СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАГАРИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 14. Естествознание
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ОДОБРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических специальностей и профессий Протокол № ___ от «__» _________ 20___ г. Председатель предметно-цикловой комиссии предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических специальностей и профессий
___________/
|
Утверждена на основании решения педагогического совета протокол №___ от ___________ зам. директора по учебной работе СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж» _____________ Т.М. Буцилова
|
|
|
Составитель: Смирнова Т.А. |
- преподаватель СОГБПОУ «Гагаринский |
многопрофильный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и ФГОС среднего (полного) общего образования.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: базовая дисциплина, реализуемая в процессе общеобразовательной подготовки на уровне среднего общего образования.
Цели и задачи учебной дисциплины
– требования результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать:
1) о целостной современной естественнонаучной картине мира;
2) о природе как единой целостной системе;
3) о взаимосвязи человека, природы и общества;
4) о пространственно-временных масштабах Вселенной;
5) о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира;
6) о значимости естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности;
7) о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий.
Уметь:
1) применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
2) различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определѐнной системой ценностей.
Владеть:
1) понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
2) приѐмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности
полученных результатов.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часов, практических занятий – 30 часов,
- самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
66 |
В том числе: |
|
теоретическое обучение |
36 |
практические занятия |
30 |
Форма контроля знаний дифференцированный зачет. |
|
Тематический план и содержание дисциплины Естествознание.
Наименование разделов и тем |
Теоретическое обучение, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов
|
Уровень освоения
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1 Химия. |
|
||
Тема 1.1. Основные законы и понятия химии. |
Теоретическое обучение. Основные понятия химии. Периодический закон. Химическая связь. Химические реакции. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие. |
4 |
1 |
Практическое занятие 1 Доклады по теме: «История развития химии». 2 Анализ докладов и выступлений. 3 Устный и письменный опрос: Периодический закон и периодическая система, химическая связь, закономерности протекания химических реакций. |
4 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение домашних заданий по теме. 2 Подготовка докладов. |
3 |
1 |
|
Тема 1.2. Неорганическая химия.
|
Теоретическое обучение Классы неорганических соединений и их свойства. Металлы и неметаллы. Общие способы получения металлов. |
4 |
1 |
Практическое занятие 1 Доклады по теме: «Практическое применение металлов и способы их получения». 2 Анализ докладов и выступлений. 3 Письменный опрос: классы неорганических соединений и их свойства. 4 Решение задач. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение домашних заданий по теме 2 Подготовка докладов. |
4 |
1 |
|
Тема 1.3. Органическая химия.
|
Теоретическое обучение Углеводороды. Кислородосодержащие органические вещества. Азотосодержащие органические вещества. Биологические полимеры: углеводы, белки. |
4 |
1 |
|
Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. |
|
|
Практическое занятие 1 Доклады по теме: «Производство, применение и утилизация органических соединений». 2 Анализ докладов и выступлений. 3 Письменный опрос: углеводороды |
4 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение домашних заданий по теме 2 Подготовка докладов. |
4 |
1 |
|
Раздел 2 Биология. |
|||
Тема 2.1. Свойства и уровни организации живой материи |
Теоретическое обучение Живая материя: ее свойства, уровни организации. Строение клетки. Внеклеточные формы жизни. Обмен веществ в клетке. |
2 |
2 |
Практическое занятие. 1 Доклады по теме: «Клеточная теория». 2 Анализ докладов и выступлений. 3 Письменный опрос: живая материя и еѐ основные признаки, строение и метаболизм клетки. |
4 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение домашних заданий по теме 2 Подготовка докладов. |
4 |
2 |
|
Тема 2.2. Генетика. |
Теоретическое обучение Наследственная информация и ее реализация. Мутации. Генная инженерия. |
2 |
2 |
Практическое занятие 1 Доклады по теме: «Наследственность и изменчивость, закономерности наследования, хромосомная теория наследственности» 2 Анализ докладов и выступлений. 3 Устный и письменный опрос: закономерности наследования, мутации. |
4 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение домашних заданий по теме 2 Подготовка докладов. |
4 |
|
|
Тема 2.3. Организм.
|
Теоретическое обучение Ткани, органы и системы органов. Внутренняя среда организма: кровь, иммунитет. |
2 |
2 |
Практическое занятие 1 Доклады по теме: «Иммунитет и заболевания иммунной системы». 2 Анализ докладов и выступлений. 3 Письменный опрос: ткани, внутренняя среда организма, виды иммунитета, вакцинация. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение домашних заданий по теме 2 Подготовка докладов. |
3 |
2 |
|
Тема 2.4. Анатомия человека.
|
Теоретическое обучение Опорно-двигательный аппарат. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система. Мочеполовая система. Индивидуальное развитие организма. |
4 |
2 |
|
Практическое занятие 1 Доклады по теме: «Заболевания систем органов и их профилактика». 2 Анализ докладов и выступлений. 3 Письменный опрос: органы и системы органов. |
6 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение домашних заданий по теме 2 Подготовка докладов. |
4 |
2 |
|
Тема 2.5. Структура животного и растительного мира. Происхождение жизни. |
Теоретическое обучение Структура животного и растительного мира. Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни. Происхождение и эволюция человека. |
6 |
2 |
Практическое занятие 1 Доклады по теме: «История развития систематики», «Происхождение жизни». «Эволюция человека». 2 Анализ докладов и выступлений. 3 Устный и письменный опрос: происхождение жизни, эволюция человека. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение домашних заданий по теме 2 Подготовка докладов. |
4 |
1 |
|
Тема 2.6. Экология. |
Теоретическое обучение Экология как наука. Экология сообществ и экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере. Учение В.И. Вернадского. |
4 |
1 |
Практическое занятие 1 Доклады по теме: «Влияние экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду». 2 Анализ докладов и выступлений. 3 Письменный опрос: экология, биосфера, учение В.И. Вернадского. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение домашних заданий по теме 2 Подготовка докладов. |
2 |
1 |
|
|
Дифференцированный зачѐт |
2 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся, - рабочее место преподавателя Технические средства обучения:
- ноутбук для оснащения рабочего места преподавателя,
- мультимедиа проектор
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных зданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1 Естествознание: учебное пособие / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина, О.В. Арутюнян. — Москва: КноРус, 2015 — 364 с. — СПО. https://www.book.ru/book/916518 Дополнительные источники:
1 Беляев Д. К. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый уровень. – М.: «Просвещение», http://kleopatra.pnzgu.ru/cgi- bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?P21DBN=KATL&I21DBN=KATL_PRINT&S21 FMT=fullw_print&C21COM=F&Z21MFN=14510
Интернет–ресурсы:
1 Образовательный портал по естествознанию. http://nauki-online.ru/estestvoznanie/#ego1
2 Универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.krugosvet.ru/
3 Журнал «Химики и химия». http://chemistry-chemists.com/
4 Электронная библиотека учебных материалов по химии. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ 5 Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
http://sbio.info/
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устных и письменных опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения Знания:
Ø О целостной современной естественнонаучной картине мира;
Ø о природе как единой целостной системе;
Ø о взаимосвязи человека, природы и общества;
Ø о научном методе познания природы и средствах Умения:
Ø применять естественнонаучные знания для объяснения природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; Владения:
Ø Понятийным аппаратом естественных наук,
Ø позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях
Формы и методы контроля и оценка результатов обучения Устный и письменный опрос.
Подготовка докладов. Тестирование.
Контрольная работа.
Подготовка и докладов и сообщений.
Анализ докладов и выступлений
Устный опрос
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.