Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
2020
СОГЛАСОВАНО Председатель ЦК группы «Техника и технологии наземного транспорта» ______________ Протокол №__ от «___» ____ 2020 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Замдиректора по УР __________ «___»___________2020 г.
|
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Инженерная графика разработана на основании требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 45)
Положения о разработке рабочей программы учебной дисциплины в ГБПОУ РО «Каменский техникум строительства и автосервиса» (приказ ГБПОУ РО «КТСиА» от 29.08.2018 г. № 235)
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса» (ГБПОУ РО «КТСиА»)
Разработчик: __________, преподаватель ГБПОУ РО «КТСиА»
Рецензенты:
___________, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»
___________, директор ООО «АколитТранс»
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1 Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
|
4 |
2 Структура и содержание учебной ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3 Условия реализации учебной дисциплины
|
13 |
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
14 |
1 Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
1.1 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл (общепрофессиональная дисциплина).
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код компетенции |
Умения |
Знания |
ОК 01 – ОК 09 ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
- читать технические чертежи, выполнять эскизы деталей и простейших сборочных единиц; - оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов. - работать в графическом редакторе КОМПАС 3D. |
- основы проекционного черчения; - правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности; - структуру и оформление конструкторской и технологической документации в соответствии с требованиями стандартов |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Объем образовательной программы |
97 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
88 |
в том числе: |
|
Теоретическое обучение |
26 |
Практические занятия |
62 |
Самостоятельная работа |
9 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 01. «Инженерная графика»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1.Проекционное черчение (основы начертательной геометрии) |
30 |
|
||
Тема 1.1 Методы проекций. Эпюр Монжа. |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Образование, типы и свойства проекций. Методы и виды проецирования. Комплексный чертеж. Понятие об эпюре Монжа. Построение наглядных изображений проекций отрезка прямой. Построение наглядных изображений проекций точки и отрезка прямой. |
2 |
|||
Практические занятия: |
3 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
||
№1 |
Построение комплексных чертежей проекций точки и отрезка прямой. |
1 |
||
№2 |
Способ совмещения. Способ перемены плоскостей проекций. Нахождение натуральной величины отрезка различными способами. |
1 |
||
№3 |
Решение метрических задач. |
2 |
||
Тема 1.2 Сечение геометрических тел плоскостями. |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Понятие о сечении. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Построение натуральной величины фигуры сечения. Построение разверток поверхностей усеченных тел (призмы, цилиндра, пирамиды, конуса). Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях. Построение натуральной величины фигуры сечения. Построение разверток поверхностей усеченных тел. |
2 |
|||
Практические занятия: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
||
№ 4 |
Построение комплексных чертежей усеченных геометрических тел, нахождение действительной величины фигуры сечения. |
1 |
||
№ 5 |
Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических проекциях. |
1 |
||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||
Выполнение построений проекций точки по координатам. |
1 |
|||
Тема 1.3 Взаимное пересечение тел. |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Построение линий пересечения поверхностей тел при помощи вспомогательных секущих плоскостей. Взаимное пересечение поверхностей вращения, имеющих общую ось. Случаи пересечения цилиндра с конусом и призмы с телом вращения. Ознакомление с построением линий пересечения поверхностей вращения с пересекающимися осями при помощи вспомогательных концентрических сфер. |
2 |
|||
Практические занятия: |
4 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
||
№ 6 |
Построение комплексных чертежей и аксонометрических проекций пересекающихся многогранников. |
1 |
||
№ 7 |
Построение комплексных чертежей пересекающихся тела вращения и многогранника. |
1 |
||
№8 |
Построение комплексных чертежей двух пересекающихся тел вращения. |
1 |
||
№9 |
Построение комплексных чертежей. |
1 |
||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||
Графическая работа № 4 «Построение комплексных чертежей и аксонометрических проекций пересекающихся многогранников». Графическая работа № 5 « Выполнение комплексного чертежа с построением точек взаимного пересечения гранёных тел». |
1 |
|||
Тема 1.4 Техническое рисование и элементы технического конструирования |
Практические занятия: |
5 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
№ 10 |
Выявление отличий технического рисунка от чертежа. |
1 |
||
№ 11 |
Выполнить технический рисунок многоугольника. |
1 |
||
№ 12 |
Выполнить технический рисунок окружности. |
1 |
||
№ 13 |
Выполнить технический рисунок призмы, пирамиды. |
1 |
||
№ 14 |
Выполнить технический рисунок цилиндра, конуса. |
1 |
||
Тема 1.5 Проекции моделей
|
Практические занятия: |
6 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
№ 15 |
Построение комплексных чертежей моделей. |
1 |
||
№ 16 |
Построение наглядного изображения модели. |
1 |
||
№ 17 |
Построение третьей проекции модели по двум заданным. |
1 |
||
№ 18 |
Построение разреза модели. |
1 |
||
№ 19 |
Построение трех проекций по аксонометрической проекции. |
1 |
||
№ 20 |
Построение аксонометрической проекции модели с вырезом четверти. |
1 |
||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||
Графическая работа № 6 «Выполнение комплексного чертежа детали с применением изображения половина вида и разреза». |
1 |
|||
Раздел 2. Машиностроительное черчение |
30 |
|
||
Тема 2.1 Основные положения |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
ГОСТ 2.001-93 (1995), ( ЕСКД) Единая система конструкторской документации. ГОСТ 2.102-68 (1995) (ЕСКД) Виды и комплектность конструкторских документов ГОСТ 2.101-68 (ЕСКД) Виды изделий. ГОСТ 2.201-80 (ЕСКД) Обозначение изделий и конструкторских документов. |
2 |
|||
Тема 2.2 Изображение, виды, разрезы, сечения |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
ГОСТ 2.305-68 (ЕСКД) Изображения - виды, разрезы, сечения Виды: назначение, расположение и обозначение основных, местных и дополнительных видов. Простые разрезы. Местные разрезы. Сложные разрезы. Соединение половины вида с половиной разреза. |
2 |
|||
Практические занятия: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4
|
||
№21 |
Сечения вынесенные и наложенные. |
1 |
||
№22 |
Выносной элемент |
1 |
||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||
Графическая работа № 7 «Выполнение построения сечения». Графическая работа № 8 «Выполнение сложных разрезов». |
1 |
|||
Тема 2.3 Резьба, резьбовые изделия |
Содержание учебного материала: |
1 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
ГОСТ 2.311-68 (ЕСКД) Изображение резьбы. ГОСТ 2.315-68* (ЕСКД) Изображения упрощенные и условные крепежных деталей. Построение винтовой линии на поверхности цилиндра и конуса. |
1 |
|||
Практические занятия: |
3 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
||
№23 |
Основные типы резьбы. |
1 |
||
№24 |
Условное изображение резьбы. |
1 |
||
№25 |
Изображение стандартных резьбовых крепежных деталей. |
1 |
||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||
Графическая работа № 9 «Выполнение чертежей резьбовых стандартных изделий».
|
1 |
|||
Тема 2.4 Эскизы деталей и рабочие чертежи |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Форма детали и ее элементы. Назначение эскиза и рабочего чертежа. Порядок и последовательность выполнения эскиза деталей. Рабочие чертежи изделий основного и вспомогательного производства. |
2 |
|||
Практические занятия: |
3 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
||
№26 |
Ознакомление с техническими требованиями к рабочим чертежам. |
1 |
||
№27 |
Выбор масштаба, формата и компоновка деталей. |
1 |
||
№28 |
Порядок составления чертежа детали по данным ее эскиза. |
1 |
||
Тема 2.5 Разъемные и неразъемные соединения деталей. |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые соединения деталей, их назначение. Шпоночные соединения деталей, их назначение. Соединения деталей сваркой, назначение, условия выполнения. |
2 |
|||
Практические занятия: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
||
№29 |
Сборочные чертежи разъемных и неразъемных соединений. |
1 |
||
№30 |
Чтение чертежей разъемных и неразъемных соединений деталей. |
1 |
||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||
Графическая работа № 10 «Вычерчивание сборочного чертежа соединение деталей шпилькой». |
1 |
|||
Тема 2.6. Зубчатые передачи. |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Выполнение эскизов деталей зубчатых передач. Выполнение и чтение чертежей зубчатых колес и червяков |
2 |
|||
Практические занятия: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
||
№31 |
Чертеж зубчатой цилиндрической передачи. |
1 |
||
№32 |
Чертеж зубчатой конической передачи. |
1 |
||
Тема 2.7 Общие сведения об изделиях и составлении сборочных чертежей. |
Содержание учебного материала: |
1 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Комплект конструкторской документации. Чертеж общего вида, его назначение и содержание. Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Обозначение изделия и его составных частей. Размеры на сборочных чертежах.
|
1 |
|||
Практические занятия: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
||
№33 |
Назначение и порядок заполнения спецификаций. |
1 |
||
№34 |
Чтение сборочной единицы и спецификации. |
1 |
||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||
Графическая работа № 11 «Вычерчивание сборочной единицы воздушного фильтра». |
1 |
|||
Раздел 3. Чертежи и схемы по специальности (построение схем, диаграмм, графиков) |
4 |
|
||
Тема 3.1 Чертежи и схемы по специальности. |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Типы и виды схем. Техника построения графиков. |
2 |
|||
Практические занятия: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
||
№35 |
Техника построения диаграмм. |
1 |
||
№36 |
Чтение строительных чертежей |
1 |
||
Раздел 4. Двухмерное черчение (2D) в САПР КОМПАС 3D. |
23 |
|
||
Тема 4.1 Основные сведения по оформлению чертежей в компьютерной графике |
Содержание учебного материала: |
4 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Разновидности графических изображений. Выбор программы для выполнения чертежей. Изучение интерфейса системы. Команда оформления чертежей (заливка и штриховка, форма, контур, фигура, маскировка, облако). |
2 |
|||
Общее ознакомление с разделами программы nanoCAD , kompas-3D (строка меню, панели инструментов, окно документов nanoCAD, kompas-3D контекстное меню, окно свойств, командная строка). |
2 |
|||
Тема 4.2 Создание и редактирование чертежа. |
Содержание учебного материала: |
2 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
Знакомство с возможностями системы nanoCAD. Знакомство с возможностями системы kompas-3D. Организация автоматизированного рабочего места в среде nanoCAD. Организация автоматизированного рабочего места в среде kompas-3D |
2 |
|||
Практические занятия: |
7 |
|||
№37 |
Создание ассоциативного чертежа. |
1 |
||
№38 |
Создание типового чертежа. |
1 |
||
№39 |
Построение половины сечения зубчатого колеса и отверстия под шпонку. |
1 |
||
№40 |
Построение фасок и скруглений на чертеже. |
1 |
||
№41 |
Редактирование, построение симметрии и штриховка половины сечения. |
1 |
||
№42 |
Масштабирование и симметрия |
1 |
||
№43 |
Создание выносных элементов. |
1 |
||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||
Решение графической задачи по инструкциям. Название и назначение линий. Графическая работа № 12 Выполнение титульного листа на формате А3 (разным размером шрифта) |
1 |
|||
Тема 4.3 Нанесение размеров и обозначений на чертеже. |
Практические занятия: |
8 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
№44 |
Работа с текстом. |
1 |
||
№45 |
Настройка интерфейса, единицы чертежа. |
1 |
||
№46 |
Установка масштаба, масштаб оформления и масштаб объектов. |
1 |
||
№47 |
Простановка группы размеров. Размерные стили. Выноски. |
1 |
||
№48 |
Нанесение линейных, угловых и радиальных размеров. |
1 |
||
№49 |
Простановка допусков формы и шероховатости поверхностей. |
1 |
||
№50 |
Создание и заполнение таблицы параметров. |
1 |
||
№51 |
Заполнение основной надписи. |
1 |
||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||
Оформление формата А4 по горизонтали, заполнение граф основной надписи. |
1 |
|||
Раздел 5. Трехмерное черчение (3D) в САПР КОМПАС 3D. |
10 |
|
||
Тема 5.1 Введение в 3d моделирование. |
Практические занятия: |
4 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
№52 |
Операции с добавлением слоя материала. |
1 |
||
№53 |
Этапы моделирования. Анализ чертежа модели. |
1 |
||
№54 |
Эскизы и базовые формообразующие операции по построению детали. |
2 |
||
Тема 5.2 Создание 3d моделей. |
Практические занятия: |
6 |
ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4 |
|
№55 |
Построение 3d модели методом выдавливания. |
1 |
||
№56 |
Создание 3d модели операцией вращения. |
1 |
||
№57 |
Поверхностное моделирование. |
1 |
||
№58 |
Работа с листовым телом. |
1 |
||
№59 |
Гибридное моделирование. |
1 |
||
№60 |
Создание чертежа по модели детали. |
1 |
||
ВСЕГО: |
97 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Инженерная графика»
Оборудование учебного кабинета:
1 Посадочные места по количеству обучающихся;
2 Рабочее место преподавателя;
3 Автоматизированное рабочее место преподавателя;
4 Классная доска (магнитная);
5 Муляжи и макеты;
6 Комплект учебно-наглядных пособий по Техническому черчению (комплект плакатов).
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением, программами kompas-3D, nanoCAD;
- мультимедиа проектор;
- интерактивная доска.
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. ГОСТ (ЕСКД) (СПДС)
2. Бродский А.М. Черчение (металлообработка) - М,: ОИЦ «Академия», 2018.
3. Васильева Л.С. Черчение практикум - М,: ОИЦ «Академия», 2013.
4. Ганенко А.П., Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ - М,: ОИЦ «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
1. Вышнепольский И.С. Техническое черчение - М,: Высшая школа, 2012.
2. Миронов Б, Г., Миронова Р.С. Инженерная графика - М,: Высшая школа, 2013.
3. Миронов Б, Г., Миронова Р.С. Сборник задач по инженерной графике -М.: Высшая школа, 2012.
4. Чекмарев А.А. Инженерная графика - М.: Высшая школа, 2012.
5. Боголюбов С.К. Черчение -М.: Машиностроение, 2012.
Интернет-ресурсы
1. http://www.granitvtd.ru/ - справочник по черчению
2. http://cncexpert.ru/ - открытая техническая библиотека CNC expert.ru
3. http://cherch.ru/ - всезнающий сайт про черчение
4. http://cherchenye.ru/ - черчение
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Критерии оценки |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
3 |
Умения: |
|
|
читать технические чертежи, выполнять эскизы деталей и простейших сборочных единиц |
Уметь читать технические чертежи, выполнять эскизы деталей и простейших сборочных единиц |
Оценка практических работ № 1-60 Оценка графических работ № 1-13
|
выполнять изображения, разрезы и сечения на чертеже
|
Уметь выполнять изображения, разрезы и сечения на чертеже
|
Оценка практических работ № 12-24; 25-28;34-60 Оценка графических работ № 1-13 Текущий контроль |
оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов |
Уметь оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов |
Оценка практических работ № 57-60; Оценка графических работ № 14 |
Знания: |
|
|
основы проекционного черчения |
Знать основы проекционного черчения |
Оценка практических работ №1-35; 36-60 Оценка графических работ № 1-13 Текущий контроль |
правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности |
Знать правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности |
Оценка практических работ № 12-60 Оценка графических работ № 3-13 |
структуру и оформление конструкторской и технологической документации в соответствии с требованиями стандартов |
Знать структуру и оформление конструкторской и технологической документации в соответствии с требованиями стандартов |
Оценка практических работ №1-35; 36-60; Оценка графических работ № 1-13 Текущий контроль |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.