РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 Менеджмент по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

  • docx
  • 02.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП.12 МЕНЕДЖМЕНТ.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В.ГЕЛОВАНИ»

                                                                                   

                                                     УТВЕРЖДАЮ:

                                                                 Зам. директора по УПР

                                                                               

 _____________ М.В. Пакилева

                                                                             

«______»   ____________2023 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ОП.12 Менеджмент

 

по специальности

 

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2023 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана в соответствии со следующими документами:

1.       Приказ Министерства образования и науки РФ № 508 от 12.05.2014. “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ

2.  Положение «О разработке рабочих планов и программ  ГБОУПО СевМК»

 

            Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский многопрофильный колледж имени Маршала инженерных войск А.В. Геловани».

 

Разработчики:– преподаватель Мережко Т.А.

 

Программа учебной дисциплины  рассмотрена  и  одобрена  на  заседании  методического объединения юриспруденция.
         
Протокол   №____ от «______»__________2023 г

Председатель методического объединения   _____________ А.М. Потапенко

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО.

Протокол       № ___ от  «____» ____________ 202___ г.

Председатель МО  ______________                                                                                                                                                                                

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО.

Протокол        № ___ от  «____» ____________ 202___ г.

Председатель МО  ______________

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО.

Протокол         № ___ от  «____» ____________ 202___ г. 

Председатель МО  ______________                                                               

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр

1.     1. ПАСПОРТ РАбочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

 

2.     2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

 

3.     3. тематический план и содержание дисциплины

8

 

4.     4. условия реализации  учебной дисциплины

11

 

5.     5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 

 


 


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Менеджмент»

 

1.1. Область применения рабочей программы

 Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент» является частью ППССЗ, в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 40.00.00 юриспруденция.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.

Основные задачи курса:

-     обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;

-     способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;

-     способствовать развитию у обучающихся, а в будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.

 

     В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ОК 01-12

 

 

• использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

• анализировать организационные структуры управления;

• проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

• применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

• применять эффективные решения, используя систему методов управления;

• учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

•    сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

•    методы планирования и организации работы подразделения;

•    принципы построения организационной структуры управления;

•    основы мотивационной политики организации;

•    особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

•    внешнюю и внутреннюю среду организации;

•    цикл менеджмента;

•    процесс принятия и реализации управленческих решений;

•    функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

•    систему методов управления;

•    методику принятия решений;

•    стили управления, коммуникации, делового общения.

 

Перечень формируемых общих компетенций:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 02

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств

ОК 03

Принимать  решения  в  стандартных  и  нестандартных  ситуациях  и  нести  за  них ответственность

ОК 04

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 05

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 06

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 07

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 08

Самостоятельно  определять  задачи  профессионального  и  личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 09

Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы

ОК 10

Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда

ОК 11

Соблюдать деловой этикет, культуру и  психологические основы общения, нормы и правила поведения

ОК 12

Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень формируемых личностных результатов программы воспитания:

Код

Наименование личностных результатов

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

 

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

            максимальная учебная нагрузка 54 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 36 часов, в том числе:

- лекции – 22 часа;

- практические занятия студента – 14 часов;

- самостоятельная работа обучающихся – 18 часов

 

 

 

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

        практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Промежуточная аттестация в форме экзамена

3


3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

 Раздел 1. Особенности современного менеджмента

2/2

 

Тема 1.1. Предмет изучения науки

менеджмента, история развития

Содержание учебного материала.

Понятие менеджмента. История возникновения и развития менеджмента. Школа научного управления. Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Сущность менеджмента. Характерные черты современного менеджмента. Современные подходы в менеджменте. Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта.

 

 

2

1

Самостоятельная работа.

Сущность менеджмента и эволюция его теории. Российский опыт управления, его особенности. Портрет современного руководителя.

 

2

 

 

Раздел 2. Организация как система управления

6/2

 

Тема 2.1

Понятие и виды организации.

Внутренняя и внешняя среда

организации

 

 

 

Содержание учебного материала.

4

2

Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия (микросреда): поставщики, потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия (макросреда): состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы,

международные события, научно-технический прогресс.

2

 

 

Практические занятия

«Анализ внутренней среды организации»

2

 

Самостоятельная работа.

Изучение и анализ основных законов и принципов развития организации.

2

 

Тема 2.2

Жизненный цикл организации

Содержание учебного материала.

Этапы жизненного цикла организации. Основные стадии функционирования организации: создание, рост, зрелость, спад реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация.

 

2

 

1

Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике

8/4

 

Тема 3.1. Организация и планирование.

 

Содержание учебного материала.

4

2

Сущность и место планирования в менеджменте. Виды планирования. Организация и координация как функции управления. Основы организации работы коллектива исполнителей.

2

        

 

Практическая работа.

Планирование и организация работы коллектива.

2

 

Тема 3.2.

Контроль и мотивация.

Содержание учебного материала.

4

2

Мотивация: понятие, критерии. Содержательные теории мотивации: понятие, сущность, виды. Процессуальные теории мотивации. Понятие контроля и его основные типы. Поведенческие аспекты контроля.  Характеристики эффективного контроля.

2

 

Практическая работа.

Мотивация персонала структурного подразделения на эффективное выполнение работ.

2

 

Самостоятельная работа.

Стратегическое планирование и тактическое планирование. Необходимость управленческого контроля. Контроль организационного руководства, финансовых ресурсов. Современные направления и практический опыт работы по совершенствованию мотивации труда на предприятиях.

4

 

       

 

Раздел 4. Методы и стили менеджмента

6/4

 

Тема 4.1.

Система методов управления.

Содержание учебного материала.

4

2

Понятие методов управления. Основные группы методов управления, их характеристика. Управление и типы характеров.

2

 

Практическая работа.

Сравнительный анализ методов управления.

2

 

Тема 4.2.

Стили управления

Содержание учебного материала.

Стили управления и факторы его формирования. Классификация стилей управления. Виды и совместимость стилей.

2

 

1

 

Самостоятельная работа.

Изучение лекционного материала и литературы, выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений, докладов по темам:

Система методов управления: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения.

4

 

Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений

8/4

 

Тема 5.1.

Менеджер и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

Содержание учебного материала.

4

       2 

Менеджер, его место в организации, сущность деятельности. Профессиональные качества

менеджера. Особенности организации менеджмента в сфере профессиональной

деятельности.

Понятие и сущность процесса принятия решений. Факторы влияющие на процесс принятия управленческих решений. Типы и классификация решений.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Основные методы принятия решений: платежная матрица, дерево решений. Пути оптимизации управленческих решений.

2

 

Практические занятия

Анализ проблемных ситуаций, принятие решений в организации.

2

 

Тема 5.2. Управление конфликтами и

стрессами

Содержание учебного материала.

4

2

Содержание учебного материала Сущность и классификация конфликтов. Функции конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Стресс: понятие, природа и причины возникновения, виды.

2

 

Практическая работа.

Решение ситуационных задач по теме: «Конфликты и стресс»

2

 

Самостоятельная работа.

Изучение лекционного материала и литературы, выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений, докладов по темам:

1.Причины, приводящие к низкому качеству управленческих решений.

2.Модели принятия управленческих решений.

3.Особенности принятия решений в экстремальных ситуациях.

4.Самоменеджмент: понятие, направления совершенствования организации труда.

5.Стресс-менеджмент.

6.Роль конфликтов в деятельности организации.

7.Информационные технологии в сфере управления.

4

 

Раздел 6. Коммуникации и деловое общение

6/2

 

Тема 6.1

Власть и влияние. Лидерство,

стили управления

Содержание учебного материала

Понятие: руководство, власть, партнерство. Виды власти (основанная на принуждении, вознаграждении, харизме, эталонная, экспертная, законная). Лидерство: понятие, основные подходы. Стили управления (авторитарный, либеральный, демократический) и факторы

его формирования. Источники власти.

2

1

Тема 6.2. Коммуникативность и деловое общение в сфере управления.

Содержание учебного материала.

4

2

Понятие коммуникации, ее виды. Коммуникационные схемы, их разновидности. Базовые элементы коммуникаций (отправитель, сообщение, канал, получатель).

Деловое общение: понятие, сущность. Виды и формы делового общения. Этапы и фазы  делового общения

2

 

Практическая работа.

Применение приемов делового и управленческого общения.

2

 

Самостоятельная работа.

Эссе: Лидер и его характеристики.

Реферат: Сравнительный анализ теорий коммуникации и их роль в концепции менеджмента.

 

 

2

 

 

 

Всего

54

Экзамен

3


4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

           Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

-          посадочные места по количеству обучающихся;

-          рабочее место преподавателя;

-          комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».

Технические средства обучения:

-          компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-          мультимедиапроектор.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

 

Основные источники

1.    Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2023. – 268 с.

2.    Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2022. – 320 с.

3.    Виханский О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2021. - 328 с.

4.    Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2020. – 608 с.

5.    Гончаров В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – М.: КНОРУС, 2023. – 476 с.

6.    Дафт Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Спб.: Питер, 2022. – 863 с.

7.     Друкер Питер Ф.Задачи менеджмента в 21 веке: Перевод с англ. - М.: Вильямс, 2022. – 286 с.

8.    Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2022. – 429 с.

 

Дополнительные источники

1.    Дафт Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт – Спб.: 2020.–863с.

2.    Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2023. - 507 c.

3.    Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 320 c.

 

Интернет-ресурсы

1.    Harvard Business Review – Россияhttp://hbr-russia.ru.

2.    Российский журнал менеджмента – http://www.rjm.ru.

3.    Сайт Infomanagement лекции, статьи и книги по менеджменту- http://infomanagement.ru

4.    Менеджмент в России и за рубежом – http://www.mevriz.ru.


5.    Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Уметь:

-      использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

-      анализировать организационные структуры управления;

-      проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

-      применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

-      применять эффективные решения, используя систему методов управления;

-     учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

 

-     используют на практике методы планирования и организации работы подразделения;

-     анализируют организационные структуры управления;

-     проводят работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

-     применяют в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

-     применяют эффективные решения, используя систему методов управления;

-     учитывают особенности менеджмента (по отраслям).

Текущий контроль успеваемости:

Заслушивание презентаций.

Проверка конспектов,

практических работ,

контрольных заданий

по темам.

Проверка творческих

заданий.

Промежуточная аттестация:

Тестирование

Итоговая аттестация:

Экзамен в форме устной беседы и решения практического задания

 

Знать:

-     сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

-     методы планирования и организации работы подразделения;

-     принципы построения организационной структуры управления;

-     основы формирования мотивационной политики организации;

-     особенности менеджмента в

области профессиональной деятельности (по отраслям);

-     внешнюю и внутреннюю среду организации;

-     цикл менеджмента;

-     процесс принятия и реализации управленческих решений;

-     функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

-     систему методов управления;

-     методику принятия решений;

-     стили управления, коммуникации, принципы делового общения.

 

-     знают сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

-     знают методы планирования и организации работы подразделения;

-     знают принципы построения организационной структуры управления;

-     знают основы формирования мотивационной политики организации;

-     знают особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

- различают внешнюю и внутреннюю среду организации;

-     знают цикл менеджмента;

-     владеют процессами принятия и реализации управленческих решений;

-     знают функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

-     знают систему методов управления;

-     владеют методикой принятия решений;

-     знают стили управления, коммуникации, принципы делового общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru