Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»
Лебедянского муниципального района Липецкой области
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________
Протокол № ___ от«____» _______ 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________
от«___» ______ 2020 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ СОШ п. свх. Агроном _____________
Приказ № _____ от «____» _______ 2020 г. |
Приложение к ООП ООО (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
(основное общее образование)
для 9 класса
Срок реализации – 1 год
Составлена учителем русского языка и литературы
Солдатовой Еленой Николаевной
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № _ от _____ 2020 г.
2020/2021 уч. год
Планируемые результаты обучения «Родная литература (русская)»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
Ø воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
Ø формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
Ø развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Ø осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Ø развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Ø формирование потребности в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
ü понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
ü уважительно относиться к родной литературе;
ü оценивать свои и чужие поступки;
ü проявлять внимание, желание больше узнать.
ü понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
ü анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
Ø формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Ø анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
Ø совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Учащийся научится:
ü планированию пути достижения цели;
ü установлению целевых приоритетов;
ü оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
ü учитывать условия выполнения учебной задачи;
ü осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Познавательные УУД:
Ø овладение навыками смыслового чтения;
Ø извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Ø владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Ø перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
Ø излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
Ø пользоваться словарями, справочниками;
Ø осуществлять анализ и синтез;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
ü строить сообщение в устной форме;
ü находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ü ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
ü анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
ü осуществлять синтез как составление целого из частей;
ü проводить сравнение;
ü устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
ü проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
ü осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
ü обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Ø планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
Ø учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
Ø уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
Ø уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
Ø оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
Ø выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
ü устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
ü аргументировать свою точку зрения;
ü задавать вопросы.
ü продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
Ø осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
Ø понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Ø развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Ø овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
Ø формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
ü владеть различными видами пересказа,
ü пересказывать сюжет;
ü выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
ü характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
ü находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
ü определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
ü выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
ü выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ü ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
ü пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
1. Введение (1 урок)
Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе.
2. Древнерусская литература (2 урока)
Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения русской земли.
3. Русская литература XVIII века (5 уроков)
Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике.
Русские баснописцы XVIII века. В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня «Ворона и лиса».
4. Литература XIX века (5 уроков)
А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
5. Литература XX века (4 урока)
В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос). (1 урок)
6. Современная русская литература (9 уроков)
А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Сочинение «Диалог поколений» по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя) (1 урок)
7. Литература родного края как отражение народного мировоззрения (5 уроков).
Творчество поэтов и писателей Липецкой области. Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.
8. Подведение итогов изучения курса «Родная литература (русская)». (2 урока)
Итоговый урок (1 урок)
Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Введение |
1 |
2. |
Древнерусская литература |
2 |
3. |
Литература XVIII века |
5 |
4. |
Литература XIX века |
5 |
5. |
Литература XX века |
4 |
6. |
Современная русская литература |
9 |
7. |
Литература родного края как отражение народного мировоззрения |
5 |
8. |
Подведение итогов изучения курса |
3
|
|
Итого |
34 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Родная литература (русская)»
9 «А» класс
учитель – Солдатова Елена Николаевна
2020/2021 учебный год
Приложение
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Родная литература (русская)»
9 «А» класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
|
План. |
Факт. |
|||
Введение (1 ч.) |
||||
1. |
Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе. |
|
|
|
Древнерусская литература (2 ч.) |
||||
2. |
Особенности развития древнерусской литературы. |
|
|
|
3. |
«Задонщина». Тема единения русской земли. |
|
|
|
Литература XVIII века (5 ч.) |
||||
4. |
Н.М. Карамзин. Краткие сведения о российском литераторе и историке. |
|
|
|
5. |
Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике. |
|
|
|
6. |
Русские баснописцы XVIII века. |
|
|
|
7. |
Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера |
|
|
|
8. |
В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня «Ворона и лиса». |
|
|
|
Литература XIX века (5 ч.) Алексей Николаевич Апухтин (2 ч.) |
||||
9. |
А.Н. Апухтин. Русский поэт и писатель. Основные сведения биографии. |
|
|
|
10. |
А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. |
|
|
|
Лев Николаевич Толстой (3 ч.) |
||||
11. |
Л.Н. Толстой. Основные сведения биографии. |
|
|
|
12. |
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. |
|
|
|
13. |
Л.Н. Толстой. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору). |
|
|
|
Литература XX века (4 ч.) Викентий Викентьевич Вересаев (1 ч.) |
||||
14. |
В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства. |
|
|
|
Юрий Павлович Казаков (1 ч.) |
||||
15. |
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма. |
|
|
|
Константин Дмитриевич Воробьёв (2 ч.) |
||||
16. |
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. |
|
|
|
17. |
Письменная работа |
|
|
|
Современная русская литература (9 ч.) Александр Исаевич Солженицын (2 ч.) |
||||
18. |
А.И. Солженицын. Основные сведения биографии. |
|
|
|
19. |
А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору). |
|
|
|
Валентин Григорьевич Распутин (2 ч.) |
||||
20. |
В.Г. Распутин. Русский советский писатель и публицист, представитель «деревенской прозы». |
|
|
|
21. |
В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. |
|
|
|
Владимир Николаевич Крупин (3 ч.) |
||||
22. |
В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. |
|
|
|
23. |
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. |
|
|
|
24. |
В.Н. Крупин. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору). |
|
|
|
Захар Прилепин (2 ч.) |
||||
25. |
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. |
|
|
|
26. |
Р/р Сочинение. «Диалог поколений» (по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя)) |
|
|
|
Литература родного края как отражение народного мировоззрения (5 ч.) |
||||
27. |
Творчество поэтов и писателей Липецкой области. Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине. |
|
|
|
28. |
Творчество поэтов и писателей Липецкой области. |
|
|
|
29. |
Р/р Поэтический образ родины. Выразительное чтение стихотворений наизусть. |
|
|
|
30. |
Защита проектов по творчеству поэтов и писателей Липецкой области |
|
|
|
31. |
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. |
|
|
|
Подведение итогов изучения курса (3 ч.) |
||||
32. |
Подведение итогов изучения курса «Родная литература (русская)». |
|
|
|
33. |
Подведение итогов изучения курса «Родная литература (русская)». |
|
|
|
34. |
Итоговый урок |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.