Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОй дисциплины
История родного края
35.01.11 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»
Димитровград 2019 г. |
|
||
РЕКОМЕНДОВАНА |
УТВЕРЖДАЮ |
||
на заседании ПЦК Председатель ПЦК В.А.Литвак Протокол заседания ПЦК №_______ от «__»________20___г. |
Заместитель директора по УР
Н.И. Дьяконова «__»________20 |
||
Разработчики:
Панина Евгения Анатольевна, преподаватель
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
15 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
16 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНоЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История родного края»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего образования по профессиям:
35.01.11 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», укрупненная группа профессий 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с:
Техническим профилем профессионального образования - по профессиям «Мастер по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка», «Сварщик»;
1.2. Цели учебной дисциплины:
Требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «История родного края» должны отражать:
Знание:
1. Истории освоения среднего Поволжья, историю Мелекесса и его окрестностей.
Умения:
1. Ориентироваться по карте «Ульяновская область».
2. Находить и отбирать информацию по родному краю.
1.3. Общая характеристика учебной дисциплины
Содержание программы представлено тремя разделами:
- Наш край с древности по XVIII век.
- Наш край в XIX веке.
- Наш край в XX веке.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме самостоятельной работы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов актуализируется интерес к тайнам родного города, его окрестностей, тайн родного края, а также формируется умение общаться с прошлым и осознавать свою причастность к событиям прошлого.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
- личностные:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
- метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- предметные:
Знание:
1. Истории освоения среднего Поволжья, историю Мелекесса и его окрестностей.
Умения:
1. Ориентироваться по карте «Ульяновская область».
2. Находить и отбирать информацию по родному краю.
1.5. Место учебной дисциплины в учебном плане: общеобразовательный цикл.
Учебная дисциплина относится к предметной области «Общественные науки» и является общей дисциплиной общеобразовательного цикла.
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов,
самостоятельная работа 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
- |
контрольные работы |
6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
в том числе: |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение реферат доклад |
8 6 4
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)
|
Объем часов |
Уровень усвоения |
|
|||
|
|
||||||
Раздел 1. Наш край с древности по XVIII век. |
|
12 |
|
|
|||
Тема 1.1 Наш край в древности. ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
Эпоха камня и бронзы в нашем крае до н.э. Родовая община. Развитие каменной индустрии. Развитие ремесел. Обработка металла. Племенная знать. Племенной союз. Индивидуальное хозяйство. Семья. Культура земледелия. |
1 |
2 |
|
||||
Великое переселение народов в IV веке н.э. Понятие племена. Многоязычная орда. Древнетюрские племена. Причерноморские. Росомоны. Росоланы. Анты. Гунны. |
1 |
2 |
|
||||
Самостоятельная работа |
4 |
|
|
||||
«Причины неравномерности исторического развития народов» - сообщение |
4 |
|
|
||||
Тема 1.2 Наш край в составе Волжской Булгарии. ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|
||
Булгары. Образование государства — Волжско-Камская Булгария. Ассимиляция. Полукочевое хозяйство. Два политических центра: Биляр-Булгар и Сувар. Вассальная зависимость, подать, централизация власти. Развитие управления страной. Военно-племенная знать. |
1 |
2 |
|
||||
Монголо-татарское нашествие. Кипчаки, половцы, курултай, улус, резиденция, ярлык, Золотая Орда, данники, иго, военная тактика, баскаки. |
1 |
2 |
|
||||
Тема 1.3 Период Золотой Орды и Казанского ханства. ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
Наш край в составе Золотой Орды. Русские князья и Золотая Орда. «Дикое поле». Русь под властью монголов. Возвышение Москвы. Княжение Дмитрия Донского. Отношения с Булгарией. Карательые походы в Булгарию. Муждуусобные набеги. Войны на территории Волжской Булгарии. |
1 |
2 |
|
||||
Симбирская земля в составе Казанского ханства. Василий II. Феодальная война за Московское княжество. Иван III. Свержение ордынского ига. Отношения с Казанью. Строительство крепостей. Казанские походы войск Ивана IV Грозного. |
1 |
2 |
|
||||
Тема 1.4 Освоение Симбирска и освоение края в XVII – XVIII веках. ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
Основание Симбирска в 1648г. Царствование Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649г. Развитие промыслов. Заселение края русским населением. Христианизация местного населения. Закабаление местных нерусских народов. Народные восстания. Классовая борьба в XVII – XVIII веках. Народные восстания под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Реформы Петра I. Политика Екатерины II, усиление крепостного права. Причины поражения восстания. Мятежники. «Симбирский узник». Четвертование. |
1 |
2 |
|
||||
Знаменитые симбиряне XVIII века. Развитие просвящения. Развитие Симбирска в Казанской губернии. Карамзин, Новиков, Тургенев, Киндяковы. Литература, искусство во II-ой половине XVIII века. Просвещение и наука. Антикрепостнические идеи. |
1 |
2 |
|
||||
Тема 1.5 Период Золотой Орды и Казанского ханства. ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|||
Многонациональное население нашего края. Взаимодействие многонационального населения края: мордвы, чувашей, татар, русских. Расширение территории России. Роль церкви и распространение христианства. Присоединение Казанского ханства. Духовная культура народа. Формирование русской нации, древние славяне (русы, русь). Развитие ремесла и торговли. |
2 |
2 |
|
||||
Контрольная работа № 1 по разделу Наш край с древности по XVIII век. |
2 |
2 |
|
||||
Самостоятельная работа |
4 |
|
|
||||
«Значение уездного города Симбирска в развитии просвещения и науки» - доклад. |
4 |
|
|
||||
Раздел 2. Наш край в XIX веке. |
|
8 |
|
|
|||
Тема 2.1 Симбирская губерния в XIX веке. ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года. Симбирские дворяне-декабристы. Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 года. Создание Симбирского ополчения. Участие симбирских полков в заграничном похоже русской армии. Движение декабристов. Борьба за отмену крепостного права, за изменение государственного строя в России. Суд над декабристами. |
1 |
2 |
|
||||
Отмена крепостного права в Симбирской губернии. Крестьянское движение за отмену крепостного права. Проведение реформы по освобождению крестьян, дворянский проект. Раскрестьянивание. Временно обязанные крестьяне. Уставная грамота. |
1 |
2 |
|
||||
|
|
|
|
||||
Тема 2.2 Семья Ульяновых в истории нашего края. ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
Семья Ульяновых. Родословное древо семьи. Связь поколений. Состав семьи. Приезд в Ульяновых в Симбирск. Расцвет народного образования. Дом Ульяновых. Выбор жизненной цели. Начало революционной деятельности. |
2 |
2 |
|
||||
Тема 2.3 Культура края в XIXв. ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|||
Знаменитые люди нашего края. Развитие моральной и духовной жизни, развитие науки, изменение мировоззрения. |
1 |
2 |
|
||||
Симбирск в конце XIX века. Культура России на рубеже веков. Увеличение населения, строительство Симбирска после пожара 1864 года. Благоустройство центра города. Архитектурный облик, соборы, бульвары, Городская Дума. Управа. Благоустройство города. Проблема водоснабжения. |
1 |
2 |
|
||||
Контрольная работа №2 по разделу «Наш край в XIX веке» |
2 |
|
|
||||
Самостоятельная работа |
6 |
|
|
||||
«Личность В.И. Ленина» — реферат. |
6 |
|
|
||||
Раздел 3. Наш край в XX веке. |
|
14 |
|
|
|||
Тема 3.1 Российская губерния в 1900-1917 годах ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
События первой русской революции. 1905-1907г.г. Революция, реакция, либеральные радикалы, социал-демократы, эсеры, кадеты. Революционное движение, крестьянские выступления. Спад революции в 1906 году. Аресты эсеров и социал-демократов. Влияние первой мировой войны 1914-1918 гг. Россия в первой мировой войне. Экономический уклад губернии, сокращение производства. Проблема беженцев, лагерей, военно-пленных, рост влияния торгово-промышленной буржуазии. |
2 |
2 |
|
||||
Самостоятельная работа |
2 |
|
|
||||
«Столыпинская аграрная реформа» – сообщение |
2 |
|
|
||||
Тема 3.2 Симбирская губерния в 1917-1921г.г. ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
Гражданская война (весна-лето 1918г.). Начало войны. Чехословацкий мятеж. Создание Красной Армии. Восточный фронт. Наступление 1-ой армии. Бои за Симбирск. Инзенская дивизия. Освобождение Симбирска. |
2 |
2 |
|
||||
Тема 3.3 Ульяновская область в 20-30 годы. ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
Индустриализация и коллективизация в крае. «Великий перелом». Создание экономического района Средне-Волжской области с целью комплексного развития. Индустриализация. Коллективизация. Развитие края. Тактика рывка. МТС, стахановцы. |
2 |
2 |
|
||||
Самостоятельная работа |
2 |
|
|
||||
«Ульяновский автомобильный завод в годы войны» - сообщение |
2 |
|
|
||||
Тема 3.4 Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
Начало Великой Отечественной войны. Работа тыла для фронта. В первые месяцы войны. Эвакуация. Размещение эвакуированных предприятий в г. Ульяновске. Строительство военно-промышленных объектов. Рождение автозавода. Проблема госпиталей. Трудовая мобилизация. |
2 |
2 |
|
||||
Тема 3.5 Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995г.г.) ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
|||
Промышленность и сельское хозяйство в Ульяновской области в 1945-1995 гг. Развитие промышленности. Строительство Куйбышевского гидроузла, новые отрасли промышленности. Выполнение госплана хлебозаготовок, освоение хозяйства. |
1 |
2 |
|
||||
Тема 3.6 Культура Ульяновской области в XX веке. ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
|||
Культура в XX веке. НИИАР, Ленинский мемориал, епархия, город-спутник, герб Ульяновской области. Гос. Заказ на художественные произведения. «Оттепель». Развитие телевидения и радио. Противоречивые процессы 90-х годов. |
1 |
2 |
|
||||
Тема 3.7 Ульяновская область в начале XXI века. ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7 |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|||
Развитие Ульяновской области в начале XXI века. Ульяновской области 80 лет. «Новое политическое мышление». Духовная культура. Национальное самосознание. Проект развития Ульяновской области до 2025 года. |
1 |
2 |
|
||||
Урок-экскурсия в краеведческий музей. «Музей раскрывает тайны». Расселение племен. Занятия населения. Природа и ландшафт края. Наш край в годы исторических веков. |
1 |
2 |
|
||||
Контрольная работа № 3 по разделу «Наш край в XX веке» |
2 |
|
|
||||
Зачёт |
2 |
|
|
||||
Всего: |
54 (36+18) |
|
|
||||
Раздел учебной дисциплины |
Основные виды деятельности обучающихся |
Раздел 1. Наш край с древности по XVIII век. |
Уяснение причины неравномерности исторического развития народов. Характеристика Эпохи Великого переселения народов, процесс обновления населения в Среднем Поволжье. Проследить ассимиляцию Булгарии местного населения и формирование государства, отношение с Русью и расцвет вновь созданного государства Волжская Булгария. Характеристика развития феодальных отношений, причины падения Казанского ханства и объединения земель вокруг Москвы. Характеристика быта и жизни Симбирска в 1648г. Характеристика многонационального населения Поволжья, его расселение, ведение хозяйства, культура и быт. |
Раздел 2. Наш край в XIX веке |
Понимание глубокого народного характера Отечественной войны 1812 года. Раскрыть причины движения декабристов. Характеристика реформы отмены крепостного права. Показать формирование русской демократической интеллигенции, ее путь к революции. Показать, что из себя представлял Симбирск как культурный центр края. |
Раздел 3. Наш край в XX веке. |
Характеристика классовой борьбы в годы первой русской революции и в период Столыпинской аграрной реформы. Показать как война 1914-1918г.г. Расшатала социально-экономический уклад губернии. Показать гражданское противостояние в России. Характеристика экономической модели сталинизма. Характеристика экономики развитого социализма. Ознакомление с проектом развития Ульяновской области до 2025г. По плану В.В. Путина. |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета обществоведческих дисциплин.
Оборудование кабинета:
- демонстрационная доска;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стенды с учебной информацией.
Технические средства обучения:
- компьютерное обеспечение.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Для преподавателя:
Основные источники:
Для студентов:
1. Историческое краеведение. Учебник, Ульяновск, 2018г.
2. Краеведение в школе. Учебно-методическое пособие, выпуск IV, Ульяновск. 2019г.
3. Кузьминский. «История родного края». Саратов. Приволжское книжное издательство. 2017г.
4. Ф. Касимов. «История Мелекесса и его окрестностей». Димитровград, Издательство «Поинт», 2018г.
Результаты обучения (метапредметные, предметные) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Метапредметные: |
|
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
Контрольная работа, Самостоятельная работа обучающегося, Зачёт. |
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
Опросы. |
3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
Самостоятельная работа обучающегося. |
4) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
Самостоятельная работа обучающегося. |
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; |
Опросы, Контрольная работа, Самостоятельная работа обучающегося. |
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; |
Контрольная работа, зачет. |
7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; |
Опросы, зачет. |
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
Контрольная работа, Самостоятельная работа обучающегося, зачет. |
Предметные: |
|
1.Истории освоения среднего Поволжья, историю Мелекесса и его окрестностей. |
Контрольная работа. |
1. Ориентироваться по карте «Ульяновская область». |
Самостоятельная работа обучающегося, зачет. |
2. Находить и отбирать информацию по родному краю. |
Контрольная работа. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.