МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОО.02 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
2020
СОГЛАСОВАНО Председатель ЦК группы «Техника и технологии наземного транспорта» _________________ Протокол № __ от «___»____2020 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Замдиректора по учебной работе ГБПОУ РО «КТСиА» _____________ «__»_______2020 г. |
|
|
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ПОО.02 Основы технического черчения предназначена для реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик) на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, в редакции от 29.122014 г. №1645;
- ФГОС СПО по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик) (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 08 августа 2013 г. № 847, зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. №29674).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса»
Разработчик:
___________, преподаватель ГБПОУ РО «КТСиА».
Рецензенты:
___________, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»
___________, директор ООО «АколитТранс»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………4
Общая характеристика учебной дисциплины …………………………………….5
Место учебной дисциплины в учебном плане……………………………………7
Результаты освоения учебной дисциплины………………………………..…….7
Тематическое планирование……………………………………………………12
Тематический план………………………………………………………………..12
Содержание учебной дисциплины……………………...……………………..13
Характеристика основных видов деятельности
обучающихся………………………………………………..……………………15
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы…………………………………………………………………………17
Рекомендуемая литература ………………………………………………………17
Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы технического черчения» предназначена для изучения в профессиональном образовательном учреждении СПО, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, с учётом технического профиля получаемого профессионального образования.
Содержание программы общеобразовательной учебной дисциплины «Техническое черчение» направлено на достижение следующих целей:
- развитие мышления, пространственных представлений и графической грамотности обучающихся;
- овладение одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования обучающихся;
- приобщение обучающихся к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства;
- содействие развитию технического мышления, познавательных способностей обучающихся;
- влияние на воспитание у обучающихся самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда;
- воздействие на формирование эстетического вкуса обучающихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
В рамках реализации указанных целей решаются следующие задачи:
- ознакомление с общими правилами чтения, выполнения и оформления чертежей изделий различного назначения согласно ЕСКД;
- изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения её на плоскости;
- развитие логического, пространственного и творческого мышления, статических, динамических, пространственных представлений обучающихся;
- формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве;
- развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие задачи, соприкасающиеся с графической деятельностью, используя разнообразные источники информации: учебники, справочные пособия, ГОСТы, Интернет-ресурсы и др.;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, потребности к самообразованию и творчеству.
Общая характеристика общеобразовательной учебной дисциплины
Содержание программы общеобразовательной учебной дисциплины «Техническое черчение» составлено с учетом требований ФГОС СОО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Техническое черчение», изучает графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, а также общих правилах выполнения, оформления, обращения и чтения некоторых видов графической документации, составленных согласно Единой Системе Конструкторской Документации (далее - ЕСКД), что необходимо для изучения общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
При реализации программы общеобразовательной учебной дисциплины реализуются следующие педагогические технологии: развитие критического мышления, педагогика сотрудничества, проблемное, проектное, развивающее, личностно-ориентированное, саморазвивающее обучение, интерактивные технологии.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта среднего общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с поставленными целями и задачами изучения технического черчения.
Для реализации данной программы составлено календарно – тематическое планирование, создан учебно-методический комплект, применяются различные методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельной работы), методы контроля (повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся, устный опрос, письменный опрос, практическая работа, проверка домашней работы, графическая работа) и методы стимулирования (разъяснение, поощрение и порицание, создание ситуаций успеха в обучении, предъявление учебных требований).
Преподавание курса технического черчения направлено на формирование графической культуры обучающихся, развитие мышления и творческого потенциала обучающегося. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, а также самореализации и формированию мотивации успеха личностных достижений на основе продуктивной деятельности.
Под графической культурой обучающихся будем подразумевать уровень совершенства, достигнутый ими в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры обучающихся, есть процесс овладения языком графики, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.
Творческий потенциал личности обучающихся развивается посредством включения обучающихся в различные виды продуктивной деятельности, связанной с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач в процессе обучения.
Продуктивная деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности обучающихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.).
Промежуточной формой аттестации обучающихся является дифференцированный зачет.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Общеобразовательная учебная дисциплина ПОО.02 Основы технического черчения является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) по профессии СПО 23.01.07 Машинист крана (крановщик), входящей в укрупненную группу специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы технического черчения» принадлежит к предлагаемой образовательным учреждением предметной области ФГОС СОО, является общей учебной дисциплиной в общеобразовательном цикле основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
«Основы технического черчения» изучаются на базовом уровне с учетом технического профиля профессионального образования и специфики осваиваемой профессии СПО.
Результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Техническое черчение» ориентировано на достижение обучающимися образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по технологии основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования;
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Предметный результат обучающегося:
1. Обучающийся должен знать:
- об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;
- об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
- о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
- о видах изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
- о правилах оформления чертежей;
- о методах проецирования;
- о видах соединений;
- о чертежах различного назначения.
2 . Обучающийся должен уметь:
- правильно пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять геометрические построения;
- наблюдать и анализировать форму несложных предметов;
- выполнять технический рисунок;
- выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
- читать чертежи несложных изделий;
- осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
- изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины Техническое черчение направлено на формирование у обучающихся общих компетенций (далее - ОК), определенных во ФГОС СПО по данной профессии, которые являются результатом освоения ППКРС.
Общие компетенции:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 . Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
При реализации содержания ПОО.02 Основы технического черчения в пределах освоения ОПОП СПО по 23.01.07 Машинист крана (крановщик) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет - __51_ часов, из них:
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Максим |
Сам. работа |
Всего аудит. |
В том числе |
|||
Теорет. |
Практич. |
|||||
|
1 семестр |
|||||
1 |
Правила оформления чертежей. |
5 |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
Шрифты чертежные. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом. |
4 |
- |
4 |
2 |
2 |
3 |
Нанесение размеров. Масштабы. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
4 |
Способы проецирования. |
9 |
6 |
3 |
|
3 |
5 |
Получение и построение аксонометрических проекций. |
21 |
8 |
13 |
2
|
11 |
6 |
Порядок построения изображений на чертежах. |
8 |
- |
8 |
1 |
7 |
|
Итого за дисциплину: |
51 |
17 |
34 |
8 |
26 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тема 1. Правила оформления чертежей |
Содержание теоретических занятий Содержание дисциплины и ее значение в подготовке слесаря по ремонту автомобилей. Связь с другими общеобразовательными дисциплинами, профессиональными модулями. Роль чертежа в жизни человека. Имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи. Содержание данных в современном чертеже. Графические изображения. Организация рабочего места. Подготовка чертежного инструмента к работе. Правила оформления чертежей. Размеры форматов. Назначение линий чертежа. ГОСТ 2.301-68*(ЕСКД) Форматы; ГОСТ 2.104-68*(ЕСКД) Основные надписи; ГОСТ 2.303-68*(ЕСКД) Линии; ГОСТ 2.302-68*(ЕСКД) Масштабы; ГОСТ 2.307-68(ЕСКД) Нанесение размеров и предельных отклонений; ГОСТ 2.304-81(ЕСКД) Шрифты чертежные. |
3 |
2 |
Практические занятия Оформление чертежа: рамка, штамп. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий: На формате А4выполнить линии чертежа. |
1 |
||
Тема 2. Шрифты чертежные. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом. |
Содержание теоретических занятий Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом. |
2 |
2 |
Практические занятия Написание прописных и строчных букв и цифр. Выполнение основной надписи.
|
2 |
|
|
Тема 3. Нанесение размеров. Масштабы. |
Практические занятия Нанесение выносных размеров. ПР №1 Графическая работа «Чертеж плоской детали» |
2 |
|
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий: Выполнение чертежа детали в трех масштабах с проставлением размеров. Решение графических задач. |
2 |
||
Тема 4. Способы проецирования. |
Практические занятия Проецирование на одну плоскость проекций. Проецирование на две плоскости проекций. Проецирование на три плоскости проекций. |
3 |
|
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий: Заполнение таблицы «Проекции детали». Решение графических задач. Построение фронтальной проекции равностороннего треугольника. Построение изометрической проекции правильного шестиугольника. |
6 |
||
Тема 5. Получение и построение аксонометрических проекций. |
Содержание теоретических занятий Расположение видов на чертеже. Местные виды. Название проекций, полученных при проецировании на три плоскости проекций и их расположение. |
2 |
2 |
Практические занятия Построение аксонометрических проекций плоских фигур. Построение аксонометрических проекций плоскогранных предметов Фронтальные диметрические и изометрические проекции окружностей. Проекции группы геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение проекций точек на поверхности предмета. ПР №2 Графическая работа «Построение аксонометрической проекции детали по тем видам». ПР №3 Графическая работа «Построение трех видов детали по наглядному изображению». ПР №4 Графическая работа «Выполнение технического рисунка детали». |
11 |
|
|
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий: Построение недостающих проекций точек, заданных на ребрах предмета. Решение графических задач. |
8 |
||
Тема 6. Порядок построения изображений на чертежах. |
Содержание теоретических занятий Способ построения изображений на основе анализа формы предметов. Последовательность построения видов на чертеже детали. Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида. |
1 |
2 |
Практические занятия Выполнение чертежа детали по описанию. Дополнение чертежа недостающими линиями. Построение профильных проекций. Построение отсутствующих проекций. ПР №5 Графическая работа «Построение третьего вида по двум заданным». Дифференцированный зачет |
7 |
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ |
Наименование тем |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1 |
Правила оформления чертежей. |
- анализировать чертеж как изображение на плоскости формата; - различать основные признаки: чертежа, эскиза, схемы, технического рисунка, развертки, формата, типа линий, рамки, основной надписи; - использовать знания правил оформления чертежей при выполнении заданий; порядка организации рабочего места, назначения и подготовки чертежного инструмента к работе; - решать графические задачи, используя знания правил оформления чертежей; - находить оптимальное решение при выполнении графических задач. |
2 |
Шрифты чертежные. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом. |
- использовать знания правил написания прописных и строчных букв и цифр чертежного шрифта; - формирование навыков начертания прописных и строчных букв и цифр. - использовать знания написания шрифта при решении графических задач.. |
3 |
Нанесение размеров. Масштабы. |
- распознавать используемый масштаб и размеры используемые на чертежах; - пользоваться чертежными инструментами при решении графических задач; - описывать используемые: формат, рамку, основную надпись; - закрепление умений и навыков по построению чертежа и обозначению размеров; - анализировать применение масштаба с нанесением размеров на чертеже; - использовать основные правила, приемы и методы нанесения размеров; выносные и размерные линии; стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности; правила постановки размерных цифр; нанесение размерных чисел, знаков и букв; масштаба. |
4 |
Способы проецирования.
|
- использовать основные правила, приемы и методы проецирования как изображение предмета на плоскости. - анализировать общие сведения о проецировании; примеры проекций; проекция точки на плоскость; центральное, параллельное, прямоугольное, косоугольное проецирование; - использовать при решении графических задач знания понятий: проецирование, плоскость - фронтальная, горизонтальная, вид - главный, сверху. |
5 |
Получение и построение аксонометрических проекций. |
- использовать основные правила, приемы и методы прямоугольного проецирования на плоскости проекций. - анализировать общие сведения о проецировании, активности, самостоятельности суждений при поиске решений графических задач; - изображение предмета на три плоскостях проекций; расположение видов на чертеже; местные виды; - закрепление умений и навыков при проецировании:: фронтальном, горизонтальном, профильном; виды: главный, сверху, сбоку; - описывать и строить аксонометрические проекции; - анализировать диметрическую и изометрическую проекции; построение осей аксонометрических проекций геометрических тел. |
6 |
Порядок построения изображений на чертежах. |
- анализировать расположении видов на чертежах, формирование навыков построения видов на чертеже; - распознавать главный вид; развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач; - описывать и анализировать расположение видов на чертеже в проекционной связи; - рациональное использование чертежных инструментов; начертание основных линий чертежа; - решать графические задачи: плоскости проекций, расположение видов на чертеже. |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины «Техническое черчение» имеется в наличии учебный кабинет «Строительного и технического черчения. Инженерной графики».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением
Муляжи и макеты.
Комплект учебно-наглядных пособий по «техническому черчению» (комплект плакатов).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся:
1. Бродский А.М.учебник «Черчение (металлообработка)».- Академия, М., 2018г;
2. Ботвинников А.Д.и другие учебник «Черчение».- Астрель, М., 2013 г;
3. Ботвинникова А.Д. и др. Методическое пособие к учебнику «Черчение».- «АСТ Астрель», М., 2013г.
4. Вышнепольский В. И., рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А. Д. Ботвинникова и др., «АСТ Астрель», М., 2013 г.
Для преподавателей:
1 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
3 Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4 Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной 38 политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
5 Уточнения Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.) (одобрены Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО». Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).
Интернет-ресурсы
Направление |
Краткая аннотация. Адрес |
Википедия Свободная энциклопедия |
Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. http://wikipedia.org/ |
ЕСКД
|
Единая система конструкторской документации. http://propro.ru |
ViktoriaStar.ru |
Основы технического черчения. Машиностроительное черчение. Статьи. http://www.viktoriastar.ru |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.