Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика для специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование
Оценка 4.7

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика для специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование

Оценка 4.7
docx
05.09.2023
Рабочая программа учебной дисциплины  ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика  для специальности среднего профессионального образования  09.02.07 Информационные системы и программирование
РП_ЕН.03_Теория вероятн. и ... _09.02.07_Фунтова_2022.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по инновационной деятельности

____________ Ахтариева А.С.

«___» _____________ 2023 г.

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика

 

для специальности среднего профессионального образования

09.02.07 Информационные системы и программирование

Форма обучения: очная

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

РАЗРАБОТЧИК

Методическим советом колледжа

Фунтова Н.В.,

Протокол №  от «»2023 г.

преподаватель ВКК

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

 

 

Цикловой комиссией

ОПОП информационного профиля

Протокол №  от «»2023 г.

 

 

 

 

 

Первоуральск, 2023


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 10

 


 

1.             ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.   Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика (далее – дисциплина) является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) базовой подготовки в очной форме обучения на базе основного общего образования с получением среднего общего образования со сроком обучения 3 года 10 месяцев по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Профиль указанной ППССЗ технологический.

Настоящая рабочая программа (далее – программа) разработана:

на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (утв. приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547 (ред. от 17.12.2020 г.);

с учетом примерной программы специальности, регистрационный номер в реестре 09.02.07-170511 от 11.05.2017 г.

Реализация рабочей программы по дисциплине возможна с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

1.2.   Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

В соответствии с учебным планом 2022 года набора дисциплина отнесена к математическому и общему естественно-научному циклу, изучается в четвертом семестре второго курса обучения.

1.3.   Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Таблица 1.3

Код ОК/ПК[1]

Умения

Знания

ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10

               применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;

               использовать расчетные формулы, таблицы, графики при решении статистических задач;

               применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа.

               элементы комбинаторики;

               понятие случайного события, классическое определение вероятности, вычисление вероятностей событий с использованием элементов комбинаторики, геометрическую вероятность;

               алгебру событий, теоремы умножения и сложения вероятностей, формулу полной вероятности;

               схему и формулу Бернулли, приближенные формулы в схеме Бернулли. Формулу(теорему) Байеса;

               понятия случайной величины, дискретной случайной величины, ее распределение и характеристики, непрерывной случайной величины, ее распределение и характеристики;

               законы распределения непрерывных случайных величин;

               центральную предельную теорему, выборочный метод математической статистики, характеристики выборки;

               понятие вероятности и частоты.

В соответствии с ФГОС СПО дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.


2.             СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.   Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2.1

Сокращение

Вид учебной работы

Объем часов

ООЧ

Общий объем часов (сумма АР[2]+СР[3]), в том числе:

70

АР

аудиторная работа обучающегося (во взаимодействии с преподавателем, сумма ТО[4]+ПЗ[5]+ЛР[6]+КР[7]+ИП[8]+КП[9]+ПА[10]):

62

ТО

теоретическое обучение (урок, лекция)

26

КР

контрольные работы (в таблице 2.2 в одном столбце с ТО)

ИП

индивидуальный проект (в таблице 2.2 в одном столбце с ТО)

ПЗ

практические занятия (в том числе семинар)

34

ЛР

лабораторные работы

КП

курсовой проект (работа)

ПА

промежуточная аттестация в форме

дифференцированного зачета в 4 семестре

 

2[11]

СР

самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем)

4

 


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины

Таблица 2.2

№ п/п

Наименование разделов и тем; содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Код[12] ПК/ОК

№ занятия

Общий объем часов

ТО

ПЗ

ЛР

АР

СР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема 1

Элементы комбинаторики

 

 

4

4

 

8

 

1.1

Введение в теорию вероятностей

ОК 01-02,

ОК 04-05,

ОК 09-10

1

2

 

 

 

 

1.2

Упорядоченные выборки (размещения). Перестановки. Неупорядоченные выборки (сочетания)

2

2

 

 

 

 

ПЗ 1

Подсчёт числа комбинаций

3-4

 

4

 

 

 

Тема 2

Основы теории вероятностей

 

 

8

6

 

14

 

2.1

Случайные события. Классическое определение вероятностей

ОК 01-02,

ОК 04-05,

ОК 09-10

5

2

 

 

 

 

2.2

Формула полной вероятности. Формула Байеса

6

2

 

 

 

 

2.3

Вычисление вероятностей сложных событий

7

2

 

 

 

 

ПЗ 2

Вычисление вероятностей с использованием формул комбинаторики.

8-9

 

4

 

 

 

2.4

Схемы Бернулли. Формула Бернулли. Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли

10

2

 

 

 

 

ПЗ 3

Вычисление вероятностей сложных событий

11

 

2

 

 

 

Тема 3

Дискретные случайные величины (ДСВ)

 

 

6

6

 

12

 

3.1

Дискретная случайная величина (далее - ДСВ). Графическое изображение распределения ДСВ. Функции от ДСВ.

ОК 01-02,

ОК 04-05,

ОК 09-10

12

2

 

 

 

 

ПЗ 4

Построение закона распределения и функция распределения ДСВ.

13

 

2

 

 

 

3.3

Математическое ожидание, дисперсия и среднеквадратическое отклонение ДСВ.

14

2

 

 

 

 

3.4

Понятие биномиального распределения, характеристики. Понятие геометрического распределения, характеристики.

15

2

 

 

 

 

ПЗ 5

Вычисление основных числовых характеристик ДСВ

16-17

 

4

 

 

 

Тема 4

Непрерывные случайные величины (далее - НСВ)

 

 

4

8

 

12

2

4.1

Понятие НСВ. Равномерно распределенная НСВ.

 

ОК 01-02,

ОК 04-05,

ОК 09-10

18

2

 

 

 

 

ПЗ 6

Вычисление числовых характеристик НСВ.

19-20

 

4

 

 

 

4.2

Геометрическое определение вероятности. Центральная предельная теорема.

21-22

2

 

 

 

 

ПЗ 7

Построение функции плотности и интегральной функции распределения.

23-24

 

4

 

 

 

СР

Решение разноуровневые (индивидуальные) задачи и задания

 

 

 

 

 

 

2

Тема 5

Математическая статистика

 

 

4

10

 

14

2

5.1

Задачи и методы математической статистики. Виды выборки. Построение эмпирической функции распределения

ОК 01-02,

ОК 04-05,

ОК 09-10

25-26

2

 

 

 

 

ПЗ 8

Вычисление числовых характеристик выборки.

27-28

 

4

 

 

 

ПЗ 9

Вычисление числовых характеристик выборки.

29-30

 

4

 

 

 

5.3

Числовые характеристики вариационного ряда

31

2

 

 

 

 

ПЗ 10

Точечные и интервальные оценки

32

 

2

 

 

 

СР

Решение разноуровневые (индивидуальные) задачи и задания

 

 

 

 

 

 

2

ПА

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

31

 

2

 

2

 

Общий объем часов:

 

70

26

36

 

62

4

 


3.             УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.   Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Кабинет: Математики.

Оборудование:

¾    многофункциональный комплекс преподавателя;

¾    наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-математиков и др.);

¾    информационно-коммуникационные средства;

¾    чертежные инструменты, модели фигур;

¾    модели пространственных тел и конструкторы геометрических фигур;

¾    измерительные инструменты;

¾    экранно-звуковые пособия;

¾    комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

¾    библиотечный фонд;

¾    проектор;

¾    рабочее место преподавателя;

¾    точка доступа в интернет;

¾    посадочные места по количеству обучающихся.

Технические средства обучения:

¾    компьютер с программным обеспечением;

¾    интерактивная доска;

¾    документ-камера.

Для реализации предмета с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

¾    персональный компьютер или мобильное устройство связи;

¾    доступ к сети Интернет;

¾    наличие электронной почты у преподавателей и студентов;

¾    программное обеспечение для проведения видеоконференций.

 

3.2.       Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы используются следующие электронные ресурсы.

Основные источники

3.2.1. Электронные источники (электронные ресурсы)

1. Кацман Ю.Я. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для СПО. Саратов: Профобразование, 2019.— 130 c. ISBN 978-5-4488-0031-3.

2. Катальников В.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для СПО. Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019.— 70 c. ISBN 978-5-4488-0440-3.

3. Щербакова Ю.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для СПО. Саратов: Научная книга, 2019.— 159 c. ISBN 978-5-9758-1898-0.

4. Большакова Л.В. Теория вероятностей: учеб. пособие для СПО. Саратов: Профобразование, 2019.— 196 c. ISBN 978-5-4488-0523-3.

5. Коробейникова И.Ю. Математика. Теория вероятностей: учеб. пособие для СПО. Саратов: Профобразование, 2019.— 154 c. ISBN 978-5-4488-0344-4.

3.2.2. Дополнительные источники

1.    Григорьев С.Г. Математика: учебник для студ. сред. проф. учреждений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2017. – 368 с. ISBN 978-5-4468-7491-0.

2.    Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика. Сборник задач 2016 ОИЦ «Академия».

3.    Григорьев В.П., Дубинский Ю.А. Элементы высшей математики. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4.    Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Сборник задач по высшей математике. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. ISBN  978-5-4468-7412-5.

5.    Богомолов Н.В. Практические занятия по математики. – М.: Издательский центр «Высшая школа», 2016.

6.    Дадаян А.А. Сборник задач по математике. – М.: Издательский центр «ФОРУМ: ИНФРА», 2015. ISBN 978-5-91134-803-8.

7.    Григорьев В.П. Математика: учебник для студ. сред. проф. учреждений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2019. – 416 с. ISBN 978-5-4468-7491-0.

Интернет-ресурсы:

1.    Электронно-библиотечная система IPRbooks [Электронный ресурс]: режим доступа www.iprbookshop.ru, свободный.

2.    Конев В.В. Линейная алгебра: электронный учебник. Форма доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/k/KONVAL/Sites/Russian_sites/index1.htm, свободный.

3.    Конев В.В. Пределы последовательностей и функций: электронный учебник. Форма доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/k/KONVAL/Sites/Russian_sites/01.htm, свободный.

4.    Российская государственная библиотека. Форма доступа: http://www.rsl.ru, свободный.

5.    Теория вероятностей, математическая статистика и их приложения: электронные книги, статьи. Форма доступа: http://www.teorver.ru/, свободный.

6.                 Электронно-библиотечная система Prof образование [Электронный ресурс]: режим доступа https://profspo.ru  

 

 


4.             КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания

Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

    Оценка выполнения практической работы

    Устный опрос

    Решение разноуровневые (индивидуальные) задачи и задания

    Дифференцированный зачет

    Оценка выполнения самостоятельных работ

    Оценка выполнения домашнего задания

 

Элементы комбинаторики;

 

понятие случайного события, классическое определение вероятности, вычисление вероятностей событий с использованием элементов комбинаторики, геометрическую вероятность;

 

алгебру событий, теоремы умножения и сложения вероятностей, формулу полной вероятности;

 

схему и формулу Бернулли, приближенные формулы в схеме Бернулли. Формулу(теорему) Байеса;

 

понятия случайной величины, дискретной случайной величины, ее распределение и характеристики, непрерывной случайной величины, ее распределение и характеристики;

 

законы распределения непрерывных случайных величин;

 

центральную предельную теорему, выборочный метод математической статистики, характеристики выборки;

 

понятие вероятности и частоты.

Умения

  Оценка выполнения практической работы

  Дифференцированный зачет

  Решение разноуровневые (индивидуальные) задачи и задания

  Оценка выполнения самостоятельных работ

  Оценка выполнения домашнего задания

 

Применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;

 

использовать расчетные формулы, таблицы, графики при решении статистических задач;

 

применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] ОК – общая компетенция. ПК – профессиональная компетенция.

[2] АР – аудиторная работа во взаимодействии с преподавателем (сумма ТО, ПЗ и ЛР).

[3] СР – самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем).

[4] ТО – теоретическое обучение (урок, лекция, контрольная работа, индивидуальный проект, курсовой проект (работа)).

[5] ПЗ – практическое занятие (в т.ч. семинар).

[6] ЛР – лабораторная работа.

[7] КР – контрольные работы. В таблице 2.2 часы контрольных работ указываются в столбце теоретического обучения (ТО).

[8] ИП – индивидуальный проект.

[9] КП – курсовой проект (работа).

[10] ПА – промежуточная аттестация.

[11] Объем часов на промежуточную аттестацию выделен из объема часов практических занятий.

[12] Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 – применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач; – использовать расчетные формулы, таблицы, графики…

ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 – применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач; – использовать расчетные формулы, таблицы, графики…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Геометрическое определение вероятности

Геометрическое определение вероятности

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Коробейникова И.Ю. Математика.

Коробейникова И.Ю. Математика.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка выполнения домашнего задания

Оценка выполнения домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2023