Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд: подготовка младшего обслуживающего персонала» для 5 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд: подготовка младшего обслуживающего персонала» для 5 класса

Оценка 4.7
docx
31.10.2022
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд: подготовка младшего обслуживающего персонала»  для  5   класса
Рабочая программа Профильный труд подготовка младшего обслуживающего персонала для 5 класса.docx

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»

 

 

                                                                               Программа рекомендована

                                                                                               к работе педагогическим

                                                                                              советом школы

                                                                                              Протокол № ____                                                                 от «___»___________20__ г.                                             

 

Программа обсуждена на                                                   УТВЕРЖДАЮ:                   

методическом объединении                                               Директор МКОУ «Специальная             учителей трудового обучения                                            школа №58»

и узких специалистов                                                          _____________М.М. Шагиева Протокол № ____

от «___»___________20__г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Профильный труд: подготовка младшего обслуживающего персонала»

для  5   класса

 

 

 

 

 

                                                                                  Автор рабочей программы:

                                                                                                 Салыпова Альфия Амировна,

                                                           

                                                                                 учитель высшей категории

                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2022г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

·         Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

·         Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Специальная школа №58» (вариант 1).

Цели:

·         приобретение элементарных трудовых навыков, способствующих наиболее успешной социальной адаптации учащихся: ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль; правильность выполнения учащимися трудовых приёмов;

·         расширение кругозора учащихся и пополнение их словарного запаса;

·         развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук, пространственного воображения;

·         воспитание усидчивости, аккуратности, целенаправленности действий при выполнении работ.

Общая характеристика учебного предмета:

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполне­нию обязанностей уборщиков служебных и производственных по­мещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников и т.д.. Она предназначе­на для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности. В 5  классе учащиеся, обучающиеся по предмету «Профильный труд: подготовка младшего обслуживающего персонала», приобретают первоначальные навыки и умения, кото­рые служат основой для обучения по данному предмету. Программа в основном содержит сведения по технологии работ, в неё введены коррекционно-развивающие занятия, а также уроки по этике поведе­ния. В про­грамме уделяется большое внимание развитию у учащихся  доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремле­ния помочь. Работа по подготовке младшего обслуживающего персонала, как простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию учащихся, готовит их к самостоятельности в быту. Эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности. На них учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою деятельность. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий. На уроках по подготовке младшего обслуживающего персонала учащиеся получают необходимые знания, у них формируются практические умения и навыки. Учащиеся с нарушением интеллекта обычно зат­рудняются в овладении такими общетрудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 5 классе учащимся даются подробные объяс­нения заданий, осуществляется практический показ приемов ра­боты и ее рациональной последовательности, предлагаются об­разцы для подражания, например, образцово-убранный участок помещения, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Теоретическое обучение проходит в школе, в кабинете. Практическое обучение учащихся осуществляется в школе и на пришкольном участке. Это обучение всегда проводится после освоения соответствующего теоретического материала.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

3.Игровые и здоровьесберегающие методы: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1. Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

 2. Метод мониторингов.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения и одобрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

учебного предмета. 

Предмет «Профильный труд: подготовка младшего обслуживающего персонала» связан с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: «Русский язык»,  «Чтение», «Математика», «Природоведение», «География»», коррекционно-развивающими занятиями и опирается на их содержание.

Место учебного предмета в учебном плане:

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Профильный труд: подготовка младшего обслуживающего персонала» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Настоящая программа составлена на 204 часа (6 часов в неделю) в  соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

Достаточный уровень:

·         знание и соблюдение правил  по технике безопасности;

·         владение базовыми умениями и навыками по профилю;

·         самостоятельный выбор материалов и инструментов, необходимых для работы;

·         осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий.

Минимальный уровень:

·         знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, учебе, отдыхе;

·         выбор с помощью учителя материалов и инструментов, необходимых для работы;

·         знание представлений о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием; об основных свойствах используемых материалов; санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

·         осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности.

Содержание учебного предмета:

Содержание выстраивается по разделам:

1.      Вводные занятия (в начале каждой четверти).

2.      Сохранение и поддержка здоровья.

3.      Уход за одеждой и обувью.

4.      Работа на пришкольной территории.

5.      Уход за комнатными растениями.

6.      Уборка помещений. Мытьё полов.

7.      Обобщающие занятия по темам года.

1.      Раздел «Вводные занятия».  Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях. Профессии родителей учащихся. Необходимость разных профессий. Профессии, изучаемые в школе. Простейшие профессии обслуживающего труда. Кабинет труда: оборудование, правила работы и поведения. Распределение учащихся по рабочим местам. Ознакомление с рабочим местом и правилами ухода за ним. Обязанности дежурных. Знакомство с основными видами практических работ в 5 классе. В начале следующих четвертей: повторение правил безопасности, организация рабочего места.

2.      Раздел «Сохранение и поддержка здоровья»: объекты работы: самообслуживание.

Теоретические сведения:

·         понятие «личная гигиена»;

·         гигиена рук, гигиена рук в течение дня; как правильно мыть руки; уход за руками;

·         предметы и средства личной гигиены; правила личной гигиены;

Умения: следить за личной гигиеной, за чистотой тела, рук; правильно мыть руки;

Практические работы: мытьё рук с соблюдением изученных правил, поддерживание чистоты ногтей.

3.      Раздел «Уход за одеждой и обувью»:

Теоретические сведения:

·         специальная (рабочая) одежда, назначение, виды одежды; выбор рабочей одежды;

·         защита рук и головы во время работы;

·         правила ухода за одеждой и обувью; приспособления для чистки верхней одежды;

·         приспособления для стирки;

·         ручная стирка одежды; средства для ручной стирки одежды; свойства хозяйственного мыла;

·         стирка носков: подготовка к стирке, правила стирки, особенности сушки тонких и шерстяных носков;

·         ежедневный уход за обувью; обувь из разных материалов;

·         правила ухода за обувью (сушка мокрой обуви);

·         правила хранения одежды; хранение спецодежды и обуви;

·         правила выбора одежды и обуви (по назначению, по сезону);

·         электроутюг: назначение, элементарное устройство, пользование, правила безопасности при обращении;

Умения: стирать в ручную мелкие вещи личного гардероба (носки, носовые платки); ухаживать за одеждой и обувью (чистить, сушить, мыть); правильно хранить свою одежду и обувь;

Практические работы: стирка носков, носовых платков; чистка верхней одежды щёткой, хранение одежды (спортивная форма), уход за обувью; мелкий ремонт одежды – пришивание вешалки, пуговиц; глажение – с помощью учителя.

4.      Раздел «Работа на пришкольной территории»: объекты работы: дорожки, газоны, спортплощадка, территория вокруг школы, грунтовые дорожки с асфальтовым покрытием.

Теоретические сведения:

·         устройство пришкольной территории (здание школы, спортивная площадка, газоны, деревья, кустарники, цветники и др.)

·         изменение территории в разные сезоны; работа на территории в разное время года;

·         отходы природы и человека, бытовой мусор, подготовка бытовых отходов к переработке, их сортировка, утилизация; запрет сжигания мусора;

·         уборка опавших листьев и пуха;

·         уличный смёт;

·         уход за газоном и цветниками в разные сезоны;

·         уход за дорожками с твёрдым покрытием;

·         уход дорожек с сыпучим и сборным покрытием;

·         уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка; особенности снегоочистки дорожек с разным покрытием.

·         скол льда и устранение скользкости дорожек; меры предосторожности при использовании антигололёдных средств;

·         инвентарь для уборки территории (метла, лопата, грабли, совки, носилки, скребок, лом), устройства, назначение, рабочие позы, приёмы работы; выбор инвентаря в соответствии с сезоном;

·         подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование;

·         спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение; выбор одежды для работы на пришкольном участке;

·         качества характера, помогающие хорошо работать;

·         комплекс работ по уборке территории;

·         асфальтовые покрытия: основные свойства;

·         приемы работы, не нарушающие дорожное покрытие;

·         правила безопасной работы.

Умение: ориентирование на пришкольном участке, обращение с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, скребком, ломом; коллективное обсуждение последовательности действий.

Практические работы: подметание дорожек с твёрдым покрытием, сбор мусора в кучи, переноска мусора; уборка газонов: уборка веток, сучьев, других посторонних предметов, сгребание граблями, удаление с газонов; уборка спортивной площадки, других участков пришкольной территории; очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения; расчистка дорожек от снега, скалывание и уборка льда; уборка снега и льда в специально отведённое место.

5.      Раздел «Уход за комнатными растениями»: объекты работы: комнатные цветы в кабинете, в коридоре 3 этажа.

Теоретические сведения:

·         комнатные растения, названия;

·         условия, необходимые для жизни и роста;

·         требования к размещению, светолюбивые и теневыносливые растения;

·         уход за растениями; обрезка сухих листьев, полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы;

·         ёмкости и инвентарь для комнатных растений; приспособления для опрыскивания;

·         правила обрезки растений;

Умение: правильно проводить обрезку сухих листьев, поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листья от пыли.

Практические работы: обрезка и сбор сухих листьев, подготовка воды для полива и опрыскивания, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков, опрыскивание и полив растений.

6.      Раздел: Уборка помещений, мытьё полов: объекты работы: полы в коридорах, классе.

Теоретические сведения:

·         помещения школы, периодичность влажной уборки школьных помещений;

·         пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом, плиточный);

·         средства для мытья пола, средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием; особенности мытья полов из разных материалов;

·         рабочая одежда (халат, косынка, кепка): хранение, уход;

·         порядок мытья полов;

·         уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щётка, тряпка, швабра): назначение, пользование, бережное обращение; подготовка к хранению, порядок хранения; маркировка уборочного инвентаря;

·         влияние моющих веществ на здоровье;

·         правила безопасности при подготовке к уборке полов; техника безопасности при пользовании средствами для мытья полов;

Умения: работать щёткой, шваброй.

Практические работы: подготовка к сухой и влажной уборке дощатого крашенного, покрытого линолеумом и плиточного полов; подготовка швабры к работе; протирка пола шваброй; прополаскивание тряпки в ведре, тазу; обработка уборочного инвентаря после работы и укладывание в специально отведённое место для хранения.

7.      Раздел: Обобщающие занятия по темам года:

Повторение материала, изученного за учебный год по темам: «Сохранение и поддержка здоровья»; «Уход за одеждой и обувью»; «Работа на пришкольной территории»;  «Уход за комнатными растениями»; «Уборка помещений. Мытьё полов».

8.      Раздел: Самостоятельная работа.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Форма контроля

теор

практ

1

Вводные занятия.

5

5

Знакомятся с профессиями младшего обслуживающего персонала.

Знают и соблюдают правила безопасности, организуют рабочие места.

Беседа, опрос

2

Сохранение и поддержка здоровья.

9

9

Знакомятся с понятиями «личная гигиена»; «гигиена рук»; с предметами и средствами личной гигиены; правилами личной гигиены.

Соблюдают личную гигиену, чистоту тела, рук; ухаживают за руками; правильно моют руки с соблюдением изученных правил, поддерживают  чистоту ногтей.

Наблюдение,  беседа, опрос, практическая работа

3

Уход за одеждой и обувью.

 

22

22

Стирают в ручную мелкие вещи личного гардероба (носки, носовые платки); ухаживают за одеждой и обувью (чистят, сушат, моют); правильно хранят свою одежду и обувь; пришивают вешалки, пуговицы; утюжат  с помощью учителя.

Наблюдение,  беседа, опрос, практическая работа

4

Работа на пришкольной территории.

 

34

34

Убирают опавшие листья и пух; ухаживают за газоном и цветниками в разные сезоны; ухаживают за дорожками с твёрдым покрытием, с сыпучим и сборным покрытием; убирают дорожки в зимнее время (снегоуборка), скалывают лёд и устраняют скользкости дорожек; используют инвентарь для уборки территории (метла, лопата, грабли, совки, носилки, скребок, лом, движок).

Наблюдение,  беседа, опрос, практическая работа

5

Уход за комнатными растениями.

 

9

9

Ухаживают за растениями; обрезают  сухие листья, поливают цветы,  соблюдая требования к температуре и качеству воды, к периодичности полива,  к приёмам полива растений; правильно выполняют обрезку сухих  листьев, рыхлят почву, протирают пыль  на  листьях растений.

Наблюдение,  беседа, опрос, практическая работа

6

Уборка помещений. Мытьё полов.

 

17

17

Подготавливают швабру к работе: к сухой и влажной уборке дощатого крашенного, покрытого линолеумом и плиточного полов; протирают пол  шваброй; прополаскивают тряпки в ведре, тазу; обрабатывают уборочный  инвентарь после работы и укладывают в специально отведённое место для хранения.

Наблюдение,  беседа, опрос, практическая работа

7

Обобщающие занятия по темам года.

 

4

Отвечают на вопросы по изученному материалу, во всем разделам за год обучения.

Беседа, опрос.

8

Самостоятельная работа

 

8

Самостоятельно выполняют задание по темам в конце каждой четверти.

Самостоятельная работа

 

 

96

108

 

 

Итого:                                      204

       

Форма промежуточной аттестации: мониторинг 2 раза в год (октябрь, апрель).

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.      Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Специальная школа № 58» (вариант 1).

3.      Учебник «Технологии. Подготовка младшего обслуживающего персонала»: Учебник для 5 класса для учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программа / А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская. Самара: Современные  образовательные технологии, 2021. – 96 с.

4.      Сельскохозяйственный инвентарь: грабли, мётлы, вёдра, секатор, скребки для уборки снега, мешки для мусора.

5.      Рабочий инвентарь для уборки по теме: «Уборка помещений. Мытьё полов»: тазы, тряпки, вёдра, швабры и т.д.

6.      Комнатные цветы, горшки для цветов, поддоны, почвогрунт, инструменты и приспособления для ухода за комнатными растениями, гербарий.

7.      Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Специальная школа №58»

Специальная школа №58»

Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе: ·

Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе: ·

Метод мониторингов. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Метод мониторингов. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Умения: следить за личной гигиеной, за чистотой тела, рук; правильно мыть руки;

Умения: следить за личной гигиеной, за чистотой тела, рук; правильно мыть руки;

Умение: ориентирование на пришкольном участке, обращение с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, скребком, ломом; коллективное обсуждение последовательности действий

Умение: ориентирование на пришкольном участке, обращение с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, скребком, ломом; коллективное обсуждение последовательности действий

Умение : правильно проводить обрезку сухих листьев, поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листья от пыли

Умение : правильно проводить обрезку сухих листьев, поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листья от пыли

Сохранение и поддержка здоровья

Сохранение и поддержка здоровья

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности: 1

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022