Рабочая программа
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
по элективному курсу «Финансовая математика»
10-11 класс
1 час в неделю
предмет, класс, количество часов в неделю, год.
Пояснительная записка
В рамках школьной программы практически не предусмотрено знакомство с началами экономики. Учащиеся, перешагнув школьный порог, не имеют экономической грамоты, которая так необходима для успешного развития каждого гражданина, а значит и страны в целом.
Данный курс- это сочетание математики с началами экономики. Он вооружит учащихся не только дополнительными знаниями, но и поможет успешно ориентироваться в повседневной жизни: от элементарного начисления процентов при использовании потребительского кредита до измерения конечных финансовых результатов той или иной сделки, причем для каждой из участвующих сторон, также учащиеся познакомятся с современной практикой расчетов, применяемых коммерческими банками при начислении процентов.
Предметом изучения финансовой математики являются деньги, ценные бумаги, операции с ними на финансовом рынке и многое другое. Все эти полученные знания помогут школьникам в формировании их экономической культуры.
Цели и задачи курса
- Сформировать у учащихся интерес к экономике.
- Заложить основы экономических знаний.
- Развить способность к аналитическому мышлению.
- Ориентировать на подготовку к осознанному выбору будущей профессии и
способствовать экономическому воспитанию учащихся.
- Побуждать к практическому личному участию в формировании будущего
экономического развития и роста своей страны.
- Осуществить связь теории с практикой и обучение с жизнью.
Данный элективный курс рассчитан на 70 часов.
Содержание курса.
1. Введение-10 ч. Предмет финансовой математики. Современное значение денег. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.
2. Простые проценты-18 ч. Формула начисления простых процентов. Дисконтирование по простым процентам. Переменные ставки простых процентов. Вексель.
3. Сложные проценты-22 ч. Номинальная и эффективная ставки. Плавающие ставки сложных процентов. Решение практических задач. Инфляция.
4. Кредитные операции-15 ч. Погашение потребительского кредита по сложной и простой процентным ставкам, при использовании накопительного фонда и в рассрочку. Ипотечный кредит.
5. Личное страхование-5 ч. Страхование жизни. Пенсионное страхование. Расчет пенсий.
Формы организации учебного процесса.
При организации учебного процесса обеспечена последовательность изучения учебного материала, новые знания опираются на пройденный материал. Закрепление изученного материала проходит в виде уроков-практикумов деловых игр и конференций.
Литература
1. Е. М. Четыркин. Финансовая математика, Издательство Дело, М, 2000 г
2. А. Н. Никулин. Финансовая математика: Практикум , Ульяновск, УлГТУ, 2010г.
3. Учебно-методическое пособие. Математика.9 класс. Итоговая аттестация. Под редакцией Д.А. Мальцева, Народное образование, М. 2013
4. Ю.П. Лукашин Финансовая математика –М,:МЭСИ, 200 г.
5. С.Н. Капельян, О.А. Левкович Основы коммерческих и финансовых расчетов. Минск-АПИ,1999 г.
6. Я.С. Мелкумов . Теоретическое и практическое пособие по финансовым расчетам. М:ИНФРА-М1996 г.
7. А.А. Мицекич Основы финансовой математики. Курс лекций. Москва, 2012г.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
1. Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» http://mat.1september.ru
2. http://icebe.ru/index.shtm Методическое пособие по экономике
3. http://biz.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников по экономике
4. http://www.besh.websib.ru Начала экономики
№ |
Тема урока |
Кол час |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата проведения |
||
План |
Факт |
|||||||
Введение (10 ч.) |
||||||||
1 |
Предмет финансовой математики |
1 |
Установочная лекция |
Знакомятся с учебной дисциплиной - финансовая математика. Находят процент от числа и число по его проценту. Решают экономические задачи из ЕГЭ.
|
Знать: определение процента. Уметь: обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты. Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении. |
|
|
|
2 |
Современное значение денег |
1 |
Урок-дискуссия |
|
|
|||
3 |
Время как фактор в финансовых расчетах. |
1 |
Лекция |
|
|
|||
4 |
Нахождение процента от числа. |
1 |
Комбинированный урок |
|
|
|||
5 |
Нахождение числа по его проценту. |
1 |
Комбинированный урок |
|
|
|||
6 |
Решение задач на концентрацию и процентное содержание. |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|||
7-10 |
Решение экономических задач из сборников ЕГЭ. |
4 |
Практическое занятие |
|
|
|||
Простые проценты (18 ч.) |
||||||||
11 |
Основные понятия кредитной операции. |
1 |
Лекция |
Знакомятся с основными понятиями, которыми оперируют в финансовых вычислениях: процент, процентная ставка , учетная ставка. Разбирают методы начисления простых процентов. Решают задачи. Определяют связь между процентной ставкой и дисконтом. Работают с векселями. Изучают схему вексельного обращения. |
Знать : понятия «простые проценты», дисконтирование, определение векселя. Методы начисления простых процентов. Уметь: начислять простые проценты, определять величину процентной ставки, работать с векселями.
|
|
|
|
12 |
Простые проценты. |
1 |
Лекция с элементами практики |
|
|
|||
11 |
Простые проценты. |
1 |
Практическое занятие |
|
|
|||
14 |
Формула наращения по простым процентам. |
1 |
Лекция |
|
|
|||
15 |
Методы начисления простых процентов. |
1 |
Лекционно-семинарское занятие |
|
|
|||
16 |
Методы начисления простых процентов. |
1 |
Обобщающий урок |
|
|
|||
17 |
Проценты «вперед" и годовая учетная ставка |
1 |
Лекция с элементами практики |
|
|
|||
18 |
Дисконтирование по простым процентам. |
1 |
Лекция |
|
|
|||
19 |
Связь процентных ставок и дисконта. |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|||
20 |
Вексель. Учет векселей. |
1 |
Лекция |
|
|
|||
21 |
Вексель. Учет векселей |
1 |
Практическое занятие |
|
|
|
||
22-23 |
Прямые и обратные задачи при начислении процентов. |
2 |
Урок закрепления знаний |
|
|
|
||
24 |
Определение срока ссуды и величины процентной ставки |
1 |
Комбинированный урок |
|
|
|
||
25 |
Переменные ставки простых процентов. |
1 |
Лекция с элементами практики |
|
|
|
||
26 |
Переменные ставки простых процентов. |
1 |
Обобщающий урок |
|
|
|
||
27-28 |
Решение задач по теме «Простые проценты» |
2 |
Практическое занятие |
|
|
|
||
Сложные проценты ( 22ч.) |
||||||||
29 |
Сложные проценты |
1 |
Лекция |
Знакомятся с историей происхождения сложного процента. Изучают понятия сложного процента и плавающего сложного процента. Вычисляют наращение процентов. Занимаются дисконтированием платежей. Решают практические задачи на сложные проценты. Изучают понятие инфляции, учет инфляции, производные понятия инфляции. |
Знать : определения сложных процентов, наращения процентов, номинальной и эффективных ставок. Уметь : начислять сложные проценты, проводить качественный анализ прироста капитала по простым и сложным процентам. |
|
|
|
30 |
Сложные проценты |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|||
31 |
Номинальная ставка |
1 |
Лекция |
|
|
|||
32 |
Номинальная ставка |
1 |
Комбинированный урок. |
|
|
|||
33 |
Эффективная ставка |
1 |
Лекция |
|
|
|||
34 |
Эффективная ставка |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|||
35-36 |
Решение практических задач при вычислении сложных процентов. |
2 |
Практическое занятие |
|
|
|
||
37 |
Сравнение роста по сложным и простым процентам |
1 |
Урок-дискуссия |
|
|
|
||
38 |
Сравнение роста по сложным и простым процентам |
1 |
Урок-практикум |
|
|
|
||
39-40 |
Решение практических задач по теме «Сложные проценты». |
2 |
Практическое занятие |
|
|
|
||
41-42 |
Дисконтирование по сложным процентам. |
2 |
Лекционно-семинарское занятие |
|
|
|
||
43-44 |
Вычисление процентной ставки и сроков инвестирования |
2 |
Комбинированный урок |
|
|
|
||
45 |
Плавающие ставки сложных процентов |
1 |
Лекция с элементами практики |
|
|
|
||
46 |
Плавающие ставки сложных процентов |
1 |
Обобщающий урок |
|
|
|
||
47 |
Инфляция. Характеристики инфляции. |
1 |
Комбинированный урок |
|
|
|
||
48 |
Учет инфляции. |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|
||
49-50 |
Практическая конференция «Простые и сложные проценты» |
2 |
Творческие мастерские |
|
|
|
||
Кредитные операции (15ч.) |
||||||||
51 |
Виды кредитных операций |
1 |
Лекция |
Знакомятся с понятием потребительского кредита. Изучают доходность потребительского кредита, способы расчета погасительных платежей. Ипотека: общие понятия. Рассчитывают схемы, погашения, снижение суммы ежемесячного платежа. |
Знать :виды кредитных операций, способы погашения потребительского кредита. Уметь: производить расчет погашения потребительского кредита по сложной и простой процентным ставкам. |
|
|
|
52 |
Погашение потребительского кредита по сложной процентной ставке |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|||
53 |
Погашение потребительского кредита по сложной процентной ставке |
1 |
Урок-практикум |
|
|
|||
54 |
Погашение потребительского кредита по простой процентной ставке |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|||
55 |
Погашение потребительского кредита по простой процентной ставке |
1 |
Урок-практикум |
|
|
|||
56 |
Погашение потребительского кредита при использовании накопительного фонда |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|||
57 |
Погашение потребительского кредита при использовании накопительного фонда |
1 |
Урок-практикум |
|
|
|||
58 |
Погашение потребительского кредита в рассрочку |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|
||
59 |
Погашение потребительского кредита в рассрочку |
1 |
Урок-практикум |
|
|
|
||
60 |
Урок-практикум по погашению потребительского кредита |
1 |
Практическое занятие |
|
|
|
||
61 |
Ипотечный кредит: понятие, история, роль в экономике |
1 |
Лекция |
|
|
|
||
62 |
Ипотечный кредит и его применение в современной России |
1 |
Урок-семинар |
|
|
|
||
63 |
Перспективы развития ипотечного кредитования в условиях финансового кризиса. |
1 |
Урок-дискуссия |
|
|
|
||
64-65 |
Расчеты по ипотечным ссудам. |
2 |
Практическое занятие |
|
|
|
||
Личное страхование (5ч.) |
||||||||
66 |
Страхование жизни. |
1 |
Урок-семинар |
Изучают объекты личного страхования, социальное страхование. Производят расчет пенсий. |
Знать : о пенсионном страховании, о возможности формирования собственной пенсии. Уметь : рассчитать собственную пенсию |
|
|
|
67-68 |
Пенсионное страхование. Виды пенсионных схем. |
2 |
Лекционно-семинарское занятие |
|
|
|||
69-70 |
Расчет пенсий. Формирование собственной пенсии |
2 |
Практическое занятие |
|
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.