МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
(МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ»)
Принято Педагогическим советом МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» |
Утверждаю Директор МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» _____________Ольшанская О. А. |
Протокол №_________________ |
Дата утверждения _____________ |
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ПО.01. «ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.02, ПО.01.УП.03.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
для учащихся, обучающихся по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области театрального искусства
«Искусство театра»
срок обучения 8 лет
(для детей, поступивших в 1 класс в возрасте с 6,6 до 9 лет)
Срок реализации программы 8 лет (I – VIII классы)
с.п. Локосово 2024г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
- Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа «Художественное слово» разработана на основе и в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра».
Предмет «Художественное слово» тесно связан с другими учебными предметами программы «Искусство театра». При выполнении комплексов по технике речи, в разделе «Сценическая речь» педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра. При разборе произведений также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе пьесы и роли.
В то же время, задачи программы «Художественное слово» шире и предполагают комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и развитие культуры речевого общения, расширение кругозора чтения, повышение общекультурного уровня ребёнка.
2. Срок реализации учебного предмета «Художественное слово» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Учебный предмет «Художественное слово» в 1-4 классах проходит в форме мелкогрупповых занятий, в 5-8 классах- в форме индивидуальный занятий.
Срок освоения программы «Художественное слово» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства, может быть увеличен на 1 год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Художественное слово»:
Таблица 1
Нормативный срок обучения – 8 (9) лет
Классы |
1 - 8 классы |
1 - 9 классы |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
526 |
592 |
Количество часов на аудиторные занятия |
131 |
147 |
Количество часов на индивидуальные занятия |
132 |
149 |
Количество часов на внеаудиторную работу |
263 |
296 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Обучение в 1-4 классах проходит в форме мелкогрупповых (от 4 до 10 человек), с 5-8 классы в форме индивидуальных занятий. Для более эффективного усвоения материала, улучшения качества практических навыков, для развития чувства партнёра и умения работать в команде могут быть выбраны такие виды аудиторных учебных занятий, как мастер-класс, семинар и другие.
Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте.
2. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
3. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
Задачи:
· приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи, орфоэпии;
· обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения;
· ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения;
· расширение круга чтения;
· развитие осмысленной ясной, грамотной речи в быту и в условиях сценической деятельности обучающихся;
· развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления;
· развитие культуры речевого общения;
· воспитание творческой инициативы;
· приобретение детьми опыта творческой деятельности;
· подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и предполагает:
– просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение;
– наличие в комнатах коврового покрытия или спортивных матов для выполнения занятий по технике речи с движенческим компонентом;
– библиотеку аудио- и видеозаписей профессиональных чтецов;
– библиотеку словарей и художественной литературы;
– технические средства обучения: телевизор, DVD проигрыватель, магнитофон, видеопроектор.
II. Содержание учебного предмета
Предмет «Художественное слово» имеет следующие разделы:
1. Техника речи (дыхание, голосоведение, дикция).
2. Орфоэпия.
3. Логический анализ текста.
4. Культура речевого общения.
5. Сценическая речь.
Все разделы программы «Художественное слово» осваиваются в тесной взаимосвязи. Начиная с обучающимися выполнение упражнений дыхательной и артикуляционной гимнастики, дикционных и орфоэпических комплексов (преимущественно в игровой форме, сообразно возрасту), знакомя их с основами логического разбора исполняемого произведения, педагог должен раскрыть необходимость постоянной тренировки своего речевого аппарата и умения выстраивать линию словесного действия в соответствии с исполнительскими задачами для достижения главной цели занятий - открытия мира искусства художественного слова, как материала актёрского искусства, исполнительского искусства чтеца и как жизненно важного принципа культуры личности и культуры общения.
Педагог должен планировать занятия, соединяя теоретический материал с определённо выстроенными практическими занятиями и обсуждением пройденного.
Раздел «Сценическая речь» входит в программу, как значительный, особо важный этап процесса реализации программы и предназначен для развития навыков владения ясной, логически осмысленной, грамотной речью во время исполнения роли в спектакле.
При подготовке к исполнению отдельного художественного произведения или литературной, литературно-музыкальной композиции, литературного спектакля предлагается включить в учебный процесс групповое посещение музеев для знакомства с творчеством писателя и эпохой, отображённой в произведении. Также возможны и виртуальные экскурсии с использованием информационных средств, возможностей интернет-пространства, что будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы над изучением произведений. Важным компонентом обучения является групповое и мелкогрупповое запланированное посещение библиотек и библиографических кабинетов с приглашением библиографов для обучения навыкам работы со справочно-информационными ресурсами библиотек, в том числе и электронных.
При планировании самостоятельной работы обучающихся по программе «Художественное слово» следует учитывать время на выполнение домашних заданий, а также посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Нормативный срок обучения – 8 (9) лет
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Таблица 3
№№ |
Наименование раздела, темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
64 |
32 |
32 |
|||
1 |
Техника речи. 1.1. Дыхание. Основы. 1.2. Ряд гласных. Основы голосоведения. 1.3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных |
Урок
|
16 4 4
8 |
8 2 2
4 |
8 2 2
4 |
2 |
Орфоэпия. 2.1. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой речи. 2.2. Зависимость произносительных норм от ударения в слове |
Урок |
14
8
6 |
7
4
3 |
7
4
3 |
3 |
Логический анализ текста. 3.1.Речевые такты и логические паузы. 3.2. Логические ударения. Главное слово или словосочетание в речевом такте. 3.3. Тема. Идея. Сверхзадача. 3.4.Разбор произведений. Исполнение басен и стихотворений малых форм |
Урок |
22
2
2
2
16
|
11
1
1
1
8 |
11
1
1
1
8 |
4 |
Культура речевого общения. 4.1.Умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях. Этюды «Знакомство», «Прощание», «Покупка», «Поездка» и т.п. |
Урок |
10 |
5 |
5 |
5. |
Итоговый показ |
Контроль-ный урок |
2 |
|
2 |
6. |
Консультации |
|
2 |
|
2 |
|
Итого с консультациями: |
66 часов |
Годовые требования
Раздел.1.Техника речи.
Тема 1.1. Дыхание. Основы. Техника речи и роль изучения её разделов в сценической деятельности, в быту. Первостепенная роль правильного дыхания. Практические упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрёберных мышц стоя, сидя, в движении. Выполнение в игровой форме дыхательной гимнастики.
Тема 1.2. Ряд гласных. Основы голосоведения. Элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене речевого аппарата, о понятиях: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор. Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и освобождение от ненужного напряжения мышц речевого аппарата. Речь «на опоре».
Тема 1.3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных. Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Игровой комплекс «Активные согласные».
Раздел 2. Орфоэпия.
Тема 2.1. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой речи. Необходимость овладения грамотным произношением в жизни и на сцене. Упражнения в игровой форме «Говорим правильно» на тему ошибок в бытовой речи.
Тема 2.2. Зависимость произносительных норм от ударения в слове. Разноместное ударение в русском языке. Игра «Волшебные слова» на тему смыслоразличительного значения ударений (из слов на карточках скачки-скачки, атлас-атлас, уже-уже, дорога-дорога и т.п.) необходимо одной команде составить, а другой – прочитать предложения с различным значением. Игра «Скажу неверно, а ты поправь!». Работа в парах. Один сознательно неверно произносит, другой - исправляет. Развитие навыка пользоваться словарём для проверки правильности ударений.
Раздел 3. Логический анализ текста.
Тема 3.1. Речевые такты и логические паузы. Донесение мысли в звучащей речи. Логика речи. Речевые такты, как группы слов, связанные единой мыслью. Логические пауз для разделения и связывания речевых тактов. Графическое обозначение речевых тактов и видов логических пауз (основные: соединительные, разделительные и люфт-пауза) при логическом разборе текста в репертуарной тетради чтеца и актёра.
Тема 3.2. Логические ударения. Главное слово или словосочетание в речевом такте. Выделение главных слов или словосочетаний в речевом такте, фразе, куске. Основные знаковые обозначения главных и второстепенных логических ударений. Игра «Путешествие в страну ЛОГИКА». На усмотрение педагога - выбор литературного, сказочного или бытового героя, который «расшифровав» маршрут на речевой карте из 1-3-х несложных предложений (совершив графическую разбивку на речевые такты, обозначив паузы и главные слова) достигает цели.
Тема 3.3. Тема. Идея. Сверхзадача. О чём нам рассказал автор? Определение главной мысли произведения. О чём я хочу рассказать? Чем бы я хотел увлечь, о чём должен поразмыслить слушатель и зритель после моего исполнения? Беседа с ответами на данные вопросы в группе. Определение эвристическим методом понятий тема, идея, сверхзадача и определение их на примере в конкретных произведений .
Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение басен и стихотворений малых форм. История возникновения басни. Эзоп. Бабрий. Лафонтен. Державин. Тредиаковский. Крылов. Василий Пушкин. Михалков. Кривин. Чтение басен в группе. Выбор басен сообразно возрасту в процессе чтения. Стихотворения детских поэтов – А.Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Э.Мошковской, А. Усачёва, Э.Успенского и других.
Исполнение басен и стихотворений с предварительным разбором идейно-тематического содержания, авторского и личностного отношения.
Раздел 4. Культура речевого общения.
Тема 1.4. Умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях. Этюды «Знакомство», «Прощание», «Покупка», «Поездка» и т.п. Культура речи и культура речевого общения как многозначные понятия. Использование языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Практическое исполнение небольших сюжетно-ролевых этюдов на вышеуказанные темы.
Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением басни, либо стихотворения. По выбору педагога можно объединить концерт единой темой, например «Школьные истории», «Приключения каждый день» и т. п.
Второй год обучения
Таблица 4
№№ |
Наименование раздела, темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
66 |
33 |
33 |
|||
1 |
Техника речи. 1.1.Дыхательная гимнастика. 1.2.Дикционные комплексы. 1.3.Развитие полётности голоса. 1.4.Скороговорки |
Урок |
18 4
6 4 4 |
9 3
2 2 2 |
9 3
2 2 2 |
2 |
Орфоэпия. 2.1.Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. 2.2.Классификация согласных |
Урок |
14 6
8 |
7 3
4 |
7 3
4 |
3 |
Логический анализ текста. 3.1. Логические ударения. Главные слова. Паузы. 3.2. Тема. Идея. 3.3. Событийный ряд. 3.4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов Остросюжетного характера |
Урок |
22 2
2 2 16 |
11 1
1 1 8 |
11 1
1 1 8 |
4 |
Культура речевого общения. 4.1.Слушаем и отвечаем |
Урок |
10 |
5 |
5 |
5 |
Итоговый показ |
|
2 |
|
2 |
6 |
Консультации |
|
2 |
|
2 |
|
Итого с консультациями: |
68 часов |
Годовые требования
Раздел 1. Техника речи.
Тема 1.1. Дыхательные гимнастики. Выполнение различных видов дыхательных гимнастик в игровой форме для воспитания полного смешанного диафрагматического дыхания. Осанка при выполнении дыхательных упражнений. Упражнения в положении стоя, сидя, лёжа. Воспитание навыков носового дыхания. Упражнения «Цветок», «Снежинка». «Пушинка», «Насос и мячик», «Свечи» и т.п.
Тема 1.2. Дикционные комплексы. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Ряд гласных обычный и йотированный (И-Э-А-О-У-Ы; И-Е-Я-Ё-Ю-И). Слоговые упражнения на сонорных и звонких щелевых согласных (Л, Р, М, Н, Ж, З, В); губно-губных и смычных согласных (П, Б).Упражнения на освоение разницы в артикуляции твёрдых и мягких согласных ( Т, ТЬ, Д, ДЬ)
1.3. Развитие полётности голоса. Мимический точечный и вибрационный массаж без звука и со звуками «М», «В». Упражнения для выведения звука вперёд. «Зеркало», «Расслабленный язык», «Игра в теннис», «Игра в мяч» со звуковыми сочетаниями «Эхо», «Камешки» на протяжных «ми-мэ-ма-мо-му-мы» и т.п.
1.4. Скороговорки. Исполнение скороговорок в игровой форме для проверки правильности произношения проблемных звукосочетаний.
Раздел 2. Орфоэпия.
Тема 2.1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Игровые упражнения на выделение ударного слога разными способами (взмахом руки, шагом и т.п.). Музыкальный способ выделения ударного слога высотой тона. Этюд «Кукольный магазин». Игрушки произносят слова, применяя для динамического ударения вышеупомянутые способы. Предударный и заударный слог. Редукция.
Тема 2.2. Классификация согласных. Упражнения на произношение согласных в сочетаниях: смычных взрывных (п-б,т-д,к-г); щелевых(с-з,ш-ж,ф-в,х): глухих(п,т,к,х,с,ф,ш,щ,ц,ч) и звонких (б,д,г,з,в.ж), сонорных(м,н,л,р). В сочетаниях твёрдых и мягких согласных (ел-ель, был-бил, кра-кря и т.п.).
Раздел 3. Логический анализ текста.
Тема 3.1. Логические ударения. Главные слова. Паузы. Разбор тестовых текстов-отрывков из прозаических произведений. Главная мысль отрывка. Способы интонационного выделения.
Тема 3.2. Тема. Идея. Сверхзадача. Логический разбор отрывков, выбранных для исполнения.
Тема 3.3. Событийный ряд. Событийный ряд в рассказе, сказке, пьесе. Исходное событие. Центральное событие. Главное событие. (Завязка. Кульминация. Развязка). Определение в отрывках, выбранных для исполнения.
Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов остросюжетного характера. Исполнение рассказов и отрывков из рассказов с предварительным действенным анализом (идейно-тематическое содержания, авторская задача, задача исполнителя, событийный ряд, личностное отношение к событиям).
Раздел 4. Культура речевого общения.
Тема 1.4. Слушаем и отвечаем. Сюжетно-ролевая игра, воспитывающая умение слушать собеседника и вежливо ему отвечать в различных ситуациях. Примерные темы «Мой школьный день», «Как я провёл каникулы», «Поездка, которая мне понравилась (не понравилась)» и т.п.
Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением рассказов. По выбору педагога можно объединить концерт единой темой, например «Весёлые страницы», «Мои любимые писатели» и т.п.
Третий год обучения
Таблица 5
№№ |
Наименование раздела, темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
66 |
33
|
33
|
|||
1 |
Техника речи. 1.1.Дыхательно- артикуляционные комплексы. 1.2.Дикционные комплексы 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки |
Урок |
18 4 6 4 4 |
9 2 3 2 2 |
9 2 3 2 2 |
2 |
Орфоэпия. 2.1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. 2.2.Оглушение и ассимиляция согласных |
Урок |
14
4
10 |
7
2
5 |
7
2
5 |
3 |
Логический анализ текста. 3.1.Словесное действие.
3.2.Объект внимания. 3.2. Конфликт. 3.3.Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов от первого лица |
Урок |
22
2
2 2 16
|
11
1
1 1 8 |
11
1
1 1 8 |
4 |
Культура речевого общения. 4.1.Речевые игры |
Урок |
10 |
5 |
5 |
5 |
Итоговый показ |
Урок-концерт |
2 |
1 |
1 |
6 |
Консультации |
|
2 |
|
2 |
|
Итого с консультациями: |
68 часов |
Годовые требования
Раздел 1. Техника речи.
1.1. Дыхательно-артикуляционные комплексы. Комплекс, состоящий из гимнастики для губ, языка, развития подвижности нижней челюсти и упражнений для освоения смешанно-диафрагматического дыхания. Упражнения Осанка. Опора. Поцелуйчик. Чашечка. Уколы языком и др.
1.2. Дикционные комплексы. Развитие активности согласных звуков. Упражнения «Звучание и словесное действие». Темы: «Капель». «Радист». «Урок». «В лесу» и т.п.
1.3. Развитие силы голоса. Упражнения на произношение сочетаний гласных и согласных с повышением и понижением силы и высотности звука. Проводятся в игровой форме.
1.4. Скороговорки. Скороговорки с игровой задачей.
Раздел 2. Орфоэпия.
2.1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Упражнения на освоение полного артикуляционного оформления гласного в ударном слоге. Задания и упражнения по устранению диалектных ошибок. Упражнения по методу "дирижирования", развивающие слухо-произносительные навыки.
2.2. Оглушение и ассимиляция согласных. Фонетический закон конца слова. Произнесение цепочек слов. Оглушение шумного звонкого согласного на конце слова.. Ассимиляция по глухости/звонкости): просьба [пр`оз'ба] сад [сат], кадка [к`атка] и т.п.
Раздел 3. Логический анализ текста.
3.1. Словесное действие. Рассказ о событии. Тема и идея произведения, переданные рассказчиком. Активная задача рассказчика.
3.2. Объект внимания. Публика, как объект внимания и общения. Внутренний объект внимания. Внешние объекты внимания. Видения.
3.2. Конфликт. Действие и противодействие в рассказе. Примеры ярких внешних и внутренних конфликтов в литературных произведениях.
3.3. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов от первого лица. Тема. Идея. Сверхзадача. Событийный ряд. Конфликт. На примере конкретного репертуарного материала: рассказов В.Драгунского, В.Носова, И.Пивоваровой, Ю.Коринца, А.Алексина и др. Увлечение темой рассказа. «Если бы это произошло со мной».
Раздел 4. Культура речевого общения.
4.1. Речевые игры. Мелкогрупповые этюды с элементами речевого этикета. Возможно, с участием педагога, как одного из персонажей конфликтной ситуации. «Ссора на перемене», «Подарок, который не нравится» и др. с условиями элементов вежливого, спокойного разрешения конфликта.
5. Итоговый показ в форме концерта. «А вот был такой случай…» по рассказам от первого лица.
Четвёртый год обучения
Таблица 6
№№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
66 |
33 |
33 |
|||
1 |
Техника речи.
1.1.Дыхательно - артикуляционные комплексы. 1.2.Дикционные комплексы.
1.3.Развитие силы голоса.
1.4. Пословицы и поговорки |
Урок |
18
4
6
4
4 |
9
2
3
2
2 |
9
2
3
2
2
|
2 |
Орфоэпия.
2.1. Ударение в слове. 2.2. Двойные согласные |
Урок |
14
2 5 |
7
2 5 |
7
2 5 |
3 |
Логический анализ текста.
3.1.Основы работы над стихотворным произведением.
3.2. Знаки препинания в стихотворном произведении.
3.3.Фантазия и воображение.
3.4.Исполнение поэтического произведения лирического характера |
Урок |
22
2
2
2
16
|
11
1
1
1
8 |
11
1
1
1
8 |
4 |
Культура речевого общения. 4.1.Речевые игры |
Урок |
10 |
5 |
5 |
5 |
Итоговый показ |
Поэтический концерт |
2 |
|
2 |
6 |
Консультации |
|
4 |
|
4 |
|
Итого с консультациями: |
70 часов |
Годовые требования
Раздел 1. Техника речи.
1.1.Дыхательно-артикуляционные комплексы. Осанка и дыхание. Упражнения в игровой форме. Упражнения на тренировку мышц дыхательного аппарата для воспитания опоры звука (сознательного замедления фазы выдоха) с элементами артикуляционной гимнастики. Например, Насос и мячик, Корова и др.
1.2. Дикционные комплексы. Комплекс, состоящий из упражнений на развитие активности согласных в сочетании с гласными звуками. «Жонглируем слогами», «Мяч» и др.
1.3. Развитие силы голоса. Упражнения на правильное направление звука (полётность) с использованием сонорных «м», «н», «л».
1.4. Пословицы и поговорки. Понижение и повышение голоса при произнесении скороговорки нараспев.
Раздел 2. Орфоэпия.
2.1. Ударение в слове. Ударения в сложных, многокорневых словах. Ударения в именах и фамилиях. Изменение ударения при склонении и спряжении.
2.1.Двойные согласные. Упражнения для тренировки произношения двойных согласных гг, дд, твёрдых и мягких, двойных вв, фф, нн.
Раздел 3.Логический анализ текста.
3.1.Основы работы над стихотворным произведением. Ритмические законы стиха. Размер. Ритм. Рифма. Межстиховая пауза. Стих. Строфа.
3.2.Знаки препинания в стихотворном произведении. Отличие стихотворной речи от прозаической. Совпадение и несовпадение ритмической межстиховой паузы со смысловой паузой.
3.3.Фантазия и воображение. Видения. Исполнительская задача передачи видений в поэтическом произведении.
3.4. Исполнение поэтического произведения лирического характера. Разбор произведения. Тема и идея автора. Личное отношение к поэтическому произведению. Закон авторского ударения в слове. Звукопись. Чувство ритма. Донесение раскрытия красоты рождения поэтических сравнений.
Раздел 4. Культура речевого общения.
4.1. Речевые игры. Этюды на групповое общение. Беседа. Обсуждение прогулки в парке, красоты поэзии.
5. Итоговый показ в виде поэтического концерта из произведений русских классических поэтов на темы «Поэзия о музыке», «Природы русской красота…» и т.п.
Пятый год обучения
Таблица 6
№№ |
Наименование раздела, темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
66 |
33 |
33 |
|||
1 |
Техника речи. 1.1.Дыхательно- артикуляционные комплексы с движением. 1.2.Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки с сюжетно - ролевым компонентом |
Урок в индивидуальной форме
|
10 2
2
2
4 |
5 1
1
1
2 |
5 1
1
1
2 |
2 |
Орфоэпия. 2.1.Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных 2.1.Пословицы и поговорки для тренировки согласных |
Урок в индивидуальной форме
|
8
4
4 |
4
2
2 |
4
2
2 |
3 |
Логический анализ текста.
3.1.Логика словесного действия и композиционный анализ произведения. 3.2.Разбор произведений. Тема. Идея. Сверхзадача. 3.3. Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман). |
Урок в индивидуальной форме
|
36
4
6
26
|
18
2
3
13 |
18
2
3
13 |
4 |
Культура речевого общения. 4.1.Этюды «Культура Диалога». |
Урок в индивидуальной форме |
4 |
2 |
2 |
5 |
Сценическая речь 5.1.Общение. Чтецкий дуэт. 5.2.Конфликт. 5.3. Действенные задачи, приспособления для их решения |
Урок в индивидуальной форме
|
6 2 2 2
|
3 1 1 1 |
3 1 1 1 |
6 |
Итоговый показ |
|
2 |
|
2 |
7 |
Консультации |
|
4 |
|
4 |
|
Итого с консультациями: |
70 часов |
Годовые требования
Раздел 1.Техника речи.
1.1. Дыхательно-артикуляционные комплексы с движением. Упражнения на развитие длинного дыхания и правильного голосообразования в движении.
1.2. Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. Использование стихотворных сюжетов для выполнения комплексов с активным движением с элементами музыкально-ритмического оформления.
1.3. Развитие силы голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении стихотворных строчек построчно нараспев.
1.4. Скороговорки с сюжетно- ролевым компонентом. Составление и исполнение небольшого монолога из скороговорок с использованием навыков по всем темам раздела. Образ рассказчика. Построение сюжета. Конфликт.
Раздел 2. Орфоэпия.
2.1. Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных. Произношение и запоминание пословиц и поговорок на пары гласных в ударном и безударном положении: а-я; о-ё; и-ы; е; у-ю. Например: Язык болтает, а голова не знает. Каковы встречи, таковы и речи и т.п.
2.1. Пословицы и поговорки для тренировки согласных. Произношение и запоминание пословиц и поговорок на п-б, к-г-к, г-д, с-з, Например: Не всё то золото, что блестит. Век живи, век учись.
3. Логический анализ текста.
3.1. Логика словесного действия и композиционный анализ произведения. Завязка. Кульминация. Развязка. Исходное событие. Центральное событие. Главное событие. Сюжетная линия.
3.2. Разбор произведений. Тема. Идея. Сверхзадача. Несколько сюжетных линий в повести, романе. Определение основной идеи всего произведения. Идеи исполняемого отрывка .
3.3. Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман). Образ рассказчика. Сверхзадача. Сквозное действие. Умение самостоятельно выбрать отрывок.
4. Культура речевого общения.
4.1. Этюды «Культура диалога». Самостоятельный выбор тем для предложения к обсуждению в ходе диалога.
5. Сценическая речь
5.1. Общение. Чтецкий дуэт. Этюды на сценическое общение при помощи междометий и слогов в ситуации оправданного молчания. Например: В кинотеатре. Разведка. Иностранец. Инопланетяне. И т.п. Выбор художественного произведения для исполнения дуэтом. Например, отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (битва Руслана с Черномором) или «Сказки о царе Салтане…» (Лебедь и князь Гвидон). С.Михалков «Где тут Петя, где Серёжа» и т.п. Исполнение с опосредованным и непосредственным общением.
5.2. Конфликт. Умение определять конфликт, действие и контрдействие в произведении.
5.3. Действенные задачи и приспособления для их решения. Авторская идея и сверхзадача актёра. Темпо-ритм исполняемого отрывка. Ключевые фразы и слова. Главное событие. Элементы речевой характерности, как приспособления для решения исполнительских задач.
6. Итоговый показ из отрывков какой-либо повести или романа. Например, Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность» или В.Катаев «Белеет парус одинокий». Могут быть использованы любые произведения из русской классики на усмотрение педагога в зависимости от уровня группы и поставленных творческих задач.
Шестой год обучения
Таблица 7
№№ |
Наименование раздела, темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
66 |
33 |
33 |
|||
1 |
Техника речи. 1.1.Дыхательно- артикуляционные комплексы с движением.
1.2.Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки, загадки, народные заклички с сюжетно - ролевым компонентом |
Урок в индивидуальной форме
|
10
2
2
2
4
|
5
1
1
1
2 |
5
1
1
1
2 |
2 |
Орфоэпия.
2.1.Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных 2.1.Пословицы и поговорки для тренировки согласных 2.3.Элементы народного говора. |
Урок в индивидуальной форме
|
8
2
2
4 |
4
1
1
2 |
4
1
1
2 |
3 |
Логический анализ текста.
3.1.Темпо-ритм произведения. 3.2. Фантазия и воображение. Создание рассказчиком атмосферы произведения. 3.3. Предлагаемые обстоятельства. 3.4.Разбор произведений. Исполнение русских народных или авторских сказок |
Урок в индивидуальной форме
|
36
4 6
26
|
18
2 3
13 |
18
2 3
13 |
4 |
Культура речевого общения. 4.1.Обсуждение спектакля, концерта. Виды аргументации |
Урок в индивидуальной форме |
4 |
2 |
2 |
5 |
Сценическая речь 5.1. Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение |
Урок в индивидуальной форме |
12 |
6
|
6
|
6 |
Экзамен |
Литературный спектакль или литературно-музыкальная композиция |
2 |
1 |
1 |
7 |
Консультации |
|
4 |
|
4 |
|
Итого с консультациями: |
70 часов |
Годовые требования
1. Техника речи.
1.1. Дыхательно-артикуляционные комплексы с движением. Упражнения на развитие длинного дыхания и правильного голосообразования в движении.
1.2. Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. Использование поэтических форм народного фольклора для выполнения комплексов с активным движением с элементами музыкально-ритмического оформления.
1.3. Развитие силы голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении стихотворных строчек построчно нараспев.
1.4. Скороговорки, загадки, народные заклички с сюжетно - ролевым компонентом. Составление и исполнение небольшого монолога из скороговорок с использованием навыков по всем темам раздела.. Образ рассказчика. Построение сюжета. Конфликт.
2. Орфоэпия.
2.1. Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных. Произношение и запоминание пословиц и поговорок на пары гласных ударном и безударном положении а-я; о-ё; и-ы; е; у-ю.
2.1. Пословицы и поговорки для тренировки согласных Произношение и запоминание пословиц и поговорок на ч-щ, л-р.
2.3.Элементы народного говора. Использование авторами говора, как элемента характерности героя. Говоры и диалекты. Севернорусский. Южнорусский. Среднерусский. Зона говоров Сибири и Дальнего Востока.
3. Логический анализ текста.
3.1.Темпо-ритм произведения.
3.2. Фантазия и воображение. Создание рассказчиком атмосферы произведения. Речевые этюды «Сочинители сказочных историй», «Продолжи сказку», «Необычный поворот сюжета».
3.3. Предлагаемые обстоятельства. Обстоятельства времени, места действия ситуативно-личностного характера и их роль в развитии сюжетно-действенной линии.
3.4.Разбор произведений. Исполнение русских народных или авторских сказок. Сказка, как маленький спектакль. Образы русских сказительниц прошлого. Собиратели сказок. Элементы аутентичного исполнения (с говором). Современное исполнение. Юмор рассказчика.
4. Культура речевого общения.
4.1.Обсуждение спектакля, концерта. Виды аргументации. Беседа с педагогом. Логические, этические и чувственные аргументы. Преимущества и недостатки.
5. Сценическая речь
5.1. Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение. Предлагаемые обстоятельства, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, оценка события. Линия роли. Второй план. Внутренний монолог. Видения. Характерность.
6. Экзамен . Литературный спектакль или литературно-музыкальная композиция по сказочным сюжетам с использованием монологов из пьес со сказочным сюжетом. А.Островский «Снегурочка». С.Маршак «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Сказка про козла», «Кошкин дом». Л. Шварц «Два клёна», «Дракон», «Сказка о потерянном времени», «Красная шапочка», «Обыкновенное чудо» и др.
Седьмой год обучения
Таблица 8
№№ |
Наименование раздела, темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
|
|
|
66 |
33 |
33 |
1 |
Техника речи. 1.1.Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно- артикуляционные и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом.
1.3.Развитие силы голоса. Гекзаметр |
Урок в индивидуальной форме
|
6 4
2 |
3 2
1
|
3 2
1 |
2 |
Орфоэпия. 2.1.Сюжетно-ролевые комплексы на основе отрывков из поэтических произведений для тренировки согласных. |
Урок в индивидуальной форме |
8
|
4
|
4
|
3 |
Логический анализ текста.
3.1.Действенный анализ текста.
3.2. Общая сверхзадача и задачи эпизодов. 3.3.Понятие перспективы словесного действия чтеца и актёра. 3.4.Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров |
Урок в индивидуальной форме |
34
2
2
2
30
|
17
1
1
1
15 |
17
1
1
1
15 |
4 |
Культура речевого общения. 4.1.Искусство дискуссии |
Урок в индивидуальной форме |
4 |
2 |
2 |
5. |
Сценическая речь 5.1. Исполнение монологов из пьес различных жанров. Характерность. Приспособления. 5.2. Внутренний монолог. Второй план. 5.3. Объекты сценического внимания |
Урок в индивидуальной форме
|
6 2
2
2 |
3 1
1
1 |
3 1
1
1 |
6 |
Итоговый показ |
Концерт из произведений различных жаров |
2 |
|
2 |
7 |
Консультации |
|
4 |
|
4 |
|
Итого с консультациями: |
70 часов |
Годовые требования
1. Техника речи.
1.1. Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно- артикуляционные и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом. Сюжетные упражнения на основе поэзии, фольклора с более интенсивными и темповыми элементами движения и поставленной актёрской задачей.
1.2. Развитие силы голоса. Гекзаметр. Гомер. Илиада. Одиссея. Отрывки для исполнения с повышением и понижением силы и высотности голоса. Исполнение с элементами движения.
2. Орфоэпия.
2.1. Сюжетно-ролевые комплексы на основе отрывков из поэтических произведений для тренировки согласных. Комплекс с усложненным сочетанием согласных. Освоение самостоятельного ведения тренинга с учётом возрастных категорий.
3. Логический анализ текста.
3.1. Действенный анализ текста. Предлагаемые обстоятельства, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, события, оценки. Линия роли. Второй план. Внутренний монолог. Видения. Характерность.
3.2. Общая сверхзадача и задачи эпизодов. Сверхзадача, как идея в действии. Развитие задач и оценок фактов от эпизода к эпизоду. Выделение ключевого эпизода в тексте. Сквозное действие.
3.3. Понятие перспективы словесного действия чтеца и актёра. Последовательность повествования для постепенного раскрытия рассказчиком темы и авторской идеи произведения. Структура и этапность рассказа. Интрига. Атмосфера.
3.4. Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров.
Работа над репертуаром. Поэзия. Проза. Юмор. Басни. Монологи из пьес.
4. Культура речевого общения.
4.1. Искусство дискуссии. Дискуссия об увиденном спектакле, концерте, о посещённых выставках. Аргументы. Использование приобретённых знаний в области культуры и театра при изучении предметов программы «Искусство театра».
5. Сценическая речь
5.1. Исполнение монологов из пьес различных жанров. Характерность. Приспособления. Драма. Комедия. Особенности жанров. Структура монолога. Речевая характерность.
5.2. Внутренний монолог. Второй план. Отношение героя к событиям, фактам, другим персонажам, обстоятельства. Зависимость внутреннего монолога героя от сверхзадачи. Текст и подтекст.
5.3. Объекты сценического внимания. Круги внимания. Внутренние и внешние объекты. Видения.
6. Итоговый показ в виде концерта из произведений различных жанров. Восьмой год обучения
Таблица 9
№№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
66 |
33 |
33 |
|||
1 |
Техника речи. 1.1.Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно- артикуляционные и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. Гекзаметр. Композиция |
Урок в индивидуальной форме
|
6 2
4 |
3 1
2 |
3 1
2
|
2 |
Орфоэпия. 2.1.Орфоэпические комплексы с сюжетно-ролевым компонентом |
Урок в индивидуальной форме |
8
|
4
|
4
|
3 |
Логический анализ текста.
3.1. Действенный анализ текста. Тема. Идея. 3.2. Сверхзадача, сквозное действие и задачи эпизодов. 3.3. Понятие перспективы словесного действия чтеца и актёра. 3.4. Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров |
Урок в индивидуальной форме |
34
2
2
2
30
|
17
1
1
1
15 |
17
1
1
1
15 |
4 |
Культура речевого общения. 4.1. Ролевые речевые игры на темы: «Знакомство», «Беседа», «Дискуссия», «Посещение театра и концерта» и т.п. |
Урок в индивидуальной форме
|
4 |
2 |
2 |
5 |
Сценическая речь Работа над словесным действием в отрывках и пьесах различных жанров. Работа над речью в учебном спектакле |
Урок в индивидуальной форме |
12
|
6
|
6
|
6 |
Итоговый показ |
Концерт |
2 |
1 |
1 |
7 |
Консультации |
|
4 |
|
4 |
|
Итого с консультациями: |
70 часов |
Годовые требования
1. Техника речи.
1.1. Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно- артикуляционные и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом. Сюжетные упражнения на основе поэзии, фольклора с более интенсивными и темповыми элементами движения и поставленной актёрской задачей.
1.2. Развитие силы голоса. Гекзаметр. Композиция. Гомер. Илиада. Одиссея. Отрывки для исполнения с повышением и понижением силы и высотности голоса. Исполнение с элементами движения. Подготовка для показа композиции гекзаметров с усложнённым движенческим компонентом на итоговом занятии.
2. Орфоэпия.
2.1. Орфоэпические комплексы с сюжетно–ролевым компонентом.
Комплекс со сценическим произношением начала 19 века на основе поэтических произведений данной эпохи.
3. Логический анализ текста.
3.1. Действенный анализ текста. Тема. Идея. Самостоятельные проекты разбора. Защита. Обсуждение проектов других обучающихся.
3.2. Сверхзадача, сквозное действие и задачи эпизодов. Самостоятельные проекты разбора. Защита. Обсуждение проектов других обучающихся.
3.3. Понятие перспективы словесного действия чтеца и актёра. Самостоятельные проекты разбора. Защита. Обсуждение проектов других обучающихся.
3.4. Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров. Работа над репертуаром. Поэзия. Проза. Юмор. Басни. Монологи из пьес.
4. Культура речевого общения.
4.1. Ролевые речевые игры на темы: «Знакомство», «Беседа», «Дискуссия», «Посещение театра и концерта» и т.п. Самостоятельный выбор темы и её разработка. Защита. Обсуждение проектов других обучающихся.
5. Сценическая речь
Работа над словесным действием в отрывках и пьесах различных жанров, исполняемых в спектакле.
Использование приобретённых знаний, умений, навыков в процессе занятий при работе над ролью в спектакле студии.
6. Итоговый показ в виде концерта из произведений различных жанров или литературно-музыкальной композиции, литературного спектакля.
Девятый год обучения
Таблица 10
№№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
66 |
33 |
33 |
|||
1 |
Техника речи. 1.1.Тренинги-разминки для подготовки к выступлению. |
Урок в индивидуальной форме |
4
|
2 |
2
|
2 |
Орфоэпия. 2.1.Орфоэпические комплексы -повторение пройденного. Нормы литературного сценического произношения. |
Урок в индивидуальной форме
|
4
|
2
|
2
|
3 |
Логический анализ текста. 3.1. Действенный анализ текста. Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров для исполнения в концертных программах и для поступления в вузы. |
Урок в индивидуальной форме
|
34
|
17
|
17
|
4 |
Культура речевого общения. 4.1.Подготовка к публичному выступлению. Самопрезентация |
Урок в индивидуальной форме |
2 |
1 |
1 |
5 |
Сценическая речь Работа над словесным действием в отрывках и пьесах различных жанров. Работа над речью в учебном спектакле |
Урок в индивидуальной форме |
20
|
10
|
10
|
6 |
Итоговый показ |
|
2 |
|
1 |
7. |
Консультации |
|
6 |
|
6 |
|
Итого с консультациями: |
72 часа |
Годовые требования
1. Техника речи.
1.1. Тренинги-разминки для подготовки к выступлению. Тренинги, состоящие из упражнений по дыхательной, артикуляционной гимнастике в игровой форме. Специальный массаж-релакс для голоса после речевой нагрузки. Дикционный комплекс с усложненным сочетанием согласных. Освоение самостоятельного ведения тренинга.
2. Орфоэпия.
2.1. Орфоэпические комплексы - повторение пройденного. Нормы литературного сценического произношения.
Нормы литературного произношения. Профессиональный и бытовой сленг. Необходимость овладения культурой речи в обыденной жизни. Задания и упражнения по устранению диалектных ошибок. Качественная и количественная редукция безударных гласных (формула А.А.Потебни). Упражнения по методу "дирижирования", развивающие слухо-произносительные навыки.
3. Логический анализ текста.
3.1. Действенный анализ текста. Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров для исполнения в концертных программах и для поступления в вузы. Тема. Идея. Сверхзадача. Эпизоды. Событийный ряд. Жанровые и стилистические особенности литературных произведений. Особенности исполнения отрывков публицистики и произведений эпистолярного, мемуарного жанров. Умение применить репертуар в концертах и мероприятиях различной тематики.
4. Культура речевого общения.
4.1. Подготовка к публичному выступлению. Самопрезентация. Подготовка выступления-презентации на выбранную тему. Умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Упражнения по логическому разбору текста с использованием различных видов пауз (люфтпаузы, соединительные, соединительно-разделительные паузы, смысловые акценты), а также тактовых и фазовых ударений. Акцент и выделение основной мысли.
5. Сценическая речь.
Работа над словесным действием в отрывках и пьесах различных жанров. Работа над речью в учебном спектакле.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения учебного предмета «Художественное слово» обучающиеся приобретут следующие знания, умения, навыки:
- знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;
- знание строения артикуляционного аппарата;
- знание основных норм литературного произношения текста;
- умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;
- умение работать с литературным текстом;
- умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;
- навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;
- навыки владения выразительными средствами устной речи;
- навыки по тренировке артикуляционного аппарата,
а также:
– знание основ строения рече-голосового аппарата,
– знание основ фонетики и орфоэпии русского языка,
– знание законов логического разбора произведения;
– умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе и с элементами сценического движения;
– навыки выполнения разминки для подготовки речевого аппарата будущего чтеца и актёра перед выступлением;
– умение применить полученные знания по современному литературному произношению в бытовой речи и в условиях сценической практики;
– умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом: идейно-тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной проблематике, сознательного отношения к выразительным особенностям стиля автора;
– умение пользоваться методом действенного анализа при разборе художественных текстов;
– умение самостоятельно подбирать определённую речевую характерность и речевой темпо-ритм для исполнения роли в спектакле;
– навык самостоятельного выбора материала для репертуара;
– умение работать с библиографическими ресурсами обычных библиотек, и с электронными ресурсами;
– умение воплотить литературные произведения различных жанров в звучащем художественном слове с учетом освоения основ актерского мастерства;
– навыки творческой деятельности;
– умение планировать свою домашнюю работу и осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
– умение давать объективную оценку своему труду;
– навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В процессе освоения обучающимися предмета «Художественное слово» преподаватель осуществляет оперативное управление учебным процессом, контролируя качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определёнными критериями и показателями, а также обеспечивает обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции аттестационных мероприятий.
Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых уроков.
Основной формой промежуточной аттестации по программе «Художественное слово» является итоговое занятие в форме показа творческих работ. На начальных этапах обучения с 1 по 5 класс для обучающихся по программе 8-летнего цикла.
Итоговые занятия в форме показа творческих работ с приглашением зрителей проводятся в конце учебных полугодий.
На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее чем за две недели до начала проведения экзаменационной аттестации.
2. Критерии оценки
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале:
Таблица 19
Оценка |
Критерии оценивания |
5 («отлично») |
дикционная культура, соблюдение орфоэпических законов, логики речи; выразительное, богатое интонационно, точное, эмоциональное исполнение произведений различных жанров (в соответствии с этапами освоения программы); донесение авторской задачи, подтекста; работоспособность, успешная самостоятельная работа по освоению профессиональных навыков, дисциплина, самоконтроль |
4 («хорошо») |
частично правильное использование элементов техники и логики речи, некоторая зажатость в исполнении, но с донесением логики авторской мысли, элементами интонационной выразительности; видимая возможность дальнейшего развития, дисциплина и желание обучаться |
3 («удовлетворительно») |
ученик плохо владеет элементами техники речи и словесного действия, недостаточно работает над собой, не держит сценическую задачу, не умеет пользоваться объектами внимания; говорит тихо, неэмоционально, в основном из-за отсутствия самоконтроля, дисциплины, но в его исполнении присутствуют элементы освоенного материала, а также он проявляет стремление к дальнейшему профессиональному росту |
2 («неудовлетворительно») |
невозможность выполнить поставленные задачи по технике, орфоэпии, логическому разбору, культуре речи и искусству звучащего слова в результате регулярного невыполнения заданий, недисциплинированности, пропуска занятий без уважительных причин, невыполнения домашней работы |
зачет (без оценки) |
промежуточная оценка работы ученика, отражающая полученные на определённом этапе навыки и умения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более гибко подойти к оценке.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области театрального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Обучение по предмету «Художественное слово» проходит в форме занятий, состоящих из теоретической части, выполнения практических заданий, обсуждения и показа домашнего задания. В то же время часть занятий проходит в виде беседы, в ходе которой эвристическим методом обучающиеся выявляют ту или иную проблему, обсуждают и пытаются найти наиболее интересный способ её решения. Программа делится на разделы. Каждый раздел требует особенного методического подхода.
Например, в разделе «Техника речи» необходимо обратить особое внимание на начальный этап практических занятий, где закладываются основы правильного дыхания, голосоведения и дикционной культуры. На первых годах обучения упражнения проводятся в игровой форме, но важно проконтролировать правильность выполнения, а не обозначения «понарошку» элементов дыхательно-речевых и дикционных комплексов.
Проводится тренировка произношения сочетаний согласных звуков с гласными в упражнениях, словах, фразах, специально подобранных для этой цели. Эти слова и фразы могут быть частями детских стихотворений любимых авторов (детские стихотворения и композиции из них с успехом используются в тренингах при обучении профессиональных актёров драматического и музыкального театра).
Особое внимание уделяется активности согласных по специально созданному курсу упражнений. Проводится постоянное наблюдение за естественностью артикуляции, свободой мышц голосового аппарата, за правильным использованием дыхания, за естественным, ненапряжённым звучанием голоса. Также проводятся беседы и практический показ упражнений, необходимых для профилактических мер по сохранению здорового голосового аппарата. К концу обучения каждый должен уметь провести расслабляющий массаж и несколько упражнений для полного раскрытия гортани, научиться координировать дыхание со звуком, укреплять и освобождать от ненужного напряжения мышцы речевого аппарата. Необходимо придерживаться принципа постепенного освоения материала – «от простого к сложному».
В старших классах, при изучении раздела «Сценическая речь», необходима совместная беседа о роли слова на сцене, раскрытой в книге К.С.Станиславского “Работа актера над собой. II” (гл. 3).
Например, обсуждение следующего утверждения мастера. “Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. … Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка-подсознание. Ваше дело – хотеть внедрять, а хотения порождают действия”. Или: «Прошу всех обратить внимание, что в жизни, когда мы слушаем своего собеседника, в нас самих в ответ на все, что нам говорят, всегда идет такой внутренний монолог по отношению к тому, что мы слышим. Актеры же очень часто думают, что слушать партнера на сцене – это значит уставиться на него глазами и ни о чем в это время не думать. Сколько актеров “отдыхают” во время большого монолога партнера по сцене и оживляются к последним словам его, в то время как в жизни мы ведем всегда внутри себя диалог с тем, кого слушаем».
После интерактивной беседы необходимо выполнить несколько практических упражнений на сценическое общение и словесное действие, как бы соединив практические и теоретические навыки.
В разделе «Логический анализ текста» при работе над текстом исполняемого художественного произведения значительное внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимся, в ходе которой он должен уметь выразить своё отношение к рассказываемым фактам, ознакомиться с понятиями перспективы речи, цели и сверхзадачи. Обязательной является домашняя работа по выбору литературных произведений для индивидуального и группового исполнения, подбору сведений о творческих биографиях авторов данных произведений, об эпохе, в которую жил автор, об историческом времени, освещаемом в исполняемом произведении. Так постепенно обучающийся обращается к методу исследовательской деятельности.
Индивидуальный подход к каждому ученику очень важен. Педагогу необходимо создать условия для проявления инициативы и самостоятельности ребёнка. Также важно создать творческую атмосферу занятий, атмосферу доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины. Обучающийся должен сам, по мере прохождения этапов занятий, попробовать методом «ролевой игры» побыть «педагогом» и осознать необходимость творческой дисциплины. В такой форме лучше осваиваются последовательность упражнений тренингов. Педагог должен развивать мотивированность обучающихся, поддерживать их уверенность в дальнейших творческих успехах, ставить новые задачи с учётом психофизических особенностей каждого. Необходимо применение деятельностного метода, когда результат обучения зависит от того, насколько активно ребенок включается в творческую деятельность, выполняя самостоятельные задания и этюды, обсуждая работу других членов группы и т.д.
Также необходимо избегать показа «с голоса», т.е. бездумного заучивания интонации, предлагаемой педагогом. Ученик сам должен открыть свою неповторимую интонацию с помощью метода действенного анализа и поставленных задач.
При освоении раздела «Культура речевого общения» важным является метод создания проблемных ситуаций в ролевых играх. Предлагая темы для этюдов по освоению речевой культуры, педагог должен учитывать наличие различной социальной среды в окружении обучающихся. Этюды можно объединять с повторением пройденного в разделе Орфоэпия. Такой комплексный подход поможет сделать выбор в организации языковых средств с обязательным учетом литературных норм.
Совместное посещение театров, концертов, музеев, конкурсов и фестивалей, прослушивание аудиозаписей известных мастеров слова и просмотр видеозаписей их выступлений, посещение мастер-классов известных чтецов и актёров с последующим обсуждением повышает уровень культуры обучающихся и воспитывает желание профессионального совершенствования.
Программа состоит из нескольких разделов, но в процессе обучения используется комплексный подход, то есть, на каждом занятии изучаются темы из разных разделов.
Примерная структура занятия:
1. Техника речи. Дыхательные и дикционные комплексы.
2. Орфоэпические комплексы. Упражнения. Этюды.
3. Этюды на развитие культуры речевого общения.
4. Логический разбор произведений различных жанров и их исполнение.
5. Обсуждение занятия. Получение домашнего задания.
VI. Список рекомендуемой литературы
Список рекомендуемой методической литературы
1. Андроников И.Л. Я хочу рассказать вам... - М.: Советский писатель,1962
2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1972
3. Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2003
4. Булатова Л.Н., Касатникн Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских говорах. – М., 1975
5. Введенская Л.А.Словарь ударений для работников радио и телевидения –М., Феникс, 2012
6. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М., 1977
7. Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – М., 1997
8. Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном возрасте. - М., 1988
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999
10. Галендеев В.Н., Кирилова Е.Н. Групповые занятия сценической речью. - Л., 1983
11. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980
12. Гольтяпина Н. Материалы для работы над дыханием, дикцией, орфоэпией и текстом на факультете музыкального театра. - М., 2007
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978
14. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. - М.: Просвещение, 1974
15. Искусство сценической речи. Учебник /Под ред. И. Ю. Промптовой. – М.: ГИТИС, 2007
16. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 1998
17. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1970
18. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. - М., 1985
19. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М., 1977
20. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967
21. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.- Л., 1984
22. Оссовская М.П. Орфоэпия. – М., 1998
23. Оссовская М.П. Русские диалекты. – М., 2000
24. Петрова А.Н. Сценическая речь. – М., 1983
25. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 3.- М., 1995
26. Филимонов Ю.С. Заметки о слове на эстраде. – М.: Сов. Россия, 1976
27. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М., 2001
28. Формановская Н.Н. Употребление русского речевого этикета. - М.: Русский язык, 1994
29. Kristin Linklater. Freeing the Natural Voice, Drama Pub, 2006
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
1. Архив образцов художественного чтения. Записи мастеров эстрады -И.Андронникова, Н. Журавлёва и др. - Режим доступа: http://gold.stihophone.ru
2. Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.
Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся.
1-4 класс
· Русские народные пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, считалки, загадки
· Русские народные сказки
· Русские былины
· Легенды и мифы Древней Греции (под ред. Н. Куна)
· Эзоп. Жизнеописание. Басни
· Басни Бабрия, Лафонтена, Тредиаковского, Крылова, Михалкова, Кривина
· Братья Гримм. Сказки
· В. Гауф. Сказки
· Ш. Перро. Сказки
· Г.-Х. Андерсен. Сказки
· А.С.Пушкин. Сказки. Поэзия. Поэмы. Повести
· М.Ю.Лермонтов. Поэзия. Ашик-Кериб. Песня про купца Калашникова
· Л.Н.Толстой. Детство. Отрочество. Юность
· С. Аксаков. Детские годы Багрова-внука
· Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы
· А.Н. Толстой. Детство Никиты
· П. Бажов. Малахитовая шкатулка
· Тютчев Ф.И. Стихи
· Чехов А.П. Рассказы
· Л. Чарская. Рассказы для детей
· К. Паустовский. Стальное колечко
· Ю. Олеша. Три толстяка
· А. Волков. Волшебник изумрудного города
· Н. Носов. Незнайка и его друзья
· Поэзия С. Маршака, В.Берестова, А.Барто, С.Михалкова, К.Чуковского, Д. Хармса, Ю. Мориц, Л. Квитко, В. Дриза, Г. Сапгира, А. Кушнера, Г. Остера
· Э. Успенский. Чебурашка
· А. Милн. Винни-Пух и все, все, все
· А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино
· Дж. Свифт. Приключения Гулливера
· Р.-Э. Распе. Барон Мюнхгаузен
· Пивоварова И. Рассказы
· Черный С. Детский остров
· Аверченко А. Юмористические рассказы
· Р. Киплинг. Маугли. Сказки, поэзия
· Ф. Бернет. Приключения маленького лорда Фаунтлероя
· Д. Барри. Питер Пэн
· М. Твен. Принц и нищий. Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна
· А. Сент-Экзюпери. Маленький принц
· М. Додж. Серебряные коньки
· Ч. Диккенс. Рождественские рассказы
· В. Каверин. Два капитана
· В. Драгунский. Денискины рассказы
· Теффи Н. Юмористические рассказы
· Л. Кассиль. Дорогие мои мальчишки. Кондуит и Швамбрания
· А. Гайдар. Повести и рассказы
· В. Катаев. Белеет парус одинокий
· Поэзия Великой Отечественной войны
· Б. Шергин. Поморские были
· Б. Житков. Что бывало. Рассказы
· А. Грин. Алые паруса. Рассказы
· Ф. Искандер. Дерево детства
5-8 класс
· Повесть временных лет
· Новгородские былины
· Завещание Владимира Мономаха
· Калевала
· Гомер. Одиссея, Илиада
· Махабхарата. Рамаяна
· Старшая Эдда. Младшая Эдда
· Исландские саги
· Песнь о Нибелунгах
· Песнь о Роланде
· Песнь о моем Сиде
· А.С.Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Повести Белкина. Пиковая дама
· М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени
· Н.В.Гоголь. Мёртвые души. Петербургские повести. Шинель. Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба
· Поэзия Ломоносова, Державина, Радищева, Жуковского, Некрасова, Жемчужникова, Тютчева, Фета, Баратынского
· М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Сказки. Господа Головлёвы
· И.С.Тургенев. Ася. Отцы и дети. Записки охотника
· Н.С.Лесков. Левша. Тупейный художник
· Л.Н.Толстой. Хаджи Мурат. Война и мир
· М.Горький. Песня о Соколе. Челкаш. Дед Архип и Ленька. Сказки об Италии
· Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот
· А.П.Чехов. Рассказы
· И.Бунин. Рассказы. Жизнь Арсеньева
· М.Булгаков. Белая гвардия
· А.Аверченко. Юмористические рассказы
· М.Зощенко. Юмористические рассказы
· Н.Тэффи. Юмористические рассказы
· Поэзия Серебряного века. В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О. Мандельштам, А. Белый, А. Ахматова, В. Ходасевич, Д. Мережковский
· Поэзия Блока, Есенина, Маяковского
· И.С.Шмелев. Лето Господне
· В.М.Шукшин Рассказы
· Прозаические произведения о Великой отечественной войне Б. Горбатова, Э. Казакевича, А. Бек, В. Некрасова, В. Быкова, Ю. Бондарева, В.Богомолова, Г. Бакланова, К. Воробьёва, В. Васильева
· А.Твардовский. Василий Тёркин. За далью даль
· В. Г. Распутин. Последний срок. Прощание с Матёрой. Живи и помни
· А.Дюма. Три мушкетера
· В.Скотт. Айвенго
· Э.-Т.-А. Гофман. «Золотой горшок». «Кавалер Глюк»
· Дж. Г. Байрон. Стихотворения. Корсар
· В.Гюго. Отверженные. Собор Парижской богоматери
· Архив образцов художественного чтения. Уникальные записи авторского исполнения Ахматовой, Блока, Есенина и других поэтов. Записи мастеров эстрады - И.Андронникова, Н. Журавлёва и др. -http://gold.stihophone.ru
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.