Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 34»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Ярославцева Т.П../
Протокол № 1 от « » __________ 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия № 34»:
____________/ Ткаченко Л.И. / « » __________ 2020 г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «Гимназия № 34» _____________/ О.В. Иванова./
Приказ № __ от « » ____2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
танцевального кружка «Карамельки»
Паникар Кристины Викторовны,
педагога организатора
первой квалификационной категории
предназначена для детей 9-12 лет
рассчитана на второй год обучения
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от « » _______ 20 г.
2020 – 2021 учебный год
г. Саратов
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность; способствует развитию у детей танцевальных способностей, общей культуры, стимулирует потребность в общении с искусством.
Программа предназначена для занятий детей 9-12 лет в хореографическом кружке «Карамельки», работающего на базе МОУ «Гимназии № 34» (второй год обучения).
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Сегодня необходимы дополнительные меры, направленные на укрепление и сохранение здоровья учащихся.
Занятия танцем во многом будут способствовать увеличению двигательной активности детей, правильному физическому развитию и укреплению детского организма. У детей также будет активно развиваться и эмоциональная сфера, формироваться эстетическая отзывчивость на прекрасное, творческие способности, эстетический вкус, культура общения.
Этим обусловлена актуальность программы танцевального кружка «Карамельки».
Целью программы является физическое развитие и совершенствование детей, формирование их общей эстетической и танцевальной культуры, развитие способностей к художественно-образному и эмоционально-ценностному восприятию произведений танцевального искусства.
Задачи:
· овладение основами хореографической подготовки;
· способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
· привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
· гармоничное развитие у учащихся танцевальных, музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей;
· дать представление о танцевальном образе, развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
· развитие умения ориентироваться в пространстве зала и навыков координации движений;
· воспитание культуры поведения и общения;
· освоение музыкальной грамотности и основных приемов танцевальной техники;
· гармоническое развитие учащихся, укрепление здоровья, формирование правильной осанки и мышечного аппарата;
· развитие физической выносливости, воли и характера;
· формирование умения работать в коллективе;
· развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
· формирование навыка организации здорового и содержательного досуга.
Программа направлена на освоение детьми основ современного хореографического искусства, художественно-эстетическое воспитание средствами танца. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Искусство танца способствует формированию эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности, воспитанию и развитию художественно-эстетического вкуса и творческих интересов.
Постигая современные виды танцевального искусства, дети учатся красоте и выразительности движений. Занятия танцем формируют красивую, правильную осанку, развивают физическую выносливость, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение в воспитании национального самосознания, так как дети знакомятся с танцевальной культурой и традициями разных народов, в том числе и с русским народным танцем, учатся ценить и уважительно относится к этому наследию, в котором отражается душа народа, его история, обычаи и характер.
Танец выполняет также функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Благодаря танцу, происходит активное общение со сверстниками.
В программе танцевального кружка второго года обучения, также как и в втором году обучения, уделяется особое внимание классическому танцу. Владение его основами закладывает прочный фундамент, который позволит детям в дальнейшем освоить любую технику различных по стилю танцев. Помимо классического танца дети изучают элементы эстрадного и народно-сценического танца, что способствует расширению у детей границы представления о разнообразии танцевального искусства, своеобразии визуальных хореографических образов, развитию творческого мышления детей.
Новизна и программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать танцевальные способности и возможности, стимулирует социальную активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется ее развивающим потенциалом, использованием на занятиях кружка упражнений и тренингов, направленных на развитие умений и навыков не только танцевально-музыкальных способностей, но и актёрского мастерства, что способствует развитию творческого потенциала, формирует способность к глубокому пониманию образного строя танца и умения быть выразительным исполнителем. Все это позволит раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, даст возможность раскрыть свой талант в искусстве хореографии.
Отличительной особенностью программы является то, что использование на занятиях игровых и тренинговых заданий направленных на развитие чувства партнера, умения взаимодействовать в коллективной деятельности при решении творческих задач, проявлять инициативу и ответственность.
Основные подходы технологии, методы и формы обучения,
режим занятий.
На занятиях танца осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываются особенности их физического развития и уровень танцевальной подготовленности, танцевальные данные (выворотность, подъем, шаг, координация, сила и выносливость), данные медицинского осмотра.
Основные методы обучения танцу - это наглядный показ и словесные объяснения. Практическая деятельность детей на занятиях опирается на теорию исполнения движений. Исполнительское мастерство обеспечивается системами тренировочных упражнений.
Данная программа состоит из доступных для данного возраста тренировочных упражнений, заданий, дидактических и развивающих игр. Постепенно вводятся задания творческого характера, задания предполагающие элементы импровизации.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим (экзерсис у станка и на середине, ритмическая разминка, тренинги и игры на развитие актерского мастерства, постановочная работа и др.). Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и интересной для детей.
В процессе освоения участниками основ танцевального искусства особое внимание уделяется игровым методам и формам обучения. Особенно необходимы игры на этапе начального освоения танцевально-тренировочных упражнений. Проведение занятий в игровой форме способствует снятию напряжения, формированию интереса к занятиям и танцевальному искусству в целом. При выполнении творческих заданий в играх у детей происходит развитие не только чисто хореографических исполнительских навыков, но и внимания, памяти, воображения, логического мышления, необходимых в любых познавательных действиях ребенка.
В системе содержания программы реализован принцип «спирали», предполагающий постепенное усложнение ранее изученных заданий, упражнений на разных стадиях обучения.
В процессе практической деятельности учащиеся знакомятся с основами танцевального этикета, изучают основные позиции и элементы классического, русского народного, эстрадного танца, учатся правильно разогревать мышцы, осваивают тренировочные танцевальные упражнения.
Особое внимание уделяется развитию у детей чувства ритма, приобретению навыков музыкально-танцевальной выразительности и эмоциональной одухотворенности во время исполнения движений.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение результатов работы, решения поставленных учебных задач. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, умение давать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Ребенок сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы хореографического кружка «Карамельки» является отчётный концерт для родителей, где дети демонстрируют приобретенные знания, умения и навыки в области танцевального искусства.
При проведении занятий танца строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом, с температурой воздуха + 18°С, помещении, специально оборудованном зеркалами. На танцевальных занятиях дети занимаются в специальной форме.
На занятиях уделяется внимание выполнению детьми правил техники безопасности.
Программа рассчитана на 2-ой год обучения - 111 часов (по 3 часа в неделю).
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
||
теоретические |
практические |
||||
Раздел 1. Танцевальная азбука (классический тренаж). |
|||||
1.1 |
Экзерсис у станка |
14 |
2 |
12 |
|
1.2 |
Экзерсис на середине зала (включает в себя и аллегро) |
7 |
1 |
6 |
|
Раздел 2. Общая физическая и специальная подготовка. |
|||||
2.1 |
Танцевальная аэробика |
4 |
0,5 |
3,5 |
|
2.2 |
Партерная гимнастика |
5 |
0,5 |
4,5 |
|
2.3 |
Стретчинг |
4 |
0,5 |
3,5 |
|
2.4 |
Полуакробатические упражнения |
4 |
1 |
3 |
|
Раздел 3. Азбука танцевальных движений (Ритмика, музыкальная грамота). |
|||||
3.1 |
Ритмика |
5 |
0,5 |
4,5 |
|
3.2 |
Основы музыкальной грамоты |
3 |
2 |
1 |
|
Раздел 4. Основы актёрского мастерства |
|||||
4.1 |
Игры и тренинги |
10 |
2 |
8 |
|
4.2 |
Пантомима |
4 |
1 |
3 |
|
Раздел 5. Постановочно-репетиционная работа |
|||||
5.1 |
Детский эстрадный танец |
23 |
1 |
22 |
|
5.2 |
Современный танец |
25 |
2 |
23 |
|
|
Итого: |
108 |
14 |
94 |
|
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. «Танцевальная азбука» (21 час)
(классический тренаж).
Классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся. Основная роль классического танца на занятиях кружка – развитие танцевальных данных обучающихся: выработка осанки (укрепление мышц спины), гибкости, координации, укрепление мышц брюшного пресса, выворотности бедер и стоп; способствование вытянутости коленного сустава и стопы учащихся. Элементы классического танца воспитывают культуру движения и понимание того, что танец – это содержательное искусство, требующее умения, техники и выразительности.
На втором году обучения основные задачи остаются такие же: постановка корпуса, ног, рук и головы в процессе освоения основных движений тренажа у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений.
На втором году обучения экзерсис у станка выполняется лицом к станку за две руки.
1.1. Экзерсис у станка: изучение I, II, III позиций ног; позиций рук; деми плие по I, II, III позициям ног; рэлевэ на полупальцах по I, II, III позициям ног, батман тандю; жетэ; понятие ан дэор и ан дэдан ( от себя и к себе); ронд де жамб пар тер от себя и к себе; подготовки к батман фондю; основное, условное спереди и условное сзади ку-де-пье, батман дэвёлоппэ, гранд батман (по I и III п.).
1.2. Экзерсис на середине зала: понятия: прямые, свободные, закрытые и выворотные позиции ног; изученные движения у станка по свободным позициям ног; I пор до бра; положения корпуса эпольман круазэ и эфассэ; аллегро: сотэ, шажман до пье, эшаппэ.
Тренировочные упражнения на середине зала развивают апломб, грацию движений рук, координацию движений, чувство пространства, музыкальность и выразительность, тем самым подготавливая детей к постановочно-репетиционной работе над танцевальными композициями, этюдами, танцами.
Раздел 2. Общая физическая и специальная подготовка (17 часов)
2.1. Танцевальная аэробика - направление фитнеса, в котором комплекс упражнений выполняется под музыкальное сопровождение. Основной ее принцип - это выполнение связок всевозможных танцевальных движений сочетающихся со спортивными упражнениями в определенном танцевальном стиле в режиме нон-стоп, что является своего рода физической зарядкой и в то же время активным и беспрерывным танцем. Занятия танцевальной аэробикой оказывают положительное влияние на работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Аэробные упражнения заставляют сердце, сосуды и легкие «работать» в определенном режиме, адаптироваться к возрастающим нагрузкам, а также способствует укреплению костной системы, опорно-двигательного аппарата, увеличению работоспособности. В результате создается мощный иммунитет, организм наполняется трудоспособностью и энергией.
На занятиях танцевального кружка «Карамельки» танцевальная аэробика играет роль ритмической разминки. Выполняются базовые движениия и простые связки в ритмичном, но умеренном темпе.
2.2. Партерная гимнастика – направлена на развитие специальных физических качеств, помогающих обучающимся полноценно освоить программу танцевального кружка. Преимущество данного раздела в танцевальной образовательной деятельности - развитие силы мышц всего тела, не наращивая массы; развитие подвижности в суставах; ловкости; координации движений; воспитание навыка правильной осанки; разработка природных данных: подъём, шаг, выворотность, гибкость позвоночника, пластичность тела.
2.3. Стретчинг – инновационный вид фитнеса, является совокупностью разных типов растяжек, отличающихся друг от друга интенсивностью и целевой направленностью. Занятия стретчингом включает в себя комплексные упражнения и специальные позы, которые способствуют контролируемому растягиванию связок, мышц, сухожилий конечностей и туловища. Целевой направленностью данного раздела программы является совершенствование форм тела, интенсивное и плавное увеличение гибкости, пластики тела, улучшение физических способностей учащихся.
2.4. Полуакробатические упражнения. Современная хореография интенсивно развивается во всех направлениях и особое значение в мире танца приобретают умения танцовщиков выполнять акробатические элементы. Акробатическая подготовка свидетельствует об уровне исполнительского мастерства. Данный подраздел программы представляет собой первоначальный уровень освоения акробатических элементов – подготовительные упражнения акробатики: стойка на руках у станка, различные подготовительные упражнения к изучению мостика, мост с пола, мост сверху с помощью, шпагаты, колесо.
Раздел 3. «Азбука танцевальных движений» (8 часов)
(Ритмика и элементы музыкальной грамоты).
3.1. Подраздел ритмика состоит из ритмических упражнений, музыкальных игр, упражнений на ориентировку в пространстве (построений и перестроений). Например: перестроения в круг, на линию, на середину зала в шахматном порядке, другие геометрические фигуры и линии. Передвижения по рисунку танца: “воротца”, “змейка”, “спираль”.
Упражнения на ориентировку в пространстве и командообразования «Созвездия».
Изучение упражнений по кругу: шаг с вытянутого носка, шаг на пятках, шаг на полупальцах, легкий бег. Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части (в частях тема), сильная доля такта, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
Понятие о движении по линии танца и против линии танца. Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Понятие об ансамбле.
3.2. Знакомство с основами музыкальной грамоты, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности, чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку, формируют умение координировать движения с музыкой (ритмопластика).
Одно из направлений творческой деятельности детей элементы танцевальной импровизации — сочинение танцевальных движений, комбинаций на предложенную тему, инсценировка стихотворений, песен, сказок, этюды для развития выразительности движений и ритмопластики. Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел 4. Основы актёрского мастерства (14 часов)
4.1. Игры и тренинги – способствуют развитию фантазии, сценического внимания, памяти, «чувства партнёра», формированию ассоциативного мышления, раскрытию творческого потенциала учащихся.
4.2. Пантомима – это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. В танце, так же как и в театральном действии, важна выразительность создаваемого образа. Программа включает в себя упражнения на развитие этих умений.
Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» (48 часов)
На втором году обучения в постановочной работе предполагается использовать (несложные) детские эстрадные танцы, основными движениями, которых являются простые комбинации шагов, приседаний и прыжков. Координация движений рук, ног и головы самая простая. На данном этапе решается задача научить слышать музыку и ритмично двигаться под нее. Поэтому музыка для танца должна быть выразительной, с очень чётким ритмом, с неторопливым темпом.
Дети знакомятся с идеей, основой образного строя танца, его историей, отличительными особенностями, определяют характер музыки. В процессе разучивания танца необходимо добиваться, чтобы дети исполняли выученные композиции музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и характер танца.
Важной составляющей содержания постановочной работы на втором году обучения являются современные танцы, так как дети проявляют к ним особый интерес. Постановка современного танца строится также на простых и доступных движениях: приставные шаги, прыжки, повороты, лёгкие перестроения в рисунке танца. Музыка для композиции выбирается с очень четким ритмом, возможно с ритмическими акцентами.
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течение всего курса обучения и включают в себя информацию по истории искусства танца, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Беседы дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, современных и эстрадных постановок, творческих концертов и т.д.
Примерный перечень танцев: эстрадный танец «Авалюлько»,«На зарядку становись!», детские танцевальные композиции на основе простых движений современных танцевальных направлений.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
· проявление интереса, эмоционально-ценностное отношение к искусству танца;
· проявление целеустремленности и настойчивости в достижении правильного исполнения движений, готовности к преодолению технических трудностей, наличие творческого оптимизма;
· проявление творческих способностей в танцевальных импровизациях;
· способность к позитивной самооценки своих и других танцевально-технических данных и музыкально-эмоциональной выразительности исполнения танца;
· понимание роли танцевального искусства в жизни человека и общества;
· проявление уважения к окружающим – умение чувствовать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
· эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
· способность к эстетической оценке танцевальных композиций, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
· способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной жизни при организации досуга.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
· умение видеть и воспринимать проявления танцевальной культуры в окружающей жизни (скульптура, изобразительное искусство, театр, кино и др.), использовать знания по танцевальному искусству на других уроках и занятиях художественно-эстетического цикла (музыка, театр, изобразительное искусство);
· проявление самостоятельности в проведении разминки, отработки танцевальных движений;
· умение организовывать самостоятельную отработку движений с учётом требований собственной и чужой безопасности, сохранности инвентаря и оборудования;
· умение видеть красоту движений, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Регулятивные УУД:
· умение работать по предложенному руководителем кружка плану, постепенное проявление способности к самостоятельному планированию своих действий для достижения поставленной цели, выполнению контроля и оценка результата своей танцевальной деятельности, сравнению запланированного и полученного результата, исправление недочетов;
· умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
· умение находить свои или партнера ошибки при выполнении тренировочных движений и комбинаций, отбирать способы их исправления;
· умение планировать самостоятельную отработку техники движений и комбинаций, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
· положительно воспринимать критику и рекомендации других, находить пути решения возникших проблем.
Коммуникативные УУД:
· способность к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных танцевально-творческих задач;
· развитие чувства партнера, умение эффективно работать в паре;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли о характере танца.
В результате освоения программы танцевального кружка «Карамельки» учащиеся должны
Знать/понимать:
· знать правила предупреждения травматизма во время занятий кружка;
· правила постановки корпуса, позиций рук и ног в классическом танце;
· терминологию изучаемых движений классического танца, названия упражнений общефизической и специальной подготовки;
· что такое: «ритм музыки», «характер музыки», «музыкальный такт», «музыкальная фраза», «музыкальное предложение»;
· особенности русского народ танца, народов мира;
· позиции рук и ног русского народного танца и других народов мира (на усмотрение руководителя кружка)
· правила исполнения простых танцевальных движений и комбинаций;
· особенности стиля, характер и манеру исполнения движений изучаемых танцевальных постановок;
· правила танцевального этикета;
· роль общей физической и специальной подготовки для танцоров;
· что такое рисунок танца, точки зала;
научатся:
· выразительно и музыкально исполнять движения, комбинации, танцевальные постановки;
· выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, укрепление мышечной структуры, развитие ловкости, гибкости, координации движений, укрепление осанки;
· соблюдать правила техники безопасности при выполнении физических и танцевальных упражнений;
· выполнять простые элементы классического экзерсиса;
· выполнять простые танцевальные движения и связки на середине зала под музыку и без неё (под счёт);
· фиксировать движение, позу, подчёркивать движениями музыкальные акценты;
· грамотно выполнять упражнения базовой общефизической и специальной подготовки в соответствии с индивидуальными физическими данными;
· создавать художественный сценический образ в постановочных работах коллектива, с учетом жанровых и стилистических особенностей изучаемых танцевальных композиций;
· взаимодействовать в парах и группах при выполнении танцевальных связок и композиций;
· ориентироваться в пространстве, выполнять простые построения, перестроения в рисунке танца, «чувствовать» ансамбль;
· импровизировать под музыку;
· адаптироваться к условиям занятий в конкретном хореографическом коллективе.
Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы танцевального кружка «Карамельки»
Список методических пособий:
1. Базарова, Н. Азбука классического танца: учебно-методическое пособие / Н. Базарова, В. Мей. – 2 - е изд. - Л.: Искусство, 1983. – 207 с.
2. Балунова, Е.Н. Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле: автореф. дисс. канд. пед. Наук / Балунова Е.Н. - СПб.: 2009. – 24 с.
3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. – Л.: Искусство, 1980. – 188 с.
4. Игнашенко, А.М. Акробатика / А.М. Игнашенко. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 159 с.
5. Коркин, В.П. Акробатика : (азбука спорта) / В.П. Коркин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 127 с.: ил.
6. Нестеров В.Н. Танец: учебное пособие / В.Н. Нестеров, М.П. Касаткина. - Саратов: Наука, 2008. – 26 с.
7. Озджевиз, Е.Л. Классический танец и методика его преподавания - С.: Наука, 2007.
Дополнительный список литературы:
1. Берч, Б.Б. Пауэр Йога / Б.Б. Берч. – М.: Эксмо, 2005. – 304 с.: ил.
2. Дан, О. Пилатес – гимнастика звёзд : (Серия «Красивое тело») / О. Дан. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.: ил.
3. Перепёлкин, И.А. Развитие гибкости в хореографии: учебно-методическое пособие / И.А. Перепёлкин. – Саратов: Наука, 2007. – 56 с.
4. Озджевиз, Е.Л. Модерн танец: учебно-методическое пособие / Е.Л. Озджевиз. – Саратов: Наука, 2010. – 92 с.: ил.
5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.: ил.
6. Чапмен, Д. Йога с партнёром / Пер. с англ. О. Смуровой. – М.: Эксмо, 2005. – 208 с.: ил.
Электронные ресурсы:
1. Видеоматериалы по всем разделам программы.
2. Образовательные диски.
Интернет ресурсы:
· http://dance123.ru/ - сайт Танцевальный словарь содержит информацию по истории развития танцевальных стилей и массовых танцевальных образцов, определение и описание техники исполнения многочисленных танцевальных терминов, характеристику танцев разных народов, эпох.
· http://www.youtube.com/user/bolshoi/featured - официальный канал Государственного академического Большого театра России, представляет оперы, балетные спектакли русской и западной классики (включая признанные шедевры 20-го века), и специальных работ по заказу.
· http://mariinsky.tv - медиавещание Мариинского театра. На сайте ведутся онлайн трансляции концертов, спектаклей. Mariinsky.tv содержит раздел видеоархив, включающий в себя видеоматериалы концертов, спектаклей, репетиций, интервью со звёздами балета, выдающимися хореографами, театральными деятелями.
· http://www.horeograf.com/knigi - на сайте представлено всё для хореографов (методическая литература, публикации, статьи, видео и аудио материалы).
· http://video-dance.ru/ - уроки танцев всех стилей и направлений онлайн.
· http://dannce.ru/swing/rock-and-roll/ - уроки танцев онлайн.
· http://need4dance.ru/ - энциклопедия по хореографии, сайт содержит информацию по истории появления и развития различных стилей и направлений хореографии, узнать основные движения разных танцев, ознакомиться с известными коллективами и людьми оказавшими большое влияние на развитие различных жанров хореографического искусства.
· http://sport-lessons.com/ - спортивные уроки онлайн.
· http://www.youtube.com/channel/UCwdl_G0ghsXcRcVhRVCMzLQ - канал о гимнастике, состоящей из аэробных упражнений под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
· http://www.youtube.com/channel/UCu0op9WasZt-XUvtTY2GdPw/featured - канал представляет видеоматериалы по различным сочетаниям и системам физических упражнений, составляющих основу и содержание видов спорта, входящих в программы физического воспитания в учебных заведениях.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Мультимедийный проектор.
Экран.
Ноутбук.
Фортепиано.
Музыкальный центр.
Танцевальный зал оборудован зеркалами и станком для классического тренажа.
Список литературы
1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. – Л.: Искусство, 1980. – 188 с.
2. Гульянц, Е.И. Музыкальная грамота / Е.И. Гульянц. – К.: ГИППВ, 1998, – 128 с.
3. Сердюков, В.П. Классический танец программа / В.П. Сердюков. – М., 1987.
4. Есаулов, И.Г. Алгоритм школы классического танца с четырехгодичным обучением / И.Г. Есаулов. – Альтернативная школа, 2001.
5. Казанина, Н.Н. программа «Ритмика и танец».
Приложение к дополнительной
общеразвивающей программе
танцевального кружка «Карамельки»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Кол-во часов |
Наименование разделов и тем |
Содержание занятия |
Планируемый результат |
Дата проведения занятия |
||
1 гр. |
2 гр. |
3 гр. |
|||||
1 |
1 |
Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лучшие образы народной хореографии. |
Вводное занятие. Беседа, просмотр видеоматериалов на тему: «Лучшие образы народной хореографии», обсуждение. Экзерсис у станка. Батман тандю и батман тандю жетэ пике с дэми плие в V позиции. Комплекс партерной гимнастики.
|
Познакомятся с историей рождения танца. |
03.09 |
03.09 |
03.09 |
2-4
|
2 |
Знакомство с идеей народного мексиканского танца «Авалюлько» |
Знакомство с идеей народного мексиканского танца «Авалюлько». Положения рук и корпуса в мексиканском танце «Авалюлько». Игра на внимание «Имена». |
Научатся: выполнять комбинации движений в различных ракурсах к народному мексиканскому танцу «Авалюлько». |
7.09 |
04.09 |
05.09 |
1 |
10.09 |
10.09 |
10.09 |
||||
5-7 |
2 |
Основной ход танца «Авалюлько». |
Комплекс танцевальной аэробики. Изучение и отработка основного хода к мексиканскому танцу. |
Научатся: выполнять комплекс танцевальной аэробики, основной ход к мексиканскому танцу. |
14.09 |
11.09 |
12.09 |
1 |
17.09 |
17.09 |
17.09 |
||||
8-10 |
2 |
Танцевальные элементы к мексиканскому танцу «Авалюлько». |
Партерная гимнастика: упражнения «Лягушка» и «Складочка». Переменный шаг с каблука.
|
Научатся: выполнять комбинацию движений к народному мексиканскому танцу «Авалюлько». |
21.09 |
18.09 |
19.09 |
1 |
Ритмическая разминка. Повторение и отработка изученных движений. |
24.09 |
24.09 |
24.09 |
|||
11-13 |
2 |
Повторение и отработка изученных движений к танцу «Авалюлько». |
Партерная гимнастика: упражнения на формирование умения тянуть стопу, пластику тела. Игра на развитие воображения и внимания «Хужожник». Повторение и отработка изученных движений к танцу «Авалюлько». |
Научатся: выполнять упражнения на формирование умения тянуть стопу, пластику тела. |
28.09
|
25.09 |
26.09 |
1 |
01.10 |
01.10 |
01.10 |
||||
14-16 |
2 |
Комбинация движений в паре к танцу «Авалюлько». |
Элементы классического экзерсиса у станка. Игра на развитие координации движений «Лабиринт». Разучивание движений в паре к народному мексиканскому танцу «Авалюлько».
|
Научатся: выполнять комбинацию в паре к народному мексиканскому танцу «Авалюлько». |
05.10 |
02.10 |
03.10 |
1 |
08.10 |
08.10 |
08.10 |
||||
17-19 |
2 |
Комбинация с продвижением вперед и назад к танцу «Авалюлько». |
Танцевальная фанк-аэробика: грейпвайн – переменные скрестные шаги; ни-ап – подъем колена. Комплекс стретчинга. Комбинация с продвижением вперед и назад к танцу «Авалюлько». |
Познакомятся с видами медленных и умеренных темпов. Научатся: выполнять упражнения фанк-аэробики грейпвайн и ни-ап; комбинацию с продвижением вперед и назад к танцу «Авалюлько». |
12.10 |
09.10 |
10.10 |
1 |
15.10 |
15.10 |
15.10 |
||||
20-22 |
2 |
Повторение изученных комбинаций к танцу«Авалюлько». |
Танцевальная аэробика. Партерная гимнастика: «лодочка», «корзиночка». Повторение и отработка изученных комбинаций к танцу «Авалюлько». |
Научатся: выполнять упражнения партерной гимнастики «лодочка», «корзиночка»; комбинацию движений к танцу «Авалюлько». |
19.10 |
16.10 |
17.10 |
1 |
22.10 |
22.10 |
22.10 |
||||
23-25
|
2 |
Дробные выстукивания. |
Ритмическая разминка. Понятия вступление, части, сильная доля такта. Упражнение «Дирижёр». Дробные выстукивания по VI-й позиции ног. |
Научатся: основам музыкальной грамоты, выполнять дробные выстукивания по VI-й позиции ног. |
26.10 |
23.10
|
24.10 |
1 |
29.10 |
29.10 |
29.10 |
||||
26-28 |
2 |
Дробные выстукивания. |
Ритмические упражнения со сменой темпа музыки. Партерная гимнастика: упражнения на стопу, «лягушка», «складочка», «русалка». Дробные выстукивания по VI-й позиции ног в повороте. |
Научатся: выполнять дробные выстукивания по VI-й позиции ног в повороте. |
02.11 |
30.10
|
31.10 |
1 |
05.11 |
05.11 |
05.11 |
||||
29-31 |
2 |
Танцевальные элементы к мексиканскому танцу «Авалюлько». |
Экзерсис у станка (лицом к станку): деми плие (полуприседание) по I, II, III позициям ног. Комплекс партерной гимнастики. Повторение изученного материала. |
Научатся: выполнять деми плие по I, II, III позициям ног. |
09.11 |
06.11
|
07.11 |
1 |
12.11 |
12.11 |
12.11 |
||||
32-34 |
2 |
Композиционный рисунок к танцу «Авалюлько». |
Экзерсис на середине зала: позиции рук I, II, III, деми плие по I, II позициям ног. Упражнения на ориентировку в пространстве. Композиционный рисунок к танцу «Авалюлько». |
Научатся: свободно ориентироваться в пространстве |
16.11 |
13.11
|
14.11 |
1 |
19.11 |
19.11 |
19.11 |
||||
35-37
|
2 |
Повторение и отработка изученных движений и комбинаций. |
Игра на развития пространственной ориентировки «Лабиринт». Отработка движений к танцу «Авалюлько». |
23.11 |
20.11
|
21.11 |
|
1 |
26.11 |
26.11 |
26.11 |
||||
48-40 |
2 |
Постановочная работа мексиканского танца «Авалюлько». |
Джаз-аэробика. Комплекс упражнений стретчинга. Соединение комбинаций в композицию танца «Авалюлько». |
Научатся: выполнять упражнения джаз-аэробики; танцевать композицию мексиканского танца «Авалюлько». |
03.11 |
27.11 |
28.11 |
1 |
07.12 |
03.12 |
03.12 |
||||
41-43
|
2 |
Постановочная работа мексиканского танца «Авалюлько». |
Разогревающая разминка с помощью танцевальной аэробики. Экзерсис у станка: батман тандю – движение вытянутой ноги. Актёрская игра-тренинг «Передай волшебную палочку». Отработка синхронности и четкости в исполнении мексиканского танца «Авалюлько».
|
Научатся: выполнять танцевальную слайд-аэробику; синхронно и четко исполнять изученную композицию мексиканского танца «Авалюлько». |
10.12
|
04.12 |
05.12 |
1 |
14.12 |
10.12 |
10.12 |
||||
44-46 |
2 |
Отработка изученного к народному мексиканскому танцу «Авалюлько». |
Разогревающая ритмическая разминка. Экзерсис у станка: батман тандю в сторону. Комплекс партерной гимнастики: упражнения для стопы, батман тандю в сторону (лёжа на спине), «складочка», «лягушка», «русалка». Игра-упражнение на развитие внимания: «Прыжки, хлопки, притопы». Закрепление изученного: композиция мексиканского танца «Авалюлько».
|
17.12 |
11.12 |
12.12 |
|
1 |
21.12 |
17.12 |
17.12 |
||||
47-49 |
2 |
Повторение и закрепление изученного. |
Актерский тренинг на развитие умений управлять эмоциями, «вживаться» в разнообразные образы – упражнение «Маска». Отработка мексиканского танца «Авалюлько».
|
Научатся: «вживаться» в разнообразные образы; исполнять мексиканский танец «Авалюлько». |
24.12 |
18.12 |
19.12 |
1 |
28.12 |
24.12 |
24.12 |
||||
50-52 |
2 |
Повторение и закрепление изученного. |
Экзерсис у станка и на середине зала. Сотэ – прыжок на месте по позициям. Упражнение для развития пластики «Красим забор». Повторение и отработка танца «Авалюлько». |
04.01 |
25.12 |
26.12 |
|
1 |
07.01 |
07.01 |
07.01 |
||||
53-55 |
2 |
Развитие фантазии с помощью импровизации. |
Ритмическая разминка. Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала (выполнение движений по I свободной позиции). Построение в рисунок «квадрат в квадрате», перестроение на круг, «круг в круге». Развитие фантазии с помощью импровизации. Мексиканский танец «Авалюлько». |
Научатся: быстро импровизировать в танце под различную музыку.
|
11.01 |
08.01 |
09.01 |
1 |
14.01 |
14.01 |
14.01 |
||||
56-58 |
2 |
Пантомима – вид сценического искусства. |
Экзерсис у станка. Батман тандю вперёд. Комплекс партерной гимнастики. Батман тандю вперёд, лёжа на спине. Упражнение на растяжку в неполном поперечном шпагате. Упражнение на развитие гибкости и силы мышц спины «Рыбка». Пантомима – вид сценического искусства. Упражнение «Моё любимое животное» |
Познакомятся с одним из видов сценического искусства - пантомимой. |
18.01 |
15.01 |
16.01 |
1 |
21.01 |
21.01 |
21.01 |
||||
59-61 |
2 |
Музыкально-танцевальные жанры. |
Беседа, обсуждение и просмотр презентации на тему «Музыкально-танцевальные жанры». Ритмическая разминка под разные музыкальные жанры: полька, вальс, марш, диско. Упражнение на импровизацию со сменой движений в зависимости от смены музыкальных отрывков, различных жанров. |
Познакомятся с различными музыкально-танцевальными жанрами. |
25.01 |
22.01 |
23.01 |
1 |
28.01 |
28.01 |
28.01 |
||||
62-64 |
2 |
Знакомство с идеей эстрадного танца «На зарядку становись!» |
Экзерсис у станка и на середине зала. Позы круазэ, эффасэ, экартэ вперёд и назад. Знакомство с идеей эстрадного танца «На зарядку становись!» Комбинация движений к эстрадному танцу. Повторение танца «Авалюлько». |
Познакомятся с идеей эстрадного танца «На зарядку становись!» Научатся: исполнять мексиканский танец «Авалюлько». |
01.02 |
29.01
|
30.01 |
1 |
04.02 |
04.02 |
04.02 |
||||
65-67 |
2 |
Эстетика физической формы. |
Экзерсис у станка. Батман тандю назад. Комплекс партерной гимнастики. Ритмические упражнения на ориентировку в пространстве зала. Комбинация движений к танцу «На зарядку становись!» Повторение танца «Авалюлько». |
Научатся: исполнять Мексиканский танец «Авалюлько». |
08.02
|
05.02
|
06.02
|
1 |
11.02 |
11.02 |
11.02 |
||||
68-70 |
2 |
Комбинация движений к танцу «На зарядку становись!» |
Экзерсис у станка: рэлевэ – подъём на полупальцы, деми плие по I, II, III позициям ног. Комплекс партерной гимнастики. Разучивание движений к танцу «На зарядку становись!» |
Научатся: выполнять комплекс партерной гимнастики. |
15.02
|
12.02
|
13.02
|
1 |
18.02 |
18.02 |
18.02 |
||||
71-73 |
2 |
Танцевальная импровизация. |
Экзерсис на середине зала: I пор до бра. Элементы свободного фантазирования, танцевальный экспромт под различную музыку (современную, народную, классическую). Разучивание движений к танцу «На зарядку становись!» |
Научатся: выполнять I пор до бра, элементы танцевальной импровизации - инсценировать стихотворения |
22.02
|
19.02
|
20.02
|
1 |
25.02 |
25.02 |
25.02 |
||||
74-76 |
2 |
Комбинация движений к танцу «На зарядку становись!» |
Экзерсис у станка: батман тандю жетэ - бросок вытянутой ноги. Ритмические упражнения на ориентировку в пространстве: все быстро собираются в центре зала, а потом распределяются по всему залу (соблюдая ровные расстояния между собой). Повторение и отработка изученного материала к танцу «На зарядку становись!» Разучивание движений к танцу. |
Научатся: выполнять бросок вытянутой ноги - батман тандю жетэ, изученные движения к танцу «На зарядку становись!» |
01.03
|
26.02 |
27.02
|
1 |
04.03 |
04.03 |
04.03 |
||||
77-79 |
2 |
Полуакробатические упражнения: стойка на руках у станка. |
Экзерсис у станка и на середине зала. Упражнения на развитие координации «Плавание», «Постучать-погладить». Комплекс партерной гимнастики. Полуакробатические упражнения: стойка на руках у станка (прямой угол). Повторение, отработка изученных движений и комбинаций к танцу «На зарядку становись!» |
Научатся: выполнять полуакробатическое упражнение - стойку на руках у станка. |
08.03 |
05.03
|
06.03 |
1 |
11.03 |
11.03 |
11.03 |
||||
80-85 |
2 |
Отработка изученных движений к танцу «На зарядку становись!»
|
Полуакробатические упражнения: стойка на голове в группировке; стойка на голове с помощью (с поддержкой за бедра, спину и ступни). Отработка сложно-технических движений к танцу «На зарядку становись!»
|
Научатся: выполнять стойку на голове с помощью (с поддержкой за бедра, спину и ступни). |
15.03
|
12.03 |
13.03
|
1 |
18.03 |
18.03 |
18.03 |
||||
2 |
22.03 |
19.03 |
20.03 |
||||
1 |
25.03 |
25.03 |
25.03 |
||||
86-88 |
2 |
Постановочно-репетиционная работа к танцу «На зарядку становись!»
|
Экзерсис у станка: положение сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pied). Работа над мастерством актера: упражнение «Зеркало». Соединение изученного в общую композицию.
|
Научатся: концентрировать внимание на партнере и на его невербальном языке. |
29.03
|
26.03
|
27.03
|
1 |
01.04 |
01.04 |
01.04 |
||||
89-91 |
2 |
Создание пантомимического образа. |
Беседа на тему: «Создание пантомимического образа». Упражнение на пантомиму «Стеночка». Упражнения на ориентировку в пространстве: построение в колонны и ряды. Изучение движений к танцу «На зарядку становись!» |
Научатся: создавать пантомимический образ. |
05.04 |
02.04
|
03.04 |
1 |
08.04 |
8.04 |
08.04 |
||||
92-94 |
2 |
Композиционный рисунок к танцу «На зарядку становись!» |
Фитнес – разминка. Упражнения на пластику тела. Отработка четкости линий в исполнении композициионного рисунка к танцу «На зарядку становись!» |
Научатся: выполнять фитнес – разминку, упражнения на пластику тела. |
12.04 |
09.04 |
10.04 |
1 |
15.04 |
15.04 |
15.04 |
||||
95-97 |
2 |
Комбинация движений к танцу «На зарядку становись!»
|
Экзерсис у станка. Ронд де жамб пар тер ан дэдан – круг ноги по полу к себе. Экзерсис на середине зала. Комплекс упражнений партерной гимнастики. Отработка композиции и рисунка к танцу «На зарядку становись!» |
Научатся: выполнять круг ноги по полу к себе - ронд де жамб пар тер ан дэдан. |
19.04
|
16.04
|
17.04
|
1 |
22.04 |
22.04 |
22.04 |
||||
98 - 100
|
2 |
Постановочно-репетиционная работа к танцу «На зарядку становись!»
|
Упражнение на развитие зрительной памяти и координации движения «Фото». Отработка танца «На зарядку становись!» |
Научатся: самостоятельно выполнять упражнение на развитие зрительной памяти и координации движения «Фото». Научатся: грамотно исполнять танец «На зарядку становись!» |
26.04
|
23.04
|
24.04
|
1 |
29.04 |
29.04 |
29.04 |
||||
101 - 103 |
2 |
Отработка танца «На зарядку становись!» |
Упражнения на развитие коммуникативных навыков, чувство партнёра: «Рука к руке», аналогичное упражнение с командой «Спина к спине». Отработка изученного танца «На зарядку становись!» |
Научатся: выразительно исполнять танец «На зарядку становись!» |
03.05
|
30.04 |
01.05
|
1 |
06.05 |
06.05 |
06.05 |
||||
104 - 106
|
2 |
Проект к танцу «На зарядку становись!»
|
Повторение и отработка изученного танца «На зарядку становись!» Проект: презентация и декорации к танцу. |
Научатся: творчески подходить к заданной проектной теме. |
10.05
|
07.05
|
08.05
|
1 |
13.05 |
13.05 |
13.05 |
||||
107 - 109
|
2 |
Повторение и закрепление изученного за год. |
Повторение и закрепление изученного: «Авалюлько», эстрадный танец - «На зарядку становись!» |
Научатся: технически грамотно и выразительно исполнять изученные танцы - «Авалюлько», «На зарядку становись!» |
17.05
|
14.05
|
15.05 |
1 |
20.05 |
20.05 |
20.05 |
||||
110 - 112 |
2 |
Резервное занятие. |
Повторение и закрепление изученного: эстрадный танец - «Авалюлько», «На зарядку становись!» Подведение итогов за год. |
Научатся: музыкально и выразительно исполнять изученные танцы - «Авалюлько», «На зарядку становись!» |
24.05
|
21.05 |
22.05 |
1 |
27.05
|
27.05 |
27.05 |
||||
113-114 |
2 |
Резервное занятие. |
31.05 |
28.05 |
29.05 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.