РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Оценка 4.9
docx
23.02.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДб.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
РП_ОУДб. 01 Русский язык_23.02.07_2021_3.10.docx

Приложение III.01

к образовательной программе

по специальности 23.02.07

Техническое обслуживание и ремонт

двигателей, систем и агрегатов автомобилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОУДб.01 Русский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана в соответствии с:

    Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 № 413 (зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2012, регистрационный № 24480);

    Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 № 1568 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 декабря 2016, регистрационный № 44946);

    примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», протокол № 3 от 21 июля 2015 г. (регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г.)

 

 

 

Рабочая программа рассмотрена

на заседании ЦК ООГСЭиОПД

 

Протокол № ___

от «___» июня 2021 г.

 

Председатель ЦК

_____________ С.А. Тростянко

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

_________________ Т.Б. Балобанова

«____» июня 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочую программу разработал:

преподаватель высшей квалификационной категории, филолог, преподаватель русского языка и литературы _________________________/ Г.В. Позмогова


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

1.      Общая характеристика УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

8

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

15

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

17

 

 

 


1. Общая характеристика рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДб. 01 Русский язык

 

1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина ОУДб.01 Русский язык входит в общеобразовательный цикл ППССЗ как общая учебная дисциплина (базовая).

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

 

1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

        Содержание программы учебной дисциплины ОУДб.01 «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

-             совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

-             формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

-             совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

-             дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУДб.01 «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

 - сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

 

Результаты изучения учебной дисциплины:

 

Код ОК

Знать

Уметь

ОК 02, ОК 04 - 06, ОК 10

-  связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-  смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-  основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-  орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

-     осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-     анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-     проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-     использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-     извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-     создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-     применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-     соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-     соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

-     использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

 

В результате изучения учебной дисциплины создаются условия для формирования общих компетенций (далее – ОК):

 

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения:

определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания:

Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

 

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Умения:

организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания:

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

 

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Умения:

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Знания:

особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

Умения:

описывать значимость своей специальности для развития экономики и среды жизнедеятельности граждан российского государства; проявлять и отстаивать базовые общечеловеческие, культурные и национальные ценности российского государства в современном сообществе

Знания:

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности для развития экономики и среды жизнедеятельности граждан российского государства; основы нравственности и морали демократического общества; основные компоненты активной гражданско-патриотической позиции основы культурных, национальных традиций народов российского государства

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

Умения:

понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания:

правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы

(бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

 

 

 


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

53

в том числе:

 

теоретическое обучение

8

практические занятия

31

консультации

2

Промежуточная  аттестация (комплексный экзамен)

12

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Компетенции, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

 

Введение

Содержание учебного материала

2

ОК 06

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО.

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.

Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

2

Тема 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи

 

Содержание учебного материала

8

ОК 05, ОК 10

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста, анализ структуры текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

2

Практическое занятие № 1.  Функциональные стили речи

4

Практическое занятие № 2. Текст как произведение речи

2

Тема 2.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

 

Содержание учебного материала

2

ОК 05

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Орфоэпический и графический анализ слова. Использование орфоэпического словаря.

Наблюдение над выразительными средствами фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных. Правописание согласных. Употребление букв Ь и Ъ. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З- /С-. Правописание И – Ы после приставок.  Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. 

 

Практическое занятие № 3. Закономерности функционирования фонетической системы русского языка.

2

Тема 3.

Лексика и фразеология

 

Содержание учебного материала

2

ОК 02, ОК 05

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

 

Практическое занятие № 4. Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц.

2

Тема 4.

Морфемика,  словообразование,  орфография

Содержание учебного материала

3

 

ОК 05

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных    слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.

2

Практическое занятие № 5. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ.

1

 Тема 5.

Морфология и орфография

Содержание учебного материала

10

ОК 05

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

Практическое занятие № 6. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

2

Практическое занятие № 7. Трудные вопросы правописания суффиксов разных частей речи.

2

Практическое занятие № 8. Трудные случаи слитного, дефисного раздельного написания.

2

Практическое занятие № 9. Служебные части речи. Трудные случаи правописания.

2

Тема 6.

Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

12

ОК 04, ОК 05

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.  Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

 

Практическое занятие № 10. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение

2

 

Практическое занятие № 11. Односложное простое предложение.

2

 

Практическое занятие № 12. Односложное простое предложение.

2

 

Практическое занятие № 13. Сложное предложение.

2

 

Практическое занятие № 14. Сложное предложение.

2

 

Практическое занятие № 15. Прямая, косвенная речь, цитаты, диалог. Знаки препинания при них.

2

 

Консультация

2

 

Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена

12

 

Всего

53

 

              


3. условия реализации программы дисциплины

 

На учебных занятиях применяются интерактивные формы работы, которые стимулируют познавательную мотивацию обучающихся, помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, дает возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Для позитивного восприятия обучающимися требований преподавателя, привлечения их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности на учебных занятиях между преподавателем и обучающимися устанавливаются доверительные отношения.

На учебном занятии соблюдаются общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (преподавателем) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Кабинет Русского языка для проведения практических занятий и дисциплинарной подготовки.

Перечень учебно-наглядных пособий:

Раздаточный материал по темам: словари, «Функциональные стили речи», «Фонетика», «Простое и сложное предложение»
Мультимедийные материалы по темам: «Лексика», «Фразеология», «Фонетика»

Оснащенность оборудованием:

ПК, мультимедиа проектор (переносной), экран проекционный (переносной).
Учебная мебель: столы, стулья, доска меловая

Программное обеспечение:

лицензионное программное обеспечение общего и специального назначения Microsoft Windows (договор №6714-20 от 31.08.2020 до 31.08.2021), Microsoft Office Professional Plus (договор №6714-20 от 31.08.2020 до 31.08.2021), Zoom (бесплатная версия) – свободно-распространяемое ПО.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы учебной дисциплины библиотечный фонд имеет печатные и информационные ресурсы.

 

3.2.1 Основные источники:

1.         Власенков, Александр Иванович. Русский язык. Литература. Русский язык. 10-11 [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2018. - 287 с.

2.  Лобачева, Н. А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 222 с. - (Профессиональное образование). — https://www.biblio-online.ru/bcode/437644 

3.  Лобачева, Н. А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 222 с. - (Профессиональное образование). — https://www.biblio-online.ru/bcode/437644 

4.  Лобачева, Н. А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 232 с. - (Профессиональное образование). — https://www.biblio-online.ru/bcode/438028 

5.         Лобачева, Н. А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 127 с. - (Профессиональное образование). -https://www.biblio-online.ru/bcode/438029 

6.         Русский язык. 10 - 11 класс : учебник для образовательных учреждений. Базовый уровень: в 2-х ч. Ч.1/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 392 с.

7.         Русский язык. 10 - 11 класс : учебник для образовательных учреждений. Базовый уровень: в 2-х ч. Ч.1/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 392 с.

8.         Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 314 с. — (Профессиональное образование).— https://www.biblio-online.ru/bcode/436540 

 

3.2.2 Дополнительные источники:

1.         Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). — https://www.biblio-online.ru/bcode/412284 

2.        Русский язык [Текст]: методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Русский язык» для обучающихся по всем специальностям СПО очной формы обучения / ТИУ; сост. Г. В. Позмогова. - Тюмень: ТИУ, 2018. - 64 с.

 

3.2.3. Профессиональные базы данных

  1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - http://gramota.ru/

  2. Русские словариhttp://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050

  3. Библиотека Гумер — языкознание. Лингвистика. Филология. Языкознание https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Index_Ling.php

 

3.2.4. Информационные ресурсы

1. Русский филологический портал. - Режим доступа: http://www.philology.ru.

2. http://www.gramma.ru - Культура письменной речи

3.    http://www.philology.ru – Русский филологический портал

4.    https://tonbext.tonb.ru  - Тюменская областная научная библиотека

5.    http://ru.wikipedia.org   - Свободная энциклопедия

 

 


  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Результаты обучения

(знания, умения, ОК)

Показатели оценки

Методы оценки

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

ОК 02, ОК 06

демонстрирует связь языка и истории, культуры русского и других народов;

 текущий контроль в форме устного опроса по теме Введение

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

ОК 05, ОК 10

демонстрирует знание смысла понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

текущий контроль в форме тестирования по теме 1.

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

ОК 02

демонстрирует знание основных единиц и уровней языка, их признаки и взаимосвязь;

текущий контроль в форме устного опроса по темам Введение, 1, 2, 3, 4, 5

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

ОК 04, 05

демонстрирует знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

текущий контроль в форме устного опроса по теме 2; тестирования по темам 3, 4, 5, 6

 

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

ОК 05, ОК 10

демонстрирует знания норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

текущий контроль в форме устного опроса по теме 1

Умения:

осуществлять речевой самоконтроль;

ОК 02, ОК 04-06, ОК 10

демонстрирует умение осуществлять речевой самоконтроль;

текущий контроль выполнения практических занятий № 1-15

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

ОК 05, ОК 10

демонстрирует  умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

текущий контроль выполнения

практических занятий № 1, 2

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

ОК 2, ОК 04-06, ОК 10

демонстрирует способность анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

текущий контроль выполнения

практических занятий № 1-15

 

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

ОК 05, ОК 10

демонстрирует способность  проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

текущий контроль выполнения

практических занятий № 1, 2

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

ОК 04, ОК 05

демонстрирует использование основных видов чтения при выполнении работ;

 

текущий контроль выполнения

практических занятий № 4

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

ОК 02

демонстрирует способность извлекать из разных источников необходимую информацию и её преобразовывает;

текущий контроль выполнения

практических занятий № 4, 6 - 15

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

ОК 05, ОК 10

демонстрирует способность создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

текущий контроль выполнения

практических занятий № 1, 2, 10-15

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

ОК 2, ОК 04-06, ОК 10

демонстрирует способность  применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

текущий контроль выполнения

практических занятий № 1-15

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

ОК 2, ОК 04-06, ОК 10

демонстрирует способность соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

текущий контроль выполнения

практических занятий № 1-15

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

ОК 05

демонстрирует способность соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

текущий контроль выполнения

практических занятий № 1-15

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

ОК 05, ОК 10

демонстрирует способность использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

текущий контроль выполнения

практических занятий № 1, 2

 


Скачано с www.znanio.ru

Приложение III .01 к образовательной программе по специальности 23

Приложение III .01 к образовательной программе по специальности 23

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

Общая характеристика рабочей ПРОГРАММЫ

Общая характеристика рабочей ПРОГРАММЫ

Результаты изучения учебной дисциплины:

Результаты изучения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины создаются условия для формирования общих компетенций (далее –

В результате изучения учебной дисциплины создаются условия для формирования общих компетенций (далее –

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Средства и виды связи предложений в тексте

Средства и виды связи предложений в тексте

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта

Местоимение . Значение местоимения

Местоимение . Значение местоимения

Знаки препинания в предложениях с междометиями

Знаки препинания в предложениях с междометиями

Основные единицы синтаксиса.

Основные единицы синтаксиса.

На учебных занятиях применяются интерактивные формы работы, которые стимулируют познавательную мотивацию обучающихся, помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений, помогают установлению…

На учебных занятиях применяются интерактивные формы работы, которые стимулируют познавательную мотивацию обучающихся, помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений, помогают установлению…

Лобачева, Н. А. Русский язык.

Лобачева, Н. А. Русский язык.

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

ОК 04, ОК 05 демонстрирует использование основных видов чтения при выполнении работ; текущий контроль выполнения практических занятий № 4 извлекать необходимую информацию из различных источников:…

ОК 04, ОК 05 демонстрирует использование основных видов чтения при выполнении работ; текущий контроль выполнения практических занятий № 4 извлекать необходимую информацию из различных источников:…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2022