МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII ВИДА №37» г. БРЯНСКА
Рассмотрено: на заседании методического совета школы Протокол №____от «___»____________2023г.
|
Согласовано: заместитель директора школы по УВР _________Кабишева И.Н. |
Утверждаю: директор МБОУ школы №37 _________ Чугур Е.В. Пр.№___от _______2023г. |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1)
на 2023-2024 уч. год.
9 класс
(кол-во часов: 136, в неделю.: 4)
Срок реализации
программы: 1 год
Программу составила:
Учитель – Селявина И. В.
г. Брянск
2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» 9 класс разработана в соответствии:
- с Законом «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599)
- примерной основной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Письмо и развитие речи» (авторы Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.).
- Учебный план школы.
Учебный предмет «Письмо и развитие речи» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.
«Письмо и развитие речи» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.
В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляются решение следующих задач:
• получение достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
• формирование навыка правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• социальная адаптация в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На изучение курса «Письмо и развитие речи» в 9 классе коррекционного учреждения отводится приблизительно 136 часов в год, 4 часа в неделю: в I учебной четверти – 36 часов, во II учебной четверти – 28 часов, в III учебной четверти – 40 часов, в IV учебной четверти – 32 часа.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.
«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• части речи, использование их в речи;
• наиболее распространенные правила правописания слов. Учащиеся должны уметь:
• писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
• оформлять все виды деловых бумаг;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (и с-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500
до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные,
с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
6. Тематическое планирование
I четверть (36часов)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Примечания |
Предложение |
|
||||
1 |
Простое предложение. Распространенные и нераспространенные предложения. |
1 |
|
Беседа, работа с учебником, составление предложений по схеме. |
|
2 |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
Беседа, комментированное письмо. Составление рассказа по картинке. Словарная работа. |
|
3 |
Развитие речи: описание комнаты. |
1 |
|
Беседа, работа с учебником. Словарная работа. |
|
4 |
Обращение. Развитие речи: составление диалога. |
1 |
|
|
|
5 |
Сложное предложение. |
1 |
|
Письмо по памяти, составление сложного предложения по схеме. |
|
6 |
Объяснительный диктант по теме «Сложное предложение». |
1 |
|
Составление предложений с союзными словами по схеме. |
|
7 |
Деловое письмо: составление конспекта. |
1 |
|
Комментированное письмо, беседа. |
|
Звуки и буквы |
|
||||
8 |
Алфавит. Гласные и согласные звуки, их обозначение буквами. |
1 |
|
Чтение алфавита, звуко – буквенный разбор слов, списывание ,вставить пропущенные буквы и записать слова. |
|
9 |
Разделительные «Ъ» и «Ь». |
1 |
|
Комментированное письмо. |
|
10 |
Ударные и безударные гласные в корне. |
1 |
|
Предупредительный диктант. |
|
11 |
Парные звонкие и глухие согласные. |
1 |
|
Выборочный диктант. |
|
12 |
Непроизносимые согласные в корне. |
1 |
|
Работа по карточкам. |
|
13 |
Деловое письмо: объявление. |
1 |
|
Комментированное письмо, беседа. |
|
14 |
Диктант по теме «Звуки и буквы». |
1 |
|
Письмо под диктовку. |
|
15 |
Анализ допущенных ошибок. |
1 |
|
Анализ ошибок. |
|
Состав слова |
|
||||
16 |
Разбор слов по составу. |
1 |
|
Чтение правила. Выполнение упражнений. |
|
17-18 |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные и парные согласные в корне слова.
|
2 |
|
Выполнение упражнений. Комментированное письмо |
|
19 |
Правописание приставок. |
1 |
|
Чтение правила. Выполнение упражнений. |
|
20 |
Правописание приставок на «з»-«с» Развитие речи: составление диалога. |
1 |
|
|
|
21 |
Сложные слова. |
1 |
|
Письмо, беседа, словарная работа. |
|
22 |
Сложносокращенные слова. |
1 |
|
Расшифровать сложносокращённые слова. Выполнение упражнений. |
|
23 |
Деловое письмо: составление открытых писем. |
1 |
|
Беседа, письмо, словарная работа. |
|
24 |
Деловое письмо: расписка. |
1 |
|
|
|
Имя существительное |
|
||||
25 |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
26 |
Грамматические признаки имени существительного, собственные и нарицательные существительные. |
1 |
|
Выполнение упражнений. Беседа, письмо, словарная работа. |
|
27 |
Развитие речи: составление ответов на вопросы по прочитанному тексту. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
28 |
Склонение имен существительных. |
1 |
|
Повторение склонений. Выполнение упражнений. |
|
29 |
Правописание падежных окончаний существительных. |
1 |
|
Повторение падежей и падежных вопросов. Выполнение упражнений. |
|
30 |
Правописание существительных с шипящей на конце. |
1 |
|
Чтение правила. Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
31 |
Правописание падежных окончаний имен существительных множественного числа. |
1 |
|
Подготовка к диктанту. Выполнение упражнений. |
|
32 |
Диктант по теме «Имя существительное». |
1 |
|
Письмо под диктовку. |
|
33 |
Анализ допущенных ошибок. |
1 |
|
Анализ ошибок. |
|
34 |
Несклоняемые существительные. |
1 |
|
Повторение. Комментированное объяснение правописания слов. |
|
35 |
Деловое письмо: заметка в стенгазету. |
1 |
|
Беседа, письмо, словарная работа. |
|
36 |
Обобщение изученного об имени существительном. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
II четверть (28часов)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Примечания |
Имя прилагательное |
|
||||
37 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
38 |
Грамматические признаки имени прилагательного. |
1 |
|
Повторение грамматических признаков имени прилагательного. Выполнение упражнений. |
|
39 |
Правописание безударных окончаний прилагательных. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
40-41 |
Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи. Употребление имён прилагательных в речи. |
2 |
|
Чтение правила. Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
42 |
Развитие речи: составление диалога. |
1 |
|
Беседа, письмо, словарная работа. |
|
43 |
Развитие речи: изложение по вопросам. |
1 |
|
Написание изложения по вопросам. Работа над ошибками. |
|
44 |
Развитие речи: восстановление квазитекста. |
1 |
|
Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм. Работа над ошибками. |
|
45 |
Деловое письмо: объяснительная записка. |
1 |
|
Написание объяснительной записки. Комментированное письмо. |
|
46 |
Диктант по теме «Имя прилагательное». |
1 |
|
Письмо под диктовку. |
|
47 |
Анализ допущенных ошибок. |
1 |
|
Анализ ошибок. |
|
48 |
Обобщение изученного об имени прилагательном. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
Личное местоимение |
|
||||
49 |
Личное местоимение как часть речи. |
1 |
|
Чтение правила, выполнение заданий и упражнений. |
|
50-51 |
Лицо и число личных местоимений. |
2 |
|
Повторение лиц и чисел личных местоимений. Выполнение заданий и упражнений. |
|
52-54 |
Склонение личных местоимений. |
3 |
|
Чтение правила, выполнение заданий и упражнений. |
|
55-56 |
Личные местоимения с предлогами. |
2 |
|
Выполнение заданий и упражнений. |
|
57 |
Правописание личных местоимений 3- его лица. |
1 |
|
Беседа, письмо по памяти. Выполнение заданий и упражнений. |
|
58 |
Диктант по теме «Личные местоимения». |
1 |
|
Письмо под диктовку. |
|
59 |
Анализ допущенных ошибок. |
1 |
|
Анализ ошибок. |
|
60 |
Развитие речи: восстановление квазитекста.
|
1
|
|
Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм. Работа над ошибками. |
|
61 |
Развитие речи: обучающее изложение. |
1 |
|
Написание изложения по вопросам. Работа над ошибками. |
|
62 |
Развитие речи: обучающее сочинение по репродукции картины. |
1 |
|
Написание сочинения по картине. Работа над ошибками. |
|
63 |
Деловое письмо: письмо родственникам. |
1 |
|
Написание письма. Комментированное письмо. |
|
64 |
Обобщение изученного о личных местоимениях. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
III четверть (40часов)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Роимечания |
Глагол |
|
||||
65 |
Глагол как часть речи. |
1 |
|
Чтение правила, выполнение заданий и упражнений. |
|
66 |
Грамматические признаки глаголов. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение заданий и упражнений. |
|
67 |
Глаголы неопределённой формы. |
1 |
|
Выполнение заданий и упражнений. |
|
68 |
Частица «не» с глаголами. |
1 |
|
Чтение правила, выполнение заданий и упражнений. |
|
69-70 |
Изменение глаголов по лицам и числам. |
2 |
|
Повторение лиц и чисел глагола. Выполнение упражнений. |
|
71-72 |
Правописание «ь» в глаголах 2 лица единственного числа, 3 лица и неопределённой формы. |
2 |
|
Чтение правила, выполнение заданий и упражнений, письмо по памяти. |
|
73 |
Ударные и безударные окончания глаголов. |
1 |
|
Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм. |
|
74-75 |
I и II спряжение глаголов. |
2 |
|
Чтение правила, выполнение заданий и упражнений, письмо по памяти. |
|
76-77 |
Глаголы – исключения. |
2 |
|
|
|
78-79 |
Глаголы повелительной формы. |
2 |
|
Выполнение упражнений. Словарная работа. |
|
80 |
Объяснительный диктант по теме «Глаголы повелительной формы». |
1 |
|
Комментированное письмо. Анализ ошибок. |
|
81 |
Мягкий знак в глаголах. |
1 |
|
Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм. |
|
82 |
Развитие речи: составление диалога. |
1 |
|
Беседа, письмо, словарная работа. |
|
83 |
Деловое письмо: анкета. |
1 |
|
Написание анкеты с помощью вопросов. Комментированное письмо. |
|
84 |
Диктант по теме «Глагол». |
1 |
|
Письмо под диктовку. |
|
85 |
Анализ допущенных ошибок. |
1 |
|
Анализ ошибок. |
|
Наречие |
|
||||
86 |
Наречие как часть речи. |
1 |
|
Чтение правила, выполнение заданий и упражнений. |
|
87-88 |
Наречия, обозначающие время, место и способ действия. |
2 |
|
Выполнение заданий и упражнений. |
|
89 |
Правописание наречий с «а» и «о» на конце. |
1 |
|
Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм. |
|
90 |
Развитие речи: обучающее изложение по опорным словам. |
1 |
|
Написание изложения по опорным словам. Работа над ошибками. |
|
91 |
Диктант по теме «Наречие». |
1 |
|
Письмо под диктовку. |
|
92 |
Анализ допущенных ошибок. |
1 |
|
Анализ ошибок. |
|
Имя числительное |
|
||||
93 |
Имя числительное как часть речи. |
1 |
|
Чтение правила, выполнение заданий и упражнений. |
|
94 |
Порядковые и количественные числительные. |
1 |
|
Выполнение заданий и упражнений. |
|
95-96 |
Числительные, состоящие из одного и нескольких слов. |
2 |
|
Чтение правила, выполнение заданий и упражнений. |
|
97-98 |
Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900. |
2 |
|
|
|
99-100 |
Правописание числительных 90, 200, 300, 400. |
2 |
|
|
|
101 |
Деловое письмо: доверенность. |
1 |
|
Написание доверенности. Комментированное письмо. |
|
102 |
Диктант по теме «Имя числительное». |
1 |
|
Письмо под диктовку. |
|
103 |
Анализ допущенных ошибок. |
1 |
|
Анализ ошибок. |
|
104 |
Обобщение изученного об именах числительных. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
IV четверть (32часа)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Примечания |
Повторение Части речи |
|
||||
105-107 |
Различия частей речи по значению, по вопросам и грамматическим признакам. |
3 |
|
Повторение частей речи. Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
108-109 |
Отличия имен прилагательных и порядковых числительных. |
2 |
|
Выполнение заданий и упражнений. |
|
110-111 |
Отличия имён прилагательных и наречий. |
2 |
|
|
|
112-113 |
Различия существительных и местоимений. |
2 |
|
|
|
114 |
Обобщение изученного о частях речи. |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
115 |
Диктант по теме «Части речи». |
1 |
|
Письмо под диктовку. |
|
116 |
Анализ допущенных ошибок. |
1 |
|
Анализ ошибок. |
|
Предложение |
|
||||
117 |
Простое предложение. |
1 |
|
Беседа, работа с учебником, составление предложений по схеме. |
|
118 |
Распространенные и нераспространенные предложения. |
1 |
|
|
|
119 |
Развитие речи: обучающее сочинение - описание по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». |
1 |
|
Написание сочинения по картине. Работа над ошибками. |
|
120 |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
|
|
121 |
Деловое письмо: составление инструкции. |
1 |
|
Написание инструкции по вопросам. Комментированное письмо. |
|
122 |
Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения. |
1 |
|
Составление предложений по схеме. Выполнение заданий и упражнений. |
|
123 |
Обращение. |
1 |
|
Выполнение заданий и упражнений. |
|
124-125 |
Развитие речи: составление диалогов, предложений работа над квазитекстом. |
2 |
|
Повторение. Написание диалога. Работа над ошибками. Выполнение заданий и упражнений. |
|
126 |
Развитие речи: обучающее изложение «На Русском Севере». |
1 |
|
Написание изложения по плану. Работа над ошибками. |
|
127 |
Диктант по теме «Предложение». |
1 |
|
Письмо под диктовку. |
|
128 |
Анализ допущенных ошибок. |
1 |
|
Анализ ошибок. |
|
129 |
Сложные предложения. |
1 |
|
Письмо по памяти, составление сложного предложения по схеме. |
|
Прямая речь |
|
||||
130 |
Предложения с прямой речью. |
1 |
|
Выполнение заданий и упражнений. |
|
131-132 |
Знаки препинания в предложении с прямой речью. |
2 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
133-134 |
Повторение и обобщение изученного о предложении. |
2 |
|
Выполнение заданий и упражнений. |
|
135 |
Комментированное письмо по теме «Прямая речь». |
1 |
|
Комментированное письмо. Выполнение упражнений. |
|
136 |
Повторение и обобщение изученного за год. |
1 |
|
Выполнение заданий и упражнений. |
|
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- сб.1.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык.8 класс. Москва. «Просвещение» 2004г.
1. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Составслова. М.. «Просвещение» 2003г.
2. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. М.. «Просвещение» 2003г.
3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. М.. «Просвещение» 2003г.
4. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. М. «Просвещение» 2003 г.
5. Набор перфокарт по русскому языку для начальной школы. М. «Просвещение» 1993г.
6. А.К.Аксенова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М. «Владос» 2004г.
7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. М. «Школа-Пресс» 1994г.
8. А.К. Зикеев. Практическая грамматика на уроках русского языка. М., «Владос» 2004г.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.