Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко», с. Степное,
Степновского муниципального округа Ставропольского края
|
«Утверждаю» Директор школы ____________ (Н.З. Салакаева)
Приказ № 9 от 30.08.2021 г.
|
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство» в 7 «а», 7 «б», 7 «в» классах,
базовый уровень на основе программы
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
Б.М. Неменского. 5-9 кл. ФГОС: пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Б. М. Неменский и др. – Москва. Просвещение, 2011.
Срок реализации 2021 – 2022 учебный год
Согласовано на методическом объединении
Протокол № 1от 30.08.2021 г.
Рук. ШМО___________ (Маматова Е.П.)
Составитель:
Маматова Евгения Петровна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории
Подпись разработчика___________
с. Степное, 2021 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
· программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2011 год.
· примерной программе «Изобразительное искусство» руководители проекта: вице-президент РАО А.А. Кузнецов, академик РАО М.В. Рыжаков, член – корреспондент РАО А.М. Кондаков, Москва «Просвещение»2011г.;
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим издание под редакцией Б.М. Неменского.
· Учебник А.С. Питерских, Г.Е. Гуров «Дизайн и архитектура в жизни человека» Под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2019 год.
.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально –ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
· формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
· освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
· формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;
· развитие творческого опыта как формирование способностей к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
· развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
· овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – пространственной оценки;
· овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно – творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно – прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно–эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа объединяет практические художественно–творческие задания, художественно–эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуально практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Оценка достижения планируемых результатов по изобразительному искусству имеет ряд особенностей, связанных со спецификой предмета, освоение которого предполагает не только приобретение специальных знаний и умений, но и художественно – эстетическое развитие и морально –нравственное становление личности школьника. По этой причине оценка складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнений практических, творческих, проектных работ. Основными способами и средствами проверки и оценки является выполнение заданий базового уровня, и задания повышенного уровня, требующие специальные умения. Учитывается активность при выполнении творческой работы. Выполнение таких заданий предполагает разнообразные формы: письменная или устная, индивидуальная или коллективная.
Оценка образовательных результатов является накопительной, отражающей динамику учебных достижений и личного развития каждого ученика, с учетом не только качества выполнения задания, но и инициативности при участии в коллективных работах, активности во время работы и во внеурочной деятельности, оригинальность мышления и способов выражения в творческом продукте.
Так же как в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
К образовательным технологиям, методам и приемам деятельностного типа относятся:
· проблемно-диалогическая технология;
· технология оценивания;
· работа в группах (учебное сотрудничество);
· ИКТ-технологиии другие.
Формирование УУД проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Общая характеристика учебного предмета
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно – педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждого вида искусства.
Тема 7 класса– «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств, в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет "Изобразительное искусство" включено в предметную область «Искусство». Учебным планом школы предусмотрено изучение предмета в объеме 1 учебный час в неделю, всего 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно –творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• осознавать значение искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• приобретёт опыт создания художественного образа в архитектуре и дизайне;
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике.
• понимать историческую ретроспективу становления дизайна, как нового вида изобразительного искусства.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
• понимать роль и значение памятников архитектуры,
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики архитектурные образы:
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать виды дизайна;
• анализировать и выделять особенности архитектурных стилей;
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Содержание курса
Дизайн и архитектура в жизни человека.
Архитектура и дизайн –конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной
композиции.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет - элемент композиционного творчества.
Буква - строка –текст. Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
Объект и пространство. От плоского изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: частью целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека.
Город сквозь времени страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно- вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
Ты- архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование.
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или … шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
Моделируя себя, моделируешь мир
Тематическое планирование 7-е классы
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
|
Теоретические |
Практические |
||||
1. |
Архитектура и дизайн –конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры.
|
9 |
1 |
8 |
Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объемно – пространственных композиций. Составлять плоскостные композиции из геометрических фигур по принципу симметрии или динамического равновесия. Понимать роль прямых линий в организации пространства. Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных видах искусства. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово в качестве элемента графической композиции. Понимать и объяснять образно –информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. |
2. |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
|
7 |
1 |
6 |
Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. Осознавать взаимное влияние объемов и их сочетание на образный характер постройки. Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. Иметь представление о главных архитектурных элементах здания. Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Понимать и объяснять взаимосвязь формы и материала. Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объекта архитектуры и дизайна. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, архитектуре и дизайне. |
3. |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека.
|
10 |
2 |
8 |
Иметь общее представление об особенностях архитектурно – художественных стилей разных эпох. Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные практические работы. Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест, а также индивидуальных помещений. Создавать практические работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно – парковой архитектуры. |
4. |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование.
|
8 |
1 |
7 |
Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами. Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно –архитектурный композиционный замысел. Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике. Понимать и объяснять, в чем разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом. Уметь воспринимать и понимать причёску и макияж как единое композиционное целое. Объяснять связи имидж – дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, политикой и т.д. Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течении учебного года. |
итого |
34 |
5 |
29 |
|
Описание учебно –методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно –методическое обеспечение.
Учебник. А. С. Питерских, Г.Е. Гуров «Дизайн и архитектура в жизни человека» Под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2019 год.
Материально – техническое обеспечение.
№ |
Наименование объектов и средств материально –технического обеспечения |
Количество |
Примечания |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|||||
1 |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования |
д |
Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно- методического обеспечения кабинета изобразительного искусства
|
||
2 |
Примерная программа по изобразительному искусству |
д |
|||
3 |
Рабочие программы по изобразительному искусству |
д |
|||
4 |
Учебно- методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства |
к |
При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству |
||
5 |
Учебники по изобразительному искусству |
к |
|
||
6 |
Учебно –наглядные пособия. |
ф |
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов-д, |
||
2. Печатные пособия |
|||||
7 |
Портреты русских и зарубежных художников.
|
д
|
Комплекты портретов могут содержаться в настенном варианте, изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
||
8 |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
д |
|
||
9 |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно –прикладному искусству |
д |
|||
3. Информационно-коммуникационные средства |
|||||
10 |
Игровые художественные компьютерные программы |
|
|
||
4. Технические средства обучения (ТСО) |
|||||
11 |
Телевизор |
д |
С диагональю не менее 72 см |
||
12 |
Видеомагнитофон |
д |
|
||
13 |
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением |
д |
|
||
14 |
Слайд -проектор |
д |
Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон |
||
15 |
Мультимедиа-проектор |
д |
|
||
16 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью |
д |
|
||
5. Экранно –звуковые пособия |
|||||
|
|||||
17 |
Видеофильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно – прикладное искусство; художественные технологии |
д |
По одному каждого наименования |
||
18 |
Презентации на CDилиDVD – дисках: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по народным промыслам; по декоративно –прикладному искусству; по творчеству художников |
д |
Произведения пластических искусств в исторической репроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой |
||
6. Учебно –практическое оборудование |
|||||
19 |
Мольберты |
к |
|
||
20 |
Емкости для воды |
к |
|
||
7. Модели и натурный фонд |
|||||
21 |
Муляжи фруктов(комплект) |
д |
|
||
22 |
Муляжи овощей (комплект) |
д |
|
||
70 |
Гипсовые геометрические тела |
д |
|
||
71 |
Гипсовые орнаменты |
д |
Три –четыре вида |
||
73 |
Античные головы |
д |
Четыре вида |
||
8. Специализированная учебная мебель |
|||||
83 |
Столы рисовальные |
к |
|
||
84 |
Стулья |
к |
|
||
86 |
Стеллажи для книг и оборудования |
д |
|
||
87 |
Мебель для проекционного оборудования |
д |
|
||
88 |
Мебель для хранения таблиц и плакатов |
д |
|
||
Количество указанных средств и объектов учитывает средний расчёт наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д–демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект;
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся 96-7 экз.).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании основной школы учащиеся должны:
7 класс:
• уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
• понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
• знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
• конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
• моделировать в своем творчестве основные этапы художественно- производственного процесса в конструктивных искусствах;
• работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
• конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
• владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы;
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценивания являются:
· соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов, обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
· динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Одним из методов оценки личностных результатов, обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, регламентированным Положением о портфолио обучающегося ступени основного общего образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе не персонифицированных мониторинговых исследований.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:
· решение задач творческого и поискового характера;
· учебное проектирование;
· проверочные, контрольные работы по предметам;
· комплексные работы на меж предметной основе и др.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.
· «5» -обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
· «4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
· «3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.
· «2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня.
· «1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня.
Календарно-тематическое планирование в 7 «а» классе.
№ п/п |
Время проведения |
Кол-во часов |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Форма контроля |
||
План |
Факт. |
Предметные |
Метапредметные универсальные учебные действия |
||||
Архитектура и дизайн –конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры. |
|||||||
1. |
03.09.21 |
|
1. |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. |
Знать: определение композиции и её закономерности; типы композиций. центр композиции, доминанта. Научиться создавать уравновешенную композицию из простых геометрических фигур. Познакомиться с творчеством художников абстракционистов. |
Осуществлять поиск информации для анализа произведений архитектуры и дизайна. Уметь выделять существенные признаки в разных типах композиции. Уметь строить рассуждения об абстрактном искусстве. Уметь оценивать правильность своих действий при выполнении задания и уметь вносить изменения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Понимать возможность различных позиций других людей. Уметь задавать вопросы. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. |
Проверка практической работы |
2. |
10.09.21 |
|
1. |
Прямые линии и организация пространства.
|
Знать образно – художественную осмысленность простейших плоскостных композиций. Продолжить знакомство с творчеством художников абстракционистов. Развитие навыков составления плоскостной композиции с введением в неё прямых линий. |
Уметь ориентироваться в разных типах композиции. Уметь находить варианты и способы решения задачи, по составлению динамичной композиции. Понимать и сохранять учебную задачу. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. |
Проверка практической работы |
3. |
17.09.21 |
|
1. |
Цвет - элемент композиционного творчества.
|
Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Уметь применять локальный цвет при создании композиции; Уметь определять и использовать в творческой работе средства художественной выразительности. |
Понимать и уметь строить рассуждения о функциональности цвета в конструктивных видах искусства. Уметь анализировать и объяснять значение локального цвета, контраста, цветового акцента, ритма в композиции. Выполнять учебные действия согласно поставленной цели. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Уметь формулировать и задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
4. |
24.09.21 |
|
1. |
Буква - строка –текст. Искусство шрифта.
|
Знать определение шрифта. Уметь определять способы и материалы написания букв. Понимать образную эмоциональность шрифта –как элемента композиции. Используя разные художественные материалы, цвет, добиться эмоциональной выразительности буквы |
Уметь строить рассуждения в форме простых суждений о значении шрифта в композиции. Уметь сравнивать и классифицировать типы шрифтов. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей творческой работы. Уметь анализировать свою работу и работу одноклассников. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
5. |
01.10.21 |
|
1. |
Буква - строка –текст. Искусство шрифта.
|
Уметь составлять композицию из букв, с применением разных способов их написания. Сделать букву или надпись центром композиции (доминантой). Отработать навыки написания шрифта пером, кистью, маркером. |
Уметь ориентироваться на разнообразии способов решения задачи. Находить самостоятельно способ решения творческого задания. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результата. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь задавать вопросы.
|
Проверка практической работы |
6.
|
08.10.21 |
|
1.
|
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
|
Знать: - искусство композиции лежит в основе графического дизайна; -отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины. Виды плаката. Уметь применять правила дизайнерской грамоты. |
Анализировать и классифицировать плакат по видам. Доказывать принадлежность плаката к тому или иному виду по определённым признакам. В творческую работу вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок. Владеть диалогической формой речи, уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
7. |
15.10.21 |
|
1. |
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
|
Знать: понятие коллажа. Использовать шрифт, как элемент коллажа в композиции. Уметь применять опыт составления динамичной композиции с ярким акцентом в творческой работе. |
Использовать знаково – символические средства для создания коллажа. Уметь ориентироваться в формате листа. Уметь адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Проверка практической работы |
8. |
22.10.21 |
|
1. |
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм дизайна.
|
Знать историю полиграфии, изобразительный стиль книги или журнала. Уметь составлять композицию с шрифтом для создания макета обложки книги или журнала. |
Уметь анализировать и сравнивать объекты (обложки книг и журналов), выделять общее и особенности. Принимать и сохранять учебную задачу по выполнению эскиза обложки книги или журнала. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь задавать вопросы.
|
Проверка практической работы |
9. |
29.10.21 |
|
1. |
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм дизайна. |
Знать способы работы в технике коллажа. Уметь применять разные художественные материалы для достижения выразительности композиции.
|
Уметь ориентироваться в большом количестве материалов и способов выполнения коллажа. Находить необходимые материалы и средства для составления лаконичной обложки в технике коллаж. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Проверка практической работы |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. |
|||||||
10. |
12.11.21 |
|
1. |
Объект и пространство. От плоского изображения к объёмному макету.
|
Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Знать, что такое макет и его значение в архитектуре. Уметь читать плоскостные композиции. Уметь изображать баланс объёмов на плоскости. |
Уметь анализировать объекты по внешним признакам, находить и выделять общее. Анализировать способы создания различных макетов. Объяснять роль чертежа. Осуществлять пошаговый контроль при выполнении задания. Адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь задавать вопросы. Строить монологические высказывания. |
Проверка практической работы |
11. |
19.11.21 |
|
1. |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
|
Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Уметь подобрать способ изображения материала, образно выражающего природную среду. Уметь показывать рельеф в эскизе. |
Уметь анализировать полученную информацию, выделять главное и использовать в работе. Уметь выдвигать свои гипотезы и их обосновывать. Уметь планировать свои действия с учетом поставленной задачи. Поэтапно выполнять учебные действия. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
12. |
26.11.21 |
|
1. |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
|
Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм). Модуль – как элемент здания. Уметь моделировать в объёме. |
Осознанно ориентироваться в выборе объемов (модулей) для создания композиции (макета здания). Уметь оценивать правильность выполнения задания на всех этапах работы. Вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Проверка практической работы |
13. |
03.12.21 |
|
|
Важнейшие архитектурные элементы здания.
|
Знать и называть главные архитектурные элементы здания. Знать историю развития главных архитектурных элементов здания. Понимать их роль в архитектурной постройке. Уметь изображать элементы здания. |
Осуществлять поиск необходимой информации. Ориентироваться в разнообразии вариантов решения композиции. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Проверка практической работы |
14. |
10.12.21 |
|
1. |
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
|
Знать:-определением красоты как наиболее полного выявления функции вещи ; понятие инсталляция. Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения. Уметь сочетать образное и рациональное. Понимать, что дизайн вещи -это искусство и социальное проектирование. |
Уметь сравнивать и классифицировать вещи по красоте и рациональности. Выделять приоритетную функцию и недостатки дизайна вещи. Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать. Планировать свои действия согласно поставленной задаче. Понимать возможность различных позиций других людей. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Проверка практической работы |
15. |
17.12.21 |
|
1. |
Форма и материал.
|
Знать и объяснять –особенности влияния технологии на изменение формы вещи; -анализировать и выявлять взаимосвязь формы и материала. Уметь изображать возможное соединение разнообразных материалов и форм в вещи. |
Уметь ориентироваться в многообразии способов решения фантазийного задания. Уметь осуществлять анализ придуманных вещей и их признаков. Адекватно воспринимать оценку учителя. Вносить коррективы с учетом сделанных ошибок. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Проверка практической работы |
16. |
24.12.21 |
|
1. |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
|
Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства. Уметь работать по воображению. |
Уметь ориентироваться в многообразии способов решения творческой задачи. Уметь анализировать этапы выполнения работы, осуществлять пошаговый и итоговый контроль работы. Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания. |
Проверка практической работы |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека. |
|||||||
17. |
14.01.22 |
|
1. |
Город сквозь времени страны. Образы материальной культуры прошлого.
|
Знать основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм; Знать памятники архитектуры в разных странах и в России. Уметь зарисовывать историческое здание с передачей особенностей его стиля. |
Осуществлять поиск необходимой информации о стилях архитектуры в учебнике. Уметь анализировать архитектурные постройки и выделять существенные признаки каждого стиля. Осуществлять пошаговый контроль своей деятельности. Выполнять учебные действия согласно поставленной задаче. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
18. |
21.01.22 |
|
1. |
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
|
Знать имена архитекторов 20 века. Уметь анализировать архитектуру разных стилей. Уметь создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами. |
Ориентироваться в разнообразии современных направлений в архитектуре. Понимать роль материалов и технических достижений в строительстве. Уметь работать по воображению. Вносить изменения в работу с учетом сделанных ошибок. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
Проверка практической работы |
19. |
28.01.22 |
|
1. |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
|
Знать различные композиционные виды планировки города. Познакомиться с историческими формами планировки городов и их связью с образом жизни людей. Понятие микрорайон, улица, пешеходная зона. Понимать роль цвета в формировании пространства. Уметь создавать план микрорайона с учетом всей инфраструктуры. |
Осуществлять поиск необходимой информации по планировке микрорайона в разных источниках. Ориентироваться в выборе способа решения задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
20. |
04.02.22 |
|
1. |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
|
Закрепить знания по планировке города. Понять необходимость сохранения исторических частей города. Уметь проектировать пешеходную зону, как необходимый элемент современного города. Применять разные художественные материалы в творческой работе. |
Осуществлять поиск информации о элементах пешеходной зоны. Характеризовать значение стилей в создании проекта зоны. Вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
Проверка практической работы |
21. |
18.02.22 |
|
1. |
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
|
Знать особенности малой архитектуры и архитектурного дизайна среды. Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами. |
Объяснять связь между архитектурой города и человеком. Находить ответы на поставленные вопросы в разных источниках. Уметь оценивать правильность выполнения творческой работы согласно поставленной задаче. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
22. |
25.02.22 |
|
1. |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно- вещной среды интерьера.
|
Знать особенности организации интерьеров общественных. Жилых и производственных зданий. Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению. |
Объяснять историчность и социальность интерьера. Ориентироваться в в разнообразии видов интерьеров. Оценивать правильность выполнения своей работы по проектированию интерьера. Адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь формулировать собственное мнение и позицию
|
Проверка практической работы |
23. |
04.03.22 |
|
1.
|
Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
|
Знать термин ландшафтная архитектура. Уметь создавать элементы ландшафтной архитектуры. С помощью разных графических материалов спроектировать фонтан для парка. сквера или бульвара. Знать фонтаны Петергофа. |
Ориентироваться в способе решения творческой задачи (выбор художественной техники и материала) Уметь анализировать объекты и выделять существенные признаки. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей работы. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
|
Проверка практической работы |
24. |
11.03.22 |
|
1.
|
Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
|
Мост- как элемент ландшафтной архитектуры. Знать виды мостов и их инженерные особенности. Уметь изображать мост характерного вида (подвесной, арочный, вантовый, понтонный и т.д.) в ландшафте местности. |
Уметь находить информацию о видах мостов. Анализировать виды конструктивных особенностей мостов и их внешний вид. Уметь оценивать и анализировать свой результат работы. Адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
|
Проверка практической работы |
25. |
18.03.22 |
|
1. |
Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
|
Беседка и её виды в ландшафтной архитектуре. Эстетическая составляющая беседки в городской ландшафтной архитектуре. Работа с объёмами в композиции, бумаг пластика. Проект беседки из бумаги. |
Ориентироваться в выборе способов решения творческой задачи. Уметь синтезировать части в целое. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания.
|
Проверка практической работы |
26. |
01.04.22 |
|
1. |
Ты- архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
|
Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве. Уметь создавать сложную архитектурную композицию в группе. |
Уметь синтезировать части в целое, использование модулей, фактур и разных материалов. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
Проверка практической работы |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование. |
|||||||
27. |
08.04.22 |
|
1. |
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь , и я скажу , какой у тебя дом.
|
Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать с графическими материалами при моделировании архитектурного объекта. Изображать план квартиры. |
Ориентироваться в новом материале. Находить и аргументировать значение функционального деление пространства в интерьере. Уметь строить грамотное рассуждение на тему функционала зон в квартире, комнате. Учитывать основные зонирования пространства при разработке собственного проекта. Адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
28. |
15.04.22 |
|
1. |
Интерьер, который мы создаём.
|
Знать принципы организации пространства квартиры. Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно – архитектурный замысел и композиционно – стилевое начало помещения. Применять навыки работы разными художественными материалами. Опираться на умение составлять композицию. |
Находить необходимую информацию о дизайне комнаты. Анализировать способы организации пространства в разных проектах дизайнеров. Уметь доказывать необходимость той или иной функциональной зоны помещения. Осуществлять пошаговый контроль выполнения собственной творческой работы. Выделять основные этапы работы над проектом. Аргументировать выбор материалов. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь учитывать разные мнения. |
Проверка практической работы |
29. |
22.04.22 |
|
1. |
Пугало в огороде, или … шёпот фонтанных струй.
|
Знать композиционные приемы паркового дизайна разных стилей .фитодизайна. Уметь использовать разнообразные художественные материалы для передачи стиля сада. |
Уметь работать с полученной информацией о ландшафтном дизайне сада. Анализировать информацию о способах выражения стиля сада. Выдвигать собственные гипотезы о развитии садово –паркового дизайна. Уметь оценивать собственный результат работы, и результат работы одноклассников. Уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
30. |
29.04.22 |
|
1. |
Мода, культура и ты. Итоговая контрольная работа «Дизайн и архитектура в жизни человека» |
Иметь представление о технологии создания одежды. Применять законы композиции в одежде. Уметь работать над эскизом костюма. Совершенствовать приемы работы различными материалами. |
Анализировать полученную информацию о технологии создания одежды. Уметь строить рассуждения о видах одежды и их роли в современной жизни. Аргументировать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием. При работе над эскизом осуществлять пошаговый контроль для достижения нужного результата. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
Проверка практической работы |
31. |
06.05.22 |
|
1. |
Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.
|
Расширить представление о конструктивных особенностях одежды. Фигура и силуэт. Уметь создавать костюм для разных типов фигур. |
Ориентироваться на возможность решения задачи разными способами. Умение находить главное в композиции костюма. Необходимость акцентов в костюме. Уметь строить собственные рассуждения конструкции костюма и роли акцентов. Принимать и сохранять учебную задачу о разработке эскиза костюма согласно типу фигуры. Уметь оценивать собственный результат работы, и результат работы одноклассников. Уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
32. |
13.05.22 |
|
1. |
Встречают по одёжке.
|
Понимать демократичность в моде. Принцип функциональности. Уметь трансформировать одежду. Совершенствование навыков работы в технике коллаж. |
Ориентироваться на возможность решения задачи разными способами. Уметь сравнивать эскизы и фотографии одежды. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
|
33. |
20.05.22 |
|
1. |
Автопортрет на каждый день.
|
Понимать и объяснять в чем разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. Знать, что грим и причёска являются продолжением костюма. Профессия стилиста и визажиста. |
Анализировать информацию о профессии визажиста и гримёра. Воспринимать и понимать макияж и причёску как единое целое. Строить рассуждения о значении грима и макияжа. В практической работе вносить изменения с учетом сделанных ошибок. Уметь оценивать собственный результат работы, и результат работы одноклассников. Уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
34. |
27.05.22 |
|
1. |
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
|
Уметь создавать имидж человека в группе, опираясь на свой визуальный опыт и опыт одноклассников. Понимать связь имидж –дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. |
Уметь строить рассуждения о роли имиджа в современном мире. Уметь анализировать примеры имиджа с выделением существенных и необходимых признаков. Оценивать правильность выполнения действий по созданию имиджа в рабочей группе. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь формулировать собственное мнение. |
Проверка практической работы |
Календарно-тематическое планирование в 7 «б» и 7 «в» классах.
№ п/п |
Время проведения |
Кол-во часов |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Форма контроля |
||
План |
Факт. |
Предметные |
Метапредметные универсальные учебные действия |
||||
Архитектура и дизайн –конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры. |
|||||||
1. |
08.09.21 |
|
1. |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. |
Знать: определение композиции и её закономерности; типы композиций. центр композиции, доминанта. Научиться создавать уравновешенную композицию из простых геометрических фигур. Познакомиться с творчеством художников абстракционистов. |
Осуществлять поиск информации для анализа произведений архитектуры и дизайна. Уметь выделять существенные признаки в разных типах композиции. Уметь строить рассуждения об абстрактном искусстве. Уметь оценивать правильность своих действий при выполнении задания и уметь вносить изменения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Понимать возможность различных позиций других людей. Уметь задавать вопросы. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. |
Проверка практической работы |
2. |
15.09.21 |
|
1. |
Прямые линии и организация пространства.
|
Знать образно – художественную осмысленность простейших плоскостных композиций. Продолжить знакомство с творчеством художников абстракционистов. Развитие навыков составления плоскостной композиции с введением в неё прямых линий. |
Уметь ориентироваться в разных типах композиции. Уметь находить варианты и способы решения задачи, по составлению динамичной композиции. Понимать и сохранять учебную задачу. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. |
Проверка практической работы |
3. |
22.09.21 |
|
1. |
Цвет - элемент композиционного творчества.
|
Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Уметь применять локальный цвет при создании композиции; Уметь определять и использовать в творческой работе средства художественной выразительности. |
Понимать и уметь строить рассуждения о функциональности цвета в конструктивных видах искусства. Уметь анализировать и объяснять значение локального цвета, контраста, цветового акцента, ритма в композиции. Выполнять учебные действия согласно поставленной цели. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Уметь формулировать и задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
4. |
29.09.21 |
|
1. |
Буква - строка –текст. Искусство шрифта.
|
Знать определение шрифта. Уметь определять способы и материалы написания букв. Понимать образную эмоциональность шрифта –как элемента композиции. Используя разные художественные материалы, цвет, добиться эмоциональной выразительности буквы |
Уметь строить рассуждения в форме простых суждений о значении шрифта в композиции. Уметь сравнивать и классифицировать типы шрифтов. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей творческой работы. Уметь анализировать свою работу и работу одноклассников. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
5. |
06.10.21 |
|
1. |
Буква - строка –текст. Искусство шрифта.
|
Уметь составлять композицию из букв, с применением разных способов их написания. Сделать букву или надпись центром композиции (доминантой). Отработать навыки написания шрифта пером, кистью, маркером. |
Уметь ориентироваться на разнообразии способов решения задачи. Находить самостоятельно способ решения творческого задания. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результата. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь задавать вопросы.
|
Проверка практической работы |
6.
|
13.10.21 |
|
1.
|
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
|
Знать: - искусство композиции лежит в основе графического дизайна; -отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины. Виды плаката. Уметь применять правила дизайнерской грамоты. |
Анализировать и классифицировать плакат по видам. Доказывать принадлежность плаката к тому или иному виду по определённым признакам. В творческую работу вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок. Владеть диалогической формой речи, уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
7. |
20.10.21 |
|
1. |
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
|
Знать: понятие коллажа. Использовать шрифт, как элемент коллажа в композиции. Уметь применять опыт составления динамичной композиции с ярким акцентом в творческой работе. |
Использовать знаково – символические средства для создания коллажа. Уметь ориентироваться в формате листа. Уметь адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Проверка практической работы |
8. |
27.10.21 |
|
1. |
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм дизайна.
|
Знать историю полиграфии, изобразительный стиль книги или журнала. Уметь составлять композицию с шрифтом для создания макета обложки книги или журнала. |
Уметь анализировать и сравнивать объекты (обложки книг и журналов), выделять общее и особенности. Принимать и сохранять учебную задачу по выполнению эскиза обложки книги или журнала. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь задавать вопросы.
|
Проверка практической работы |
9. |
10.11.21 |
|
1. |
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм дизайна. |
Знать способы работы в технике коллажа. Уметь применять разные художественные материалы для достижения выразительности композиции.
|
Уметь ориентироваться в большом количестве материалов и способов выполнения коллажа. Находить необходимые материалы и средства для составления лаконичной обложки в технике коллаж. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Проверка практической работы |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. |
|||||||
10. |
17.11.21 |
|
1. |
Объект и пространство. От плоского изображения к объёмному макету.
|
Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Знать, что такое макет и его значение в архитектуре. Уметь читать плоскостные композиции. Уметь изображать баланс объёмов на плоскости. |
Уметь анализировать объекты по внешним признакам, находить и выделять общее. Анализировать способы создания различных макетов. Объяснять роль чертежа. Осуществлять пошаговый контроль при выполнении задания. Адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь задавать вопросы. Строить монологические высказывания. |
Проверка практической работы |
11. |
24.11.21 |
|
1. |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
|
Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Уметь подобрать способ изображения материала, образно выражающего природную среду. Уметь показывать рельеф в эскизе. |
Уметь анализировать полученную информацию, выделять главное и использовать в работе. Уметь выдвигать свои гипотезы и их обосновывать. Уметь планировать свои действия с учетом поставленной задачи. Поэтапно выполнять учебные действия. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
12. |
01.12.21 |
|
1. |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
|
Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм). Модуль – как элемент здания. Уметь моделировать в объёме. |
Осознанно ориентироваться в выборе объемов (модулей) для создания композиции (макета здания). Уметь оценивать правильность выполнения задания на всех этапах работы. Вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Проверка практической работы |
13. |
08.12.21 |
|
|
Важнейшие архитектурные элементы здания.
|
Знать и называть главные архитектурные элементы здания. Знать историю развития главных архитектурных элементов здания. Понимать их роль в архитектурной постройке. Уметь изображать элементы здания. |
Осуществлять поиск необходимой информации. Ориентироваться в разнообразии вариантов решения композиции. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Проверка практической работы |
14. |
15.12.21 |
|
1. |
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
|
Знать:-определением красоты как наиболее полного выявления функции вещи ; понятие инсталляция. Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения. Уметь сочетать образное и рациональное. Понимать, что дизайн вещи -это искусство и социальное проектирование. |
Уметь сравнивать и классифицировать вещи по красоте и рациональности. Выделять приоритетную функцию и недостатки дизайна вещи. Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать. Планировать свои действия согласно поставленной задаче. Понимать возможность различных позиций других людей. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Проверка практической работы |
15. |
22.12.21 |
|
1. |
Форма и материал.
|
Знать и объяснять –особенности влияния технологии на изменение формы вещи; -анализировать и выявлять взаимосвязь формы и материала. Уметь изображать возможное соединение разнообразных материалов и форм в вещи. |
Уметь ориентироваться в многообразии способов решения фантазийного задания. Уметь осуществлять анализ придуманных вещей и их признаков. Адекватно воспринимать оценку учителя. Вносить коррективы с учетом сделанных ошибок. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Проверка практической работы |
16. |
29.12.21 |
|
1. |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
|
Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства. Уметь работать по воображению. |
Уметь ориентироваться в многообразии способов решения творческой задачи. Уметь анализировать этапы выполнения работы, осуществлять пошаговый и итоговый контроль работы. Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания. |
Проверка практической работы |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека. |
|||||||
17. |
12.01.22 |
|
1. |
Город сквозь времени страны. Образы материальной культуры прошлого.
|
Знать основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм; Знать памятники архитектуры в разных странах и в России. Уметь зарисовывать историческое здание с передачей особенностей его стиля. |
Осуществлять поиск необходимой информации о стилях архитектуры в учебнике. Уметь анализировать архитектурные постройки и выделять существенные признаки каждого стиля. Осуществлять пошаговый контроль своей деятельности. Выполнять учебные действия согласно поставленной задаче. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
18. |
19.01.22 |
|
1. |
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
|
Знать имена архитекторов 20 века. Уметь анализировать архитектуру разных стилей. Уметь создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами. |
Ориентироваться в разнообразии современных направлений в архитектуре. Понимать роль материалов и технических достижений в строительстве. Уметь работать по воображению. Вносить изменения в работу с учетом сделанных ошибок. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
Проверка практической работы |
19. |
26.01.22 |
|
1. |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
|
Знать различные композиционные виды планировки города. Познакомиться с историческими формами планировки городов и их связью с образом жизни людей. Понятие микрорайон, улица, пешеходная зона. Понимать роль цвета в формировании пространства. Уметь создавать план микрорайона с учетом всей инфраструктуры. |
Осуществлять поиск необходимой информации по планировке микрорайона в разных источниках. Ориентироваться в выборе способа решения задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
20. |
02.02.22 |
|
1. |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
|
Закрепить знания по планировке города. Понять необходимость сохранения исторических частей города. Уметь проектировать пешеходную зону, как необходимый элемент современного города. Применять разные художественные материалы в творческой работе. |
Осуществлять поиск информации о элементах пешеходной зоны. Характеризовать значение стилей в создании проекта зоны. Вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
Проверка практической работы |
21. |
09.02.22 |
|
1. |
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
|
Знать особенности малой архитектуры и архитектурного дизайна среды. Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами. |
Объяснять связь между архитектурой города и человеком. Находить ответы на поставленные вопросы в разных источниках. Уметь оценивать правильность выполнения творческой работы согласно поставленной задаче. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
22. |
23.02.22 |
|
1. |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно- вещной среды интерьера.
|
Знать особенности организации интерьеров общественных. Жилых и производственных зданий. Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению. |
Объяснять историчность и социальность интерьера. Ориентироваться в в разнообразии видов интерьеров. Оценивать правильность выполнения своей работы по проектированию интерьера. Адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь формулировать собственное мнение и позицию
|
Проверка практической работы |
23. |
02.03.22 |
|
1.
|
Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
|
Знать термин ландшафтная архитектура. Уметь создавать элементы ландшафтной архитектуры. С помощью разных графических материалов спроектировать фонтан для парка. сквера или бульвара. Знать фонтаны Петергофа. |
Ориентироваться в способе решения творческой задачи (выбор художественной техники и материала) Уметь анализировать объекты и выделять существенные признаки. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей работы. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
|
Проверка практической работы |
24. |
09.03.22 |
|
1.
|
Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
|
Мост- как элемент ландшафтной архитектуры. Знать виды мостов и их инженерные особенности. Уметь изображать мост характерного вида (подвесной, арочный, вантовый, понтонный и т.д.) в ландшафте местности. |
Уметь находить информацию о видах мостов. Анализировать виды конструктивных особенностей мостов и их внешний вид. Уметь оценивать и анализировать свой результат работы. Адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
|
Проверка практической работы |
25. |
16.03.22 |
|
1. |
Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
|
Беседка и её виды в ландшафтной архитектуре. Эстетическая составляющая беседки в городской ландшафтной архитектуре. Работа с объёмами в композиции, бумаг пластика. Проект беседки из бумаги. |
Ориентироваться в выборе способов решения творческой задачи. Уметь синтезировать части в целое. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания.
|
Проверка практической работы |
26. |
23.03.22 |
|
1. |
Ты- архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
|
Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве. Уметь создавать сложную архитектурную композицию в группе. |
Уметь синтезировать части в целое, использование модулей, фактур и разных материалов. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
Проверка практической работы |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование. |
|||||||
27. |
06.04.22 |
|
1. |
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
|
Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать с графическими материалами при моделировании архитектурного объекта. Изображать план квартиры. |
Ориентироваться в новом материале. Находить и аргументировать значение функционального деление пространства в интерьере. Уметь строить грамотное рассуждение на тему функционала зон в квартире, комнате. Учитывать основные зонирования пространства при разработке собственного проекта. Адекватно воспринимать оценку учителя. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Проверка практической работы |
28. |
13.04.22 |
|
1. |
Интерьер, который мы создаём.
|
Знать принципы организации пространства квартиры. Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно – архитектурный замысел и композиционно – стилевое начало помещения. Применять навыки работы разными художественными материалами. Опираться на умение составлять композицию. |
Находить необходимую информацию о дизайне комнаты. Анализировать способы организации пространства в разных проектах дизайнеров. Уметь доказывать необходимость той или иной функциональной зоны помещения. Осуществлять пошаговый контроль выполнения собственной творческой работы. Выделять основные этапы работы над проектом. Аргументировать выбор материалов. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь учитывать разные мнения. |
Проверка практической работы |
29. |
20.04.22 |
|
1. |
Пугало в огороде, или … шёпот фонтанных струй.
|
Знать композиционные приемы паркового дизайна разных стилей .фитодизайна. Уметь использовать разнообразные художественные материалы для передачи стиля сада. |
Уметь работать с полученной информацией о ландшафтном дизайне сада. Анализировать информацию о способах выражения стиля сада. Выдвигать собственные гипотезы о развитии садово –паркового дизайна. Уметь оценивать собственный результат работы, и результат работы одноклассников. Уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
30. |
27.04.22 |
|
1. |
Мода, культура и ты. Итоговая контрольная работа «Дизайн и архитектура в жизни человека» |
Иметь представление о технологии создания одежды. Применять законы композиции в одежде. Уметь работать над эскизом костюма. Совершенствовать приемы работы различными материалами. |
Анализировать полученную информацию о технологии создания одежды. Уметь строить рассуждения о видах одежды и их роли в современной жизни. Аргументировать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием. При работе над эскизом осуществлять пошаговый контроль для достижения нужного результата. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
Проверка практической работы |
31. |
04.05.22 |
|
1. |
Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.
|
Расширить представление о конструктивных особенностях одежды. Фигура и силуэт. Уметь создавать костюм для разных типов фигур. |
Ориентироваться на возможность решения задачи разными способами. Умение находить главное в композиции костюма. Необходимость акцентов в костюме. Уметь строить собственные рассуждения конструкции костюма и роли акцентов. Принимать и сохранять учебную задачу о разработке эскиза костюма согласно типу фигуры. Уметь оценивать собственный результат работы, и результат работы одноклассников. Уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
32. |
11.05.22 |
|
1. |
Встречают по одёжке.
|
Понимать демократичность в моде. Принцип функциональности. Уметь трансформировать одежду. Совершенствование навыков работы в технике коллаж. |
Ориентироваться на возможность решения задачи разными способами. Уметь сравнивать эскизы и фотографии одежды. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. |
|
33. |
18.05.22 |
|
1. |
Автопортрет на каждый день.
|
Понимать и объяснять в чем разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. Знать, что грим и причёска являются продолжением костюма. Профессия стилиста и визажиста. |
Анализировать информацию о профессии визажиста и гримёра. Воспринимать и понимать макияж и причёску как единое целое. Строить рассуждения о значении грима и макияжа. В практической работе вносить изменения с учетом сделанных ошибок. Уметь оценивать собственный результат работы, и результат работы одноклассников. Уметь задавать вопросы. |
Проверка практической работы |
34. |
25.05.22 |
|
1. |
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
|
Уметь создавать имидж человека в группе, опираясь на свой визуальный опыт и опыт одноклассников. Понимать связь имидж –дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. |
Уметь строить рассуждения о роли имиджа в современном мире. Уметь анализировать примеры имиджа с выделением существенных и необходимых признаков. Оценивать правильность выполнения действий по созданию имиджа в рабочей группе. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь формулировать собственное мнение. |
Проверка практической работы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Методические пособия для учащихся:
Учебник: А. С, Питерских «Изобразительное искусство» 7 класс. «Дизайн и архитектура в жизни человека» / Под редакцией Б.М. Неменского: Москва, «Просвещение», 2019 г.
Методические пособия для учителя:
1 Учебник: А. С, Питерских «Изобразительное искусство» 7 класс. «Дизайн и архитектура в жизни человека» / Под редакцией Б.М. Неменского: Москва, «Просвещение», 2019 г.
2 Методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС. Майкоп ООО «Качество», 2012
Оценочные материалы
Техническое обеспечение образовательного процесса
1. Материальное обеспечение кабинетов:
Мультимедийный компьютер; Проектор; Экран; Интернет.
2. Программное обеспечение
Операционная система Windows 98/Me(2000/XP)
Редакторы MS Office
Объяснительная записка.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.