Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от 23.08.2021 г.№07 |
Согласовано заместителем директора по УВР 24.08.2021г |
Утверждено приказом директора МБОУ«Нововознесенская СОШ» от 24.08.2021г.№ 108 |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
основного общего образования, 7 класс
на 2021- 2022 учебный год
Составитель программы:
Эленбергер Марина Александровна
учитель
высшей квалификационной категории
с. Нововознесенка
2021 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015 г. Рабочая программа ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Программа составлена с учётом учебного плана школы – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на-рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты:
По окончании 7 класса учащиеся должны:
· уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
· понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
· знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
· конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
· моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
· работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
· конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
· владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
· использовать разнообразные художественные материалы;
Содержание курса
Содержание |
Кол-во часов |
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа |
8 |
дизайна и архитектуры |
|
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных |
8 |
искусств |
|
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в |
12 |
жизни человека |
|
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и |
7 |
индивидуальное проектирование |
|
Всего |
35 |
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 ч.)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразие формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесём
порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 ч.)
От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем
в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12ч.)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры
и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч.)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или … Под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя – моделируешь мир.
Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство 7 класс
№ урока |
Тема раздела, урока |
Кол-во |
Дата проведения урока |
|
|
|
|
часов |
|
|
|
|
|
планируемая |
фактическая |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и |
|
||||
|
архитектуры (8 ч.) |
|
|
|
|
1. |
Основы композиции в конструктивных |
1 |
|
|
|
|
искусствах. Гармония, контраст и |
|
|
|
|
|
выразительность плоскостной |
|
|
|
|
|
композиции, или «Внесём порядок в |
|
|
|
|
|
хаос!» |
|
|
|
|
2. |
Прямые линии и организация |
1 |
|
|
|
|
пространства |
|
|
|
|
3. |
Цвет - элемент композиционного |
1 |
|
|
|
|
творчества |
|
|
|
|
4. |
Свободные формы: линии и тоновые |
1 |
|
|
|
|
пятна |
|
|
|
|
5. |
Буква – строка - текст. Искусство |
1 |
|
|
|
|
шрифта |
|
|
|
|
6. |
Когда текст и изображение вместе. |
1 |
|
|
|
|
Композиционные основы |
|
|
|
|
|
макетирования в графическом дизайне. |
|
|
|
|
7-8. |
В бескрайнем море книг и журналов. |
2 |
|
|
|
|
Многообразие форм графического |
|
|
|
|
|
дизайна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 ч.) |
|
||||
9. |
Объект и пространство. От |
1 |
|
|
|
|
плоскостного изображения к |
|
|
|
|
|
объёмному макету |
|
|
|
|
10. |
Взаимосвязь объектов в |
1 |
|
|
|
|
архитектурном макете |
|
|
|
|
11. |
Конструкция: часть и целое. Здание |
1 |
|
|
|
|
как сочетание различных объёмов. |
|
|
|
|
|
Понятие модуля |
|
|
|
|
12. |
Важнейшие архитектурные элементы |
1 |
|
|
|
|
здания |
|
|
|
|
13. |
Красота и целесообразность. Вещь как |
1 |
|
|
|
|
сочетание объёмов и образ времени |
|
|
|
|
14-15. |
Форма и материал. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль |
1 |
|
|
|
|
цвета в формотворчестве |
|
|
|
|
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека |
|
||||
|
(12ч.) |
|
|
|
|
17. |
Город сквозь времена и страны. |
1 |
|
|
|
|
Образы материальной культуры |
|
|
|
|
|
прошлого |
|
|
|
|
18. |
Город сегодня и завтра. Пути развития |
1 |
|
|
|
|
современной архитектуры и дизайна |
|
|
|
|
19. |
Живое пространство города. Город, |
1 |
|
|
|
|
микрорайон, улица |
|
|
|
|
20-22. |
Вещь в городе и дома. Городской |
3 |
|
|
|
|
дизайн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23-25. |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн |
3 |
|
|
|
|
пространственно-вещной среды |
|
|
|
|
|
интерьера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26-27. |
Природа и архитектура. Организация |
2 |
|
|
|
|
архитектурно-ландшафтного |
|
|
|
|
|
пространства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28. |
Ты - архитектор! Замысел |
1 |
|
|
|
|
архитектурного проекта и его |
|
|
|
|
|
осуществление |
|
|
|
|
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное |
|
||||
|
проектирование (7 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29. |
Мой дом - мой образ жизни. Скажи |
1 |
|
|
|
|
мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у |
|
|
|
|
|
тебя дом |
|
|
|
|
30. |
Интерьер, который мы создаём |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31. |
Пугало в огороде, или... Под шёпот |
1 |
|
|
|
|
фонтанных струй |
|
|
|
|
32. |
Мода, культура и ты. Композиционно- |
1 |
|
|
|
|
конструктивные принципы дизайна |
|
|
|
|
|
одежды |
|
|
|
|
33. |
Встречают по одёжке |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34. |
Автопортрет на каждый день |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35. |
Моделируя себя - моделируешь мир |
1 |
|
|
|
|
(обобщение темы) |
|
|
|
|
Лист внесения изменений
Дата проведения |
Дата проведения |
Тема урока |
Основание для |
урока |
урока фактическая |
|
внесения изменений в |
планируемая |
|
|
программу (номер, |
|
|
|
дата приказа, причина) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.