Рабочая программа учебного курса мокшанский язык 3 класса
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Рабочая программа учебного курса мокшанский язык 3 класса

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
13.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

3.мокшанский язык.docx

 

 

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрена и одобрена

на  заседании                                                                                                              «Утверждаю»

методического объединения                                                                                    Директор школы

Руководитель МО                                                                                                       ____________ /В.М.Заикин/                        

__________/Шамонина Н.В.                                                                                     «___»_____________2019г.

«_____» _______________2019 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Мокшанский язык»

в 3 классе

                                                      Составитель: Надейкина М.М.

2019– 2020 учебный год

                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А.И.Исайкина.

          Для реализации программного содержания используется: 

  1. А. И. Исайкина, М.И. Малькина  учебник « Мокшанский язык» 3 кл. 2008. – Саранск. Мордовское книжное издательство.
    2. А. И. Исайкина, М.И. Малькина : Рабочая тетрадь к учебнику « Мокшанский язык»
    2008. – Саранск. Мордовское книжное издательство.

Общая характеристика учебного предмета

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

 Программа содержит примерный объем знаний за три года (2-4 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на три части. В курс 2 класса включены следующие темы: «Знакомство», «Моя семья», «Моя школа», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Части тела». В курс 3 класса входят темы: «Времена года», «Одежда и обувь», «Магазин», «Дикие и домашние животные». В курсе 4 класса рассматриваются темы: «Моя страна - Россия. Моя Родина - Мордовия», «Праздники», «Знаменитые люди Мордовии».

Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать мокшанский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают  собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Программа рассчитана на проведение занятий 2 часа в неделю. Обучение начинается с устного курса, который начинается в 1 полугодии. Во 2 полугодии дети должны научиться читать по учебнику на мокшанском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания.

 

Цели и задачи обучения:

 

-     пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

-     воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;

-      научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

-   формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;

-    ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

 

Программа опирается на принципы:

 

-   коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общение на этом языке);

-     перехода от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться пониманию речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму);

-  комбинированного подхода к построению урока - слушание, чтение, письмо;

-  синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики;

применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Мокшанский язык» в 3 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на   68ч (34 учебные недели).

 

Ценностные ориентиры содержания  программы

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения,

кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе

общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как

собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда,вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и

самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и

любознательности, мотивов познания и творчества

Требования к уровню владения мокшанским языком во второй год обучения:

 

Одной из задач второго года обучения мокшанскому языку является закрепление лексического и грамматического материала, предложенного в первом году обучения. Обогащение словаря может происходить как за счет расширения содержания уже изученных тем, так и посредством ознакомления с новыми темами, такими, как «Игры детей», «В селе», «В городе», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Встреча гостей», «8 марта - женский праздник», и т.д.

Должна продолжаться работа по систематическому расширению речевых навыков детей, усвоению различных явлений грамматического строя мокшанской речи. Ожидаемыми результатами формирования умений и навыков детей должны стать:

-      употребление грамматических правил мокшанского языка для правильного объяснения ситуации на ознакомительном уровне, решение определенных коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.);

-  обозначение множественности предметов, признаков, действий;

-  обозначение принадлежности предмета к определенному лицу;

-       применение способов выражения утверждения и отрицания в различных фразовых конструкциях;

-  употребление послелогов для обозначения местонахождения предметов;

усвоение некоторых особенностей мокшанского языка (отсутствие грамматической категории рода, согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе);

-  активизация диалогового общения;

-  развитие связной речи и грамматических навыков через игровые ситуации;

-         обеспечение переноса грамматических навыков, предоставление детям возможности использования их на новом лексическом материале.

Во второй год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.

                                      

 

Тематическое планирование

 

 

№ раздела

Тема урока

Количество часов

1.

Здравствуй, школа!

5

2.

Прошло тёплое лето.

4

3.

Мои друзья.

3

4.

Осень.

5

5.

Счёт

3

6.

Кем я буду.

2

7.

Домашние дела.

4

8.

Мы любим спорт.

2

9.

Зимушка – зима.

7

10.

Дикие и домашние животные.

5

11.

Цвета природы.

2

12.

В городе.

4

13.

Игры детей.

3

14.

8 Марта – женский день.

3

15.

Весна.

3

16.

Как хорошо летом!

2

17.

В деревне.

4

18.

В лесу, в поле, на лугу,

3

19.

Повторение пройденного.

5

 

Итого

68

 

 

 

 

Содержание учебного раздела

                                                 Шумбрат, школа! (Здравствуй, школа!)

Вспомнить слова, обозначающие школьные принадлеж­ности, предметы, окружающие ребёнка в школе.

Существительные: кагод, кенкш, вальмя.

Глаголы: кельгомс, самс, озамс, сувамс, максомс в един­ственном и множественном числе настоящего времени:

Речевые образцы: Мон кельгса школать. Мон тонафнян колмоце класса. Мон рисовандан кузня. Нарсь сянягяря. Модась равжа. Мон туян. Минь тутама. Сон сай куду. Синь сайхть куду.

 

Ётась кизось. (Прошло лето.) 

Вспомнить слова, обозначающие приветствие, проща­ние:

Шумбрат, Валентина Петровна! Щумбратада, шабат! Няемозонк! Ульхть шумбра! Уледа шумбрат!

Слова, обозначающие времена года, сосотояние приро­ды, её признаки.

Существительные: киза, тяла, сексе, тунда, ульця.

Прилагательные: мани, лямбе, пси, коське, начка.

Глаголы: молемс, ваномс, ардомс, налхксемс, эшелямс.

Вопросы: кие? кит? кодама? коса? ков?

Речевые образцы: Кизонда пси (лямбе). Тон ков якать? Мон якань вели. Велеса пара. Кода ётафтыть каникулатнень? - Лац. Тон эшелять ляйса? - Мон эшелянь ляйса. Тон кундать калхт? - Да, мон кундань калхт.

Сёксесь. (Осень)

Вспомнить ранее изученные слова о приметах поздней осени.

Знакомство с новыми словами.

Существительные: ковол, шитне, ветне, шурьхкя, пурьхкя.

Глаголы: шувомс, кандомс, кочкамс, сявомс. Речевые образцы: Мон шуван. Тон шуват. Сон шуви. Минь шуфтама. Тинь шуфтада. Синь шувихть.

Применение прилагательных в единственном и во мно­жественном числе. Ответы на вопросы кодама? кодапт?

Менельсь кодама? - Менельсь шобда (равжа, сенем, туцяв).

Шуфттне кодапт? - Шуфттне оцюфт (мазыхть, сянгярят).

Знакомство с названия грибов: груздя, пою панга, келу панга, кару панга, баяронь панга.

Знакомство с зимующими птицами: кирьхкс, ситявня, варси, вермяште, сязьгата.

Что делается в природе поздней осенью. Времена года. Ответы на вопросы мезе тии? мезе тись? мезе кармай тиема?

Таня морай. Таня морась. Таня кармай морама.

 

Паксяса. (В поле)

Вспомнить изученные слова о поле.

Знакомство с новыми словами.

Существительные: пакся, сера, розь, тозер, шинжарома, снав, каньф, сура, пинем.

Глаголы: касомс, панжемс, урядамс.

Мон кельгса паксять. А тон кельгсак паксять? Монь алязе работай комбайнаса. Сон работай лац. Паксяса касы тозер. Сёроть урядасазь комбайнаса.

Вирьса. (В лесу)

Вспомнить названия диких животных. Назвать их в уменьшительно-ласкательном значении: офта - офтоня, келазь - келаськя.

Знакомство с новыми словами.

Существительные: панга, късты, шуфта, келу, пою, тума, пиче, куз, ронга.

Глаголы: мумс, кандомс, няемс.

Речевые образцы: Тя офта. Сон оцю. Тя нумолня. Сон ёмланя. Нумолсь эряй вирьса. Сон ярхцай судта. Офтсь ярх- цай нормальда. Тялонда сон уды. Урсь ярхцай пяштьта, панкта.

Шуфтсь касы вирьса. Шуфттне касыхть вирьса. Тумось оцю. Келуть ронгоц акша.

Ошса. (В городе)

Вспомнить ранее изученные слова на эту тему.

Знакомство со словами: инголе, фтала, мельганза.

Знакомство с новыми словами и выражениями: Мон эрян Саранскяйса. Монь алязе работай заводса. Аказе тонафни университетса. Сон тонафни лац. Атязе - работань вете­ран. Сон пенсияса. Монь тонафнян школаса.

Ошсь оцю. Ошса лама этажса кутт. Ульцятне аруфт, мазыхть. Ошса лама ломаньда. Синь арнихть автобузса, тролейбусса, легковой машинаса.

Речевые образцы: арды инголе, ватт фталу, кие мельгат и т.д.

Иттнень налхкомасна. (Игры детей) 

Вспомнить ранее изученные слова об игрушках. Зна­комство со словами, обозначающими названия игр, предметы для игры, участников.

Существительные: нарвай, кавал, варси.

Глаголы: налхкомс, кяшемс, ёрдамс, кандомс.

Дать понятие о нахождении предмета. Знакомство с по­слелогом.

Шрать лангса - на столе. Шкафть пряса - на шкафу.

Шкафть ваксса - около шкафа. Доскать инголе - у дос­ки.

9. Вирень и кудонь жувататне. (Дикие и домашние животные.)  4 часа

Вспомнить названия домашних и диких животных. По­вторить грамматические конструкции «Монь ули...», «Монь аш...», «Катонязень лемоц...», «Пиненязень лемоц...».

Речевые образцы: Мон кельгса катонязень. Сонь лемоц Пушок. Монь ули пинезе. Сон оцю. Эряй кудняса. Мон ухажеван мельганза.

Усвоение слов, обозначающих детёнышей домашних животных: вазня, вероскя, вашеня, пурхцкя.

Усвоение грамматической конструкции «сущ.+глагол» со словом «максы» - «даёт»:

Тракссь максы лофца. Траксть ули вазняц.

Тувось максы сиволь.          Тувоть ули пурхцкац.

Учась максы пона.   Учать ули вероскац. И т.д.

Глаголы: анды, симди, потяй, пани.

Речевые образцы: Тядязе потяй тракс. Алязе анды тувот. Цёранясь симди вазня. Шабатне ухаживайъть жувататнень мельге.

Существительные: кедь - кедце, пона - понаце, щам - щамце, пильге - пильгце.

Существительные: нарвай, кавал, варси.

Глаголы: налхкомс, кяшемс, ёрдамс, кандомс.

Дать понятие о нахождении предмета. Знакомство с по­слелогом.

Шрать лангса - на столе. Шкафть пряса - на шкафу.

-          Шкафть ваксса - около шкафа. Доскать инголе - у дос­ки.

Тяла. Тялонь налхкоматне. (Зима. Зимние заба­вы)

Вспомнить слова, изученные в первый год обучения.

Знакомство с новыми словами, словосочетаниями и ре­чевыми образцами.

Существительные: панда, нурда, ялга, кърандаз.

Глаголы: пелемс, учемс, уфамс, сявомс, эендамс.

Прилагательные: паргана, кяжи, ёню.

Словосочетания: ушедсть якшапне, тялоть эзда, сявозень соксонзон, панда пряста, коньканзон инкса, мазьса вадь сайне и т.д.

Закрепление послелогов «лангса» - «на», «потмоса» - «в».

Усвоение грамматической конструкции «Мон улень ...».

Беседы на темы «Птицы зимой», «Животные зимой».

Ответы на вопрос коса? коста?

Коса эряйхть нармоттне?

Коста лийсть нармоттне?

Закрепление наречий «тячи», «ванды».

Кудонь тефне. (Домашние дела)

Закрепление слов, обозначающих предметы домашнего быта: утварь, посуда, орудия труда.

Знакомство с новыми словами и словосочетаниями: пеель, пачкалга, шъра, нардама, сапонь; кайме, тяльме; сявк пеельть, шуфт мода, штак пачкалгть, нардак шрать, штак шамацень (штасть шамантень),

Глаголы: штамс, анокламс, нардамс, кандомс. удомс, стямс, мадомс.

Составление рассказа о своём режиме дня: Мон стяян шобдава. Штасайне кядьнень, шамазень. Чистендасайне пейнень. Тиян зарядка. Тоса туян школав. Школаса тонафнян.

8-це Мартсь - тядянь праздник. (8 Марта - жен­ский день)

Вспомнить названия дней недели.

Закрепить умения правильно отвечать на вопрос мъзярда? (когда?):

Закрепить названия слов: тячи, ванды, исяк, шобдава, шиньгучкать, илять, веть. Глаголы: кенярдемс, каземс, паламс.

Речевые образцы: Монь тядязе врач. А кие тонь тядяце? Мезькс сон работай? Мон кельгса тядязень.

Знакомство с названиями предметов женской одежды: панар, сапоня, коняфкст, панга, каркс, кямот, сюлгам и т.д.

Тундать самац. (Приход весны)

Закрепление изученных слов о весне.

Знакомство с новыми словами: нар, шудерькс, лямбе, ши(ня), валда(оня), нармонь, нармотть, тарад, лопа, вяре, ала. С названиями птиц: сязьгата, шякшата, граць, псьмар в един­ственном и во множественном числе: нармонь - нармотть - нармоттне, шудерькс - шудерькст - шудерьксне.

Словосочетания: лямбе шиня, састь нармоттне, лямбе ширде, нарсь сянгяря и другие.

Беседа о сохранении природы. Составление рассказа о природе: Сась тундась. Шудихть веттне. Ловсь кармась солама. Шинясь эжди. Менельсь сенем. Лямбе ширде састь на­рмоттне.

Мольхтяма инжикс. (Идём в гости

Знакомство со словами: инжи, шачема ши, казне.

Вспомнить название дней недели, числа от 1 до 10.

Усвоить числа от 11 по 20.

Речевые образцы: тердемс ялганзон, ширезонк инжикс, карман учемот, самс пялонк и т.д.

Беседа о правилах поведения в гостях. Усвоение слов и речевых конструкций: нолдак васенцекс, макск кядцень, азор, азорава, лезтт шамс и т.д.

Кизонясь (Лето)

Ответы на вопросы о временах года:

Кизось кодама? Кизонда лямбе? Тялось кодама? Тонь мялезт кизось? Сёксенда кельме, якшама? Коза тушендыхть нармоттне? Тундась мазы? Мъзярда сашендыхть нармоттне? Коса эшеляйхть иттне? И т.д.

Кизонда велеса. (В селе летом)

Вспомнить слова, обозначающие членов семьи: тядя, аля, баба, атя, ака, щава, щятя.

Закрепление изученных слов и знакомство с новыми словами на тему «лето».

Существительные: киза, веле, ляй, шувар, нар, перень сёрот, ульме, венч, пизем.

Речевые образцы:

Монь ули аказе. Тонь ули щаваце? - Да, монь ули щавазе. Или: Монь аяш щавазе. Ляйнясь шуди. Иттне кунцихть калхт. Синь уендихть венчса.

Глаголы: штамс, ярхдамс, симомс, лездомс, уемс, шудемс, сиземс, ваймамс.

Речевые образцы: Мон лездан бабазти. Минь лезттама бабазти. Мон валан перень сёрот.

Вопрос мъзярда? Шобдава, шить, илять, веть. Веть мон удан. Шобдава стяян. Илять ванан телевизор. Шить налхксян ульцяса. Шить эшелян. Илять кунцян калхт. И т.д. Юра и По­лина састь вели.

Прилагательные: ару, кудрявай, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.

Ляйнясь ару. Шуварсь пси. Менельсь сенем. Туцятне акшет.

 

Сембе материалть лятфтамац.(Повторение всего изученного материала)

Для овладения языком, даже в небольшом объёме, ре­бёнку недостаточно заучить ряд типовых фраз: он должен научиться самостоятельно строить фразы данного типа из знакомых слов. Игровая ситуация является основным мето­дическим приемом отработки грамматических умений. Для этого необходимо вызвать интерес к уроку, динамично по­вышая речевую активность детей, формируя положительную мотивацию к общению на мокшанском языке.

Развитие связной речи занимает важнейшее место в процессе обучения мокшанскому языку. Первый этап работы над любым навыком связной речи - введение новой типовой конструкции (типового предложения). Основная задача этого этапа - обеспечить чёткое понимание детьми смысла, функ­ции данной конструкции, использования её в той или иной ситуации. Такие конструкции, как «Монь ули...», «Мои ра- мань...», «Мои молян...» «Мои кандан...» и т.д. применя­ются почти на каждом уроке. В дальнейшем учитель вместе с детьми заполняет эти конструкции новым содержанием по другим темам.

На первых порах у детей ещё небольшой запас слов и типовых предложений. Поэтому нужно применять такие игры и игровые ситуации, которые помогли бы сломать быстрораз- вивающийся стереотип однообразных ответов. На небольшом лексическом материале можно использовать различные типо­вые конструкции. Например: Стирнясь кирди няка. Шабась анды няка. Цёранясь макссь том. Ленанди макссть топа. И т.д.

Целесообразно использовать в учебном процессе произ­ведения устно-поэтического творчества и наглядный матери­ал, которые дают возможность понимания не только отдель­ных фраз, но и небольших текстов, составленных из типовых предложений» Поэтому в рекомендациях предлагается самое широкое использование игр и игровых ситуаций в организа­ции речевой деятельности ребёнка. В процессе игр детям от­водится роль мамы, учительницы, врача, повара, хозяйки, во­дителя и т.д. Тем самым, ученик не только пополняет свой словарный запас, но и учится соотносить слова с действи­тельностью, учится применять свои знания на практике.

На первых занятиях повторяется лексический и грамма­тический материал, который был изучен в первом году обу­чения. Для этого можно взять учебник для первого года обу­чения и пройтись по нему, повторяя слова, диалоги, отвечая на вопросы, читая стихи и шуточные истории. При этом учи­тель делает комментарии, участвует в диалогах, ставит во­просы, уточняющие смысл и содержание того или иного предложения, текста.

На занятиях и во внеурочное время учитель закрепляет умения и навыки детей в составлении с изученными конст­рукциями повествовательных, вопросительных и побуди­тельных предложений, включении их в связные высказыва­ния в соответствии с тематикой бесед и учебной ситуацией.

Во время обучения языку должна проводиться активная работа по усвоению грамматических конструкций типа «лич­ное местоимение +глагол», «существительное + глагол», «существительное + прилагательное»: Мон молян* Тон мо­лят. Сон моли. Минь молъхтяма. Тинь мольхтяда. Синь молихмъ. Цёранясь арды. Цёранятне ардыхть. Грушась ламбама. Грушамне ламбапт. И т.д. Особое внимание при усвоении этих конструкций нужно уделять правильному про­изношению звуков в сочетании нескольких букв, обозначаю- щих один звук. Например, слова с льх в мокшанском языке: мольхгяма, мольлтяда.

Закрепляются ответы на вопросы кинь? (чей? чья? чьё?):

Тя кинь панарсь? - Монь. Или: Тя панарсь монь.

Эта чья рубашка? - Моя.

Тя лентась кинь? - Тонь. Или: Тя лентась тонь.

Эта лента чья? - Твоя.

В первом году обучения дети уже отвечали на вопросы коса? ков? мъзяра? кинь? мъзярда? коста? Во втором году обучения дети закрепляют свои знания в употреблении этих вопросов и знакомятся с новыми. Например: кинди? (кому?), мъзяроце? (который?, которая?, которое?), кода? (как?).

С вопросительным словом кинди? {кому?) дети позна­комились ещё в первом году обучения. Во втором году обу­чения учитель уже просит отвечать на него: - Кинди тет- ратть? - Тейне. Или: Петянди, Ванянди. И т.д.

Педагог первым делом восстанавливает в памяти детей значение вопросов кие? кит? мезе? месть? месенди? (мезе тии?) месендихть? на пройденном материале, требуя от них разграничений единственного и множественного чисел пред­метов или действий: стирня - стирнят, моли - молихть, парта - партат, морай - морайхть.

Во втором году обучения детей нужно учить отвечать на вопросы прилагательных кодама? {какой? какая? какое?) в едиственном числе, кодапт? (какие?) - во множественном числе: ламбама - ламбапт, шапама - шапапт.

Основным критерием для формирования словаря- минимума мокшанского языка является употребительность слов и их практическая функциональность. Слова, предлагае­мые ребёнку впервые, должны обладать большой коммуника­тивной силой. При объяснении их значения педагог должен применять наглядность и перевод незнакомого слова на рус­ский язык.

Этапы работы над усвоением новых слов:

1 .Введение новых слов.

2.Активизация          слов.

3.Проверка    усвоения слов.

4.Включение слов в связную речь.

5.Употребление новых слов в различных типовых пред­ложениях.

6.Проверка    прочности усвоения.

Введение нового понятия.

Например, во втором году обучения вводится новое сло­во, отвечающее на вопрос кодапт? (какие?) Учитель разъяс­няет смысл этого слова, напоминая детям значение вопроса кодама? и приводя примеры в единственном и во можественном числе.

Активизация слов и предложений. Учитель задаёт во­прос ребёнку с применением рассматриваемого слова:

Марьсь танцти? - Да, марьсь танцти.

Марьхне танцтихть? - Да, марьхне танцтихть.И т.д.

Следующий этап - проверка усвоения изолированно­го слова. Педагог не произносит его в своём вопросе. Дети сами произносят это слово:

Марьсь кодама? - Марьсь танцти.

Марьхне кодапт? - Марьхне танцтихть. ...

Следующий этап - употребление нового слова в раз­личных типовых предложениях: Тя марь. Марьсь танцти. Мои рамань марьхть. Садса касыхть марьхть. Марьсь ёмла, а арбузсь оцю.

Заключительный этап усвоения слов характеризуется тем, что дети могут задавать вопрос с этим словом, употреб­ляя его в своей речи, узнавая в речи учителя, в песнях, сказках, придумывая предложения с ним и переводя слово на рус­ский язык и т.д.

Во втором году обучения большое внимание уделяется ответам на вопросы коса? мъзяроце? во множественном чис­ле:

коса? - кудса косот? - кудсот мъзяроцеветеце мъзяроцесь - ветецесь

Особое внимание учителю нужно обратить на усвоение и применение личных окончаний глаголов прошедшего вре­мени. Мы знаем, что в мокшанском языке глаголы 1, 2 и 3 лица единственного числа имеют одинаковые окончания, как в женском, так и в мужском роде.

Большие затруднения для общения на мокшанском язы­ке вызывает усвоение детьми отрицаний нет - аш или аяш и не - аф или аяф. Понимание смысла этих отрицаний можно достичь разными способами, но оно всегда будет связываться со словом ули(есть).

Тонь ули книгаце? - Да, монь ули книгазе. Или: - Монь аш книгазе.

Сон моли мколав? - Да, сон моли школав. Или: - Аф, сон аф моли школав.

 

 

                                     Календарно – тематический план

 

 

урока

        

           Тема урока

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоя

тельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

 

Раздел 1. Здравствуй, школа.

 

5

 

 

 

1

Опять прозвенел звонок.

урок

1

 

 

 

2

День знаний.

урок

1

 

 

 

3-4

Я учусь.

урок

2

составление рассказа

 

 

 

5

Закрепление.

урок

1

 

 

 

 

Прошло тёплое лето.

 

4

 

 

 

6

Как прошли каникулы.

урок

1

 

 

 

7-8

Как я летом отдыхал.

урок

2

 

 

 

9

Составление рассказа на тему «Лето».

урок

1

составление рассказа

 

 

 

 

Мои друзья

 

3

 

 

 

10

Кто мои друзья.

урок

1

 

 

 

11

Среди друзей хорошо.

урок

1

 

 

 

12

  Составление рассказа «Мои друзья»

урок

1

составление рассказа

 

 

 

 

Осень

 

5

 

 

 

13

Цвета осени.

урок

1

 

 

 

14

Подарки осени.

      урок

1

 

 

 

15

Природа осенью.

урок

1

составление рассказа

 

 

 

16.

Последние дни осени.

урок

1

 

 

 

17

Осень – прекрасное время года

экскурсия

1

 

 

 

 

Счёт

 

3

 

 

 

18

Учимся считать

урок

1

 

 

 

19-20

Считаем до 20.

      урок

2

 

 

 

 

Кем я буду

 

2

 

 

 

21

Кем я буду, когда вырасту.

урок

1

 

 

 

22

Выбери любимое дело.

      урок

1

составление рассказа

 

 

 

 

Домашние дела

     

4

 

 

 

23

Чем занимаются дома

урок

1

 

 

 

24-25

Дела в доме, во дворе, на огороде.

      урок

2

 

 

 

26

Люблю работать

урок

1

составление рассказа

 

 

 

 

Мы любим спорт

 

2

 

 

 

27

Спорт – это сила.

урок

1

 

 

 

28

Мы любим спорт.

      урок

1

 

 

 

 

Зимушка - зима

 

7

 

 

 

29

Зима пришла.

урок

1

 

 

 

30-31

Зимние забавы.

      урок

1

составление рассказа

 

 

 

32

Как хорошо зимой!

урок

1

 

 

 

33

Не боимся холода.

урок- игра

1

 

 

 

34

Новогодний праздник.

урок

1

рисунок

 

 

35

Закрепление

урок

 

составление рассказа

 

 

 

 

Дикие и домашние животные

 

5

 

 

 

36-37

Дикие животные.

урок

1

 

 

 

38

Домашние животные.

урок

1

 

 

 

39

Живут рядом с нами.

урок

1

 

 

 

40

Живут во дворе и в лесу.

урок

1

составление рассказа

 

 

 

 

Цвета природы

 

2

 

 

 

41

Вспомни цвета.

урок

1

 

 

 

42

Какие цвета у природы.

      урок

1

 

 

 

 

В городе

 

4

 

 

 

43

На городской улице.

урок

1

 

 

 

44-45

Жизнь в городе.

      урок

1

 

 

 

46

Закрепление пройденного. Словарный диктант.

урок

1

 

 

 

 

Игры детей

    

3

 

 

 

47

Мои игрушки.

урок

1

 

 

 

48

Мы играем.

      урок

1

 

 

 

49

Играем с друзьями.

     урок

1

составление диалога

 

 

 

 

8 Марта – женский день

 

3

 

 

 

50

Сегодня в нашем доме праздник.

      урок

1

 

 

 

51

Какая у меня мама.

урок

1

составление рассказа

 

 

 

52

Ходим в гости.

      урок

1

 

 

 

 

Весна

 

3

 

 

 

53

Весна пришла!

урок

1

 

 

 

54

Весна – красна.

      урок

1

составление рассказа

 

 

 

55

Приметы весны.

 

 

 

 

 

 

 Лето.

 

2

 

 

 

56

Начались летние каникулы.

урок

1

 

 

 

57

Здравствуй, лето!

      урок

1

составление рассказа

 

 

 

 

В деревне

 

4

 

 

 

    58

Жизнь в деревне.

урок

1

 

 

 

   59

На речке.

урок

1

 

 

 

   60

Работы на дворе.

урок

1

 

 

 

   61

Берегите природу

урок

1

составление рассказа

 

 

 

В лесу, в поле, на лугу

 

3

 

 

 

62

В лесу.

урок

1

 

 

 

63

В поле.

урок

1

 

 

 

64

На лугу.

урок

1

 

 

 

 

Повторение

 

5

 

 

 

65

Времена года.

 

 

 

 

 

66

Составление рассказа «Моя Родина».

      урок

1

составление рассказа

 

 

 

67-68

Повторение пройденного за год.

      урок

2

 

 

 

 

ИТОГО

 

68

16

 

 

 

Учебно – методическое обеспечение предмета

-           О. Е. Поляков, А. Н. Келина «Русско-мокшанский школьный словарь»,1998 г.

-              О.Е. Полякова «Учимся говорить по-мокшански», 1995 г.

-              Б. А.Серебрянников, А. П.Феоктистов, О. Е. Полякова «Мокшанско- русский словарь», 1998.

-     Седова П.Е., Ломакина Т.И. Словарик – валкскя, русско-мокшанский, мокшанско-русский. Саранск: ООО «Издательский Дом «Книга», 2009

-               Исайкина А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, 2006. - Ковылкино, «Ковылкинская районная типография».

 

  -      Исайкина А.И. Мокшанский язык. 3 класс. Второй год обучения. Учебник для русскоязычных учащихся, 2008. – Саранск. Мордовское книжное издательство

 

                                Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Диски:

1.      Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».

2.      Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский ).

3.      Мы – Мордва!

4.      Писатели Мордовии.

Стенды:

1.      Творчество С.Д.Эрьзи.

2.      Мордовский национальный костюм.

3.      Символика Мордовии.

4.      Карта Мордовии.

Портреты:

1.    Писатели и поэты Мордовии.

Уголки:

1.      Предметы быта и утварь древней мордвы.

2.      Макет старинной мордовской избы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скачать по прямой ссылке