Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.10 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
для специальности
35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»
Группа 404
2021
Одобрена цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин
протокол № 1 от «8» сентября 2021 г. |
|
Программа учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»
|
Председатель ЦМК
Н.А.Андрусенко
|
|
Заведующий учебной частью
|
Методист Е.А.Фоменко
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик: Опаец Е.В., преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж»СС
Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» для применения в учебном процессе, протокол №1 от «15» сентября 2021 г.
© Сибирский профессиональный колледж
|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
9 |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональные дисциплины, является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по специальности 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства» с целью углубления подготовки, получения дополнительных умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентно-способности выпускника.
1.2 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Код |
Наименование результата обучения |
У1 |
Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг |
У2 |
Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения |
У3 |
Рассчитывать основные технико- экономические показатели деятельности организации |
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Код |
Наименование результата обучения |
З 1 |
Основные положения экономической теории |
З 2 |
Принципы рыночной экономики |
З 3 |
Современное состояние и перспективы развития отрасли |
З 4 |
Роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике |
З 5 |
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги) |
З 6 |
Формы оплаты труда |
З 7 |
Стили управления, виды коммуникации |
З8 |
Принципы делового общения в коллективе |
З9 |
Управленческий цикл |
З10 |
Особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства |
З11 |
Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом |
З12 |
Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации |
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности: 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
и подготовке к формированию профессиональных компетенций
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования |
ПК 1.2 |
Подготавливать почвообрабатывающие машины. |
ПК 1.3 |
Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.. |
ПК 1.4 |
Подготавливать уборочные машины |
ПК 1.5 |
Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик |
ПК 1.6 |
Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей |
ПК.2.1 |
Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели |
ПК 2.2 |
Комплектовать машинно-тракторный агрегат |
ПК 2.3 |
Проводить работы на машинно-тракторном агрегате |
ПК 2.4 |
Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы. |
ПК 3.1 |
Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов |
ПК 3.2 |
Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов |
ПК 3.3 |
Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов |
ПК 3.4 |
Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники |
ПК 4.1 |
Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия |
ПК 4.2 |
Планировать выполнение работ исполнителями |
ПК 4.3 |
Организовывать работу трудового коллектива |
ПК 4.4 |
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями |
ПК 4.5 |
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию |
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности |
Объем часов |
|
Всего |
7 сем. |
|
Объем образовательной программы (всего), в том числе: |
80 |
80 |
теоретические занятия |
18 |
18 |
практические занятия |
18 |
18 |
контрольные работы |
- |
- |
курсовая работа (проект) |
20 |
20 |
самостоятельная работа |
24 |
24 |
консультации |
4 |
4 |
промежуточная аттестация |
- |
- |
Промежуточная аттестация в форме |
Дифференцированный зачет |
Дифференцированный зачет |
.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем программы |
Тема занятия, содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Кол-во часов |
Формирование планируемых результатов обучения (У1, З1) |
|||
Теория |
ЛПЗ |
Конс. |
СРС |
|
||
7 семестр |
||||||
Раздел 1. Основы экономики |
|
|
|
|
|
|
1.1 Тема программы Основные положения экономической теории |
Тема занятия. Производство, производственная мощность предприятия. Рынок. Понятие производства, обмена, распределения и потребления |
2-2 |
|
|
|
З1,З3,З5 |
Практическая работа № 1. Построение графиков спроса, предложения, определение равновесной цены. |
|
2-4 |
|
|
У1,З2 |
|
1.2 Тема программы. Предприятие как основной хозяйствующий субъект |
Тема занятия. Кадры и производительность труда. Разделение труда и кооперация на предприятии. Труд как фактор производства |
2-6 |
|
|
|
З2, З4, З7 |
Тема занятия Значение процесса производства и его место в экономике страны.Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства.. |
2-8 |
|
|
|
З2, З4, З7 |
|
Практическая работа № 2 Расчет основных экономических показателей |
|
2-10 |
|
|
У3 |
|
Практическая работа №3 Определение показателей оснащенности основными средствами и эффективности их использования. Расчет амортизационных отчислений |
|
2-12 |
|
|
У3 |
|
Самостоятельная работа студентов Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Написать рефераты по теме. Хозяйственный риск и виды потерь», «Современные факторы производства», «Рынок труда и проблемы занятости населения в РФ», «Подбор и обучение кадров», «Производственная мощность предприятия и эффективное её использование». |
|
|
|
2-6 |
|
|
Раздел 2 Основы менеджмента |
|
|
|
|
|
|
2.1 Тема программы Производственная структура организации (предприятия) |
Тема занятия. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Типы производств и их технико-экономическая характеристика. Законы организации. Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, линейные. Современные модели управления. Управленческие революции. Эволюция управленческой мысли. Сущность, цели и задачи управления организацией. |
2-14 |
|
|
|
З7,З8 |
Практическая работа № 4 Определение специализации сельскохозяйственного производства |
|
2-16 |
|
|
У3,З3, |
|
2.2 Тема программы Методы управления |
Тема занятия Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения. |
2-18 |
|
|
|
З9,З10 |
Практическая работа № 5 Определение показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства |
|
2-20 |
|
|
У2 |
|
Тема занятия Стиль руководства. Подход к проблеме лидерства. Значимость качеств руководителя. Основные типы руководителей |
2-22 |
|
|
|
З9,З10 |
|
Практическая работа №6 Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций. Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций |
|
2-24 |
|
|
У2 |
|
Самостоятельная работа студентов Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Написать рефераты по теме Школы менеджмента. Факторы внешней среды организации. Социальная ответственность и этика менеджмента. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе. Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации. Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами и стрессами. Управление неформальной организацией. Характеристика эффективного контроля. Подходы и классификации управленческих решений. Специфика менеджмента в России
|
|
|
|
2-6 |
|
|
Раздел 3.Основы маркетинга |
|
|
|
|
|
|
3.1 Тема программы Сущность маркетинга |
Тема занятия. Основные стратегии маркетинга Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара |
2-26 |
|
|
|
З11,З12 |
Практическая работа №7 Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг |
|
2-28 |
|
|
У3 |
|
Тема занятия Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. |
2-30 |
|
|
|
З11,З12 |
|
Практическая работа №8 Расчет себестоимости единицы продукци |
|
2-32 |
|
|
У3 |
|
Самостоятельная работа студентов Написать рефераты на выбор по предложенным темам Состояние спроса и задачи маркетинга. Принципы сегментирования. Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге. Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров и маркетинг. Права потребителей. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций |
|
|
|
2-6 |
|
|
3.2 Тема программы Понятие товара в маркетинге. Рыночная атрибутика товара. Концепция жизненного цикла товара. |
Тема занятия. Ценообразование на продукцию (услуги). Классификация товаров и услуг. Методы создания новых товаров. Процесс создания новых товаров. Структура ассортимента товарной продукции. Цена, ценовая политика. Классификация цен. Формирование цен в предприятиях АПК Процесс ценообразования. Стратегии ценообразования |
2-34 |
|
|
|
З5,З11 |
Практическая работа №9 Определение расценки за единицу продукции. Начисление заработной платы |
|
2-36 |
|
|
У3,З5 |
|
Самостоятельная работа Проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы. Ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Выполнить презентацию по теме: Процесс ценообразования в маркетинге |
|
|
|
2-6 |
|
|
Консультация |
|
|
2-4 |
|
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
18 |
18 |
4 |
24 |
|
Курсовой проект |
2-2 |
|
|
|
|
|
Требования к оформлению проекта |
2-4 |
|
|
|
|
|
Распределение тем, определение источников |
2-6 |
|
|
|
|
|
Составление плана курсового проекта |
2-8 |
|
|
|
|
|
Введение ( содержание, определение целей проекта, объекта) |
2-10 |
|
|
|
|
|
Работа по разделу 1(теоретические данные) |
2-12 |
|
|
|
|
|
Работа по разделу 2 (калькуляция себестоимости) |
2-14 |
|
|
|
|
|
Работы по разделу 3 (расчет экономической эффективности) |
2-16 |
|
|
|
|
|
Заключение (работа над практической частью) Оформление проекта, источников используемой литературы |
2-18 |
|
|
|
|
|
Защита курсовых проектов |
2-20 |
|
|
|
|
|
Всего за 4 семестр |
56
|
|
|
24 |
|
.
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»
Оснащение кабинета
Оборудование |
Технические средства обучения |
Программное обеспечение |
|
компьютер с лицензионным программным обеспечением |
Microsoft Office |
|
мультимедиа проектор |
Internet браузеры (Internet Explorer, Google Chrome) |
|
экран |
|
3.2 Образовательные технологии
При реализации программы учебной дисциплины применяются активные и интерактивные форм проведения занятий: интерактивная учебная лекция, обсуждение в группах, публичная презентация проекта, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), просмотр и обсуждение видеофильмов, круглый стол, выполнение индивидуальных и групповых проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
3.3.1. Печатные издания
1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2016.
2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2012.
3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2016.
4. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2011.
5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2014.
7. 1Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2018
3.3.2. Электронные издания (электронные ресурсы
1. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 2 : учебник для СПО / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 342 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10180-5. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/byudzhet-i-byudzhetnayasistema-v-2-t-tom-2-429495.
2. Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для СПО / В. Я. Горфинкель [и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 523 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534- 10221-5. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/innovacionnoe-predprinimatelstvo429589.
3. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для СПО / В. А. Антонец [и др.] ; под ред. В. А. Антонца, Б. И. Бедного. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534- 10191-1. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/innovacionnyy-menedzhment429505.
4. Малис, Н. И. Налоговый учет и отчетность : учебник и практикум для СПО / Н. И. Малис, Л. П. Грундел, А. С. Зинягина ; под ред. Н. И. Малис. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 408 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09959-1. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/nalogovyy-uchet-iotchetnost-429034.
5. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для СПО / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 475 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10216-1. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/biznes-planirovanie-429693.
3.3.3. Дополнительные источники
1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (ManagerialEconomics) - М., 2010.
2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2013.
3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2014.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011.
5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2012.
6. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2012.
«Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
7.«Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
8.Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Планируемые результаты освоения дисциплины |
Основные показатели планируемых результатов |
Формы промежуточной аттестации и методы контроля |
У1Рачитывать основные технико - экономические показатели деятельности организации; |
У1.1 использует экономические формулы при расчете основных технико-экономических показателей; . |
Выполнение практических работ, проверка тематических докладов.
|
У2 Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения |
У2.1 Объясняет применение приемов делового и управленческого общения в профессиональной деятельности |
Выполнение практических работ, |
У3 Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг; |
У3.1 Выделяет и объясняет создавшиеся ситуации на рынке; |
Выполнение практических и самостоятельная работа |
У3.2 Разбирается в сегментах рынка, анализирует ситуации |
||
З1Основные положения экономической теории |
З1.1 перечисляет принципы рыночной экономики; |
.Устный опрос, тестирование, Самостоятельная работа Дифференцированный зачет |
З1.2 объясняет принципы построения экономической системы организации; |
||
З1.3 умеет применить принципы в профессиональной деятельности. |
||
З2Принципы рыночной экономики |
З2.1 анализирует современное состояние автоматизации и компьютеризации организации; |
Самостоятельная работа, выступление с презентацией защита курсового проекта, Дифференцированный зачет |
З2.1 умеет на основе SWOT- анализа разработать элементы стратегического плана для организации; |
||
З2.3 разрабатывает бизнес-план |
||
З3Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации |
З3.1 применяет формулы; |
Устный опрос Самостоятельная работа, |
З3.2 рассчитывает технико-экономические показатели деятельности организации; |
||
З3.3 разрабатывает структуру предприятия |
||
З4Роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике |
З4.1 перечисляет методы управления основными и оборотными средствами, |
Тестирование, защита курсового проекта, Дифференцированный зачет |
З4.2 описывает методы управления основными и оборотными средствами; |
||
З4.3 оценивает их влияние на эффективность принятия решения. |
||
З5Механизмы ценообразования на продукцию (услуги) |
З5.1 анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия; |
Практическая работа Дифференцированный зачет |
З5.2 определяет показатели эффективного использования ресурсов |
||
З6Формы оплаты труда |
З6.1 различает формы оплаты труда; |
Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий Дифференцированный зачет |
З6.2 начисляет заработную плату; |
||
З6.3 рассчитывает семейный бюджет |
||
З7Стили управления, виды коммуникации |
З7.1 перечисляет основные методы образования цен на продукцию (услуги); |
Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий, тестирование, самостоятельная работа |
З7.2 умеет составить калькуляцию на товар |
||
З8Принципы делового общения в коллективе |
З8.1
применяет принципы делового общения в коллективе |
Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос, |
З8.2 понимает сущность общения в коллективе
|
||
З9Управленческий цикл |
З9.1 объясняет признаки организационно-правовых форм организаций; |
Тестирование Дифференцированный зачет |
З9.2 различает формы организаций; |
||
З9.3 объясняет построение структуры организации. |
||
З10 Особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства |
З10.1 различает особенности менеджмента в области механизация сельского хозяйства
|
Текущий контроль в форме тестирования. Самостоятельная работа |
З11 Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом |
З11.1 Разрабатывает товарную политику предприятия |
. Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий, тестирование |
З 11.2 применяет основные функции и различает взаимосвязь маркетинга и менеджмента |
||
З12 Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации |
З12.1 адаптируется на производстве в рыночной ситуации |
Тестовый контроль, Дифференцированный зачет |
З 12.2 формирует сбыт продукции |
КАРТА РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
7 семестр
№ п/п |
Виды точек рубежного контроля |
Форма отчетности |
1. |
Тест по теме Производственная структура организации (предприятия)». |
письменно |
2. |
Тест по теме «Сущность маркетинга» |
письменно |
3. |
Тест по теме Основы экономики |
письменно |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.