МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КАЛМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УПР С.В. Журавский_____________ «___»__________20__г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор КГБПОУ «Усть-Калманский лицей профессионального образования» В.Г. Коротов______________ «___»__________20__г. Приказ №___от«___»__________20__г. |
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии «спецдисциплин» Протокол №____от«___»__________20__г. Председатель МК А.И. Семенов_______________ |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП.05«Безопасность жизнедеятельности»
Основной профессиональной образовательной программы
по профессии
43.01.19 « Повар, кондитер»
с.Усть-Калманка 2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, ,утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14. 06. 2013 г. N 464,примерной программы разработанной КГБПОУ «Усть-Калманский лицей профессионального образования»
Организация-составитель: КГБПОУ «Усть-Калманский лицей профессионального образования»
Составители:
Захарова И.А., преподаватель первой квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ |
стр. |
ПоЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
3. условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины |
18 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих по профессии 43.01.19 «Повар, кондитер» При составлении рабочей учебной программы по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» за основу взят Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 43.01.19 «Повар, кондитер». Закон об образовании.
Перечень профессий начального профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» июня 2013 г. № 464),
Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» июня 2013 года).
В рабочую учебную программу учебной дисциплины входят:
- пояснительная записка,
- паспорт рабочей учебной программы учебной дисциплины,
- структура и содержание учебной дисциплины,
- условия реализации учебной дисциплины,
- контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Обучение проводится в оборудованных кабинетах с использование учебно- методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки квалифицированных рабочих.
На освоение рабочей учебной программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предусмотрено максимальной учебной нагрузки обучающегося –36часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –18 часов;
практических занятий обучающегося –18часов;
Для успешного усвоения знаний и овладения навыками по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» преподаватель применяет элементы новых педагогических технологий: уровневой дифференциации, проблемного и коллективного обучения, ИКТ, современных электронных ресурсов.
Итоговая аттестация по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.19 «Повар, кондитер» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 8 октября 2009 г. N 389. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. Регистрационный N 15633
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный предмет
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
· использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
· ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
· применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
· владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
· оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
· основы военной службы и обороны государства;
· задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
· способы защиты населения от оружия массового поражения;
· меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
· организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
· основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности,
· область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
· порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
уметь :
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 18 часа;
практических занятий обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
18 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
|
практические занятия |
18 |
контрольные работы |
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1. Основные законодательные положения и организация охраны труда.
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1 |
Система стандартов безопасности труда. Система стандартов безопасности труда Основные документы, регламентирующие охрану труда. Закон Алтайского края «Об охране труда в Алтайском крае. Трудовой кодекс РФ. Термины и определения. Правовая основа экологической деятельности в РФ. |
1 |
2 |
|
2 |
Организация охраны труда Коллективный договор. Обязанности работника в области охраны труда. Права работников. Организация охраны труда на предприятии. Природоохранные (экологические) службы на предприятии. |
1 |
|
|
3 |
Рабочее время и время отдыха. Рабочее время и время отдыха Обязанности работников в области охраны труда. Права работников. |
1 |
|
|
4 |
Надзор и контроль по охране труда Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Государственный надзор и контроль, его инспекции. Права инспекций общественного контроля. Практическое занятие. |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Внеаудиторная самостоятельная работа Федеральный Закон «Об основах охраны труда в РФ» Трудовой кодекс РФ |
|
|
|
Тема 2. Производственный травматизм и профессиональные заболевания. |
Содержание |
3 |
2 |
|
1 |
Причины травматизма и заболеваемости. Причины травматизма и заболеваемости. Практическое занятие. |
1 |
2 |
|
2 |
Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Классификация несчастных случаев на производстве. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве. Обязанности работодателя при расследовании несчастных случаев. Комиссия по расследованию. Порядок расследования несчастных случаев. Оформление несчастных случаев на производстве. Акт по форме Н-1. Практическое занятие. |
1 |
|
|
3 |
Мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве. Мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве. Организация обучения работающих безопасности труда. Инструктажи по охране труда. Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте. Повторный инструктаж. Внеплановый инструктаж. Целевой инструктаж. Оформление инструктажей. Практическое занятие. |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Внеаудиторная самостоятельная работа Мероприятия пол предупреждению травматизма |
|
|
|
Тема 3. Электро и пожарная безопасность |
Содержание |
10 |
2 |
|
1 |
Причины поражения электрическим током Причины поражения электрическим током. Опасность поражения. Действие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Условие возникновения электротравмы. Основные факторы, влияющие на степень поражения электрическим током. Категории помещений по электробезопасности. Квалификационные группы по электробезопасности. |
1 |
|
|
2 |
Организационные и технические мероприятия по обеспечению электобезопасности. Технические способы и средства защиты от поражения электрическим током: защитное заземление, зануление, защитное отключение, двойная изоляция, понижающие трансформаторы |
1 |
|
|
3 |
Индивидуальные средства защиты. Защита от статического электричества. Молниезащита. Действия в зоне шагового напряжения. Освобождение пострадавшего от действия электрического тока. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Практическое занятие. |
1 |
|
|
4
|
Причины возникновения пожаров. Причины возникновения пожаров Пожарные подразделения и пожарные организации. |
1 |
|
|
5 |
Противопожарная профилактика. Противопожарная профилактика Противопожарные мероприятия. Пожарная безопасность на территории предприятия и в цехе. Основные термины и определения. Практическое занятие. |
1 |
|
|
6 |
Горение веществ Горение веществ и способы прекращения горения. Условия горения. |
1 |
|
|
7 |
Огнегасительные вещества. Средства пожаротушения Огнегасительные вещества и их свойства. Классификация горючих веществ. Средства пожаротушения. Пожарный инвентарь и правила пользования им. Ручные средства пожаротушения. Огнетушители: пенные, порошковые, углекислотные. Устройство и правила пользования огнетушителями Практическое занятие. |
1 |
|
|
8 |
Организация пожарной охраны Организация пожарной охраны на предприятии. Действия администрации и персонала предприятий во время пожара. Эвакуация людей и имущества. Практическое занятие. |
1 |
|
|
9 |
Практическая занятие Учебная пожарная тревога |
1 |
|
|
10 |
Контрольная работа |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Внеаудиторная самостоятельная работа Классификация объектов по степени пожарной опасности; Противопожарное водоснабжение Пожарный инвентарь Действия в случае пожара |
|
|
|
Тема 4. Производственная санитария и гигиена труда.
|
Содержание |
11 |
2 |
|
1 |
Вредные производственные факторы Виды и характеристика вредных производственных факторов. Классификация опасных и вредных производственных факторов. |
1 |
|
|
2 |
Критерии оценки условий труда на производстве Гигиенические категории оценки условий труда. Воздух в помещении. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе. Микроклимат производственных помещений. Виды помещений на предприятии. Параметры микроклимата производственных помещений. Классификация условий труда по классам опасности |
1 |
|
|
3 |
Шум и вибрация. Шум и вибрация. Уровень шума, его частота. Измерение шума и вибрации |
1 |
|
|
4 |
Электромагнитные излучения. Электромагнитные излучения. Биологическое, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Компьютер, как источник электромагнитных излучений, его влияние на организм человека. Безопасность при работе на ПЭВМ. Бытовые источники электромагнитных излучений |
2 |
|
|
5 |
Отопление и вентиляция. Отопление и вентиляция Виды отопительных систем. Виды вентиляции. Кондиционирование воздуха в помещениях. |
1 |
|
|
6 |
Требование к освещению помещений Производственное освещение. Виды освещенности и нормирование освещения. Измерение освещенности помещений. Правила и нормы освещения. Искусственное освещение. Нормы освещенности рабочих поверхностей в производственных помещениях |
1 |
|
|
7 |
Требование к освещению помещений Практическое занятие |
1 |
|
|
8 |
Требования к содержанию территорий и помещений Правила и нормы санитарного состояния производственных помещений и территорий. Практическое занятие |
1 |
|
|
9 |
Практическое занятие Санитарно-гигиенические условия и физиологические условия труда. Гигиена труда. |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Внеаудиторная самостоятельная работа Уровень освещенности учебных и производственных помещений училища (исследовательская работа) Уровень электромагнитных излучений в компьютерном кабинете училища (исследовательская работа) |
|
|
|
|
10 |
Контрольная работа |
1 |
|
Тема 5 Техника безопасности в сельском хозяйстве |
Содержание |
8 |
2 |
|
1 |
Допуск к работе на самоходных машинах в сельском хозяйстве Сигнальные цвета, знаки безопасности и производственной санитарии. Допуск к работе на тракторах, автомобилях, самоходных машинах и других сельскохозяйственных машинах. Практическое занятие |
1 |
|
|
2 |
Средства индивидуальной защиты Требования техники безопасности к работе в особых условиях и с различными веществами. . Правила выдачи средств индивидуальной защиты. Практическое занятие |
2 |
|
|
3 |
Безопасность труда при техническом обслуживании и ремонте с/х техники. Доставка машин на машинный двор. Мойка машин, агрегатов, узлов и деталей. Безопасность труда при разборочно-сборочных работах. Безопасность труда при обслуживании и ремонте аккумуляторных батарей. Практическое занятие |
1 |
|
|
4. |
Требования безопасности на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах. Безопасность при перевозке грузов. Безопасность труда при погрузочно-разгрузочных работах. Практическое занятие |
1 |
|
|
5 |
Безопасность труда при эксплуатации оборудования для животноводства. Безопасность труда при приготовлении кормов. Безопасность труда при поении животных |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
Дифференцированный зачет |
2 |
|
|
|
Всего: |
36 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
А.Т. Смирнов, М.П.Фролов,Е.Н. Литвинов Основы Безопасности жизнедеятельности: Изд.центр АСТ, 2000-384стр,
Н.В Косолапова, Н.А. Прокопенко Безопасность Жизнедеятельности Издат. Центр Академия 2016.-288с
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения |
|
организовывать рабочее место с соблюдением правил безопасности |
Защита практической работы. Тестирование. Устный опрос. Контрольная работа |
соблюдать производственную санитарию и гигиену |
Тестирование. Устный опрос. Контрольная работа |
применять знания и умения по охране труда на производстве |
Тестирование. Устный опрос. Контрольная работа |
избегать травмоопасных ситуаций |
Тестирование. Устный опрос. Контрольная работа |
выполнять правила пожарной безопасности |
Защита практической работы. Тестирование. Устный опрос. Контрольная работа |
Знания: |
|
основные законодательные положения по охране труда и производственной экологии |
Тестирование. Устный опрос. Контрольная работа |
организационные и технические мероприятия по повышению безопасности работ, предотвращению производственного травматизма и заболеваний |
Тестирование. Устный опрос. Контрольная работа |
организационные и технические мероприятия по повышению безопасности работ, предотвращению производственного травматизма и заболеваний |
Тестирование. Устный опрос. Контрольная работа |
пожарную безопасность |
Тестирование. Устный опрос. Контрольная работа |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.