РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Специальный рисунок»
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Специальный рисунок»

Оценка 4.6
doc
29.04.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Специальный рисунок»
Рабочая программа ОП.05 Специальный рисунок.doc

 

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

Государственное  бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 13  имени дважды Героя Социалистического Труда  В.И.Штепо»

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                                              

 

 

 

 

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 « Специальный рисунок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Калач - на - Дону

 

2019г.



РАССМОТРЕНА

Протокол заседания МК

профессионального цикла

от «___» __________20     г

№_____

Председатель ______/Н.И. Ганьшина/

СОГЛАСОВАНА

Зам. Директора по УПР ______

/        Соколова Ю.В.            /

«_____» __________20    г

 


                                                                                                                                                        


 

 

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП.05 « Специальный рисунок» для профессий среднего профессионального образования .

 

Разработчики:

преподаватель  спецдисциплин ГБПОУ «ПУ № 13

мастер п/о ГБПОУ «ПУ №13» Жиганова А. А.

 

Рабочая программа учебной дисциплины « Специальный рисунок» разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программой программа учебной дисциплины « Специальный рисунок» для профессий среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «ФИРО» 10.04.2008г. и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.

 

         Содержание рабочей программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по  профессии СПО (парикмахер) с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

 

 

 

 

 

 



                                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации учебной дисциплины

 

13

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

15

 

 


1.   паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

Специальный рисунок

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:

43.01.02 Парикмахер

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.

 

Примерная программа может быть использована в среднем профессиональном образовании по специальности:

43.01.02 Парикмахерское искусство.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять рисунок головы человека;

- выполнять рисунок волос;

- выполнять рисунок современных стрижек и причесок в цвете.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- технику рисунка и основы композиции;

- геометрические композиции в рисунке;

- основы пластической анатомии головы человека.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 129 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;

самостоятельной работы обучающегося 43 часов.

 


 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

129

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

86

в том числе:

 

        практические занятия

53

        контрольные работы

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

в том числе:

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 
 



2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Специальный рисунок»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Общие сведения о предмете.

Материалы и принадлежности для рисунка. Организация рабочего места.

1

1

Раздел 1. Техника рисунка и основы композиции

 

21

 

Тема 1.1. Техника рисунка

Содержание учебного материала

 

3

 

Линии чертежа и рисунка.

Правила оформления чертежа, рисунка.

Техники рисунка: штриховка, тушевка; их определения и приемы выполнения.

Освещенность, принципы перехода от одного тона к другому.

Тени. Светотень.

1

Практические занятия

4

 

Выполнение линий чертежа и рисунка.

Выполнение оформления чертежа и рисунка.

Выполнение штриховок, тушевки.

Выполнение рисунка тональной шкалы.

Тема 1.2. Основы композиции

Содержание учебного материала

 

4

 

Общие сведения о композиции; определения.

Категории композиции.

Основные законы композиции.

Понятия перспективы.

Закономерности их проявления в композиции.

Основные правила композиционного построения рисунка; последовательность работ.

1

Практические занятия

4

 

Выполнение рисунка с использованием правил композиционного построения.

Выполнение одноточечной перспективы.

Выполнение двухточечной перспективы.

Изображение плоских прямолинейных фигур в различных положениях и ракурсах.

 

Контрольная работа по разделу 1 «Техника рисунка и основы композиции».

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1;

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Основы изображения предметов.

2.Роль эскиза в проектировании прически.

3. Равновесие, пропорции, статика и динамика, симметрия и асимметрия.

4. Контрасты и нюансы, ритм, соподчинение и гармония, масштаб.

5

 

Раздел 2. Геометрические композиции в рисунке

 

20

 

Тема 2.1.Построение геометрических фигур

Содержание учебного материала

 

2

 

Композиция изобразительных элементов.

Построение геометрических фигур и тел: куб, цилиндр, шар, пирамида, конус.

1

Практические занятия

4

 

Выполнение силуэтных рисунков геометрических тел и предметов быта несложной формы.

Выполнение линейно-конструктивного рисунка геометрических тел вращения, гранных тел, предметов быта несложной формы.

Выполнение тонального рисунка геометрических тел и предметов быта.

Тема 2.2. Принцип построения композиции рисунка из геометрических фигур

Содержание учебного материала

 

2

 

Понятие о натюрморте.

Варианты объединения нескольких геометрических фигур в композит (натюрморт).

Правила размещения предметов на листе бумаги.

Соблюдение пропорций предметов и взаиморасположения.

Приемы рисования бытовых предметов имеющих геометрические формы.

Построение композиции рисунка из геометрических фигур

2

Практические занятия

4

 

Выполнение линейно-конструктивного рисунка натюрморта из геометрических тел с легкой тональной проработкой.

Выполнение тонального рисунка натюрморта из предметов быта на фоне драпировки.

 

Контрольная работа по разделу 2 «Геометрические композиции в рисунке».

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2;

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Организация плоскости при композиции изобразительных элементов: точки, линий, плоских геометрических фигур.

5

 

Раздел 3. Основы пластической анатомии головы человека

 

20

 

Тема 3.1. Строение черепа человека

Содержание учебного материала

 

2

 

Соотношение деталей лица.

Положение слезной линии, линии рта.

Элементы лица, влияющие на пропорции: переносица, прикус, ортогнатие, прогнатие, норма, профильный (лицевой) угол, ширина и высота лица, ось расположения ушей и спинки носа, линия подбородка, дуга и угол нижней челюсти.

Средние данные пропорции лица.

1

Практические занятия

4

 

Выполнение анатомических зарисовок черепа в различных ракурсах и их анализ.

Тема 3.2. Индивидуальные пластические особенности черепа

Содержание учебного материала

 

1

 

Формы лица, пластика лица.

Подход к построению головы человека на рисунке на основе пропорций.

Крестовина, определение первой и второй координат, положение слезной линии и линии рта, построение модульной сетки.

2

Практические занятия

5

 

Выполнение зарисовок форм и пластических особенностей лиц различных типов.

 

Контрольная работа по разделу 3 «Основы пластической анатомии головы человека».

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3;

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Анализ пропорций головы по фотографиям, иллюстрациям, живым моделям.

2. Сведения из антропологии об особенностях пропорций, форм и пластики лиц разных расовых типов (европеоида, монголоида, негроида, смешанных типов).

3. Влияние положения головы в пространстве (её поворота, наклона) на положение и характер крестовины и модульной сетки на рисунке.

4.Формообразующие поверхности (плоскости) головы и их взаимосвязь с пропорциями головы.

5

Раздел 4. Рисунок головы человека

 

15

 

Тема 4.1. Основные правила и приемы выполнения рисунка головы человека

Содержание учебного материала

 

1

 

Правила и приемы выполнения рисунка головы в фас.

Правила и приемы выполнения рисунка головы в полуоборот.

Правила и приемы выполнения рисунка головы в профиль.

1

Практические занятия

4

 

Выполнение рисунка головы в фас.

Выполнение рисунка головы в полуоборот.

Выполнение рисунка головы в профиль.

Тема 4.2. Детальная прорисовка частей лица

Содержание учебного материала

 

1

 

Способы определения места расположения и направления линии глаз, носа, рта бровей, ушей.

Методы детальной прорисовки всех частей лица.

Приемы передачи объема головы.

1

Практические занятия

2

 

Выполнение рисунка глаз.

Выполнение рисунка бровей.

Выполнение рисунка носа.

Выполнение рисунка рта.

Выполнение рисунка ушей.

 

Контрольная работа по разделу 4 «Рисунок головы человека».

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4;

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Анализ пропорций лица по фотографиям, иллюстрациям, живым моделям.

2. Сведения из антропологии об особенностях пропорций, и пластики лиц разных форм (треугольное, круглое, квадратное, прямоугольное, ромбовидное).

5

 

Раздел 5. Цвет в композиции рисунка

 

15

 

Тема 5.1. Понятие о цвете

Содержание учебного материала

 

4

 

Понятие о цвете. Свойства цвета.

Ахроматические и хроматические цвета.

Цветовой круг, его строение.

Гармонические сочетания.

1

Практические занятия

2

 

Создание палитры ахроматических и хроматических цветов.

Создание палитры изменения цветового тона.

Создание палитры изменения насыщенности цвета.

Создание палитры цветового круга, основных, промежуточных, спектральных цветов.

Создание палитры контрастных, родственно-контрастных, родственных сочетаний.

Тема 5.2 Принципы построения композиции в цвете

Содержание учебного материала

 

1

 

Понятие о колорите.

Композиция в цвете.

Композиционный центр листа. Геометрический центр листа.

1

Практические занятия

2

 

Выполнение эскиза в цвете.

 

Контрольная работа по разделу 5 «Цвет в композиции рисунка».

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5;

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Цветовое зрение. Строение и работа глаза.

2.Физическая природа цвета.

3.История систематики цветов.

4.Цветовые системы

5.Гармония цвета.

5

 

Раздел 6. Рисунок волос

 

15

 

Тема 6.1. Рисунок волос

Содержание учебного материала

 

1

 

Рисунок волос с использованием приемов выявления их типа и фактуры.

Рисунок волос с использованием приемов выявления степени длины и густоты.

1

Практические занятия

2

 

Выполнение рисунка волнистых волос средней длины и густоты.

Выполнение рисунка коротких, кудрявых волос.

Выполнение рисунка прямых, длинных волос.

Тема 6.2. Рисунок элементов прически

Содержание учебного материала

 

1

 

Правила и способы выполнения рисунка элементов причесок:

проборы, локоны, косы, волны, челки.

1

Практические занятия

2

 

 

Выполнение рисунка челки, косы, волны, локона, пробора.

 

 

Тема 6.3. Применение техники одноцветного и цветного рисунка

Содержание учебного материала

 

1

 

Приемы передачи тона волос: рисунок волос в технике одноцветного рисунка.

Приемы передачи тона волос: Рисунок волос в технике цветного рисунка

1

Практические занятия

2

 

Выполнение одноцветного рисунка волос.

Выполнение цветного рисунка волос.

 

Контрольная работа по разделу 6 «Рисунок волос».

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6;

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Свойства волос, влияющие на способность сохранять измененную форму прически.

Элементы причесок модные в данном сезоне.

5

 

Раздел 7 Рисунок современных стрижек и причесок

 

22

 

Тема 7.1. Основные особенности моделей современных стрижек и причесок

Содержание учебного материала

 

1

 

Стрижки и прически классические.

Стрижки и прически экстравагантные.

Стрижки и прически авангардные.

Стрижки и прически унисекс.

Стрижки и прически экстрим.

2

Практические занятия

4

 

Выполнение рисунка стрижки «Каре».

Выполнение рисунка стрижки «Унисекс».

Выполнение рисунка стрижки «Каскад».

Выполнение рисунка прически «Крупные локоны».

Выполнение рисунка прически «Коса Елизаветы».

Тема 7.2.Основные этапы проектирования моделей стрижек и причесок

Содержание учебного материала

 

1

 

Этапы проектирования моделей стрижек.

Этапы проектирования моделей причесок.

2

Практические занятия

4

 

Поэтапное выполнение эскизов моделей и причесок.

Поэтапное выполнение эскизов моделей стрижек.

Тема 7.3 Поэтапная разработка в эскизах моделей стрижек и причесок

Содержание учебного материала

 

1

 

Поэтапная разработка в эскизах моделей стрижек.

Поэтапная разработка в эскизах моделей причесок.

 

2

Практические занятия

4

 

Поэтапное выполнение эскизов моделей и причесок.

Поэтапное выполнение эскизов моделей стрижек.

 

Контрольная работа по разделу 7 «Рисунок современных стрижек и причесок».

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7;

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Прически и стрижки модные в данном сезоне.

5

 

Самостоятельная работа обучающихся над индивидуальным проектным заданием

8

 

 

Примерная тематика индивидуального проекта:

- история развития изобразительного искусства;

- значение формы лица в парикмахерском искусстве;

- способы определения пропорций головы человека в истории изобразительного искусства;

- подход к подбору и графическому моделированию прически с учетом формы лица;

- возможности визуальной коррекции формы лица с помощью прически (с использованием компьютерных программ).

Всего

129

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Специальный рисунок».

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий: геометрические тела, предметы быта, череп человека, гипсовые слепки частей лица, гипсовый голова, голова манекена, парики;

- плакаты «Перспектива», «Цветовой круг Иттера», «Натюрморт»  «Мышечная система человека».

 

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;

- мультимедиапроектор;

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Барчаи Е. Анатомия для художников. – Будапешт: Контракт; М.: Искусство, 2010.

2.     Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2008.

3.     Б. Фудурих, М. Грейм, Д. Медуэй, Л. Симонс. Акварельная живопись. Шаг за шагом: пер. с англ. – М.:АСТ:Астрель, 2009.

4.     Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. Пособие – М.: ИНФРА-М, 2011.

5.     Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художника. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2010.

6.     Основы портретного рисунка: практический курс: пер. с англ./ Баррингтон Барбер. – М.:АСТ:Астрель,2007.

7.     Павлов Г.Г., Павлова В.Н., Павлов Г.М. Пластическая анатомия. – М.: Элиста: АЛЛ «Джангар», 2006.

8.     Пособие по техникам рисования: справочник художника; пер. с англ. С.Х. Фрейнберг. – М.: АСТ: Астрель,2007.

9.     Рисуем людей / пер. с англ. С. Маслова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

10.  Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников. – М.:Астрель: АСТ,2008.

 

Интернет-ресурсы:

www.edu.ru

www.iphPortal.ru

www.informika.ru

www.tissu.fcub.mirea.ru

www.newsalon.ru

 

Программное обеспечение:

1.     Мультимедийная обучающая программа по профессии парикмахер-визажист (модуль дамский). – М.: Федеральное Государственное унитарное предприятие «Республиканская консультационно-внедренческая фирма «Труд»», 2006.

2.     Сборник специализированных программ: «Занимательная наука. Как устроено мое тело», 2009, «Персональный ассистент парикмахеров и визажистов», 2008.

Дополнительные источники:

1.     Алиева Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учеб. пособие. – М. Издательский центр «Академия»,2008.

2.     Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010.

3.     Воробьёв В.П. Атлас анатомии человека. – Минск - М.: Харвест – АСТ, 2006.

4.     Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учебное пособие. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

5.     Мельник А.А. Основы закономерности построения скульптурного рисунка. - М.: Высшая школа, 2010.

6.     Материалы профессионально ориентированных периодических изданий (журналы «Bazaar», «Dolores», «Elle», «Official», «Vogue» и др.).


 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

выполнять рисунок головы человека

практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа, зачеты

выполнять рисунок волос

 

практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа

выполнять рисунок современных стрижек и причесок в цвете

практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

 

техника рисунка и основы композиции

реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, проект

геометрические композиции в рисунке

тестирование, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, реферат, индивидуальные задания, проект

основы пластической анатомии головы человека

 

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, индивидуальные задания

 


Скачано с www.znanio.ru

Комитет образования, науки и молодежной политики

Комитет образования, науки и молодежной политики

РАССМОТРЕНА Протокол заседания

РАССМОТРЕНА Протокол заседания

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Т ематический план и содержание учебной дисциплины «Специальный рисунок»

Т ематический план и содержание учебной дисциплины «Специальный рисунок»

Т ематический план и содержание учебной дисциплины «Специальный рисунок»

Т ематический план и содержание учебной дисциплины «Специальный рисунок»

Раздел 3. Основы пластической анатомии головы человека 20

Раздел 3. Основы пластической анатомии головы человека 20

Тема 4.1. Основные правила и приемы выполнения рисунка головы человека

Тема 4.1. Основные правила и приемы выполнения рисунка головы человека

Тема 4.1. Основные правила и приемы выполнения рисунка головы человека

Тема 4.1. Основные правила и приемы выполнения рисунка головы человека

Выполнение рисунка челки, косы, волны, локона, пробора

Выполнение рисунка челки, косы, волны, локона, пробора

Поэтапное выполнение эскизов моделей и причесок

Поэтапное выполнение эскизов моделей и причесок

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников

Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020