Рабочая программа танцевального кружка «Карамельки»

  • Документация
  • docx
  • 27.07.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА танцевального кружка «Карамельки» предназначена для детей 9-12 лет рассчитана на второй год обучения
Иконка файла материала КАРАМЕЛЬКИ 2020-2021.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 34»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 ________/Ярославцева Т.П../

 

Протокол № 1

от «    » __________  2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МОУ «Гимназия № 34»:

 

____________/ Ткаченко Л.И. /                        

«   »  __________    2020 г.

 «Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия № 34»

_____________/ О.В. Иванова./

                        

Приказ № __ от  «   » ____2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

танцевального кружка «Карамельки»

  Паникар Кристины Викторовны,

 педагога организатора

первой квалификационной категории

                                     предназначена для детей 9-12 лет

 рассчитана на второй год обучения

 

 

 

                                 

                                 

     

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от «       » _______ 20     г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 – 2021 учебный год

г. Саратов

Пояснительная записка

 

          Программа имеет художественно-эстетическую  направленность; способствует  развитию у детей танцевальных способностей,  общей культуры, стимулирует потребность в общении с искусством.

Программа предназначена для занятий детей 9-12 лет в хореографическом кружке «Карамельки», работающего на базе МОУ «Гимназии № 34» (второй год обучения).

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития  массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.  Сегодня необходимы дополнительные  меры,  направленные  на  укрепление и сохранение здоровья учащихся.

  Занятия танцем  во многом будут способствовать  увеличению двигательной активности детей, правильному физическому развитию и укреплению детского организма. У детей также будет активно развиваться и эмоциональная сфера, формироваться эстетическая отзывчивость на прекрасное,  творческие  способности, эстетический вкус, культура общения.

 Этим обусловлена актуальность программы танцевального кружка «Карамельки».

Целью  программы  является физическое развитие и совершенствование детей, формирование их общей эстетической и танцевальной культуры, развитие способностей к художественно-образному и эмоционально-ценностному восприятию произведений танцевального искусства.

Задачи:

·        овладение основами хореографической подготовки;

·        способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

·        привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

·        гармоничное развитие у учащихся танцевальных, музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей;

·        дать представление о танцевальном образе, развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

·        развитие умения ориентироваться в пространстве зала и навыков координации движений;

·        воспитание культуры поведения и общения;

·        освоение музыкальной грамотности и основных приемов танцевальной техники;

·        гармоническое развитие учащихся, укрепление здоровья, формирование правильной осанки и мышечного аппарата;

 

·        развитие физической выносливости, воли и характера;

·        формирование умения работать в коллективе;

·        развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

·         формирование навыка организации здорового и содержательного досуга.

Программа направлена на освоение детьми основ современного хореографического искусства, художественно-эстетическое воспитание средствами танца. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Искусство танца способствует формированию эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности,  воспитанию и развитию художественно-эстетического вкуса и  творческих интересов.

Постигая современные виды танцевального искусства, дети учатся  красоте и выразительности движений.  Занятия танцем формируют красивую, правильную осанку,  развивают физическую выносливость, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец   имеет огромное значение  в  воспитании национального самосознания, так как  дети знакомятся с танцевальной культурой  и традициями разных народов, в том числе и  с русским народным танцем, учатся  ценить и уважительно относится к  этому  наследию, в котором отражается душа народа, его история, обычаи и характер.

Танец выполняет  также функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию человека и его  самоощущение как индивидуальности. Благодаря танцу, происходит активное общение  со сверстниками.

В программе танцевального кружка второго года обучения, также как и в втором году обучения, уделяется особое внимание  классическому танцу. Владение его основами закладывает прочный фундамент, который позволит детям в дальнейшем освоить любую технику различных по стилю танцев. Помимо классического танца дети изучают элементы эстрадного и народно-сценического танца, что способствует расширению у детей границы представления  о разнообразии танцевального искусства, своеобразии визуальных хореографических образов, развитию творческого мышления детей.

Новизна и программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать танцевальные способности и возможности, стимулирует социальную активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков.

Педагогическая целесообразность данной программы определяется ее развивающим потенциалом, использованием на занятиях кружка упражнений и тренингов, направленных на развитие умений и навыков не только танцевально-музыкальных способностей, но и актёрского мастерства, что способствует развитию творческого потенциала, формирует способность к глубокому пониманию образного строя танца и  умения  быть выразительным исполнителем.  Все это позволит  раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, даст возможность раскрыть свой талант в искусстве хореографии.

Отличительной особенностью программы является то, что использование на занятиях игровых и тренинговых заданий направленных на развитие чувства партнера,  умения взаимодействовать в коллективной деятельности при решении творческих задач, проявлять инициативу и  ответственность.

 

Основные подходы технологии, методы и формы обучения,

 режим занятий.

На занятиях танца  осуществляется  дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку,    учитываются  особенности  их физического развития и уровень танцевальной подготовленности,  танцевальные данные (выворотность, подъем, шаг, координация, сила и выносливость), данные медицинского осмотра.

Основные методы обучения танцу - это наглядный показ и словесные объяснения.  Практическая деятельность  детей на занятиях опирается на теорию исполнения движений.  Исполнительское мастерство обеспечивается системами тренировочных упражнений. 

Данная программа состоит из  доступных для данного возраста тренировочных упражнений,  заданий, дидактических и развивающих игр.  Постепенно вводятся задания творческого характера, задания предполагающие элементы импровизации.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим (экзерсис у станка и на середине,   ритмическая разминка, тренинги и игры на развитие  актерского мастерства, постановочная работа и др.). Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и интересной  для детей.

В процессе освоения участниками основ танцевального искусства особое внимание  уделяется игровым  методам и формам обучения. Особенно необходимы  игры на этапе начального освоения танцевально-тренировочных упражнений. Проведение занятий в игровой форме способствует снятию напряжения, формированию интереса к занятиям и танцевальному искусству в целом. При  выполнении  творческих  заданий в играх   у детей  происходит развитие  не только   чисто хореографических исполнительских  навыков,  но и  внимания, памяти, воображения,  логического мышления, необходимых в любых  познавательных  действиях ребенка.

В системе содержания программы реализован принцип «спирали», предполагающий   постепенное усложнение  ранее изученных заданий, упражнений  на разных стадиях обучения.

            В процессе практической деятельности учащиеся знакомятся с основами  танцевального этикета, изучают основные позиции и элементы классического, русского народного, эстрадного танца, учатся правильно разогревать мышцы, осваивают тренировочные танцевальные упражнения.

Особое внимание уделяется развитию у детей чувства ритма,  приобретению навыков музыкально-танцевальной выразительности и эмоциональной одухотворенности  во время исполнения движений.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение результатов работы,  ре­шения поставленных  учебных задач. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, умение давать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.  Ребенок  сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы хореографического кружка «Карамельки»  является  отчётный концерт для родителей, где дети демонстрируют приобретенные  знания, умения и навыки  в области танцевального искусства.

При проведении занятий танца  строго соблюдаются  санитарно-гигиенические нормы. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом,  с  температурой воздуха + 18°С,  помещении, специально оборудованном зеркалами. На танцевальных занятиях дети   занимаются  в специальной форме.

      На занятиях уделяется внимание выполнению детьми  правил техники безопасности.

Программа рассчитана на 2-ой год обучения - 111 часов (по 3 часа в неделю).

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

Раздел 1. Танцевальная азбука (классический тренаж).

1.1

Экзерсис у станка

14

2

12

1.2

Экзерсис на середине зала (включает в себя и аллегро)

7

1

6

Раздел 2. Общая физическая и специальная подготовка.

2.1

Танцевальная аэробика

4

0,5

3,5

2.2

Партерная гимнастика

5

0,5

4,5

2.3

Стретчинг

4

0,5

3,5

2.4

Полуакробатические упражнения

4

1

3

Раздел 3. Азбука танцевальных движений (Ритмика, музыкальная грамота).

3.1

Ритмика

5

0,5

4,5

3.2

Основы музыкальной грамоты

3

2

1

Раздел 4. Основы актёрского мастерства

4.1

Игры и тренинги

10

2

8

4.2

Пантомима

4

1

3

Раздел 5. Постановочно-репетиционная работа

5.1

Детский эстрадный танец

23

1

22

5.2

Современный танец

25

2

23

 

Итого:

108

14

94

 

Содержание программы второго года обучения

 

Раздел 1. «Танцевальная азбука» (21 час)

(классический тренаж).

 

Классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся. Основная роль классического танца на занятиях кружка – развитие танцевальных данных обучающихся: выработка осанки (укрепление мышц спины), гибкости, координации, укрепление мышц брюшного пресса, выворотности бедер и стоп; способствование вытянутости коленного сустава и стопы учащихся. Элементы классического танца воспитывают культуру движения и  понимание того, что танец – это  содержательное искусство, требующее умения, техники и выразительности.

На втором году обучения основные задачи остаются такие же: постановка корпуса, ног, рук и головы в процессе освоения основных движений тренажа у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений.

На втором году обучения экзерсис у станка выполняется лицом к станку за две руки.

1.1.            Экзерсис у станка: изучение I, II, III позиций ног; позиций рук; деми плие по I, II, III позициям ног; рэлевэ на полупальцах по I, II, III позициям ног, батман тандю; жетэ; понятие ан дэор и ан дэдан ( от себя и к себе); ронд де жамб пар тер от себя и к себе; подготовки к батман фондю; основное, условное спереди и условное сзади ку-де-пье, батман дэвёлоппэ, гранд батман (по I и III п.).

1.2.            Экзерсис на середине зала: понятия: прямые, свободные, закрытые и выворотные позиции ног; изученные движения у станка по свободным позициям ног;  I пор до бра; положения корпуса эпольман круазэ и эфассэ; аллегро: сотэ, шажман до пье, эшаппэ.

Тренировочные упражнения на середине зала развивают апломб, грацию  движений рук, координацию движений, чувство пространства, музыкальность и выразительность, тем самым подготавливая детей к постановочно-репетиционной работе над танцевальными композициями, этюдами, танцами.

 

Раздел 2. Общая физическая и специальная подготовка (17 часов)

2.1. Танцевальная аэробика - направление фитнеса, в котором комплекс упражнений выполняется под музыкальное сопровождение. Основной ее принцип - это выполнение связок всевозможных танцевальных движений сочетающихся со спортивными упражнениями в определенном танцевальном стиле в режиме нон-стоп, что является своего рода физической зарядкой и в то же время активным и беспрерывным танцем. Занятия танцевальной аэробикой оказывают положительное влияние на работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Аэробные упражнения заставляют сердце, сосуды и легкие «работать» в определенном режиме, адаптироваться к возрастающим нагрузкам, а также способствует укреплению костной системы, опорно-двигательного аппарата, увеличению работоспособности. В результате создается мощный иммунитет, организм наполняется трудоспособностью и энергией.

На занятиях танцевального кружка «Карамельки» танцевальная аэробика играет роль ритмической разминки. Выполняются базовые движениия и простые связки в ритмичном, но умеренном темпе.

2.2. Партерная гимнастика – направлена на развитие специальных физических качеств, помогающих обучающимся полноценно освоить программу танцевального кружка. Преимущество данного раздела в танцевальной образовательной деятельности - развитие силы мышц всего тела, не наращивая массы; развитие подвижности в суставах; ловкости; координации движений; воспитание навыка правильной осанки; разработка природных данных: подъём, шаг, выворотность, гибкость позвоночника,  пластичность тела.

2.3. Стретчинг – инновационный вид фитнеса, является совокупностью разных типов растяжек, отличающихся друг от друга интенсивностью и целевой направленностью. Занятия стретчингом включает в себя комплексные упражнения и специальные позы, которые способствуют контролируемому растягиванию связок, мышц, сухожилий конечностей и туловища. Целевой направленностью данного раздела программы является совершенствование форм тела,  интенсивное и плавное увеличение гибкости, пластики тела, улучшение физических способностей учащихся.

2.4. Полуакробатические упражнения. Современная хореография интенсивно развивается во всех направлениях и особое значение в мире танца приобретают умения танцовщиков выполнять акробатические элементы. Акробатическая подготовка свидетельствует об уровне исполнительского мастерства. Данный подраздел программы представляет собой первоначальный уровень освоения акробатических элементов – подготовительные упражнения акробатики: стойка на руках у станка, различные подготовительные упражнения к изучению мостика, мост с пола, мост сверху с помощью, шпагаты, колесо.

 

Раздел 3.  «Азбука танцевальных движений» (8 часов)

(Ритмика и  элементы музыкальной грамоты).

                                     

 3.1. Подраздел ритмика состоит из ритмических упражнений, музыкальных игр, упражнений на ориентировку в пространстве (построений и перестроений). Например: перестроения в круг, на линию, на середину зала в шахматном порядке, другие геометрические фигуры и линии. Передвижения по рисунку танца: “воротца”, “змейка”, “спираль”.

Упражнения на ориентировку в пространстве и командообразования «Созвездия».

Изучение упражнений по кругу: шаг с вытянутого носка, шаг на пятках, шаг на полупальцах, легкий бег.  Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части (в частях тема), сильная доля такта, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.      

Понятие о движении по линии танца и против линии танца. Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Понятие об ансамбле.

3.2. Знакомство  с основами музыкальной грамоты, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности, чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку, формируют умение координировать  движения с музыкой (ритмопластика).

Одно из направлений творческой деятельности детей элементы танцевальной импровизации — сочинение танцевальных движений, комбинаций на предложенную тему, инсценировка стихотворений, песен, сказок, этюды для развития выразительности движений и ритмопластики. Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

 

Раздел 4. Основы актёрского мастерства (14 часов)

4.1. Игры и тренинги – способствуют развитию фантазии, сценического внимания, памяти, «чувства партнёра», формированию ассоциативного мышления, раскрытию творческого потенциала учащихся.

4.2. Пантомима – это вид сценического  искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. В танце, так же как и в театральном действии, важна выразительность создаваемого образа. Программа включает в себя упражнения на развитие этих умений.

 

Раздел  5. «Постановочно-репетиционная работа» (48 часов)      

          

      На втором году обучения в постановочной работе предполагается использовать  (несложные)  детские эстрадные танцы, основными движениями, которых являются простые комбинации  шагов, приседаний и прыжков. Координация движений рук, ног и головы самая простая. На данном этапе решается задача научить слышать музыку и ритмично двигаться под нее. Поэтому  музыка  для танца должна быть выразительной, с очень чётким ритмом,  с неторопливым темпом.

Дети знакомятся с идеей, основой образного строя танца, его историей, отличительными особенностями, определяют характер музыки. В процессе разучивания танца необходимо добиваться, чтобы дети исполняли выученные композиции музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и характер танца.

Важной составляющей содержания постановочной  работы  на втором году обучения являются современные танцы, так как  дети проявляют к ним особый интерес. Постановка современного танца строится также на простых и доступных движениях: приставные шаги, прыжки, повороты, лёгкие перестроения в рисунке танца. Музыка для композиции выбирается с очень четким ритмом, возможно с ритмическими акцентами.

      Беседы по хореографическому искусству  проводятся систематически в течение всего курса обучения и включают в себя информацию по истории искусства танца, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Беседы дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, современных и эстрадных постановок, творческих концертов и т.д.

       Примерный   перечень  танцев: эстрадный танец «Авалюлько»,«На зарядку становись!»,  детские танцевальные композиции на основе  простых движений современных танцевальных направлений.

    

Планируемые результаты освоения  программы

 

Личностные результаты:

·         проявление  интереса, эмоционально-ценностное отношение к искусству танца;

·        проявление целеустремленности и настойчивости в достижении правильного исполнения движений, готовности к преодолению технических трудностей, наличие творческого оптимизма;

·        проявление творческих способностей  в  танцевальных импровизациях;

·        способность к  позитивной самооценки   своих и других  танцевально-технических данных и музыкально-эмоциональной выразительности исполнения танца;

·        понимание роли танцевального искусства в жизни  человека и общества;

·        проявление уважения к окружающим – умение чувствовать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

·         эмоционально - цен­ностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, при­роде, людям),  толерантное  принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

·         способность к эстетической оценке танцевальных композиций, нравственной оценке своих и чужих по­ступков, явлений окружающей жизни;

·        способность к художественному познанию мира; умение применять получен­ные знания в собственной  жизни при организации досуга.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

·        умение видеть и воспринимать проявления танцевальной культуры в окружающей жизни (скульптура, изобразительное искусство, театр, кино и др.),  использовать  знания по танцевальному искусству  на других уроках  и занятиях художественно-эстетического цикла (музыка, театр, изобразительное искусство);

·        проявление самостоятельности  в проведении  разминки, отработки  танцевальных движений;

·        умение организовывать самостоятельную отработку движений с учётом требований собственной и чужой безопасности, сохранности инвентаря и оборудования;

·        умение  видеть красоту движений, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.

                  Регулятивные УУД:

·        умение работать по предложенному руководителем кружка  плану, постепенное проявление способности к самостоятельному  планированию своих действий для достижения поставленной цели,  выполнению контроля и оценка  результата своей танцевальной деятельности, сравнению  запланированного и полученного результата, исправление недочетов;

·        умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

·        умение находить свои или партнера ошибки при выполнении тренировочных движений и комбинаций, отбирать способы их исправления;

·        умение планировать самостоятельную отработку техники движений и комбинаций, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

·        положительно воспринимать критику и рекомендации других, находить пути решения возникших проблем.

Коммуникативные УУД:

·         способность к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных танцевально-творческих задач;

·        развитие чувства партнера, умение эффективно работать в паре;

·        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли о характере танца.

 

В результате освоения программы танцевального кружка «Карамельки» учащиеся должны 

Знать/понимать:

 

·        знать правила предупреждения травматизма во время занятий кружка;

·        правила постановки корпуса, позиций рук и ног в классическом танце;

·        терминологию изучаемых движений классического танца, названия упражнений общефизической и специальной подготовки;

·        что такое: «ритм музыки», «характер музыки», «музыкальный такт», «музыкальная фраза», «музыкальное предложение»;

·        особенности  русского народ танца, народов мира;

·        позиции рук и ног русского народного танца и других народов мира (на усмотрение руководителя кружка)

·        правила исполнения простых танцевальных движений и комбинаций;

·        особенности стиля, характер и манеру исполнения движений изучаемых танцевальных постановок;

·        правила  танцевального этикета;

·        роль общей физической и специальной подготовки для танцоров;

·        что такое рисунок танца, точки зала;

научатся:

·        выразительно и музыкально исполнять движения, комбинации, танцевальные постановки;

·        выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, укрепление мышечной структуры, развитие ловкости, гибкости, координации движений, укрепление осанки;

·        соблюдать правила техники безопасности при выполнении физических и танцевальных упражнений;

·        выполнять простые элементы классического экзерсиса;

·        выполнять простые танцевальные движения и связки на середине зала под музыку и без неё (под счёт);

·        фиксировать движение, позу, подчёркивать движениями музыкальные акценты;

·        грамотно выполнять упражнения базовой общефизической и специальной подготовки в соответствии с индивидуальными физическими данными;

·        создавать художественный сценический образ в постановочных работах коллектива, с учетом жанровых и стилистических особенностей изучаемых танцевальных композиций;

·        взаимодействовать в парах и группах при выполнении танцевальных связок и композиций;

·        ориентироваться в пространстве, выполнять простые построения, перестроения в рисунке танца, «чувствовать» ансамбль;

·        импровизировать под музыку;

·        адаптироваться к условиям занятий в конкретном хореографическом коллективе.

 

Методическое и материально-техническое  обеспечение дополнительной образовательной программы танцевального кружка «Карамельки»

 

Список  методических  пособий:

 

1.     Базарова, Н. Азбука классического танца: учебно-методическое пособие / Н. Базарова, В. Мей. – 2 - е изд. - Л.: Искусство, 1983. – 207 с.  

2.     Балунова, Е.Н. Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле: автореф. дисс. канд. пед. Наук / Балунова Е.Н. - СПб.: 2009. – 24 с.

3.     Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. – Л.: Искусство, 1980. – 188 с.

4.     Игнашенко, А.М. Акробатика / А.М. Игнашенко. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 159 с.

5.     Коркин, В.П. Акробатика : (азбука спорта) / В.П. Коркин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 127 с.: ил.

6.     Нестеров В.Н. Танец: учебное пособие / В.Н. Нестеров, М.П. Касаткина. - Саратов: Наука, 2008. – 26 с.

7.     Озджевиз, Е.Л. Классический танец и методика его преподавания - С.: Наука, 2007.

Дополнительный список литературы:

 

1.     Берч, Б.Б. Пауэр Йога / Б.Б. Берч. – М.: Эксмо, 2005. – 304 с.: ил.

2.     Дан, О. Пилатес – гимнастика звёзд : (Серия «Красивое тело») / О. Дан. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.: ил.

3.     Перепёлкин, И.А. Развитие гибкости в хореографии: учебно-методическое пособие / И.А. Перепёлкин. – Саратов: Наука, 2007. – 56 с.

4.     Озджевиз, Е.Л. Модерн танец: учебно-методическое пособие / Е.Л. Озджевиз. – Саратов: Наука, 2010. – 92 с.: ил.

5.     Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.: ил.

6.     Чапмен, Д. Йога с партнёром / Пер. с англ. О. Смуровой. – М.: Эксмо, 2005. – 208 с.: ил. 

 

Электронные ресурсы:

 

1.     Видеоматериалы по всем разделам программы.

2.     Образовательные диски.

 

Интернет ресурсы:

 

·        http://dance123.ru/ -  сайт  Танцевальный словарь содержит информацию по истории развития танцевальных стилей и массовых танцевальных образцов, определение и описание техники исполнения многочисленных танцевальных терминов, характеристику танцев разных народов, эпох. 

·        http://www.youtube.com/user/bolshoi/featured  - официальный канал Государственного академического Большого театра России, представляет  оперы, балетные спектакли русской и западной  классики (включая признанные шедевры  20-го века), и специальных работ по заказу.

·        http://mariinsky.tv  -  медиавещание Мариинского театра.  На сайте ведутся онлайн трансляции концертов, спектаклей.  Mariinsky.tv содержит раздел видеоархив, включающий в себя видеоматериалы концертов, спектаклей, репетиций, интервью со звёздами балета, выдающимися хореографами, театральными деятелями.

·        http://www.horeograf.com/knigi - на сайте представлено всё для хореографов (методическая литература, публикации, статьи, видео и аудио материалы).

·        http://video-dance.ru/  -  уроки танцев всех стилей и направлений онлайн.

·        http://dannce.ru/swing/rock-and-roll/ - уроки танцев онлайн.

·        http://need4dance.ru/ - энциклопедия по хореографии, сайт содержит информацию по истории появления и развития различных стилей и направлений хореографии, узнать основные движения разных танцев, ознакомиться с известными коллективами и людьми оказавшими большое влияние на развитие различных жанров хореографического искусства.

·        http://sport-lessons.com/ - спортивные уроки онлайн.

·        http://www.youtube.com/channel/UCwdl_G0ghsXcRcVhRVCMzLQ - канал о гимнастике, состоящей из аэробных упражнений под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.

·        http://www.youtube.com/channel/UCu0op9WasZt-XUvtTY2GdPw/featured - канал представляет видеоматериалы по различным сочетаниям и системам физических упражнений, составляющих основу и содержание видов спорта, входящих в программы физического воспитания в учебных заведениях.

 

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

 

Мультимедийный проектор.

Экран.

Ноутбук.

Фортепиано.

Музыкальный центр.

Танцевальный зал оборудован зеркалами и станком для классического тренажа.

 

Список литературы

 

1.     Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. – Л.: Искусство, 1980. – 188 с.

2.     Гульянц, Е.И. Музыкальная грамота / Е.И. Гульянц. – К.: ГИППВ, 1998, – 128 с.

3.     Сердюков, В.П. Классический танец программа / В.П. Сердюков. – М., 1987.

4.     Есаулов, И.Г. Алгоритм школы классического танца с четырехгодичным обучением / И.Г. Есаулов. – Альтернативная школа, 2001.

5.     Казанина, Н.Н. программа «Ритмика и танец».

 

 


                                                                                                                                                                                Приложение к дополнительной

                                                                                                                                                                общеразвивающей программе

                                                                                                                                                                            танцевального кружка «Карамельки»

 

Календарно-тематическое  планирование


 

№ п/п

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Содержание занятия

Планируемый результат

Дата проведения занятия

1 гр.

2 гр.

3 гр.

1

1

Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лучшие образы народной хореографии.

Вводное занятие. Беседа, просмотр видеоматериалов на тему: «Лучшие образы народной хореографии», обсуждение.

Экзерсис у станка. Батман тандю и  батман тандю жетэ пике с дэми плие в V позиции.

Комплекс партерной гимнастики.

 

Познакомятся с историей рождения танца.

03.09                                                                                                     

03.09                                                                                                     

03.09

2-4

 

2

Знакомство с идеей народного мексиканского танца «Авалюлько»

Знакомство с идеей народного мексиканского танца «Авалюлько». Положения рук и корпуса в мексиканском танце «Авалюлько». Игра на внимание «Имена».

Научатся: выполнять комбинации движений в различных ракурсах к народному мексиканскому танцу «Авалюлько».

7.09

04.09

05.09                                                                                                     

1

10.09

10.09

10.09

5-7

2

Основной ход танца «Авалюлько».

Комплекс танцевальной аэробики. Изучение и отработка основного хода к мексиканскому танцу. 

Научатся: выполнять комплекс танцевальной аэробики, основной ход к мексиканскому танцу.

14.09

11.09

12.09

1

17.09

17.09

17.09

8-10

2

Танцевальные элементы к мексиканскому танцу «Авалюлько».

Партерная гимнастика: упражнения  «Лягушка» и «Складочка».

Переменный шаг с каблука.

 

Научатся: выполнять комбинацию движений к народному мексиканскому танцу «Авалюлько».

21.09

18.09

19.09

1

Ритмическая разминка. Повторение и отработка изученных движений.

24.09

24.09

24.09

11-13

2

Повторение и отработка изученных движений к танцу «Авалюлько».

Партерная гимнастика: упражнения на формирование умения тянуть стопу, пластику тела. Игра на развитие воображения и внимания «Хужожник».

Повторение и отработка изученных движений к танцу «Авалюлько».

Научатся: выполнять упражнения на формирование умения тянуть стопу, пластику тела.

28.09

 

25.09

26.09

1

01.10

01.10

01.10

14-16

2

Комбинация движений в паре к танцу «Авалюлько».

Элементы классического экзерсиса у станка. Игра на развитие координации движений «Лабиринт». Разучивание  движений в паре к народному мексиканскому танцу «Авалюлько».

 

Научатся: выполнять комбинацию в паре к народному мексиканскому танцу «Авалюлько».

05.10

02.10

03.10

1

08.10

08.10

08.10

17-19

2

Комбинация с продвижением вперед и назад к танцу «Авалюлько».

Танцевальная фанк-аэробика: грейпвайн – переменные скрестные шаги; ни-ап – подъем колена. Комплекс стретчинга. Комбинация с продвижением вперед и назад к танцу «Авалюлько».

Познакомятся с видами медленных и умеренных темпов. Научатся: выполнять упражнения фанк-аэробики грейпвайн и ни-ап; комбинацию с продвижением вперед и назад к танцу «Авалюлько».

12.10

09.10

10.10

1

15.10

15.10

15.10

20-22

2

 Повторение изученных комбинаций к танцу«Авалюлько».

Танцевальная аэробика.

Партерная гимнастика: «лодочка», «корзиночка».

Повторение и отработка изученных комбинаций к танцу «Авалюлько».

Научатся: выполнять   упражнения партерной гимнастики «лодочка», «корзиночка»; комбинацию движений к танцу «Авалюлько».

19.10

16.10

17.10

1

22.10

22.10

22.10

23-25

 

2

Дробные выстукивания.

Ритмическая разминка. Понятия вступление, части, сильная доля такта. Упражнение «Дирижёр». Дробные выстукивания по VI-й позиции ног.

Научатся: основам музыкальной грамоты, выполнять дробные выстукивания по VI-й позиции ног.

26.10

23.10

 

24.10

1

29.10

29.10

29.10

26-28

2

Дробные выстукивания.

Ритмические упражнения со сменой  темпа музыки.

Партерная гимнастика: упражнения на стопу, «лягушка», «складочка», «русалка».

Дробные выстукивания по VI-й позиции ног в повороте.

Научатся: выполнять дробные выстукивания по VI-й позиции ног в повороте.

02.11

30.10

 

31.10

1

05.11

05.11

05.11

29-31

2

Танцевальные элементы к мексиканскому танцу «Авалюлько».

Экзерсис у станка (лицом к станку): деми плие (полуприседание) по I, II, III позициям ног. Комплекс партерной гимнастики. Повторение изученного материала.

Научатся: выполнять деми плие по I, II, III позициям ног.

09.11

06.11

 

07.11

1

12.11

12.11

12.11

32-34

2

Композиционный рисунок к танцу «Авалюлько».

Экзерсис на середине зала: позиции рук I, II, III, деми плие по I, II позициям ног. Упражнения на ориентировку в пространстве. Композиционный рисунок к танцу «Авалюлько».

Научатся: свободно ориентироваться в пространстве

16.11

13.11

 

14.11

1

19.11

19.11

19.11

35-37

 

2

Повторение и отработка изученных движений и комбинаций.

Игра на развития пространственной ориентировки «Лабиринт». Отработка движений к танцу «Авалюлько».

23.11

20.11

 

21.11

1

26.11

26.11

26.11

48-40

2

Постановочная работа мексиканского  танца «Авалюлько».

Джаз-аэробика. Комплекс упражнений стретчинга.

Соединение комбинаций   в композицию  танца «Авалюлько».

Научатся: выполнять упражнения джаз-аэробики; танцевать композицию  мексиканского  танца «Авалюлько».

03.11

27.11

28.11

1

07.12

03.12

03.12

41-43

 

2

Постановочная работа мексиканского  танца «Авалюлько».

Разогревающая разминка с помощью танцевальной аэробики. Экзерсис у станка: батман тандю – движение вытянутой ноги. Актёрская игра-тренинг «Передай волшебную палочку». Отработка синхронности и четкости в исполнении  мексиканского  танца «Авалюлько».

 

Научатся: выполнять танцевальную слайд-аэробику; синхронно и четко  исполнять  изученную композицию мексиканского  танца «Авалюлько».

10.12

 

04.12

05.12

1

14.12

10.12

10.12

44-46

2

Отработка изученного к народному мексиканскому танцу «Авалюлько».

Разогревающая ритмическая разминка.

Экзерсис у станка: батман тандю в сторону. Комплекс партерной гимнастики: упражнения для стопы, батман тандю в сторону (лёжа на спине), «складочка»,  «лягушка», «русалка». Игра-упражнение на развитие внимания: «Прыжки, хлопки, притопы». Закрепление изученного: композиция  мексиканского  танца «Авалюлько».

 

17.12

11.12

12.12

1

21.12

17.12

17.12

47-49

2

Повторение и закрепление изученного.

Актерский тренинг  на развитие умений управлять эмоциями, «вживаться» в разнообразные образы – упражнение «Маска». Отработка  мексиканского  танца «Авалюлько».

 

Научатся: «вживаться» в разнообразные образы; исполнять  мексиканский  танец «Авалюлько».

24.12

18.12

19.12

1

28.12

24.12

24.12

50-52

2

Повторение и закрепление изученного.

Экзерсис у станка и на середине зала. Сотэ – прыжок на месте по позициям. Упражнение для развития пластики «Красим забор». Повторение и отработка  танца «Авалюлько».

04.01

25.12

26.12

1

07.01

07.01

07.01

53-55

2

Развитие фантазии с помощью импровизации.

Ритмическая разминка.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине зала (выполнение движений по I свободной позиции).

Построение в рисунок «квадрат в квадрате», перестроение на круг, «круг в круге».

Развитие фантазии с помощью импровизации.  Мексиканский  танец «Авалюлько».

Научатся: быстро импровизировать в танце под различную музыку.

 

11.01

08.01

09.01

1

14.01

14.01

14.01

56-58

2

Пантомима – вид сценического  искусства.

Экзерсис у станка. Батман тандю вперёд. Комплекс партерной гимнастики.  Батман тандю вперёд, лёжа на спине. Упражнение на растяжку в неполном поперечном шпагате. Упражнение на развитие гибкости и силы мышц спины «Рыбка».

Пантомима – вид сценического  искусства. Упражнение «Моё любимое животное»

Познакомятся с одним из видов сценического искусства - пантомимой.

18.01

15.01

16.01

1

21.01

21.01

21.01

59-61

2

Музыкально-танцевальные жанры.

Беседа, обсуждение и просмотр презентации на тему «Музыкально-танцевальные жанры».

Ритмическая разминка под разные музыкальные жанры: полька, вальс, марш, диско.

Упражнение на импровизацию со сменой движений в зависимости от смены музыкальных отрывков, различных жанров.

Познакомятся с различными музыкально-танцевальными жанрами.

25.01

22.01

23.01

1

28.01

28.01

28.01

62-64

2

Знакомство с идеей эстрадного танца «На зарядку становись!»

Экзерсис у станка и на середине зала. Позы круазэ, эффасэ, экартэ вперёд и назад. Знакомство с идеей эстрадного танца «На зарядку становись!»

Комбинация движений к эстрадному танцу. Повторение  танца «Авалюлько».

Познакомятся с идеей эстрадного танца «На зарядку становись!»

Научатся: исполнять  мексиканский  танец «Авалюлько».

01.02

29.01

 

30.01

1

04.02

04.02

04.02

65-67

2

Эстетика физической формы.

Экзерсис у станка. Батман тандю назад. Комплекс партерной гимнастики. Ритмические упражнения на ориентировку в пространстве зала. Комбинация движений к танцу «На зарядку становись!»  Повторение  танца «Авалюлько».

Научатся: исполнять  Мексиканский  танец «Авалюлько».

08.02

 

05.02

 

06.02

 

1

11.02

11.02

11.02

68-70

2

Комбинация движений к танцу «На зарядку становись!»

Экзерсис у станка: рэлевэ – подъём на полупальцы, деми плие по I, II, III позициям ног. Комплекс партерной гимнастики. Разучивание движений к танцу «На зарядку становись!»

Научатся: выполнять комплекс партерной гимнастики.

15.02

 

12.02

 

13.02

 

1

18.02

18.02

18.02

71-73

2

Танцевальная импровизация.

Экзерсис на середине зала: I пор до бра. Элементы свободного фантазирования, танцевальный экспромт под различную музыку (современную, народную, классическую). Разучивание движений к танцу «На зарядку становись!»

Научатся: выполнять I пор до бра, элементы танцевальной импровизации - инсценировать стихотворения

22.02

 

19.02

 

20.02

 

1

25.02

25.02

25.02

74-76

2

Комбинация движений к танцу «На зарядку становись!»

Экзерсис у станка: батман тандю жетэ - бросок вытянутой ноги. Ритмические упражнения на ориентировку в пространстве: все быстро собираются в центре зала, а потом распределяются по всему залу (соблюдая ровные расстояния между собой). Повторение и отработка изученного материала к танцу «На зарядку становись!» Разучивание движений к танцу.

Научатся: выполнять бросок вытянутой ноги  - батман тандю жетэ, изученные движения к танцу «На зарядку становись!»

01.03

 

26.02

27.02

 

1

04.03

04.03

04.03

77-79

2

Полуакробатические упражнения: стойка на руках у станка.

Экзерсис у станка и на середине зала. Упражнения на развитие координации «Плавание», «Постучать-погладить». Комплекс партерной гимнастики. Полуакробатические упражнения: стойка на руках у станка (прямой угол). Повторение, отработка изученных движений и комбинаций к танцу «На зарядку становись!»

Научатся: выполнять полуакробатическое упражнение - стойку на руках у станка.

08.03

05.03

 

06.03

1

11.03

11.03

11.03

80-85

2

Отработка изученных движений к танцу «На зарядку становись!»

 

Полуакробатические упражнения: стойка на голове в группировке; стойка на голове с помощью (с поддержкой за бедра, спину и ступни).

Отработка сложно-технических движений к танцу «На зарядку становись!»

 

Научатся: выполнять стойку на голове с помощью (с поддержкой за бедра, спину и ступни).

15.03

 

12.03

13.03

 

1

18.03

18.03

18.03

2

22.03

19.03

20.03

1

25.03

25.03

25.03

86-88

2

Постановочно-репетиционная работа к танцу «На зарядку становись!»

 

 

Экзерсис у станка: положение сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pied). Работа над мастерством актера: упражнение «Зеркало».

Соединение изученного в общую композицию.

 

Научатся: концентрировать внимание на партнере и на его невербальном языке.

29.03

 

26.03

 

27.03

 

1

01.04

01.04

01.04

89-91

2

Создание пантомимического образа.

Беседа на тему: «Создание пантомимического образа». Упражнение на пантомиму «Стеночка». Упражнения на ориентировку в пространстве: построение в колонны и ряды. Изучение движений к танцу «На зарядку становись!»

Научатся: создавать пантомимический образ.

05.04

02.04

 

03.04

1

08.04

8.04

08.04

92-94

2

Композиционный рисунок к танцу «На зарядку становись!»

Фитнес – разминка. Упражнения на пластику тела. Отработка четкости линий в исполнении композициионного рисунка к танцу «На зарядку становись!»

Научатся: выполнять фитнес – разминку, упражнения на пластику тела.

12.04

09.04

10.04

1

15.04

15.04

15.04

95-97

2

Комбинация движений к танцу «На зарядку становись!»

 

Экзерсис у станка. Ронд де жамб пар тер ан дэдан – круг ноги по полу к себе. Экзерсис на середине зала. Комплекс упражнений партерной гимнастики. Отработка композиции и рисунка к танцу «На зарядку становись!»

Научатся: выполнять круг ноги по полу к себе - ронд де жамб пар тер ан дэдан.

19.04

 

16.04

 

17.04

 

1

22.04

22.04

22.04

98

-

100

 

2

Постановочно-репетиционная работа к танцу «На зарядку становись!»

 

Упражнение на развитие зрительной памяти и координации движения «Фото».

Отработка танца «На зарядку становись!»

Научатся: самостоятельно выполнять упражнение на развитие зрительной памяти и координации движения «Фото».

Научатся: грамотно исполнять танец «На зарядку становись!»

26.04

 

23.04

 

24.04

 

1

29.04

29.04

29.04

101

-

103

2

Отработка танца «На зарядку становись!»

Упражнения на развитие коммуникативных навыков, чувство партнёра: «Рука к руке», аналогичное упражнение с командой «Спина к спине». Отработка изученного танца «На зарядку становись!»

Научатся: выразительно исполнять танец «На зарядку становись!»

03.05

 

30.04

01.05

 

1

06.05

06.05

06.05

104

-

106

 

2

Проект к танцу «На зарядку становись!»

 

Повторение и отработка изученного танца «На зарядку становись!» Проект: презентация и декорации к танцу.

Научатся: творчески подходить к заданной проектной теме.

10.05

 

07.05

 

08.05

 

1

13.05

13.05

13.05

107

-

109

 

2

Повторение и закрепление изученного за год.

Повторение и закрепление изученного: «Авалюлько», эстрадный танец - «На зарядку становись!»

Научатся: технически грамотно и выразительно исполнять изученные танцы - «Авалюлько», «На зарядку становись!»

17.05

 

14.05

 

15.05

1

20.05

20.05

20.05

110

-

112

2

Резервное занятие.

Повторение и закрепление изученного: эстрадный танец - «Авалюлько», «На зарядку становись!» Подведение итогов за год.

Научатся: музыкально и выразительно исполнять изученные танцы - «Авалюлько», «На зарядку становись!»

24.05

 

21.05

22.05

1

27.05

 

27.05

27.05

113-114

2

Резервное занятие.

31.05

28.05

29.05

 


 

Скачано с www.znanio.ru