Рабочая программа учебной дисциплины ОП 04 Основы геодезии

  • docx
  • 08.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП.04_ СиЭЗС-19 готовая.docx

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

  приказом директора

№ 196  «О» от 30.08.2019 г.

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ОП.04 ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01 СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новочебоксарск, 2019 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.  ОБЩАЯ    ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.  КОНТРОЛЬ   И      ОЦЕНКА    РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ОП.04

Основы геодезии

 

 

3

 

 

 

50

2

 

48

26

22

 

 


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04. Основы геодезии

 

1.1.   Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП 04. Основы геодезии является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Учебная дисциплина ОП. 04 Основы геодезии обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

 

1.2.   Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

 

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1- ОК10; ПК 1.3-

ПК 1.4;

ПК 2.1-

ПК 2.2;

ПК 2.4

-   читать ситуации на планах и картах;

-   решать задачи на масштабы;

-   решать прямую и обратную геодезическую задачу;

-   пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;

-   пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении расстояния и координат;

-   проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования.

-        - основные понятия и термины, используемые в геодезии;

-        - назначение опорных геодезических сетей;

-        - масштабы,                  условные топографические знаки, точность масштаба;

-        - систему плоских прямоугольных координат;

-        - приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

-        - приборы и инструменты для вынесения расстояния и координат;

-  виды геодезических измерений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1.  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

50

   в том числе:

теоретическое обучение

26

лабораторные работы

-

практические занятия

22

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа 1

2

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.


 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

 

№ п/п

занятий

 

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

    Объём     в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

5

Раздел 1. Топографические карты, планы и чертежи

    16

 

Тема 1.1 Задачи геодезии.

Масштабы.

 

Содержание учебного материала

4

 

 

 

 

 

 

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

ПК 2.4

1

Задачи геодезии. Основные сведения о форме и размерах Земли: физическая поверхность земли, уровенная поверхность, геоид, эллипсоид вращения и его параметры. Определение положение точек земной поверхности, системы географических и прямоугольных координат. Высоты точек. Превышения. Балтийская система высот. Изображение земной поверхности на плоскости, метод ортогонального проектирования. Основные термины и понятия: карта, план, профиль.

1

2

Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный масштабный ряд. Методика решения стандартных задач на масштабы. Условные знаки, классификация условных знаков.

1

 

   Практические занятия.

2

3-4

Практическая работа № 1. Решение задач на масштабы.

2

 

 

 

 

Тема1.2 Рельеф местности.

 

Содержание учебного материала

4

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

ПК 2.4

5-6

Рельеф местности и способы его изображения. Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. Методы изображения основных форм рельефа. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между горизонталями.

2

7-8

Уклон линии. Понятие профиля. Принцип и методика его построения по линии, заданной на топографической карте.

2

 

  Практические занятия.

        2

9-10

Практическая работа № 2. Решение задач по карте (плану) с горизонталями

2

Тема 1.3 Ориентирование направлений.

 

Содержание учебного материала

2

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

ПК 2.4

11-12

Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов. Формулы перехода от дирекционного угла к азимутам, истинным или магнитным. Формулы передачи дирекционного угла. Схемы определения по карте дирекционных углов и географических азимутов заданных направлений.

         2

 

Практические занятия.

          1

13

Практическая работа  № 3. Определение ориентирных углов направлений по карте.

          1

Тема 1.4 Прямая и обратная геодезические

 

Содержание учебного материала

 2

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

14-15

Зарамочное оформление карт и планов. Географическая и прямоугольная сетки на картах и планах. Схема определения прямоугольных и географических координат заданных точек. Сущность прямой и обратной геодезических задач.

2


 

задачи.

 

Алгоритм решения задач.

 

ПК 2.4

 

Практические занятия.

1

16

Практическое занятие № 4. Определение координат точек по карте.

1

Раздел 2.Геодезические измерения

   14

 

Тема 2.1 Сущность измерений. Линейные измерения.

 

Содержание учебного материала

4

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

ПК 2.4

17-18

Элементы теории погрешности геодезических измерений. Измерение как процесс сравнения одной величины с величиной того же рода, принятой за единицу сравнения. Факторы и условия измерений. Виды измерений: непосредственные, косвенные, равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений. Мерный комплект. Методика измерения линий лентой. Учет поправок за компарирование, температуру, наклона линий. Контроль линейных измерений.

2

19-20

Устройство лазерного дальномера: клавиатура и дисплей, функции. Работа с прибором: измерение длин линий при помощи лазерного дальномера.

2

 

Практические занятия.

2

21-22

Практическое занятие № 1.Выполнение и обработка линейных измерений

2

Тема 2.2 Угловые измерения.

 

Содержание учебного материала

4

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

ПК 2.4

23

Устройство оптического теодолита: характеристики кругов, основных винтов  и деталей. Назначение и устройство уровней: ось уровня, цена деления уровня. Зрительная труба, основные характеристики; сетка нитей. Характеристика отчетного приспособления. Правила обращения с теодолитом. Поверки теодолита.

 

1

24

Технология измерения горизонтальных углов. Порядок работы при измерении горизонтального угла одним полным приемом: приведение теодолита в рабочее положение, последовательность взятия отсчетов и записи в полевой журнал, полевой контроль измерений.

1

25

Технология измерения вертикальных углов; контроль измерений и вычислений.

1

26

Устройство электронного теодолита: части теодолита и функции клавиш. Измерение горизонтальных и вертикальных углов электронным теодолитом.

1

 

Практические занятия.

4

27-28

Лабораторная работа № 2 .Работа с теодолитом. Выполнение поверок

теодолита.

2

29-30

Лабораторная работа № 3. Измерение углов теодолитом.

2

Раздел 3.

Геодезические съемки.

 

 

18

 

Тема 3.1 Назначение и виды геодезических съемок.

 

Содержание учебного материала

2

 

 

 

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

ПК 2.4

31-32

Назначение и виды геодезических съемок. Геодезические сети как необходимый элемент выполнения геодезических съемок и обеспечения строительных работ. Задачи по определению планового и высотного положения точки относительно исходных пунктов. Основные сведения о государственных плановых и высотных геодезических сетях. Закрепление точек геодезических сетей на местности.

2

 

Тема 3.2 Теодолитная съемка

 

Содержание учебного материала

3

 

 

 

 

 

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

ПК 2.4

33

Сущность теодолитной съемки, состав и порядок работ. Теодолитный ход как простейший метод построения плановой опоры (сети) для выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы привязки теодолитного хода: рекогносцировка и закрепление точек, угловые измерения на точках теодолитного хода, измерение длин сторон теодолитного хода. Полевой контроль. Обработка журнала измерений.

1

34

Состав камеральных работ: контроль угловых измерений в теодолитных ходах, уравнивание углов, контроль линейных измерений в теодолитных ходах, уравнивание приращений координат и вычисление координат точек хода; алгоритмы вычислительной обработки, ведомость вычисления координат точек теодолитного хода; нанесение точек теодолитного хода по координатам на план. Вычисление площади участка.

1

35

Геодезическая подготовка для переноса проекта в натуру: методика получения данных, необходимых для выноса в натуру.

1

 

Практические занятия.

4

36

Практическое занятие № 5. Вычислительная обработка теодолитного хода.

2

37

Практическое занятие № 6. Нанесение точек теодолитного хода на план.

1

38

Практическое занятие № 7. Геодезическая подготовка для переноса проекта

в натуру.

1

Тема 3.3 Геометрическое нивелирование

Содержание учебного материала

 

4

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

ПК 2.4

39

Устройство нивелиров. Нивелирный комплект. Принципиальная схема устройства нивелира с уровнем (основное геометрическое условие). Классификация нивелирования по методам определения превышений. Принцип и способы геометрического нивелирования. Принципиальная схема устройства нивелира с компенсатором. Поверки нивелиров.

1

40

Порядок работы по определению превышений на станции: последовательность наблюдений, запись в полевой журнал, контроль нивелирования на станции. Состав нивелирных работ по передаче высот: технология полевых работ по проложению хода технического нивелирования; вычислительная обработка результатов нивелирования

1

 

 

Практические занятия.

2

 

 

Практическая работа № 4. Работа с нивелиром. Выполнение поверок нивелира. Обработка результатов нивелирования.

2

Тема 3.4 Тахеометрическа я съемка.

Содержание учебного материала

4

 

 

 

 

 

 

ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4;

ПК 2.1-ПК 2.2;

ПК 2.4

41-42

Сущность и приборы, применяемые при съемке. Устройство электронного тахеометра. Приведение тахеометра в рабочее положение. Измерения при создании съемочного обоснования.

2

Практические занятия.

4

43-44

Практическая  работа№ 5. Работа с тахеометром. Ввод данных о станции.

Координатные измерения.

2

45-46

Практическая  работа№ 6. Обратная засечка (координатная и высотная). Вынос

в натуру тахеометром (расстояния и координат)

2

 

47-48

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление практических работ

2

 

 

49-50

Дифференцированный зачет.

2

 

Всего:

 

50

 

 


3.                  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1.         Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Основы геодезии», Оборудование учебного кабинета:

-  рабочее место преподавателя и обучающихся (столы, стулья);

Технические средства обучения:

-  телевизор;

-  персональный компьютер с прикладным программным обеспечением

-  рейка нивелирная

-  ориентир буссоль

-  рулетка стальная

-  штатив

-  нивелир

-  теодолит

- отвес

-  отражатель

-  трипод

-  тахеометр

-  теодолит электронный

-  лазерный дальномер

-  мерное колесо (из перечня учебной лаборатории по Геодезии)

-  стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы нивелира"

-  стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы теодолита"

-  стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы лазерного дальномера"

 

Геодезический полигон:

- участок пересечённой местности;

- геодезический строительный репер.

 

3.2.    Информационное обеспечение реализации программы

 

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

 

3.2.1.     Печатные издания

 

1.  Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 384 с.

 

Нормативно-техническая литература:

1.      СП 126.13330.2012 Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. N 635/1 и введен в действие с 1 января 2013 г

2.      .СП 126.13330.2017 Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 Окончательная редакция

3.      СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96Утвержден и введен в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального

хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1033/пр и введен в действие с 1 июля 2017 г.

 

3.2.2.   Электронные издания (электронные ресурсы)

1.       Публичная электронная библиотека [Электронный портал]. - Режим доступа: http://lib.chistopol.net/library/book/14741.html

2.       Журнал "Геодезия и картография" [Электронный портал]. - Режим доступа: http://geocartography.ru

 

3.2.3.   Дополнительные источники

1.Нестеренок М.С. Геодезия : учеб.пособие для вузов / М. С. Нестеренок. - Минск :Высш. шк., 2015. - 272 с.:

2. Федотов Г.А. Инженерная геодезия : учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 479 с. — (Высшее образование: Специалитет). [Электронный портал].

-  Режим доступа: — www.dx.doi.org/ 10.12737/13161.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания

 

 

- основные понятия и термины, используемые в геодезии;

- демонстрирует знания

понятий и терминов, используемых в геодезии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцированный зачет

- назначение опорных геодезических сетей;

-демонстрирует знания о видах опорных геодезических сетей и их

применении;

- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

-демонстрирует знания видов масштабов и их назначение; масштабирует;

читает и вычерчивает условные топографические знаки

- систему плоских прямоугольных координат;

-разбирается в системе плоских прямоугольных

координат;

- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

-демонстрирует знания устройств приборов и инструментов, применяемых при выполнении геодезических измерений;

-выполняет последовательность вычислительной

- обработки геодезических

измерений.

- приборы и инструменты для вынесения расстояния и координат;

 

 

- виды геодезических измерений.

-демонстрирует знания видов геодезических измерений и их назначение

Умения

 

 

- читать ситуации на планах и картах;

-читает изображение ситуации и рельефа местности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка практических  работ

- решать задачи на масштабы;

-решает задачи на

масштабы;

- решать прямую и обратную геодезическую задачу;

-определяет прямоугольные координаты и ориентирные углы;

-решает прямую и обратную геодезические задачи

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и

отметок точек;

- осуществляет линейные и угловые измерения, а также измерения

превышения местности.

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении расстояния и

координат;

-производит измерения по выносу расстояния и координат

- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического

нивелирования.

-выполняет камеральные работы по окончании геодезических съемок.

 


 

Скачано с www.znanio.ru