МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
Администрация Красногвардейского Муниципального Округа Ставропольского края
МКОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Руденко С.С.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Купина И.В.
Протокол №8 |
Приказ №130-од |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
(ID 2266748)
учебного
предмета
«Музыка»
для 6 класса
основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Миронова
Нина Викторовна
учитель музыки
п. Медвеженский 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 6 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный
антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и
цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя
интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические
эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых
характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая
степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный
потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим
собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным
способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том
числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в
предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в
свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации,
мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в
свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую
музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном —
уровне.
Музыка — временнóе искусство. В
связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств
личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего
и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует
самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и
воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897,
с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31
декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной
программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020
г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для
полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики,
эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития
человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации
учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы
ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в
общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства
как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих
способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами
изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и
специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и
навыках, в том числе:
а) слушание (расширение
приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной,
рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в
различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных
музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы
вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе
с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение
(пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и
др.);
д) творческие проекты,
музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская
деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета
«Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями),
обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования
и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего
края»;
модуль № 2 «Народное
музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов
мира»;
модуль № 4 «Европейская
классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская
классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы
русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная
музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими
видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального
искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка»
предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и
творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и
др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 6 классе
составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «НАРОДНОЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Россия — наш общий дом
Богатство и разнообразие
фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других
регионов.
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов
России: лирика, эпос, танец.
Фольклор в творчестве
профессиональных композиторов
Народные истоки
композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы
и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыка — зеркало эпохи
Искусство как отражение, с
одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной
эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных
инто-наций, жанров).
Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван Бетховена.
Музыкальный образ
Героические образы в
музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека —судьба
человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили
классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского
дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Увлечение
западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской
культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества
М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и
др.).
История страны и народа в
музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема
служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских
композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки»,
С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Модуль «ЖАНРЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Камерная музыка
Жанры камерной вокальной
музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс,
ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).
Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.
Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных,
инструментальных).
Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования
достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в
части:
Патриотического воспитания:
осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную
культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего
края.
Гражданского
воспитания:
готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения,
отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность
поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного
самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей,
концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни
праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное
искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного
контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического
воспитания:
восприимчивость к различным
видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности,
готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности
творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности
научного познания:
ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной,
культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской
деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале
искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных
явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
Физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни
с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил
личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные
интонационные средства для выражения
своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудового
воспитания:
установка на посильное
активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость
в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
Экологического
воспитания:
повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества.
Личностные результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися
социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной
жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и
творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт,
учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в
разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с
новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и
решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на
перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать
стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный
интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими
психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение
универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные
признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа,
сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов
музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на
основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и
других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния
отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
выявлять общее и особенное,
закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых
при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и
характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и
формулировать выводы по результатам проведённого слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские
действия:
следовать внутренним слухом за
развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные
вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации,
восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и
использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных
явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового
исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с
аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для
запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать,
интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение
для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких
источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
различать тексты
информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с
учебной задачей;
самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация,
театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение
универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как
искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное
содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка
в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном
исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства,
личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться
интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и
значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать
интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные
средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные
элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения,
выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
выражать своё мнение, в том
числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных
текстах;
понимать намерения других,
проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию,
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный
тон диалога;
публично представлять
результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность
(сотрудничество):
развивать навыки эстетически
опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения
и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта,
экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать
преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности,
выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
оценивать качество своего
вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение
универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой
среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части
творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
планировать достижение целей
через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять
план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные
проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять
алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи
с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него
ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для
улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе
стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации),
концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать
эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности
музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность
управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так
и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать
причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно
относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и
вкусам;
признавать своё и чужое право
на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе
улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не
осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную
образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы
универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь
музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую
музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения
отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к
укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в
особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся
участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают
ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной
культуры своего народа);
— понимают роль музыки как
социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения,
включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных
аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Народное
музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные
образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов
Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и
исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух
принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных,
ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь
устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных
музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Европейская
классическая музыка»:
различать на слух произведения
европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность
музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко,
классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе
фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный
образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и
форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не
менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных
сочинений.
Модуль «Русская классическая
музыка»:
различать на слух произведения
русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский
состав;
характеризовать музыкальный
образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и
форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе
фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать
творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Жанры
музыкального искусства»:
различать и характеризовать
жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и
средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять
произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Репертуар |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
для слушания |
для пения |
для |
||||||
Модуль 1. Народное музыкальное творчество России |
|||||||||||
1.1. |
Россия — наш общий дом; |
4 |
0 |
0.5 |
А. Бородин Симфония 2, М. Глинка опера "Руслан и |
РНП Визбор Митяев "Как здорово" |
М. Глинка Хор |
01.09.2022 30.09.2022 |
Знакомство со звучанием фольклорных
образцов близких и далёких Определение на слух:; |
Устный |
www.cd-musica.ru |
1.2. |
Фольклор в |
4 |
0 |
0 |
Н. Римский-Корсаков опера
"Садко" (Колыбельная |
РНП: "Вниз по |
Инсценирование РНП: "Аннушка", "Капустка", "На горе-то лён". |
03.10.2022 28.10.2022 |
Знакомство со звучанием фольклорных
образцов близких и далёких Определение на слух:; Аутентичная манера |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
8 |
|
|||||||||
Модуль 2. Русская классическая музыка |
2.1. |
Золотой век |
4 |
0 |
0.25 |
П. Чайковский Балет Старинные русские романсы: "Гори
гори моя звезда", |
Песни «Чудная пора», «Падают листья», |
П. Чайковский |
07.11.2022 30.11.2022 |
Знакомство с шедеврами русской музыки
XIX века, анализ художественного содержания, |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
2.2. |
История страны и народа в музыке русских
|
3 |
0 |
0.25 |
С. Прокофьев Кантата Мусоргский опера Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы в оркестром) |
А.Новиков Колмановский |
"Казаки в Берлине" (игра на ложках) |
01.12.2022 16.12.2022 |
Знакомство с шедеврами русской музыки
XIX—XX веков, анализ |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
7 |
|
|||||||||
Модуль 3. Европейская классическая музыка |
3.1. |
Музыка — зеркало эпохи |
5 |
0 |
0.25 |
И.С. Бах "Скерцо" из сюиты№2
для флейты с оркестром, Токката и фуга ре минор, В.А. Моцарт Симфония 40, "Маленькая ночная серенада", "Турецкий марш", "Реквием"; Т.Альбинони "Адажио", Н. Паганини "Каприс №24), |
Б. Окуджава Высоцкий |
И. Дунаевский "Марш весёлых ребят" |
19.12.2022 27.01.2023 |
Знакомство с образцами полифонической и |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
3.2. |
Музыкальный образ |
5 |
0 |
0.25 |
Л. Бетховен "Сурок",соната Х.В.Глюк опреа "Орфей и |
Л. Старченко |
РНП "Полянка" (ритмическая |
30.01.2023 10.03.2023 |
Знакомство с Сопереживание |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
10 |
|
|||||||||
Модуль 4. Жанры музыкального искусства |
4.1. |
Камерная музыка |
5 |
0 |
0.25 |
Ф. Шопен Полонез ля мажор, Вальс №7, Ноктюрн; А.П. Бородин Струнный квартет№2 (Ноктюрн), А.Вивальди "Времена года" (весна, лето). |
«Школьный |
Ф. Шопен |
13.03.2023 21.04.2023 |
Слушание музыкальных произведений
изучаемых жанров, (зарубежных и |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
4.2. |
Циклические |
4 |
0 |
0.25 |
Г.В.Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель", В.А. Моцарт "Маленькая ночная
серенада", А. Г. Шнитке |
«Ветераны», «О той войне», «В |
М. Блантер "Катюша". |
24.04.2023 26.05.2023 |
Знакомство с циклом Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат.; |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
9 |
|
|||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО |
34 |
0 |
2 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
2. |
Музыка наших соседей, музыка других регионов |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
3. |
Картины родной природы в музыкальном воплощении |
1 |
0 |
0.5 |
|
Устный |
4. |
Общее и особенное в |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
5. |
Общее и особенное в |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
6. |
Народные истоки Н. А. Римский-Корсаков |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
7. |
Народные истоки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
8. |
Народные истоки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
9. |
Светская музыка российского дворянства
XIX в.: |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
10. |
Увлечение западным |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
11. |
Образы русской духовной музыки. Церковная музыка. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
12. |
Духовный концерт как жанр в русской музыке XIX-XX вв. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
13. |
Единство небесного и земного. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
14. |
Образы народных героев, тема служения Отечеству. |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
15. |
Характерные черты |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
16. |
Искусство как отражение образа жизни и идеалов конкретной эпохи |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
17. |
Воплощение стиля барокко в музыкальном творчестве |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
18. |
Творчество А. Вивальди. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
19. |
Творчество И. Баха. |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
20. |
Полифонический и |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
21. |
Воплощение классицизма и романтизма в музыкальном творчестве |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
22. |
Творчество Ф. Шопена. |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
23. |
Судьба человека - судьба |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
24. |
Образы зарубежных |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
25. |
Художественная |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
26. |
Жанры камерной вокальной музыки (песня,
романс, |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
27. |
Образы камерной музыки. А. Бородин. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
28. |
Образы камерной музыки. С. Рахманинов. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
29. |
Образы камерной музыки. Космос как
источник |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
30. |
Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс) |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
31. |
Одночастная, двухчастная, Куплетная форма |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
32. |
Сюита, цикл вокальных и |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
33. |
Принцип контраста. Контраст основных тем, |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
34. |
Строение сонатной формы. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
2 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 6 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по музыке 5-8 классы "Уроки музыки" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. Москва "Просвещение" 2017 год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://mp3sort.biz/ Музыкальный форум
http://nsportal.ru/ Социальная сеть
работников образования http://infourok.ru/ Проект "Инфоурок"
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://znanio.ru/ ООО"Знанио"
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Аккордеон, активные колонки, монитор,
ноутбук.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Аудио и видеоматериалы для слушания и просмотра
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.