Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития 1 класс (вариант 7.2)

  • docx
  • 24.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Физическая культура 7.2. 1 класс.docx

Пояснительная записка

ЗПР (вариант   7.2.)

 

      Рабочая программа учебного предмета  «Физическая культура» на уровне начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) (далее- ЗПР) составлена на основе Требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, установленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования обучающихся с ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

 Обучающиеся с ЗПР характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (вариант 7.2),

К общим потребностям относятся:

              получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

              выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

              получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

              обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

              психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; 

              психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

              постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации

            Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:

              -обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);

              -увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;

              -гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения или сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

              -упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

              -организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений

              и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении  материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

              -наглядно-действенный характер содержания образования;

              -развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

              -обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной -деятельности

              обучающегося,          продолжающегося    до        достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

              -постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

              -специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

              -необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

              -постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

              -использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

              -комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦИС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

              -специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

              -развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

              -обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

              Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.

Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:

-   организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;

-   -использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов;

-   -использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка;

-   новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно;

-   значительное место будет отведено практической деятельности учащихся;

-   выполнение письменных заданий планируется предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;

-   в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование, пошаговый алгоритм, работа по плану и др.;

-   уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;

-   любой повод будет использован для похвалы, акцент - на даже самые маленькие успехи;

-  индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий).

 

  Рабочая программа учебного предмета предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Физическая культура» при условии сохранения обязательной части его содержания.

Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования и подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему обучению.

Программа по физической культуре разработана с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.

В программе по физической культуре отражены объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических работников на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий.

Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.

Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.

Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.

Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования являются базовые положения личностно-деятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.

В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.

Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы.

Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.

Результативность освоения учебного предмета обучающимися достигается посредством современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта.

‌Общее число часов для изучения физической культуры на уровне начального общего образования составляет – 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе – 68 часа (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часа (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часа (2 часа в неделю).
 

 

1 КЛАСС

 

Знания о физической культуре

Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних людей.

Способы самостоятельной деятельности

Режим дня и правила его составления и соблюдения.

Физическое совершенствование

Оздоровительная физическая культура

Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур. Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.

Спортивно-оздоровительная физическая культура

Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе.

Гимнастика с основами акробатики

Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в колонне по одному с равномерной скоростью.

Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки.

Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на спине и животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в положении упор лёжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами, прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами.

Лыжная подготовка

Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника. Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на лыжах скользящим шагом (без палок).

Лёгкая атлетика

Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега.

Подвижные и спортивные игры

Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.

Прикладно-ориентированная физическая культура

Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

·         становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;

·         формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;

·         проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;

·         уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;

·         стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;

·         проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

·         находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных;

·         устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта;

·         сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки;

·         выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

·         воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения;

·         высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья;

·         управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других обучающихся и учителя;

·         обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей.

Регулятивные универсальные учебные действия:

·         выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки;

·         выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств;

·         проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности.

К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

·         характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества и определять их отличительные признаки;

·         понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья;

·         выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение;

·         обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки;

·         вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и физических качеств, проводить процедуры их измерения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

·         объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры её положительного влияния на организм обучающихся (в пределах изученного);

·         исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых решениях;

·         делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований, планированию режима дня, способам измерения показателей физического развития и физической подготовленности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

·         соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учётом их учебного содержания, находить в них различия (легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки, занятия лыжной и плавательной подготовкой);

·         выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в соответствии с указаниями и замечаниями учителя;

·         взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим обучающимся;

·         контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении ошибок.

К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

·         понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных спортивных соревнованиях;

·         объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её регулирования на занятиях физической культурой;

·         понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок;

·         обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила поведения на уроках физической культуры, проводить закаливающие процедуры, занятия по предупреждению нарушения осанки;

·         вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических качеств в течение учебного года, определять их приросты по учебным четвертям (триместрам).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

·         организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и норм этического поведения;

·         правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов деятельности во время совместного выполнения учебных заданий;

·         активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта;

·         делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий, организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия:

·         контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами;

·         взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам подвижных игр;

·         оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение.

К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

·         сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности;

·         выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению;

·         объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

·         взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;

·         использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и обучающимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств;

·         оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия:

·         выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий;

·         самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов; оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

1 КЛАСС

К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре:

·         приводить примеры основных дневных дел и их распределение в индивидуальном режиме дня;

·         соблюдать правила поведения на уроках физической культурой, приводить примеры подбора одежды для самостоятельных занятий;

·         выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток;

·         анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать упражнения по профилактике её нарушения;

·         демонстрировать построение и перестроение из одной шеренги в две и в колонну по одному, выполнять ходьбу и бег с равномерной и изменяющейся скоростью передвижения;

·         демонстрировать передвижения стилизованным гимнастическим шагом и бегом, прыжки на месте с поворотами в разные стороны и в длину толчком двумя ногами;

·         передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом (без палок);

·         играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью.

 

 

Тематическое планирование

1 класс  

Программные учебные
разделы и темы

Программное
содержание

Характеристика деятельности учащихся

Знания
о физической культуре  (1ч)

Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спор-
том по укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовке.

Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних людей

Тема «Что понимается под физической культурой» (рассказ учителя, просмотр видеофильмов и иллюстративного материала):

обсуждают рассказ учителя о видах спорта и занятиях физическими упражнениями, которым обучают школьников на уроках физической культуры, рассказывают об известных видах спорта и проводят примеры упражнений, которые умеют выполнять;

проводят наблюдение за передвижениями животных и выделяют общие признаки с передвижениями человека;

проводят сравнение между современными физическими упражнениями и трудовыми действиями древних охотников, устанавливают возможную связь между ними

Способы само-
стоятельной деятельности  (1ч)

Режим дня, правила его составления и соблюдения

Тема «Режим дня школьника» (беседа с учителем, использование иллюстративного материала):

обсуждают предназначение режима дня, определяют основные дневные мероприятия первоклассника и распределяют их по часам с утра до вечера;

знакомятся с таблицей режима дня и правилами её оформления, уточняют индивидуальные мероприятия и заполняют таблицу (по образцу, с помощью родителей)

Физическое совершенствование  (1ч)

Оздоровительная физическая культура  

Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур.

Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития.

Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки

Тема «Личная гигиена и гигиенические процедуры» (беседа с учителем, использование видеофильмов и иллюстративного материала):

знакомятся с понятием «личная гигиена», обсуждают положительную связь личной гигиены с состоянием здоровья человека;

знакомятся с гигиеническими процедурами и правилами их выполнения, устанавливают время их проведения в режиме дня.

Тема «Осанка человека» (рассказ учителя с использованием фотографий, рисунков, видеоматериала):

знакомятся с понятием «осанка человека», правильной и неправильной формой осанки, обсуждают её отличительные признаки;

знакомятся с возможными причинами нарушения осанки и способами её профилактики;

определяют целесообразность использования физических упражнений для профилактики нарушения осанки;

разучивают упражнения для профилактики нарушения осанки (упражнения для формирования навыка прямостояния и упражнения для развития силы отдельных мышечных групп).

 

 

Тема «Утренняя зарядка и физкультминутки в режиме дня школьника» (рассказ учителя, использование видеофильмов, иллюстративного материала):

обсуждают рассказ учителя о физкультминутке как комплексе физических упражнений, её предназначении в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста;

устанавливают положительную связь между физкультминутками и предупреждением утомления во время учебной деятельности, приводят примеры её планирования в режиме учебного дня;

разучивают комплексы физкультминуток в положении сидя и стоя на месте (упражнения на усиление активности дыхания, кровообращения и внимания; профилактики утомления мышц пальцев рук и спины);

обсуждают рассказ учителя о пользе утренней зарядки, правилах выполнения входящих в неё упражнений;

уточняют название упражнений и последовательность их выполнения в комплексе;

разучивают комплекс утренней зарядки, контролируют правильность и последовательность выполнения входящих в него упражнений (упражнения для усиления дыхания и работы сердца; для мышц рук, туловища, спины, живота и ног; дыхательные упражнения для восстановления организма)

Спортивно-
оздоровительная физическая культура
 (1ч)

Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий

Тема «Правила поведения на уроках физической культуры» (учебный диалог):

знакомятся с правилами поведения на уроках физической культуры, требованиями к обязательному их соблюдению;

Гимнастика с основами акробатики(10ч)

в спортивном зале и на открытом воздухе.

Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа.

Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги стоя на месте; повороты направо и налево; передвижение в колонне по одному с равномерной скоростью.

Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом; упражнения с гимнастическим

знакомятся с формой одежды для занятий физической культурой в спортивном зале и в домашних условиях, во время прогулок на открытом воздухе.

Тема «Исходные положения в физических упражнениях» (использование показа учителя, иллюстративного материала, видеофильмов):

знакомятся с понятием «исходное положение» и значением исходного положения для последующего выполнения упражнения;

наблюдают образец техники учителя, уточняют требования к выполнению отдельных исходных положений;

разучивают основные исходные положения для выполнения гимнастических упражнений, их названия и требования к выполнению (стойки; упоры; седы, положения лёжа).

Тема «Строевые упражнения и организующие команды на уроках физической культуры» (использование показа учителя, иллюстративного материала, видеофильмов):

наблюдают и анализируют образец техники учителя, уточняют выполнение отдельных технических элементов;

разучивают способы построения стоя на месте (шеренга, колонна по одному, две шеренги, колонна по одному и по два);

разучивают повороты, стоя на месте (вправо, влево);

разучивают передвижение ходьбой в колонне по одному с равномерной скоростью.

 

мячом и гимнастической скакалкой; стилизованные гимнастические прыжки.

Акробатические упражнения:

 подъём туловища из положения лёжа на спине и животе; подъём ног из положения лёжа на животе; сгибание рук в положении упор лёжа; прыжки в группировке, толчком двумя ногами; прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами

Тема «Гимнастические упражнения» (использование показа учителя, иллюстративного материала, видеофильмов):

наблюдают и анализируют образцы техники гимнастических упражнений учителя, уточняют выполнение отдельных элементов;

разучивают стилизованные передвижения (гимнастический шаг; гимнастический бег; чередование гимнастической ходьбы с гимнастическим бегом);

разучивают упражнения с гимнастическим мячом (подбрасывание одной рукой и двумя руками; перекладывание с одной руки на другую; прокатывание под ногами; поднимание ногами из положения лёжа на полу);

разучивают упражнения со скакалкой (перешагивание и перепрыгивание через скакалку, лежащую на полу; поочерёдное и последовательное вращение сложенной вдвое скакалкой одной рукой с правого и левого бока, двумя руками с правого и левого бока, перед собой);

разучивают упражнения в гимнастических прыжках (прыжки в высоту с разведением рук и ног в сторону; с приземлением в полуприседе; с поворотом в правую и левую сторону).

Тема «Акробатические упражнения» (практическое занятие в группах с использованием показа учителя, иллюстративного материала, видеофильмов);

наблюдают и анализируют образцы техники учителя, контролируют её выполнение другими учащимися, помогают им исправлять ошибки;

обучаются подъёму туловища из положения лёжа на спине и животе;

 

 

обучаются подъёму ног из положения лёжа на животе;

обучаются сгибанию рук в положении упор лёжа;

разучивают прыжки в группировке, толчком двумя ногами;

разучивают прыжки в упоре на руках, толчком двумя ногами

Лыжная подготовка (7ч)

Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника.

Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок).

Передвижение на лыжах скользящим шагом (без палок)

Тема «Строевые команды в лыжной подготовке» (практическое занятие с использованием показа учителя, иллюстративного материала, видеофильмов):

по образцу учителя разучивают выполнение строевых команд: «Лыжи на плечо!»; «Лыжи под руку!»; «Лыжи к ноге!», стоя на месте в одну шеренгу;

разучивают способы передвижения в колонне по два с лыжами в руках.

Тема «Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом» (с использованием показа учителя, иллюстративного материала, видеофильмов):

наблюдают и анализируют образец техники передвижения на лыжах учителя ступающим шагом, уточняют отдельные её элементы;

разучивают имитационные упражнения техники передвижения на лыжах ступающим шагом, контролируют отдельные её элементы;

 

 

разучивают и совершенствуют технику ступающего шага во время передвижения по учебной дистанции;

наблюдают и анализируют образец техники передвижения на лыжах учителя скользящим шагом, уточняют отдельные её элементы, сравнивают с техникой ступающего шага, выделяют отличительные признаки;

разучивают имитационные упражнения техники передвижения на лыжах скользящим шагом без лыж, контролируют отдельные её элементы (по фазам движения и в полной координации);

разучивают технику передвижения скользящим шагом в полной координации и совершенствуют её во время прохождения учебной дистанции

Лёгкая
атлетика (10 ч)

Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места, толчком двумя
ногами; в высоту с прямого разбега

Тема «Равномерное передвижение в ходьбе и беге» (объяснение учителя, рисунки, видеоматериалы):

обучаются равномерной ходьбе в колоне по одному с использованием лидера (передвижение учителя);

обучаются равномерной ходьбе в колонне по одному с изменением скорости передвижения с использованием метронома;

обучаются равномерной ходьбе в колонне по одному с изменением скорости передвижения (по команде);

обучаются равномерному бегу в колонне по одному с невысокой скоростью с использованием лидера (передвижение учителя);

обучаются равномерному бегу в колонне по одному с невысокой скоростью;

 

 

обучаются равномерному бегу в колонне по одному с разной скоростью передвижения с использованием лидера;

обучаются равномерному бегу в колонне по одному с разной скоростью передвижения (по команде);

обучаются равномерному бегу в колонне по одному в чередовании с равномерной ходьбой (по команде).

Тема «Прыжок в длину с места» (объяснение и образец учителя, видеоматериал, рисунки):

знакомятся с образцом учителя и правилами его выполнения (расположение у стартовой линии, принятие исходного положения перед прыжком; выполнение приземления после фазы полёта; измерение результата после приземления);

разучивают одновременное отталкивание двумя ногами (прыжки вверх из полуприседа на месте; с поворотом в правую и левую сторону);

обучаются приземлению после спрыгивания с горки матов;

обучаются прыжку в длину с места в полной координации.

Тема «Прыжок в длину и в высоту с прямого разбега» (объяснение и образец учителя, видеоматериал, рисунки):

наблюдают выполнение образца техники прыжка в высоту с прямого разбега, анализируют основные его фазы (разбег, отталкивание, полёт, приземление);

 

 

разучивают фазу приземления (после прыжка вверх толчком двумя ногами; после прыжка вверх-вперёд толчком двумя ногами с невысокой площадки);

разучивают фазу отталкивания (прыжки на одной ноге по разметкам, многоскоки, прыжки толчком одной ногой вперёд-вверх с места и с разбега с приземлением);

разучивают фазы разбега (бег по разметкам с ускорением; бег с ускорением и последующим отталкиванием);

разучивают выполнение прыжка в длину с места, толчком двумя в полной координации

Подвижные и спортивные игры(16ч)

Считалки
для самостоятельной организации
подвижных игр

Тема «Подвижные игры» (объяснение учителя, видеоматериал):

разучивают считалки для проведения совместных подвижных игр; используют их при распределении игровых ролей среди играющих;

разучивают игровые действия и правила подвижных игр, обуча-
ются способам организации и подготовки игровых площадок;

обучаются самостоятельной организации и проведению подвижных игр (по учебным группам);

играют в разученные подвижные игры

Прикладно-ориентированная физическая культура  (16ч)

Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО

Рефлексия: демонстрация прироста показателей физических качеств к нормативным требованиям комплекса ГТО


 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 1 КЛАСС

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Всего

 

1

Что такое физическая культура

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

2

Современные физические упражнения

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

3

Режим дня и правила его составления и соблюдения

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

4

Личная гигиена и гигиенические процедуры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

5

Осанка человека. Упражнения для осанки

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

6

Комплексы утренней зарядки и физкультминуток в режиме дня школьника

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

7

Понятие гимнастики и спортивной гимнастики

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

8

Учимся гимнастическим упражнениям

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

9

Стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом

 1

 

https://resh.edu.ru/

10

Акробатические упражнения, основные техники

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

11

Акробатические упражнения, основные техники

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

12

Строевые упражнения и организующие команды на уроках физической культуры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

13

Способы построения и повороты стоя на месте

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

14

Стилизованные передвижения (гимнастический шаг, бег)

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

15

Разучивание прыжков в группировке

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

16

Прыжки в упоре на руках, толчком двумя ногами

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

17

Строевые упражнения с лыжами в руках

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

18

Упражнения в передвижении на лыжах

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

19

Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

20

Техника ступающего шага во время передвижения

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

21

Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах скользящим шагом

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

22

Техника передвижения скользящим шагом в полной координации

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

23

Упражнения в передвижении с равномерной скоростью

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

24

Упражнения в передвижении с изменением скорости

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

25

Правила выполнения прыжка в длину с места

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

26

Разучивание одновременного отталкивания двумя ногами

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

27

Приземление после спрыгивания с горки матов

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

28

Обучение прыжку в длину с места в полной координации

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

29

Разучивание техники выполнения прыжка в длину и в высоту с прямого разбега

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

30

Разучивание фазы приземления из прыжка

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

31

Разучивание фазы разбега и отталкивания в прыжке

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

32

Разучивание выполнения прыжка в длину с места

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

33

Считалки для подвижных игр

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

34

Разучивание игровых действий и правил подвижных игр

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

35

Разучивание игровых действий и правил подвижных игр

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

36

Обучение способам организации игровых площадок

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

37

Самостоятельная организация и проведение подвижных игр

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

38

Самостоятельная организация и проведение подвижных игр

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

39

Разучивание подвижной игры «Охотники и утки»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

40

Разучивание подвижной игры «Охотники и утки»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

41

Разучивание подвижной игры «Не попади в болото»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

42

Разучивание подвижной игры «Не попади в болото»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

43

Разучивание подвижной игры «Не оступись»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

44

Разучивание подвижной игры «Не оступись»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

45

Разучивание подвижной игры «Кто больше соберет яблок»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

46

Разучивание подвижной игры «Кто больше соберет яблок»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

47

Разучивание подвижной игры «Брось-поймай»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

48

Разучивание подвижной игры «Брось-поймай»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

49

Разучивание подвижной игры «Пингвины с мячом»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

50

Разучивание подвижной игры «Пингвины с мячом»

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

51

Основные правила, ТБ на уроках, особенности проведения испытаний (тестов) ВФСК ГТО

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

52

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и 30м. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

53

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/

54

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на лыжах. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

55

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Плавание. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

56

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6-ти минутный бег. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

57

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6-ти минутный бег. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

58

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бросок набивного мяча. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

59

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

60

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

61

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

62

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

63

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

64

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

65

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

66

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Подвижные игры

 1

 

https://resh.edu.ru/subject/9/1/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 66

 


 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Физическая культура: 1-й класс: учебник, 1 класс/ Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 • Физическая культура, 2 класс/ Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 • Физическая культура, 1-4 классы/ Лях В.И., Акционерное общество «Издательство

 


 

Скачано с www.znanio.ru