МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОВЕТТЕХНОЛОГИЙ
И УПРАВЛЕНИЯ (КСХТ)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 12. Менеджмент
специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(базовой подготовки)
для очной подготовки обучения
дата начала подготовки 01.09.2019
2019
Рассмотрено на заседании ПЦК экономических, бухгалтерских дисциплин и ЗИО Протокол №___ от «___»_____________201_ г.
Председатель___________________
|
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________ О.М.Ковалева
«_____»____________________г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 г. №508 и является авторской программой.
Организация – разработчик: ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»
Разработчик: Фурманенко О.Н. – преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ РО КТАУ (КСХТ), высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по названной специальности, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;
- принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;
- мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;
- применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности современного менеджмента;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;
- информационные технологии в сфере управления.
Получаемые знания и умения способствуют формированию следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПК 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа,
самостоятельной работы обучающегося 21 час.
Часы вариативной части (3 часа) направлены на увеличение часов по всем основным разделам дисциплины «Менеджмент» с целью более глубокого изучения таких разделов как:
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений - 1 час, в частности в теме 5.2 Этапы рационального решения проблем;
Раздел 6. «Коммуникации и деловое общение» - 2 часа, в частности в темам 6.1 Коммуникативность и общение в сфере управления - 1 час и 6.2 Деловое общение - 1 час.
Цель заключается в глубоком и всестороннем усвоении учебного материала, умении самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, решать проблемные производственные ситуации.
В результате обучающиеся будут дополнительно:
Уметь:
- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг),
предупреждать возникновение конфликтов;
- применять приемы делового общения и правила культуры поведения;
- организовать эффективное взаимодействие в рабочей группе;
- проводить анализ конфликта, выбирать оптимальный способ его предупреждения и
разрешения;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной
деятельности;
Знать:
- сущность психических процессов, основы психологии личности;
- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
- приемы делового общения в коллективе;
- психологические требования к личности специалиста в сфере социальной защиты;
- психологические особенности функционирования малой группы;
- закономерности развития коллективов и команд;
последствия и способы разрешения конфликтов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
42 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
21 |
в том числе: |
|
- работа с учебной литературой, составление конспекта - подготовка сообщений на заданную тему - подготовка рефератов на заданную тему |
4 10 7 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента |
|
11 |
|
|
Тема 1.1. Сущность, характерные черты современного менеджмента
|
Содержание учебного материала |
7 |
|
|
1 |
Современные подходы в менеджменте. |
4
|
1 |
|
2
|
Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта. |
1 |
||
3 |
Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки. |
3 |
||
Практическое занятие № 1 Проведение сравнительного анализа моделей менеджмента. |
2 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на заданную тему: 1. Сущность менеджмента и эволюция его теории. 2. Российский опыт управления, его особенности. |
3 |
|||
Тема 1.2. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям). |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Особенности организации управления (по отраслям). |
2
|
2 |
|
2 |
Основные направления менеджмента ( по отраслям). |
2 |
||
Практическое занятие № 2 Определение основных направлений менеджмента. |
2 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов на заданную тему: 1. Портрет современного руководителя. |
2 |
|||
Раздел 2. Организация как система управления |
|
8 |
||
Тема 2.1. Типы структур организаций. |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1
|
Понятие «организация». |
4 |
2 |
|
2 |
Законы организации. |
2 |
||
3 |
Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, линейные, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др. |
3 |
||
Практическое занятие № 3 Составление структур управления предприятием. |
2 |
|
||
Тема 2.2. Внутренняя и внешняя среда организации. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Инфраструктура менеджмента. |
4 |
2 |
|
2 |
Внутренняя и внешняя среда. |
2 |
||
Практическое занятие № 4 1. Организация: ее внутренние и внешние переменные. |
2 |
|
||
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике. |
|
12 |
|
|
Тема 3.1 Организация и планирование. |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Локальные принципы организации. |
4 |
2 |
|
2 |
Делегирование полномочий и ответственности. |
2 |
||
3 |
Виды планирования, его методы. Разновидности планов. |
3 |
||
Практическое занятие № 5 1. Составление миссии организации. |
2 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на заданную тему: 1. Тактическое и стратегическое планирование. |
2 |
|||
Тема 3.2 Контроль и мотивация. |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Понятие контроля и его основные этапы. Поведенческие аспекты контроля. |
4 |
2 |
|
2 |
Характеристика эффективного контроля. |
2 |
||
3 |
Содержание теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. |
3 |
||
Практическое занятие № 6 1. Составление и анализ способов мотивации. |
2 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой, составление конспекта. Подготовка сообщений на заданную тему: 1. Индивидуальная и групповая мотивация. 2. Необходимость управленческого контроля. |
2 |
|||
Раздел 4. Методы и стили руководства. |
|
10 |
||
Тема 4.1 Система методов управления |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Понятие методов управления. |
2 |
2 |
|
2 |
Группы методов управления. |
2 |
||
3 |
Управление и типы характеров. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой, составление конспекта. Подготовка рефератов на заданную тему: 1. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения.
|
4 |
|
||
Тема 4.2 Стили управления |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Стили управления и факторы его формирования. |
2 |
2 |
|
2 |
Классификация стилей управления. |
2 |
||
3 |
Виды и совместимость стилей. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов на заданную тему: 1. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. |
2 |
|
||
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений. |
|
8 |
|
|
Тема 5.1 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Сущность процесса принятия решений. |
4 |
2 |
|
2 |
Типы решений. Классификация решений. |
2 |
||
3 |
Требования, предъявляемые к решениям. |
2 |
||
Практическое занятие № 7 1. Принятие управленческих решений. |
2 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на заданную тему: 1. Ограничения и критерии принятия решения. |
2 |
|||
Тема 5.2 Этапы рационального решения проблем. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Диагностика проблемы. Определение альтернатив. |
2 |
2 |
|
2 |
Методы оптимизации решений. |
2 |
||
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение. |
|
14 |
|
|
Тема 6.1 Коммуникативность и общение в сфере управления. |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Коммуникации между уровнями и подразделениями. |
4 |
2 |
|
2 |
Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации. |
2 |
||
Практическое занятие № 8 1. Использование приемов аттракции. |
2 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на заданную тему: 1. Преграды в коммуникациях. |
2 |
|||
Тема 6.2 Деловое общение. |
Содержание учебного материала |
8 |
||
1 |
Деловое общение, его характеристика. |
6 |
2 |
|
2 |
Виды и формы делового общения. |
2 |
||
3 |
Этапы и фазы делового общения. |
3 |
||
Практическое занятие № 9 - 11 1. Деловые переговоры. 2. Деловая беседа по телефону. 3. Составление планов проведения совещаний. |
4 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов на заданную тему: 1. Правила ведения бесед и совещаний. 2. Факторы повышения эффективности делового общения. |
2 |
|||
|
Всего: |
63 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля ведется в аудитории 424 - Кабинет "Менеджмента".
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочие столы, стулья, учебная доска, научно- методические материалы, учебная литература.
Технические средства обучения: кабинет № 424 не оснащен, но для более эффективного проведения уроков возможно использование кабинета №425, который оснащен: компьютеры - 11 штук, телевизор, Интернет, локальная сеть.
Основные источники:
1. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 4-е издание М.: Академия, 2018
2. Драчева Е.Л. Менеджмент практикум: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 4-е издание М.: Академия, 2017
3. Д р а ч е в а Е. Л., Ю л и к о в Л. И. Менеджмент: Практикум: учеб. пособие: Рекомендова- но ФГУ «ФИРО». — 3-e изд., стер. — 304 c., 2018
4. Д р а ч е в а Е. Л., Ю л и к о в Л. И. Менеджмент: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». — 14-e изд., стер. — 304 c., 2017
5. Калугина О.А. Менеджмент: учебное пособие М.: КНОГУС, 2016
6. К о с ь м и н А.Д., С в и н т и ц к и й Н.В., К о с ь м и н а Е. А. Менеджмент: Практикум: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». — 4-e изд., стер. — 160 c., 2017
7. К о с ь м и н А.Д., С в и н т и ц к и й Н.В., К о с ь м и н а Е. А. Менеджмент: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». — 5-e изд., стер. — 208 c., 2018
8. С у х о в В.Д., С у х о в С.В., М о с к в и ч е в Ю.А. Основы менеджмента: Практикум: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». — 5-e изд., стер. — 128 c., 2017
9. С у х о в В. Д., С у х о в С. В., М о с к в и ч е в Ю. А. Основы менеджмента: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». — 3-e изд., стер. — 192 c., 2018
Дополнительные источники:
1. Бондаренко В. В., Резник С. Д., Соколов С. Н. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: практикум – 2011.
2. Виханский О.С, Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Экономистъ, 2010.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2010.
4. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. 3-е изд.- Спб.: Питер, 2011.
5. Грибов В.Д. Менеджмент : учебное пособие / В.Д. Грибов. — М. : КНОРУС, 2012.
6. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011.
7. Друкер, Питер Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. "И.Д. Вильяме", 2012.
8. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: из-во «Дело» АНХ, 2010.
9. Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала: учебник. М.: Маркет ДС, 2010.
10.Семенов А.К, Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. – 5-е изд., испр., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.
11.Семенов А.К, Набоков В.И. Основы менеджмента: практикум. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.
12. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник: Допущено Экспертным советом. — 11-e изд., стер. — 224 c., 2014
Интернет-ресурсы:
1. http://www.alleng.ru
2. http://studentam.net
3. http://www.gaudeamus.omskcity.com
4. http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНИЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения |
Выполнение и защита ПР№5 дифференцированный зачет |
анализировать организационные структуры управления |
Выполнение и защита ПР№3 дифференцированный зачет |
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала |
Выполнение и защита ПР№6 дифференцированный зачет |
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения |
Выполнение и защита ПР№8, 9, 10, 11 дифференцированный зачет |
применять эффективные решения, используя систему методов управления |
Выполнение и защита ПР№7 дифференцированный зачет |
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
Выполнение и защита ПР№1, 2, 4 дифференцированный зачет |
Знания: |
|
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития |
Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
методы планирования и организации работы подразделения |
Фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
принципы построения организационной структуры управления |
Индивидуальный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
основы формирования мотивационной политики организации |
Стандартизированный контроль, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет
|
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
Самоконтроль и взаимопроверка студентов, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
внешнюю и внутреннюю среду организации |
Фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
цикл менеджмента |
Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
процесс принятия и реализации управленческих решений |
Индивидуальный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта |
Самоконтроль и взаимопроверка студентов, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
систему методов управления |
Индивидуальный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
методику принятия решений |
Индивидуальный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
стили управления, коммуникации, принципы |
Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
делового общения |
Самоконтроль и взаимопроверка студентов, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, проверка Д/З дифференцированный зачет |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.