Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для преподавания в 7 классе
Оценка 4.9

Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для преподавания в 7 классе

Оценка 4.9
doc
05.10.2022
Рабочая программа учебного курса   «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций  с обучением на русском языке  для преподавания в 7 классе
Рабочая программа по родному яз 7 кл.doc

04 - 06

 

02 - 04

 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п.Чамзинка

 

 

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического объединения

Руководитель МО             /Крылова Л.Н./

«30» августа 2022 г.

«УтвержденО» 

Приказ № 79/од   от  «01» сентября 2022 г. 

Директор МБОУ «Лицей №1»

 р.п.Чамзинка ________/Курочкина  Н.Н./ 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного курса 

«Родной язык (русский)»

для общеобразовательных организаций

с обучением на русском языке

для преподавания в 7 классе

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022/2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 «А», «В»  классов разработана в соответствии с

- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;

- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

- Постановлением  Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993),

- постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

- учебным планом Лицея;

на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной рабочей программой учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 – 9 классов / сост.: Самсонова Т В., Медянкина Е.В., Чушникова Н.В. – Саранск: МРИО, 2018 г.;

 с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» .

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Рабочая программа учебного курса  «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 класса составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1»  р.п.Чамзинка. Учебный курс  «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке в 7 классе изучается в объёме  34  часа учебного плана лицея при нагрузке 1 час в неделю.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» в 7 классе

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);

патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык (русский)»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;

экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других не осуждая; проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7 класс

Язык и культура:

1.    характеризовать внешние причины исторических изменений в русском языке (в рамках изученного); приводить примеры; распознавать и характеризовать устаревшую лексику с национально-культурным компонентом значения (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;

2.    характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом; приводить примеры актуализации устаревшей лексики в современных контекстах;

3.    характеризовать лингвистические и нелингвистические причины лексических заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

4.    использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).

Ученик 7 класса научится:

объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного).

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);

комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

понимать особенности освоения иноязычной лексики;

определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

 

Культура речи:

1.    соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах с непроизводными предлогами (в рамках изученного); различать основные и допустимые нормативные варианты постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях, в словоформах с непроизводными предлогами;

2.    употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления паронимов;

3.    анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного); корректировать устную и письменную речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

4.    употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;

5.    анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

6.    использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нормы русского невербального этикета;

7.    использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.

Ученик 7 класса научится:

осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

анализировать и различать типичные речевые ошибки;

редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок.

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

 

Речь. Речевая деятельность. Текст:

1.    использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических словарей для решения учебных задач;

2.    характеризовать традиции русского речевого общения; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

3.    анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев; распознавать и анализировать разные типы заголовков текста; использовать различные типы заголовков при создании собственных текстов;

4.    анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок; анализировать художественный текст с опорой на его сильные позиции;

5.    создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной и письменной форме;

6.    владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Ученик 7 класса научится:

использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки;

уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;

создавать деловые письма;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Раздел программы

Содержание дисциплины,

основные понятия

Раздел 1.

Язык и культура

(11 ч.)

Развитие языка как объективный процесс. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2.

Культура речи

(11 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в глаголах, полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами. Основные и допустимые варианты акцентологической нормы.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении.

Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь — машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий; типичные ошибки употребления деепричастий‚ наречий.

Русская этикетная речевая манера общения. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

(11 ч.)

 

 

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала.

Текст. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Разговорная речь. Спор, виды спора. Корректные приёмы ведения спора. Дискуссия.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

Обобщение

(2 ч.)

Повторение, обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе обучения курсу «Родной язык (русский)»  для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего  образования  в 7 классе.

 

 

Тематическое планирование занятий учебного курса 

«Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций

 с обучением на русском языке для 7 класса

 

№ п/п

 

Раздел программы

 

 

 

 

Количество часов

Из них

Теоретическая часть

Практическая часть

Развитие

речи

1

Раздел 1. Язык и культура 

 

11

9

1

1

2

Раздел 2. Культура речи

 

11

9

1

1

3

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

 

11

9

1

1

4

Обобщение

 

1

1

 

 

 

 

ИТОГО

 

34

28

3

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

программного материала учебного курса 

«Родной язык (русский)»

 для общеобразовательных организаций

с обучением на русском языке для 7 «А», «В» классов

 

 

 

Примерная программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего  образования (одобрена Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 31 января 2018 г. №2/18)

Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Печказова С.П.

 

Всего уроков                                                         Теоретическая часть

Практическая часть                                     

Развитие речи

Практическое занятие

Контрольных работ    

34

28

6

3

1

2

 

         

 

 

№ п/п

 

Раздел программы

 

количество часов

 

 

 

 

Из них

Тип занятия

Дата проведения

планируемая

фактическая

теоретическая часть

практическая часть

развитие речи

1

Раздел 1.

Язык и культура

 

11

9

1

1

 

 

 

1

1.1

Русский язык – явление развивающееся.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

2

1.2

Связь исторического развития языка с историей общества.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

3

1.3

Р/Р Факторы, влияющие на развитие языка.

1

 

 

1

Развитие речи и совершен. коммуникативных умений

 

 

4

1.4

Устаревшие слова — живые свидетели истории.

 

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

5

1.5

Историзмы. Группы историзмов по степени устарелости.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

6

1.6

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

7

1.7

Группы архаизмов по степени устарелости. Синонимы архаизмов в современном русском языке.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

8

1.8

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

9

1.9

Лексические заимствования последних десятилетий. Причины заимствований.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

10

1.10

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

11

1.11

Контрольная работа  «Русский язык как развивающееся явление».

1

 

1

 

Урок контроля

 

 

2

Раздел 2.

Культура речи

 

11

9

1

1

 

 

 

12

2.1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

13

2.2

Нормы акцентологии. Основные и допустимые варианты акцентологической нормы.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

14

2.3

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

15

2.4

Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

16

2.5

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

17

2.6

Типичные грамматические ошибки. Отражение вариантов грамматич. нормы в словарях и справочниках.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

18

2.7

Русская этикетная речевая манера общения.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

19

2.8

Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

20

2.9

Невербальный (несловесный) этикет общения.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

21

2.10

Практическое занятие «Учимся этикетной речевой манере общения».

1

 

1

 

Практическое занятие

 

 

22

2.11

Р/Р Устное выступление на тему: «Взаимосвязь языка и культуры, истории народа».

1

 

 

1

Развитие речи и совершен. коммуникативных умений

 

 

3

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

 

11

9

1

1

 

 

 

23

3.1

Традиции русского речевого общения.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

24

3.2

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство текста.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

25

3.3

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

26

3.4

Виды абзацев. Основные типы текстовых структур.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

27

3.5

Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

28

3.6

Разговорная речь. Спор и дискуссия. Виды споров. Корректные приёмы ведения спора.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

29

3.7

Публицистический стиль. Путевые заметки. Особенности жанра путевых заметок.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

30

3.8

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

31

3.9

Язык художественной литературы. Притча.

1

1

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

32

3.10

Р/Р Устное выступление на тему: «Фактуальная и подтекстовая информация в текстах худ. стиля речи».

1

 

 

1

Развитие речи и совершен. коммуникативных умений

 

 

33

3.11

Контрольная работа по итогам изучения курса «Родной язык (русский)»

1

 

1

 

Урок контроля

 

 

5

Обобщение

 

1

1

-

-

 

 

 

34

5.1

«Язык сближенья и язык общенья». Заключительное занятие.

 

 

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» р

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» р

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 «А», «В» классов разработана в соответствии…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 «А», «В» классов разработана в соответствии…

Личностные результаты освоения

Личностные результаты освоения

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм…

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм…

Базовые исследовательские действия : использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно…

Базовые исследовательские действия : использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно…

Совместная деятельность : понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;…

Совместная деятельность : понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;…

Ученик 7 класса научится: объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; приводить примеры взаимосвязи исторического…

Ученик 7 класса научится: объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; приводить примеры взаимосвязи исторического…

Ученик 7 класса научится: осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; соблюдать…

Ученик 7 класса научится: осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; соблюдать…

Речь. Речевая деятельность. Текст: 1

Речь. Речевая деятельность. Текст: 1

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование занятий учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 класса № п/п

Тематическое планирование занятий учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 класса № п/п

Календарно-тематическое планирование программного материала учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 «А», «В» классов

Календарно-тематическое планирование программного материала учебного курса «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 «А», «В» классов

Раздел программы количество часов

Раздел программы количество часов

Раздел 2. Культура речи 11 9 1 1 12 2

Раздел 2. Культура речи 11 9 1 1 12 2

Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков

Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2022