Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от 23.08.2021 г.№07 |
Согласовано заместителем директора по УВР 24.08.2021г |
Утверждено приказом директора МБОУ«Нововознесенская СОШ» от 24.08.2021г.№ 108 |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
основного общего образования, 8 класс
на 2021- 2022 учебный год
Составитель программы:
Эленбергер Марина Александровна
учитель
высшей квалификационной категории
с. Нововознесенка
2021 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015 г. Рабочая программа ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Программа составлена с учётом учебного плана школы – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на-рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты:
По окончании 8 класса учащиеся должны:
· освоить азбуку фотографирования;
· анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной практике;
· усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
· усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
· осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовывать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и ведеоработами;
· быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Содержание курса
Содержание |
Кол-во часов |
|
|
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических |
8 |
искусствах |
|
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных |
8 |
искусств и технологий. |
|
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? |
12 |
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель |
7 |
Всего |
35 |
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч.)
Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, поскольку все они говорят на едином языке изображений, зримых образов. Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства. Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха. Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре. Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента. Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества.
Сценография — искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч.)
Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.). Расширенное понимание художественного и визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции.
Фотоснимок – изображение действительности в формах самой действительности. Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит.
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и интерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч.)
Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео). Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого, помимо изображения, задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра). Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках».
Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник.
Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 ч.)
Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека. Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение оыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображений и образов.
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества.
Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества.
Искусство-зритель-современность.
Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство 8 класс
№ урока
|
Тема раздела, урока
|
Кол-во часов
|
Дата проведения урока
|
|
планируемая |
фактическая |
|||
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч.)
|
||||
1 |
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. |
1 |
|
|
2 |
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. |
1 |
|
|
3-4 |
Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества |
2 |
|
|
5 |
Сценография - искусство и производство |
1 |
|
|
6 |
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим, маска, или Магическое «если бы» |
1 |
|
|
7 |
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол. |
1 |
|
|
8 |
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению |
1 |
|
|
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч.)
|
||||
9 |
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности. |
1 |
|
|
10 |
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. |
1 |
|
|
11 |
Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура. |
1 |
|
|
12 |
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и интерьера. |
1 |
|
|
13 |
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. |
1 |
|
|
14-15 |
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. |
2 |
|
|
16 |
Фотография и компьютер. Документили фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. |
1 |
|
|
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч.)
|
||||
17 |
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. |
1 |
|
|
18 |
Художник—режиссёр—оператор. Художественное творчество в игровом фильме. |
1 |
|
|
19 |
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. |
1 |
|
|
20-21 |
Фильм — «рассказ в картинках». |
2 |
|
|
22-23 |
Воплощение замысла. |
2 |
|
|
24 |
Чудо движения: увидеть и снять. |
1 |
|
|
25-26 |
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. |
2 |
|
|
27-28 |
Живые рисунки на твоём компьютере. |
2 |
|
|
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 ч.)
|
||||
29 |
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. |
1 |
|
|
30 |
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
|
1 |
|
|
31 |
Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. |
1 |
|
|
32 |
Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. |
1 |
|
|
33 |
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. |
1 |
|
|
34 |
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. |
1 |
|
|
35 |
Искусство-зритель-современность. |
1 |
|
|
Лист внесения изменений
Дата проведения урока планируемая |
Дата проведения урока фактическая |
Тема урока |
Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа, причина) |
|
|||
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.