Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" 9 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" 9 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
9 кл
06.06.2021
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" 9 класс
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" 9 класс
рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________

 

Протокол № ___

от«____» _______ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________

 

от«___» ______ 2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ п. свх. Агроном

_____________

 

Приказ № _____

от «____» _______ 2020 г.

 

Приложение к ООП ООО (ФГОС)

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родная литература (русская)»

(основное общее образование)

для 9 класса

 

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

Составлена учителем русского языка и литературы

Солдатовой Еленой Николаевной

 

 

 

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № _ от _____ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

Планируемые результаты обучения «Родная литература (русская)»

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются: 

Ø  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Ø  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

Ø  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Ø  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Ø  развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ø  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ø   формирование потребности в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

 

Учащийся научится:

ü  понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

ü  уважительно относиться к родной литературе;

ü  оценивать свои и чужие поступки;

ü  проявлять внимание, желание больше узнать. 

ü  понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

ü  анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

 

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД

Ø   формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; 

Ø   анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

Ø  совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

Ø   работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

Ø  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Учащийся научится:

ü  планированию пути достижения цели;

ü  установлению целевых приоритетов; 

ü  оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

ü  учитывать условия выполнения учебной задачи;

ü  осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 

Познавательные УУД:

Ø  овладение навыками смыслового чтения;

Ø  извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Ø  владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Ø   перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); 

Ø  излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 

Ø  пользоваться словарями, справочниками; 

Ø  осуществлять анализ и синтез; 

Ø  устанавливать причинно-следственные связи; 

Ø  строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. 

 

Учащийся научится:

ü  строить сообщение в устной форме;

ü  находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ü  ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

ü  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

ü  осуществлять синтез как составление целого из частей;

ü  проводить сравнение;

ü  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ü  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 

ü  осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

ü  обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

 

Коммуникативные УУД:

Ø  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Ø  планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

Ø  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

Ø  уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; 

Ø  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ø   уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; 

Ø   уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); 

Ø  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 

Ø   выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Учащийся научится:

ü  устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

ü  аргументировать свою точку зрения;

ü  задавать вопросы.

ü  продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

ü  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

ü  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

 

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

Ø    осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Ø    понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Ø    развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Ø    овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

Ø    формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

Учащийся научится:

ü  владеть различными видами пересказа,

ü  пересказывать сюжет;

ü  выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

ü  характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

ü  находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

ü  определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

ü  выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

ü  выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ü  ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

ü   пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

 

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

1. Введение (1 урок)

Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе.

2. Древнерусская литература (2 урока)

Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения русской земли.

3. Русская литература XVIII века (5 уроков)

Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике.

Русские баснописцы XVIII века. В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня «Ворона и лиса».

4. Литература XIX века (5 уроков)

А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

5. Литература XX века (4 урока)

В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос). (1 урок)

6. Современная русская литература (9 уроков)

А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Сочинение «Диалог поколений» по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя) (1 урок)

7. Литература родного края как отражение народного мировоззрения (5 уроков).

Творчество поэтов и писателей Липецкой области. Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.

8. Подведение итогов изучения курса «Родная литература (русская)». (2 урока)

Итоговый урок (1 урок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Древнерусская литература

2

3.

Литература XVIII века

5

4.

Литература XIX века

5

5.

Литература XX века

4

6.

Современная русская литература

9

7.

Литература родного края как отражение народного мировоззрения

5

8.

Подведение итогов изучения курса

3

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родная литература (русская)»

9 «А» класс

учитель – Солдатова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 учебный год

Приложение

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родная литература (русская)»

9 «А» класс

 

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План.

Факт.

Введение (1 ч.)

1.

Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе.

 

 

 

Древнерусская литература (2 ч.)

2.

Особенности развития древнерусской литературы.

 

 

 

3.

«Задонщина». Тема единения русской земли.

 

 

 

Литература XVIII века (5 ч.)

4.

Н.М. Карамзин. Краткие сведения о российском литераторе и историке.

 

 

 

5.

Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике.

 

 

 

6.

Русские баснописцы XVIII века.

 

 

 

7.

Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера

 

 

 

8.

В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня «Ворона и лиса».

 

 

 

Литература XIX века (5 ч.)

Алексей Николаевич Апухтин (2 ч.)

9.

А.Н. Апухтин. Русский поэт и писатель. Основные сведения биографии.

 

 

 

10.

А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.

 

 

 

Лев Николаевич Толстой (3 ч.)

11.

Л.Н. Толстой. Основные сведения биографии.

 

 

 

12.

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни.

 

 

 

13.

Л.Н. Толстой. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

 

 

 

Литература XX века (4 ч.)

Викентий Викентьевич Вересаев (1 ч.)

14.

В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

 

 

 

Юрий Павлович Казаков (1 ч.)

15.

Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

 

 

 

Константин Дмитриевич Воробьёв (2 ч.)

16.

К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

 

 

 

17.

Письменная работа

 

 

 

Современная русская литература (9 ч.)

Александр Исаевич Солженицын (2 ч.)

18.

А.И. Солженицын. Основные сведения биографии.

 

 

 

19.

А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

 

 

 

Валентин Григорьевич Распутин (2 ч.)

20.

В.Г. Распутин. Русский советский писатель и публицист, представитель «деревенской прозы».

 

 

 

21.

В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

 

 

 

Владимир Николаевич Крупин (3 ч.)

22.

В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе.

 

 

 

23.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах.

 

 

 

24.

В.Н. Крупин. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

 

 

 

Захар Прилепин (2 ч.)

25.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

 

 

 

26.

Р/р Сочинение. «Диалог поколений» (по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя))

 

 

 

Литература родного края как отражение народного мировоззрения (5 ч.)

27.

Творчество поэтов и писателей Липецкой области. Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.

 

 

 

28.

Творчество поэтов и писателей Липецкой области.

 

 

 

29.

Р/р Поэтический образ родины. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

 

 

 

30.

Защита проектов по творчеству поэтов и писателей Липецкой области

 

 

 

31.

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

 

 

 

Подведение итогов изучения курса (3 ч.)

32.

Подведение итогов изучения курса «Родная литература (русская)».

 

 

 

33.

Подведение итогов изучения курса «Родная литература (русская)».

 

 

 

34.

Итоговый урок

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка свх

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка свх

Планируемые результаты обучения «Родная литература (русская)»

Планируемые результаты обучения «Родная литература (русская)»

Средством формирования регулятивных

Средством формирования регулятивных

Коммуникативные УУД: Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Ø планирования и регуляции своей…

Коммуникативные УУД: Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Ø планирования и регуляции своей…

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: Ø осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности…

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: Ø осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности…

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» 1

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» 1

Литература родного края как отражение народного мировоззрения (5 уроков)

Литература родного края как отражение народного мировоззрения (5 уроков)

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы № п/п

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы № п/п

Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе

Приложение Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература (русская)» 9 «А» класс № п/п

Приложение Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература (русская)» 9 «А» класс № п/п

Поэтика психологического параллелизма

Поэтика психологического параллелизма

Р/р Поэтический образ родины.

Р/р Поэтический образ родины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2021