ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В.ГЕЛОВАНИ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
_____________М.В. Пакилева
«______» ____________2023 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Севастополь
2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии со следующими документами:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 г. №1565 зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2016 г. №44828.
2. Примерной основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, разработанной Федеральным учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
3.Положение «О разработке рабочих планов и программ в ГБОУПО СевМК»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский многопрофильный колледж имени маршала инженерных войск А.В. Геловани»
Разработчик: преподаватель Мережко Т.А.
Впервые рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения отделения Технологии продукции общественного питания.
Протокол № 1от «____» сентября 20___ г
Председатель МО _________________ Ю.В.Шкут
Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО. Протокол № ___ от «____» _______ 20___ г. Председатель МО ________
Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО. Протокол № ___ от «____» _____ 20___ г. Председатель МО ______
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. общая характеристика рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
7 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
14 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
16 |
1. общая ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.05 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-11, ЛР 1, 2, 13, 14
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ПК 1.1- 1.4 ПК 2.1- 2.8 ПК 3.1- 3.7 ПК 4.1- 4.6 ПК 5.1- 5.6 ПК 6.1- 6.4 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ОК 10 ОК 11 |
участвовать в выборе наиболее эффективной организационно - правовой формы для деятельности организации ресторанного бизнеса, формировании пакета документов для открытия предприятия; рассчитывать и планировать основные технико-экономические показатели деятельности организации ресторанного бизнеса и анализировать их динамику; анализировать факторы, влияющие на хозяйственную деятельность организации; рассчитывать показатели эффективности использования ресурсов организации; проводить инвентаризацию на предприятиях питания; пользоваться нормативной документацией и оформлять и учетно-отчетную документацию (заполнять договора о материальной ответственности, доверенности на получение материальных ценностей, вести товарную книгу кладовщика, списывать товарные потери, заполнять инвентаризационную опись; оформлять поступление и передачу материальных ценностей, составлять калькуляционные карточки на блюда и кондитерские изделия, документацию по контролю наличия запасов на производстве); оценивать имеющиеся на производстве запасы в соответствии с требуемым количеством и качеством, рассчитывать и анализировать изменение показателей товарных запасов и товарооборачиваемости, использовать программное обеспечение при контроле наличия запасов; анализировать состояние продуктового баланса предприятия питания; вести учет реализации готовой продукции и полуфабрикатов; калькулировать цены на продукцию собственного производства и полуфабрикаты, производимые организацией ресторанного бизнеса; рассчитывать налоги и отчисления, уплачиваемые организацией ресторанного бизнеса в бюджет и в государственные внебюджетные фонды; рассчитывать проценты и платежи за пользование кредитом, уплачиваемые организацией банку; планировать и контролировать собственную деятельность и деятельность подчиненных; выбирать методы принятия эффективных управленческих решений; управлять конфликтами и стрессами в организации; применять в профессиональной деятельности приемы делового общения и управленческого воздействия; анализировать текущую ситуацию на рынке товаров и услуг; составлять бизес-план для организации ресторанного бизнеса анализировать возможности организации питания в области выполнения планов по производству и реализации на основании уровня технического оснащения, квалификации поваров и кондитеров; прогнозировать изменения на рынке ресторанного бизнеса и восприятие потребителями меню; анализировать спрос на товары и услуги организации ресторанного бизнеса; грамотно определять маркетинговую политику организации питания (товарную, ценовую политику, способы продвижения продукции и услуг на рынке); ценовую политику, способы продвижения продукции и услуг на рынке); поводить маркетинговые исследования в соответствии с целями организации и анализ потребительских предпочтений, меню конкурирующих и наиболее популярных организаций питания в различных сегментах ресторанного бизнеса |
Знают понятие, цели и задачи экономики, основные положения экономической теории; принципы функционирования рыночной экономики, современное состояние и перспективы развития отрасли; виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства), сущность предпринимательства, его виды, значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу, виды предпринимательских рисков и методы их минимизации; классификацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике по признакам; цели и задачи организации ресторанного бизнеса, понятие концепции организации питания; этапы регистрации и порядок ликвидации организаций, понятие банкротства, его признаки и методы предотвращения; факторы внешней среды организации питания, элементы ее внутренней среды и методики оценки влияния факторов внешней среды на хозяйственную деятельность организации питания (SWOT- анализ); функции и задачи бухгалтерии как структурного подразделения предприятия, организацию учета на предприятии питания, объекты учета, основные принципы, формы ведения бухгалтерского учета, реквизиты первичных документов, их классификацию, требования к оформлению документов, права и обязанности главного бухгалтера организации питания, понятие инвентаризации; виды экономических ресурсов (оборотные и внеоборотные активы, трудовые ресурсы), используемых организацией ресторанного бизнеса и методы определения эффективности их использования; понятие и виды товарных запасов, их роль в общественном питании, понятие товарооборачиваемости, абсолютные и относительные показатели измерения товарных запасов, методику анализа товарных запасов предприятий питания; понятие продуктового баланса организации питания, методику планирования поступления товарных запасов с помощью показателей продуктового баланса; источники снабжения сырьём, продуктами и тарой, учет сырья, продуктов и тары в кладовых предприятий общественного питания, документы, используемые в кладовых предприятия; товарную книгу, списание товарных потерь, отчет материально - ответственных лиц, учет реализации продукции собственного производства и полуфабрикатов; понятия «производственная мощность» и «производственная программа предприятия», их содержание, назначение, факторы формирования производственной программы, исходные данные для её экономического обоснования и анализа выполнения, методику расчета пропускной способности зала и коэффициента её использования; требования к реализации продукции общественного питания; количественный и качественный состав персонала организации; показатели и резервы роста производительности труда на предприятиях питания, понятие нормирования труда; формы и системы оплаты труда, виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы; состав издержек производства и обращения организаций ресторанного бизнеса; механизмы ценообразования на продукцию (услуги) организаций ресторанного бизнеса; основные показатели деятельности предприятий общественного питания и методы их расчета; понятие товарооборота, дохода, прибыли и рентабельности предприятия, факторы, влияющие на них, методику расчета, планирования, анализа; сущность, виды и функции кредита, принципы кредитования предприятий, виды кредитов, методику расчета процентов за пользование банковским кредитом, уплачиваемых предприятием банку; налоговую систему РФ: понятие, основные элементы, виды налогов и отчислений, уплачиваемых организациями ресторанного бизнеса в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, методику их расчета; понятие бизнес-планирования, виды и разделы бизнес-плана; сущность, цели, основные принципы и функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и принятие управленческих решений), особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; стили управления; способы организации работы коллектива, виды и методы мотивации персонала и правила делового общения в коллективе; сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга; понятие сегментация рынка; методы проведения маркетинговых исследований; понятие товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной политики организации питания (комплекс маркетинга); организацию управления маркетинговой деятельностью в организации ресторанного бизнеса |
Перечень формируемых личностных результатов программы воспитания:
Код |
Наименование личностных результатов |
ЛР 1 |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 2 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 13 |
Выполняющий профессиональные навыки в сфере сервиса домашнего и коммунального хозяйства/гостиничного дела |
ЛР 14 |
Выполняющий профессиональные навыки в сфере сервиса домашнего и коммунального хозяйства/гостиничного дела с учетом специфики субъекта Российской Федерации |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Объём образовательной программы |
146 |
|
в том числе: |
|
|
лекции |
68 |
|
практические занятия |
26 |
|
самостоятельная учебная работа обучающегося |
28 |
|
консультации |
2 |
|
Промежуточная аттестация в форме экзамен |
6 |
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1 Основы экономики |
|
ПК 1.1- 1.4 ПК 2.1- 2.8 ПК 3.1- 3.7 ПК 4.1- 4.6 ПК 5.1- 5.6 ПК 6.1- 6.4 ОК1-11 ЛР 1, 2, 13, 14
|
|
Тема 1.1 Принципы рыночной экономики |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Лекционные занятия Принципы рыночной экономики. Основные понятия: экономика, рынок, рыночные отношения. Рыночная система хозяйствования: понятие, сущность, функции и виды рынков. |
2 |
||
Практические занятия Понятие и характеристика экономических систем. Типы экономики. |
2 |
||
Самостоятельная работа студентов: Составление схемы «Структура экономики» Составление таблицы «Конкуренция и монополия: модели современного рынка» |
2 |
||
Тема 1.2 Основные положения экономической теории |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Лекционные занятия Потребности – исходная предпосылка формирования потребительского рынка. Экономическая природа и содержание потребительского спроса. Предложения на рынке потребительских товаров. Определение емкости рынка. Спрос, предложение, равновесная цена. |
2 |
||
Тема 1.3 Современное состояние и перспективы развития отрасли |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Лекционные занятия Отрасль в условиях рынка. Отрасль: понятие, роль и значение в системе рыночной экономики. Современное состояние и перспективы развития. Отраслевой рынок труда, характерные черты и особенности. Основные экономические показатели развития отрасли. Содержание и организация экономической службы па ПОП |
2 |
||
Практические занятия «Рынок. Основные элементы рыночного механизма» |
2 |
||
Самостоятельная работа студентов: Подготовка сообщения «Применение информационных технологий в хозяйственной деятельности предприятия общественного питания»; Предложения на рынке потребительских товаров - доклад |
2 |
||
Тема 1.4 Организация, как хозяйствующий субъект рыночной экономики |
Содержание лекционного учебного материала |
2 |
ПК 1.1- 1.4 ПК 2.1- 2.8 ПК 3.1- 3.7 ПК 4.1- 4.6 ПК 5.1- 5.6 ПК 6.1- 6.4 ОК1-11 ЛР 1, 2, 13, 14
|
Лекционные занятия Предприятие, как основной субъект хозяйствования Организационно-правовые формы. Предприятия малого бизнеса в общественном питании. |
2 |
||
Самостоятельная работа студентов: Малый бизнес в общественном питании. Предприятие как основное звено рыночной экономики – презентация |
2 |
||
Тема 1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности организации |
Содержание лекционного учебного материала |
14 |
|
Лекционные занятия Производство продукции и товарооборот. Товарооборот и производственная программа предприятий общественного питания. Методы прогнозирования товарооборота. Товарные запасы и показатели эффективности их использования. Основные фонды: понятие, классификация, показатели эффективности использования. Оборотные средства: сущность, состав и структура. Издержки производства и обращения: сущность, классификация, факторы, влияющие на уровень издержек. Показатели, используемые при анализе и планировании издержек. |
4 |
||
Практические занятия «Анализ и прогнозирование производственной программы и товарооборота» «Расчет мощности кухни»; «Расчет пропускной способности торгового зала» «Расчет показателей эффективности использования основных фондов и оборотных средств, потребности в оборотных средствах» «Расчет издержек производства и обращения» |
10 |
||
Самостоятельная работа: Управление оборотными средствами предприятия Оборачиваемость оборотных средств. Планирование себестоимости продукции на предприятии. Управление издержками на предприятии с целью их минимизации. Прибыль предприятия - рефераты, презентации. |
2 |
||
Тема 1.6 Механизмы ценообразования на продукцию
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
Лекционные занятия Цены и ценообразование Особенности ценообразования в общественном питании. Структура розничной и продажной цены. Калькуляция цен на продукцию предприятий питания. Себестоимость. Валовой доход: сущность, источники образования. Прибыль: экономическая природа, ее виды. Рентабельность, методика ее определения |
4 |
ПК 1.1- 1.4 ПК 2.1- 2.8 ПК 3.1- 3.7 ПК 4.1- 4.6 ПК 5.1- 5.6 ПК 6.1- 6.4 ОК1-11 ЛР 1, 2, 13, 14
|
|
Практические занятия «Расчет розничной и продажной цены» «Расчет и анализ себестоимости и валового дохода» «Расчет основных видов прибыли»; «Анализ и прогнозирование прибыли и рентабельности предприятий» |
4 |
||
Самостоятельная работа: Этапы разработки ценовой стратегии. Общая схема расчета цены. Затратные методы ценообразования. Рыночные методы ценообразования. Экономические методы определения цены. Ценообразование во внешней торговле- рефераты, презентации |
4 |
||
Тема 1.7 Механизмы формирования заработной платы |
Содержание учебного материала |
|
|
Лекционные занятия Сущность и показатели трудовых ресурсов. Состав и классификация работников предприятия питания. Методика анализа показателей по труду и определение кадрового состава предприятия питания. Оплата труда работников предприятий питания. Механизм стимулирования труда и его совершенствования. Тарифная система. Формы и системы оплаты труда Состав фонда заработной платы, источники его образования. Организация оплаты труда работников обеденного зала и аппарата управления. |
4
|
||
Практические занятия «Анализ затрат на оплату труда производства» |
2 |
||
Самостоятельная работа: Организация и расчет заработной платы. Организация оплаты труда на различных предприятиях общественного питания Пенсионный фонд. Налоговая система– реферат, сообщение |
4 |
||
Раздел 2 Основы менеджмента |
|
ПК 1.1- 1.4 ПК 2.1- 2.8 ПК 3.1- 3.7 ПК 4.1- 4.6 ПК 5.1- 5.6 ПК 6.1- 6.4 ОК1-11 ЛР 1, 2, 13, 14
|
|
Тема 2.1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
Содержание учебного материала |
|
|
Лекционные занятия Сущность и характерные черты современного менеджмента. Основные школы и подходы менеджмента. Национальные особенности менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям). Организация, как форма существования людей. Организация как открытая система. Организация и ее среда |
2
|
||
Самостоятельная работа: Американская и японская модель менеджмента. Использование мирового опыта менеджмента в условиях России Современные проблемы в управлении. Возникновение и эволюция менеджмента – рефераты |
2 |
||
Тема 2.2 Управленческий цикл |
Содержание учебного материала |
|
|
Лекционные занятия Функции менеджмента. Сущность управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Цикл менеджмента. Связующие процессы. Характеристика функций цикла. Функции управления: общие, частные и специальные. Методы управления. |
2 |
||
Самостоятельная работа: Современные теории мотивации. Закономерности управленческой деятельности. Эффективная система управления предприятием. Барьеры и сопротивление контролю– доклад, реферат |
4 |
||
Тема 2.3 Принципы делового общения |
Содержание учебного материала |
|
|
Лекционные занятия Деловое и управленческое общение: понятие, назначение, формы общения. Деловые беседы и совещания: виды, особенности проведения. Трансакты. Связующие процессы в управлении: коммуникации |
2 |
||
Практические занятия «Владение приемами делового общения», «Этика делового общения и общество». |
2 |
ПК 1.1- 1.4 ПК 2.1- 2.8 ПК 3.1- 3.7 ПК 4.1- 4.6 ПК 5.1- 5.6 ПК 6.1- 6.4 ОК1-11 ЛР 1, 2, 13, 14
|
|
Самостоятельная работа: Рассмотрение технологии убеждения партнера во время деловой беседы. Общение и его роль в деятельности руководителя и подчиненных. Деловое совещание или переговоры? – доклады. Использование приёмов аттракции - презентация |
4 |
||
Тема 2.4 Стили управления |
Содержание учебного материала |
|
|
Лекционные занятия Организационные структуры управления предприятием. Понятие и характеристика стилей управления. Лидерство и власть. Власть и влияние: понятие и виды власти. Понятие и характеристика стилей управления. Управленческая решетка ГРИД |
2 |
||
Практические занятия «Стили управления, виды коммуникаций» «Определение качеств руководителя» |
4 |
||
Тема. 2.5 Методы управления |
Содержание учебного материала |
|
|
Лекционные занятия Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения. Сущность и элементы руководства. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами. |
4 |
||
Практические занятия «Анализ предпочтительности методов управления»; «Анализ пути принятия решений в организациях»; «Определение стиля руководства»; «Деловое общение. Методы управления». |
8 |
||
Самостоятельная работа: Эффективная система управления предприятием. Природа и причины стресса. Функции конфликтов и формы их разрешения. Распоряжение как способ реализации власти. Авторитет менеджера- доклады и презентации |
4 |
||
Раздел 3 Основы маркетинга |
|
ПК 1.1- 1.4 ПК 2.1- 2.8 ПК 3.1- 3.7 ПК 4.1- 4.6 ПК 5.1- 5.6 ПК 6.1- 6.4 ОК1-11 ЛР 1, 2, 13, 14
|
|
Тема 3.1 Понятие маркетинга: принципы, функции, цели
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Лекционные занятия Маркетинг. Предпосылки возникновения, социальная основа и роль в условиях рыночной экономики. Этапы маркетинговой деятельности. Классификация маркетинга. Управление маркетингом. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям). |
4 |
||
Тема 3.2 Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
|
Содержание учебного материала |
|
|
Лекционные занятия Маркетинговые исследования. Цели, задачи, объекты и схема проведения маркетингового исследования. Способы сбора информации Сегментирование рынка по потребителям. Сегментирование рынка по параметрам товара и конкурентам. Конкурентная среда. Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товаров. Бостонская матрица. Критерии оценки конкурентоспособности предприятия. Стратегическое планирование деятельности предприятия. Планирование маркетинга . Сбытовая политика предприятия. Виды и стратегия сбыта, уровни, функции каналов распределения. Критерии выбора, виды и типы торговых посредников. Методы маркетинга. Методы изучения рынка: классификация методов, их достоинства и недостатки. Информационные виды продвижения. Службы ФОСТИСС |
4 |
||
Практические занятия «Анализ основных видов средств распространения рекламы» «Формы адаптации производства и сбыта в рыночной ситуации» |
4 |
||
Тема 3.3 Основные стратегии маркетинга |
Содержание учебного материала |
|
|
Лекционные занятия Позиционирование товара на рынке. Товарная политика. Новые товары в рыночной стратегии. Жизненный цикл товара. Реализация товара. Каналы распределения и методы реализации. Маркетинговая стратегия цен. |
2 |
|
|
Практические занятия «Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции»; «Стратегия товара и конкурентные преимущества» |
4 |
||
Консультации |
2 |
|
|
Экзамен |
6 |
|
|
Всего |
146 |
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Социально-экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных наглядных пособий» Основы экономики, маркетинга и менеджмента»;
- нормативно-правовые документы. Технические средства обучения:
Технические средства обучения:
- компьютер с подключением в интернет;
- телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /Жабина С.Б., Бурдюгова О.М., Колесова А.В. -2-е изд. стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2023-336с.
2. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. -КноРус, 2023.
3. Ефимова, О.П. Экономика общественного питания: учеб. пособие О.П. Ефимова; под ред. Н.И. Кабушкина. – 6 –е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2022.
4. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2023.
5. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2022.
Дополнительные источники:
1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - М., 2023.
2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2022.
3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2023.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2023.
5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2023.
6. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2022.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ecsocman.edu.ru – образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».
2. http://www.akdi.ru - агентство консультаций и деловой информации «Экономика».
3. http://www.eeg.ru - макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации.
4. http://www.vedi.ru/statbase.htm#1 - макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории «Веди».
5. http://www.nns.rn/analytdoc/anal2.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте национальной электронной библиотеки.
6. http://www.online.rn/sp/iet/trends/ - обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода.
7. E-managment
http://www.e-managment.newmail.ru/ - полнотекстовые публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии.
8. Marketing
http://www.marketing.spb.ru/ - сайт, посвященный вопросам маркетинга
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
Знания: − понятие, цели и задачи экономики, основные положения экономической теории; − принципы функционирования рыночной экономики, современное состояние и перспективы развития отрасли; − виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства), − сущность предпринимательства, его виды, значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу, виды предпринимательских рисков и методы их минимизации; − классификацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике по признакам; − цели и задачи организации ресторанного бизнеса, понятие концепции организации питания; − этапы регистрации и порядок ликвидации организаций, понятие банкротства, его признаки и методы предотвращения; − факторы внешней среды организации питания, элементы ее внутренней среды и методики оценки влияния факторов внешней среды на хозяйственную деятельность организации питания (SWOT- анализ); − функции и задачи бухгалтерии как структурного подразделения предприятия, организацию учета на предприятии питания, объекты учета, основные принципы, формы ведения бухгалтерского учета, реквизиты первичных документов, их классификацию, требования к оформлению документов, права и обязанности главного бухгалтера организации питания, понятие инвентаризации; - виды экономических ресурсов (оборотные и внеоборотные активы, трудовые ресурсы), используемых организацией ресторанного бизнеса и методы определения эффективности их использования; − понятие и виды товарных запасов, их роль в общественном питании, понятие товарооборачиваемости, абсолютные и относительные показатели измерения товарных запасов, методику анализа товарных запасов предприятий питания; − понятие продуктового баланса организации питания, методику планирования поступления товарных запасов с помощью показателей продуктового баланса; − источники снабжения сырьём, продуктами и тарой, учет сырья, продуктов и тары в кладовых предприятий общественного питания, документы, используемые в кладовых предприятия; товарную книгу, списание товарных потерь, отчет материально - ответственных лиц, − учет реализации продукции собственного производства и полуфабрикатов; − понятия «производственная мощность» и «производственная программа предприятия», их содержание, назначение, факторы формирования производственной программы, исходные данные для её экономического обоснования и анализа выполнения, методику расчета пропускной способности зала и коэффициента её использования; - требования к реализации продукции общественного питания; - количественный и качественный состав персонала организации; - показатели и резервы роста производительности труда на предприятиях питания, понятие нормирования труда; − формы и системы оплаты труда, виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы; − состав издержек производства и обращения организаций ресторанного бизнеса; − механизмы ценообразования на продукцию (услуги) организаций ресторанного бизнеса; − основные показатели деятельности предприятий общественного питания и методы их расчета; − понятие товарооборота, дохода, прибыли и рентабельности предприятия, факторы, влияющие на них, методику расчета, планирования, анализа; − сущность, виды и функции кредита, принципы кредитования предприятий, виды кредитов, методику расчета процентов за пользование банковским кредитом, уплачиваемых предприятием банку; − налоговую систему РФ: понятие, основные элементы, виды налогов и отчислений, уплачиваемых организациями ресторанного бизнеса в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, методику их расчета; − понятие бизнес-планирования, виды и разделы бизнес-плана; − сущность, цели, основные принципы и функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и принятие управленческих решений), особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; − стили управления; − способы организации работы коллектива, виды и методы мотивации персонала − правила делового общения в коллективе; − сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга; − понятие сегментация рынка; − методы проведения маркетинговых исследований; − понятие товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной политики организации питания (комплекс маркетинга); − организацию управления маркетинговой деятельностью в организации ресторанного бизнеса. |
- грамотно выступает с сообщениями; - владеет понятиями учебной дисциплины и применяет их адекватно ситуации; - намечает и характеризует приемы саморегуляции; - полнота ответов, точность формулировок; |
- анализ выполнения практических работ, обобщение выводов; -текущий контроль освоения материала; - защита внеаудиторной самостоятельные работы; - экзамен |
Умения: - участвовать в выборе наиболее эффективной организационно - правовой формы для деятельности организации ресторанного бизнеса, формировании пакета документов для открытия предприятия; - рассчитывать и планировать основные технико- экономические показатели деятельности организации ресторанного бизнеса и анализировать их динамику; - анализировать факторы, влияющие на хозяйственную деятельность организации; - рассчитывать показатели эффективности использования ресурсов организации; - проводить инвентаризацию на предприятиях питания; - пользоваться нормативной документацией и оформлять и учетно-отчетную документацию (заполнять договора о материальной ответственности, доверенности на получение материальных ценностей, вести товарную книгу кладовщика, списывать товарные потери, заполнять инвентаризационную опись; -оформлять поступление и передачу материальных ценностей, составлять калькуляционные карточки на блюда и кондитерские изделия, документацию по контролю наличия запасов на производстве); - оценивать имеющиеся на производстве запасы в соответствии с требуемым количеством и качеством, рассчитывать и анализировать изменение показателей товарных запасов и товарооборачиваемости, использовать программное обеспечение при контроле наличия запасов анализировать состояние продуктового баланса предприятия питания; вести учет реализации готовой продукции и полуфабрикатов; - калькулировать цены на продукцию собственного производства и полуфабрикаты производимые организацией ресторанного бизнеса; - рассчитывать налоги и отчисления, уплачиваемые организацией ресторанного бизнеса в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, рассчитывать проценты и платежи за пользование кредитом, уплачиваемые организацией банку; - планировать и контролировать собственную деятельность и деятельность подчиненных; - выбирать методы принятия эффективных управленческих решений; - управлять конфликтами и стрессами в организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового общения и управленческого воздействия; - анализировать текущую ситуацию на рынке товаров и услуг; - составлять бизес-план для организации ресторанного бизнеса анализировать возможности организации питания в области выполнения планов по производству и реализации на основании уровня технического оснащения, квалификации поваров и кондитеров; прогнозировать изменения на рынке ресторанного бизнеса и восприятие потребителями меню; - анализировать спрос на товары и услуги организации ресторанного бизнеса; - грамотно определять маркетинговую политику организации питания (товарную, ценовую политику, способы продвижения продукции и услуг на рынке); - проводить маркетинговые исследования в соответствии с целями организации и анализ потребительских предпочтений, меню конкурирующих и наиболее популярных организаций питания в различных сегментах ресторанного бизнеса. |
Правильность, полнота выполнения заданий, точность расчетов, соответствие требованиям безопасности Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, последовательностей й действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий |
- активность поведения на занятиях в группах; - точность формулировок ответов и выступлений по теме занятия; - экзамен. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.