Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.02 Литература (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива)
Оценка 4.6

Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.02 Литература (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива)

Оценка 4.6
doc
15.10.2021
Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.02 Литература (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива)
РП ОУП.02 Литература МЛ-21-01.doc

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зам. директора по УР

 ___________Н.А. Краснопевцева
«_____» __________ 20_____ г.

 

 

 

 

 

 Рабочая программа учебной дисциплины

ОУП.02 Литература

 

 

программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии

                                                                   

23.01.09 Машинист локомотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Самара, 2021 г.


 

Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.02 Литература, для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 9 от 12.05.18 г 

 

 

Разработчики:

Преподаватель ГАПОУ  «СГК»: Дунина В.А.

 

 

 

          

 

 

Одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

лингвистики

Протокол № 8 от 18.03.2021 г.       

Председатель П(Ц)К А.С. Кочергина

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………..4

1.1. Область применения программы………………………………………………………………….4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:……………………………………………………………………………………………….4

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:……………………………………………………………………………………….4

1.4. Перечень формируемых компетенций:………………………………………………………….15

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:…………………16

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ……………………………...16

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………………………………………….16

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……………………………………...17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………….38

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………………….38

3.2. Информационное обеспечение обучения……………………………………………………….38

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины…..41

Приложение 1…………………………………………………………………………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.02 Литература

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.01.09 Машинист локомотива

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

            Учебная дисциплина ОУП.02 Литература является обязательным учебным предметом из обязательной предметной области  «Филология» ФГОС среднего общего образования.

            При реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина ОУД.01 Литература изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

            В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины ОУП.02 Литература - в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы ОУП.02 Литература  направлено на достижение следующих целей:

-       воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

-       формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-       развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

-       образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;

-       устной и письменной речи учащихся;

-       освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-       формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-       совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;

-       поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

 

Освоение содержания учебной дисциплины ОУП.02 Литература обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,

а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в

поликультурном мире;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-

ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-

ности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо-

собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образо-

ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятель-

ности;

−− эстетическое отношение к миру;

−− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание

чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения

к русской литературе, культурам других народов;

−− использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-

личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов

и др.);

метапредметных:

−− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять

причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор-

мулировать выводы;

−− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сферу своих интересов;

−− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали-

зировать, использовать в самостоятельной деятельности;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания;

предметных:

−− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания

других культур, уважительного отношения к ним;

−− сформированность навыков различных видов анализа литературных произ-

ведений;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за

собственной речью;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-

ций, рефератов, сочинений различных жанров;

−− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической

литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния

на формирование национальной и мировой культуры;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный

контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художествен-

ного произведения;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и

выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных

и письменных высказываниях;

−− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их

жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,

созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич-

ностного восприятия и интеллектуального понимания;

−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной

литературы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

-              связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-              смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-              основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-              орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-              нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

-              образную природу словесного искусства;

-              содержание изученных литературных произведений;

-              основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

-              основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-              основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

-                осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-                анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

-                проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-                воспроизводить содержание литературного произведения;

-                анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя

-                сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

-                соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

-                раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

-                соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-                определять род и жанр произведения;

-                сопоставлять литературные произведения;

-                выявлять авторскую позицию;

-                выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-                аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-                писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

-                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

 

 

 

1.4. Перечень формируемых компетенций:

 

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению

обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и

общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения

основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения

пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного

запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории

народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами

русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

 

Конкретизация результатов освоения ПК (Приложение 1)

 

 

 

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка студента 236 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная  учебная  нагрузка 157 часов,

- самостоятельная  работа студента 79 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.02 Литература

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

236

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

157

в том числе:

 

 

Лекции

в том числе:

диктанты

сочинения

тесты

        47

 

 

 

 

     практические занятия

в том числе:

контрольные работы

диктанты

сочинения

тесты

проверочные работы

110

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента(всего)

79

в том числе:

 

подготовка к аудиторным занятиям (написание рефератов, докладов, сочинений)

 

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена  в 3 семестре

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОУП.02 Литература

 

I Семестр

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. Литература как историко-культурный процесс.

Содержание учебного материала

1

2

1.Периодизация и специфика русской литературы.

1

Раздел 1. Русская  литература XIX века.

 

62

 

Тема 1.1.  Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века.

Содержание учебного материала

8

 

1

 

2. Практическое занятие №1. Романтизм. Особенности русского романтизма.

1

Самостоятельная работа 1: Поиск информации на тему «Предки Пушкина и его семья» (подготовить сообщение).

1

 

3.Жизнь и творчество А.С. Пушкина.

1

2

4. Практическое занятие №2. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

1

Самостоятельная работа 2: Чтение источника: Цикл «Петербургские повести» Н.В. Гоголь; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

5.Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова.

1

2

6.Творческий путь Н.В. Гоголя.

1

Самостоятельная работа 3: Чтение источника: «Мцыри» М.Ю. Лермонтов, ответить на вопросы для самоконтроля

1

 

7. Практическое занятие №3. Цикл «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.

1

2

8.Практическое занятие №4. Сочинение-миниатюра на тему «Образ лирического героя в творчестве М.Ю. Лермонтова».

1

Самостоятельная работа 4: Составить конспект в картинках  романа М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени».

1

 

9.Практическое занятие №5. Анализ романа М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени».

1

2

Тема 1.2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.

Содержание учебного материала

42

1

10. Практическое занятие №6. Культурно-историческое развитие России середины XIX века.

1

Самостоятельная работа 5: Чтение источника: «Гроза» А. Н. Островский, ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

11. Практическое занятие №7. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов.

1

1

12.Жизненный и творческий путь А. Н. Островского.

1

Самостоятельная работа 6: Составить план-конспект драмы А. Н. Островского «Гроза».

1

 

13. Практическое занятие №8. Драма А. Н. Островского «Гроза». Художественные особенности драмы.

1

2

14.Практическое занятие №9. Сочинение-миниатюра на тему «Особенности конфликта в драме А.Н. Островского «Гроза».

1

Самостоятельная работа 7: Чтение источника: «Обломов» И. А. Гончаров, ответить на вопросы для самоконтроля.»).

1

 

15. Практическое занятие №10. Анализ монологов Катерины (А.Н. Островский «Гроза»)

1

2

16.Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова.

1

Самостоятельная работа 8: Поиск информации на тему «Женские образы в романах И.А.  Гончарова» (подготовить сообщение).

1

 

17. Практическое занятие №11. Роман И.А. Гончарова «Обломов».

1

2

18.Практическое занятие №12. Просмотр и обсуждение фрагментов из к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

1

 

Самостоятельная работа 9: Чтение источника: «Отцы и дети» И. С. Тургенев, ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

19.Практическое занятие №13. Тест по роману «Обломов» И.А. Гончарова.

1

2

 

20.Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева.

1

Самостоятельная работа 10: Ответить на вопросы по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1

 

21. Практическое занятие №14. Роман «Отцы и дети»: сюжет, характеристика персонажей.

1

2

22. Практическое занятие №15. Сочинение на тему «Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1

Самостоятельная работа 11: Составить план -конспект статьи М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени».

1

 

23.Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского.

1

2

24. Практическое занятие №16. Роман Н. Г. Чернышевского  «Что делать?».

1

Самостоятельная работа 12: Чтение источника: «Очарованный странник» Н.С. Лесков, ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

25. Практическое занятие №17. Сочинение-миниатюра на тему «Над чем заставляет задуматься роман Н. Г. Чернышевского  «Что делать?».

1

2

26. Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Самостоятельная работа 13: Чтение источника:  «Дикий помещик», «Карась-идеалист», «Либерал», «Ворон-челобитчик» М. Е. Салтыков-Щедрин; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

27. Практическое занятие №18. Замысел, история создания «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1

2

28. Практическое занятие №19. Анализ  фантастических мотивов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина как средства сатиры (по сказкам «Дикий помещик», «Карась-идеалист», «Либерал», «Ворон-челобитчик»).

1

Самостоятельная работа 14: Чтение источника:  «Очарованный странник» Н.С. Лесков; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

29. Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.

1

2

 

30. Практическое занятие №20. Сказовая форма повествования (по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»).

1

2

Самостоятельная работа 15: Чтение источника:  «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

31.Ф.М. Достоевский: жизнь и творчество.

1

2

32. Практическое занятие №21. Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.  Своеобразие жанра.

1

Самостоятельная работа 16: Составить план-конспект по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

1

 

33.Практическое занятие №22. Сочинение-миниатюра на тему «Тварь я дрожащая или право имею?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

1

2

34. Практическое занятие №23. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл его теории (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

1

Самостоятельная работа 17: Составить конспект в картинках романа «Идиот» Ф.М. Достоевского.

1

 

35. Практическое занятие №24. Символические образы в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

1

2

36. Практическое занятие №25. Особенности  романа «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского.

1

Самостоятельная работа 18: Ответить на вопросы по романам Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Униженные и оскорбленные».

1

 

37. Практическое занятие №26. Роман Ф.М. Достоевского  «Идиот»: особенности сюжета.

1

2211

38. Практическое занятие №27. Полифонизм романов Ф. М. Достоевского.

1

Самостоятельная работа 19: Чтение источника:  «Война и мир» Л.Н. Толстой (1 том); ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

39.Трагичность взаимоотношений героев Ф.М. Достоевского с внешним миром.

1

2

40.Жизненный путь и творческая биография Л.Н. Толстого.

1

Самостоятельная работа 20: Поиск информации на тему «Тема дома в романе «Война и мир», ответить на вопросы самоконтроля.

1

 

 

41. Практическое занятие №28. Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого: система героев.

1

2

42. Практическое занятие №29. Сочинение - миниатюра на тему «Авторский идеал семьи в романе «Война и мир».

1

Самостоятельная работа 21: Составить конспект в картинках романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

1

 

43. Практическое занятие №30. Проблема русского национального характера в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого

1

2

44. Практическое занятие №31. Пацифизм Л.Н. Толстого в цикле «Севастопольские рассказы».

1

Самостоятельная работа 22: Ответить на вопросы по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

1

 

45. Практическое занятие №32. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Светское общество конца XIX века.

1

2

46.«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

1

Самостоятельная работа 23: Чтение источника:  «Вишневый сад» А.П. Чехов; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

47.А.П. Чехов. Юмористические рассказы.

1

 

2

Самостоятельная работа 24: Составить план-конспект рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре».

1

 

48. Практическое занятие №33. Драматургия А.П. Чехова.

1

 

2

49. Практическое занятие №34. Комедия «Вишневый сад».

1

2

Самостоятельная работа 25: Поиск информации на тему «Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова», ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

50. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

1

2

Самостоятельная работа 26: Чтение источника: «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий»; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

 

51.Новаторство Чехова в литературе.

1

2

Самостоятельная работа 27: Тестирование на тему «Творчество А.П. Чехова».

1

 

2

 

I семестр

максимальная нагрузка (всего часов)  - 78                                          

обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего часов)  - 51

самостоятельная работа студента (всего часов) -27

практических занятий - 34

 

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

 

 

II Семестр

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.3. Поэзия второй половины XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

12

 

55. Практическое занятие №35. Обзор русской поэзии второй половины XIX века.

1

2

56. Практическое занятие №36. Литературные направления русской литературы второй половины XIX века.

1

Самостоятельная работа 28: Подготовка доклада на тему «Русская и зарубежная литература второй половины 19 века».

1

 

57.Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева.

1

2

58. Практическое занятие №37. Особенности лирики Ф. И. Тютчева.

1

Самостоятельная работа 29: Прочтение и анализ стихотворений Ф. И. Тютчева.

1

 

59.Практическое занятие №38. Прочтение и анализ стихотворений Ф.И. Тютчева.

1

 

Самостоятельная работа 30: Поиск информации на тему «Философские основы творчества Ф. И. Тютчева», ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

60.Жизненный и творческий путь А. А. Фета

1

2

61. Практическое занятие №39. Особенности лирики А. А. Фета.

1

Самостоятельная работа 31: Прочтение и анализ стихотворений А.А. Фета.

1

 

62.Практическое занятие №40. Прочтение и анализ стихотворений А.А. Фета.

1

2

63.Биография А. К. Толстого.

1

Самостоятельная работа 32: Чтение источника: «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

 

64. Практическое занятие №41. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого.

1

2

65.Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова.

1

Самостоятельная работа 33: Ответить на вопросы по творчеству Н.А. Некрасова.

1

 

66. Практическое занятие №42. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

 

1

2

Раздел 2. Литература ХХ века.

 

94

 

Тема 2.1. Особенности развития литературы и других видов искусства

в начале XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

19

2

67. Практическое занятие №43. Серебряный век как культурно-историческая эпоха.

1

Самостоятельная работа 34: Подготовить сообщение на тему «Социально-политическая обстановка в России начала 20 века».

1

 

68.Жизнь и творчество И. А. Бунина.

1

2

69. Практическое занятие №44. Лирика И. А. Бунина.

 

Самостоятельная работа 35: Прочтение и анализ стихотворений И. А. Бунина.

1

 

70. Практическое занятие №45. Проза И. А. Бунина.

1

2

Самостоятельная работа 36: Чтение источника: «Гранатовый браслет», «Олеся» А.И. Куприн; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

71.А.И. Куприн. Жизненный и творческий путь.

1

2

72. Практическое занятие №46. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся».

1

73. Практическое занятие №47. Символизм.

1

Самостоятельная работа 37: Прочтение и анализ стихотворений начала 20-го века (1-2 на выбор студента)

1

 

74. Практическое занятие №48. Акмеизм.

1

2

75. Практическое занятие №49. Футуризм.

1

76. Практическое занятие №50. Новокрестьянская поэзия.

1

2

Самостоятельная работа 38: Поиск информации на тему «Наследие символизма и акмеизма», ответить на вопросы самоконтроля.

1

 

77. Практическое занятие №29. М. Горький. Пьеса «На дне»

1

2

78. Практическое занятие №51. Характеристика героев пьесы «На дне».

1

Самостоятельная работа 39: Написание очерка творчества М. Горького.

1

 

79. Практическое занятие №52. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

1

2

80. Практическое занятие №53. Гимн революции в поэме «Двенадцать».

1

Самостоятельная работа 40: Чтение источника: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» М. Горький; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

81. Практическое занятие №54. Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра» в русле романтической традиции.

1

 

2

82. Практическое занятие №55. Романтизм в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

1

Самостоятельная работа 41: Сочинение на тему «Романтическиц герой в произведениях М. Горького».

1

 

83.Практическое занятие № 56. Сочинение на тему: «Значение символов в рассказе И.А. Куприна «Гранатовый браслет».

1

2

 Самостоятельная работа 42: Подготовить реферат на тему «Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна: общее и различное».

1

 

 84.Практическое занятие № 57. Дискуссия на тему «Мой любимый

поэт второй половины XIX века». 

1

2

85.Практическое занятие № 58. Дискуссия на тему «Мой любимый

поэт второй половины XIX века». 

1

 

Самостоятельная работа 43: Чтение источника: «Во весь голос» В.В. Маяковский; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

Тема 2.2. Особенности развития литературы 1920-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

14

1

86. Практическое занятие №59. Литературный процесс 1920-х годов.

1

87. Практическое занятие № 60. Подготовка доклада об одном из писателей 1920-х годов (на выбор студента).

1

2

Самостоятельная работа 44: Заполнить таблицу по теме «Литературный процесс 1920-х годов».

1

 

88.В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.

1

2

89. Практическое занятие №61. Своеобразие лирики В.В. Маяковского.

1

90. Практическое занятие №62. Тема поэта и поэзии в поэме «Во весь голос».

1

Самостоятельная работа 45: Поиск информации на тему «Тема Родины в творчестве С. А. Есенина» (подготовить сообщение).

1

 

91.С.А. Есенин. Жизнь и творчество.

1

2

92. Практическое занятие №63. Прочтение и анализ стихотворений С.А. Есенина.

1

Самостоятельная работа 46: Очерк творчества С.А. Есенина.

1

 

93. Практическое занятие №64. Лирический герой в поэзии С.А. Есенина

1

2

94. Практическое занятие №65. Поэма «Анна Снегина»: художественные особенности.

1

Самостоятельная работа 47: Письменно ответить на вопросы по поэме С. А. Есенина «Анна Снегина».

1

 

95.Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность.

1

2

Самостоятельная работа 48: Поиск информации на тему «Серапионовы братья» (подготовить сообщение).

1

 

96.А.А.Фадеев. Жизнь и творчество.

1

2

97. Практическое занятие №66. Роман «Разгром». Особенности романа.

1

Самостоятельная работа 49: Письменно ответить на вопросы по роману «Разгром» А. А. Фадеева.

1

 

98. Практическое занятие №67. Сочинение на тему «Революция в романе А. А. Фадеева «Разгром».

1

2

99. Практическое занятие №68. Анализ творчества литературных объединений 20-х годов XX века (ВАПП, РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ОБЭРИУты, ЛЕФ и РЕФ).

1

2

Тема 2.3. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов.

 

 

Содержание учебного материала

13

 

100. Практическое занятие №69. Становление новой культуры в 1930-е годы.

1

2

101. Практическое занятие №70. Поэтический мир М. И. Цветаевой.

1

102.Практическое занятие № 71. Прочтение и анализ стихотворений М. И. Цветаевой.

1

 

103. Практическое занятие №72. Фольклорные мотивы в поэмах М.И. Цветаевой («Егорушка», «Царь- Девица», «Молодец», «Крысолов»).

1

2

104.Биография О. Э. Мандельштама: его жизнь и творчество.

1

105. Практическое занятие № 73. Прочтение и анализ стихотворений О. Э. Мандельштама.

1

 

106.Жизнь и творчество И.Э. Бабеля.

1

2

107. Практическое занятие №74. Проблематика и особенности поэтики прозы И.Э. Бабеля.

1

 

108. Практическое занятие № 75. Проверочная работа по теме «Жизнь и творчество И. Э. Бабеля».

1

2

109.Краткий обзор жизни и творчества М.А. Булгакова.

1

 

110. Практическое занятие №76. Роман М.А. Булгакова  «Белая гвардия»: художественные особенности.

1

2

111. Практическое занятие №77. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра.

2

2

112.Биография А.Н. Толстого.

1

2

 

113. Практическое занятие №78. Тема русской истории в творчестве А.Н. Толстого.

1

2

 

114. Практическое занятие №79. Роман А.Н. Толстого «Петр Первый». Своеобразие жанра.

1

 

 

115. Практическое занятие №80. Образ Петра Первого в романе А.Н. Толстого «Петр Первый».

1

 

 

Самостоятельная работа 50: Поиск информации на тему «Казачий быт в романе М. Шолохова «Тихий Дон» (подготовить сообщение).

1

 

 

116. Практическое занятие №81. Мир и человек в рассказах М. Шолохова.

1

2

 

117. Практическое занятие №82. Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон».

1

 

 

Самостоятельная работа 57: Прочтение отдельных глав романа М. Шолохова «Тихий Дон».

1

 

 

118. Практическое занятие №83. Система образов в романе «Тихий Дон»

1

2

 

Самостоятельная работа 51: Подготовка к  практическому занятию: ответить на вопросы для самоконтроля по произведениям (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Н.В. Гоголь «Шинель», А.С. Пушкин «Медный всадник»).

1

 

 

119.Практическое занятие №84. Дискуссия «Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский)».

1

2

 

120.Практическое занятие №89. Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В. Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко).

1

 

 

 

Самостоятельная работа 52: Выучить стихотворение: «Песня последней встречи» А.А. Ахматова, ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

Тема 2.4. Особенности развития литературы периода Великой

Отечественной войны и первых послевоеных лет.

 

Содержание учебного материала

7

1

 

121.А.А. Ахматова. Жизнь и творчество.

1

 

 

122. Практическое занятие №90. Художественное своеобразие поэмы «Реквием».

1

2

 

Самостоятельная работа 53: Прочтение и анализ стихотворений А. А. Ахматовой.

1

 

 

123.Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество.

1

2

 

II Семестр

максимальная нагрузка (всего часов)  - 106

обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего часов)  -72

самостоятельная работа студента (всего часов) – 33

практических занятий – 56

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

 

III Семестр

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

 

1

 

2

3

4

Тема 2.4. Особенности развития литературы периода Великой

Отечественной войны и первых послевоеных лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

 

2

124.Система образов в романе «Доктор Живаго»

1

Самостоятельная работа 54: Прочтение отдельных глав романа.

 

125. Практическое занятие №91. Образ Ю. Живаго в романе «Доктор Живаго».

1

Самостоятельная работа 55: Подготовка к сочинению: написать тему и основную мысль, составить план ( обязательно выразить свое мнение по данной теме).

1

 

126.Практическое занятие №92. Сочинение на тему: «Тема любви в лирике А. Ахматовой».

1

2

127.Практическое занятие №93. Сочинение на тему: «Тема любви в лирике А. Ахматовой».

1

Самостоятельная работа 56: Поиск информации на тему «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой» (подготовить сообщение).

1

 

Тема 2.5. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

17

1

128.Развитие литературы 1950—1980-х годов.

1

Самостоятельная работа 57: Прочтение критических статей.

 

 

129. Практическое занятие №94. Художественное своеобразие прозы В. Шаламов.

1

2

Самостоятельная работа 58: Прочтение рассказов В. Шаламова.

1

 

130.Художественное своеобразие прозы В. Шукшина. Художественное своеобразие прозы В. Быкова.

1

2

Самостоятельная работа 59: Чтение источника: «Звездный билет» В. Аксенов; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

131.Историческая тема в советской литературе.

1

2

132. Практическое занятие №95. В. Аксенов. Становление личности в романе «Звездный билет».

1

Самостоятельная работа 60: Поиск информации на тему «Жанр и язык поэзии Высоцкого» (подготовить сообщение).

1

 

133. Практическое занятие №96. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов(Русский самиздат 1960-1980-х годов).

1

2

134. Практическое занятие №97. Поэзия Р. Гамзатова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого как отражение тенденций в поэзии второй половины XX века.

1

Самостоятельная работа 61: Чтение источника: «По праву памяти» А. Т. Твардовский; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

135. Практическое занятие №98. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Биография и обзор творчества А. Т. Твардовского.

1

2

Самостоятельная работа 62: Чтение источника: «Утиная охота» А. Вампилов; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

136.Творческая биография А. И. Солженицына. Отражение лагерной темы в произведениях А.И. Солженицына.

1

2

Самостоятельная работа 63: Очерк жизни и творчества А.И. Солженицына.

 

137. Практическое занятие №99. Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Особенности пьесы А. Вампилова «Утиная охота».

1

Самостоятельная работа 64: Поиск информации  на тему «Авангард в поэзии второй половины ХХ века» (подготовить сообщение).

1

 

138.Практическое занятие №100. Сочинение на тему: «Тема родины в лирике XX века».

1

2

139.Практическое занятие №101. Сочинение  на тему: «Тема войны в лирике XX века».

1

Самостоятельная работа 65: Чтение источника: «Жестокие игры» А. Арбузов; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

140.Практическое занятие №102. Анализ ведущих направлений лирики А. Т. Твардовского.

1

2

141. Практическое занятие №103. Анализ мотива игры в творчестве А. Арбузова: «Жестокие игры».

1

Самостоятельная работа 66: Чтение источника: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» И. Бродский; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

Тема 2.6. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов

(три волны эмиграции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

4

 

142.Первая волна эмиграции русских писателей. Творчество И. Бродского.

1

2

Самостоятельная работа 67: Прочтение и анализ стихотворений И. Бродского.

1

 

143. Практическое занятие №104. Творчество А. Синявского. Творчество Г. Владимова.

1

2

Самостоятельная работа 68: Поиск информации на тему «История: три волны русской эмиграции» (подготовить сообщение).

1

 

Тема 2.7. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов.

Содержание учебного материала

12

 

144.Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века.

1

2

Самостоятельная работа 69: Подготовить доклад об одном из писателей конца ХХ — начала ХХI века.

 

145. Обзор современной литературы (конец XX — начало XXI века).

1

Самостоятельная работа 70: Чтение источника:  «Стих о святой Варваре» С. Аверинцев; ответить на вопросы для самоконтроля.

1

 

146.Творчество  Б. Ахмадулиной в контексте традиций русской поэзии. Особенности лирики Б. Ахмадулиной

1

2

Самостоятельная работа 71: Прочтение и анализ стихотворений Б. Ахмадулиной.

1

 

147.Биография С. Аверинцева. Духовная поэзия С. Аверинцева.

1

2

Самостоятельная работа 72: Поиск информации на тему «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века» (подготовить сообщение).

1

 

148. Практическое занятие №105. Драматургия постперестроечного времени. Поэтика драмы Б. Акунина «Чайка».

1

2

 

Самостоятельная работа 73: Подготовить реферат на тему «Фантастика в современной литературе».

1

 

149.Практическое занятие №106. Анализ отражения постмодернистского мироощущения в современной литературе (по рассказам Татьяны Толстой «Факир», «Соня»).

1

2

150.Практическое занятие №107. Анализ развития русской рок-поэзии (на материале текстов В. Цоя, А. Башлачева).

1

Самостоятельная работа 74: Поиск информации  на тему «Ведущие жанры современной литературы» (подготовить сообщение).

1

 

151. Практическое занятие №108. Анализ развития русской рок-поэзии (на материале текстов В. Бутусова, Б. Гребенщикова).

1

2

152. Поэзия 2000-х гг.

1

Самостоятельная работа 75: Поиск информации  на тему: «Ведущие черты современной поэзии» (подготовить сообщение).

1

 

Раздел 3. Зарубежная литература

Содержание учебного материала

11

 

153.У. Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет, принц Датский».

1

2

Самостоятельная работа 76: Тестирование по теме «У. Шекспир. Жизнь и творчество».

1

 

154.Чтение трагедии «Гамлет, принц Датский». О. де Бальзак Роман «Шагреневая кожа»

1

2

Самостоятельная работа 77: Прочтение романа О. де Бальзака «Шагреневая кожа».

1

 

155. Практическое занятие №109. Творчество П. Коэльо. «Алхимик». Своеобразие сюжета.

1

2

Самостоятельная работа 78: Очерк жизни и творчества П. Коэльо.

 

 

156. Практическое занятие №110. Импрессионизм в литературе. Поэты-импрессионисты.

1

2

 

157.Романтизм в зарубежной литературе. Обзор зарубежной литературы ХХ века.

1

2

 

 

Самостоятельная работа 79: Персоналии зарубежной литературы XX века

 

 

 

Экзамен

 

 

 

III Семестр

максимальная нагрузка (всего часов)  -53

обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего часов)  -34 самостоятельная работа студента (всего часов) -  19

практических занятий - 20

 

 

 

ВСЕГО:

максимальная нагрузка (всего часов)  - 236

обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего часов)  - 157 самостоятельная работа студента (всего часов) -  79

практических занятий - 110                         

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.02 Литература

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

            Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  гуманитарных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству студентов;

Рабочее место преподавателя;

Доска классная

Шкаф книжный

Выписки из учебного плана

Рабочие программы УД

Календарно-тематические  планы

Учебно-методическая и справочная литература

Сборники лекций

Методические разработки занятий

Контрольные задания, тесты для текущего контроля

Материалы для промежуточной аттестации для студентов

комплект заданий для тестирования и контрольных работ;

 

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;

интерактивная доска с  программным обеспечением

Перечень методических указаний, разработанных преподавателем: методические указания по выполнению практических работ, методические указания по выполнению самостоятельной работы.

Учебно-наглядные пособия:

1.     Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред.проф.образования. – М.: Академия, 2012. – 384 с.

2.     Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи – Ростов н/Д.:                                                         Феникс, 2008. – 380 с.

3.     Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык – М.:ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2008. – 432 с.

4.     В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература в 2ч. Ч.1 – М.:ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2008. – 336 с.

5.     В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература в 2ч. Ч.2 – М.:ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2008. – 288 с.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

-              Обернихина Г.А. Литература: учеб. Для НПО и СПО: в 2 ч. Ч.1.- М.: Академия, 2013. - 384 с.

-              Обернихина Г.А. Литература: учеб. Для НПО и СПО: в 2 ч. Ч.2.- М.: Академия, 2013. - 400 с.

-              Обернихина Г.А. Литература: учеб. Для НПО и СПО: в 2 ч. Ч.1.- М.: Академия, 2012.

-              Обернихина Г.А. Литература: учеб. Для НПО и СПО: в 2 ч. Ч.2.- М.: Академия, 2012.

-              Обернихина Г.А. Литература: практ.- учеб. Пос.Для НПО и СПО.- М.: Академия, 2011.

-              Обернихина Г А.. Обернихина Г.А. Литература - учеб.- М.: Русское слово, 2010.

-               

Дополнительные источники:

1)    Сахаров В.И. Литература. 10 кл. в 2 ч. ч. 1– М.: Русское слово, 2008.

2)    Сахаров В.И. Литература 10 кл. в 2ч. Ч2.- М.: Русское слово, 2008.

3)    Чалмаев В.А. Литература. 11 кл. в 2 ч. ч. 1, ч. 2. – М.: Русское слово, 2008.

4)    Чалмаев В.А. Литература. 11 кл. в 2 ч. ч. 1, ч. 2. – М.: Русское слово, 2008.

5)    Сухих И.Н. Литература: учеб. Для 11 кл.( базовый уровень): В 2ч. Ч.2.- М.: Академия, 2011.

6)    Сухих И.Н.Литература: учеб. Для 11 кл.( базовый уровень): В 2ч. Ч.1.- М.: Академия, 2011.

7)    Сухих И.Н. Литература: учеб. Для 10 кл.( базовый уровень): В 2ч. Ч.1.- М.: Академия, 2011.

8)    Сухих И.Н. Литература: учеб. Для 10 кл.( базовый уровень): В 2ч. Ч.2.- М.: Академия, 2011.

9)    Алташкина В.Д. Зарубежная литер. и культура эпохи просвещения. – учеб пособ. .- М.: Академия, 2010.

10)                       Дарвин М.Н. Теория литературных жанров. - М.: Академия, 2011.

11)                       Агеносов В.В. Литература: учеб. – М.: Дрофа, 2010.

12)                       Тимина А.Н. Русская литература 20 века.- учеб. - М.: Академия, 2011.

13)                       Зинин С.А. Литература 19 века. Хрестоматия. Учеб пособ - М.: Русское слово, 2010.

14)                       Обернихина Г.А. Литература: практикум: учеб.пос. Для НПО и СПО - М.: Академия, 2013. - 352с.

15)                       Обернихина Г.А. Литература: практикум: учеб.пос. Для НПО и СПО - М.: Академия, 2009. - 272с.

16)                       Оберниха Г.А. Уроки поэзии. Поэтические шедевры русских поэтов XVIII–XIX вв. Учеб. Пособ. – М.: ИНФРА-М, 2012 – 464 с.

 

Интернет-ресурсы:

·              www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).

·              www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).

·              www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

·                www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).

 

 

Перечень методических указаний, разработанных преподавателем:

а) методические указания по выполнению практических работ

1)    ОУП.02 Литература;

б) методические указания по выполнению самостоятельной работы

1)    ОУП.02 Литература;

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

ОУП.02 Литература

 

Методическое обеспечение для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины отражено  в Комплекте контрольно-оценочных средств по дисциплине.

Результаты обучения

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать:

1.      образную природу словесного искусства;

2.      содержание изученных литературных произведений;

3.      основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

4.      основные закономерности историко-литературного процесса и черт литературных направлений;

5.      основные теоретико-литературные понятия.

 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

аудирование и чтение

·           использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, озна­комительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной за­дачи;

·           извлекать необходимую информацию из различных источников: учеб­но-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор­мации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

·      воспроизводить содержание литературного произведения;

·      анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

·     соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

·     определять род и жанр произведения;

·     сопоставлять литературные произведения;

·     выявлять авторскую позицию;

·     выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

·     аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

·           писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

        сочинения;

        внеаудиторная самостоятельная работа;

        выполнение тестовых заданий;

        устные ответы;

        доклады;

        рефераты;

        экзамен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.02 Литература

Таблица 1

Наименование образовательного результата ФГОС СПО

Виды учебной деятельности

Кол-во часов

Самостоятельная внеаудиторная работа

Кол-во часов

−− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания

других культур, уважительного отношения к ним;

−− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за

собственной речью;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической

литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния

на формирование национальной и мировой культуры;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный

контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и

выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных

и письменных высказываниях;

 

Наименование практических занятий:

 

·        Практическое занятие № 1. Сочинение-миниатюра на тему «Образ лирического героя в творчестве М.Ю. Лермонтова».

·        Практическое занятие №2. Анализ романа М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени».

·        Практическое занятие № 3. Сочинение-миниатюра на тему «Особенности конфликта в драме А.Н. Островского «Гроза».

·        Практическое занятие № 4. Просмотр и обсуждение фрагментов из к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

·        Практическое занятие № 5. Тест по роману «Обломов» И.А. Гончарова.

·        Практическое занятие № 6. Сочинение-миниатюра на тему «Над чем заставляет задуматься роман Н. Г. Чернышевского  «Что делать?».

·        Практическое занятие № 7. Сочинение-миниатюра на тему «Тварь я дрожащая или право имею?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

·        Практическое занятие № 8. Прочтение и анализ стихотворений Ф.И. Тютчева.

·        Практическое занятие № 9. Прочтение и анализ стихотворений А.А. Фета.

·        Практическое занятие № 10. Сочинение на тему: «Значение символов в рассказе И.А. Куприна «Гранатовый браслет».

            Практическое занятие № 11. Дискуссия на тему «Мой любимый поэт второй половины XIX века». 

             Практическое занятие № 12. Дискуссия на тему «Мой    любимый  поэт второй половины XIX века». 

·        Практическое занятие № 13. Подготовка доклада об одном из писателей 1920-х годов (на выбор студента).

·        Практическое занятие № 14. Прочтение и анализ стихотворений С.А. Есенина.

·        Практическое занятие № 15. Сочинение на тему «Революция в романе А. А. Фадеева «Разгром».

·        Практическое занятие № 16. Прочтение и анализ стихотворений М. И. Цветаевой.

·        Практическое занятие № 17. Прочтение и анализ стихотворений О. Э. Мандельштама.

·               Практическое занятие № 18. . Проверочная работа по теме «Жизнь и творчество И. Э. Бабеля».

·               Практическое занятие № 19. Дискуссия «Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский)».

·               Практическое занятие № 20. Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В. Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко).

·               Практическое занятие № 21. Сочинение на тему: «Тема любви в лирике А. Ахматовой».

·               Практическое занятие № 22. Сочинение на тему: «Тема любви в лирике А. Ахматовой».

·               Практическое занятие №23. Сочинение на тему: «Тема родины в лирике XX века».

·               Практическое занятие №24. Сочинение  на тему: «Тема войны в лирике XX века».

·               Практическое занятие №25. Анализ ведущих направлений лирики А. Т. Твардовского.

·        Практическое занятие № 26. Анализ отражения постмодернистского мироощущения в современной литературе (по рассказам Татьяны Толстой «Факир», «Соня»).

·        Практическое занятие №27. Анализ развития русской рок-поэзии (на материале текстов В. Цоя, А. Башлачева).

·        Практическое занятие № 28. Анализ развития русской рок-поэзии (на материале текстов В. Бутусова, Б. Гребенщикова).

·        Практическое занятие № 29. Творчество П. Коэльо. «Алхимик». Своеобразие сюжета.

 

Темы теоретических занятий:

·        Цикл «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.

·        Культурно-историческое развитие России середины XIX века.

·        Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов.

·        Жизненный и творческий путь А. Н. Островского.

·        Драма «Гроза». Художественные особенности драмы.

·        Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова.

·        Роман И.А. Гончарова «Обломов».

·        Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева.

·        Роман Н. Г. Чернышевского  «Что делать?».

·        Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова.

·        Обзор русской поэзии второй половины XIX века.

·        Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

·        Серебряный век как культурно-историческая эпоха.

·        Лирика и проза И. А. Бунина.

·        А.И. Куприн. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся».

·        Символизм, акмеизм, футуризм.

·        Максим Горький. Пьеса «На дне».

·        А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».

·        Литературный процесс 1920-х годов.

·        В.В. Маяковский. Поэма «Во весь голос».

·        С.А. Есенин. Поэма «Анна Снегина».

·        Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность.

·        Становление новой культуры в 1930-е годы.

 

 

171

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

Тематика самостоятельной работы студентов:

составление обобщающих таблиц по теме;

написание сочинений;

подготовка сообщений;

подготовка докладов;

подготовка рефератов;

конспектирование статей;

прочтение произведений;

выразительное чтение произведений;

анализ произведений;

заучивание стихотворных текстов наизусть

85

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименования  теоретических тем:

 

·        Периодизация и специфика русской литературы.

·        Романтизм. Особенности русского романтизма.

·        Жизнь и творчество А.С. Пушкина.

·        Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

·        Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова.

·        Творческий путь Н.В. Гоголя.

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

ПЛАНИРОВАНИЕ  УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

 

ОУП.02 Литература

 

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Формируемые результаты

 

6.       

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».

 

1

Разбор конкретной ситуации.

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

7.       

Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность.

 

1

Мозговой штурм.

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за

собственной речью;

8.       

Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой.

 

1

Работа в парах.

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации;

9.       

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон».

 

1

Анализ конкретной ситуации.

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

 

 


Скачано с www.znanio.ru

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по

Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины

Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Интернет. Освоение содержания учебной дисциплины

Интернет. Освоение содержания учебной дисциплины

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; −− использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз- личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и…

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; −− использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз- личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и…

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - связь языка и истории, культуры русского и других народов;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - связь языка и истории, культуры русского и других народов;

XIX–XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания…

XIX–XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания…

Перечень формируемых компетенций:

Перечень формируемых компетенций:

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Практическое занятие №3. Цикл «Петербургские повести»

Практическое занятие №3. Цикл «Петербургские повести»

Карась-идеалист», «Либерал», «Ворон-челобитчик»)

Карась-идеалист», «Либерал», «Ворон-челобитчик»)

Карась-идеалист», «Либерал», «Ворон-челобитчик»)

Карась-идеалист», «Либерал», «Ворон-челобитчик»)

Самостоятельная работа 19: Чтение источника: «Война и мир»

Самостоятельная работа 19: Чтение источника: «Война и мир»

XIX века.

XIX века.

Раздел 2. Литература ХХ века. 94

Раздел 2. Литература ХХ века. 94

Раздел 2. Литература ХХ века. 94

Раздел 2. Литература ХХ века. 94

Содержание учебного материала 14 1 86

Содержание учебного материала 14 1 86

Содержание учебного материала 13 100

Содержание учебного материала 13 100

Практическое занятие №80. Образ

Практическое занятие №80. Образ

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество

Содержание учебного материала 2 124

Содержание учебного материала 2 124

Содержание учебного материала 17 1 128

Содержание учебного материала 17 1 128

Содержание учебного материала 4 142

Содержание учебного материала 4 142

Содержание учебного материала 4 142

Содержание учебного материала 4 142

Романтизм в зарубежной литературе

Романтизм в зарубежной литературе

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М

Сухих И.Н. Литература: учеб. Для 10 кл

Сухих И.Н. Литература: учеб. Для 10 кл

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать: 1

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать: 1

Приложение 1 КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Приложение 1 КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Наименование практических занятий: ·

Наименование практических занятий: ·

Наименование практических занятий: ·

Наименование практических занятий: ·

Серебряный век как культурно-историческая эпоха

Серебряный век как культурно-историческая эпоха

Серебряный век как культурно-историческая эпоха

Серебряный век как культурно-историческая эпоха

Таблица 2 ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ

Таблица 2 ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021