Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .01 Русский язык
Оценка 4.9

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .01 Русский язык

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
18.07.2023
Рабочая программа учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии или специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», утвержденного приказом Министерства образования и науки от 11.01.2018 г., № 25. Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла очной формы обучения по специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» в 1 и 2 семестрах.
ПРОГРАММА АД-1 Русский язык.docx

Приложение № ___

к образовательной             программе 08.02.05 «Строительство и эксплуатация

автомобильных дорог и аэродромов», утверждённой приказом директора

№ ___ от _________ 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

ОУД .01 Русский язык

(Код, наименование дисциплины, МДК, ПМ)

 

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

(Профессия, специальность)

 

Техник

 (Квалификация)

 

Очная

(Форма обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2019

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии или специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», утвержденного приказом Министерства образования и науки от 11.01.2018 г., № 25.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла очной формы обучения по специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» в 1 и 2 семестрах.

 

 

Составитель программы: Игнатова Зарема Абдурахмановна

 

Должность: преподаватель

 

 

Рассмотрена на заседании МО __________________________

«____» от ___________2019 г.

Протокол № _____

Руководитель: ________/________

Рекомендована к утверждению

 на заседании МС

«____» ___________2019 г.

Протокол № ____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.       ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………............4

 

2.       СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………...........7

 

3.       условия реализации программы учебной дисциплины……………15

 

4.       Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………...........17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

________________РУССКИЙ ЯЗЫК_______________

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» по подготовке профессий специалистов среднего звена.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования является частью основной профессиональной образовательной программы и является обязательной для изучения обучающимися I курса очной формы обучения. Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

·         совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

·         формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

·         совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

·         дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

·         воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

·         понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

·         формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

·         способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·         готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

·         владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

·         владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

·         применение навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

·         овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

·         готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

·         умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

·         сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

·         сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

·         владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

·         владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

·         владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

·         сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

·         сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

·         способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

·         владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

·         сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

·         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·         анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·         проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

·         извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

·         применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

·         совершенствовать коммуникативные способности;

·         развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

 

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

·         связь языка и истории; культуры русского и других народов;

·         смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·         основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

·         орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

 

1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Выпускник, освоивший ППСЗ, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК1.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК2.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК4.Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК5.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК6.Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК7.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК8.Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК9.Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК11.Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часа, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 78 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

78

в том числе:

 

     практические занятия

40

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   Русский язык

                                                                                                                                                                         Наименование

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Уровень освоения

Объем часов

1

2

5

3

 

1 семестр

30ч.

15(л.)-15 (п\р)+14с\р

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Содержание учебного материала:

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его нормы. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Значение русского языка при освоении профессий СПО.

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие:

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

1

1

Контрольная работа № 1. Входящий контроль знаний.

3

1

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала:

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи: его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Виды преобразования текста. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Лингвистический анализ текста.

 

7-7

Информационное (лекционное) занятие:

Язык и речь. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи.

1

1

Практическое занятие № 1. Анализ текста разговорного стиля.

3

1

Информационное (лекционное) занятие: Научный стиль речи

2

1

Практическое занятие № 2. Анализ текста научного стиля.

3

1

Информационное (лекционное) занятие: Официально-деловой стиль речи.

2

1

Практическое задание №3. Анализ текста официально-делового стиля речи.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Публицистический стиль речи.

2

1

Практическое задание №4. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

3

1

Информационное (лекционное) занятие: Художественный стиль речи.

2

1

 

Практическое занятие №5. Анализ текста художественного стиля речи.

3

1

Информационное (лекционное) занятие: Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.

1

1

Информационное (лекционное) занятие: Тема, основная мысль текста. Виды преобразования текста. Абзац как средство смыслового членения текста.

1

1

Практическое занятие №6. Лингвистический анализ текста. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

2

1

 

Контрольная работа № 2. Контрольная работа по разделу: «Язык и речь. Функциональные стили речи».

3

1

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика орфография.

Содержание учебного материала:

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

 

2-5

Информационное (лекционное) занятие: Фонетические единицы русского языка. Звуки и их классификация.

1

1

Информационное (лекционное) занятие: Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности ударения. Ударение словесное и логическое.

1

1

 

Практическое занятие №7 Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

3

1

Практическое занятие №8 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

2

1

Практическое занятие №9 Употребление буквы ь. Правописание о/ё после шипящих и ц

1

1

Практическое занятие №10.Правописание приставок на з-, с-. Правописание и – ы после приставок

1

1

Контрольная работа №3. Контрольная работа по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика орфография». Изложение с творческим заданием.

3

1

Раздел 3. Лексикология и фразеология.

Содержание учебного материала:

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

 

5-2

Информационное (лекционное) занятие: Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

1

1

Информационное (лекционное) занятие: Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы)

1

1

 

Информационное (лекционное) занятие: Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

1

1

Информационное (лекционное) занятие: Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.

1

1

Практическое занятие №11. Лексические нормы. Тропы как выразительные средства языка. Фигуры речи.

1

1

Контрольная работа №4 по разделу «Лексика. Фразеология».

3

1

 

2 семестр

48ч.

23(л.)-25(п\р)+24с\р

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

Содержание учебного материала:

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.

 

2-3

 

Информационное (лекционное) занятие: Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

1

1

Информационное (лекционное) занятие: Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

1

1

Практическое занятие № 12.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

2

1

Практическое занятие №13. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1

1

Практическое занятие №14.  Правописание приставок при - / пре -. Правописание сложных слов.

1

1

Раздел 5. Морфология и орфография.

Содержание учебного материала:

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -Н- и –НН - в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

 

11-11

 

Информационное (лекционное) занятие: Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

2

1

Практическое занятие №15. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.

2

1

Практическое занятие № 16.

Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

1

1

Информационное (лекционное) занятие:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.

2

1

Практическое занятие № 17. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

2

1

Практическое занятие № 18.

Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи.

2

1

 

Практическое занятие № 19

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Местоимение. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.

2

1

 

Информационное (лекционное) занятие: Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.

2

1

Практическое занятие №20. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

1

Практическое занятие №21. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

2

1

Практическое занятие №22.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи.

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Предлог как часть речи. Правописание и употребление предлогов.

2

1

 

Информационное (лекционное) занятие: Союз как часть речи. Правописание и употребление союзов.

2

1

Практическое занятие №23. Частица как часть речи. Правописание и употребление частиц в речи.

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

1

Практическое занятие №24. Правописание частицы не и ни с разными частями речи.

2

1

Контрольная работа №6

Контрольная работа по разделу: «Морфология и орфография». Изложение с творческим заданием.

2

1

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

 

10-8

 

Информационное (лекционное) занятие:

Простое предложение. Виды простых предложений. Интонационное богатство русской речи. Грамматическая основа.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

2

1

Практическое занятие № 25.

Изложение с творческим заданием по теме «Пунктуация в простом предложении».

3

1

 

Информационное (лекционное) занятие:

Второстепенные члены. Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего или сказуемого

2

1

Практическое занятие №26.

Предложения с однородными членами предложения и знаки препинания в них.

Однородные и неоднородные определения.

2

1

Контрольная работа №7. Знаки препинания с однородными и неоднородными членами предложения.

3

1

Информационное (лекционное) занятие:

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения.

2

1

Практическое занятие № 27. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств.

2

1

Практическое занятие №28.

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения.

 

1

Информационное (лекционное) занятие:

Обращение. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи

2

1

Практическое занятие № 29.

Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания при сложносочиненном предложении.

2

1

 

Информационное (лекционное) занятие:

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания при сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

2

1

Практическое занятие № 30. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

1

Итоговая контрольная работа №8. Изложение с элементами сочинения.

3

1

Раздел 7. Подготовка к экзамену.

 

 

0-3

 

Практическое занятие №31. Повторение раздела: «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография».

3

1

Практическое занятие №32.

Повторение разделов: «Лексика. Морфемика. Словообразование», «Морфология и орфография».

3

1

Практическое занятие №33. Повторение раздела: «Синтаксис и пунктуация».

3

1

Итоговая аттестация в форме экзамена.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                              Всего:

 

78

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

 

Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя;

– комплект учебно-наглядных пособий

– раздаточный и дидактический материал

– учебно-методический комплекс по предмету

 

Справочные учебные пособия кабинета:

– словари

 

Дидактические средства обучения:

– методические разработки к урокам

– справочные учебные пособия кабинета

– комплекты контрольных и проверочных работ

 

Технические средства обучения:

– ноутбук LENOVO

– презентации по основным разделам курса русского языка

– мультимедийный проектор HITACHI

– демонстрационный экран BRAUNGERMANY

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 

Основная литература:

1. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. Издательство «Академия», 2019 г.

2. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. Издательство «Академия», 2019 г.

 

Дополнительная литература:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень), Издательство «Просвещение», 2019 г.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык. В 2 ч. (базовый уровень). 10-11 класс. Издательство «Русское слово», 2019 г.

3. Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс: базовый и углублённый уровни. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 г.

4. Пахнова Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10 класс. Издательство «ДРОФА», 2019 г.

5. Пахнова Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 11 класс. Издательство «ДРОФА», 2019 г.

6. Бабайцева В. В. Русский язык и литература. Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс. Издательство «ДРОФА», 2019 г.

 

Интернет-ресурсы:

1.      www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

2.      www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

3.      www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

4.      www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

5.      www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).

6.      www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру).

7.      www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

8.      www.gramota.ru (Справочная служба).

9.      www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы

13.  Сайт словарей и энциклопедий «Академик» (http://dic.academic.ru/).

14. Сайт Грамота.ру (http://gramota.ru/).

10.  Проект «Словоборг» (http://slovoborg.ru/) – это словарь современногорусского языка, составляемый самими посетителями сайта.

11.  Коллекция словарей русского языка для скачивания: http://dict.buktopuha.net/

12.  Дочерний проект библиотеки ImWerdem «Ижица. В защиту грамотности» (http://ijitsa.imwerden.net/)

13.  «Русские словари» (http://slovari.ru/)

 

Словари:

1.      А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,

2.      Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.

3.      Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.

4.      Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.

5.      Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.

6.      Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.

7.      Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

8.      Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л. И.Скворцова. — М., 2006.

9.      Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.

10.  Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.

11.  Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М., 2006.

12.  «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.

13.  А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,

14.  Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,

15.  С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка» - Изд.: Оникс, 2012 г.

16.  Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,

17.  «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,

18.  Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,

19.  И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД .01 Русский язык.

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

·         личностных:

воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

 

 

 

 

умение составлять устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад, интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

осуществлять информационную переработку текста, создание вторичного текста, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию),  работа со словарями и справочниками,

·         метапредметных:

владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; осуществление  лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; применение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

совершенствование коммуникативных способностей;

развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

·         предметных:

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы ивыражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

осуществление лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

применение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

соблюдение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

совершенствование коммуникативных способностей;

развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; осуществление связи языка и истории; культуры русского и других народов; осмысление понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение № ___ к образовательной программе 08

Приложение № ___ к образовательной программе 08

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ 1.

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ________________РУССКИЙ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ________________РУССКИЙ

В результате освоения дисциплины студент должен уметь: · осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных…

В результате освоения дисциплины студент должен уметь: · осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных…

В результате освоения дисциплины студент должен знать: · связь языка и истории; культуры русского и других народов; · смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты,…

В результате освоения дисциплины студент должен знать: · связь языка и истории; культуры русского и других народов; · смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты,…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Практическое занятие №6. Лингвистический анализ текста

Практическое занятие №6. Лингвистический анализ текста

Профессионализмы. Терминологическая лексика

Профессионализмы. Терминологическая лексика

Синонимия местоименных форм.

Синонимия местоименных форм.

Практическое занятие № 19 Имя числительное

Практическое занятие № 19 Имя числительное

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение)

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение)

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение)

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Языкознание»). 2. www

Языкознание»). 2. www

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

· метапредметных: владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,…

· метапредметных: владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2023