СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины |
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
|
3 условия реализации учебной дисциплины
|
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика отрасли
1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: дисциплина, входит в профессиональный цикл, раздел общепрофессиональных дисциплин, реализуется за счет часов вариатива.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
ü рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
ü оформлять первичные документы по учёту рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
ü разрабатывать бизнес-план;
знать:
ü действующее законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
ü методики расчёта основных технико-экономических показателей деятельности организации;
ü материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), показатели их эффективного использования;
ü механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
ü методику разработки бизнес-плана;
ü основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
ü основы организации работы коллектива исполнителей;
ü основы планирования, финансирования и кредитования организации;
ü особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
ü производственную и организационную структуру организации.
В ходе освоения дисциплины реализуются следующие общие и профессиональные компетенции:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результаты выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1 |
Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы |
ПК 1.2 |
Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности |
ПК 1.6 |
Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы |
ПК 1.7 |
Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ |
ПК 1.8 |
Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы |
ПК 1.9 |
Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией |
ПК 1.10 |
Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции |
ПК 2.1 |
Участвовать в разработке технического задания |
ПК 2.2 |
Программировать в соответствии с требованиями технического задания |
ПК 2.3 |
Применять методики тестирования разрабатываемых приложений |
ПК 2.4 |
Формировать отчетную документацию по результатам работ |
ПК 2.5 |
Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами |
ПК 2.6 |
Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины (включая экономику и право):
максимальной учебной нагрузки студента 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов; практических работ – 20 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
80 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
курсовая работа |
20 |
Самостоятельная работа студента |
40 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Экономика отрасли»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Введение |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия, различных форм собственности. |
1 |
1 |
|
||
Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка |
12 |
|
||||
Тема 1.1. Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее экономического потенциала. Механизм функционирования организации (предприятия). Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники. |
1 |
2 |
|
||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
|
|||
|
- Подготовка сообщений по темам: «Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники» «Нормативно-правовая база, регламентирующая отраслевые особенности» - Составить схему (таблицу) технико-экономических особенностей предприятия отрасли. |
3 |
|
|
||
Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий)
|
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. |
1 |
2 |
|
||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
|
|||
|
Разработать таблицу группировки и классификации организационно-правовых форм организаций |
1 |
|
|
||
Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия) |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Производственная структура организации (предприятия) ее элементы. Совершенствование производственной структуры организации (предприятия) в условиях рынка |
2 |
2
|
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
подготовка сообщения по теме «Виды производственных структур предприятия» |
2 |
|
|||
Тема 1.4 Основы логистики организации (предприятия) |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Понятие логистики организации. Роль логистики в управлении материальными потоками. Принципы логистики. Задачи и функции логистики. |
1 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
подготовка сообщения по теме «Виды логистики организаций отрасли» |
1 |
|
|||
Раздел 2. Производственная структура организации (предприятия) |
10 |
|
||||
Тема 2.1. Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), показатели их эффективного использования |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Показатели эффективности использования основных ресурсов. Оценка основного капитала. Амортизация основного капитала. Показатели и износ основного капитала. Трудовые ресурсы предприятия. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
составить таблицу «Классификация средств предприятия» |
1 |
|
|||
Тема 2.2. Оборотный капитал |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
Выполнение индивидуального задания по расчёту структуры оборотных средств. |
2 |
|
|||
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета. |
1 |
2 |
|||
Тема 2.4. Нематериальные активы |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Понятие нематериальных активов, их сущность и значение. Состав нематериальных активов. Оценка нематериальных активов. Амортизация нематериальных активов |
1 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
подготовка сообщений по темам: «Нематериальные активы организаций»; «Оценка нематериальных активов» |
1 |
|
|||
Раздел 3. Экономические ресурсы организации |
15 |
|
||||
Тема 3.1. Имущество и капитал |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Имущество организации: понятие, состав. Капитал организации. Источники формирования капитала. Уставный капитал - основа создания и функционирования организации. Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ. Основной и оборотный капитал. |
1 |
2 |
|||
Тема 3.2. Основные средства организации (предприятия) |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Экономическая сущность и воспроизводство основных средств (фондов). Состав и классификация основных средств по сферам производства, секторам экономики и отраслям. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Службы оценки имущества (основных средств). Износ и амортизация основных средств, их воспроизводство. Показатели использования основных, средств. Пути улучшения использования основных средств предприятия. Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета. Аренда основных производственных средств. Лизинговая форма аренды, ее преимущества. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
подготовка сообщений по темам: «Экономическая сущность и воспроизводство основных средств», «Лизинговая форма аренды, ее преимущества» |
2 |
|
|||
Тема 3.3. Оборотные средства организации (предприятия) |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Элементы оборотных средств, нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Источники формирования оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Показатели использования оборотных средств. Значение и пути снижения материалоемкости продукции. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
Подготовка схемы «Классификация оборотных средств» |
1 |
|
|||
Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда
|
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Производственный персонал предприятия. Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени). Производительность труда; классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов предприятия в условиях рыночной экономики. Нормирование труда в предприятии: цели и задачи. Основные виды норм затрат труда. Методы нормирования труда в зависимости от типа и формы производства. Фотография рабочего времени, хронометраж, метод моментных наблюдений. Материальное стимулирование труда. Сущность заработной платы, принципы и методы се начисления и планирования. Тарификация труда. Единая тарифная система, ее использование в бюджетных и коммерческих организациях. Формы и системы заработной платы. Надбавки и доплаты. Бестарифная система заработной платы. Учет выработки и заработной платы в ценах. |
2 |
2 |
|||
Практическая работа: |
2 |
|
||||
|
Оформление первичных документов по учёту рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев |
|
|
|||
Самостоятельная работа студентов: |
3 |
|
||||
|
подготовка: - таблицы «Формы и системы оплаты труда» - сообщений по темам «Производственный персонал предприятия», «Методы измерения производительности труда», «Надбавки и доплаты». |
|
|
|||
Раздел 4. Маркетинговая деятельность организации |
16 |
|
||||
Тема 4.1. Маркетинг: его основы и концепции |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Маркетинг, его основы. Понятия и концепции маркетинга: концепция совершенствования производства, концепция качества товаров, концепция сбыта. Принципы и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность. |
1 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
подготовка сообщений по темам: «Маркетинг, его основы», «Понятие и концепции маркетинга» |
2 |
|
|||
Тема 4.2. Функции маркетинга и этапы его организации |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Функции маркетинга и этапы его организации: сбор информации и комплексное развитие рынка; отбор целевых рынков и сегментация; изучение запросов и поведения потребителей; формирование стратегии производства и товарной политики; планирование производства и ассортимента товаров; формирование ценовой политики и установление цен на товары, определение жизненного цикла товаров и формирование цен на различных его стадиях; организация сбыта и распространение товаров через оптовую и розничную торговлю; стимулирование сбыта. |
1 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
подготовка сообщений по темам: «Функции маркетинга», «Этапы организации маркетинга» |
1 |
|
|||
Тема 4.3. Реклама |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Реклама: назначение, классификация, требования к рекламе; правовая база рекламной деятельности; планирование и проведение рекламных кампаний; виды рекламы; эффективность рекламы разных видов. |
1 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
подготовка сообщений по темам: «Реклама: назначение, классификация», «Правовая база рекламной деятельности» |
3 |
|
|||
Тема 4.4. Качество и конкурентоспособность продукции |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Сущность и значение повышения качества продукции. Система показателей качества продукции. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения. Показатели конкурентоспособности. Факторы, влияющие на качество продукции. Экономическая эффективность повышения качества продукции. Государственные и международные стандарты и системы качества. Система стандартов в Российской Федерации. Международные стандарты и системы качества. Система управления качеством продукции предприятия. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
подготовка сообщений по темам: «Сущность и значение повышения качества продукции», «Факторы, влияющие на качество продукции», «Система управления качеством продукции предприятия» |
3 |
|
|||
Тема 4.5. Инновационная и инвестиционная политика организации (предприятия) |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Инновационная деятельность организации, ее содержание. Показатели потенциала организации. Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии. Инвестиционная политика организации. Капитальные вложения: структура, источники финансирования и показатели эффективности. |
1 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
составить: - таблицу «Инновационные проекты в г. Находка» - кроссворд по основным терминам раздела 4 |
1 |
|
|||
Раздел 5. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности организации (предприятия) |
11 |
|
||||
Тема 5.1. Издержки производства и реализации продукции, себестоимость продукции |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Смета и методика ее составления. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути ее оптимизации. Заработная плата как показатель использования трудовых ресурсов. Современные формы оплаты труда. Оплата труда работников отрасли. Порядок и условия выплаты заработной платы. Ограничения удержаний из заработной платы. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда. |
3 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
Работа с нормативными источниками |
1 |
|
|||
Тема 5.2. Ценообразование |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования. |
1 |
2 |
|||
Практическая работа: |
|
|
||||
|
Составление калькуляции продукции |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
Работа с нормативной и справочной литературой |
1 |
|
|||
Тема 5.3. Прибыль и рентабельность |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли. |
2 |
2 |
|
||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
|
|||
|
Разработка схемы распределения прибыли |
1 |
|
|
||
Раздел 6. Планирование деятельности организации (предприятия) |
49 |
|
||||
Тема 6.1 Бизнес-планирование |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы и элементы планирования. Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана: характеристика продукции и услуг, оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга; план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций; сводка контрольных показателей. |
2 |
2 |
|||
Практическая работа: |
|
|
||||
|
Разработка бизнес-плана |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
Подготовка проекта курсовой работы по заданной теме |
2 |
|
|||
|
Курсовая работа «Бизнес-план предприятия» |
20 |
|
|||
Тема 6.2 Финансы организации (предприятия) |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Финансы предприятия, отношения с государством. Источники финансовых ресурсов организации. Внутренние источники: выручка от реализации продукции, амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль. Внешние источники: выпуск собственных долговых обязательств (векселей и облигаций), выпуск акций, кредиты банков, государственное финансирование. Соотношение собственных и заемных средств. Денежные фонды предприятия: фонд оборотных средств, амортизационный фонд, фонд заработной платы, резервные фонды, валютные фонды. Кредит и кредитная система. Банки и их роль в рыночной экономике. Смешанные формы финансирования предприятий, сочетающие аренду, кредит и расчеты, лизинг и факторинг. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
подготовка сообщений по темам: «Финансы предприятия, отношения с государством», «Источники финансовых ресурсов организации», «Кредит и кредитная система», «Банки и их роль в рыночной экономике» |
2 |
|
|||
Тема 6.3 Методика расчета основных технико-экономических показателей работы предприятия |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия, порядок се расчета в организации. Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. |
3 |
2 |
|||
Практическая работа: |
14 |
|
||||
|
Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия |
|
|
|||
Самостоятельная работа студентов: |
2 |
|
||||
|
Подготовка таблицы «Нормы и нормативы, их классификация», «Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов» |
|
|
|||
Раздел 7. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия) |
6 |
|
||||
Тема 7.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
|
Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли. Выход организаций (предприятий) на внешний рынок. Конкурентоспособность продукции. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности. Совместное предпринимательство. Неторговые и торговые операции во внешнеэкономической деятельности. Таможенная тарифная система. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке. Средства расчетов во внешнеэкономической деятельности. Конвертируемость рубля.
|
2 |
|
|||
Самостоятельная работа студентов: |
|
|
||||
|
Подготовка |
|
|
|||
|
- схемы «Совместное предпринимательство» |
|
|
|||
|
- сообщений по темам: «Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли», «Организация внешнеэкономической деятельности», «Выход организаций на внешний рынок», «Конвертируемость рубля» |
4 |
|
|||
|
Всего: |
120 |
|
|||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: комплекс учебно-наглядных пособий по дисциплине «Экономика отрасли».
Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебник для СПО. – Ростов н\Дону, Феникс, 2016
2.Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014.
3.Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
4.Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. Для ср. спец. Учеб. Заведений. – М.: Экономистъ, 2012.
Дополнительные источники:
1.Семёнов А.К. Основы менеджмента. - М.: Дашков и К0, 2009.-476с.
2.Экономика фирмы: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений Т.В., Муравьева «Академия», 2007. — 400 с.
3.Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчётах). - М.:Инфро-М, 2008.-256.
4.Мурахтанова Н.М. Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций.- М.: Академия 2007.-96с.
5.Черняк В.З. Бизнес-планирование.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-519с.
6.В.А. Кейлер. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2000.
7.Г.Я. Кожекин, Л.М. Синица. Организация производства - Минск, 1998.
8.Пелих А.С., Баранников М.М. Экономика машиностроения / Под ред. проф. А.С. Пелиха. Серия «Высшее образование». – Ростов н / Д: «Феникс», 2004.
Электронные учебники
1. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебник для СПО /Электронный ресурс. – Ростов н\Дону, Феникс, 2016
2. Региональная экономика [Электронный ресурс]: учебник для спо / Юсупов К.Н. и др. – М.: КНОРУС, 2010
3. Финансы и кредит: учебник для СПО / Под ред. Т.М. Ковалевой. СПО /Электронный ресурс. – М.: КНОРУС, 2011.
Салин, В.Н. Статистика: учебник для СПО /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская /Электронный ресурс. – М.: КНОРУС, 2011.
Слагода, В.Г. Экономическая теория: учебник для СПО /Электронный ресурс. - 5-е изд., исправ. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013.
Интернет-ресурсы:
Web-ресурсы по экономической истории http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/version/r_resour.htm
Экономика
и финансы - публикации, статьи, обзоры, аналитика, дипломы, рефераты
http://www.finansy.ru/
Московские Центры ЛИНК \\ http://www.link.msk.ru/
The World Bank Group http://www.worldbank.org/
Библиотека экономической и деловой литературы http://ek-lit.agava.ru/
Галерея экономистов http://ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery/g_home.pl
Интерактивная Бизнес школа http://www.inter-mba.ru/
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; |
Отчёт по практической работе
|
оформлять основные документы по учёту рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; |
|
разрабатывать бизнес-план; |
Защита проекта бизнес-плана |
Знания: |
|
действующее законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; |
Тестирование, контрольная работа, экзамен |
методику расчёта основных технико-экономических показателей деятельности организации; |
Оценка расчётных задач |
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), показатели их эффективного использования; |
Контрольная работа Опрос устный и письменный Экзамен |
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; |
Тестирование |
методику разработки бизнес-плана; |
|
основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; |
|
основы организации работы коллектива исполнителей; |
Контрольная работа Опрос устный и письменный |
основы планирования, финансирования и кредитования организации; |
|
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
Экзамен |
производственную и организационную структуру организации |
5 Образовательные технологии
Использование технологий обеспечивает ориентирование студента в потоке информации, связанной с различными подходами к определению сущности, содержания, методов, форм развития и саморазвития личности; самоопределение в выборе оптимального пути и способов личностно-профессионального развития; систематизацию знаний, полученных студентами в процессе аудиторной работы. Практические занятия обеспечивают развитие и закрепление умений и навыков определения целей и задач саморазвития, а также принятия наиболее эффективных решений по их реализации.
При проведении занятий используются следующие технологии обучения.
Традиционные технологии обучения предполагают передачу информации в готовом виде, формируют учебные умения по образцу: развивающая технология, личностно-ориентированная технология и др.
Активные технологии обучения предполагают организацию обучения как продуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодействия студентов с преподавателем: сотрудничество и кооперация, коллективное взаимодействие и др.
Интерактивные технологии обучения предполагают организацию обучения как продуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем: проектные технологии, многоуровневое обучение, технология критического мышления, case study-технологии и т.д.
Количество аудиторных часов согласно учебному плану по дисциплине – 80, в том числе проводимых в активной и интерактивной форме – 26 часов.
Активные и интерактивные формы проведения занятий
Раздел, тема |
Виды учебной деятельности |
Формы проведения занятий |
Количество часов |
Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка |
|||
Тема 1.1 Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике |
Теоретические занятия |
Урок-игра |
1 |
Урок-проблема |
1 |
||
Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий) |
Теоретические занятия |
Урок-презентация
|
1 |
Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия) |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Урок-практикум |
1 |
||
Раздел 2. Производственная структура организации (предприятия) |
|||
Тема 2.1. Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), показатели их эффективного использования |
Теоретические занятия |
Урок-игра |
1 |
Тема 2.2. Оборотный капитал |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Раздел 3. Экономические ресурсы организации |
|||
Тема 3.2. Основные средства организации (предприятия) |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Тема 3.3. Оборотные средства организации (предприятия) |
Теоретические занятия |
Урок-конференция |
1 |
Работа в группах |
1 |
||
Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Урок-аукцион |
1 |
||
Раздел 4. Маркетинговая деятельность организации |
|||
Тема 4.1. Маркетинг: его основы и концепции |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Урок-проект |
1 |
||
Тема 4.5. Инновационная и инвестиционная политика организации (предприятия) |
Теоретические занятия |
Урок-игра |
1 |
Раздел 5. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности организации (предприятия) |
|||
Тема 5.1. Издержки производства и реализации продукции |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Урок-практикум |
1 |
||
Тема 5.2. Ценообразование |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Тема 5.3. Прибыль и рентабельность |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Раздел 6. Планирование деятельности организации (предприятия) |
|||
Тема 6.1 Бизнес-планирование |
Теоретические занятия |
Урок-деловая игра |
1 |
Урок-практикум |
1 |
||
Тема 6.2 Финансы организации (предприятия) |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Урок-аукцион |
1 |
||
Раздел 7. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия) |
|||
Тема 7.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
1 |
Урок-деловая игра |
1 |
||
Урок-викторина |
1 |
||
Итого |
26 |
Активное и интерактивное обучение как специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, позволяет всем участникам взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать действия других и свое собственное поведение, погружаться в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Дополнение и изменение в рабочей программе
на 20__/20__ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Рабочая программа пересмотрена на заседании цикловой методической |
||||||||
комиссии (ЦМК) |
|
|||||||
|
|
|||||||
протокол от |
|
20 |
|
г. |
№ |
|
|
|
Председатель ЦМК |
|
И.О. Фамилия |
||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.