Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
«Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждена
Обсуждена на педагогическом совете Приказ № ___ от _________г.
Протокол № __ от _________ г. Директор МОУ «Елань-Коленовская СОШ №1»
_________ /Е.А. Камерова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Нестандартные уравнения и неравенства»
уровня среднего общего образования
Составитель (учитель математики):
Морозова Светлана Владимировна
с. Елань-Колено
2020 г.
1. Планируемые результаты освоения курса «Нестандартные уравнения и неравенства»
Изучение учебного курса «Нестандартные уравнения и неравенства» в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
в личностном направлении:
· ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
· умение самостоятельно работать с различными источниками информации (учебные пособия, справочники, ресурсы Интернета и т. п.);
· умение взаимодействовать с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
· умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
· критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
· представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
· креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
· умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
· способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
1) в метапредметном направлении:
· первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
· умение видеть математическую задачу в контексте проблемой ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
· умение в различных источниках находить информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
· умение понимать и использовать математические средства наглядности ( графики, диаграммы, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
· умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
· умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
· понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
· умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
· умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
2) в предметном направлении:
· овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
· умение работать с математическим текстом, грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать языки математики;
· умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
· умение распознавать виды математических утверждений
· овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
· овладение системой функциональных понятий;
· овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
· умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
В результате изучения данного курса обучающийся
должен знать:
- общие сведения об уравнениях;
- методы решения неравенств и систем уравнений;
- основные приемы и методы решения уравнений с модулем и параметрами; линейных,
квадратных уравнений и неравенств с параметрами; иррациональных, тригонометрических уравнений и неравенств, в том числе с параметрами.
должен уметь:
- применять изученные методы и приемы при решении уравнений и неравенств;
- проводить исследования при решении уравнений и неравенств с параметрами.
2. Содержание учебного курса
Программа рассчитана на один год обучения и содержит следующие темы:
Общие сведения об уравнениях, неравенствах и их системах.
Основные определения. Область допустимых значений. О системах и совокупностях уравнений и неравенств. Общие методы преобразования уравнений (рациональные корни уравнения, «избавление» от знаменателя, замена переменной в уравнении). Представление о рациональных алгебраических выражениях. Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения. Методы замены при решении дробно-рациональных уравнений.
Методы решения уравнений, неравенств и их систем
Некоторые свойства числовых неравенств. Неравенства с переменной. Квадратичные неравенства. Метод интервалов для рациональных неравенств. Метод замены множителей. Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупности систем. Метод интервалов в решении дробно-рациональных алгебраических неравенств. Системы алгебраических уравнений. Замена переменных. Однородные системы. Симметрические системы.
Иррациональные уравнения и неравенства
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения. Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки. Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами. Сведение иррациональных уравнений к системам. Освобождение от кубических радикалов. Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности. Иррациональные алгебраические неравенства. Эквивалентные преобразования неравенств. Дробно-иррациональные неравенства. Сведение к совокупностям систем. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств. Замена при решении иррациональных неравенств.
Тригонометрические уравнения и неравенства
Простейшие тригонометрические уравнения. Сведение тригонометрических уравнений к простейшим с помощью тождественных преобразований. Сведение тригонометрических уравнений к рациональному с одним неизвестным. Метод решения тригонометрических уравнений и неравенств. Однородные тригонометрические уравнения. Уравнения вида a sin wx + b cos wx=c. Отбор корней в тригонометрических уравнениях. Примеры систем тригонометрических уравнений. Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции. Обобщение метода интервалов на тригонометрической окружности. Решение тригонометрических неравенств методом интервалов.
Уравнения и неравенства с параметром
Понятие уравнения с параметром, примеры. Контрольные значения параметра. Основные методы решения уравнений с параметром. Линейные уравнения с параметром. Понятие неравенства с параметром, примеры. Основные методы решения неравенств с параметрами. Линейные неравенства с параметрами. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр. Теорема Виета. Расположение корней квадратного трёхчлена. Алгоритм решения уравнений. Аналитический и графический способы. Решение уравнений с нестандартным условием.
Показательные уравнения и неравенства. Показательные уравнения и методы их решения (разложение на множители, введение новой переменной). Однородные показательные неравенства и методы их решения (метод интервалов, метод интервалов с введением новой переменной, метод разложения на множители)
Логарифмические уравнения и неравенства. Логарифмические уравнения. Логарифмические уравнения, содержащие переменную в основании. Логарифмические неравенства. Метод интервалов при решении логарифмических неравенств. Метод рационализации при решении логарифмических неравенств.
Системы уравнений и неравенств. Способы решения систем уравнений. Системы рациональных и иррациональных уравнений. Системы показательных и логарифмических уравнений. Системы показательных неравенств. Системы логарифмических неравенств.
Повторение и систематизация учебного материала
Решение уравнений и неравенств различных типов.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ |
Название темы |
Количество часов |
10 класс |
||
1. |
Общие сведения об уравнениях, неравенствах и их системах |
5 |
2. |
Методы решения уравнений, неравенств и их систем |
8 |
3. |
Иррациональные уравнения и неравенства |
7 |
4. |
Тригонометрические уравнения и неравенства |
10 |
5. |
Повторение и систематизация учебного материала
|
5 |
|
ИТОГО |
35 |
11 класс |
||
1. |
Уравнения и неравенства с параметром |
6 |
2. |
Показательные уравнения и неравенства |
8 |
3. |
Логарифмические уравнения и неравенства |
8 |
4. |
Системы уравнений и неравенств
|
6 |
5. |
Повторение и систематизация учебного материала
|
6 |
|
ИТОГО |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.