к социуму.
|
Педагогическое наблюдение. Текущий и индивидуальный контроль. |
Эмоционально-ценностная |
Изучение и исполнение эмоциональных по настроению и тексту песен. Ритмическое сопровождение музыкальных произведений. Творческое перевоплощение в музыкальные образы. Удовлетворенность публичным выступлением. |
Педагогическое наблюдение. |
Рефлексивная |
Анализ предложенного музыкального произведения. Оценка собственного выступления. Создание собственных текстов и мелодий. |
Педагогическое наблюдение. |
Принципы, определяющие общую организацию, содержание, формы и методы работы:
- принцип гуманистической направленности;
- принцип природосообразности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода.
Применяемые в процессе обучения методы:
- активизации (обучение действием, инсценировка);
-стимулирования и мотивации (создание ситуации успешности, возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания);
-творческой коммуникации (совместная творческая деятельность, обсуждение);
-познавательной деятельности (словесный, практический, наглядный);
Программа по эстрадному вокалу является здоровьесберегающей, так как в ней предусмотрены условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, психического и физического здоровья воспитанников.
Научно доказано, что музыка повышает иммунитет, улучшает обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.
Дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться.
Во время пения уравновешиваются психофизические процессы в организме, развивается способность противостоять стрессам.
Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
Дыхательная гимнастика эффективна при заболеваниях дыхательной системы, при различных сердечно-сосудистых проблемах, вегето-сосудистой дистонии. Упражнения на дыхание улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение.
В процессе пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка формирует хорошую осанку.
Занятия вокалом способствуют профилактике психических расстройств (неврозов, фобий, депрессий).
Воспитательный компонент программы.
«Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда, не приносящая». К.Д. Ушинский.
Воспитательными задачами являются:
- оптимизация эмоционально-личностного потенциала;
- музыкально-педагогическая коррекция деятельности и поведения воспитанников;
-формирование хорошего музыкального вкуса;
- создание условий для творческого самовыражения и личностного развития.
На занятии создаётся атмосфера сотрудничества и радости, самовыражения и самореализации.
Проводятся беседы и дискуссии, чтобы пробудить желание высказаться о содержании музыкального произведения, нравственных аспектах, заложенных в нём.
Значительное место уделяется импровизации - самой доступной форме продуктивного самовыражения детей, ведущей к раскрепощению личности.
В процессе проведения игр развивается самостоятельность музыкального мышления, способность к оценке, критике, выводам и умению обосновать своё мнение.
Важная роль принадлежит совместным переживаниям в ходе концертов, конкурсов, различных учебно-познавательных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение:
* наличие специального кабинета (кабинет музыки);
* наличие репетиционного зала (сцена);
* синтезатор;
* усилитель;
* микшерский пульт;
* микрофоны;
* компьютер с программами обработки звука (Adobe Audition, Cakewalk Pro Audio, Time Factory, Audiograbber и др.)
* магнитофон, СД-проигрыватель, видеомагнитофон;
* костюмы;
*зеркало;
* шумовые инструменты (бубен, маракасы, коробочка, трещотки, колокольчик).
Дидактический материал:
* записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
* нотный материал, подборка репертуара;
* записи аудио, видео, формат CD, MP3, DVD;
* раздаточный материал;
* дидактические карточки.
Список литературы.
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности - «Музыка и пение»: Просвещение, 1983.
2. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки». Методическое пособие для учителей начальной школы. М., «Просвещение», 1978.
3. Дмитриев Л. «Основа вокальной методики» - М., 2000.
4. Егорова А.М. «Воспитательные возможности школьного урока музыки в коррекции деятельности и поведения учащихся», 2012г.
5. Егорычева М.И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев, 1980.
6. Емельянов В.В. «Развитие голоса». Санкт-Петербург, 2003.
7. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977.
8. Надолинская Т.В. «Интегрированные театральные технологии в художественном и музыкальном образовании». Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2010.
9. Никулина И.А. «Методика обучения эстрадному вокалу. Чистый голос»., М, 2000.
10. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2012.
11. Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала». Санкт-Петербург, 2007.
12. Ровер В. «Искусство вокала». Санкт-Петербург, 2006.
13. Станиславский К. «Работа актера над собой». Издательский дом «Артист», 2008.
14. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М., 1992.
15. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства». Волгоград, Издательство «Учитель», 2009.
16. Виды пения и вокальные техники http://vivaharmony.ru
17. «Лаборатории музыкальных технологий»
www.pedagogika-cultura.narod.ru, www.schol.edu.ru.
Приложения
Приложение№ 1
Входная диагностика при поступлении в студию.
При прослушивании определяется исходный уровень общего и музыкального развития воспитанника.
1. Общие сведения:
- поведение;
- темперамент;
- активность;
- трудолюбие;
- здоровье;
- желание заниматься в студии.
2. Характеристика музыкальных способностей:
-наличие или отсутствие певческого интонирования;
- звонкость или тусклость голоса;
- певческий диапазон;
- уровень развития ритмического чувства;
- определить количество одновременно взятых звуков(1,2,3)
- присутствие или отсутствие речевых дефектов;
- наличие или отсутствие пластики движений.
Выполнить следующие задания:
1.Спеть правильно знакомую песню.
2.Пропеть песни при проигрывании в другой тональности.
3.Пропеть сыгранный звук.
4.Точно пропеть сыгранную музыкальную фразу.
5.Двигаться под фоновое музыкальное сопровождение
6.Повторить предложенный ритмический рисунок, прохлопав ладошками.
Приложение №2
Тест
«Диагностика музыкальных способностей
и степени восприятия музыкальной культуры».
I.Классический опрос.
II.Критерии диагностики:
1. Чистота интонации – умение спеть короткую музыкальную фразу (баллы).
1 – воспроизводить звук.
2 – воспроизводить короткую музыкальную фразу.
3 – точно воспроизводить всю фразу, песню.
2. Чувство ритма – умение простучать несложную ритмическую группировку (баллы)
1 – не может повторить ритмический рисунок.
2 – допускает ошибки, неточности в исполнении ритма.
3 – повторяет без ошибок.
3. Музыкальная память (баллы)
1 – не может повторить фрагмент музыкальной фразы.
2 – частично запоминает фразу, определяет направление мелодии.
3 – повторяет точно, без ошибок.
4.Концентрация внимания (баллы)
1 - не может концентрировать внимание.
2 – концентрирует внимание на короткое время.
3 – усидчив, концентрирует внимание на продолжительное время.
1 - не может описать эмоции.
2 – частично, образно описывает эмоции.
3 – полное описание эмоций.
Приложение №3
«Творческая книжка» ( И.П. Волков)
Направлена на изучение причин, вызывающих затруднения в предметной и личностной сферах, для отслеживания пробелов в базе знаний, умений, необходимых для выполнения заданий, а также для диагностирования затруднений в мотивации и общении.
Фамилия, имя |
|
|
Полугодие |
|
|
Вид деятельности |
Практическая работа |
|
Активность (форма) |
Активная |
Сам выбирает песню Просит песню Сам решает что исполнить |
Пассивная |
Работает по предложению педагога |
|
Устойчивость
|
Устойчивая |
Работает ровно, систематично |
Неустойчивая |
Работает неровно, но дело до конца доводит |
|
Характер выполненных работ (исполнение песни) |
Творчество |
Творческое Полутворческое Нетворческое |
Сложность |
Сложная Средняя Простая |
|
Объем труда |
Большой Средний Малый |
|
Качество |
Высокое Среднее Низкое |
Приложение №4
Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (автор Р.В. Овчарова):
2 - да; 1 - трудно сказать; 0 - нет.
Вопросы анкеты:
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном, стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне нравится находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
- Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат: 24-32 балла - высокий уровень; 12-24 балла - средний; 0-12 баллов - низкий.
Приложение№5
Анкета (выявления уровня мотивации к знаниям)
= Настойчивость в преодолении трудностей не проявляет никогда, пасует перед ними.
= Настойчивость в преодолении трудностей проявляет редко и только по подсказке, т.к. всегда неуверен в себе.
= В любой работе трудности пытается преодолеть только с подсказкой, т.к. всегда неуверен в себе.
= Пытается преодолеть трудности сам, без посторонней помощи, но только чтобы избежать осуждения и наказания.
= Стремится преодолевать трудности сам, если знает, что получит за это поощрение.
= В преодолении трудностей всегда проявляет самостоятельность и настойчивость, от помощи отказывается, стремясь доказать, что он лучше всех, утвердиться.
= Обычно настойчив в преодолении трудностей, если увлечён занятиями.
= Настойчив в преодолении трудностей, если знает, что своим трудом может принести пользу, радость.
= Если уверен, что его знания и умения необходимы, то настойчив в борьбе с трудностями до тех пор, пока не преодолеет их.
= Трудностей в обучении не боится, всегда настойчив в их преодолении, считая, что «иначе нельзя ».
Приложение №6
Анкета (исследования по вопросу организации разумного досуга)
Данные о себе:
Имя ___________________________________
Возраст _______________________________
Каким образом ты попал(а) в студию?
-записался сам по собственной инициативе,
-записался сам по приглашению педагога студии,
-по совету воспитателя.
Хорошо ли ты знаком с содержанием деятельности студии?
-хорошо знаком,
-имею общее представление,
-не знаком.
Считаешь ли ты, что занятия у нас могут принести тебе пользу?
-большую,
-небольшую,
-возможно, пригодится в жизни.
Когда ты хотел бы достичь результатов в нашей студии?
-через одно занятие,
-через несколько занятий,
-через год,
-через 3 года (будучи выпускником),
Чего ты ждешь для себя по окончании курса обучения?
-хороших умений и навыков,
-развития способностей,
-ничего не жду,
-всего понемногу.
Посещая занятия:
- ты хочешь узнать _______________________________________________________;
-ты хочешь научиться ____________________________________________________;
-ты хочешь суметь _______________________________________________________.
Твой успех на занятии зависит от:
-тебя самого,
-участников студии,
-везения,
-педагога,
-таланта,
-усидчивости, упорства, терпения,
-всего понемногу.
С каким настроением ты посещаешь занятия?
- с удовольствием,
-особой радости не испытываешь,
-посещаешь по напоминанию других,
-готов заменить любые другие занятия этими,
-из уважения к окружающим.
Твое настроение зависит от:
-тебя самого,
-от возможных удач и неудач,
-педагога,
-настроения других ребят,
-погоды на улице,
-ни от чего,
-всего понемногу.
Нравится ли тебе педагог?
-как профессионал,
-как человек,
- как воспитатель,
- как организатор досуга.
Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?
-стала лучше,
-особых изменений нет,
-успеваемость снизилась.
Как относятся твои сверстники к посещению тобой студии?
-одобряют,
-безразлично,
-не одобряют.
Как влияет посещение занятий на общение с воспитателями?
-положительно,
-есть общий интерес,
-отрицательно,
-никак.
Приложение №7
Таблица результативности и качества развития музыкальных способностей воспитанников
№/№ |
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Освоение тем программы (1-8):
1 – Артикуляция
2 – Дикция
3 – Дыхание
4 – Сценическое мастерство
5 – Исполнительские навыки
6 – Ансамбль
7 – Пение с фонограммой «-1»
8 – Концертные и конкурсные выступления
Оценка по пяти бальной шкале на начало, середину и конец года.
Итого: на начало, середину и конец года.
Приложение №8
Тест
«Диагностика музыкальных способностей
и степени восприятия музыкальной культуры».
I.Классический опрос.
II.Критерии диагностики:
1. Чистота интонации – умение спеть короткую музыкальную фразу (баллы).
1 – воспроизводить звук.
2 – воспроизводить короткую музыкальную фразу.
3 – точно воспроизводить всю фразу, песню.
2. Чувство ритма – умение простучать несложную ритмическую группировку (баллы)
1 – не может повторить ритмический рисунок.
2 – допускает ошибки, неточности в исполнении ритма.
3 – повторяет без ошибок.
3. Музыкальная память (баллы)
1 – не может повторить фрагмент музыкальной фразы.
2 – частично запоминает фразу, определяет направление мелодии.
3 – повторяет точно, без ошибок.
4.Концентрация внимания (баллы)
1 - не может концентрировать внимание.
2 – концентрирует внимание на короткое время.
3 – усидчив, концентрирует внимание на продолжительное время.
1 - не может описать эмоции.
2 – частично, образно описывает эмоции.
3 – полное описание эмоций.
Приложение №9
Анкета
«УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА»
Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты, в которой перечислены профессиональные и личностные качества учителя .
Оцените эти качества.
1.Хорошо знает свой предмет, высоко эрудирован.
2.Умеет вызвать интерес к предмету.
3.Подходит к делу творчески, с интересом.
4.Излагает материал ясно и доступно.
5.Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения.
6.Доброжелателен и тактичен в отношении к учащимся.
7.Требователен.
8.Объективен в оценке знаний.
9.Умеет снять напряжение, усталость у ученика.
10.Располагает к себе манерой поведения, внешним видом, эрудицией.
Приложение№10
Таблица оценки уровня воспитанности обучающегося
№/№ |
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки(1-8):
1 – Моральная устойчивость, умение преодолевать трудности
2 – Творческая активность и самостоятельность
3 – Ответственность
4 – Целеустремлённость
5 – Адекватность самооценки (адекватное восприятие себя и своих возможностей)
6 – Креативность (творческий подход к делам, планам, общению)
7 – Степень соотношения регуляции и саморегуляции
8 – Ценностная устойчивость (собственные взгляды и умение аргументировать)
Оценка по пяти бальной шкале на начало, середину и конец года.
Итого: на начало, середину и конец года.
Приложение №11
Скороговорки
Для тренировки звуков: Р,Л,М,Н
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели
Маланья — болтунья молоко болтал, выбалтывала, не выболтала.
Для тренировки звуков: Б,П,В,Ф,Г,К,Д,Т,Х.
Добыл бобыль бобов.
От топота копыт пыль по полю летит.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Ткет ткач ткани на платке Тани.
Водовоз вез влду из водопровода.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Фараонов фаворит на сапфир сьенял нефрит.
Для тренировки звуков: С,З,Ш,Щ,Ч,Ж.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Четверть четверика гороха, без червоточины.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Приложение №12
Упражнения для артикуляционного аппарата
Смотреть в зеркало.
1.Для активизации языка. Пошевелить языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высунуть кончик языка и быстро-быстро перемещать его из угла в угол рта.
3. Побить кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорить:да-да-да-да.Энергично произносить:Т-Д, Т-Д, Т-Д.
4.Чтобы освободить язык и гортань: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдох через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком«ФУ»(щеки «опадают»). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнести:К-Г, К-Г, К-Г.
5.Чтобы активизировать мышцы губ, надуть щеки, сбросить воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы. Энергично произнести: П-Б, П-Б, П-Б.
8.Челюсти не зажимать. Постучать мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания.
9.Любое стихотворение или отрывок в прозе, читать наизусть. Проследить за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушать звучание своего голоса.
Приложение №13
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
= Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез. Полость рта увлажнилась.
= "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Также повторите эту процедуру 4-8 раз.
= Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также еще больше увлажнит рот.
= Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. На щелчках выстраиваем унисон (ФА, СОЛЬ 1-й октавы). Попротыкайте языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.
= Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.
= Занимаемся губами. Покусываем нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю.
= Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
= Вытягиваем губы трубочкой вперед, рисуем губами круг, квадрат.
После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной — вниз.
= Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").
Приложение №15
1.
Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).
2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз).
3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).
4. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным
пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6 раз).
5. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием
проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и
интенсивность выдоха.
6. Надуть щеки, как шар. Резко "выхлопнуть" воздух через
"губы-трубочку". Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ.
7. Беззвучно сказать "ы". Говорить этот звук надо не глубоко, а у
корней верхних зубов (как при зевоте). Упражнение активизирует мышцы мягкого и
твердого неба.
8. Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением
сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и
затрудняют движение. Дыхание произвольное.
9. Говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть.
ма-м`а на-н`а ва-в`а
ма-м`о на-н`о ва-в`о
ма-м`у на-н`у ва-в`у
ма-м`э на-н`э ва-в`э
ма-м`ы на-н`ы ва-в`ы
Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: "ох, ах". Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом.
Приложение №16
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.
Приложение №17
Упражнения на дыхание (Е.Ю.Белоброва)
Упр.1
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.
Упр.2
Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упр.3
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упр.4
Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
Приложение №18
Упражнения на концентрацию звука
Упр.1
Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.
Упр.2
М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове "улитка"\.
Упр.3
М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой "И", переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.
Приложение №19
Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра
Упр.1
РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.
Упр.2
РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.
Упр.3
РО-О'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.
Упр.4
PO-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.
Приложение №20
План воспитательной работы.
№ |
Вид работы |
Время проведения |
1. |
День знаний |
сентябрь |
2. |
День учителя |
октябрь |
3. |
День матери |
ноябрь |
4. |
«Праздник осени» |
ноябрь |
5. |
Новогодний праздник |
декабрь |
6. |
Рождественские встречи |
январь |
7. |
День защитника Отечества |
февраль |
8. |
Международный женский день |
март |
9. |
День Победы |
май |
10. |
День именинника |
октябрь, январь, март, май, июнь |
11. |
Выпускной |
Май |
12. |
День защиты детей |
Июнь |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.