Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от 23.08.2021 г.№07 |
Согласовано заместителем директора по УВР 24.08.2021г |
Утверждено приказом директора МБОУ«Нововознесенская СОШ» от 24.08.2021г.№ 108 |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
основного общего образования, 5 класс
на 2021- 2022 учебный год
Составитель программы:
Эленбергер Марина Александровна
учитель
высшей квалификационной категории
с. Нововознесенка
2021 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015 г. Рабочая программа ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Программа составлена с учётом учебного плана школы – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на-рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты:
По окончании 5 класса учащиеся должны:
· знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
· знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки) ;
· знать несколько народных художественных промыслов России;
· различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных наров и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
· различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
· выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
· умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
· выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
· создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
· владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
· владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т.п.);
Содержание курса
Содержание |
Кол-во часов |
«Древние корни народного искусства» |
8 |
«Связь времен в народном искусстве» |
8 |
«Декор - человек, общество, время» |
12 |
«Декоративное искусство в современном мире» |
7 |
Всего |
35 |
«Древние корни народного искусства» (8 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды (обобщение темы).
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с
филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Декор – человек, общество, время (12ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Декоративное искусство в современном мире (7 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер.
Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство 5 класс
№ урока |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
Дата проведения урока |
|
|
|
|
планируемая |
фактическая |
|
Древние корни народного искусства (8ч.) |
|
||
|
|
|
|
|
1. |
Древние образы в народном |
1 |
|
|
|
искусстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
2-3. |
Убранство русской избы |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Внутренний мир русской избы |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Конструкция и декор |
1 |
|
|
|
предметов народного быта |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Русская народная вышивка |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Народный праздничный |
1 |
|
|
|
костюм |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Народные праздничные |
1 |
|
|
|
обряды (обобщение темы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Связь времен в народном искусстве (8ч.) |
|
||
|
|
|
|
|
9. |
Древние образы в |
1 |
|
|
|
современных народных |
|
|
|
|
игрушках |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Искусство Гжели |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
11. |
Городецкая роспись |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
12-13. |
Хохлома |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
14. |
Жостово. Роспись по металлу |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
15. |
Щепа. Роспись по лубу и |
1 |
|
|
|
дереву. Тиснение и резьба по |
|
|
|
|
бересте |
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
Роль народных |
1 |
|
|
|
художественных промыслов в |
|
|
|
|
современной жизни |
|
|
|
|
(обобщение темы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Декор – человек, общество, время (12ч.) |
|
||
|
|
|
|
|
17. |
Зачем людям украшения |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
18-19. |
Роль декоративного искусства |
2 |
|
|
|
в жизни древнего общества |
|
|
|
|
|
|
|
|
20-24. |
Одежда говорит о человеке |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25-26. |
О чём рассказывают нам |
2 |
|
|
|
гербы и эмблемы |
|
|
|
|
|
|
|
|
27-28. |
Роль декоративного искусства |
2 |
|
|
|
в жизни человека и общества |
|
|
|
|
(обобщение темы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Декоративное искусство в современном мире (7ч.) |
|||
|
|
|
|
|
29-30. |
Современное выставочное |
2 |
|
|
|
искусство |
|
|
|
|
|
|
|
|
31-35. |
Ты сам мастер |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист внесения изменений
Дата проведения |
Дата проведения |
Тема урока |
Основание для |
урока |
урока фактическая |
|
внесения изменений в |
планируемая |
|
|
программу (номер, |
|
|
|
дата приказа, причина) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.