Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
«Согласовано» Руководитель ШМО Лебедева Н.А. Протокол №____ от «___» августа 202___г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 28» г. Вологды Маслухина М.В. Приказ № _____ |
от «___» августа 202___г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Истоки»
Уровень программы - базовый
2 – 4 классы
Программа разработана Осиповой Натальей Александровной,
учителем начальных классов МОУ «СОШ№28»
Вологда
202___ – 202___год
Структура программы
Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, имеет титульный лист и следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты усвоения учебного предмета, курса
3. Содержание учебного предмета, курса
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
5. Календарно-тематическое планирование по предмету
6. Контрольно-измерительные материалы
7. Приложение к программе (на усмотрение учителя):
· темы проектов и творческих работ
· критерии оценивания
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Истоки» разработана на основе:
· на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
Содержательной целью курса «Истоки возрождения» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности. В качестве задач выдвигаются:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу.
Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.
Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.
Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.
Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.
Программа курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
Курс рассчитан на 51 час: занятия проводятся еженедельно, продолжительность занятия (часа) 40 минут, 2 класс «Истоки» - 17 часов, 3 класс «Истоки» - 17 часов, 4 класс «Истоки» - 17 часов.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
Предметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования по программе «Истоки» с учетом специфики содержания должны отражать:
· освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
· освоение ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней;
· осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию;
· введение младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации;
· интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия;
· целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания;
· понимание ценностей внутреннего мира человека, его духовные и душевные начала;
· ценностное восхождение ребенка в культуре может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса;
· овладение истоками духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России;
· понимание традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании;
· понимание жизненной силы традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Раздел 3. Содержание учебного предмета, курса
Структурирование учебного материала обеспечивает достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
- формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
- укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
- привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
- раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.
2 класс
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
– раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
– посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
– развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Главными целями курса во 2-м классе являются:
Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, культуры Вологодской области к истокам духовных ценностей и образа жизни;
Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем;
Через развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенности в том, что мир вокруг нас не является чужим, ибо переживание отчужденности ведет его к отчужденности от своих истоков, непониманию их;
Содействие идентификации учащихся с культурой родного края как основой становления гражданственности и патриотизма.
Несмотря на то, что программа включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений и ценностного освоения их учеником. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
Раздел, связанный с родным краем, может быть наполнен разнообразным вариативным содержанием в зависимости от непосредственного социокультурного окружения, в котором живет ребенок, с которым сталкивается в процессе жизнедеятельности, предпочтений семьи и самого учителя. Это особенно относится к теме «Труд души». При этом обязательным является рассмотрение с детьми внутреннего духовного усилия как важнейшего труда человека, который он должен осуществлять в течение всей сознательной жизни - «не позволяй душе лениться».
Тематика программы в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России, Вологодской области, как ее части.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока – «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.
Во втором классе усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию, не закрывая всех остальных связей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
3 класс
Учебный курс «Истоки» в 3 классе является продолжением начатого во 2-ом классе. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 классе являются:
– дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
– посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
– продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте.
Главными целями курса в 3 классе являются:
-освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.
-актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.
-содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.
-становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).
Базовое содержание курса «Истоки» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем внутреннем мире и первом духовном опыте.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.
В третьем классе доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
4 класс
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Главными целями курса в 4 классе являются:
Концепт четвертого класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. Смысловым центром программы в четвертом классе служат традиции как важный механизм передачи ценностей новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Детям важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем их мире.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов Вологодской области и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.
Базовый социокультурный ряд
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапез
Раздел 4 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Раздел программы/количество часов |
Программное содержание |
Характеристика деятельности учащихся |
2 класс/ 17 ч |
||
Родной очаг / 5 ч |
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? |
Ресурсный круг «Имя и доброе качество» Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. |
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? |
Работа в паре «Семья» Усвоить основные нравственные заповеди. Ресурсный круг « За что я благодарен родителям?» |
|
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. |
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в паре «Родовое дерево» |
|
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. |
Ресурсный круг «Дом» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в паре «Родственные вещи», |
|
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? |
Работа в паре «Занятия жителей деревни» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. |
|
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие. |
Ресурсный круг «Город». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в паре «Вечные ценности»
|
|
Родные просторы / 4ч |
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. |
Работа в паре «Поле и школа» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» |
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. |
Ресурсный круг «Лес» «Дары и тайны леса» - работа в четверке |
|
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая. |
Работа в паре «Вода – святая вода – живая вода» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг «Река» |
|
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. |
Работа в паре «Как море воспитывает человека?», оценивающий тренинг |
|
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство. |
Работа в паре «Путь-дорога». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг «Значимые цели жизни» Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» оценивающий тренинг |
|
Труд земной / 4 ч |
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. |
Работа в паре «Полевые работы», «Пословицы и приметы» - работа в четверке |
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными? |
Работа в паре «Про кого так говорят»? Ресурсный круг «Кто важнее?»
|
|
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? |
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг «Ткачихи-рукодельницы». Работа в паре «Такие разные ткани» |
|
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. |
Работа в четверке «Инструменты плотника» Ресурсный круг «Мастера-плотники» |
|
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает? |
Работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг, Ресурсный круг «Кузница» |
|
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмар- ка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей. |
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг «Ярмарка». Работа в четверке «Труд земной и орудия труда», оценивающий тренинг |
|
Труд души / 4ч |
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. |
Работа в четверке «Какое бывает слово?» Ресурсный круг «Подари доброе слово» |
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. |
Работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке Морозко) |
|
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная. |
Ресурсный круг «Душа поет».Работа в четверке «Праздничная песня» |
|
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года. |
Работа в четверках «Смысл праздника», оценивающий тренинг Ресурсный круг «Любимый праздник» |
|
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? |
Ресурсный круг «Любимая книга». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. |
|
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? |
Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ» |
|
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. |
Работа в четверке «Храм души», оценивающий тренинг Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем» |
|
3 класс /17 ч |
||
Вера / 4ч |
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере. |
Ресурсный круг «Какие знания дает предмет "Истоки"?». Работа в паре «Что объединяет Вера?»
|
ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. |
Работа в паре «Правила нравственности». Ресурсный круг «Верность Родине» оценивающий тренинг
|
|
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. |
Работа в паре «Пословицы о правде». Ресурсный круг «Какой образ является путеводным?»
|
|
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному. |
Работа в паре «Честь» Ресурсный круг «Береги честь смолоду»
|
|
Надежда / 5ч |
НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние. |
Ресурсный круг «Как в жизни помогает надежда?». Работа в четверке «Что укрепляет надежду?»
|
СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие. |
Ресурсный круг «Строительство моста» Работа в четверке «Согласие в деле»
|
|
ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. |
Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?» (оценивающий тренинг). Ресурсный круг «Самый терпеливый человек»
|
|
ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. |
Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг)
|
|
Любовь / 4ч |
ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела. |
Работ Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» Работа в четверке «В чем проявляется любовь к ближнему?»
|
МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит. |
Работа в четверке "Милосердие" Работа в четверке «Слово о милосердном человеке». Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие?»
|
|
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало. |
Работа в четверке «Добрые дела» (оценивающий тренинг) Работа в четверке «Доброта истинная и доброта ложная». Ресурсный круг «Что такое делать добро?»
|
|
ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит. |
Работа в четверке «Раскаяние», «На пути раскаяния», «Сад добродетелей» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Почему любовь делает мир чище и лучше?»
|
|
София / 4ч
|
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает. |
Работа в четверке «Ум да разум»
|
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума. |
Ресурсный круг «Ум да разум» |
|
ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. |
Ресурсный круг «Истина в слове» Ресурсный круг «Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?» |
|
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры? |
Работа в четверке «Мудрые советы Владимира Мономаха» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?» Работа в четверке «Истоки победителя» Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету "Истоки"?» (итоговый тренинг) |
|
4 класс / 17ч |
||
Введение / 1ч |
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? |
Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки» в этом году?» |
Традиции образа / 4ч |
Традиции первого образа. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары. |
Работа в паре «Роль отца и матери в традиционной семье» Работа в паре «Принципы жизни в семье» Ресурсный круг «Моя будущая семья» Мнемотехника «Отечество мое Святая Русь» |
Образы Веры, Надежды и Любви. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель. «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве. |
Работа в паре «Традиции жизнеустройства в мире-сообществе» Работа в паре «Традиции образа Спасителя» |
|
Образы Покрова в народной традиции. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова. |
Работа в паре «Богородица- Заступница, Утешительница, Охранительница» Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку Работа в паре «Пути праведности» Работа в паре «Символы храмостроительства» Ресурсный круг «Традиции образа» |
|
Традиции слова / 4ч |
Традиции святого слова. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное. |
Работа в четверке «Заповеди и заветы» Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»
|
Традиции доброго слова. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать. |
Работа в четверке «Родительское благословение» Ресурсный круг «На какие дела необходимо родительское благословение?» Работа в четверке «Сердечные слова» Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?» |
|
Традиции честного слова. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор. Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову. |
Работа в четверке «Традиции честного слова» Ресурсный круг «Образ честного человека» |
|
Традиции покаянного слова. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора. |
Работа в четверке «Дар слова» Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?» |
|
Традиции дела / 4ч |
Трудовые традиции. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества. |
Работа в четверке «Законы земледелия» Работа в четверке «Каково полотно – такова и строчка» Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь» Работа в четверке «Дерево ценят по корням, а человека по делам» |
Традиции служения. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения. |
Работа в четверке «Защита Отечества – священный долг» Ресурсный круг «Духовные войны Руси» Работа в четверке «Мудрые правители земли русской» |
|
Традиции праведного дела. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. |
Ресурсный круг «В мастерской художника» Работа в четверке «Рождение иконы» Работа в четверке «Испокон века книга растит человека» Работа в четверке «Праведное дело сродни подвигу» |
|
Традиции праздника /3 ч |
Традиции праздника. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад. Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется. |
Работа в четверке «Древние праздники Руси» Ресурсный круг «Почему праздники сближают людей?» Ресурсный круг «Любимый семейный праздник» Работа в четверке «Кума и кум наставляй на ум» Мнемотехника «Праздник памяти и славы» Ресурсный круг «День рождения города» |
Образы Софии и света. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России. Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека. |
Работа в четверке «Православные праздники» Работа в четверке «Традиции праздника» Ресурсный круг «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» Ресурсный круг «Традиции моего Отечества» |
|
Заключительный урок /1ч |
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего. |
|
.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по предмету
Содержание курса 2 класс (17 ч)
1. Родной очаг (5 ч)
2. Родные просторы (4 ч)
3. Труд земной (4 ч)
4. Труд души (4 ч)
Оценивающие тренинги
1. Человек и море
2. Почему просторы значимы для человека?
3. Подкуём лошадку
4. Труд земной и орудия труда
5. Смысл праздников
6. Храм души.
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Раздел 1 Родной очаг |
5 |
|
1. |
Имя. Тренинг «Имя и доброе качество» Семья. Тренинг «Семья» |
1 |
2. |
Семья. Тренинг «За что я благодарен своим родителям» Род. Тренинг «Родовое дерево» |
1 |
3. |
Дом. Тренинги «Дом», «Родственные вещи» |
1 |
4. |
Деревня. Тренинг «Занятия жителей деревни» Город. Тренинг «Город» |
1 |
5. |
Обобщающий урок по теме «Родной очаг». Тренинг «Вечные ценности» |
1 |
Раздел 2 Родные просторы |
4 |
|
6. |
Нива и поле. Тренинги «Поле школа», «Чем похожи поле и школа?» |
1 |
7. |
Лес. Тренинг «Лес» Река. Тренинги «Вода - Живая вода-святая вода», «Река» |
1 |
8. |
Море. Оценивающий тренинг «Человек и море». Путь- дорога. Тренинги «Путь- дорога», «Значимые цели жизни», |
1 |
9. |
Оценивающий тренинг «Почему просторы значимы для человека?» Обобщающий урок по теме «Родные просторы» |
1 |
Раздел 3 Труд земной |
4 |
|
10. |
Сев и жатва. Тренинг «Полевые работы». «Пословицы и приметы» Братья меньшие. Тренинг «Про кого так говорят». «Кто важнее» |
1 |
11. |
Ткачихи- рукодельницы. Тренинг «Как рубашка в поле выросла». |
1 |
12. |
Мастера- плотники. Тренинги «Инструменты плотника», «Мастера- плотники» Кузнецы- умельцы. Оценивающий тренинг «Подкуём лошадку». |
1 |
13. |
Ярмарка. Тренинг «Ярмарка». Оценивающий тренинг «Труд земной и орудия труда» Обобщающий урок по теме «Труд земной». |
1 |
Раздел 4 Труд души |
4 |
|
14. |
Слово. Тренинги «Какое бывает слово», «Подари доброе слово» Сказка. Тренинги «Уроки сказки», «Любимый сказочный герой» |
1 |
15. |
Песня. Тренинг «Праздничная песня». «Душа поёт». Праздник. Оценивающий тренинг «Смысл праздников» |
1 |
16. |
Книга. Тренинг «Любимая книга». Икона. Тренинг «Икона». «Иконописный образ» |
1 |
17. |
Храм. Оценивающий тренинг «Храм души». Обобщающий урок за год. Тренинг «Мир, в котором мы живём» |
1 |
Содержание курса 3 класс (17 ч)
1. Вера (4 ч)
2. Надежда (5 ч)
3. Любовь (4 ч)
4. София (4 ч)
Оценивающие тренинги
1. Честь по заслугам
2. В каких делах необходимо терпение
3. Надежда- устремление к доброму исходу дела
4. Добрые дела
5. Сад добродетелей
6. Мудрые советы Владимира Мономаха
7. Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Раздел 1 Вера |
4 |
|
1 |
Чему доверяет сердце. Тренинг «Что объединяет вера?». Во что верует душа. Тренинг «Правила нравственности» |
1 |
2 |
Верность – знак веры. Тренинг «Верность Родине» Присяга и клятва – знаки верности. О Правде и Кривде. Правда. Тренинг «Пословицы о правде» |
1 |
3 |
Где живет правда. Тренинг «Какой образ является путеводным для тебя?». Честь. Тренинг «Честь» |
1 |
4 |
Светлая душа подвигом жива. Оценивающий тренинг «Честь по заслугам». Обобщение по теме «Вера». |
1 |
Раздел 2 Надежда |
5 |
|
5 |
Надежда. Тренинг «Что укрепляет надежду?» |
1 |
6 |
Согласие. Тренинг «Согласие в деле». Согласие и красота |
1 |
7 |
Терпение и умение. Оценивающий тренинг «В каких делах необходимо терпение». Терпение и спасение. Тренинг «Как научиться терпению?» |
1 |
8 |
Послушание. Послушание совести и закону |
|
9 |
Оценивающий тренинг «Надежда- устремление к доброму исходу дела». Обобщение по теме «Надежда». |
1 |
Раздел 3 Любовь |
4 |
|
10 |
Любовь к ближнему. Тренинги «В чем проявляется любовь к ближнему?», «Что хранит дружбу?» |
1 |
11 |
Милосердие в деле. Тренинг «Милосердие». Милосердие в слове. Тренинг «Слово о милосердном человеке» |
1 |
12 |
Доброта. Тренинг «Доброта истинная и доброта ложная». Доброта- образ любви. Оценивающий тренинг «Добрые дела» |
1 |
13 |
Раскаяние. Тренинг «Раскаяние». Покаяние и любовь. Тренинг «На пути покаяния». Обобщающий урок по теме «Любовь». Оценивающий тренинг «Сад добродетелей» |
1 |
Раздел 4 София |
4 |
|
14 |
Ум да разум. Тренинг «Ум да разум». Святые Кирилл и Мефодий |
1 |
15 |
Истина. Тренинг «Истина в слове». Истина в образе и деле. Тренинг «Как предмет «Истоки» помогает постигать истину?» |
1 |
16 |
Знания и мудрость. Оценивающий тренинг «Мудрые советы Владимира Мономаха». Мудрость и мудрецы |
1 |
17 |
София – Премудрость Божия. Обобщение по теме «София». Тренинг «Истоки победителя». Оценивающий тренинг «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» |
1 |
Содержание курса 4 класс (17 ч)
1. Введение (1 ч)
2. Традиции Образа (4 ч)
3. Традиции Слова (4 ч)
4. Традиции Дела (4 ч)
5. Традиции праздника (3 ч)
6. Заключительный урок (1 ч)
Оценивающие тренинги
1. Мир – сообщество
2. Образы - знаки
3. Родительское благословение
4. Доброе слово
5. Дерево ценят по корням, а человека по делам
6. Праведное дело сродни подвигу
7. Кума и кум наставляй на ум
8. Традиции праздника
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Раздел 1 Введение (1 ч) |
1 |
|
1 |
Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества. Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки» в этом году?» |
1 |
Раздел 2 Традиции образа |
4 |
|
2 |
Первые образы. Отец. Мать. Тренинг «Традиции семьи». Родители. Тренинг «Основы семьи». Ресурсный круг «Моя будущая семья» |
1 |
3 |
Отечество. Мнемотехника «Отечество мое Святая Русь». Мир. Оценивающий тренинг «Мир – сообщество» |
1 |
4 |
Спаситель. Ангел – спаситель. Тренинг «Традиции образа». Священные образы. Пресвятая Богородица. Тренинг «Богородица - Заступница, Утешительница, Охранительница». Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку?» |
1 |
5 |
Свет и просветители. Праведники и мудрецы. Тренинг «Путь праведности» Образы - знаки. Оценивающий тренинг «Образы - знаки». Ресурсный круг «Традиции образа» |
1 |
Раздел 3 Традиции слова |
4 |
|
6 |
Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. Тренинг «Заповеди и заветы». Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?». |
1 |
7 |
Родительское благословение. Ресурсный круг «На какие дела необходимо родительское благословение?» Оценивающий тренинг «Родительское благословение». |
1 |
8 |
Сердце сердцу весть подает. Сердечные слова. Тренинг «Сердечные слова». Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?». Честные слова. Тренинг «Традиции честного слова» Правила честного человека. Ресурсный круг «Образ честного человека» |
1 |
9 |
Обобщающий урок. Тренинг «Традиции слова» Оценивающий тренинг «Доброе слово». Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?» |
1 |
Раздел 4 Традиции дела |
4 |
|
10 |
Земледельцы. Тренинг «Традиции земледельцев». Ремесленники. Тренинг «Каково полотно – такова и строчка. Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь» |
1 |
11 |
Купцы и предприниматели. Оценивающий тренинг «Дерево ценят по корням, а человека по делам». Служение. Воинство. Тренинг «Защита Отечества - священный долг» |
1 |
12 |
Священство. Ресурсный круг «Духовные воины Руси». Суд и управление. Тренинг «Мудрые правитель Земли Русской» |
1 |
13 |
Творчество. Искусники. Тренинг «Рождение иконы». Книжники. Тренинг «Испокон века книга растит человека». Традиции праведного дела. Оценивающий тренинг «Праведное дело сродни подвигу» |
1 |
Раздел 5 Традиции праздника |
3 |
|
14 |
Гуляем всем миром. Тренинг «Древние праздники Руси». Ресурсный круг «Почему праздники сближают людей?». Радоваться всей семьей. Ресурсный круг «Любимый семейный праздник». Оценивающий тренинг «Кума и кум наставляй на ум». |
1 |
15 |
Помнить всем Отечеством. Мнемотехника «Праздник памяти и славы» Государственные и гражданские праздники. Ресурсный круг «День рождения города» |
1 |
16 |
Молиться всей церковью. Тренинг «Православные праздники». Потрудиться душой. Оценивающий тренинг «Традиции праздника». Ресурсный круг «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» |
1 |
Раздел 6 Заключительный урок |
1 |
|
17 |
Традиции Отечества. Ресурсный круг «Традиции моего Отечества». |
1 |
Раздел 6. Контрольно-измерительные материалы
Примерный оценивающий тренинг по истокам «Человек и море» 2 класс
Время выполнения – 15 минут
Задание: из предложенных видов деятельности выбрать занятия, связанные с морем.
СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТОВ
ОХРАНА ВОДНЫХ ГРАНИЦ
РЫБОЛОВСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛОТИН
КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПОДВОДНОГО МИРА
СТРОИТЕЛЬСТВО МОНАСТЫРЕЙ-КРЕПОСТЕЙ
Оценивание учащихся.
Если учащиеся выбрали все 5 значений правильно, то получают 7 баллов; при одном неверном варианте — 6 баллов; при двух неверных — 3 балла.
Экспертная оценка
СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТОВ
ОХРАНА ВОДНЫХ ГРАНИЦ
РЫБОЛОВСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛОТИН
КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПОДВОДНОГО МИРА
СТРОИТЕЛЬСТВО МОНАСТЫРЕЙ-КРЕПОСТЕЙ
Примерный оценивающий тренинг по истокам
«Мудрые советы Владимира Мономаха» 3 класс
Время выполнения – 15 минут
Задание: прочитать и соотнести мудрые советы Владимира Мономаха с народными пословицами, соединяя их по смыслу.
Поучения Владимира Мономаха |
Дав клятву, не переступайте её. |
Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце. |
Старайтесь, чтобы солнце не застало вас в постели. |
Ленность – мать всех пороков, берегись её. |
Всё хорошее, узнав, помните, что не знаете – тому учитесь. |
Почитайте старых людей, как отцов, любите младших, как братьев. |
Куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напоите и накормите всякого просящего. |
Народные пословицы |
Доброе дело два века живет.
|
Век живи – век учись.
|
Давши слово – держись, а не давши – крепись.
|
Почитай старых, сам будешь стар.
|
Гордым быть – глупым слыть.
|
Лень хуже хвори.
|
Кто рано встаёт, тому Бог подает.
|
Примерный оценивающий тренинг «Праведное дело сродни подвигу» 4 класс
Время выполнения – 15 минут
Задание: внимательно прочитай слова и выражения. Какие из перечисленных видов деятельности человека ты отнес бы к праведному делу? Свой выбор подчеркни.
Защита границ Родины
Земледелие
Обучение детей (в школах, университетах)
Духовное служение
Управление и суд в соответствии с законами
Благотворительность
Спасение и лечение людей
Раздел 7. Приложение к программе (на усмотрение учителя)
Форма контроля – оценивающий тренинг.
Оценивающие тренинги определяют уровень усвоения содержания материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками.
С помощью оценивающих тренингов социокультурное развитие ученика можно фиксировать в баллах. Это позволяет отойти от субъективизма и шаблона в оценке знаний школьников. Оценивание результатов работы в ходе тренинга осуществляется по 7 – балльной шкале.
Оценивание проводится по результатам индивидуального этапа работы. Подсчет баллов производится следующим образом: если задание выполнено верно (0 несоответствий экспертной оценке) – 7 баллов; 1 несоответствие – 6 баллов; 2 несоответствия – 5 баллов; 3 несоответствия – 3 балла.
При необходимости набранные баллы могут быть переведены в традиционную 5 – балльную отметку.
Перевод в пятибалльную систему:
7 баллов – отметка «5»
5-6 баллов – отметка «4»
3 балла – отметка «3»
Темы проектов:
1. История моей фамилии
2. Генеалогическое древо семьи
3. Достопримечательности родного города
4. Профессии ремесленников
Темы творческих работ:
1. Пословицы о доброте
2. Почетные награды Родины
3. Выдающиеся соотечественники
4. Государственные праздники
5. Мини-сочинения
6. Конкурс рисунков «Моя любимая книга»
7. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.