Приложение III.01
к образовательной программе
по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб.01 Русский язык
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана в соответствии с:
− Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 № 413 (зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2012, регистрационный № 24480);
− Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 № 1568 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 декабря 2016, регистрационный № 44946);
− примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», протокол № 3 от 21 июля 2015 г. (регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г.)
Рабочая программа рассмотрена
на заседании ЦК ООГСЭиОПД
Протокол № ___
от «___» июня 2021 г.
Председатель ЦК
_____________ С.А. Тростянко
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_________________ Т.Б. Балобанова
«____» июня 2021 г.
Рабочую программу разработал:
преподаватель высшей квалификационной категории, филолог, преподаватель русского языка и литературы _________________________/ Г.В. Позмогова
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1. Общая характеристика УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
15 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
17 |
1. Общая характеристика рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб. 01 Русский язык
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина ОУДб.01 Русский язык входит в общеобразовательный цикл ППССЗ как общая учебная дисциплина (базовая).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины ОУДб.01 «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУДб.01 «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
Результаты изучения учебной дисциплины:
Код ОК |
Знать |
Уметь |
ОК 02, ОК 04 - 06, ОК 10 |
- связь языка и истории, культуры русского и других народов; - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения |
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста |
В результате изучения учебной дисциплины создаются условия для формирования общих компетенций (далее – ОК):
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
|
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
Знания: Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации
|
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
|
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности
|
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
|
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе |
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения |
|
Умения: описывать значимость своей специальности для развития экономики и среды жизнедеятельности граждан российского государства; проявлять и отстаивать базовые общечеловеческие, культурные и национальные ценности российского государства в современном сообществе |
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности для развития экономики и среды жизнедеятельности граждан российского государства; основы нравственности и морали демократического общества; основные компоненты активной гражданско-патриотической позиции основы культурных, национальных традиций народов российского государства |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. |
|
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
|
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы |
53 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
8 |
практические занятия |
31 |
консультации |
2 |
Промежуточная аттестация (комплексный экзамен) |
12 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Компетенции, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
|
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 06 |
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО. Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования. |
2 |
||
Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
|
Содержание учебного материала |
8 |
ОК 05, ОК 10 |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста, анализ структуры текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. |
2 |
||
Практическое занятие № 1. Функциональные стили речи |
4 |
||
Практическое занятие № 2. Текст как произведение речи |
2 |
||
Тема 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 05 |
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Орфоэпический и графический анализ слова. Использование орфоэпического словаря. Наблюдение над выразительными средствами фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных. Правописание согласных. Употребление букв Ь и Ъ. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З- /С-. Правописание И – Ы после приставок. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. |
|
||
Практическое занятие № 3. Закономерности функционирования фонетической системы русского языка. |
2 |
||
Тема 3. Лексика и фразеология
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 02, ОК 05 |
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. |
|
||
Практическое занятие № 4. Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц. |
2 |
||
Тема 4. Морфемика, словообразование, орфография |
Содержание учебного материала |
3 |
ОК 05 |
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. |
2 |
||
Практическое занятие № 5. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ. |
1 |
||
Тема 5. Морфология и орфография |
Содержание учебного материала |
10 |
ОК 05 |
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Служебные части речи Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. |
2 |
||
Практическое занятие № 6. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. |
2 |
||
Практическое занятие № 7. Трудные вопросы правописания суффиксов разных частей речи. |
2 |
||
Практическое занятие № 8. Трудные случаи слитного, дефисного раздельного написания. |
2 |
||
Практическое занятие № 9. Служебные части речи. Трудные случаи правописания. |
2 |
||
Тема 6. Синтаксис и пунктуация |
Содержание учебного материала |
12 |
ОК 04, ОК 05 |
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. |
|
||
Практическое занятие № 10. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение |
2 |
|
|
Практическое занятие № 11. Односложное простое предложение. |
2 |
|
|
Практическое занятие № 12. Односложное простое предложение. |
2 |
|
|
Практическое занятие № 13. Сложное предложение. |
2 |
|
|
Практическое занятие № 14. Сложное предложение. |
2 |
|
|
Практическое занятие № 15. Прямая, косвенная речь, цитаты, диалог. Знаки препинания при них. |
2 |
|
|
Консультация |
2 |
|
|
Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена |
12 |
|
|
Всего |
53 |
|
На учебных занятиях применяются интерактивные формы работы, которые стимулируют познавательную мотивацию обучающихся, помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, дает возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для позитивного восприятия обучающимися требований преподавателя, привлечения их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности на учебных занятиях между преподавателем и обучающимися устанавливаются доверительные отношения.
На учебном занятии соблюдаются общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (преподавателем) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Кабинет Русского языка для проведения практических занятий и дисциплинарной подготовки.
Перечень учебно-наглядных пособий:
Раздаточный материал по темам: словари, «Функциональные стили речи», «Фонетика», «Простое и сложное предложение»
Мультимедийные материалы по темам: «Лексика», «Фразеология», «Фонетика»
Оснащенность оборудованием:
ПК, мультимедиа проектор (переносной), экран проекционный (переносной).
Учебная мебель: столы, стулья, доска меловая
Программное обеспечение:
лицензионное программное обеспечение общего и специального назначения Microsoft Windows (договор №6714-20 от 31.08.2020 до 31.08.2021), Microsoft Office Professional Plus (договор №6714-20 от 31.08.2020 до 31.08.2021), Zoom (бесплатная версия) – свободно-распространяемое ПО.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы учебной дисциплины библиотечный фонд имеет печатные и информационные ресурсы.
3.2.1 Основные источники:
1. Власенков, Александр Иванович. Русский язык. Литература. Русский язык. 10-11 [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2018. - 287 с.
2. Лобачева, Н. А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 222 с. - (Профессиональное образование). — https://www.biblio-online.ru/bcode/437644
3. Лобачева, Н. А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 222 с. - (Профессиональное образование). — https://www.biblio-online.ru/bcode/437644
4. Лобачева, Н. А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 232 с. - (Профессиональное образование). — https://www.biblio-online.ru/bcode/438028
5. Лобачева, Н. А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 127 с. - (Профессиональное образование). -https://www.biblio-online.ru/bcode/438029
6. Русский язык. 10 - 11 класс : учебник для образовательных учреждений. Базовый уровень: в 2-х ч. Ч.1/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 392 с.
7. Русский язык. 10 - 11 класс : учебник для образовательных учреждений. Базовый уровень: в 2-х ч. Ч.1/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 392 с.
8. Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 314 с. — (Профессиональное образование).— https://www.biblio-online.ru/bcode/436540
3.2.2 Дополнительные источники:
1. Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). — https://www.biblio-online.ru/bcode/412284
2. Русский язык [Текст]: методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Русский язык» для обучающихся по всем специальностям СПО очной формы обучения / ТИУ; сост. Г. В. Позмогова. - Тюмень: ТИУ, 2018. - 64 с.
3.2.3. Профессиональные базы данных
1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - http://gramota.ru/
2. Русские словари - http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
3. Библиотека Гумер — языкознание. Лингвистика. Филология. Языкознание https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Index_Ling.php
3.2.4. Информационные ресурсы
1. Русский филологический портал. - Режим доступа: http://www.philology.ru.
2. http://www.gramma.ru - Культура письменной речи
3. http://www.philology.ru – Русский филологический портал
4. https://tonbext.tonb.ru - Тюменская областная научная библиотека
5. http://ru.wikipedia.org - Свободная энциклопедия
Результаты обучения (знания, умения, ОК) |
Показатели оценки |
Методы оценки |
Знания: |
||
связь языка и истории, культуры русского и других народов; ОК 02, ОК 06 |
демонстрирует связь языка и истории, культуры русского и других народов; |
текущий контроль в форме устного опроса по теме Введение |
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; ОК 05, ОК 10 |
демонстрирует знание смысла понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; |
текущий контроль в форме тестирования по теме 1. |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; ОК 02 |
демонстрирует знание основных единиц и уровней языка, их признаки и взаимосвязь; |
текущий контроль в форме устного опроса по темам Введение, 1, 2, 3, 4, 5 |
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; ОК 04, 05 |
демонстрирует знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; |
текущий контроль в форме устного опроса по теме 2; тестирования по темам 3, 4, 5, 6
|
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. ОК 05, ОК 10 |
демонстрирует знания норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. |
текущий контроль в форме устного опроса по теме 1 |
Умения: |
||
осуществлять речевой самоконтроль; ОК 02, ОК 04-06, ОК 10 |
демонстрирует умение осуществлять речевой самоконтроль; |
текущий контроль выполнения практических занятий № 1-15 |
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; ОК 05, ОК 10 |
демонстрирует умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; |
текущий контроль выполнения практических занятий № 1, 2 |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; ОК 2, ОК 04-06, ОК 10 |
демонстрирует способность анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; |
текущий контроль выполнения практических занятий № 1-15
|
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; ОК 05, ОК 10 |
демонстрирует способность проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; |
текущий контроль выполнения практических занятий № 1, 2 |
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; ОК 04, ОК 05 |
демонстрирует использование основных видов чтения при выполнении работ;
|
текущий контроль выполнения практических занятий № 4 |
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; ОК 02 |
демонстрирует способность извлекать из разных источников необходимую информацию и её преобразовывает; |
текущий контроль выполнения практических занятий № 4, 6 - 15 |
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; ОК 05, ОК 10 |
демонстрирует способность создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; |
текущий контроль выполнения практических занятий № 1, 2, 10-15 |
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; ОК 2, ОК 04-06, ОК 10 |
демонстрирует способность применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; |
текущий контроль выполнения практических занятий № 1-15 |
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; ОК 2, ОК 04-06, ОК 10 |
демонстрирует способность соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; |
текущий контроль выполнения практических занятий № 1-15 |
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; ОК 05 |
демонстрирует способность соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; |
текущий контроль выполнения практических занятий № 1-15 |
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. ОК 05, ОК 10 |
демонстрирует способность использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |
текущий контроль выполнения практических занятий № 1, 2 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.