Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 13 имени дважды Героя Социалистического Труда В.И.Штепо»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оп.04 «Основы физиологии кожи и волос»
по профессии 43.01.02. Парикмахер
Калач-на-Дону,
2019 г.
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания МК
профессионального цикла
от «___» __________20 г
№_____
Председатель ______/Н.И. Ганьшина/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УПР
______/ Соколова Ю.В. /
«_____» __________20
Рабочая программа по учебной дисциплине разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) профессии 43.01.02 Парикмахер, утверждённого приказом Министерством образования и науки РФ № 730, от 2 августа 2013 г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «ПУ№13».
Разработчики:
Жиганова А.А. мастер п/о
Содержание рабочей программы учебной дисциплины реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы, по профессии с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
Основы анатомии и физиологии кожи и волос
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
43.01.02 Парикмахерское искусство,
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
Примерная программа может быть использована в начальном профессиональном образовании по профессии:
43.01.02 Парикмахер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать состояние и проводить обследование кожи, структуры волос, плотности, направления роста волос, пигментации его по длине;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и типы волос;
- особенности роста волос на голове;
- основы анатомического строения кожи и волос, их структуру;
- основные функции кожи, физиологию роста волос;
- основы пигментации кожи;
- виды пигмента волос, их свойства, взаимодействие с препаратами;
- особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волосы
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70часа;
самостоятельной работы обучающегося 35 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
1056 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
70 |
в том числе: |
|
практические занятия |
21 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
35 |
в том числе: |
|
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы анатомии и физиологии кожи и волос»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Понятие о материаловедении и её составляющих. |
1 |
1 |
Раздел 1. Основы анатомического строения кожи и волос |
|
18 |
|
Тема 1.1. Основы анатомического строения кожи и волос, их структура |
Содержание учебного материала |
|
|
Строение кожи Строение волос Структура волос |
1 |
||
Практические занятия |
|
|
|
Выполнение и анализ графических схем строения кожи. Выполнение и анализ графических схем строения эпидермиса. Выполнение графического и описательного анализа строения волос.
|
|||
Тема 1.2. Основные функции кожи, физиология роста волоса |
Содержание учебного материала |
|
|
Функции кожи. Физиология роста волоса. |
1 |
||
Практические занятия |
|
|
|
Выполнение и анализ графических схем поэтапного роста волос.. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 1 «Основы анатомического строения кожи и волос» |
2 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Строение гиподермы 2. Основные элементы строения эпидермиса 3. Особенности строения эластановых и коллагеновых волокон. 4. Нервные окончания 5. Межклеточное вещество 6. Особенности старения кожи |
7 |
||
Раздел 2. Пигментация волос |
|
18 |
|
Тема 2.1.Основы пигментации волос |
Содержание учебного материала |
|
|
Распределение пигментов в структуре волоса |
1 |
||
Практические занятия |
|
|
|
Выполнение схематической зарисовки пигментов в структуре волоса. |
|||
Тема 2.2. Виды пигмента волос, их свойства, взаимодействие с препаратами |
Содержание учебного материала |
|
|
Виды пигментов – эомеланин, феомеланин. Свойства пигментов. Взаимодействие пигментов волос с препаратами. |
1 |
||
Практические занятия |
|
|
|
Анализ наличия пигментов в волосах на примерах портретной живописи, портретной фотографии, иллюстраций из журналов. Анализ индивидуальных особенностей внешности, определение степени пигментации волос. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 2 «Пигментация волос». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Влияние современных красителей на пигменты волос. Защита структуры волос, пигментов волос от влияния химических препаратов при химической завивке |
4 |
||
Раздел 3. Характеристика, виды, типы волос |
|
18 |
|
Тема 3.1. Виды и типы волос |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Характеристика волос. Виды волос. Типы волос. |
1 |
||
Практические занятия |
3 |
|
|
Подбор иллюстраций (или выполнение схематически зарисовок) на тему «Типы волос». |
|||
Тема 3.2 Особенности роста волос на голове
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
Особенности роста волос с одной макушкой. Особенности роста волос с двумя макушками Рост волос краевой линии головы |
2 |
||
Практические занятия |
3 |
|
|
Подбор иллюстраций (или выполнение схематически зарисовок) на темы: «Краевая линия волос». «Рост волос височной части головы |
|||
|
Контрольная работа по разделу 3 «Характеристика, виды, типы волос». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Анализ краевой линии головы и лица по фотографиям, иллюстрациям, живым моделям. 2. Сведения из антропологии об особенностях роста волос (европеоида, монголоида, негроида, смешанных типов). |
12 |
||
Раздел 4 Особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волос |
|
17 |
|
Тема 4.1. Воздействие красителей на кожу головы и волос |
Содержание учебного материала |
|
|
Воздействие красителей I группы на кожу головы и волос Воздействие красителей II группы на кожу головы и волос. Воздействие красителей III группы на кожу головы и волос Воздействие красителей IV группы на кожу головы и волос. |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Подбор красителей в зависимости от типа кожи и структуры волос. |
|||
Тема 4.2. Воздействие химической завивки на кожу головы и волос |
Содержание учебного материала |
|
|
Воздействие препаратов для химической завивки на кожу головы. Воздействие препаратов для химической завивки на волосы. |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Подбор препаратов для химической завивки различных фирм производителей для различных типов кожи головы и волос. |
Тема 4.3. Воздействие лечебных препаратов и препаратов по уходу за кожей головы и волос |
Содержание учебного материала |
|
|
Лечебные препараты для различных типов кожи и волос Лечебные препараты |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Подбор лечебных препаратов и препаратов по уходу за кожей головы и волос. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 4 «Особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волос Особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волос». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Анализ препаратов для воздействия на кожу головы и волос. 2. Сведения из физиологии волос об особенностях строения и уходу за волосами лиц разных расовых типов (европеоид, монголоид, негроид, смешанный тип). |
12 |
||
|
|
||
Всего |
70 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета медико-биологических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий: рельефная модель кожи в разрезе;
- образцы эскизов эпидермиса, дермы, строения кожи, строения волоса, дисульфидных связей;
- плакаты «Строение кожи», «Строение волоса».
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- принтер, сканер, модем, плоттер.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Соколова Е.А. Основы физиологии кожи и волос: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.А. Соколова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Кац А.Л. Санитария и гигиена парикмахерского дела/ А.Л.Кац.-М.:Легкая и пищевая промышленность, 1984.
3. Кожа/ под ред. А.М. Чернуха, Е.П. Фролова. – М.: Медицина, 1982.
4. Парикмахерское искусство. Материаловедение : учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / [А.В. Уколова и др.]. -4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Покровский В.И. Инфекционные болезни и эпидемиология/ В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – М. : ГЭОТАР, 2000
6. .Рамон Микейль-й Суарес-Инклан. Биография волос/ Р.М. Суарес-Инклан.-Мадрид: [б.и.], 1996
7. Сборник нормативно-методической документации для парикмахерских, косметических кабинетов. – М. : [б.и.], 2004.
8. Фержтек О. Косметология: теория и практика / О. Фержтек, В. Фержтекова, Д. Шрамек, П. Страски, З. Шедивы. – Прага: [б.и.], 2002
9. Привес П.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. – СПб.: Гиппократ, 2007.
Интернет-ресурсы:
www.edu.ru
www.iphPortal.ru
www.informika.ru
www.tissu.fcub.mirea.ru
www.newsalon.ru
Программное обеспечение:
1. Мультимедийная обучающая программа по профессии парикмахер-визажист (модуль дамский). – М.: Федеральное Государственное унитарное предприятие «Республиканская консультационно-внедренческая фирма «Труд»», 2006.
2. Сборник специализированных программ: «Занимательная наука. Как устроено мое тело», 2009, «Персональный ассистент парикмахеров и визажистов», 2008.
Дополнительные источники:
1. Воробьёв В.П. Атлас анатомии человека. – Минск - М.: Харвест – АСТ, 2006.
2. Мельник А.А. Основы закономерности построения скульптурного рисунка. - М.: Высшая школа, 2010.
3. Материалы профессионально ориентированных периодических изданий (журналы «Bazaar», «Dolores», «Elle», «Official», «Vogue» и др.).
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
анализировать состояние и проводить обследование кожи, структуры волос, плотности, направления роста волос, пигментации его по длине |
практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа, зачеты |
Знания: |
|
виды и типы волос |
реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, проект |
особенности роста волос на голове |
тестирование, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, реферат, индивидуальные задания, проект |
основы анатомического строения кожи и волос, их структуру |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, индивидуальные задания |
основные функции кожи, физиологию роста волос |
реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, проект |
основы пигментации волос |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, индивидуальные задания |
виды пигмента волос, их свойства, взаимодействие с препаратами |
реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, проект |
Особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волосы |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, индивидуальные задания |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.