МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
Администрация Красногвардейского Муниципального Округа Ставропольского края
МКОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Руденко С.С.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Купина И.В.
Протокол №8 |
Приказ №130-од |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
(ID 2479143)
учебного предмета
«Музыка»
для 8 класса основного
общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Миронова Нина
Викторовна
учитель музыки
п. Медвеженский 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 8 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический
феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на
протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные
средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны,
высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической
вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми,
окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным
способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том
числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в
предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в
свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации,
мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в
свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую
музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном —
уровне.
Музыка — временнóе искусство. В
связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств
личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего
и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует
самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и
воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897,
с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31
декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной
программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020
г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для
полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики,
эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития
человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации
учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы
ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в
общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства
как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих
способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами
изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и
специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и
навыках, в том числе:
а) слушание (расширение
приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной,
рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в
различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных
музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы
вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе
с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение
(пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и
др.);
д) творческие проекты,
музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская
деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета
«Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями),
обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего
края»;
модуль № 2 «Народное
музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов
мира»;
модуль № 4 «Европейская
классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская
классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы
русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная
музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с
другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального
искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка»
предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и
творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и
др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 8 классе,
составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО
КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с
жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Наш край сегодня
Современная музыкальная культура родного
края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Театральные жанры
Опера, балет. Либретто. Строение
музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле
Mодуль «РУССКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русский балет
Мировая слава русского балета.
Творчество композиторов (П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский,
Р.К.Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Русская музыка — взгляд в
будущее
Идея светомузыки. Мистерии
А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.Мурзина, электронная музыка (на
примере творчества А.Г.Шнитке, Э.Н.Артемьева и др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный стиль
Стиль как единство
эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального
языка. (На примере творчества В.А.Моцарта, К.Дебюсси, А.Шёнберга и др.).
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ
МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ» Джаз
Джаз — основа популярной
музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и
духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка,
импровизация).
Мюзикл
Особенности жанра. Классика
жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф.Лоу, Р.Роджерса,
Э.Л.Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования
достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в
части:
Патриотического воспитания:
осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную
культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего
края.
Гражданского
воспитания:
готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения,
отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность
поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного
самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей,
концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни
праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное
искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного
контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического
воспитания:
восприимчивость к различным
видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности,
готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности
творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности
научного познания:
ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной,
культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской
деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале
искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных
явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
Физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни
с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил
личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные
интонационные средства для выражения
своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудового
воспитания:
установка на посильное
активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость
в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
Экологического
воспитания:
повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества.
Личностные результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися
социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной
жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и
творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт,
учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в
разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с
новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и
решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на
перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать
стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный
интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими
психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение
универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные
признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа,
сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов
музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на
основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и
других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния
отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
выявлять общее и особенное,
закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых
при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и
характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и
формулировать выводы по результатам проведённого слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские
действия:
следовать внутренним слухом за
развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные
вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации,
восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и
использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных
явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового
исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с
аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для
запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать,
интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение
для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких
источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
различать тексты
информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с
учебной задачей;
самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация,
театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение
универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как
искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное
содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка
в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном
исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства,
личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться
интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и
значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать
интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные
средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные
элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения,
выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
выражать своё мнение, в том
числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных
текстах;
понимать намерения других,
проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию,
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный
тон диалога;
публично представлять
результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность
(сотрудничество):
развивать навыки эстетически
опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения
и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта,
экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать
преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности,
выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
оценивать качество своего
вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение
универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой
среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части
творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
планировать достижение целей
через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять
план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные
проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять
алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи
с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него
ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для
улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе
стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации),
концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное
состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального
искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность
управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так
и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать
причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно
относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и
вкусам;
признавать своё и чужое право
на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе
улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не
осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы
универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь
музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую
музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения
отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к
укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в
особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся
участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают
ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной
культуры своего народа);
— понимают роль музыки как
социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения,
включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных
аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего
края»:
знать музыкальные традиции
своей республики, края, народа;
характеризовать особенности
творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов
своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль «Жанры
музыкального искусства»:
различать и характеризовать
жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и
средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять
произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.
Модуль «Русская
классическая музыка»:
различать на слух произведения
русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский
состав;
характеризовать музыкальный
образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и
форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе
фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать
творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Европейская
классическая музыка»:
различать на слух произведения
европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность
музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко,
классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе
фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный
образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и
форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не
менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных
сочинений.
Модуль «Современная
музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать
стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух
виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их
состав;
исполнять современные
музыкальные произведения в разных видах деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Репертуар |
Дата |
Виды |
Виды, |
Электронные |
||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
для слушания |
для пения |
для |
||||||
Модуль 1. Музыка моего края |
|||||||||||
1.1. |
Семейный фольклор |
4 |
0 |
0.25 |
"Поздравляем молодых", "Как во чарочке, во серебряной", "У зари-то, у зореньки". "Вдоль по улице метелица метёт", "Ах ты, душечка". "Матушка, что во поле Доволенские частушки. |
РНП "Калина", "Возле речки, возле моста". |
"Забайкальская |
01.09.2022 30.09.2022 |
Знакомство с Определение на |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
1.2. |
Наш край сегодня |
4 |
0 |
0 |
Гимн Ставропольского края, "Золотое
моё Пятко), "Мы-парни" (муз. В.Кушнарёва, сл. Г. Золотарёва), "Знамя Победы"(муз. и сл. И. Шиянова). |
"Зори степные" (муз. М. Севрюкова, сл. В. Пятко), |
"Ой, рябина" (игра на ложках) |
03.10.2022 28.10.2022 |
Разучивание и |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
8 |
|
|||||||||
Модуль 2. Жанры музыкального искусства |
2.1. |
Театральные жанры |
4 |
0 |
0.25 |
К. Глюк. Опера "Орфей и Эвридика". М. И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (Увертюра, Рондо Фарлафа, Марш Черномора). П. И. Чайковский. Опера "Евгений Онегин" (увертюра, Ария Гремина). "Вальс цветов" из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик". А. Адан Балет "Жизель". "Ария царицы ночи" из оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта",
"Куплеты |
Хор "Улетай на крыльях ветра" из оперы А. П. Бородина "Князь Игорь" |
Увертюра к опере "Травиата" Дж. Верди |
07.11.2022 02.12.2022 |
Знакомство с Сравнение |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 3. Русская классическая музыка |
3.1. |
Русский балет |
4 |
0 |
0.25 |
Балеты П. И. Чайковского
"Щелкунчик", |
Вальс из балета "Спящая |
П. Чайковский«Па-де-труа» из
балета«Лебединое озеро»(игра на |
05.12.2022 30.12.2022 |
Знакомство с Характеристика |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 4. Европейская классическая музыка |
4.1. |
Музыкальный стиль |
5 |
0 |
0.5 |
И.С. Бах "Бранденбургский
концерт", В.А. Моцарт Оперы "Свадьба Фигаро", "Волшебная
флейта", симфония №40. Ф. Шуберт "Шарманщик» (ст. В. Мюллера).
«Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). Вокальный цикл на ст. В.
Мюллера«Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете. )А.
Дворжак "Славянские |
"Бах творит" из репертуара "Остров счастья" (муз. и сл. Ж. Колмагоровой). |
Пластическое |
09.01.2023 10.02.2023 |
Обобщение и |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 5. Русская классическая музыка |
5.1. |
Русская |
4 |
0 |
0.25 |
А.Н. Скрябин "Поэма экстаза",
"Поэма огня" ("Прометей"). Э. Артемьев музыка к х/ф |
"Знамя Победы" (И. Шиянов), Б. Ласкина). |
"Казаки в Берлине" (игра на ложках). |
13.02.2023 17.03.2023 |
Знакомство с |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления |
6.1. |
Джаз |
4 |
0 |
0.25 |
Дж. Гершвин "Любимый мой", "Колыбельная Клары". Л. Армстронг "Go down moses", Д. Эллингтон "Караван", Э. Мак-Доуэлл "Песня", О. Питерсон "Праздничный Лоренс-вальс" |
"Баллада о Соловьева- Матусовского). |
"Школьный блюз" (ритмическая |
20.03.2023 21.04.2023 |
Знакомство с |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
6.2. |
Мюзикл |
5 |
0 |
0.25 |
Р. Роджерс "Звуки музыки", Ф.
Лоу "Моя |
А. Рыбников |
Ритмическая импровизация |
24.04.2023 30.05.2023 |
Знакомство с |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
9 |
|
|||||||||
ОБЩЕЕ |
34 |
0 |
2 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Фольклорные жанры, |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
2. |
Особенности исполнения и звучания
фольклорных |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
3. |
Анализ символики |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
4. |
Жанры русских народных песен
(музыкальная |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
5. |
Современная музыкальная культура Ставрополья |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
6. |
Музыкальные символы родного края |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
7. |
Земляки — композиторы, исполнители,
деятели |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
8. |
Театры, филармонии, колледж искусств |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
9. |
Опера в драматическом театре. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
10. |
Классика балетного жанра. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
11. |
Классика оперного жанра. Зарубежные композиторы. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
12. |
Классика оперного жанра. Русские композиторы. |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
13. |
Мировая слава русского |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
14. |
Творчество П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
15. |
Творчество И.Ф. Стравинского, Р.К. Щедрина. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
16. |
Великие артисты балета, балетмейстеры. |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
17. |
Симфоническая музыка |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
18. |
Образы зарубежных |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
19. |
Национальный стиль |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
20. |
Стиль эпохи. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
21. |
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов произведений. |
1 |
0 |
0.5 |
|
Устный |
22. |
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
23. |
Новейшие технологии в |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
24. |
Электронная музыка. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
25. |
Современная музыкальная жизнь в России и за рубежом |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
26. |
Джаз — основа популярной музыки XX века. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
27. |
Особенности джазового языка и стиля.
Спиричуэл. Блюз. |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
28. |
Творчество Д. Эллингтона, О. Питерсона, Л. Армстронга. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
29. |
Просмотр фрагментов |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
30. |
Особенности жанра мюзикла |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
31. |
Классика жанра мюзикла. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
32. |
Современная трактовка классических сюжетов и образов. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
33. |
"Юнона и Авось"- просмотр
концертной постановки рок-оперы на дворцовой площади г. Санкт-Петербурга |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
34. |
Музыкальная викторина. Творческий проект "Роль |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
2 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 8 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по музыке 5-8 классы "Уроки музыки" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. Москва "Просвещение" 2017 год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://mp3sort.biz/ Музыкальный форум
http://nsportal.ru/ Социальная сеть
работников образования http://infourok.ru/ Проект "Инфоурок"
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://znanio.ru/ ООО"Знанио"
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Аккордеон, активные колонки, монитор,
ноутбук.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Аудио и видеоматериалы для слушания и просмотра
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.