Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) на 2023-2024 уч. год. 9 класс

  • docx
  • 11.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык_9_klass.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ                               «ШКОЛА  КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII ВИДА №37» г. БРЯНСКА

 

 

Рассмотрено: на заседании методического совета школы

Протокол №____от

«___»____________2023г.

 

Согласовано: заместитель директора школы по УВР

_________Кабишева И.Н.

Утверждаю: директор МБОУ школы №37

_________ Чугур Е.В.

Пр.№___от _______2023г.

 

 

 

 

 

 

 

                   Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

     адаптированной основной образовательной программы основного

       общего образования для обучающихся с умственной отсталостью

               (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1)

на 2023-2024 уч. год.

 

9 класс

 

 

                  (кол-во часов: 136, в неделю.: 4)

 

 

 

 

 

                                                                                           Срок реализации

                                                                                           программы: 1 год

                                                                                           Программу составила:

                                                                                           Учитель – Селявина И. В.

 

 

 

г. Брянск

2023 – 2024 учебный год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» 9 класс разработана в соответствии:

- с Законом «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ      от 19.12.2014 №1599)

- примерной основной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Письмо и развитие речи» (авторы Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.).

                -   Учебный план школы.


 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Письмо и развитие речи» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

«Письмо и развитие речи» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.

В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляются решение следующих задач:

  получение достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  формирование навыка правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  социальная адаптация в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Письмо и развитие речи» в 9 классе коррекционного учреждения отводится приблизительно 136 часов в год, 4 часа в неделю:                 в I учебной четверти – 36 часов, во II учебной четверти – 28 часов, в III учебной четверти – 40 часов, в IV учебной четверти – 32 часа.

 

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и 


ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.

         Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  части речи, использование их в речи;

  наиболее распространенные правила правописания слов. Учащиеся должны уметь:

  писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;

  оформлять все виды деловых бумаг;

  пользоваться школьным орфографическим словарем.

 


 

 

Повторение


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

                        9 класс (136 часов)


Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.


Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово

Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (и с-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500

до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные,

с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.


                                    6. Тематическое планирование

                                                      I четверть (36часов)

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во           часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Примечания

Предложение

 

1

Простое предложение. Распространенные и нераспространенные предложения.

1

 

Беседа, работа с учебником,

составление предложений по схеме.

 

2

Однородные члены предложения.

1

 

Беседа, комментированное

письмо. Составление рассказа по картинке. Словарная работа.

 

3

Развитие речи: описание комнаты.

1

 

Беседа, работа с учебником. Словарная работа.

 

4

Обращение. Развитие речи: составление диалога.

1

 

 

5

Сложное предложение.

1

 

Письмо по памяти, составление сложного предложения по схеме.

 

6

Объяснительный диктант по теме «Сложное предложение».

1

 

Составление предложений с союзными словами по схеме.

 

7

Деловое письмо: составление конспекта.

1

 

Комментированное письмо, беседа.

 

                                                             Звуки и буквы

 

8

Алфавит. Гласные и согласные звуки, их обозначение буквами.

1

 

Чтение алфавита, звуко – буквенный разбор слов, списывание ,вставить пропущенные буквы и записать слова.

 

9

Разделительные «Ъ» и «Ь».

1

 

Комментированное письмо.

 

10

Ударные и безударные гласные в корне.

1

 

Предупредительный диктант.

 

11

Парные звонкие и глухие    согласные.

1

 

Выборочный диктант.

 

12

Непроизносимые согласные в корне.

1

 

Работа по карточкам.

 

13

Деловое письмо: объявление.

1

 

Комментированное письмо, беседа.

 

14

Диктант по теме «Звуки и буквы».

1

 

Письмо под диктовку.

 

15

Анализ допущенных ошибок.

1

 

Анализ ошибок.

 

                     Состав слова

 

16

Разбор слов по составу.

1

 

Чтение правила. Выполнение упражнений.

 

17-18

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные и парные согласные в корне слова.

 

2

 

Выполнение упражнений.

Комментированное письмо

 

19

Правописание приставок.

1

 

Чтение правила. Выполнение упражнений.

 

20

Правописание приставок на «з»-«с» Развитие речи: составление диалога.

1

 

 

21

Сложные слова.

1

 

Письмо, беседа, словарная работа.

 

22

Сложносокращенные слова.

1

 

Расшифровать сложносокращённые слова. Выполнение упражнений.

 

23

Деловое письмо: составление открытых писем.

1

 

Беседа, письмо, словарная работа.

 

24

Деловое письмо: расписка.

1

 

 

Имя существительное

 

25

Имя существительное как часть речи.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

26

Грамматические признаки имени существительного, собственные и нарицательные существительные.

1

 

Выполнение упражнений. Беседа, письмо, словарная работа.

 

27

Развитие речи: составление ответов на вопросы по прочитанному тексту.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

28

Склонение имен существительных.

1

 

Повторение склонений. Выполнение упражнений.

 

29

Правописание падежных окончаний существительных.

1

 

Повторение падежей и падежных вопросов. Выполнение упражнений.

 

30

Правописание существительных с шипящей на конце.

1

 

Чтение правила. Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

31

Правописание падежных окончаний имен существительных множественного числа.

1

 

Подготовка к диктанту. Выполнение упражнений.

 

32

Диктант по теме «Имя существительное».

1

 

Письмо под диктовку.

 

33

Анализ допущенных ошибок.

1

 

Анализ ошибок.

 

34

Несклоняемые существительные.

1

 

Повторение. Комментированное объяснение правописания слов.

 

35

Деловое письмо: заметка в стенгазету.

1

 

Беседа, письмо, словарная работа.

 

36

Обобщение изученного об имени существительном.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

           

                                                          II четверть (28часов)

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во           часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Примечания

Имя прилагательное

 

37

Имя прилагательное как часть речи.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

38

Грамматические признаки имени прилагательного.

1

 

Повторение грамматических признаков имени прилагательного. Выполнение упражнений.

 

39

Правописание безударных окончаний прилагательных.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

40-41

Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи. Употребление имён прилагательных в речи.

2

 

Чтение правила. Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

42

Развитие речи: составление диалога.

1

 

Беседа, письмо, словарная работа.

 

43

Развитие речи: изложение по вопросам.

1

 

Написание изложения по вопросам. Работа над ошибками.

 

44

Развитие речи: восстановление квазитекста.

1

 

Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм. Работа над ошибками.

 

45

Деловое письмо: объяснительная записка.

1

 

Написание объяснительной записки. Комментированное письмо.

 

46

Диктант по теме «Имя прилагательное».

1

 

Письмо под диктовку.

 

47

Анализ допущенных ошибок.

1

 

Анализ ошибок.

 

48

Обобщение изученного об имени

прилагательном.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

Личное местоимение

 

49

Личное местоимение как часть речи.

1

 

Чтение правила, выполнение заданий и упражнений.

 

50-51

Лицо и число личных местоимений.

2

 

Повторение лиц и чисел личных местоимений.  Выполнение заданий и упражнений.

 

52-54

Склонение личных местоимений.

3

 

Чтение правила, выполнение заданий и упражнений.

 

55-56

Личные местоимения с предлогами.

2

 

Выполнение заданий и упражнений.

 

57

Правописание личных местоимений  3- его лица.

1

 

Беседа, письмо по памяти. Выполнение заданий и упражнений.

 

58

Диктант по теме «Личные местоимения».

1

 

Письмо под диктовку.

 

59

Анализ допущенных ошибок.

1

 

Анализ ошибок.

 

60

Развитие речи: восстановление квазитекста.

 

1

 

 

 

 

Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм. Работа над ошибками.

 

61

Развитие речи: обучающее изложение.

1

 

Написание изложения по вопросам. Работа над ошибками.

 

62

Развитие речи: обучающее сочинение по репродукции картины.

1

 

Написание сочинения по картине. Работа над ошибками.

 

63

Деловое письмо: письмо родственникам.

1

 

Написание письма. Комментированное письмо.

 

64

Обобщение изученного о личных местоимениях.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

 

III четверть (40часов)

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во           часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Роимечания

Глагол

 

65

Глагол как часть речи.

1

 

Чтение правила, выполнение заданий и упражнений.

 

66

Грамматические признаки глаголов.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение заданий и упражнений.

 

67

Глаголы неопределённой формы.

1

 

Выполнение заданий и упражнений.

 

68

Частица «не» с глаголами.

1

 

Чтение правила, выполнение заданий и упражнений.

 

69-70

Изменение глаголов по лицам и числам.

2

 

Повторение лиц и чисел глагола. Выполнение упражнений.

 

71-72

Правописание «ь» в глаголах 2 лица единственного числа, 3 лица и неопределённой формы.

2

 

Чтение правила, выполнение заданий и упражнений, письмо по памяти.

 

73

Ударные и безударные окончания глаголов.

1

 

Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм.

 

74-75

I и II спряжение глаголов.

2

 

Чтение правила, выполнение заданий и упражнений, письмо по памяти.

 

76-77

Глаголы – исключения.

2

 

 

78-79

Глаголы повелительной формы.

2

 

Выполнение упражнений. Словарная работа.

 

80

Объяснительный диктант по теме «Глаголы повелительной формы».

1

 

Комментированное письмо. Анализ ошибок.

 

81

Мягкий знак в глаголах.

1

 

Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм.

 

82

Развитие речи: составление диалога.

1

 

Беседа, письмо, словарная работа.

 

83

Деловое письмо: анкета.

1

 

Написание анкеты с помощью вопросов. Комментированное письмо.

 

84

Диктант по теме «Глагол».

1

 

Письмо под диктовку.

 

85

Анализ допущенных ошибок.              

1

 

Анализ ошибок.

 

Наречие

 

86

Наречие как часть речи.

1

 

Чтение правила, выполнение заданий и упражнений.

 

87-88

Наречия, обозначающие время, место и способ действия.

2

 

Выполнение заданий и упражнений.

 

89

Правописание наречий с «а» и «о» на конце.

1

 

Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм.

 

90

Развитие речи: обучающее изложение по опорным словам.

1

 

Написание изложения по опорным словам. Работа над ошибками.

 

91

Диктант по теме «Наречие».

1

 

Письмо под диктовку.

 

92

Анализ допущенных ошибок.

1

 

Анализ ошибок.

 

Имя числительное

 

93

Имя числительное как часть речи.

1

 

Чтение правила, выполнение заданий и упражнений.

 

94

Порядковые и количественные числительные.

1

 

Выполнение заданий и упражнений.

 

95-96

Числительные, состоящие из одного и нескольких слов.

2

 

Чтение правила, выполнение заданий и упражнений.

 

97-98

Правописание числительных от  5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900.

2

 

 

99-100

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

2

 

 

101

Деловое письмо: доверенность.

1

 

Написание доверенности. Комментированное письмо.

 

102

Диктант по теме «Имя числительное».

1

 

Письмо под диктовку.

 

103

Анализ допущенных ошибок.

1

 

Анализ ошибок.

 

104

Обобщение изученного об именах числительных.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

 

IV четверть (32часа)

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во           часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Примечания

                                            Повторение

                                            Части речи

 

105-107

Различия частей речи по значению, по вопросам и грамматическим признакам.

3

 

Повторение частей речи. Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

108-109

Отличия имен прилагательных и порядковых числительных.

2

 

Выполнение заданий и упражнений.

 

110-111

Отличия имён прилагательных и наречий.

2

 

 

112-113

Различия существительных и местоимений.

2

 

 

114

Обобщение изученного о частях речи.

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

115

Диктант по теме «Части речи».

1

 

Письмо под диктовку.

 

116

Анализ допущенных ошибок.

1

 

Анализ ошибок.

 

Предложение

 

117

Простое предложение.

1

 

Беседа, работа с учебником,

составление предложений по схеме.

 

118

Распространенные и нераспространенные предложения.

1

 

 

119

Развитие речи: обучающее сочинение - описание по репродукции картины           А. Саврасова «Грачи прилетели».

1

 

Написание сочинения по картине. Работа над ошибками.

 

120

Однородные члены предложения.

1

 

 

 

121

Деловое письмо: составление инструкции.

1

 

Написание инструкции по вопросам. Комментированное письмо.

 

122

Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения.

1

 

Составление предложений по схеме. Выполнение заданий и упражнений.

 

123

Обращение.

1

 

Выполнение заданий и упражнений.

 

124-125

Развитие речи: составление диалогов, предложений работа над квазитекстом.

2

 

Повторение. Написание диалога. Работа над ошибками. Выполнение заданий и упражнений.

 

126

Развитие речи: обучающее изложение

«На Русском Севере».

1

 

Написание изложения по плану. Работа над ошибками.

 

127

Диктант по теме «Предложение».

1

 

Письмо под диктовку.

 

128

Анализ допущенных ошибок.

1

 

Анализ ошибок.

 

129

Сложные предложения.

1

 

Письмо по памяти, составление сложного предложения по схеме.

 

Прямая речь

 

130

Предложения с прямой речью.

1

 

Выполнение заданий и упражнений.

 

131-132

Знаки препинания в предложении с прямой речью.

2

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

133-134

Повторение и обобщение изученного о предложении.

2

 

Выполнение заданий и упражнений.

 

135

Комментированное письмо по теме «Прямая речь».

1

 

Комментированное письмо. Выполнение упражнений.

 

136

Повторение и обобщение изученного за год.

1

 

Выполнение заданий и упражнений.

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

                                       7. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                

                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида:            5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- сб.1.

 

Учебники:

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык.8 класс. Москва. «Просвещение» 2004г.

 

Методическая литература:

1. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Составслова. М.. «Просвещение» 2003г.

2. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. М.. «Просвещение» 2003г.

3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. М.. «Просвещение» 2003г.

4. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол.          М. «Просвещение» 2003 г.

5. Набор перфокарт по русскому языку для начальной школы. М. «Просвещение» 1993г.

6. А.К.Аксенова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.                   М. «Владос» 2004г.

7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой.   М. «Школа-Пресс» 1994г.

8. А.К. Зикеев. Практическая грамматика на уроках русского языка. М., «Владос» 2004г.


 

9.