Рабочая программа учебного предмета "Мировая художественная культура" 10-11 классы

  • docx
  • 10.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабоч программа по МХК 10-11 кл..docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза

 П.И. Николаенко», с. Степное,

Степновского муниципального округа Ставропольского края

 

 

 

 «Утверждаю»

Директор школы

____________ (Н.З. Салакаева)                                                                                                                                      

            

Приказ № 9

от 30.08.2021 г.                                  

 

Рабочая программа учебного предмета

      

«Мировая художественная культура» в 10 «а», 10 «б», 11   классах,

 

                                                  Рабочая программа разработана в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений

 и на основе авторской программы по мировой художественной культуре: «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 5 – 11 класс» / составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010 г.

Срок реализации 2021 – 2022 учебный год

Согласовано на методическом объединении                                                        

Протокол № 1от 30.08.2021 г.

Рук. ШМО___________ (Маматова Е.П.)                                                             

                                                                                                                                     

Составитель:

Маматова Евгения Петровна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории

Подпись разработчика___________    

                                                                                                                                                     

с. Степное, 2021 г.

 

 

Пояснительная записка

В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И. Данилова, 6-е издание стереотипное, Москва, Дрофа, 2010 г.

Учебно-методическая литература:

1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

/ Г.И. Данилова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 г

2. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

/ Г.И. Данилова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 г.

3. Куцман Н.Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г.И.  – М.: Дрофа, 2010 г.

4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.



Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в каждом классе, программа Г.Д.Даниловой ориентирована на 34 часа в 10 м и 11 м классе, поэтому при изучении курса МХК по программе и учебнику Г.Д. Даниловой возможны некоторые сокращения. Часть тем можно объединить в одну, освобождая время для углубленных докладов, сообщений, рефератов, презентаций.

- Общее количество часов в 10 – 11 классах - 34 часов

- Количество часов в неделю - 1 час в неделю

- Проверочных контролирующих уроков 10 класс - 1,

11 класс – 1.



Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип сравнительного рассмотрения главных проблем эпохи, которые воплощены в типологически близких памятниках художественной культуры — артефактах. Например, в Древнем мире в качестве главных проблем выделены проблемы возникновения цивилизаций, проблема происхождения мира, проблема бессмертия, проблема человека.

Учитывая возрастные особенности, при изучении художественных артефактов программа предполагает значительную творческую самостоятельность в их изучении и расширении образовательной базы учащихся путем обращения к межпредметным связям.

Приоритетными целями изучения МХК вообще являются: приобщение к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через общение с искусством во всем комплексе его видов и развитие активно «мыслящего мировоззрения», формирование на основе знакомства с артефактами мировой художественной культуры умения свободно ориентироваться в ее пространстве от истоков (первобытное искусство) - Новейшего времени (вторая половина XX в.); акцентирование внимания при анализе художественно-образного содержания памятников мировой художественной культуры на общечеловеческих ценностных ориентациях, составляющих основу для формирования личностных индивидуальных мировоззренческих позиций; формирование внутренней открытости и лояльности к незнакомому и новому в сочетании с устойчивыми индивидуальными мировоззренческими позициями.



Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

· воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

· овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

· использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.



Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
  • раскрытие художественно-образного языка изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства;
  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообра­зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио­нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое­ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога­щения при сохранении собственного своеобразия.

Построение программы «Мировая художественная культура» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

- принцип историзма;

- принцип опоры на творческий метод (стиль);

- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

- принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф­ференцированном характере заданий: содержание урока, реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкрет­ными задачами их воспитания и развития.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.



Формы и средства контроля

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.











Содержание тем учебного материала в 10 классе

№ п.п

Тема

Часы

Повторительно-обобщающие и проверочные работы

Часы

1

Тема 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И

ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

3

2

Тема 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

АНТИЧНОСТИ

3

3

Тема 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

3

4

Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА

ВОСТОКА

3

5

Тема 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ВОЗРОЖДЕНИЯ

5

Повторительно-обобщающий урок:

МХК от истоков до 17 века.

1

Итого

18









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 10 КЛАСС - 18 ч.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Домашнее задание

 

п

ф

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Тема 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - 3

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое МХК? Цели и задачи курса.

Первые художники Земли.

1

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танцы.

Знание и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец.

Записи обзорной лекции

МХК

Г.И. Данилова

10 класс

Глава 1 с. 3-20

Записи в тетради.

 

2

 

Художественная культура Древней Передней Азии.

1

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Рассказывать и раскрывать собственное видение и представление об архитектуре междуречья, изобразительном искусстве междуречья.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 2 с. 20-31

Подготовить сообщения на выбранную тему.

 

3

 

Художественная культура Древнего Египта. Архитектура Древнего Египта.

1

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе (Хеопса, Хефрена, Менкаура) как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.

Рассмотреть основные направления древнеегипетской архитектуры. Знать выдающиеся памятники мировой культуры. Давать собственную оценку.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Мини-тест

Глава 3 с. 31-35

 

Сообщение

Тестовое задание

 

Тема 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

АНТИЧНОСТИ - 3

 

4

 

Эгейское искусство.

1

Истоки крито-микенской культуры и ее значение. Шедевры эгейской архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.

Знать и уметь характеризовать искусство крито – микенскую культуру в художественно исторической эпохе.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Раздел 2. Античность

Сделать заметки в тетради по главе 6 с. 65-72

 

5

 

Художественная культура Древней Греции. Архитектурный облик Древней Эллады.

1

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь.

Иметь собственное представление о стиле и направлении в архитектуре Древней Греции.

Давать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции.

Индивидуальный опрос

Сообщение

 

Глава 7 с. 72-83

Сообщение

 

6

 

Изобразительное искусство Древней Греции.

1

Скульптура и вазопись архаики.

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Творения Скопаса и Праксителя… Куросы и коры периода архаики.

Уметь раскрыть понятия куросы и коры периода архаики; рассматривать скульптурные творения Скопаса и Праксителя; рассматривать мастеров поздней классики Лисиппа и Леохара; Знать скульптурные творения эллинизма.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Запись в тетради.

Глава 8 с. 84-92

Сообщение

 

Тема 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

СРЕДНИХ ВЕКОВ - 3

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир византийской культуры.

1

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Знать особенности и характерные черты Византийской культуры. Приводить примеры в архитектуре, искусстве мозаики, искусство иконописи, музыке. Уметь сравнивать с культурой Древней Греции и Рима.

Самостоятельная работа в классе с дополнительной литературой

Раздел 3. Средние века

Глава 12

с. 120-129

 

Сделать заметки в тетрадь.

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура западноевропейского средневековья.

1

Романский стиль архитектуры. Архитектура готики. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне.

Уметь сравнивать архитектурные сооружения романского стиля и готического мастерства в архитектуре.

Просмотр СД

Записи

Глава 13

С. 130-140

 

9

 

Изобразительное искусство средних веков.

1

Библейские сюжеты и образы – основа живописной композиции. Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

Уметь рассматривать скульптуры романского и готического стилей. Знать об искусстве витража.

Просмотр СД

Записи

Глава 14

С. 141-149

 

Тема 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА - 3

 

10

 

Художественная культура Индии.

1

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её значение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи. «Махабхарата» и «Рамаяна». Музыкальное и театральное искусство Индии.

Рассматривать шедевры индийского зодчества; искусство живописи; музыкальное и театральное искусство Индии; искусство индийского танца. Делать сравнительный анализ и выводы.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Раздел 4

Глава 20

С. 212-226

 

Доклад на тему «Искусство индийского танца».

 

11

 

Художественная культура Китая.

1

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

Рассматривать шедевры китайской архитектуры; скульптуры Китая; жанры китайской живописи. Делать сравнительный анализ и выводы.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 21

С. 226-238

 

12

 

Искусство страны восходящего солнца (Япония).

1

Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.

Рассматривать шедевры японской архитектуры; садово-парковое искусство; скульптуры нэцкэ; театральное искусство. Делать сравнительный анализ и выводы.

Индивидуальный опрос

Сообщение

 

Глава 22

С. 238-248

Презентация Япония

 

Тема 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ВОЗРОЖДЕНИЯ 5

 

     13

 

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.

1

Джотто – «лучший в мире живописец». Живопись Раннего Возрождения. Творчество Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло. Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве. Владение законами перспективы, теорией пропорций, умение передавать объем на плоскости, знание строения человеческого тела – основные задачи художника.

Уметь рассказать о мастерах проторенессанса; рассматривать личность Джотто, С. Боттичелли. Знать произведения живописи Раннего Возрождения. Давать сравнительную характеристику работам Джотто и Боттичелли, скульптурным шедеврам Донателло.

Просмотр СД

Индивидуальный опрос

Записи

Раздел 5

Глава 24

С. 263-281

Записи в тетради

СД-просмотр

Подготовка сообщения

Глава 25 выборочно

 

14

 

Архитектура итальянского Возрождения.

Итоговая контрольная работа «Искусство эпохи Возрождения»

1

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески - собор Санта-Мария дель Фьере. Другие архитекторы эпохи Возрождения.

Знать особенности и характерные черты культуры эпохи Возрождения. Давать сравнительную характеристику работам Ф. Брунеллески;

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 25

С. 281-293

Сообщения

 

15

 

Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело,

1

Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника. Бунтующий гений Микеланджело

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

Знать особенности творчества Леонардо да Винчи; Микеланджело. Давать описательную характеристику их произведениям.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 26

С. 293-304

Сообщение

 

 

Подготовить проекты на предложенную тему.

 

16

 

Золотой век Возрождения. Рафаэль - «первый среди великих».

1

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.

Знать особенности творчества Рафаэля. Давать описательную характеристику его произведениям.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 26

С. 304-311

Сообщение

 

17

 

Мастера венецианской живописи.

1

Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.

Знать представителей венецианской школы живописи. Основные вехи биографии и творчества Тициана. Уметь описывать художественные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 27

С. 313-318

Сообщение

 

18

 

Повторительно-обобщающий урок:

МХК от истоков до 17 века.

1

Повторение и обобщение пройденного материала по пройденным темам.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства.

Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре. Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения)

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Индивидуальный опрос

Вопросы

Тест

Глава 1-29

Вопросы и задания по пройденным темам

 

 











 

 

 

 

 

 

 





Содержание тем учебного материала в 11 классе

№ п.п

Тема

Часы

Повторительно-обобщающие и проверочные работы

Часы

1

Тема 1. Художественная культура Нового времени 17-18 веков

8

2

Тема 2. Художественная культура конца 19 – 20 века.

6

Обобщающее повторение.

Сочинение-размышление: «Что есть красота?»

1

Итоговая контрольная работа « Мировая художественная культура от XVII века до современности.»

1

Итого

16



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 11 КЛАСС - 16 ч.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ XVII-XVIII ВВ. 8 часов

1

06.09.21

Художественная культура барокко.

1

Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира. Исторические предпосылки возникновения, эстетическая концепция и художественные особенности стиля барокко.

Характерные черты искусства барокко – поиск единства в противоречиях жизни.

Знать художественные стили и направления в искусстве.

Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха».

Лекция

Записи в тетради

Предисловие

с. 3-7

Глава 1.

с. 8-14

2

13.09.21

Архитектура барокко.

1

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Л. Бернини. Архитектурные творения Франческо Растрелли.

Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко,

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма.

Фронтальный опрос

Глава 2

С. 14-23

3

20.09.21

Изобразительное искусство барокко.

1

Характерные черты в живописи барокко. Рубенс – «король живописи» эпохи барокко. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини.

Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 3

С. 23-32

4

27.09.21

Реалистическая живопись Голландии.

1

Многообразие жанров голландской живописи. Творчество Рембрандта блестящего мастера портрета.

Великие мастера голландской живописи.

Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

СД - просмотр

Глава 4

С. 32-46

5

04.10.21

Музыкальная культура барокко.

1

Стиль барокко в итальянской опере. Творчество Баха, Генделя, Вивальди. Русская музыка барокко. Д. Бортнянский.

Знать шедевры музыкальной культуры барокко.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Прослушивание музыки

Глава 5

С. 46-56

6

11.10.21

Художественная культура классицизма и рококо.

1

Ориентация классицизма на Античность. Сдержанность и спокойствие классического стиля. Рококо и сентиментализм.

Знать характерные черты архитектуры классицизма.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Фронтальный опрос

Глава 6

С. 57-64

7

18.10.21

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

1

Характерные черты архитектуры классицизма. Прогулка по Версалю. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир.

Знать характерные черты архитектуры классицизма.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Фронтальный опрос

Глава 7

С. 64-75

8

25.10.21

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

1

Н. Пуссен – основоположник классицизма. Творчество А. Ватто и Ф. Буше. Обращение к мифологической и пасторальной тематике.

Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

СД - просмотр

Глава 8

С. 75-85

Тема II. Художественная культура конца XIX – XX века. 6 часов

9

08.11.21

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.

1

Художественные искания импрессио­нистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведени­ях Э. Дега, О. Ренуара. Ван Гог – последователь импрессионистов.

Знать особенности направлений в искусстве 19 века в Европе.

Уметь отличать художественные стили эпохи (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн). Называть их представителей и работы.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 20

С. 222-241

10

15.11.21

Формирование стиля модерн в европейском искусстве.

1

Модерн — «последняя фаза искусст­ва прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернаци­онального стиля в искусстве. Осо­бенности модерна в различных ви­дах искусства. Архитектурные шедевры А. Гауди, В. Орта, Ф. Шехтеля.

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

Фронтальный опрос

Записи в тетради

Глава 22.

С. 241-256

11

22.11.21

Символ и миф в живописи и музыке.

1

Художественные принципы сим­волизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Сим­вол и миф в живописи. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М. А. Вру­беля. В. Э. Борисов-Мусатов. Музыкальный мир А. Скрябина.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими, слушать.

Индивидуальный опрос

Сообщение Прослушивание музыки

Глава 22

С. 256-270

12

29.11.21

Художественные течения модернизма в живописи.

1

Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 23

С. 271-287

13

06.11.21

Русское изобразительное искусство XX века.

1

Художественные объединения начала века. Мастера русского авангарда – В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими.

Фронтальный опрос

Записи в тетради

Глава 24

С. 287-300

14

13.12.21

Итоговая контрольная работа

«Художественная культура от XVII века до современности»

1

Сочинение-размышление: «Что есть красота?».

Собственное видение сути вопроса. Общий анализ.

Уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры.

Защита проекта

Дискуссия

 

Сочинение-размышление: «Что есть красота?»

15

20.12.21

Искусство советского периода.

1

План монументальной пропаганды. Творчество военных лет.

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

 

Фронтальный опрос

Записи в тетради

Глава 24

С. 300-308

16

27.12.21

Повторительно-обобщающий урок: Мировая художественная культура от XVII века до современности.

1

Повторение и обобщение пройденного материала.

Разбираться в особенностях стилей ХХ века, иметь собственное мнение о красоте и своеобразии работ художников и музыкантов.

Итоговое обобщение

Тест

Итоговое повторение

Зачет





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).



В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать/понимать

• особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

• шедевры мировой художественной культуры;

• основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

• роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь

• сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

• понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

• осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

• уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

• уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;

• ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

• организации личного и коллективного досуга;

• самостоятельного художественного творчества.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.









Перечень учебно-методических средств обучения и дополнительная литература:

1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

4. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура. М., 2005 г.

5. Поурочное планирование по учебнику МХК Рапацкой Л.А. М., 2006 г.

6. Картавцева М.И. Чернышева И.С. Уроки МХК. Практическое пособие. ТЦ «Учитель», Воронеж 2003 г.

7. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.

8. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

9. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

10. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

11.История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.

12. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.

13. СД. Шедевры русской классики.

14. Использование ранее подготовленных материалов и презентаций учащихся.

15. Интернет-ресурсы.