04 - 06 02 - 04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п.Чамзинка
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО /Крылова Л.Н./ «30» августа 2022 г. |
«УтвержденО» Приказ № 79/од от «01» сентября 2022 г. Директор МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка ________/Курочкина Н.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Родной язык (русский)»
для общеобразовательных организаций
с обучением на русском языке
для преподавания в 7 классе
Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.
2022/2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 «А», «В» классов разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993),
- постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- учебным планом Лицея;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной рабочей программой учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 – 9 классов / сост.: Самсонова Т В., Медянкина Е.В., Чушникова Н.В. – Саранск: МРИО, 2018 г.;
с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» .
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 класса составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка. Учебный курс «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке в 7 классе изучается в объёме 34 часа учебного плана лицея при нагрузке 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» в 7 классе
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык (русский)»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
7 класс
Язык и культура:
1. характеризовать внешние причины исторических изменений в русском языке (в рамках изученного); приводить примеры; распознавать и характеризовать устаревшую лексику с национально-культурным компонентом значения (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
2. характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом; приводить примеры актуализации устаревшей лексики в современных контекстах;
3. характеризовать лингвистические и нелингвистические причины лексических заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
4. использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Ученик 7 класса научится:
объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного).
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
понимать особенности освоения иноязычной лексики;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
Культура речи:
1. соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах с непроизводными предлогами (в рамках изученного); различать основные и допустимые нормативные варианты постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях, в словоформах с непроизводными предлогами;
2. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления паронимов;
3. анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного); корректировать устную и письменную речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
4. употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;
5. анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
6. использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нормы русского невербального этикета;
7. использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Ученик 7 класса научится:
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
1. использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических словарей для решения учебных задач;
2. характеризовать традиции русского речевого общения; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
3. анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев; распознавать и анализировать разные типы заголовков текста; использовать различные типы заголовков при создании собственных текстов;
4. анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок; анализировать художественный текст с опорой на его сильные позиции;
5. создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной и письменной форме;
6. владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Ученик 7 класса научится:
использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
создавать деловые письма;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Содержание учебного предмета
Раздел программы |
Содержание дисциплины, основные понятия |
Раздел 1. Язык и культура (11 ч.) |
Развитие языка как объективный процесс. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. |
Раздел 2. Культура речи (11 ч.) |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в глаголах, полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами. Основные и допустимые варианты акцентологической нормы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь — машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий; типичные ошибки употребления деепричастий‚ наречий. Русская этикетная речевая манера общения. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (11 ч.)
|
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала. Текст. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Разговорная речь. Спор, виды спора. Корректные приёмы ведения спора. Дискуссия. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. |
Обобщение (2 ч.) |
Повторение, обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе обучения курсу «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования в 7 классе. |
Тематическое планирование занятий учебного курса
«Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций
с обучением на русском языке для 7 класса
№ п/п |
Раздел программы
|
Количество часов |
Из них |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Развитие речи |
|||
1 |
Раздел 1. Язык и культура
|
11 |
9 |
1 |
1 |
2 |
Раздел 2. Культура речи
|
11 |
9 |
1 |
1 |
3 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
|
11 |
9 |
1 |
1 |
4 |
Обобщение
|
1 |
1 |
|
|
|
ИТОГО
|
34 |
28 |
3 |
3 |
Календарно-тематическое планирование
программного материала учебного курса
«Родной язык (русский)»
для общеобразовательных организаций
с обучением на русском языке для 7 «А», «В» классов
Примерная программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 31 января 2018 г. №2/18)
Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Печказова С.П.
Всего уроков Теоретическая часть Практическая часть Развитие речи Практическое занятие Контрольных работ |
34 28 6 3 1 2 |
|
№ п/п |
|
Раздел программы
|
количество часов
|
Из них |
Тип занятия |
Дата проведения |
||||||
планируемая |
фактическая |
|||||||||||
теоретическая часть |
практическая часть |
развитие речи |
||||||||||
1 |
Раздел 1. Язык и культура
|
11 |
9 |
1 |
1 |
|
|
|
||||
1 |
1.1 |
Русский язык – явление развивающееся. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
2 |
1.2 |
Связь исторического развития языка с историей общества. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
3 |
1.3 |
Р/Р Факторы, влияющие на развитие языка. |
1 |
|
|
1 |
Развитие речи и совершен. коммуникативных умений |
|
|
|||
4 |
1.4 |
Устаревшие слова — живые свидетели истории.
|
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
5 |
1.5 |
Историзмы. Группы историзмов по степени устарелости. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
6 |
1.6 |
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
7 |
1.7 |
Группы архаизмов по степени устарелости. Синонимы архаизмов в современном русском языке. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
8 |
1.8 |
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
9 |
1.9 |
Лексические заимствования последних десятилетий. Причины заимствований. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
10 |
1.10 |
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
11 |
1.11 |
Контрольная работа «Русский язык как развивающееся явление». |
1 |
|
1 |
|
Урок контроля |
|
|
|||
2 |
Раздел 2. Культура речи
|
11 |
9 |
1 |
1 |
|
|
|
||||
12 |
2.1 |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
13 |
2.2 |
Нормы акцентологии. Основные и допустимые варианты акцентологической нормы. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
14 |
2.3 |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
15 |
2.4 |
Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
16 |
2.5 |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
17 |
2.6 |
Типичные грамматические ошибки. Отражение вариантов грамматич. нормы в словарях и справочниках. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
18 |
2.7 |
Русская этикетная речевая манера общения. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
19 |
2.8 |
Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
20 |
2.9 |
Невербальный (несловесный) этикет общения. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
21 |
2.10 |
Практическое занятие «Учимся этикетной речевой манере общения». |
1 |
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
|||
22 |
2.11 |
Р/Р Устное выступление на тему: «Взаимосвязь языка и культуры, истории народа». |
1 |
|
|
1 |
Развитие речи и совершен. коммуникативных умений |
|
|
|||
3 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
|
11 |
9 |
1 |
1 |
|
|
|
||||
23 |
3.1 |
Традиции русского речевого общения. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
24 |
3.2 |
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство текста. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
25 |
3.3 |
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
26 |
3.4 |
Виды абзацев. Основные типы текстовых структур. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
27 |
3.5 |
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
28 |
3.6 |
Разговорная речь. Спор и дискуссия. Виды споров. Корректные приёмы ведения спора. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
29 |
3.7 |
Публицистический стиль. Путевые заметки. Особенности жанра путевых заметок. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
30 |
3.8 |
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
31 |
3.9 |
Язык художественной литературы. Притча. |
1 |
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
32 |
3.10 |
Р/Р Устное выступление на тему: «Фактуальная и подтекстовая информация в текстах худ. стиля речи». |
1 |
|
|
1 |
Развитие речи и совершен. коммуникативных умений |
|
|
|||
33 |
3.11 |
Контрольная работа по итогам изучения курса «Родной язык (русский)» |
1 |
|
1 |
|
Урок контроля |
|
|
|||
5 |
Обобщение
|
1 |
1 |
- |
- |
|
|
|
||||
34 |
5.1 |
«Язык сближенья и язык общенья». Заключительное занятие. |
|
|
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|||
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.