МБОУ «СОШ № 11 МО
«Ахтубинский район»
2020-2021 учебный год
Утверждено: Согласовано: Рассмотрено:
«__»_______________2020г. «__»__________2020г. на заседании МО
Директор Зам. директора по УВР протокол № 1
___________ Ж. Д. Утешева ______Л. А. Воронина «__»_______2020г.
учитель начальных классов
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /А.А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
-формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» в 4 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе выделяется 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; ̺
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
-умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
-чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
-осознание своей этнической принадлежности;
-понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
-уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
-осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
-самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
-эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
-этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
-сохранять учебную задачу в течение всего урока;
-ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
-планировать свои действия;
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам;
-контролировать и корректировать свои действия; в учебном сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
-понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
-выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
-строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
-ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
-находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
-называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
-называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
-понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
-объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
-раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
-называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
-рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
-изготавливать модели планет и созвездий;
-использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
-анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
-приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
-находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
-объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
-приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
-выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
-оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
-давать краткую характеристику своего края;
-различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
-давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
-оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
-различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
-приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
-соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
читать историческую карту;
-перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
-с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
-описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
-показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
-рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
-соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
-составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
-называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
-раскрывать связь современной России с её историей;
-использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Содержание учебного курса
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — её природа, история, экономика. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, её граждане, — как часть человечества. Курс открывается разделом «Земля и человечество», при изучении которого учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом учащиеся в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в разделе «Природа России», который знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в разделе «Родной край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водные богатства, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующий раздел программы — «Страницы Всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных эпохах в развитии человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстаёт перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается раздел «Страницы истории России». Он предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребёнка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времён и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является раздел «Современная Россия», который знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, её регионами. В этом разделе изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребёнка.
Земля и человечество ( 9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (21 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-ХV вв.
Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия( 8 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Учебно – методическое обеспечение программы
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2017
2. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.- М.: Просвещение, 2019
3. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова: 4 класс. – М.: ВАКО, 2017
Материально – техническое обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Наглядные пособия:
1. Таблицы
2. Физическая карта
3. Глобус
4. Иллюстрации с изображением растений, животных
Технические средства обучения:
1. Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3. Экран проекционный
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Корректировка |
Примечание |
|
Земля и человечество |
9 |
|
|
|
1. |
Мир глазами астронома. |
1 |
|
|
|
2. |
Планеты Солнечной системы. |
1 |
|
|
|
3. |
Звездное небо – Великая книга Природы. |
1 |
|
|
|
4. |
Мир глазами географа. |
1 |
|
|
|
5. |
Мир глазами историка. |
1 |
|
|
|
6. |
Когда и где? |
1 |
|
|
|
7. |
Мир глазами эколога. |
1 |
|
|
|
8. |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1 |
|
|
|
9. |
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». |
1 |
|
|
|
|
Природа России |
11 |
|
|
|
10. |
Равнины и горы России. |
1 |
|
|
|
11. |
Моря, озера и реки России. |
1 |
|
|
|
12. |
Природные зоны России. |
1 |
|
|
|
13. |
Зона арктических пустынь. |
1 |
|
|
|
14. |
Тундра. |
1 |
|
|
|
15. |
Леса России. |
1 |
|
|
|
16. |
Лес и человек. |
1 |
|
|
|
17. |
Зона степей. |
1 |
|
|
|
18. |
Пустыни. |
1 |
|
|
|
19. |
У Черного моря. |
1 |
|
|
|
20. |
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа России». |
1 |
|
|
|
|
Родной край – часть большой страны |
14 |
|
|
|
21. |
Наш край. |
1 |
|
|
|
22. |
Поверхность нашего края. |
1 |
|
|
|
23. |
Водные богатства нашего края. |
1 |
|
|
|
24-25. |
Наши подземные богатства. |
2 |
|
|
|
26. |
Земля – кормилица. |
1 |
|
|
|
27. |
Жизнь леса. |
1 |
|
|
|
28. |
Жизнь луга. |
1 |
|
|
|
29. |
Жизнь в пресных водах. |
1 |
|
|
|
30. |
Экскурсия в природное сообщество родного края. |
1 |
|
|
|
31. |
Растениеводство в нашем крае. |
1 |
|
|
|
32. |
Животноводство в нашем крае. |
1 |
|
|
|
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения за 1 полугодие. |
1 |
|
|
|
34. |
Презентация проектов (по выбору). |
1 |
|
|
|
|
Страницы Всемирной истории |
5 |
|
|
|
35 |
Начало истории человечества. |
1 |
|
|
|
36. |
Мир древности: далекий и близкий. |
1 |
|
|
|
37. |
Средние века: время рыцарей и замков. |
1 |
|
|
|
38. |
Новое время: встреча Европы и Америки. |
1 |
|
|
|
39. |
Новейшее время: история продолжается сегодня. |
1 |
|
|
|
|
Страницы истории России |
21 |
|
|
|
40. |
Жизнь древних славян. |
1 |
|
|
|
41. |
Во времена Древней Руси. |
1 |
|
|
|
42. |
Страна городов. |
1 |
|
|
|
43. |
Из книжной сокровищницы Древней Руси. |
1 |
|
|
|
44. |
Трудные времена на русской земле. |
1 |
|
|
|
45. |
Русь расправляет крылья. |
1 |
|
|
|
46. |
Куликовская битва. |
1 |
|
|
|
47. |
Иван Третий. |
1 |
|
|
|
48. |
Мастера печатных дел. |
1 |
|
|
|
49. |
Патриоты России. |
1 |
|
|
|
50. |
Петр Великий. |
1 |
|
|
|
51. |
Михаил Васильевич Ломоносов. |
1 |
|
|
|
52. |
Екатерина Великая. |
1 |
|
|
|
53. |
Отечественная война 1812 г. |
1 |
|
|
|
54. |
Страницы истории XIX века. |
1 |
|
|
|
55. |
Россия вступает в XX век. |
1 |
|
|
|
56. |
Страницы истории 1920 – 1930 –х г.г. |
1 |
|
|
|
57, 58. |
Великая война и великая Победа. |
2 |
|
|
|
59. |
Страна, открывшая путь в космос |
1 |
|
|
|
60. |
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». |
1 |
|
|
|
|
Современная Россия |
8 |
|
|
|
61. |
Основной закон России и права человека |
1 |
|
|
|
62. |
Мы – граждане России |
1 |
|
|
|
63. |
Славные символы России |
1 |
|
|
|
64. |
Такие разные праздники |
1 |
|
|
|
65,66. |
Путешествие по России |
2 |
|
|
|
67. |
Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие |
1 |
|
|
|
68. |
Презентация проектов (по выбору) |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.