Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 13 имени дважды Героя Социалистического Труда В.И.Штепо»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 « Специальный рисунок»
г. Калач - на - Дону
2019г.
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания МК
профессионального цикла
от «___» __________20 г
№_____
Председатель ______/Н.И. Ганьшина/
СОГЛАСОВАНА
Зам. Директора по УПР ______
/ Соколова Ю.В. /
«_____» __________20 г
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 « Специальный рисунок» для профессий среднего профессионального образования .
Разработчики:
преподаватель спецдисциплин ГБПОУ «ПУ № 13
мастер п/о ГБПОУ «ПУ №13» Жиганова А. А.
Рабочая программа учебной дисциплины « Специальный рисунок» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программой программа учебной дисциплины « Специальный рисунок» для профессий среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «ФИРО» 10.04.2008г. и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Содержание рабочей программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО (парикмахер) с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
Специальный рисунок
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:
43.01.02 Парикмахер
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
Примерная программа может быть использована в среднем профессиональном образовании по специальности:
43.01.02 Парикмахерское искусство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять рисунок головы человека;
- выполнять рисунок волос;
- выполнять рисунок современных стрижек и причесок в цвете.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- технику рисунка и основы композиции;
- геометрические композиции в рисунке;
- основы пластической анатомии головы человека.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 129 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
129 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
86 |
в том числе: |
|
практические занятия |
53 |
контрольные работы |
7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
43 |
в том числе: |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Специальный рисунок»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Общие сведения о предмете. Материалы и принадлежности для рисунка. Организация рабочего места. |
1 |
1 |
Раздел 1. Техника рисунка и основы композиции |
|
21 |
|
Тема 1.1. Техника рисунка |
Содержание учебного материала |
3 |
|
Линии чертежа и рисунка. Правила оформления чертежа, рисунка. Техники рисунка: штриховка, тушевка; их определения и приемы выполнения. Освещенность, принципы перехода от одного тона к другому. Тени. Светотень. |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Выполнение линий чертежа и рисунка. Выполнение оформления чертежа и рисунка. Выполнение штриховок, тушевки. Выполнение рисунка тональной шкалы. |
|||
Тема 1.2. Основы композиции |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Общие сведения о композиции; определения. Категории композиции. Основные законы композиции. Понятия перспективы. Закономерности их проявления в композиции. Основные правила композиционного построения рисунка; последовательность работ. |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Выполнение рисунка с использованием правил композиционного построения. Выполнение одноточечной перспективы. Выполнение двухточечной перспективы. Изображение плоских прямолинейных фигур в различных положениях и ракурсах. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 1 «Техника рисунка и основы композиции». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Основы изображения предметов. 2.Роль эскиза в проектировании прически. 3. Равновесие, пропорции, статика и динамика, симметрия и асимметрия. 4. Контрасты и нюансы, ритм, соподчинение и гармония, масштаб. |
5 |
|
|
Раздел 2. Геометрические композиции в рисунке |
|
20 |
|
Тема 2.1.Построение геометрических фигур |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Композиция изобразительных элементов. Построение геометрических фигур и тел: куб, цилиндр, шар, пирамида, конус. |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Выполнение силуэтных рисунков геометрических тел и предметов быта несложной формы. Выполнение линейно-конструктивного рисунка геометрических тел вращения, гранных тел, предметов быта несложной формы. Выполнение тонального рисунка геометрических тел и предметов быта. |
|||
Тема 2.2. Принцип построения композиции рисунка из геометрических фигур |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Понятие о натюрморте. Варианты объединения нескольких геометрических фигур в композит (натюрморт). Правила размещения предметов на листе бумаги. Соблюдение пропорций предметов и взаиморасположения. Приемы рисования бытовых предметов имеющих геометрические формы. Построение композиции рисунка из геометрических фигур |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Выполнение линейно-конструктивного рисунка натюрморта из геометрических тел с легкой тональной проработкой. Выполнение тонального рисунка натюрморта из предметов быта на фоне драпировки. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 2 «Геометрические композиции в рисунке». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Организация плоскости при композиции изобразительных элементов: точки, линий, плоских геометрических фигур. |
5 |
|
|
Раздел 3. Основы пластической анатомии головы человека |
|
20 |
|
Тема 3.1. Строение черепа человека |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Соотношение деталей лица. Положение слезной линии, линии рта. Элементы лица, влияющие на пропорции: переносица, прикус, ортогнатие, прогнатие, норма, профильный (лицевой) угол, ширина и высота лица, ось расположения ушей и спинки носа, линия подбородка, дуга и угол нижней челюсти. Средние данные пропорции лица. |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Выполнение анатомических зарисовок черепа в различных ракурсах и их анализ. |
|||
Тема 3.2. Индивидуальные пластические особенности черепа |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Формы лица, пластика лица. Подход к построению головы человека на рисунке на основе пропорций. Крестовина, определение первой и второй координат, положение слезной линии и линии рта, построение модульной сетки. |
2 |
||
Практические занятия |
5 |
|
|
Выполнение зарисовок форм и пластических особенностей лиц различных типов. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 3 «Основы пластической анатомии головы человека». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Анализ пропорций головы по фотографиям, иллюстрациям, живым моделям. 2. Сведения из антропологии об особенностях пропорций, форм и пластики лиц разных расовых типов (европеоида, монголоида, негроида, смешанных типов). 3. Влияние положения головы в пространстве (её поворота, наклона) на положение и характер крестовины и модульной сетки на рисунке. 4.Формообразующие поверхности (плоскости) головы и их взаимосвязь с пропорциями головы. |
5 |
||
Раздел 4. Рисунок головы человека |
|
15 |
|
Тема 4.1. Основные правила и приемы выполнения рисунка головы человека |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Правила и приемы выполнения рисунка головы в фас. Правила и приемы выполнения рисунка головы в полуоборот. Правила и приемы выполнения рисунка головы в профиль. |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Выполнение рисунка головы в фас. Выполнение рисунка головы в полуоборот. Выполнение рисунка головы в профиль. |
|||
Тема 4.2. Детальная прорисовка частей лица |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Способы определения места расположения и направления линии глаз, носа, рта бровей, ушей. Методы детальной прорисовки всех частей лица. Приемы передачи объема головы. |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Выполнение рисунка глаз. Выполнение рисунка бровей. Выполнение рисунка носа. Выполнение рисунка рта. Выполнение рисунка ушей. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 4 «Рисунок головы человека». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Анализ пропорций лица по фотографиям, иллюстрациям, живым моделям. 2. Сведения из антропологии об особенностях пропорций, и пластики лиц разных форм (треугольное, круглое, квадратное, прямоугольное, ромбовидное). |
5 |
|
|
Раздел 5. Цвет в композиции рисунка |
|
15 |
|
Тема 5.1. Понятие о цвете |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Понятие о цвете. Свойства цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Цветовой круг, его строение. Гармонические сочетания. |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Создание палитры ахроматических и хроматических цветов. Создание палитры изменения цветового тона. Создание палитры изменения насыщенности цвета. Создание палитры цветового круга, основных, промежуточных, спектральных цветов. Создание палитры контрастных, родственно-контрастных, родственных сочетаний. |
|||
Тема 5.2 Принципы построения композиции в цвете |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Понятие о колорите. Композиция в цвете. Композиционный центр листа. Геометрический центр листа. |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Выполнение эскиза в цвете. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 5 «Цвет в композиции рисунка». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Цветовое зрение. Строение и работа глаза. 2.Физическая природа цвета. 3.История систематики цветов. 4.Цветовые системы 5.Гармония цвета. |
5 |
|
|
Раздел 6. Рисунок волос |
|
15 |
|
Тема 6.1. Рисунок волос |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Рисунок волос с использованием приемов выявления их типа и фактуры. Рисунок волос с использованием приемов выявления степени длины и густоты. |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Выполнение рисунка волнистых волос средней длины и густоты. Выполнение рисунка коротких, кудрявых волос. Выполнение рисунка прямых, длинных волос. |
|||
Тема 6.2. Рисунок элементов прически |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Правила и способы выполнения рисунка элементов причесок: проборы, локоны, косы, волны, челки. |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
|
Выполнение рисунка челки, косы, волны, локона, пробора. |
|
|
Тема 6.3. Применение техники одноцветного и цветного рисунка |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Приемы передачи тона волос: рисунок волос в технике одноцветного рисунка. Приемы передачи тона волос: Рисунок волос в технике цветного рисунка |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Выполнение одноцветного рисунка волос. Выполнение цветного рисунка волос. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 6 «Рисунок волос». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Свойства волос, влияющие на способность сохранять измененную форму прически. Элементы причесок модные в данном сезоне. |
5 |
|
|
Раздел 7 Рисунок современных стрижек и причесок |
|
22 |
|
Тема 7.1. Основные особенности моделей современных стрижек и причесок |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Стрижки и прически классические. Стрижки и прически экстравагантные. Стрижки и прически авангардные. Стрижки и прически унисекс. Стрижки и прически экстрим. |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Выполнение рисунка стрижки «Каре». Выполнение рисунка стрижки «Унисекс». Выполнение рисунка стрижки «Каскад». Выполнение рисунка прически «Крупные локоны». Выполнение рисунка прически «Коса Елизаветы». |
|||
Тема 7.2.Основные этапы проектирования моделей стрижек и причесок |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Этапы проектирования моделей стрижек. Этапы проектирования моделей причесок. |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Поэтапное выполнение эскизов моделей и причесок. Поэтапное выполнение эскизов моделей стрижек. |
|||
Тема 7.3 Поэтапная разработка в эскизах моделей стрижек и причесок |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Поэтапная разработка в эскизах моделей стрижек. Поэтапная разработка в эскизах моделей причесок.
|
2 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Поэтапное выполнение эскизов моделей и причесок. Поэтапное выполнение эскизов моделей стрижек. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 7 «Рисунок современных стрижек и причесок». |
1 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Прически и стрижки модные в данном сезоне. |
5 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся над индивидуальным проектным заданием |
8 |
|
|
|
Примерная тематика индивидуального проекта: - история развития изобразительного искусства; - значение формы лица в парикмахерском искусстве; - способы определения пропорций головы человека в истории изобразительного искусства; - подход к подбору и графическому моделированию прически с учетом формы лица; - возможности визуальной коррекции формы лица с помощью прически (с использованием компьютерных программ). |
||
Всего |
129 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Специальный рисунок».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий: геометрические тела, предметы быта, череп человека, гипсовые слепки частей лица, гипсовый голова, голова манекена, парики;
- плакаты «Перспектива», «Цветовой круг Иттера», «Натюрморт» «Мышечная система человека».
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- мультимедиапроектор;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Барчаи Е. Анатомия для художников. – Будапешт: Контракт; М.: Искусство, 2010.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2008.
3. Б. Фудурих, М. Грейм, Д. Медуэй, Л. Симонс. Акварельная живопись. Шаг за шагом: пер. с англ. – М.:АСТ:Астрель, 2009.
4. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. Пособие – М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художника. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2010.
6. Основы портретного рисунка: практический курс: пер. с англ./ Баррингтон Барбер. – М.:АСТ:Астрель,2007.
7. Павлов Г.Г., Павлова В.Н., Павлов Г.М. Пластическая анатомия. – М.: Элиста: АЛЛ «Джангар», 2006.
8. Пособие по техникам рисования: справочник художника; пер. с англ. С.Х. Фрейнберг. – М.: АСТ: Астрель,2007.
9. Рисуем людей / пер. с англ. С. Маслова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
10. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников. – М.:Астрель: АСТ,2008.
Интернет-ресурсы:
www.edu.ru
www.iphPortal.ru
www.informika.ru
www.tissu.fcub.mirea.ru
www.newsalon.ru
Программное обеспечение:
1. Мультимедийная обучающая программа по профессии парикмахер-визажист (модуль дамский). – М.: Федеральное Государственное унитарное предприятие «Республиканская консультационно-внедренческая фирма «Труд»», 2006.
2. Сборник специализированных программ: «Занимательная наука. Как устроено мое тело», 2009, «Персональный ассистент парикмахеров и визажистов», 2008.
Дополнительные источники:
1. Алиева Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учеб. пособие. – М. Издательский центр «Академия»,2008.
2. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010.
3. Воробьёв В.П. Атлас анатомии человека. – Минск - М.: Харвест – АСТ, 2006.
4. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учебное пособие. – М.: Астрель: АСТ, 2008.
5. Мельник А.А. Основы закономерности построения скульптурного рисунка. - М.: Высшая школа, 2010.
6. Материалы профессионально ориентированных периодических изданий (журналы «Bazaar», «Dolores», «Elle», «Official», «Vogue» и др.).
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
выполнять рисунок головы человека |
практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа, зачеты |
выполнять рисунок волос
|
практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа |
выполнять рисунок современных стрижек и причесок в цвете |
практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: |
|
техника рисунка и основы композиции |
реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, проект |
геометрические композиции в рисунке |
тестирование, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, реферат, индивидуальные задания, проект |
основы пластической анатомии головы человека
|
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, индивидуальные задания |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.