Министерство образования Кировской области
Кировское областное государственное профессиональное автономное образовательное учреждение
«Вятский торгово-промышленный техникум
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03 «Статистика»
образовательной программы среднего профессионального образования –
программы подготовки специалистов среднего звена
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
ТОВАРОВЕД-ЭКСПЕРТ |
(квалификация) |
2023
Составитель:
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Конькова Ольга Николаевна |
преподаватель |
Рабочая программа учебной дисциплины Статистика разработана на основе требований:
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 28.07.2014 № 835(далее – ФГОС СПО),
с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров,
в соответствии с рабочей программой воспитания
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 15
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина Статистика является частью профессионального цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
- использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности; - собирать и регистрировать статистическую информацию; - проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; - выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
|
- предмет, метод и задачи статистики; - статистическое изучение связи между явлениями; - абсолютные и относительные величины; - средние величины и показатели вариации; - ряды: динамики и ряды распределения, индексы; - современные тенденции развития статистического учета; - основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; - порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации; - формы, виды и способы статистических наблюдений; - основные формы действующей статистической отчетности. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности |
Объем часов, всего в т. ч в форме практической подготовки |
Объем образовательной программы учебной дисциплины (всего), в том числе |
60 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий: |
50 |
уроки |
19 |
практические занятия |
27 |
лабораторные занятия |
- |
консультации |
4 |
лекции |
- |
семинары |
- |
Курсовая работа (проект) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося: |
10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Статистическое наблюдение |
26 |
|
|
Предмет и методы статистики |
Содержание учебного материала |
2
|
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
Предмет, методы и задачи статистики. История статистики. Организация государственной статистики в РФ. ЕЕ задачи и принципы организации. |
2 |
||
Формы, виды и способы статистического наблюдения
|
Содержание учебного материала |
8/6 |
|
Определение понятия «статистическое наблюдение». Статистическое наблюдение и его этапы. Основные программно- методологические вопросы статистического наблюдения. Организационные вопросы статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Оценка точности статистического наблюдения. |
2 |
||
Практические занятия |
6 |
||
Разработка программы и плана статистического наблюдения. Проведение статистического наблюдения
|
6 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение нормативных документов. Работа со специальной литературой. |
- |
||
Статистические сводки и группировки. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения. |
Содержание учебного материала |
4/2 |
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
Сводка: основное содержание и задачи. Сущность классификация группировок. Принципы построения группировок. Построение и виды рядов распределения. Графическое изображения рядов распределения. |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
||
Построение и виды рядов распределения. Табличное и графическое представление рядов распределения» |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Характеристика видов рядов с помощью представленных статистических данных |
2 |
||
Классификация статистических показателей
|
Содержание учебного материала |
6/2 |
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
Статистический показатель и его виды. Абсолютные показатели, единицы их измерения. Относительные показатели. |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
||
Абсолютные и относительные величины в статистике |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Построение графиков и диаграмм разными способами, с учетом задачи изображения |
2 |
||
Раздел 2. Средние величины и показатели вариации |
14 |
|
|
Сущность и значение средних величин
|
Содержание учебного материала |
2/2 |
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
Понятие среднего показателя. Средняя арифметическая и ее свойства. Другие виды средних показателей |
2
|
||
Практические занятия |
2 |
||
Оценка вариации изучаемого признака. Графическое представление полученных результатов |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ результатов. Наработка практических навыков расчета относительных и средних величин статистики. |
2 |
||
Понятие о структурных единицах. Понятие о вариации и задачи ее изучения.
|
Содержание учебного материала |
4/2 |
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
Структурные единицы. Показатели вариации |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
||
Расчет показателей вариации |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Статистическое изучение эффективности использования основных фондов |
2 |
||
Раздел 3. Методы выборочного наблюдения |
8 |
||
Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия применения
|
Содержание учебного материала |
6/4 |
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
Некоторые сведения из теории вероятностей. Выборочные аналоги параметров генеральной совокупности. Основные способы формирования выборочной совокупности. Определение объема выборки. |
2
|
||
Практические занятия |
4 |
||
Проведение выборочного обследования. Определение вида отбора |
4 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Статистическое изучение производительности труда. |
2 |
||
Раздел 4. Ряды динамики |
10 |
|
|
Динамические ряды, их виды. Основные показатели анализа динамических рядов
|
Содержание учебного материала |
6/4 |
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
Классификация рядов, правила их построения. Показатели изменения уровней рядов динамики. Компоненты временных рядов. Сглаживание временных рядов с помощью скользящей средней. Применение моделей кривых роста для анализа и прогнозирования. Оценка адекватности и точности выбранных моделей. |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
||
Расчет показателей рядов динамики, выявление основной тенденции в рядах динамики. Графическое представление рядов динамики, распределение статистических показателей |
4 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ динамики изучаемых явлений. Выявление основной тенденции в рядах динамики. |
- |
||
Раздел 5. Статистическое изучение взаимосвязи социально- экономических явлений |
10 |
|
|
Статистические индексы Понятия, виды. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса
|
Содержание учебного материала |
7/5 |
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
Понятие и виды индексов. Индивидуальные индексы. Сводные индексы в агрегатной форме. Сводные индексы в среднеарифметической и среднегармонической формах. Построение индексных систем за ряд последовательных периодов. Индексы постоянного и переменного состава. Территориальные (пространственные ) индексы |
2 |
||
Практические занятия |
5 |
||
Анализ данных на основе индексного метода |
5 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Наработка навыков расчета индексов |
- |
||
Виды и формы взаимосвязей |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 1-9, ПК 1.1, 1.4, 3.1, 3.4 |
Основные понятия и постановка задачи. Корреляционный анализ. Методы регрессионного анализа. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Наработка навыков расчета показателей корреляционной связи |
- |
||
Дифференцированный зачёт |
|||
Всего: |
70 |
3. условия реализации учебнойдисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Статистика» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период вне- учебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся .
Технические средства обучения
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Статистика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты);
• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
• модели;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Статистика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Статистика» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по статистике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.) (как в ОПОП)
3.2. Информационное обеспечение
Основные источники:
1. Статистика: учеб. Для студ. учреждений сред.проф. образования/под ред. В.С.Михтаряна. – 12- е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. Герасименко Ю.Л. Рабочая тетрадь для практической и самостоятельной работы по дисциплине «Статистика» для студентов СПО [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ю.Л. Герасименко. – Электрон. текстовые данные. – Симферополь:
Дополнительные источники:
1. Бурцева Т.А. Статистические методы в управлении организацией. Учебное пособие. / ГУУ. – М., 2004.
2. Громыко Г.Л. Теория статистики: Практикум. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Дегтярева И.Н. Статистика [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ И.Н. Дегтярева. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Профобразование, 2017. - 181 с. 978-5-4488-0007-8. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64896.html
4. Макарова Н.В., Трофимец В.Я.. Статистика в Ехсеl: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.
5. Мелкумов Я.С. Социально-экономисческая : Учебно-метод.пособие. –М.: Изд-во ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004.
6. Общая теория статистики/ под ред. М.Р. Ефимовой, М.: Финансы и статистика. 2004.
7. Потапова Е.В. Статистика [Электронный ресурс]: сборник задач/ Е.В. Потапова. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2011. - 55 с. 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46327.html
8. Практикум по социальной статистике: Учеб.пособие/под ред.М.Р. Ефимовой. - М.: Финансы и статистика, 2005.
9. Социальная статистика: Учеб.пособие/М.Р. Ефимова, С.Г.Бычкова; под ред. М.Р.Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
10. Экономическая статистика: Учебник/ Под.ред Ю.Н. Иванова. М.: Инфра-М, 2004
3.3 Образовательные технологии
При реализации учебной дисциплины используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение:
- технологии сотрудничества;
- проектные технологии;
- технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;
- игровые технологии (ролевые и деловые игры);
- кейс-технологии;
- модульные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- технологии развивающего обучения;
- интерактивные методы обучения и др.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: - предмет, метод и задачи статистики; - статистическое изучение связи между явлениями; - абсолютные и относительные величины; - средние величины и показатели вариации; - ряды: динамики и ряды распределения, индексы; - современные тенденции развития статистического учета; - основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; - порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации; - формы, виды и способы статистических наблюдений; - основные формы действующей статистической отчетности. Умения: - использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности; - собирать и регистрировать статистическую информацию; - проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; - выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы |
- устный опрос; - тестирование по теме; -
выполнение индивидуальных проектных заданий; -опрос
по индивидуальным заданиям |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.