- Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КОЛЛЕДЖ «Звёздный»
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО
Педагогическим советом СПбГБПОУ
От «______»_______________2019г.
Протокол № ___________________ |
Утверждаю Директор СПбГБПОУ «Колледж «Звёздный»
_____________ Р.А. Пантелеенко
«_____»______________ 2019г.
|
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 МАТЕМАТИКА
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессиям:
38.01.02 « Продавец, контролер-кассир»,
46.01.01 « Секретарь»,
43.01.02 «Парикмахер»,
ППКРС 38.01.03 « Контролер банка»
2019
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины « Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» (далее-Математика) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Математика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования ( письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г № 06- 259).
Профессия СПО |
43.01.02 «Парикмахер» 46.01.01 «Секретарь» 38.01.03 «Контролер банка» 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир» |
Форма обучения |
Очная ; группы :№153,154,155,156,157 |
Нормативный срок обучения |
2 года 10 месяцев |
Базовое образование |
основное общее образование |
Организация разработчик |
СПб ГБП ОУ «Колледж «Звездный» |
Разработчик |
Ерешкина Н.М., преподаватель, высшая К квалификационная категория. |
ученая степень, звание, должность, Ф.И.О. |
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии «Естественно-математического цикла»
протокол № ______
Председатель ЦМК ______________/
« ____» _________________2019
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
- условия реализации программы учебной дисциплины |
20 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
21 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО
43.01.02 «Парикмахер»
46.01.01 «Секретарь»,
38.01.03 «Контролер банка»
38.01.02. «Продавец, контролер – кассир»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный учебный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Содержание программы «Математика» направлено на достижение следующих целей: обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики; обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математичекого мышления; обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач; обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Общие цели изучения математики традиционно реализуются в четырех направлениях:
1) общее представление об идеях и методах математики;
2) интеллектуальное развитие;
3) овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями;
4)воспитательное воздействие.
Изучение математики как профильной общеобразовательной учебной дисциплины, учитывающей специфику осваиваемых студентами профессий СПО обеспечивается: выбором различных подходов к введению основных понятий; формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок; обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования сведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии. Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части: общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности; умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов; практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуально учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских проектов. Таким образом, реализация содержания учебной дисциплины ориентирует на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессионального образования, получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения. Содержание учебной дисциплины разработано в соответствии с основными содержательными линиями обучения математике:
алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач; теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи; линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач; стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.
Общеобразовательная учебная дисциплина «Математика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекват пространственных представлений;
- способность воспринимать красоту и гармонию мира;
предметных:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
- сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
- понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;
- использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;
- сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире;
- применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей;
- умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Содержание программы:
Числовые и буквенные выражения
Корень степени n > 1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.
Преобразования выражений, включающих арифметические операции, а также операции возведения в степень и логарифмирования.
Тригонометрия
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Преобразования тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические уравнения.
Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа.
Функции
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Выпуклость функции. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной.
Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. Тригонометрические функции, их свойства и графики, периодичность, основной период. Показательная функция (экспонента), ее свойства и график.
Логарифмическая функция, ее свойства и график. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x,
Начала математического анализа
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций. Производные сложных функций. Вторая производная и ее физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Использование производных при решении уравнений и неравенств, текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
Первообразная. Первообразные элементарных функций. Площадь криволинейной трапеции.. Правила вычисления первообразных. Формула Ньютона - Лейбница.
Понятие об определенном интеграле. Вычисление площадей фигур. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл.
Уравнения и неравенства
Решение рациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений и неравенств.
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение систем уравнений с двумя неизвестными (простейшие типы). Решение систем неравенств с одной переменной.
Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Табличное и графическое представление данных.
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о числе независимости событий. Вероятность и статистическая частота независимости события.
Геометрия
Геометрия на плоскости
Свойство биссектрисы угла треугольника. Решение треугольников. Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площади треугольника: формула Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей.
Стереометрия
Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Многогранники.
Вершины, ребра, грани многогранника.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность.
Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
Сечения многогранников. Построение сечений.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела вращения.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения, сечения, параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере, шару.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Расстояние от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Требования к уровню подготовки выпускников
Числовые и буквенные выражения
Уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Функции и графики
Уметь:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
- решать уравнения, системы уравнений, решать неравенства, используя свойства функций и их графические представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Начала математического анализа
Уметь:
- находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
- исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
- вычислять площадь криволинейной трапеции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Уравнения и неравенства
Уметь:
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы; - доказывать несложные неравенства;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
- вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Геометрия
Уметь:
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя
при необходимости справочники и вычислительные устройства;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
449 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
299 |
в том числе: |
|
лекции |
269 |
практические занятия |
30 |
контрольные работы |
21 |
Самостоятельная работа обучающегося |
150 |
Итоговая аттестация в форме - экзамена |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. (147 час.) |
1 курс |
|
|||
Тема 1. Действительные числа.(13час) |
Содержание учебного материала |
13 |
2 |
||
1 |
Повторение. Числовые множества Действия с дробями. Решение квадратных и дробно-рациональных уравнений и неравенств. |
||||
2 |
Повторение: решение квадратных уравнений и неравенств, равносильность уравнения и неравенств |
||||
3 |
Целые и рациональные числа, действительные числа |
||||
4 |
Модуль действительного числа |
||||
5 |
Арифметический корень |
||||
6 |
Степень с рациональным показателем. |
||||
Контрольная работа №1 |
1 |
3233333 33 |
|||
Практические работы |
- |
||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий: решение квадратных уравнений и неравенств, дробно-рациональных уравнений и неравенств |
5 |
||||
Тема.2.(12час) Степенная функция |
Содержание учебного материала |
12 |
2 |
||
1 |
Степень с действительным показателем. Степенная функция, ее свойства и график |
||||
2 |
Взаимно-обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства |
||||
3 |
Иррациональные уравнения и неравенства |
||||
Контрольная работа №2 |
1 |
2 |
|||
Практические работы №1 Решение иррациональных уравнений |
2 |
||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий: построение графиков степенных функций, решение примеров на применение свойств степеней. |
5 |
||||
Тема.3 Параллельность прямых и плоскостей (18час) |
Содержание учебного материала |
18 |
2 |
|
1 |
Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии. |
|||
2 |
Решение задач на применение аксиом и следствий из аксиом. |
|||
3 |
Параллельные прямые, параллельность прямой и плоскости. |
|||
4 |
Параллельные плоскости, признак параллельности плоскостей. |
|||
5 |
Свойства параллельных плоскостей |
|||
6 |
Тетраэдр, параллелепипед. |
|||
7 |
Свойства граней и диагоналей параллелепипеда.. |
|
Контрольная работа№3 |
1 |
2
|
Практические работы №2 построение сечений в тетраэдре |
2 |
||
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой; построение сечений в многогранниках |
15 |
Тема 4. Показательная функция (10) |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
|
2 |
|
||||
1 |
Показательная функция, ее свойства и график |
|
||||||||
2 |
Показательные уравнения |
|
||||||||
3 |
Показательные неравенства |
|
||||||||
4 |
Системы показательных уравнений |
|
||||||||
Контрольная работа № 4 |
1 |
3 |
||||||||
Практические работы №3решение показательных уравнений и неравенств |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий: опорный конспект- показательная функция , ее свойства и график; решение показательных уравнений и неравенств |
10 |
|||||||||
Тема.5Перпендикулярность прямых и плоскостей (14час) |
Содержание учебного материала |
14 |
2 |
2 |
|
|||||
1 |
Перпендикулярность прямых, перпендикулярность прямой и плоскости. |
|
||||||||
2 |
Перпендикуляр и наклонные. Теорема о трёх перпендикулярах. |
|
||||||||
3 |
Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол, линейный угол. |
|
||||||||
4 |
Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности. |
|
||||||||
Контрольная работа №5 |
1 |
3 |
||||||||
Практические работы №:4решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий: опорные конспекты, решение задач. |
7 |
|||||||||
|
|
|
||||||||
ема.6. Логарифмическая функция(16час) |
Содержание учебного материала |
16 |
2
|
|
2 |
|
||||
1 |
Определение логарифма, виды логарифмов |
|
||||||||
2 |
Свойства логарифмов |
|||||||||
3 |
Логарифмическая функция, ее свойства и график |
|
||||||||
4 |
Логарифмические уравнения |
2 2 |
|
|||||||
5 |
Логарифмические неравенства |
|
||||||||
Контрольная работа №6 Практические работы№5:решение логарифмических уравнений и неравенств Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий, составление таблиц логарифмов, решение уравнений и неравенств, систем логарифмических уравнений |
1 2 8 |
3 |
|
|||||||
Тема.7 Векторы в пространстве (9час) |
Содержание учебного материала |
9 |
2
|
2 |
|
|||||
1 |
Понятие вектора в пространстве |
|
||||||||
2 |
Действия над векторами |
|
||||||||
3 |
Компланарные векторы |
|
||||||||
4 |
Разложение вектора |
|
||||||||
5 |
Правило параллелепипеда |
|||||||||
Контрольная работа №7 |
1 |
3 |
||||||||
Практические работы |
- |
|||||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий, презентации по предложенным темам. |
8 |
|||||||||
Содержание учебного материала |
20 |
2
|
2 |
|
||||||
Тема.8. Тригонометрические формулы (20час) |
||||||||||
1 |
Движение точки по окружности |
|
||||||||
|
2 |
Определение тригонометрических функций, знаки функций |
|
|||||||
3 |
Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента, значения функции |
|
||||||||
4 |
Формулы сложения, формулы приведения |
|
||||||||
5 |
Сумма и разность тригонометрических функций |
|
||||||||
Контрольная работа №8 |
1 |
3 |
||||||||
Практические работы №6:решение примеров с использованием тригонометрических тождеств |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий, таблицы тригонометрических тождеств, решение задач на преобразование тригонометрических выражений. |
7 |
|||||||||
|
Тема.9.(19час) Тригонометрические уравнения |
Содержание учебного материала |
19
|
2
|
|
2 |
|
|||||||
1 |
уравнения cosx=a sinx=atgx=actgx=a, уравнения , сводимые к квадратным. |
|
|||||||||||
2 |
Решение уравнений вида asinx+bcosx=c, решение , однородных уравнений |
|
|||||||||||
3 |
Тригонометрические неравенства |
|
|||||||||||
Контрольная работа №9 |
1 |
3 |
|
||||||||||
Практические работы №7: решение тригонометрических уравнений |
2 |
|
|||||||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий, решение тригонометрических уравнений. |
10 |
|
|||||||||||
Тема.10. Тригонометрические функции (10час) |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
2 |
2 |
||||||||
1Свойства тригонометрических функций и их графики 2Обратные тригонометрические функции |
|
||||||||||||
Контрольная работа №10 |
1 |
3 |
|
||||||||||
Практические работы |
- |
|
|||||||||||
Самостоятельная работа: |
- |
|
|||||||||||
Тема.11.Повторение |
Содержание учебного материала |
6 |
2
|
2 |
|
||||||||
1
|
Решение задач по темам: «Параллельность прямых и плоскостей», « Перпендикулярность прямых и плоскостей», « Векторы»
|
|
|||||||||||
2 |
Решение показательных, иррациональных, логарифмических, тригонометрических уравнений и неравенств
|
|
|||||||||||
|
|||||||||||||
Контрольная работа №11 |
1 |
3 |
|
||||||||||
Практическая работа |
- |
|
|||||||||||
Самостоятельная работа: |
- |
|
|||||||||||
Итого: 147 час., в том числе практических работ: 14час. внеаудиторных самостоятельных работ: 75 час. |
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
Раздел 2 (152 часа) |
2 курс |
|
|
|
|||||||||
20 |
|
||||||||||||
Тема 1.Производная и её геометрический смысл.(20час) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||||||
1 |
Понятие производной. |
|
|||||||||||
2 |
Правила дифференцирования. |
|
|||||||||||
3 |
Производная элементарных функций. |
|
|||||||||||
4 |
Геометрический смысл производной. |
|
|||||||||||
5 |
Уравнение касательной к графику функции. |
|
|||||||||||
Контрольная работа №1 |
1 |
3 |
|
||||||||||
Практические работы №1 нахождение производных, геометрический смысл производной |
2 |
|
|||||||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий, опорный конспект, решение примеров на геометрический смысл производной, составление уравнений касательных к графику функций |
7 |
|
|||||||||||
Тема 2.Многогранники (11час) |
Содержание учебного материала |
11 |
2
|
|
|
||||||||
1 |
Понятие многогранника. Призма. Площадь боковой и полной поверхности призмы |
|
|||||||||||
2 |
Пирамида, элементы пирамиды. Площадь боковой и полной поверхности пирамиды. |
|
|||||||||||
3 |
Понятие правильного многогранника |
|
|||||||||||
Контрольная работа №2 |
1 |
3 |
|
||||||||||
Практические работы №2решение задач на нахождение площадей поверхностей многогранников, нахождение элементов многогранников |
2 |
|
|||||||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий, выполнение моделей многогранников, решение задач. |
5 |
|
|||||||||||
Тема 3Применение производной к исследованию функции(17час) |
Содержание учебного материала |
17 |
2 |
|
|||||||||
1 |
Возрастание и убывание функции, экстремумы функции. |
|
|||||||||||
2 |
Применение производной к построению графиков функций. |
|
|||||||||||
3 |
Наибольшее и наименьшее значения функции. |
|
|||||||||||
4 |
Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке. |
|
|||||||||||
5 |
Производная второго порядка. Выпуклость функции, точки перегиба. |
|
|||||||||||
Контрольная работа №3, №4 |
2 |
2 |
|
||||||||||
Практические работы№3 решение задач на исследование функций с помощью производной |
2 |
|
|||||||||||
Самостоятельная работа: опорный конспект- алгоритм исследование функций, решение задач.. |
12 |
|
|||||||||||
Тема 4 Метод координат в пространстве. Скалярное произведение.(14час)
|
Содержание учебного материала |
14 |
2 |
|
|||||||||
1 |
Прямоугольная система координат в пространстве. |
|
|||||||||||
2 |
Координаты вектора, координаты суммы и разности векторов. Координаты произведения вектора на число. |
|
|||||||||||
3 |
Координаты середины отрезка. |
|
|||||||||||
4 |
Расстояние между точками. Длина вектора. |
|
|||||||||||
5 |
Скалярное произведение векторов |
|
|||||||||||
Контрольная работа №5 |
1 |
|
|||||||||||
Практическая работа№4: действия над векторами |
2 |
|
|||||||||||
Самостоятельная работа: движение в стереометрии, презентации « Геометрия в нашей жизни» |
15 |
|
|||||||||||
Тема 5. Интеграл (17час) |
Содержание учебного материала |
17 |
2 |
|
|
||||||||
1 |
Понятие первообразной функции и её основные свойства. |
|
|||||||||||
2 |
Первообразные основных функций. |
|
|||||||||||
3 |
Нахождение первообразных, график которых проходит через данную точку. |
|
|||||||||||
4 |
Площадь криволинейной трапеции. |
|
|||||||||||
5 |
Понятие интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Вычисление интегралов. |
|
|||||||||||
6 |
Вычисление площади с помощью интегралов. |
|
|||||||||||
Контрольная работа №6,№7 |
2 |
2 |
|
||||||||||
Практические работы №5 Нахождение первообразных |
1 |
|
|||||||||||
Самостоятельная работа: опорный конспект, решение задач по теме. |
8 |
|
|||||||||||
Тема 6 Цилиндр, конус, шар. (15час) |
Содержание учебного материала |
15 |
2 |
|
|
||||||||
1 |
Понятие о телах вращения. |
|
|||||||||||
2 |
Цилиндр, сечение цилиндра. |
|
|||||||||||
3 |
Конус, сечение конуса. |
|
|||||||||||
4 |
Площадь боковой и полной поверхности цилиндра и конуса. |
|
|||||||||||
5 |
Сфера и шар. Площадь поверхности сферы, касательная плоскость. |
|
|||||||||||
Контрольная работа №8 |
1 |
2 |
|
||||||||||
Практические работы №6: решение задач на нахождение площадей поверхности и элементов тел вращения |
2 |
|
|||||||||||
Самостоятельная работа: решение задач по теме. |
5 |
|
|||||||||||
Тема 7 Комбинаторика. Элементы теории вероятности (13 час) |
Содержание учебного материала |
13 |
2 |
|
|
|
||||||||
1 |
Правила произведения. Перестановки. Размещения. Сочетания и их свойства. |
|
|
|||||||||||
2 |
Бином Ньютона |
|
|
|||||||||||
3 |
События, комбинации событий. Противоположные события. Вероятность событий, сложение вероятностей. Независимые события. |
|
||||||||||||
4 |
Умножение вероятностей. Статистическая вероятность. |
|
||||||||||||
Контрольная работа №9 |
1 |
2 |
|
|||||||||||
Практические работы №7 решение задач на нахождение вероятностей событий |
2 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий, решение задач, презентации. |
5 |
|
||||||||||||
Тема 8 Статистика(3час) |
Содержание учебного материала |
3 |
2
|
|
|
|
||||||||
1 |
Случайные величины, Центральные тенденции. Меры разброса. |
|
||||||||||||
- |
|
|
||||||||||||
Контрольная работа |
|
|||||||||||||
Практические работы |
|
|||||||||||||
Самостоятельная работа |
|
|||||||||||||
Тема 9 Объёмы тел(18час). |
Содержание учебного материала |
18 |
2 |
|
|
|
||||||||
1 |
Понятие объёма .Объём прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, цилиндра. |
|
||||||||||||
2 |
Объём призмы, пирамиды. |
|
||||||||||||
3 |
Объём конуса .Объём шара. |
|
||||||||||||
Контрольная работа №10 |
1 |
2
|
||||||||||||
Практические работы №8 решение задач на нахождение объёмов многогранников и тел вращения |
2 |
|||||||||||||
Самостоятельная работа: опорные конспекты, решение задач на нахождение объёмов многогранников и тел вращения. |
8 |
|||||||||||||
Тема 10 Повторение(24час) |
Содержание учебного материала |
24
|
2 |
|
||||||||||
1 |
-Повторение материала дисциплины |
|||||||||||||
2 |
Предэкзаменационная работа |
|||||||||||||
Контрольная работа |
- |
2 |
||||||||||||
Практические работы |
- |
|
||||||||||||
|
||||||||||||||
Самостоятельная работа: выполнение заданий экзаменационных работ прошлых лет |
10 |
|||||||||||||
Итого: 152 час., в том числе практических работ: 16час. внеаудиторных самостоятельных работ: 75час. |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||||
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики, оснащение кабинета информационным наглядным материалом, необходимым для изучения дисциплины и приобретения практических навыков.
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– комплект учебных пособий по алгебре и геометрии 10-11 класс;
– модели объемных геометрических фигур.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Интернет-ресурсы:
1. www.edu.ru (сайт МоиНРФ)
2. www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)
3. www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
4. http://festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»))
5. www.exponenta.ru (образовательный математический сайт)
6. http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернет и другое)
Дополнительные источники:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
Проводить тождественные преобразования выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Строить графики степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Решать простейшие уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения сечений геометрических тел. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Выполнять операции над векторами и пользоваться свойствами этих операций. |
Решение упражнений на уроке, контрольная работа. |
Дифференцировать элементарные функции, строить графики функций с помощью производной |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Находить первообразные элементарных функций, площади фигур с помощью интегралов. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Знания: |
|
Свойства арифметического корня натуральной степени. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Свойства степени с рациональным и действительным показателем. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Свойства логарифмов и основное логарифмическое тождество. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Основные тригонометрические формулы. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Таблица производных элементарных функций. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Таблица первообразных элементарных функций |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольные работы. |
Аксиомы стереометрии. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Определения, теоремы параллельности прямых и плоскостей |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Определения, теоремы перпендикулярности прямых и плоскостей |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Многогранники, их элементы, площади поверхности, объёмы |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Действия над векторами в пространстве |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
Тела вращения, их элементы, площади поверхностей, объёмы тел вращения. |
Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (см. таблицу).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
Балл (отметка) |
Вербальный аналог |
|
90-100 |
5 |
ОТЛИЧНО |
80-89 |
4 |
ХОРОШО |
70-79 |
3 |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
МЕНЕЕ 70 |
2 |
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.