Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» основного общего образования, 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» основного общего образования, 5 класс

Оценка 4.7
docx
25.09.2021
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» основного общего образования, 5 класс
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015 г. Рабочая программа ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Программа составлена с учётом учебного плана школы – 1 час в неделю, 35 часов в год.
рабочая_программа_изо_5_кл._2020-2021_уч.год.docx

Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол от 23.08.2021 г.№07

Согласовано

заместителем директора

по УВР

24.08.2021г

Утверждено

приказом директора

МБОУ«Нововознесенская СОШ»

от 24.08.2021г.№ 108

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

основного общего образования, 5 класс

на 2021- 2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Составитель программы:

                                                                      Эленбергер Марина Александровна

                               учитель

                                                                                     высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Нововознесенка

 

 2021 г

 

 

 


Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015 г. Рабочая программа ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Программа составлена с учётом учебного плана школы – 1 час в неделю, 35 часов в год.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

 

·         воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на-рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

 

·         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

·         формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 

·         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

 

·         развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 

·         формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

 

·         осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 

·         развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

 

·         умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 

·         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 

·         умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


·         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

 

·         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

 

·         формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

 

·         развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

 

·         освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

 

·         воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

 

·         приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

 

·         приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

 

·         развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 

·         осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

 

·         развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

Планируемые результаты:

 

По окончании 5 класса учащиеся должны:

 

·         знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

 

·         знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки) ;

 

·         знать несколько народных художественных промыслов России;


·         различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных наров и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

 

·         различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

 

·         выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

 

·         умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

 

·         выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

 

·         создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

 

·         владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

 

·         владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т.п.);

 

Содержание курса

 

Содержание

Кол-во часов

«Древние корни народного искусства»

8

«Связь времен в народном искусстве»

8

«Декор - человек, общество, время»

12

«Декоративное искусство в современном мире»

7

Всего

35

 

 

«Древние корни народного искусства» (8 ч)

 

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

 

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

 

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

 

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с


филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

 

 

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

 

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

 

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

 

Декор – человек, общество, время (12ч)

 

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

 

Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

 

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

 

Одежда говорит о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

 

Декоративное искусство в современном мире (7 ч)

 

Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

 

Современное выставочное искусство.

Ты сам мастер.


Календарно-тематическое планирование

Изобразительное искусство 5 класс

 

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

 

 

 

планируемая

фактическая

 

Древние корни народного искусства (8ч.)

 

 

 

 

 

 

1.

Древние образы в народном

1

 

 

 

искусстве

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3.

Убранство русской избы

2

 

 

 

 

 

 

 

4.

Внутренний мир русской избы

1

 

 

 

 

 

 

 

5.

Конструкция и декор

1

 

 

 

предметов народного быта

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Русская народная вышивка

1

 

 

 

 

 

 

 

7.

Народный праздничный

1

 

 

 

костюм

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Народные праздничные

1

 

 

 

обряды (обобщение темы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь времен в народном искусстве (8ч.)

 

 

 

 

 

 

9.

Древние образы в

1

 

 

 

современных народных

 

 

 

 

игрушках

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Искусство Гжели

1

 

 

 

 

 

 

 

11.

Городецкая роспись

1

 

 

 

 

 

 

 

12-13.

Хохлома

2

 

 

 

 

 

 

 

14.

Жостово. Роспись по металлу

1

 

 

 

 

 

 

 

15.

Щепа. Роспись по лубу и

1

 

 

 

дереву. Тиснение и резьба по

 

 

 

 

бересте

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Роль народных

1

 

 

 

художественных промыслов в

 

 

 

 

современной жизни

 

 

 

 

(обобщение темы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декор – человек, общество, время (12ч.)

 

 

 

 

 

 

17.

Зачем людям украшения

1

 

 

 

 

 

 

 

18-19.

Роль декоративного искусства

2

 

 

 

в жизни древнего общества

 

 

 

 

 

 

 

 


20-24.

Одежда говорит о человеке

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25-26.

О чём рассказывают нам

2

 

 

 

гербы и эмблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

27-28.

Роль декоративного искусства

2

 

 

 

в жизни человека и общества

 

 

 

 

(обобщение темы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декоративное искусство в современном мире (7ч.)

 

 

 

 

 

29-30.

Современное выставочное

2

 

 

 

искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

31-35.

Ты сам мастер

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист внесения изменений

 

 

Дата проведения

Дата проведения

Тема урока

Основание для

урока

урока фактическая

 

внесения изменений в

планируемая

 

 

программу (номер,

 

 

 

дата приказа, причина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комитет администрация города Славгорода

Комитет администрация города Славгорода

Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы

Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: · формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: · формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

Древнего Египта, Древней Греции,

Древнего Египта, Древней Греции,

Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла

Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Одежда говорит о человеке 5 25-26

Одежда говорит о человеке 5 25-26

Лист внесения изменений

Лист внесения изменений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2021
Посмотрите также: