Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от 23.08.2021 г.№07 |
Согласовано заместителем директора по УВР 24.08.2021г |
Утверждено приказом директора МБОУ«Нововознесенская СОШ» от 24.08.2021г.№ 108 |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
основного общего образования, 6 класс
на 2021- 2022 учебный год
Составитель программы:
Эленбергер Марина Александровна
учитель
высшей квалификационной категории
с. Нововознесенка
2021 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015 г. Рабочая программа ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Программа составлена с учётом учебного плана школы – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на-рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты:
По окончании 6 класса учащиеся должны:
· знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
· знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
· понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
· знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
· называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
· понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
· знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
· знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
· пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
· видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения голов человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
· видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
· создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
· активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
Содержание курса
Содержание |
Кол-во часов |
Виды изобразительного искусства и основы образного |
8 |
языка |
|
Мир наших вещей. Натюрморт |
8 |
Вглядываясь в человека. Портрет |
12 |
Человек и пространство. Пейзаж |
7 |
Всего |
35 |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно, как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения (обобщение темы).
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч.)
История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
Вглядываясь в человека. Портрет (12ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого с изображением в портрете: сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека - главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (7ч.)
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж - большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство 6 класс
№ урока |
Тема раздела, урока |
Кол-во |
Дата проведения урока |
|
|
|
|
часов |
|
|
|
|
|
|
планируемая |
фактическая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч.) |
|
|||
|
|
|
|
|
|
1. |
Изобразительное искусство. Семья |
1 |
|
|
|
|
пространственных искусств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Художественные материалы |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Рисунок - основа изобразительного |
1 |
|
|
|
|
творчества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Линия и её выразительные возможности. |
1 |
|
|
|
|
Ритм линий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Пятно как средство выражения. Ритм |
1 |
|
|
|
|
пятен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в |
1 |
|
|
|
|
произведениях живописи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Объемные изображения в скульптуре |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Основы языка изображения (обобщение |
1 |
|
|
|
|
темы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мир наших вещей. Натюрморт. (8ч.) |
|
|||
9. |
Реальность и фантазия в творчестве |
1 |
|
|
|
|
художника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Изображение предметного мира - |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
натюрморт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
Понятие формы. Многообразие форм ок- |
1 |
|
|
|
|
ружающего мира |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
Изображение объёма на плоскости и ли- |
1 |
|
|
|
|
нейная перспектива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Освещение. Свет и тень |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
Натюрморт в графике |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
Цвет в натюрморте |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
Выразительные возможности |
1 |
|
|
|
|
натюрморта (обобщение темы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вглядываясь в человека. Портрет. (12ч.) |
|
17. |
Образ человека - главная тема ис- |
1 |
|
|
|
|
кусства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18-19. |
Конструкция головы человека и её |
2 |
|
|
|
|
основные пропорции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. |
Изображение головы человека в |
1 |
|
|
|
|
пространстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21-22. |
Портрет в скульптуре |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23. |
Графический портретный рисунок |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24. |
Сатирические образы человека |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25. |
Образные возможности освещения в |
1 |
|
|
|
|
портрете |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26. |
Роль цвета в портрете |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27. |
Великие портретисты прошлого |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28. |
Портрет в изобразительном искусстве |
1 |
|
|
|
|
XX века |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Человек и пространство. Пейзаж (7ч.) |
|
|||
|
|
|
|
|
|
29. |
Жанры в изобразительном искусстве |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30. |
Изображение пространства. Правила |
1 |
|
|
|
|
построения перспективы. Воздушная |
|
|
|
|
|
перспектива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31. |
Пейзаж - большой мир |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32. |
Пейзаж настроения. Природа и художник |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33. |
Пейзаж в русской живописи |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34. |
Пейзаж в графике. Городской пейзаж |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35. |
Выразительные возможности изобрази- |
1 |
|
|
|
|
тельного искусства. Язык и смысл |
|
|
|
|
|
(обобщение темы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист внесения изменений
Дата проведения |
Дата проведения |
Тема урока |
Основание для |
урока |
урока фактическая |
|
внесения изменений в |
планируемая |
|
|
программу (номер, |
|
|
|
дата приказа, причина) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.