ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В.ГЕЛОВАНИ»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР
_____________ М.В. Пакилева
«______» ____________2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Менеджмент
по специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Севастополь
2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана в соответствии со следующими документами:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ № 508 от 12.05.2014. “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
2. Положение «О разработке рабочих планов и программ ГБОУПО СевМК»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский многопрофильный колледж имени Маршала инженерных войск А.В. Геловани».
Разработчики:– преподаватель Мережко Т.А.
Программа учебной дисциплины рассмотрена и
одобрена на заседании методического объединения юриспруденция.
Протокол
№____ от «______»__________2023 г
Председатель методического объединения _____________ А.М. Потапенко
Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО.
Протокол № ___ от «____» ____________ 202___ г.
Председатель МО ______________
Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО.
Протокол № ___ от «____» ____________ 202___ г.
Председатель МО ______________
Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО.
Протокол № ___ от «____» ____________ 202___ г.
Председатель МО ______________
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Стр |
||
1. 1. ПАСПОРТ РАбочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
|
||
2. 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
|
||
3. 3. тематический план и содержание дисциплины |
8 |
|
||
4. 4. условия реализации учебной дисциплины |
11 |
|
||
5. 5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
12 |
|
||
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Менеджмент»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент» является частью ППССЗ, в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 40.00.00 юриспруденция.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
- обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;
- способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;
- способствовать развитию у обучающихся, а в будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ОК 01-12
|
• использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; • анализировать организационные структуры управления; • проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; • применять эффективные решения, используя систему методов управления; • учитывать особенности менеджмента (по отраслям). |
• сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; • методы планирования и организации работы подразделения; • принципы построения организационной структуры управления; • основы мотивационной политики организации; • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); • внешнюю и внутреннюю среду организации; • цикл менеджмента; • процесс принятия и реализации управленческих решений; • функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; • систему методов управления; • методику принятия решений; • стили управления, коммуникации, делового общения. |
Перечень формируемых общих компетенций:
Код |
Наименование общих компетенций |
ОК 01 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 02 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств |
ОК 03 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 04 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 05 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 06 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 07 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 08 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 09 |
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы |
ОК 10 |
Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда |
ОК 11 |
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения |
ОК 12 |
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению |
Перечень формируемых личностных результатов программы воспитания:
Код |
Наименование личностных результатов |
ЛР 1 |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 2 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 6 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 10 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка 54 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 36 часов, в том числе:
- лекции – 22 часа;
- практические занятия студента – 14 часов;
- самостоятельная работа обучающихся – 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
практические занятия |
14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
3 |
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Особенности современного менеджмента |
2/2 |
|
|
Тема 1.1. Предмет изучения науки менеджмента, история развития |
Содержание учебного материала. Понятие менеджмента. История возникновения и развития менеджмента. Школа научного управления. Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Сущность менеджмента. Характерные черты современного менеджмента. Современные подходы в менеджменте. Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта. |
2 |
1 |
Самостоятельная работа. Сущность менеджмента и эволюция его теории. Российский опыт управления, его особенности. Портрет современного руководителя. |
2
|
|
|
Раздел 2. Организация как система управления |
6/2 |
|
|
Тема 2.1 Понятие и виды организации. Внутренняя и внешняя среда организации
|
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия (микросреда): поставщики, потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия (макросреда): состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. |
2 |
|
|
Практические занятия «Анализ внутренней среды организации» |
2 |
|
|
Самостоятельная работа. Изучение и анализ основных законов и принципов развития организации. |
2 |
|
|
Тема 2.2 Жизненный цикл организации |
Содержание учебного материала. Этапы жизненного цикла организации. Основные стадии функционирования организации: создание, рост, зрелость, спад реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация. |
2 |
1 |
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике |
8/4 |
|
|
Тема 3.1. Организация и планирование.
|
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
Сущность и место планирования в менеджменте. Виды планирования. Организация и координация как функции управления. Основы организации работы коллектива исполнителей. |
2 |
|
|
Практическая работа. Планирование и организация работы коллектива. |
2 |
|
|
Тема 3.2. Контроль и мотивация. |
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
Мотивация: понятие, критерии. Содержательные теории мотивации: понятие, сущность, виды. Процессуальные теории мотивации. Понятие контроля и его основные типы. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. |
2 |
|
|
Практическая работа. Мотивация персонала структурного подразделения на эффективное выполнение работ. |
2 |
|
|
Самостоятельная работа. Стратегическое планирование и тактическое планирование. Необходимость управленческого контроля. Контроль организационного руководства, финансовых ресурсов. Современные направления и практический опыт работы по совершенствованию мотивации труда на предприятиях. |
4 |
|
|
Раздел 4. Методы и стили менеджмента |
6/4 |
|
|
Тема 4.1. Система методов управления. |
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
Понятие методов управления. Основные группы методов управления, их характеристика. Управление и типы характеров. |
2 |
|
|
Практическая работа. Сравнительный анализ методов управления. |
2 |
|
|
Тема 4.2. Стили управления |
Содержание учебного материала. Стили управления и факторы его формирования. Классификация стилей управления. Виды и совместимость стилей. |
2 |
1
|
Самостоятельная работа. Изучение лекционного материала и литературы, выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений, докладов по темам: Система методов управления: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения. |
4 |
|
|
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений |
8/4 |
|
|
Тема 5.1. Менеджер и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. |
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
Менеджер, его место в организации, сущность деятельности. Профессиональные качества менеджера. Особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности. Понятие и сущность процесса принятия решений. Факторы влияющие на процесс принятия управленческих решений. Типы и классификация решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Основные методы принятия решений: платежная матрица, дерево решений. Пути оптимизации управленческих решений. |
2 |
|
|
Практические занятия Анализ проблемных ситуаций, принятие решений в организации. |
2 |
|
|
Тема 5.2. Управление конфликтами и стрессами |
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
Содержание учебного материала Сущность и классификация конфликтов. Функции конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Стресс: понятие, природа и причины возникновения, виды. |
2 |
|
|
Практическая работа. Решение ситуационных задач по теме: «Конфликты и стресс» |
2 |
|
|
Самостоятельная работа. Изучение лекционного материала и литературы, выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений, докладов по темам: 1.Причины, приводящие к низкому качеству управленческих решений. 2.Модели принятия управленческих решений. 3.Особенности принятия решений в экстремальных ситуациях. 4.Самоменеджмент: понятие, направления совершенствования организации труда. 5.Стресс-менеджмент. 6.Роль конфликтов в деятельности организации. 7.Информационные технологии в сфере управления. |
4 |
|
|
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение |
6/2 |
|
|
Тема 6.1 Власть и влияние. Лидерство, стили управления |
Содержание учебного материала Понятие: руководство, власть, партнерство. Виды власти (основанная на принуждении, вознаграждении, харизме, эталонная, экспертная, законная). Лидерство: понятие, основные подходы. Стили управления (авторитарный, либеральный, демократический) и факторы его формирования. Источники власти. |
2 |
1 |
Тема 6.2. Коммуникативность и деловое общение в сфере управления. |
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
Понятие коммуникации, ее виды. Коммуникационные схемы, их разновидности. Базовые элементы коммуникаций (отправитель, сообщение, канал, получатель). Деловое общение: понятие, сущность. Виды и формы делового общения. Этапы и фазы делового общения |
2 |
|
|
Практическая работа. Применение приемов делового и управленческого общения. |
2 |
|
|
Самостоятельная работа. Эссе: Лидер и его характеристики. Реферат: Сравнительный анализ теорий коммуникации и их роль в концепции менеджмента. |
2 |
|
|
Всего |
54 |
||
Экзамен |
3 |
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
Основные источники
1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2023. – 268 с.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2022. – 320 с.
3. Виханский О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2021. - 328 с.
4. Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2020. – 608 с.
5. Гончаров В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – М.: КНОРУС, 2023. – 476 с.
6. Дафт Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Спб.: Питер, 2022. – 863 с.
7. Друкер Питер Ф.Задачи менеджмента в 21 веке: Перевод с англ. - М.: Вильямс, 2022. – 286 с.
8. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2022. – 429 с.
Дополнительные источники
1. Дафт Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт – Спб.: 2020.–863с.
2. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2023. - 507 c.
3. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 320 c.
Интернет-ресурсы
1. Harvard Business Review – Россия – http://hbr-russia.ru.
2. Российский журнал менеджмента – http://www.rjm.ru.
3. Сайт Infomanagement лекции, статьи и книги по менеджменту- http://infomanagement.ru
4. Менеджмент в России и за рубежом – http://www.mevriz.ru.
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
Уметь: - использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; - анализировать организационные структуры управления; - проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - применять эффективные решения, используя систему методов управления; - учитывать особенности менеджмента (по отраслям). |
- используют на практике методы планирования и организации работы подразделения; - анализируют организационные структуры управления; - проводят работу по мотивации трудовой деятельности персонала; - применяют в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - применяют эффективные решения, используя систему методов управления; - учитывают особенности менеджмента (по отраслям). |
Текущий контроль успеваемости: Заслушивание презентаций. Проверка конспектов, практических работ, контрольных заданий по темам. Проверка творческих заданий. Промежуточная аттестация: Тестирование Итоговая аттестация: Экзамен в форме устной беседы и решения практического задания
|
Знать: - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; - методы планирования и организации работы подразделения; - принципы построения организационной структуры управления; - основы формирования мотивационной политики организации; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); - внешнюю и внутреннюю среду организации; - цикл менеджмента; - процесс принятия и реализации управленческих решений; - функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - систему методов управления; - методику принятия решений; - стили управления, коммуникации, принципы делового общения. |
- знают сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; - знают методы планирования и организации работы подразделения; - знают принципы построения организационной структуры управления; - знают основы формирования мотивационной политики организации; - знают особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); - различают внешнюю и внутреннюю среду организации; - знают цикл менеджмента; - владеют процессами принятия и реализации управленческих решений; - знают функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - знают систему методов управления; - владеют методикой принятия решений; - знают стили управления, коммуникации, принципы делового общения. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.