МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАРО-ФОМИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Рассмотрено» на заседании Методического совета Протокол № ___ от «___» ______2020 г. |
«Утверждаю» Директор ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» ___________Д.П. Клейносов «___» _____________2020 г. |
|
|
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБД.07 ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ
по профессии 19727 «Штукатур»
г. Наро-Фоминск, 2020 г.
Рабочая программа ОБД. 07 Основы правоведения разработана:
1. на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Право», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
2. в соответствии с примерной программой ФИРО учебной дисциплины «Право», предназначенной для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 380 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
3. на основе рабочего учебного плана по профессии 19727 Штукатур «____»_______________2020 г. директором ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» Д.П. Клейносовым.
Приказ № ____ от «____» _______________ 2020 г.
Разработчик: Смирнова Ольга Ивановна– преподаватель первой квалификационной категории.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Наро-Фоминский техникум»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательного цикла ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум».
Протокол заседания № ___ от «____» ________________ 2020 г.
Председатель методического объединения
преподавателей профессионального цикла
ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» ______________ Т.Н.Бурханова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….....4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.……………………6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...............................................................................................................15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) по профессии 19727 Штукатур, из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. Освоение содержания учебной дисциплины «Основы правоведения» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
− воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
− формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
− сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
− готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
− готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
− готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
• метапредметных:
− выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
− владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
• предметных:
− сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
− владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
− владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
− сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
− сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
− сформированность основ правового мышления;
− сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
− понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
− сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
− сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 31 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 31 час;
1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.5. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы |
Количество Часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
31 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:
|
31
|
Итоговая аттестация – зачет
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, контрольные работы, самостоятельная работа учащихся |
Количество часов |
Уровень усвоения |
Раздел 1. Правовое регулирование общественных отношений. |
4 |
|
|
Тема 1.1.Право в системе социальных норм. |
Социальные нормы как правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений (правовые, моральные, религиозные, политические, обычные, эстетические и иные нормы). Частное и публичное право. |
1 |
1 |
1.1.1.Система права: основные институты, отрасли права. |
Отрасли права: конституционное, административное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное…Основные институты: институт права (гражданский, уголовный, конституционный, административный и др.) |
1 |
1 |
Тема 1.2.Право и законодательство. |
Законотворческий процесс – главная составляющая часть правотворческого процесса. Принятие законов характеризует этот процесс в целом. |
2 |
1 |
1.2.1.Право как право сознание. |
Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, убеждений, в которых выражается отношение общества к праву. |
1 |
1 |
1.2.3.Право как справедливость. |
Принцип справедливости – справедливость философская, нравственная, общесоциальная и юридическая категория. |
1 |
1 |
Тема 1.3.Правовые отношения и структуры |
Правоотношение – это урегулирование нормами права общественное отношение. |
1 |
|
1.3.1.Субъекты правоотношений. |
Физические лица и юридические лица как субъекты правоотношений. |
1 |
1 |
РАЗДЕЛ 2. Основы конституционного права РФ |
16 |
|
|
Тема 2.1. Конституционное право как отрасль российского права. |
Конституция РФ 1993 года. |
10 |
2 |
2.1.1.Основы конституционного строя. |
Система социальных, экономических и политико-правовых отношений. |
1 |
2 |
2.1.2.Права и свободы человека и гражданина. |
Человек, его права и свободы как высшая ценность. |
1 |
1 |
2.1.3. Система государственных органов РФ |
Понятие и признаки государственных органов РФ. |
1 |
2 |
2.1.4.Законодательная власть. |
Федеральное собрание. Федеральные и региональные законодательные органы. |
1 |
2 |
2.1.5.Исполнительная власть. |
Правительство РФ. |
1 |
2 |
2.1.8.Институт президентства. |
Президент РФ. |
1 |
2 |
Тема 2.3. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. |
Конституционные права и обязанности закреплены в Конституции РФ |
1 |
2 |
2.3.1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод. |
Конституционные права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения. |
1 |
2 |
Тема 2.4. Защита Отечества. |
В Конституции РФ (ст. 59) говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» |
1 |
1 |
Обязанность защиты Отечества. |
Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе». |
1 |
2 |
Тема 2.5. Налоговое право. |
ФЗ № 146 – 1998 г. – «Налоговый кодекс». |
1 |
1 |
2.5.1. Права и обязанности Налогоплательщика |
Права и обязанности налогоплательщика. |
1 |
1 |
РАЗДЕЛ 3. Отрасли российского права. |
11 |
|
|
Тема 3.1. Гражданское право. |
Регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. |
3 |
1 |
3.1.1. Общая характе- ристика гражданского права. |
Гражданский кодекс РФ состоит из 3-х частей. В ГК РФ закреплена иерархия правовых актов. Это означает, что ГК после Конституции РФ обладает высшей юридической силой. |
1 |
1 |
3.1.2.Гражданские права и обязанности |
Гражданские права и обязанности возникают из юридических факторов. |
1 |
1 |
3.1.3. Гражданские правонарушения. |
Нарушение гражданами или юридическими лицами имущественных или неимущественных прав. |
1 |
1 |
Тема 3.2. Право собственности |
Право собственности включает в себя три правомочия лица, которому принадлежит вещь: право владения, право пользования и право распоряжения (ст. 209 ГК РФ) |
1 |
1 |
Тема 3.3. Семейное право. |
Семейный кодекс – правовая основа брачно-семейных отношений в РФ. |
1 |
1 |
3.3.1. Порядок условия заключения и расторжения брака. |
Семейный кодекс РФ 1995 года. Семейные правоотношения и их правовая основа. |
1 |
1 |
Тема 3.4. Трудовое право. |
Трудовое право как отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения. |
3 |
1 |
3.4.1 Понятие трудовых отношений. |
Трудовые отношения как сложившийся комплекс экономических, социальных и управленческих отношений между работодателем и работником, на основе трудового договора. |
1 |
1 |
3.4.2. Занятость и трудовое устройство. |
ФЗ от 20.04.1996 г. №36 – ФЗ «О занятости населения в РФ». Трудовое устройство – это деятельность граждан, связанная с поиском нужной работы. |
1 |
1 |
3.4.3. Трудовой договор. |
Понятие и виды трудовых договоров. |
1 |
1 |
Тема 3.5. Административное право. |
Административное право – это управленческое право (регулирует управленческие отношения). |
1 |
1 |
3.5.1. Административное право и административные правоотношения. |
Основные нормативные документы, регулирующие нормы административного права. |
1 |
1 |
Тема 3.6. Уголовное законодательство. |
Уголовное право как отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые определяют преступность и наказуемость. |
1 |
1 |
3.6.1. Виды уголовных преступлений. Уголовная ответственность.
|
Виды уголовных преступлений. Уголовная ответственность как наиболее суровая форма государственного принуждения. |
1 |
1 |
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ |
|
1 |
|
ИТОГО |
31 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.
Для реализация программы дисциплины имеется учебный кабинет социальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
· посадочные места по числу обучающихся,
· рабочее место преподавателя,
· рабочая доска,
· комплект наглядных пособий по предмету «Основы правоведения» (учебники, словари, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, художественная литература)
Технические средства обучения:
· мультимедийный проектор,
· ноутбук,
· экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Певцова Е.А. Основы права учебник . – М., Академия 2017г.,-431с.
Певцова Е.А. Основы права Практикум . – М., Академия 2017 г.,- 145 с.
Казанцев С.Я. Основы права учебник - М. Академия 2016 г.,- 255 с.
Шкатулла В.И. Основы правовых знаний – М. Академия 2016 г.3,- 383 с.
Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО – М., 2016г.,-
356 с.
Для преподавателя
Певцова Е.А. Основы права учебник . – М., Академия 2012 г.,- 431с.
Певцова Е.А. Основы права Практикум . – М., Академия 2012 г.,- 145 с.
Казанцев С.Я. Основы права учебник - М. Академия 2013 г.,-255 с.
Шкатулла В.И. Основы правовых знаний – М. Академия 2013 г.,-383 с.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Интернет-ресурсы:
Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
Российский образовательный портал www.edu.ru
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
http://samseberepet.ucoz.ru/index/skachivaem_besplatno_segodnja/0-24 Презентации, конспекты по обществознанию и праву
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=21 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.rusedu.ru/files.php?cat=45&sort=downloads&order=desc&page=2 Архив учебных программ
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися домашних заданий и рефератов. Обучение по учебной дисциплине завершается дифференцированным зачётом.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательными учреждениями и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включает в себя контрольно- измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателем результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема) учебной дисциплины |
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели результатов подготовки |
Формы и методы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Правовое регулирование общественных отношений. |
Усвоенные знания о понятиях: - социальные нормы; - правовые нормы; - моральные нормы; - отрасли права; - формы права; - нормы права; - нормативный акт; - правосознание; - юридическая ответственность |
Уметь формулировать основные понятия юриспруденции. |
Устный опрос по теме: «Право в системе социальных норм». «Право и законодательство». «Правомерное и противоправное поведение».
|
Раздел 2. Основы конституционного права РФ. |
Усвоенные знания о понятиях: - демократия; - республика; - федеральное собрание; - судебная система; - гражданство; - конституционные права и свободы; - избирательная система; - избирательный процесс.
|
Используя юридическую терминологию уметь осуществлять поиск правильных решений |
Дискуссия на тему: «Конституционное право как отрасль российского права». «Основные конституционные права и обязанности граждан РФ».
|
Раздел 3. Отрасли российского права. |
Усвоенные знания о понятиях: - гражданские права; - трудовой договор; - собственность; личные неимущественные права; - исковые заявления; - семья; - брак; - платные образовательные услуги; - коллективный договор; - административные правонарушения; |
Формулировать основные понятия отраслей российского права и общественных отношений, регулируемых, данной отраслью |
Устный опрос по темам: «Отрасли российского права». «Право собственности». «Семейное право». «Трудовое право», «Уголовное право» |
Раздел 4. Международное право и его особенности |
Усвоенные знания о: - межгосударственные отношения; - международное право; - международное гуманитарное право.
|
Уметь формулировать основные положения международного права |
Подготовка письменных сообщений на темы: «Международная защита прав человека в мирное и военное время». «Основные принципы международной политики». |
Результаты переносятся из паспорта программы. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90% 100 |
5 |
отлично |
80% 100 |
4 |
хорошо |
70% 100 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70% |
2 |
не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.