Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
№ 196 «О» от 30.08.2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01 СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.
г. Новочебоксарск, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 |
Основы геодезии |
|
|
3 |
|
|
|
50 |
2 |
|
48 |
26 |
22 |
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04. Основы геодезии
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП 04. Основы геодезии является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Учебная дисциплина ОП. 04 Основы геодезии обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 1- ОК10; ПК 1.3- ПК 1.4; ПК 2.1- ПК 2.2; ПК 2.4 |
- читать ситуации на планах и картах; - решать задачи на масштабы; - решать прямую и обратную геодезическую задачу; - пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек; - пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении расстояния и координат; - проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования. |
- - основные понятия и термины, используемые в геодезии; - - назначение опорных геодезических сетей; - - масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба; - - систему плоских прямоугольных координат; - - приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений; - - приборы и инструменты для вынесения расстояния и координат; - виды геодезических измерений. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы |
50 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
26 |
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
22 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) |
- |
контрольная работа |
- |
Самостоятельная работа 1 |
2 |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
1.Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
№
№ п/п занятий
|
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объём в часах |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Топографические карты, планы и чертежи |
16 |
|
||
Тема 1.1 Задачи геодезии. Масштабы. |
|
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 |
1 |
Задачи геодезии. Основные сведения о форме и размерах Земли: физическая поверхность земли, уровенная поверхность, геоид, эллипсоид вращения и его параметры. Определение положение точек земной поверхности, системы географических и прямоугольных координат. Высоты точек. Превышения. Балтийская система высот. Изображение земной поверхности на плоскости, метод ортогонального проектирования. Основные термины и понятия: карта, план, профиль. |
1 |
||
2 |
Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный масштабный ряд. Методика решения стандартных задач на масштабы. Условные знаки, классификация условных знаков. |
1 |
||
|
Практические занятия. |
2 |
||
3-4 |
Практическая работа № 1. Решение задач на масштабы. |
2 |
Тема1.2 Рельеф местности. |
|
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 |
5-6 |
Рельеф местности и способы его изображения. Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. Методы изображения основных форм рельефа. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между горизонталями. |
2 |
||
7-8 |
Уклон линии. Понятие профиля. Принцип и методика его построения по линии, заданной на топографической карте. |
2 |
||
|
Практические занятия. |
2 |
||
9-10 |
Практическая работа № 2. Решение задач по карте (плану) с горизонталями |
2 |
||
Тема 1.3 Ориентирование направлений. |
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 |
11-12 |
Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов. Формулы перехода от дирекционного угла к азимутам, истинным или магнитным. Формулы передачи дирекционного угла. Схемы определения по карте дирекционных углов и географических азимутов заданных направлений. |
2 |
||
|
Практические занятия. |
1 |
||
13 |
Практическая работа № 3. Определение ориентирных углов направлений по карте. |
1 |
||
Тема 1.4 Прямая и обратная геодезические |
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; |
14-15 |
Зарамочное оформление карт и планов. Географическая и прямоугольная сетки на картах и планах. Схема определения прямоугольных и географических координат заданных точек. Сущность прямой и обратной геодезических задач. |
2 |
задачи. |
|
Алгоритм решения задач. |
|
ПК 2.4 |
|
Практические занятия. |
1 |
||
16 |
Практическое занятие № 4. Определение координат точек по карте. |
1 |
||
Раздел 2.Геодезические измерения |
14 |
|
||
Тема 2.1 Сущность измерений. Линейные измерения. |
|
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 |
17-18 |
Элементы теории погрешности геодезических измерений. Измерение как процесс сравнения одной величины с величиной того же рода, принятой за единицу сравнения. Факторы и условия измерений. Виды измерений: непосредственные, косвенные, равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений. Мерный комплект. Методика измерения линий лентой. Учет поправок за компарирование, температуру, наклона линий. Контроль линейных измерений. |
2 |
||
19-20 |
Устройство лазерного дальномера: клавиатура и дисплей, функции. Работа с прибором: измерение длин линий при помощи лазерного дальномера. |
2 |
||
|
Практические занятия. |
2 |
||
21-22 |
Практическое занятие № 1.Выполнение и обработка линейных измерений |
2 |
||
Тема 2.2 Угловые измерения. |
|
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 |
23 |
Устройство оптического теодолита: характеристики кругов, основных винтов и деталей. Назначение и устройство уровней: ось уровня, цена деления уровня. Зрительная труба, основные характеристики; сетка нитей. Характеристика отчетного приспособления. Правила обращения с теодолитом. Поверки теодолита.
|
1 |
||
24 |
Технология измерения горизонтальных углов. Порядок работы при измерении горизонтального угла одним полным приемом: приведение теодолита в рабочее положение, последовательность взятия отсчетов и записи в полевой журнал, полевой контроль измерений. |
1 |
||
25 |
Технология измерения вертикальных углов; контроль измерений и вычислений. |
1 |
||
26 |
Устройство электронного теодолита: части теодолита и функции клавиш. Измерение горизонтальных и вертикальных углов электронным теодолитом. |
1 |
||
|
Практические занятия. |
4 |
||
27-28 |
Лабораторная работа № 2 .Работа с теодолитом. Выполнение поверок теодолита. |
2 |
||
29-30 |
Лабораторная работа № 3. Измерение углов теодолитом. |
2 |
||
Раздел 3. Геодезические съемки. |
|
|
18 |
|
Тема 3.1 Назначение и виды геодезических съемок. |
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 |
31-32 |
Назначение и виды геодезических съемок. Геодезические сети как необходимый элемент выполнения геодезических съемок и обеспечения строительных работ. Задачи по определению планового и высотного положения точки относительно исходных пунктов. Основные сведения о государственных плановых и высотных геодезических сетях. Закрепление точек геодезических сетей на местности. |
2 |
Тема 3.2 Теодолитная съемка |
|
Содержание учебного материала |
3 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 |
33 |
Сущность теодолитной съемки, состав и порядок работ. Теодолитный ход как простейший метод построения плановой опоры (сети) для выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы привязки теодолитного хода: рекогносцировка и закрепление точек, угловые измерения на точках теодолитного хода, измерение длин сторон теодолитного хода. Полевой контроль. Обработка журнала измерений. |
1 |
||
34 |
Состав камеральных работ: контроль угловых измерений в теодолитных ходах, уравнивание углов, контроль линейных измерений в теодолитных ходах, уравнивание приращений координат и вычисление координат точек хода; алгоритмы вычислительной обработки, ведомость вычисления координат точек теодолитного хода; нанесение точек теодолитного хода по координатам на план. Вычисление площади участка. |
1 |
||
35 |
Геодезическая подготовка для переноса проекта в натуру: методика получения данных, необходимых для выноса в натуру. |
1 |
||
|
Практические занятия. |
4 |
||
36 |
Практическое занятие № 5. Вычислительная обработка теодолитного хода. |
2 |
||
37 |
Практическое занятие № 6. Нанесение точек теодолитного хода на план. |
1 |
||
38 |
Практическое занятие № 7. Геодезическая подготовка для переноса проекта в натуру. |
1 |
||
Тема 3.3 Геометрическое нивелирование |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 |
|
39 |
Устройство нивелиров. Нивелирный комплект. Принципиальная схема устройства нивелира с уровнем (основное геометрическое условие). Классификация нивелирования по методам определения превышений. Принцип и способы геометрического нивелирования. Принципиальная схема устройства нивелира с компенсатором. Поверки нивелиров. |
1 |
||
40 |
Порядок работы по определению превышений на станции: последовательность наблюдений, запись в полевой журнал, контроль нивелирования на станции. Состав нивелирных работ по передаче высот: технология полевых работ по проложению хода технического нивелирования; вычислительная обработка результатов нивелирования |
1 |
|
Практические занятия. |
2 |
|
|
|
Практическая работа № 4. Работа с нивелиром. Выполнение поверок нивелира. Обработка результатов нивелирования. |
2 |
||
Тема 3.4 Тахеометрическа я съемка. |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 |
|
41-42 |
Сущность и приборы, применяемые при съемке. Устройство электронного тахеометра. Приведение тахеометра в рабочее положение. Измерения при создании съемочного обоснования. |
2 |
||
Практические занятия. |
4 |
|||
43-44 |
Практическая работа№ 5. Работа с тахеометром. Ввод данных о станции. Координатные измерения. |
2 |
||
45-46 |
Практическая работа№ 6. Обратная засечка (координатная и высотная). Вынос в натуру тахеометром (расстояния и координат) |
2 |
||
|
47-48 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление практических работ |
2 |
|
|
49-50 |
Дифференцированный зачет. |
2 |
|
Всего: |
|
50 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы геодезии», Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя и обучающихся (столы, стулья);
Технические средства обучения:
- телевизор;
- персональный компьютер с прикладным программным обеспечением
- рейка нивелирная
- ориентир буссоль
- рулетка стальная
- штатив
- нивелир
- теодолит
- отвес
- отражатель
- трипод
- тахеометр
- теодолит электронный
- лазерный дальномер
- мерное колесо (из перечня учебной лаборатории по Геодезии)
- стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы нивелира"
- стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы теодолита"
- стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы лазерного дальномера"
Геодезический полигон:
- участок пересечённой местности;
- геодезический строительный репер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 384 с.
Нормативно-техническая литература:
1. СП 126.13330.2012 Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. N 635/1 и введен в действие с 1 января 2013 г
2. .СП 126.13330.2017 Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 Окончательная редакция
3. СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96Утвержден и введен в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1033/пр и введен в действие с 1 июля 2017 г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Публичная электронная библиотека [Электронный портал]. - Режим доступа: http://lib.chistopol.net/library/book/14741.html
2. Журнал "Геодезия и картография" [Электронный портал]. - Режим доступа: http://geocartography.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1.Нестеренок М.С. Геодезия : учеб.пособие для вузов / М. С. Нестеренок. - Минск :Высш. шк., 2015. - 272 с.:
2. Федотов Г.А. Инженерная геодезия : учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 479 с. — (Высшее образование: Специалитет). [Электронный портал].
- Режим доступа: — www.dx.doi.org/ 10.12737/13161.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знания |
|
|
- основные понятия и термины, используемые в геодезии; |
- демонстрирует знания понятий и терминов, используемых в геодезии; |
Дифференцированный зачет |
- назначение опорных геодезических сетей; |
-демонстрирует знания о видах опорных геодезических сетей и их применении; |
|
- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба; |
-демонстрирует знания видов масштабов и их назначение; масштабирует; читает и вычерчивает условные топографические знаки |
|
- систему плоских прямоугольных координат; |
-разбирается в системе плоских прямоугольных координат; |
|
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений; |
-демонстрирует знания устройств приборов и инструментов, применяемых при выполнении геодезических измерений; -выполняет последовательность вычислительной - обработки геодезических измерений. |
|
- приборы и инструменты для вынесения расстояния и координат; |
||
|
|
|
- виды геодезических измерений. |
-демонстрирует знания видов геодезических измерений и их назначение |
|
Умения |
|
|
- читать ситуации на планах и картах; |
-читает изображение ситуации и рельефа местности; |
Оценка практических работ |
- решать задачи на масштабы; |
-решает задачи на масштабы; |
|
- решать прямую и обратную геодезическую задачу; |
-определяет прямоугольные координаты и ориентирные углы; -решает прямую и обратную геодезические задачи |
|
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек; |
- осуществляет линейные и угловые измерения, а также измерения превышения местности. |
|
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении расстояния и координат; |
-производит измерения по выносу расстояния и координат |
|
- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования. |
-выполняет камеральные работы по окончании геодезических съемок. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.